Паньо от Лапо Портиджани
Паньо ди Лапо Портиджани (1408—1470) — итальянский скульптор-декоратор эпохи Возрождения , второстепенный последователь Донателло , неоднократно работавший над проектами, разработанными и руководимыми Микелоццо . [1]
Биография
[ редактировать ]Паньо ди Лапо родился во Фьезоле , недалеко от Флоренции .
В 1426-28 Паньо ди Лапо работал камнерезом в совместной мастерской Донателло и Микелоццо в Пизе , во время изготовления гробниц Кошки и Бранкаччи. В 1428 году он сотрудничал с двумя малоизвестными камнерезами над декоративными элементами крестильной купели в Сиенском соборе и в качестве гарзоне в мастерской Донателло в связи с возобновлением работ над кафедрой для Прато, 1434 год. Во Флоренции он был занят между 1448 и 1451 годами с декоративной резьбой, выполненной одновременно для базилики Сан-Лоренцо и Палаццо Медичи (оба проекта снова под руководством Микелоццо). [2] Документы показывают, что он работал над часовнями базилики Сан-Петронио в Болонье между 1451 и примерно 1469 годами, но никогда не был там скульптором , а был камнерезом или мраморщиком. Тем не менее, ему приписывают проектирование Палаццо Изолани на площади Санто-Стефано , построенного между 1451-55 годами.
Основываясь на атрибуции Джорджо Вазари , значительное количество скульптур раннего Возрождения было связано с именем Паньо с конца девятнадцатого века, в первую очередь Мадонна с младенцем в Музее оперы дель Дуомо. [3] Современные ученые, однако, приписывают Микелоццо другие скульптуры, которые Вазари приписывает Паньо ди Лапо в том же отрывке, который Вазари утверждал для Микелоццо в первом издании своих « Жизнеописаний» , а более поздние документы отводят Паньо ди Лупо менее возвышенную роль как скульптор декоративного камня.
Когда Пьеро де Медичи планировал заказать мраморную скинию в готической Chiesa della Santissima Annunziata , церкви Серви ди Марии во Флоренции, он посоветовался с Микелоццо, который, похоже, предоставил проект, но оставил исполнение ее архитектурного каркаса на усмотрение. Паньо ди Лапо, надпись которого проходит по внутренней стороне архитрава. Вазари, заметив надпись вовремя для своей редакции « Ле Вите» , пересмотрел свою атрибуцию других скульптур в Сантиссима Аннунциата, приписав металлические изделия Паньо, которые, как показывают документы, на самом деле были поставлены Мазо ди Бартоломео, [4] несомненно, под наблюдением Микелоццо; Вазари добавил к своим атрибуциям изображенный выше барельеф «Мадонна с младенцем», который уже находился в Опере дель Дуомо. На этой слабой основе ученые начала двадцатого века создавали все большее количество произведений для Паньо ди Лапо, пока в 1942 году Х. В. Янсен не связал этот рельеф с группой барельефов Мадонны с Младенцем, созданных юным Агостино ди Дуччо под влиянием Лука делла Роббиа .
Единственная сохранившаяся работа Паньо ди Лапо — это каркас скинии с надписью, которая, как обнаружил Янсен, «показывает, что он был искусным резчиком орнаментов, но пластический декор сооружения содержит так мало настоящей скульптуры, что дает мало свидетельств его художественные способности». [5] Янсен рассматривал возможность того, что алтарный стол из скинии, который сейчас находится в Музее Бардини во Флоренции, также принадлежал Паньо.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Краткие заметки Джорджо Вазари о Паньо ди Лапо были добавлены ко второму изданию его « Жизнеописаний» и включены в его обсуждение Микеоццо.
- ^ Впервые отмечено Изабель Хайман, «Заметки и размышления о С. Лоренцо, Палаццо Медичи и городском проекте Брунеллески», Журнал Общества историков архитектуры 34.2 (май 1975: 98-120) и резюмировано в ее Флорентийские исследования пятнадцатого века: Палаццо Медичи и бухгалтерская книга церкви Сан-Лоренцо (Нью-Йорк и Лондон) 1977.
- ^ Х.В. Янсон, «Две проблемы флорентийской скульптуры эпохи Возрождения: часть I. Паньо ди Лапо», The Art Bulletin 4.4 (декабрь 1942: 326-334), стр. 326-
- ^ Хайман, 1975. Мазо был еще одним мастером, постоянно работавшим над проектами Микелоццо.
- ^ Янсен 1942: 329.