Jump to content

Бель-Шарби

(Перенаправлено с Лугал-асал )
Бел-Сарби
Тополь Евфратский ( Populus euphratica ), дерево, которое древние месопотамцы ассоциировали с Бел-сарби.
Другие имена Шар-Сарбати. Лугал-Асал
Главный культовый центр Баз, Хиритум, Иабусум

Бел-шарби или Шар-сарбати ( аккадский : «господин тополя » ). [ 1 ] был месопотамским богом, связанным с тополями . Он был также известен под шумерским именем Лугал-асал . Он часто появляется в перечислениях божеств, связанных с подземным миром , составлявших свиту Нергала , и в некоторых случаях мог быть приравнен к нему. Возможный женский аналог, НИН -сар -БЭ, известен из неоассирийских иногда отождествляется с более ранним Иштар -сарбатумом из Эблы источников и в современной науке .

Характер

[ редактировать ]

означает «господин тополя» (предполагается, что имеется в виду дерево Populus euphratica ) Имя Бел-Шарби на аккадском языке . [ 2 ] На шумерском языке это слово переводилось как Лугал-асал. [ 2 ] Имена используются как взаимозаменяемые в науке. [ 3 ] Второй элемент можно интерпретировать как нисбу , поскольку он может быть записан с определителем топонима ( сар-би к ). [ 1 ] Возможно, название местности, связанной с богом, возможно, рощи, произошло от деревьев. [ 4 ] Предполагается, что существовало два отдельных места, носивших название Сарбат. [ 5 ] Южный Сарбат или Сарбатум находился недалеко от Вавилона , Дилбата и Сиппара . [ 5 ] тогда как северный Сарбат, скорее всего, находился недалеко от гор Синджар как Саггар ). (известных в древности [ 6 ] Шар-Шарбати также мог быть связан с Евфратом , о чем свидетельствует Шурпу . [ 4 ] Точно так же литания липшура описывает его как бога, который «путешествует по Тигру и Евфрату». [ 7 ]

Бел-Сарби также мог выступать в роли одного из богов, связанных с подземным миром . [ 2 ]

Согласно эзотерическому тексту, приписывающему божествам различные предметы и вещества, Лугал-асал соответствовал камню мушшару . [ 8 ] Предполагается, что этот термин относится к красному агату . [ 9 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Бел-Сарби был городским богом База (Баша). [ 10 ] В неоассирийских источниках его называли Шапаззу. [ 3 ] Это поселение располагалось недалеко от Дильбата . [ 4 ] храм, посвященный Шар-сарбати, Э-дургина ( шумерское : «дом, установленное жилище»). В нем существовал [ 3 ] Его название также переводится как Е-тушгина. [ 11 ] Он был восстановлен Навуходоносором II . [ 3 ] предложена связь между Базом и династией Бази вавилонской Была . [ 4 ] но утверждалось, что его название вместо этого соответствует месту недалеко от слияния рек Дияла и Тигр , связанному с касситским кланом Бит-Бази. [ 12 ] Возможно, что оба названия произошли от аккадского слова baṣṣu , « песчаная отмеля », и что первоначально существовало несколько поселений, носящих это имя, хотя в источниках первого тысячелетия до нашей эры присутствует только одно. [ 11 ]

Боги База были увезены в Ассирию во время правления Тиглатпаласара III . [ 11 ] На рельефе из Калху , датированном этим периодом, изображены ассирийские солдаты, уносящие фигуру бога, держащего неопознанный предмет. [ 13 ] Было высказано предположение, что это мог быть Бел-Сарби и что эмблема орла, присутствующая на том же рельефе, также принадлежала ему. [ 13 ] Еще один ассирийский источник, в котором упоминается Бел-Шарби, - это текст времен правления Ашшурбанипала , в котором упоминается, что «Лугал-асал из Шапаззу» был среди божеств, которые сопровождали его во время его кампании против Элама , которая, скорее всего, имела место в 653 году до нашей эры. [ 14 ] Другими упомянутыми богами являются Ашур , Мардук , Набу , Ану Рабу ( Иштаран ) и Шамаш . [ 15 ]

В старовавилонский период Бел-Сарби был связан с Хиритумом и Ябушумом. [ 6 ] В надписи Самсу-илуны , в которой упоминаются различные форты, которые он построил для конкретных божеств, Ябушум упоминается в связи с Бел-Сарби. [ 16 ] Король описывает его как бога, «возвеличивающего мое царское имя». [ 17 ]

В нескольких списках богов упоминается Лугал-асал, в том числе Ан = Анум и его предшественник, а также список богов Ниппура и список богов Вейднера . [ 4 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

На кудурру (пограничном камне) Мардука-апла-иддина I («дар земли Муннабитту кудурру ») Шар-Сарбати предстает в составе группы божеств подземного мира: Нергал , его жена Лаш , Шубула , пара Лугал- он и Месламта- и Маммитум эа [ 18 ] В Шурпу он появляется вместе с Нергалом, Ишумом и Шубулой. [ 19 ] Под именем Лугал-асал его можно было напрямую отождествить с Нергалом, подобно ряду других богов, связанных с деревьями: Лугал-гишиммар («повелитель финиковой пальмы »), Лугал-зулумма («повелитель фиников»; иногда); ошибочно указан как имя Думузи во вторичной литературе) и Лугал-шиниг («повелитель тамариска » ; его можно было также отождествить с Нинуртой ). [ 20 ]

НИН-шар-БЕ и ИНАННА-шарбат

[ редактировать ]

Имя богини НИН Шар -БЭ, «госпожа тополя», было женским аналогом Бел-сарби. [ 20 ] Возможно, ее имя следует читать как Белет-сарбе или Белет-сарбат. [ 20 ] Она была частью государственного пантеона Неоассирийской империи и появляется в тексте Такульту . [ 10 ] Было высказано предположение, что ее можно отождествить с богиней ИНАННОЙ-Сарбат. [ 20 ] хотя это остается неопределенным [ 10 ] а некоторые исследователи, например Мартин Стол, считают ассирийскую НИН- сар -БЭ и западную богиню двумя отдельными божествами. [ 6 ] Последнему поклонялись уже в Эбле и в досаргоническом Мари в более поздних документах из Эмара . , и он появляется также [ 6 ] Было высказано предположение, что ее присутствие в Эбле было результатом политических и коммерческих связей с Мари. [ 21 ] В переводах текстов Эблы это имя интерпретируется как Иштар-сарбатум. [ 22 ] в то время как написание Эмара - Аштар-сарба. [ 6 ] Ее характеризуют как богиню среднего Евфрата, но неясно, было ли ее культовым центром северное поселение Сарбат. [ 6 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN  978-1-61451-716-0 .
  • Болье, Поль-Ален (2011), «Шапаза» , Reallexikon der Assyriologie , получено 16 мая 2022 г.
  • Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), " д NIN-ṣar-BE" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 мая 2022 г.
  • Эдзард, Дитц-Отто (1980), «Išum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 мая 2022 г.
  • Фрам, Экхарт (2009). «Ассурбанипал в Дере» . В Луукко, Микко; Свард, Саана; Маттила, Райя (ред.). О богах, деревьях, царях и ученых: неоассирийские и родственные исследования в честь Симо Парполы . Хельсинки. ISBN  978-951-9380-72-8 . OCLC   434869052 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Фрейм, Грант (1995). Правители Вавилонии от Второй династии Исина до конца ассирийского владычества (1157-612 до н. э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657052-009 .
  • Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Ранние периоды. Университет Торонто Пресс. ISBN  978-0-8020-5873-7 . Проверено 16 мая 2022 г.
  • Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN  0-931464-80-3 . ОСЛК   27813103 .
  • Креберник, Манфред (1987), «Lugal-asal» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 мая 2022 г.
  • Ливингстон, Аласдер (1986). Мистические и мифологические объяснительные труды ассирийских и вавилонских ученых . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  • Райнер, Эрика (1956). «Липшурские литании» . Журнал ближневосточных исследований . 15 (3). Издательство Чикагского университета: 129–149. JSTOR   542306 . Проверено 17 мая 2022 г.
  • Швемер, Дэниел; Хеккер, Карл; Ольснер, Иоахим (2020). «Мировоззрение и представления о Боге». Тексты о культуре познания . Издательство Гютерсло. дои : 10.14315/9783641219956-004 . ISBN  9783641219956 .
  • Саймонс, Фрэнк (2016). «Бог Аламмуш д РЖУ НЕ МОГУ / д.муш ЛАЛ» . Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (1).
  • Стол, Мартен (2011), «Ṣarbat(um)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 мая 2022 г.
  • Стрек, Майкл П. (2014), «Филологические божества растительности. В Месопотамии» , Reallexikon der Assyriologie , получено 16 мая 2022 г.
  • Виггерманн, Франс AM (2018). «BM 33055: Поздневавилонская глиняная табличка с рисунками и надписями». Месопотамская медицина и магия: исследования в честь Маркхэма Дж. Геллера . Древняя магия и гадание. Брилл. ISBN  978-90-04-36808-8 . Проверено 17 мая 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 871ea6df4d3fd96585054b9a8c0c3679__1717840560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/79/871ea6df4d3fd96585054b9a8c0c3679.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bēl-ṣarbi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)