Бель-Шарби
Бел-Сарби | |
---|---|
Бог тополей , подземного мира божество | |
Тополь Евфратский ( Populus euphratica ), дерево, которое древние месопотамцы ассоциировали с Бел-сарби. | |
Другие имена | Шар-Сарбати. Лугал-Асал |
Главный культовый центр | Баз, Хиритум, Иабусум |
Бел-шарби или Шар-сарбати ( аккадский : «господин тополя » ). [ 1 ] был месопотамским богом, связанным с тополями . Он был также известен под шумерским именем Лугал-асал . Он часто появляется в перечислениях божеств, связанных с подземным миром , составлявших свиту Нергала , и в некоторых случаях мог быть приравнен к нему. Возможный женский аналог, НИН -сар -БЭ, известен из неоассирийских иногда отождествляется с более ранним Иштар -сарбатумом из Эблы источников и в современной науке .
Характер
[ редактировать ]означает «господин тополя» (предполагается, что имеется в виду дерево Populus euphratica ) Имя Бел-Шарби на аккадском языке . [ 2 ] На шумерском языке это слово переводилось как Лугал-асал. [ 2 ] Имена используются как взаимозаменяемые в науке. [ 3 ] Второй элемент можно интерпретировать как нисбу , поскольку он может быть записан с определителем топонима ( сар-би к ). [ 1 ] Возможно, название местности, связанной с богом, возможно, рощи, произошло от деревьев. [ 4 ] Предполагается, что существовало два отдельных места, носивших название Сарбат. [ 5 ] Южный Сарбат или Сарбатум находился недалеко от Вавилона , Дилбата и Сиппара . [ 5 ] тогда как северный Сарбат, скорее всего, находился недалеко от гор Синджар как Саггар ). (известных в древности [ 6 ] Шар-Шарбати также мог быть связан с Евфратом , о чем свидетельствует Шурпу . [ 4 ] Точно так же литания липшура описывает его как бога, который «путешествует по Тигру и Евфрату». [ 7 ]
Бел-Сарби также мог выступать в роли одного из богов, связанных с подземным миром . [ 2 ]
Согласно эзотерическому тексту, приписывающему божествам различные предметы и вещества, Лугал-асал соответствовал камню мушшару . [ 8 ] Предполагается, что этот термин относится к красному агату . [ 9 ]
Поклонение
[ редактировать ]Бел-Сарби был городским богом База (Баша). [ 10 ] В неоассирийских источниках его называли Шапаззу. [ 3 ] Это поселение располагалось недалеко от Дильбата . [ 4 ] храм, посвященный Шар-сарбати, Э-дургина ( шумерское : «дом, установленное жилище»). В нем существовал [ 3 ] Его название также переводится как Е-тушгина. [ 11 ] Он был восстановлен Навуходоносором II . [ 3 ] предложена связь между Базом и династией Бази вавилонской Была . [ 4 ] но утверждалось, что его название вместо этого соответствует месту недалеко от слияния рек Дияла и Тигр , связанному с касситским кланом Бит-Бази. [ 12 ] Возможно, что оба названия произошли от аккадского слова baṣṣu , « песчаная отмеля », и что первоначально существовало несколько поселений, носящих это имя, хотя в источниках первого тысячелетия до нашей эры присутствует только одно. [ 11 ]
Боги База были увезены в Ассирию во время правления Тиглатпаласара III . [ 11 ] На рельефе из Калху , датированном этим периодом, изображены ассирийские солдаты, уносящие фигуру бога, держащего неопознанный предмет. [ 13 ] Было высказано предположение, что это мог быть Бел-Сарби и что эмблема орла, присутствующая на том же рельефе, также принадлежала ему. [ 13 ] Еще один ассирийский источник, в котором упоминается Бел-Шарби, - это текст времен правления Ашшурбанипала , в котором упоминается, что «Лугал-асал из Шапаззу» был среди божеств, которые сопровождали его во время его кампании против Элама , которая, скорее всего, имела место в 653 году до нашей эры. [ 14 ] Другими упомянутыми богами являются Ашур , Мардук , Набу , Ану Рабу ( Иштаран ) и Шамаш . [ 15 ]
В старовавилонский период Бел-Сарби был связан с Хиритумом и Ябушумом. [ 6 ] В надписи Самсу-илуны , в которой упоминаются различные форты, которые он построил для конкретных божеств, Ябушум упоминается в связи с Бел-Сарби. [ 16 ] Король описывает его как бога, «возвеличивающего мое царское имя». [ 17 ]
В нескольких списках богов упоминается Лугал-асал, в том числе Ан = Анум и его предшественник, а также список богов Ниппура и список богов Вейднера . [ 4 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]На кудурру (пограничном камне) Мардука-апла-иддина I («дар земли Муннабитту кудурру ») Шар-Сарбати предстает в составе группы божеств подземного мира: Нергал , его жена Лаш , Шубула , пара Лугал- он и Месламта- и Маммитум эа [ 18 ] В Шурпу он появляется вместе с Нергалом, Ишумом и Шубулой. [ 19 ] Под именем Лугал-асал его можно было напрямую отождествить с Нергалом, подобно ряду других богов, связанных с деревьями: Лугал-гишиммар («повелитель финиковой пальмы »), Лугал-зулумма («повелитель фиников»; иногда); ошибочно указан как имя Думузи во вторичной литературе) и Лугал-шиниг («повелитель тамариска » ; его можно было также отождествить с Нинуртой ). [ 20 ]
НИН-шар-БЕ и ИНАННА-шарбат
[ редактировать ]Имя богини НИН – Шар -БЭ, «госпожа тополя», было женским аналогом Бел-сарби. [ 20 ] Возможно, ее имя следует читать как Белет-сарбе или Белет-сарбат. [ 20 ] Она была частью государственного пантеона Неоассирийской империи и появляется в тексте Такульту . [ 10 ] Было высказано предположение, что ее можно отождествить с богиней ИНАННОЙ-Сарбат. [ 20 ] хотя это остается неопределенным [ 10 ] а некоторые исследователи, например Мартин Стол, считают ассирийскую НИН- сар -БЭ и западную богиню двумя отдельными божествами. [ 6 ] Последнему поклонялись уже в Эбле и в досаргоническом Мари в более поздних документах из Эмара . , и он появляется также [ 6 ] Было высказано предположение, что ее присутствие в Эбле было результатом политических и коммерческих связей с Мари. [ 21 ] В переводах текстов Эблы это имя интерпретируется как Иштар-сарбатум. [ 22 ] в то время как написание Эмара - Аштар-сарба. [ 6 ] Ее характеризуют как богиню среднего Евфрата, но неясно, было ли ее культовым центром северное поселение Сарбат. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Креберник 1987 , с. 115–116.
- ^ Jump up to: а б с Креберник 1987 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с д Джордж 1993 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с д и Креберник 1987 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Stol 2011 , p. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Stol 2011 , p. 36.
- ^ Райнер 1956 , с. 145.
- ^ Ливингстон 1986 , с. 177.
- ^ Швемер, Хеккер и Ольснер, 2020 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с Кавинье и Креберник 1998 , с. 486.
- ^ Jump up to: а б с Болье 2011 , с. 27.
- ^ Кадр 1995 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Виггерманн 2018 , с. 885.
- ^ Фрам 2009 , стр. 57–58.
- ^ Фрам 2009 , с. 58.
- ^ Фрейн 1990 , с. 381.
- ^ Фрейн 1990 , стр. 381–382.
- ^ Саймонс 2016 , с. 9.
- ^ Эдзард 1980 , стр. 213.
- ^ Jump up to: а б с д Трек 2014 , с. 532.
- ^ Архи 2015 , с. 683.
- ^ Архи 2015 , с. 34.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Болье, Поль-Ален (2011), «Шапаза» , Reallexikon der Assyriologie , получено 16 мая 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), " д NIN-ṣar-BE" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 мая 2022 г.
- Эдзард, Дитц-Отто (1980), «Išum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 мая 2022 г.
- Фрам, Экхарт (2009). «Ассурбанипал в Дере» . В Луукко, Микко; Свард, Саана; Маттила, Райя (ред.). О богах, деревьях, царях и ученых: неоассирийские и родственные исследования в честь Симо Парполы . Хельсинки. ISBN 978-951-9380-72-8 . OCLC 434869052 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фрейм, Грант (1995). Правители Вавилонии от Второй династии Исина до конца ассирийского владычества (1157-612 до н. э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657052-009 .
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Ранние периоды. Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-5873-7 . Проверено 16 мая 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Креберник, Манфред (1987), «Lugal-asal» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 мая 2022 г.
- Ливингстон, Аласдер (1986). Мистические и мифологические объяснительные труды ассирийских и вавилонских ученых . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Райнер, Эрика (1956). «Липшурские литании» . Журнал ближневосточных исследований . 15 (3). Издательство Чикагского университета: 129–149. JSTOR 542306 . Проверено 17 мая 2022 г.
- Швемер, Дэниел; Хеккер, Карл; Ольснер, Иоахим (2020). «Мировоззрение и представления о Боге». Тексты о культуре познания . Издательство Гютерсло. дои : 10.14315/9783641219956-004 . ISBN 9783641219956 .
- Саймонс, Фрэнк (2016). «Бог Аламмуш д РЖУ НЕ МОГУ / д.муш ЛАЛ» . Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (1).
- Стол, Мартен (2011), «Ṣarbat(um)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 16 мая 2022 г.
- Стрек, Майкл П. (2014), «Филологические божества растительности. В Месопотамии» , Reallexikon der Assyriologie , получено 16 мая 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (2018). «BM 33055: Поздневавилонская глиняная табличка с рисунками и надписями». Месопотамская медицина и магия: исследования в честь Маркхэма Дж. Геллера . Древняя магия и гадание. Брилл. ISBN 978-90-04-36808-8 . Проверено 17 мая 2022 г.