Noli me tangere (Андреа дель Сарто)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2020 г. ) |

Noli me tangere — картина Андреа дель Сарто , написанная маслом на холсте, написанная ок. 1510 г., изображающий Иисуса и Марию Магдалину вскоре после воскресения. Это была первая картина, которую он создал для августинской церкви Сан-Галло во Флоренции , как записано Анонимо Мальябекьяно Вазари и в «Жизнеописаниях художников» , а позже он создал « Благовещение Сан-Галло» и «Диспут о Троице» для той же церкви. Сейчас оно находится в Уффици . [ 1 ]
Ноли был построен по заказу Леонардо Морелли, как показано в папском письме от 9 апреля 1532 года. Во время осады Флоренции произведения искусства монастыря были перенесены за городские стены в Сан-Якопо-тра-и-Фосси. Первоначальная церковь за стенами была снесена войсками Карла V в 1531 году, но все ее часовни были реконструированы в Сан-Якопо, а Ноли оказался в часовне Морелли. Около трети картины оказалось под водой во время наводнения 1557 года. Оригинальная пределла утеряна, вероятно, после того, как была повреждена во время наводнения, и заменена новой в конце 16 века – новая пределла была позже удалена и сейчас находится в Музей Casa Vasari в Ареццо .
Церковь была закрыта и превращена в казарму в 1849 году, после чего семья Морелли забрала картину обратно при условии, что она останется на всеобщее обозрение. Однако они не выполнили это условие, и в 1875 году итальянское государство подало в суд на конфискацию картины и выставило ее в Уффици. Временно помещенные в запасники музея, флорентийские галереи Уффици были реорганизованы, а работа была передана Музею дель Сенаколо ди Андреа дель Сарто, также во Флоренции. Он оставался там до начала 2013 года, когда был возвращен в Уффици после повторной демонстрации Зала Микеланджело последнего.
Историки искусства считают работу продуктом юношеского периода художника, когда он находился под сильным влиянием «школы Сан-Марко» Фра Бартоломео и Мариотто Альбертинелли .
Описание и стиль
[ редактировать ]Сцена разворачивается в обнесенном стеной саду, возможно, монастырском, изображенном с любовью: правильные живые изгороди, окаймленные решеткой, и шпалеры плодовых кустарников составляют растительные элементы. Огромная ладонь слева намекает на мученическую смерть Христа. Маленькие фигурки на заднем плане отсылают к другим эпизодам дней после Воскресения, например, три Марии у гроба и самаритянка у колодца.
Фигуры главных героев выделяются на переднем плане: Магдалина слева, стоящая на коленях и вытянутая, и воскресший Иисус справа со знаменем крестоносцев. Иконография и традиционная обстановка с линией горизонта ближе к центру, а также мягкий и детальный рисунок взяты из примера Пьеро ди Козимо , первого мастера художника. Вместо этого монументальность фигур проистекает из примера коллег, работающих в монастыре Сан-Марко , и знаменует явный отход от модусов флорентийского репертуара пятнадцатого века. Эти элементы вместе с некоторой неуверенностью в соединении ближнего и дальнего фона отмечают картину как раннюю работу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Запись в каталоге» (на итальянском языке).