Jump to content

Ахом люди

(Перенаправлено с Тай-Ахома )

Ахом
𑜒𑜑𑜪𑜨
Культурно-этнический флаг Ахома
Общая численность населения
1,600,000+ [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
    Ассам 1,464,000
    Аруначал-Прадеш 100,000
Языки
ассамский (доминирование), [ 2 ] и Ахом (используется в основном только в религиозных и образовательных целях. [ 3 ] )
Религия
Большинство :
индуизм
Меньшинство :
Ахом религия
Родственные этнические группы
Другие тайские народы
Сукапха Кшетра

Ахом Ahom ( — этническая : 𑜒𑜑𑜪𑜨) (Прон: / ˈ ɑː h ɒ m / ) или Тай-Ахом группа из индийских штатов Ассам и Аруначал-Прадеш . Члены этой группы являются смешанными потомками народа тай , достигшего долины Брахмапутры в Ассаме в 1228 году, и местных коренных жителей, присоединившихся к ним на протяжении истории. Сукафаа , лидер группы Тай, и его 9000 последователей основали королевство Ахом контролировало большую часть долины Брахмапутры в современном Ассаме (1228–1826 гг. н. э.), которое до 1826 года .

Современный народ Ахом и его культура представляют собой синкретизм первоначального Тай и их культуры. [ 7 ] и местные тибето-бирманцы и их культуру, которую они впитали в Ассаме. Местные жители различных этнических групп Ассама, принявшие тайский образ жизни и государственное устройство, были включены в их лоно, которое стало известно как ахом, в результате процесса, известного как ахомизация .

Многие местные этнические группы, контактировавшие с тайскими поселенцами, в том числе борахи тибето-бирманского происхождения, были полностью включены в состав общины ахом; в то время как члены других общин на основании их преданности царству Ахом или полезности их талантов также принимались в качестве Ахомов. В настоящее время они представляют собой крупнейшую группу тай в Индии с населением в Ассаме почти 4,6 миллиона человек. Народ ахом встречается главным образом в Верхнем Ассаме в районах Голагхат , Джорхат , Сибсагар , Чарайдео , Дибругарх , Тинсукиа (к югу от реки Брахмапутра); и в Лакхимпуре , Сонитпуре , Бишванате и Дхемаджи (север), а также в некоторых районах Нагаона , Гувахати .

Хотя уже смешанная группа [ 8 ] Ахомы составляли относительно небольшую часть населения королевства. Они сохраняли свой первоначальный язык ахом и исповедовали свою традиционную религию до 17 века, когда двор Ахома, а также простолюдины переняли ассамский язык .

Статуя воинов Ахома возле города Сивасагар, Ассам

Происхождение

[ редактировать ]

Народы, говорящие на тайском языке, впервые приобрели известность в регионе Гуанси в Китае, откуда китайцами они переселились на материковую часть Юго-Восточной Азии в середине XI века после долгой и ожесточенной битвы с северными ханьскими . [ 9 ] Тай-Ахомы происходят от Монг Мао из Южного Китая (современный Дэхун , провинция Юньнань в Китае) [ 10 ] [ 11 ] или в долину Хукаунг в Мьянме . [ 9 ]

Сукафаа , тайский принц Монг Мао , и группа его последователей достигли Ассама в 1228 году с намерением поселиться там. [ 12 ] Они пришли с более высокой технологией выращивания влажного риса, существовавшей на тот момент, а также с традицией письменности, ведения учета и формирования государства. Они поселились в районе к югу от реки Брахмапутра и к востоку от реки Дикоу ; Сегодня ахомы сконцентрированы в этом регионе. [ 13 ] Сукафаа , лидер группы Тай, и его 9000 последователей основали королевство Ахом (1228–1826 гг. н. э.), которое контролировало большую часть долины Брамхапутры до 1826 года.

Первоначальное формирование в Ассаме

[ редактировать ]

На начальном этапе группа последователей Сукафаа перемещалась в течение почти тридцати лет и смешивалась с местным населением. Он переходил с места на место в поисках места. Он заключил мир с этническими группами борахи и моран , и он и его последователи, в основном мужчины, женились на них, создав смешанное население, идентифицированное как ахомы. [ 8 ] и инициирование процесса ахомизации . Борахи, тибето-бирманский народ, были полностью включены в состав племени Ахом, хотя Моран сохранили свою независимую этническую принадлежность. Сукафа основал свою столицу в Чарайдео недалеко от современного Сивасагара в 1253 году и приступил к формированию государства.

ахомизация

[ редактировать ]

Ахомы верили, что им было предназначено божественной силой возделывать залежи под паром, используя свои методы выращивания влажного риса, и ассимилировать вахтовых земледельцев без гражданства в свое общество. [ 14 ] Они также осознавали свое численное меньшинство. [ 15 ] В результате государство Ахом первоначально поглотило нагов , борахи и моранов , а позже и значительные части народов чутии и димаса-качари . Этот процесс ахомизации продолжался до середины 16 века, когда само общество ахомов попало под прямое влияние индуизма . [ 16 ] В летописях зафиксировано, что многие коренные народы были торжественно приняты в кланы Ахом. [ 17 ] Поскольку ахомы свободно вступали в брак за пределами своих экзогамных кланов и поскольку их собственная традиционная религия напоминала религиозные обычаи коренных народов, ассимиляция при ахомизации не имела особых препятствий. [ 16 ] [ 18 ]

Локализация и потеря

[ редактировать ]

В 16 и 17 веках небольшая община Ахом резко расширила свое правление на запад и успешно отразила вызовы со стороны Великих Моголов и других захватчиков, завоевав признание в мировой истории. [ 19 ] Быстрое расширение привело к тому, что народ ахом стал небольшим меньшинством в своем собственном королевстве, над которым они сохранили контроль. В конце концов, суд Ахома, а также крестьяне Ахома перешли к Экасарана дхарме , шактизму и шиваизму вместо традиционной религии Ахома; [ 20 ] и принял ассамский язык вместо языка ахом в светских целях. [ 21 ] Современный народ Ахом и его культура представляют собой синкретизм первоначального Тай и их культуры. [ 7 ] и местные тибето-бирманские народы и их культуру, которую они впитали в Ассаме.

Повседневное использование языка ахом полностью прекратилось к началу 19 века. [ 22 ] Утрата религий также почти полная, и лишь несколько семей священников исповедуют некоторые ее аспекты. [ 23 ] Хотя письменный язык (и ритуальные песнопения) сохранился в огромном количестве письменных рукописей, [ 24 ] большая часть разговорной речи теряется, потому что сценарий Ахом не отмечает тон и недостаточно определяет контрасты гласных. [ 25 ]

возрождение

[ редактировать ]

Хотя первая политическая организация (Всеассамская ассоциация ахомов) была создана в 1893 году. [ 26 ] Это было в 1954 году, когда была официально установлена ​​связь Ахома с другими группами Тай в Ассаме. [ 27 ]

Общество

[ редактировать ]

Бан-Монга Социальная система

[ редактировать ]

Традиционная социальная структура народа Тай-Ахом, называемая Бан-Монг, вращалась вокруг сельского хозяйства и основывалась на методах орошения. [ 28 ] Бан — это группа , или Бан На состоящая из семей, поселившихся на берегах рек. В то время как многие баны вместе образуют монг , который относится к государству. [ 28 ]

Кланы Ахом

[ редактировать ]

Кланы ахомов, называемые фоидами , образовывали социально-политические образования. Во время вторжения в Ассам или вскоре после этого существовало семь важных кланов, называемых Сатгария Ахомс (Ахомы семи домов). Существовал клан Су/Цу (Тигр), к которому принадлежал Чао-Фа (Сукафаа); два его главных советника Бурхагохайн ( Чао-Фрунг-Мунг ) и Боргохайн ( Чао-Тао-Мунг ); и три жреческих рода: Баилунг ( Мо-планг ), Деодхай ( Мо-шам ), Мохан ( Мо-ханг ) и Сиринг. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Вскоре группа Сатгария расширилась — к знати стали относиться еще четыре клана: Дихингия, Сандикой, Лахон и Дуара. [ 30 ] В 16 веке к Сухунгмунгу присоединился еще один великий советник, Борпатрогохайн , и был основан новый клан. Со временем стали появляться субкланы. Таким образом, во время правления Сухунгмунга клан Чао-Фа был разделен на семь подкланов - Сарингия, Типамия, Дихингия, Самугурия, Тунгхунгия, Парватия и Намрупия. Точно так же клан Бурхагохайн был разделен на восемь человек, Боргохайн - на шестнадцать, Деодхай - на двенадцать, Мохан - на семь, а Баилунг и Сиринг - по восемь каждый. Остальное Шляхта ахомов принадлежала к таким родам, как Чаоданги , Гарфалии , Ликчоу и т. д. В целом светские аристократические роды, жреческий класс и дворянские роды не вступали в браки.

В некоторые кланы допускались и представители других этнических групп. Например, Мири-Сандикой и Моран-Патар были Сандикой и Патар из общин Мизинг и Моран , [ 32 ] а основатели Четиаса и Лахона были выходцами из чутской общины. [ 33 ] Это касалось даже жреческих родов: Нага-Баилунг, Мири-Байлунг и Нара-Байлунг. [ 29 ]

Литература

[ редактировать ]

Ахомы были грамотными и имели систему письма, основанную на письме Ахом . [ 34 ] который вышел из употребления вместе с языком. Сценарий Ахом произошел от более раннего сценария языка Тай Нуэа. [ 35 ] которая получила дальнейшее развитие при нынешнем китайском правительстве . [ 36 ] Сегодня существует большой корпус рукописей, написанных этим шрифтом, по истории, обществу, астрологии, ритуалам и т. д. Люди ахом раньше писали свои хроники, известные как Буранджи . [ 37 ] Жреческие классы (Мосам, Мохунг, МоПлонг) являются хранителями этих рукописей.

Календарь

[ редактировать ]

Народ Ахом использовал шестидесятилетний цикл , известный как Лак-Ни Тао-Си-Нга. [ 38 ] с истоками в средних царствах ( Чунг-Го ). В нем 12 месяцев и дополнительный високосный месяц с десятидневным недельным циклом. [ 39 ] [ 40 ] Первый месяц называется Дуин-Шинг , его григорианский эквивалент — ноябрь - декабрь , а новогодний фестиваль известен как Пи-Мау Тай . [ 39 ] Это до сих пор в моде среди китайцев и тайцев . [ 41 ] События в Буранджи отсчитывались с Лак-ни .

Культура

[ редактировать ]

Как и у сельских жителей Таиланда . , дома сельских семей Ахом построены из дерева и бамбука, а две крыши обычно покрыты соломой [ 42 ] Рядом с домом расположены семейные сады и вспаханные поля. Дома построены разрозненно среди бамбуковых рощ. [ 42 ] Когда-то ахомы построили свой дом на сваях под названием Руан Хуан. [ 42 ] около двух метров над уровнем земли.

Кулинарные традиции

[ редактировать ]

Еда — одна из важных переменных культуры Тай-Ахом. Большинство ахомов, особенно в сельской местности, не вегетарианцы . [ 43 ] по-прежнему сохраняют традиционную кухню, похожую на кухню других народов Тай . Рис – основной продукт питания. Типичными блюдами являются свинина, курица, утка, ломтики говядины, лягушки, многие виды рыбы, хукоти маас (сухая консервированная рыбная смесь), муга лота (семена кокона червей энди и муга) и яйца красных муравьев. [ 43 ] Некоторые насекомые также являются популярной пищей ахомов. Лук-Лао или Нам-Лао (рисовое пиво, неразбавленное или разбавленное) — традиционные напитки. [ 42 ] Они потребляют «Хар» (форму щелочной жидкости, извлеченную из пепла сожженной банановой кожуры/коры), «Бетгаадж» (нежные побеги тростника) и многие другие травы, выращенные естественным путем, обладающие лечебными свойствами. Однако индусы в целом и свинина для вайшнави избегают говядины. [ 44 ] Во время правления Шивы Сингхи люди отказались от бесплатного употребления мяса и напитков. [ 45 ]

Фирменные блюда ахома напоминают тайскую кухню. Как и тайцы, ахомы предпочитают отварную пищу, в которой мало специй, а также прямо поджаренную рыбу, мясо и овощи, такие как баклажан, помидоры и т. д. [ 42 ] Некоторые из них — Ту-дам (черная чечевица), Као-Мун (рисовые фрукты), Ксандогури (порошок из сухого жареного риса), ЧеваКхао (рис, приготовленный на пару), Чунга Чаул (липкий рис, приготовленный в нежных бамбуковых трубочках), Тил питха (рисовые булочки с кунжутом, приготовленные из клейкого рисового порошка) и кхао-тек (рисовые хлопья). [ 42 ] Процесс изготовления этого предмета был совершенно неизвестен населению, кроме ахомов и тайцев. Кхао (невареный мягкий рис, приготовленный из особого сорта клейкого риса по уникальной технологии), Тупула Кхао (разновидность риса, приготовленного и упакованного с листьями особого вида растений с приятным запахом, называемыми «тора пат», и консервированным бамбуковым соусом). о любимой еде [ 42 ] продукты ахомов, похожие на их традиционную диету.

Чо-клонг

Чаклонг [ 46 ] — главный брачный ритуал среди двадцати брачных ритуалов народа Тай Ахом. [ 47 ] Название Чо Клонг происходит от языка Тай Ахом [Чо = объединять, клонг = ритуал]. Ритуал описан в древнем письме Тай Ахом Лай Лит Нанг Хун Фа . [ 48 ] Зажигается 101 бан-пхай-с (земляные светильники) или фонари. Невеста предлагает жениху хэн-дан (меч). [ 49 ] защитить ее, своих детей, семью, расу и страну. На свадьбе ахом вместе с чо клонг проводится в общей сложности двадцать ритуалов, в том числе:

  • Джу-рон
  • Рик-Хван
  • Аап-Танг [Аап=Ванна, Тан=божественный] [ 50 ]
  • Чоу Бан [поклоняющийся солнцу]
  • Джон-мин [Благословение, данное жрецами Молунга] [ 50 ]

Большинство современных ахомов исповедуют индуизм в качестве своей религии, однако существует движение, стремящееся возродить древнюю веру ахомов. Религия Ахома начала приходить в упадок со времен Джаядваджа Сингхи . Он был первым царем Ахома, принявшим Экасарана Дхарму и принявшим посвящение Ауниати Маханты. От Джаядваджа Сингхи до Рантадваджа Сингхи все были последователями Экасарана Дхармы . Начиная с Гададхара Сингхи , цари склонились к шактизму . Шива Сингха сделал шактизм государственной религией, Суремпха Раджешвар Сингха (1751–1769) приказал провести санскритизацию . Все похороны должны были проводиться в соответствии с индуистским обрядом кремации, проводимым священником Майтхил-брахманом и традиционным священником. [ 51 ] Тем не менее, Ме-Дам-Ме-Пхи широко празднуется.

Сегодня ахомы используют ассамский язык после того, как традиционный язык, язык ахом , полностью вышел из употребления. Язык ахом, входящий в тайскую ветвь языков кра-дай, ныне мертв, а его тоновая система полностью утеряна. Тем не менее, некоторые организации Тай Ахом возрождают его. [ 52 ]

Со второй половины 20-го века до начала 21-го века среди ахомов возродился интерес к их культуре и языку, что привело к усилению внимания ученых и усилиям по возрождению. [ 53 ] Перепись 1901 года в Индии насчитала около 179 000 человек, идентифицирующих себя как Ахом. Последняя доступная перепись населения фиксирует численность ахомов чуть более 2 миллионов человек, однако, по оценкам, общее количество людей, происходящих от первоначальных поселенцев Тай-Ахом, достигает восьми миллионов. [ 54 ] Сценарий Ahom также нашел место в Консорциуме Unicode, и этот сценарий был признан лучшим в категории Юго-Восточной Азии . [ 55 ]

Люди Ахом сегодня

[ редактировать ]

Люди ахом сегодня отнесены к кастовой категории других отсталых классов (OBC); существует давняя дискуссия и требование статуса зарегистрированного племени . [ 56 ] Термин «этнические ассамцы» теперь ассоциируется индийским правительством с различными коренными народами Ассама . [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] По словам Энтони Ван Ностранда Диллера, возможно, восемь миллионов носителей ассамского языка могут заявлять о своем генетическом происхождении от ахомов. [ 54 ] Историк Ясмин Сайкиа утверждает, что в доколониальные эпохи ахомы не составляли этнической общности; вместо этого они сформировали относительно инклюзивную социальную группу. Любая группа, входящая в социально-экономическую структуру государства Ахом, могла получить статус Ахома при условии явного одобрения короля. [ 57 ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Отчет Ахома в Индии за 2021 год» . Проверено 15 июня 2021 г.
  2. ^ Диллер, А. (1993). Тайские языки. В Международной энциклопедии лингвистики (т. 4, стр. 128-131). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
  3. ^ ( Марва 2020 :76)
  4. ^ «Документация по идентификатору 639: ахо – ISO 639-3» . SIL International (ранее известный как Летний институт лингвистики) . СИЛ Интернешнл . Проверено 29 июня 2019 г. Ахом [ахо]
  5. ^ «Население религиозными общинами» . Перепись населения Индии – 2001 г. Министерство внутренних дел, Правительство Индии . Проверено 1 июля 2019 г. Поиск данных переписи населения/Серия C/Население по религиозным общинам
  6. ^ «Население по религиозным общинам – 2011 г.» . Перепись Индии 2011 года . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года. 2011census/C-01/DDW00C-01 MDDS.XLS.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Выводы» (PDF) . Шодганга .
  8. ^ Перейти обратно: а б «Основание королевства Ахом, традиционно датируемое 1228 годом, было осуществлено группой мигрировавших с юго-востока, многие из которых были военнослужащими-мужчинами, которые взяли бы в жены местных жителей, не говорящих на тайском языке». ( Мори 2014 : 51–52)
  9. ^ Перейти обратно: а б ( Тервиль 1996 :275)
  10. ^ ( Гогой 2011 : V)
  11. ^ «В настоящее время [Монг Мао] известен на китайских картах как Жуйли ... В районе Монг Мао по-прежнему преобладают тайцы, которых называют Дай (в Пинь Инь), и они вместе с Сингпхо или Цзинпхо образуют доминирующая группа, поэтому вся зона называется автономной префектурой Дэхонг Дай-Цзинпхо в провинции Юньнань ». ( Пхукан 1991 :889)
  12. ^ «Сукафа и его группа мигрантов из Ахома вошли в Верхний Ассам в 1228 году с целью поселиться там на постоянной основе». ( Гуха 1983 :12)
  13. ^ ( Тервиль 1996 : 276)
  14. ^ ( Гуха 1983 : 11–12)
  15. ^ ( Баруа 1977 : 251)
  16. ^ Перейти обратно: а б ( Гуха 1983 :12)
  17. ^ «Таким образом, прославленная семья Ахом Мири Сандикай была основана некой Мири ( Мисинг ), приемным сыном Бурхагохайна. ( Пурани Асам Буранджи ) Король Гададхар Синха (1681–1696) принял двух принцесс нагов в качестве своих супругов. ( Тунгхунгия Буранджи) Новообращенные, если и обладали работоспособностью, даже нанимались на важные административные должности. Так, второй Барпхукан, губернатор Нижнего Ассама, был сыном наги клана Банферра ( Пурани Асам Буранджи ) царицы Пхулесвари . регалии на ее руку во время правления короля Шивы Сингхи (1714–1744), назначила своим пажом бутанского юношу Канченга, первый Барпатра Гохайн родился и вырос в семье нагов ( Пурани Асам Буранджи )» ( Баруа, 1977 ). :251)
  18. ^ ( Баруа 1977 : 251–252)
  19. ^ «В шестнадцатом, а тем более в семнадцатом веке, народ Ахом в результате серии впечатляющих экспансионистских шагов завоевал господство практически над всей долиной Брахмапутры. История о том, как армии под руководством Ахома сражались против мусульманских захватчиков, завоевала их место в международной истории». ( Тервиль 1996 : 276)
  20. ^ «Не только при дворе Ахома, но и среди фермеров Ахома индийская религия приобрела приверженцев: шиваизм, шактизм и вайшнавизм распространились и в значительной степени заменили старую религию Тай Ахом. ( Тервиль 1996 : 276)
  21. ^ «Язык ахом и письмо ахом были отнесены к религиозной сфере, где они использовались только некоторыми членами традиционных жреческих кланов, в то время как ассамская речь и письмо взяли верх в светской жизни». ( Тервиль 1996 : 276)
  22. ^ «Похоже, что к началу 19 века повседневное использование языка ахом прекратилось и что все люди ахома говорили на ассамском как на своем родном языке». ( Мори 2014 :50)
  23. ^ «Только в нескольких священнических семьях первоначальная религия Ахом не была полностью забыта». ( Тервиль 1996 :280)
  24. ^ «Поэтому Тай Ахом обычно считается мертвым языком, но он выживает тремя способами: (1) в огромных коллекциях рукописей, (2) как ритуальный язык в религиозных церемониях Ахом и (3) как язык, переживающий возрождение. ." ( Мори 2014 :50)
  25. ^ «Хотя сценарий Ахом отмечает все согласные, поскольку он не отмечает тонов и не определяет контрасты гласных, одно и то же письменное слово может иметь большое количество значений». ( Мори 2014 :55)
  26. ^ ( Тервиль 1996 : 278)
  27. ^ «В 1954 году на собрании народа ахом в Пацаку, округ Сибсагар, было основано Тайское историко-культурное общество Ассама (связающее ахом с группами тай, прибывшими совсем недавно, такими как Кхамти, Хамьянг, Факи и Эйтон)». ( Тервиль 1996 :278)
  28. ^ Перейти обратно: а б ( Гогой 1995 :30)
  29. ^ Перейти обратно: а б ( Гогой 2006 :9)
  30. ^ Перейти обратно: а б ( Гуха 1983 :13)
  31. ^ ( Гогой 1976 :15)
  32. ^ «Например, Мири-Сандикои и Моран Патар были должностями, полученными от Мирис и Моранов» ( Гогои 2006 : 9)
  33. ^ «Основателями известных семей Ахом, таких как Четия и Лахон, были Чутия». ( Дутта 1985 :30)
  34. ^ ( Гогой 2011 : 1.00)
  35. ^ ( Гогой 2011 : V)
  36. ^ ( Гогой 2011 : 10)
  37. ^ ( Гогой 2011 )
  38. ^ стр. 271-278 в АБУРАНДЖИКЕ.
  39. ^ Перейти обратно: а б Пхукан Баруа (1964) , с. 193.
  40. ^ Капур (2021) , с. 668.
  41. ^ Пхукан, JN2006, стр.1.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г ( Пхукан 2017 :II)
  43. ^ Перейти обратно: а б «Несмотря на то, что тайахомы стали индуистами, они не отказались от еды. привычки, то есть употребление свинины, говядины, курицы и рисового пива. Поэтому мы обнаруживаем, что даже в религиозных церемониях употребляются свинина и курица» ( Гогой 2011 :227).
  44. ^ «Функция вайшнавских монастырей по прозелитизму помогла продолжающемуся процессу санскритизации Ахома и племенного народа в долине Брахмапутры. Ахомы были приняты как новая индуистская крестьянская каста низкого ранга. Племенные неофиты, допущенные первыми к самой низкой Отдельные люди и группы переходили не только от анимизма к вайшнавизму, но и от племен к крестьянским кастам, от свайных домов к средним домам, от погребений. от практики к кремации умерших, от либеральных пищевых привычек к воздержанию от спиртных напитков, говядины и свинины, от временного земледелия к постоянному и так далее». ( Гуха 1984 :5)
  45. ^ История Ассама . Такер, Спинк и компания, 1906. 1906. с. 184. ИСБН  9780404168193 .
  46. ^ Диллер, Энтони; Эдмондсон, Джерри; Ло, Юнсянь (30 ноября 2004 г.). Языки Тай-Кадай . Рутледж. ISBN  9781135791162 – через Google Книги.
  47. ^ «АХОМС И ЧАК-ЛОНГ — УНИКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА БРАКА» . www.esamskriti.com .
  48. ^ Лайлит Нанг Хун Фа, древний сценарий Тай Ахом
  49. ^ «Журнал Индийского антропологического общества» . Общество. 28 марта 1981 г. - через Google Книги.
  50. ^ Перейти обратно: а б Гогой, Пушпа (28 марта 1996 г.). «Тай Северо-Восточной Индии» . Принтеры и издатели Chumphra – через Google Книги.
  51. ^ ( Сайкиа 2004 )
  52. ^ Дипима Бурагохайн. Проблемы языкового контакта и смены языков в Тай Ахоме
  53. ^ Сикхамони Гохайн Боруа и Ранджит Конвар, Тай Ахом Индии и исследование их нынешнего статуса Колледж Хитесвар Сайкиа и Шри Ранджит Конвар, Лесной департамент Ассама
  54. ^ Перейти обратно: а б «Ахом» . Этнолог .
  55. ^ «Скрипт Ahom находит место в Консорциуме Unicode» . Страж . 29 июня 2018 г.
  56. ^ «AATASU подтверждает требование статуса ST шести общинам» . Страж . 28 октября 2017 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б Ясмин Сайкиа (2004). Фрагментированные воспоминания . Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0-8223-3373-9 .
  58. ^ «Статус ST группам Ассама только с национальной точки зрения» . Проверено 11 марта 2009 г.
  59. ^ «Сепаратистские штаммы» . Индус . Проверено 11 марта 2009 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 213c1246c844ff753e05f144aa2ecc66__1723144740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/66/213c1246c844ff753e05f144aa2ecc66.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ahom people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)