Пакс (литургический объект)
Пакс Средние был предметом, который использовался в века и эпоху Возрождения для поцелуя мира в католической мессе . Прямые поцелуи между празднующими и прихожанами были заменены поочередным целованием пакса, который разносили присутствующим. Использовался широкий спектр материалов, форма пакса также была различной, но обычно включала плоскую поверхность, которую можно было целовать. Часто пакс держали с прикрепленной к нему длинной ручкой, и, кажется, между каждым человеком его протирали тряпкой. Некоторые паксы представляют собой очень сложные и дорогие предметы, и большинство сохранившихся предметов попадает в этот класс, но подавляющее большинство, вероятно, представляло собой очень простые изделия из дерева или латуни . Обычно включалось изображение, обычно Девы Марии или Иисуса Христа или включая его . [1]
Пакс начал заменять настоящие поцелуи в 13 веке, очевидно, из-за ряда опасений по поводу сексуальных, социальных и медицинских последствий реальных поцелуев. Впервые это задокументировано в Англии, и историк мессы 17-го века кардинал Джованни Бона связал введение с францисканским орденом . Человек, державший пакс, произнес «Pax tecum» и получил ответ «Et cum Spiritu Tuo» («Мир вам», «И с вашим духом»). Пакс постепенно вышел из общего употребления, хотя Католическая энциклопедия в 1911 году заявила, что он все еще практиковался, когда были задействованы «прелаты и князья», но «не для других, за исключением редких случаев, установленных обычаем». [2] В 20-м веке физический поцелуй, теперь чаще рукопожатие, был возрожден во время мессы (и снова исчез во время пандемии COVID ). [3]
Pax было латинским названием, альтернативным вариантом которого были osculatorium , osculum pacis и Instrumentum pacis . Pax также использовался в английском языке, где их также называли pax board и pax-brede , или «paxbrede». Другим латинским термином был pacificale , который до сих пор иногда используется в итальянском и немецком языках. [4] Современный термин « табличка пакс» может использоваться, особенно историками церкви, а историки искусства в основном отдают предпочтение слову «пакс». [5] Слово «Оскулятор» используется в некоторых источниках XIX века. [6] а некоторые утверждают, что здесь имеется в виду подвеска, которую священник носил на шее. есть однострочная запись Этого нет в большинстве современных исследований, хотя в Oxford Art Online . [7] Переводчики, незнакомые с этой концепцией, могут ввести на английский язык дополнительные имена. Кустафель («поцелуйная доска») — одно из немецких имён.
История
[ редактировать ]Поцелуй мира был включен в мессу Западной церкви, по крайней мере, со II века, а Восточная церковь имела его эквивалент. Предполагалось, что обмен поцелуями возможен только между представителями одного пола, но многочисленные упоминания о межполовых поцелуях показывают, что такая возможность оставалась. [8] Исключением была брачная месса на свадьбах, когда священник целовал жениха, а тот затем целовал невесту. [9] [10] [11] Другими исключениями были мессы в дни перед Пасхой , когда ассоциация с предательским поцелуем Иуды могла быть слишком сильной, и Поцелуй мира был полностью опущен. [12]
Доска пакс, заменяющая Поцелуй мира, впервые упоминается в 1248 году в статуте архиепископа Йоркского и, по-видимому, была английским изобретением, возможно, ограничивавшимся Англией до следующего столетия. статуте синода Эксетерской 1287 епархии года и описи собора Святого Павла Следующие упоминания содержатся в в Лондоне 1297 года. К 1328 году в посмертную опись владений королевы Венгрии Клементии , вдовы короля Франции Людовика X , входил «ung portepais d'argent» («серебряный мир»). [13]
Ранние тексты основного труда Rationale divinorum officiorum Гийома Дюрана , епископа Менде на юге Франции, [14] который циркулировал с 1286 года, не упоминается о паксе. Но в первом народном переводе на французский язык 1382 года есть вставленное упоминание «la paix porter». [15] Синод в Праге в 1355 году — первое упоминание о Священной Римской империи ; Синод рекомендовал ввести pax, если прихожане не хотят обмениваться настоящими поцелуями. [16] Другие свидетельства, в том числе сохранившиеся паксы, показывают, что он распространился, по крайней мере, на Италию, Германию и Испанию и, вероятно, был стандартом в западноевропейских церквях во времена Реформации. [17]
В протестантизме пакс и все мысли о настоящих поцелуях были оставлены как бесполезные и нежелательные символические отвлечения от веры, хотя пакс не подвергается особому пренебрежению в протестантской полемике. Единственным исключением были анабаптисты , которые вместо этого целовались при встрече как в обычной жизни, так и на службах; это только усилило презрение, которое испытывали другие протестанты. [18]
Примерно к 1600 году использование «Поцелуя мира» пришло в упадок и изменилось и в католической практике. Больше не рассматривавшаяся как общая церемония примирения, а как церемония приветствия тех, кто заслуживает чести, теперь она была ограничена духовенством и хором, а также магистратами и мужской знатью. Оно исполнялось в начале высокой мессы , тогда как доска пакс ранее чаще ассоциировалась с менее церемониальной низкой мессой . По словам ораторианского литургического историка отца Пьера Лебрена (1661–1729), сокращение использования католиков произошло из-за споров по поводу приоритета, которые это вызвало. [19]
Другим фактором, возможно, было то, что целование пакса явно стало заменой принятия Евхаристии для многих верующих, избегая необходимости поста и других предписанных приготовлений к Святому Причастию. [20]
В современном католицизме использование pax ограничено несколькими религиозными орденами, такими как доминиканцы , [21] и отдельные церкви.
Причина споров
[ редактировать ]Как и ранее в случае с настоящим поцелуем, pax часто был причиной неприятных ощущений, а иногда и настоящего насилия, поскольку порядок, в котором его целовали, по нисходящей религиозной и социальной иерархии, вызывал споры о приоритете. Джеффри Чосер в «Рассказе Парсона из своих Кентерберийских рассказов » писал:
И все же существует частный вид Гордости, который сначала ждет, чтобы его приветствовали, прежде чем он поприветствует, хотя он действительно менее достоин, чем тот другой; а также он ожидает или желает сесть, или же идти впереди него в пути, или поцеловать пакс, или рассердиться, или пойти на жертвоприношение перед своим соседом, и тому подобное, за пределами того, что требует долг, но что его сердце и его намерения сосредоточены на таком гордом желании, чтобы его ценили и почитали перед людьми. [22]
В «Сказке жены Бата» Чосер ясно дает понять, что она была именно таким человеком. [23] Кристина де Пизан пожаловалась на такое поведение, особенно среди женщин, отметив, что pax «предназначен для маленьких людей так же, как и для больших». Она рекомендовала просто повесить пакс на стену церкви «на гвоздь, и пусть тот, кто хочет его поцеловать, делает это». На самом деле это было рекомендовано синодом в Севилье в 1512 году, который заявил, что пакс следует фиксировать, а не носить с собой по церкви. Томас Мор также жаловался, что «мужчины расходятся во мнениях из-за поцелуя пакса». [24]
Историк Имон Даффи в своей книге «Разбор алтарей» рассказывает, что:
В 1494 году старосты прихода Всех Святых, Станинг, предъявили Джоанне Дьяке за то, что она сломала паксбреду, бросив ее на землю, «потому что другая женщина из прихода поцеловала ее перед ней». В День Всех Святых 1522 года магистр Джон Браун из прихода Тейдон-Гарнон в Эссексе, поцеловав пакс-бреде на приходской мессе, разбил его о голову Ричарда Понда, клерка, который подал ему его. «заставляя потоки крови течь на землю». Браун был в ярости, потому что сначала пакс был предложен Фрэнсису Хэмдену и его жене Марджери, несмотря на то, что в прошлое воскресенье он предупредил Понда: «Клерк, если ты здесь после этого не дашь мне сначала пакс, я сломаю его о твою хеджд». ." [25]
С другой стороны, «непристойная песнь», в которой женщина-рассказчица рассказывает о различных кокетливых заигрываниях, сделанных на мессе, включает в себя стих:
- «Джанкин в Агнусе вывел пакс-бриду;
- Он подмигнул, но сказал «нет» и пошел на мою ногу.
- KyrieleisonКириелейсон [26]
Как искусство
[ редактировать ]Паксы со сложной металлической конструкцией, обрамляющей изображение на носителе, выдерживающем поцелуи и вытирание, — это те виды, которые, скорее всего, сохранились. Другие предметы, которые, казалось бы, имели другое назначение, такие как плакетки , панели из слоновой кости или небольшие расписные эмалевые пластинки, возможно, были изготовлены для пакса. Точно так же другие объекты начали свою жизнь, служа какой-то другой цели, и были превращены в паксы. [27] У некоторых до сих пор есть металлическая фурнитура сзади, либо ручка, либо прорезь для длинной деревянной ручки (некоторые из них сохранились). Стекло или горный хрусталь поверх изображения ниже позволяли неоднократно целовать изображение, но не повредить его, а эмаль также относительно хорошо носилась. резная ракушка и перламутр Иногда используются . Даже с рамкой высота пакса обычно составляет менее фута, а высота изображений часто составляет от 4 до 6 дюймов. В описи королевских сокровищ короля Англии Ричарда II среди почти 1200 предметов перечислены многие паксы, в том числе два из простого непозолоченного серебра с красными крестами, которые, как предполагает Дженни Стратфорд , предназначались для использования во время Великого поста . Несколько записей о том, кто их дал или у кого они были изъяты за правонарушения. [28]
Как тип объекта, который не считался особо важным, композиции в изображениях pax очень часто перерабатывались из других материалов, таких как гравюры или плакетки. Позолоченная медь в окрестностях встречается чаще, чем золото, а драгоценные камни, скорее всего, представляют собой стеклянную пасту. Но это также отчасти случайность выживания; многие паксы были сделаны исключительно из цельного куска серебра с рельефным или выгравированным изображением, но они редко сохранились. Если церковь не переплавляла их для получения средств, они часто конфисковывались гражданскими властями в поздний период Ancien Régime и наполеоновский период, когда часто проводилось различие между важной церковной утварью, такой как чаши и подсвечники, которые церкви разрешалось оставить себе. и ненужные предметы, такие как паксы, которые к тому времени, вероятно, уже не использовались, и которые были конфискованы. Еще более распространенными были изделия из медного сплава ( латуни или бронзы ), которые массово производились (в средневековых терминах) в позднесредневековой Англии, хотя очень немногие из них сохранились. Они были отлиты целиком, с изображением либо в форме, либо выгравированным позже, и с очень похожим дизайном, что предполагает использование книг с выкройками или других моделей. [29] Некоторые паксы использовались как реликварии , такие как Эбербах Пакс , хотя там содержался самый низкий вид «контактной реликвии» — медальон, благословленный Папой. [30]
Из описей и других записей мы знаем, что церкви очень часто имели два или более пакса, различая лучшие, праздничные и, вероятно, обычно металлические, и «фериальные», или повседневные, вероятно, часто деревянные. Во многих церквях также были пары паксов, по одному с каждой стороны центрального прохода. Редкий средневековый деревянный пакс был найден под половицами в коттедже недалеко от церкви в Сандоне, Эссекс, в 1910 году. Датируемый примерно 1500 годом, на нем есть нарисованное акварелью на пергаменте «Распятие» в деревянной раме, когда-то позолоченной. Лишь дополнительное пространство под изображением и следы крепления ручки сзади проясняют его предназначение. Сохранившиеся средневековые английские паксы включают только два экземпляра, каждый из серебра и дерева. В Новом колледже Оксфорда есть один из серебряных экземпляров, датированный примерно 1520 годом, с позолоченными фигурами Распятия и гравировкой, вероятно, выполненной иностранным ювелиром в Лондоне. [31] В Музее Виктории и Альберта есть экземпляр английского бунтаря из гравированного серебра примерно 1640 года. [32]
Английские документальные записи во время английской Реформации и особенно краткого восстановления католических обычаев во время правления Марии I в Англии фиксируют различные формы pax, в том числе некоторые из них, датированные 1550-ми годами, которые явно представляют собой импровизации, заменяющие предметы, конфискованные ранее. В одном приходе использовался мессенджер с переплетом сокровищ , в других - небольшой щит с дворянским гербом и предмет, изображающий «накидного человека со вздохами вокруг него». [33]
-
XV века Задняя часть немецкого Eberbach Pax с ручкой и выгравированными святыми.
-
Необычный североитальянский пакс, включая реликвии, 1434 г., собор Тренто , высота 33 см.
-
Итальянский, гр. 1500 г. со Христом как Мужем скорбей , высота 18 см.
-
Немецкий пакс в стиле поздней готики с реликвией под стеклом или хрусталем, ок. 1500
-
Пакс с Благовещением в ракушке, камея , серебро, позолота, медь, эмаль. Немецкая или нидерландская резьба по ракушкам (ок. 1500 г.), оправа, вероятно, итальянская (ок. 1500–1520 гг.)
-
Pax из слоновой кости с распятием , Нидерланды, 1500–1510 гг.
-
Поздняя готика pax из Маастрихта , изображение под хрусталем или стеклом
-
Пакс из литой меди XVI века, итальянский
-
Расписная лиможская эмаль , 1520-40 гг., автор Нардон Пенико , высота 8,3 см.
-
Итальянская рама, расписная эмаль и позолоченная медь, начало 16 века. Основное изображение после плакетки . Высота 19 см
-
Вид сбоку на пассажира с ручкой
-
Перламутровый медальон по гравюре мастера Э.С. , ок. 1480 г., оправленный в серебро как пакс 17 века.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оксфорд; ЧТО
- ^ ЕС
- ^ Эллиотт, Питер Дж. (1 января 1998 г.). Блок литургических вопросов: ответы на распространенные вопросы о современной литургии . Игнатиус Пресс. ISBN 9780898706772 – через Google Книги.
- ^ Мантелло и Ригг, 163; Оксфорд; Кун, стр. 725–726, разделы «pax» и «paxbrede».
- ^ Харви использует «доску pax»; Даффи и музеи, такие как Художественный музей Уолтерса, источник большинства изображений здесь, используют слово «pax».
- ^ OED , "Осцилляторы"
- ^ "Оскулаторный". Краткий Оксфордский словарь художественных терминов. Оксфордское искусство онлайн. Oxford University Press, по состоянию на 31 мая 2015 г., онлайн.
- ^ Харви, 23–24.
- ^ Оксфорд
- ^ Юнгманн, Джозеф (1951). Месса римского обряда: ее истоки и развитие . Милуоки: Братья Бензингер. стр. 327–328.
Однако, согласно старому французскому обычаю, во время свадебной мессы священник даровал поцелуй мира жениху, который, в свою очередь, передал его невесте.
- ^ Маскелл, Уильям (1882). Monumenta Ritualia Ecclesiæ Anglicanæ; периодические службы англиканской церкви в соответствии со старым использованием Солсбери, Букваря на английском языке и других молитв и форм (2-е изд.). Оксфорд: Оксфорд, Clarendon Press. п. 74.
Папская рукопись XII или XIII века, хранящаяся в библиотеке Колледжа Магдалины в Оксфорде, имеет в этом месте рубрику: «Hic osculatur sponsus sacerdotem, et potestea suam sponsam».
- ^ Даффи, 29 лет; Харви, 23 года
- ^ Харви, 20–21.
- ^ Менде, Лозер , Лангедок-Руссильон
- ^ Харви, 21 год.
- ^ Харви, 21 год.
- ^ Харви, 21–23; Оксфорд
- ^ Харви, 24–28.
- ^ Сенн, 188–189.
- ^ Харви, 22 года; Даффи, 125 лет
- ^ "Инструмент Пакс" , о. Августин Томпсон, ОП
- ^ Перевод Л.Д. Бенсона , Гарвард
- ^ Даффи, 12 лет.
- ^ Харви, 24 года.
- ^ Даффи, 126–127.
- ^ Даффи, 12 лет; Веселый Джанкин , текст
- ^ Образец эмали XII века , Британский музей.
- ↑ Стратфорд, предметы R1139-40, комментарий к стр.375.
- ↑ Александр и Бински, 240.
- ^ Вилли Шмидт-Либ, «Художественные впечатления от монастыря Эбербах» в книге «Гессенский министр сельского и лесного хозяйства, Друзья Клостера Эбербаха eV» (ред.): Эбербах-им-Рейнгау. Цистерцианцы – культура – вино. Министр сельского и лесного хозяйства земли Гессен, Висбаден/Эльтвилль, 1986 г., стр. 161–163; пример из Аахена
- ^ Маркс и Уильямсон, 414–415; Были выставлены паксы Стэнтона и Нью-колледжа.
- ^ Страница Виктории и Альберта
- ^ Даффи, 562
Ссылки
[ редактировать ]- Джонатан Александр и Пол Бински (редакторы), Эпоха рыцарства, Искусство в Англии Плантагенетов, 1200–1400 гг. , Королевская академия / Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1987 г.
- «CE» = «Пакс». Католическая энциклопедия. Том. 30 мая 2015 г. 11. Нью-Йорк: Компания Robert Appleton, 1911. Доступ онлайн:
- Даффи, Имон , Разбор алтарей , 1996, Йельский университет, Google Книги
- Харви, Карен, Поцелуй в истории , 2005, Издательство Манчестерского университета, ISBN 071906595X , 9780719065958
- Кун, Шерман М., Среднеанглийский словарь, часть 2 , 1982, University of Michigan Press, ISBN 0472011626 , 9780472011629, Google Книги
- Мантелло, Фрэнк Энтони Карл и Ригг, А.Г. , Средневековая латынь: введение и библиографический справочник , 1996, CUA Press, ISBN 0813208424 , 9780813208428
- Маркс, Ричард и Уильямсон, Пол, ред. Готика: Искусство Англии 1400–1547 , 2003, V&A Publications, Лондон, ISBN 1851774017
- «Оксфорд» = «Пакс», Оксфордский словарь христианского искусства и архитектуры , Авторы: Том Девоншир Джонс, Линда Мюррей, Питер Мюррей, 2013, ОУП Оксфорд, ISBN 0199680272 , 9780199680276
- Сенн, Фрэнк К., Народный труд: социальная история литургии , 2010, Fortress Press, ISBN 1451408013 , 9781451408010, Google Книги
- Стратфорд, Дженни, Ричард II и английское королевское сокровище , 2012, Boydell Press, ISBN 1843833786 , 9781843833789
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дж. Уильямс, «Деревянный мир в Сандоне», Труды Эссексского археологического общества , 22 (1940), 37–44.
- Джон Босси , «Месса как социальный институт, 1200–1700», « Прошлое и настоящее» , 100 (август 1983 г.), JSTOR
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Паксес в Музее Виктории и Альберта
- 601 изображение 271 объекта , Проект «Готическая слоновая кость» в Институте искусств Курто, Лондон