Тболи люди
![]() Пожилая женщина Тболи в одежде Тболи. | |
Общая численность населения | |
---|---|
181 125 (перепись 2020 г.) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Тболи , Кебуано , Хилигайнон , Филиппинцы | |
Религия | |
христианство ислам Тболийское многобожие | |
Родственные этнические группы | |
Австронезийские народы , лумады и сама-баджауские народы |


Народ Тболи [ 2 ] ( IPA: ['tʔbɔli] ) — австронезийский коренной народ Южного Котабато на юге Минданао на Филиппинах.
В настоящее время тболи проживают на склонах гор по обе стороны верхней долины Алах и прибрежной зоны Майтум , Маасим и Киамба в провинции Сарангани. В прежние времена тболи также проживали на верхнем этаже долины Алах. После Второй мировой войны и прибытия поселенцев из других частей Филиппин их постепенно вытеснили на склоны гор. На данный момент они почти изгнаны со дна плодородной долины.
Как и их непосредственные соседние этнические группы, убу , блаан , блит , тау-сегель и тасадай , их исторически описывали как язычников, анимистов и т. д., в отличие от мусульманских народов или христианских поселенцев. Однако в политическом контексте кебуанский термин « лумад » («туземец») стал общим термином для различных политеистических народов Минданао.
В этнографической и лингвистической литературе о Минданао их имя пишется по-разному: Тболи, Т'боли, Тболи, Тагабили, Тагабилил, Тагабулул и Тау Билил. Их эндоним — Тболи. Их местонахождение и личность в литературе несколько неточно; в некоторых публикациях тболи и тагабили представлены как отдельные народы; некоторые находят тболис в окрестностях озера Булуан в котловине Котабато или в Агусан-дель-Норте .
Тболийцы говорят на своем родном одноименном языке . Однако на протяжении десятилетий тболи могут говорить и понимать кебуано , хилигайнон , тагальский и, в некоторой степени, илокано , наряду со своим родным языком. Эти языки были привезены и завезены поселенцами из Себу , Бохола , Сикихора , Негроса , Панай , тагальскоязычных регионов , Центрального Лусона и Илокандии по прибытии на родину Тболи в начале 20 века.
По филиппинскому законодательству они считаются коренным народом .
Музыка
[ редактировать ]У тболи есть музыкальное наследие, состоящее из различных типов ансамблей агунг - ансамблей, состоящих из больших висящих, подвешенных или удерживаемых гонгов с выступами / ручками , которые действуют как гудение без какого-либо сопровождающего мелодического инструмента.
Другие инструменты включают hegelung . [ 3 ]
Тболийская религия
[ редактировать ]
У тболи существует традиция очень сложной политеистической религии. Однако более поздние варианты их религии испытали влияние ислама и христианства . Тем не менее, некоторые продолжают сохранять религиозные обряды тысячелетних традиций.
Бессмертные
[ редактировать ]- Булон Ла Могоа: одно из двух верховных божеств; женат на Кадо Ла Самбаде; живет в седьмом слое Вселенной [ 5 ]
- Кадав Ла Самбад: вторые верховные божества; женат на Булон Ла Могоу; живет в седьмом слое Вселенной [ 6 ]
- Кумукул: сын верховных божеств; имеет когорту огня, меча и щита; замужем за Бой'Кафилом [ 7 ]
- Бой'Кафил: дочь верховных божеств; замужем за Кумукулом [ 8 ]
- Бонг Либун: дочь верховных божеств; женат на С'федате; не могла родить детей [ 9 ]
- С'федат: сын верховных божеств; женат на Бонг Либуне; не могла родить детей; попросил Бонга Либуна вместо этого убить его, и его тело стало землей, из которой вырастали растения. [ 10 ]
- Д'вата: сын верховных божеств; женат на Седеке Ве и Хю Ве; поместил сухопутное тело Сфедата в море [ 11 ]
- Седек Мы: дочь верховных божеств; женат на Д'вате [ 12 ]
- Хю Ве: дочь верховных божеств; женат на Д'вате [ 13 ]
- Блотик: сын верховных божеств; замужем за С'лелем [ 14 ]
- С'лел: дочь верховных божеств; замужем за Блотиком [ 15 ]
- Б'ломи: дочь верховных божеств; замужем за Мулом [ 16 ]
- Мул: сын верховных божеств; замужем за Б'ломи [ 17 ]
- Лоос К'лаган: сын верховных божеств; женат на Ла Фане и Дату Б'нолинге [ 18 ]
- Ла Фун: дочь верховных божеств; замужем за Лоосом К'лаганом [ 19 ]
- Дату Б'нолинг: дочь верховных божеств; замужем за Лоосом К'лаганом [ 20 ]
- Дети Д'ваты и Хю Ве
- Дети Д'ваты и Седека Ви
- Фу: духи, населяющие природную среду и владеющие ею. [ 35 ]
- Д'вата (общий): общий термин для богов; [ 38 ] охранять жизни и определять судьбу и предназначение [ 39 ]
- Мухен: бог судьбы в образе птицы, чье пение, как считается, предвещает несчастье; любое начинание немедленно прекращается или откладывается, когда слышишь пение Мухена [ 40 ]
- Глинтон: бог металлургии [ 41 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилищного фонда 2020 года)» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Реболлидо, Роммель (5 мая 2023 г.). «Защитники интеллектуальной собственности: никаких апострофов в Блаане, Тболи » МиндаНьюс мая Получено 10 ,
- ^ Меркьюри, Филип Домингес (2006). «Традиционная музыка Южных Филиппин » PnoyAndTheCity: Центр черепах – дом для пасикингов Получено 21 , ноября
- ^ Лаш, Эмили. «Изготовление: Т'налак Уивинг, Филиппины» . Текстильный атлас . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Гайндман, Д., Духайлунгсод, Л., Томас, Б. (1994). До последнего зернышка риса: натуральное производство Тболи. Спрингер.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Кудера, РБ, Разон, Британская Колумбия, Миллондага, KJI (2020). Культурное и экологическое значение одонаты (насекомого) для тболи озера Себу, Минданао, Филиппины. Biodiversitas Журнал биологического разнообразия.
- ^ Кудера, РБ, Разон, Британская Колумбия, Миллондага, KJI (2020). Культурное и экологическое значение одонаты (насекомого) для тболи озера Себу, Минданао, Филиппины. Biodiversitas Журнал биологического разнообразия.
- ^ Кудера, РБ, Разон, Британская Колумбия, Миллондага, KJI (2020). Культурное и экологическое значение одонаты (насекомого) для тболи озера Себу, Минданао, Филиппины. Biodiversitas Журнал биологического разнообразия.
- ^ Талавера, Манало, Бэй, Салударио, Дизон, Мауро, Поркерино, Роман, Якит, Банарес, Фрэнсис, Невинность, Ронгавилла, Круз (2013). Т'боли: песни, истории и общество. Университет Филиппин.
- ^ Кудера, РБ, Разон, Британская Колумбия, Миллондага, KJI (2020). Культурное и экологическое значение одонаты (насекомого) для тболи озера Себу, Минданао, Филиппины. Biodiversitas Журнал биологического разнообразия.
- ^ Мансано, LC Т'боли. Национальная комиссия по культуре и искусству.
- ^ Мансано, LC Т'боли. Национальная комиссия по культуре и искусству.