Jump to content

Выращивание сладкого картофеля в Полинезии

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Тапутини , доевропейский сорт сладкого картофеля ( кумара ) из Новой Зеландии.

Выращивание сладкого картофеля в Полинезии как сельскохозяйственной культуры началось примерно в 1000 году нашей эры в центральной Полинезии . Это растение стало обычным продуктом питания во всем регионе, особенно на Гавайях , острове Пасхи и Новой Зеландии , где оно стало основным продуктом питания . К 17 веку в центральной Полинезии традиционные сорта были заменены более выносливыми и крупными сортами из Америки (процесс, который начался позже в Новой Зеландии, в начале 19 века). Многие традиционные сорта все еще выращиваются по всей Полинезии, но они редки и не выращиваются широко в коммерческих целях.

Неизвестно, как сладкий картофель начал выращиваться в Тихом океане, но нынешний научный консенсус заключается в том, что присутствие сладкого картофеля в Полинезии является свидетельством контактов полинезийцев с Южной Америкой . Однако некоторые генетические исследования традиционных сортов предполагают, что сладкий картофель впервые был распространен в Полинезии до заселения человеком.

Предполагается, что сладкий картофель был распространен по Тихому океану полинезийскими путешественниками. На фото: реконструированная вака-моана, посетившая Калифорнию.

Растение сладкого картофеля ( Ipomoea batatas ) родом из Америки и стало широко культивироваться в Центральной и Южной Америке к 2500 году до нашей эры. [ 1 ] Считается, что сладкий картофель впервые был выращен как продовольственная культура в центральной Полинезии примерно в 1000–1100 годах нашей эры, при этом самыми ранними археологическими свидетельствами являются фрагменты, обнаруженные в одном месте на Мангайе на юге Островов Кука , датированные углеродом между 988 и 1155 годами нашей эры. [ 2 ] [ 3 ] В течение следующих нескольких столетий сладкий картофель распространился до крайних пределов полинезийского треугольника : острова Пасхи , Гавайев и Новой Зеландии . [ 3 ] Сладкий картофель, возможно, так быстро распространился в Тихом океане, потому что полинезийские садоводы рассматривали эти растения как улучшение уже выращиваемых видов диоскорей , таких как фиолетовый батат . [ 4 ] Растение, вероятно, распространилось между полинезийскими островами через черенки виноградной лозы , а не через семена. [ 5 ]

Преобладающей теорией происхождения сладкого картофеля, наблюдаемого в Полинезии, является трехсторонняя гипотеза, разработанная в 1950-х и 1960-х годах: первоначальная линия кумара была завезена с западного побережья Южной Америки около 1000 года нашей эры, а затем заменена двумя линиями, введенными испанцами. галеоны и португальские торговцы около 1500 г. н.э., центральноамериканская линия камоте и карибская линия батата . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Сладкий картофель стал основным продуктом питания в большей степени на окраинах полинезийской культуры – например, на доевропейских контактах с Гавайями, на острове Пасхи и в Новой Зеландии – чем в центральной Полинезии. [ 3 ] В 1600-х годах традиционные полинезийские сорта сладкого картофеля и калебаса начали заменять североамериканскими сортами. [ 9 ] Во время реинтродукции сладкий картофель полностью исчез на многих островах Центральной Полинезии (таких как острова Кука , за исключением Мангаиа). [ 10 ]

Доколумбовая теория контакта

[ редактировать ]

Присутствие сладкого картофеля в Тихом океане часто называют свидетельством спорадических контактов между полинезийскими и индейскими народами. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Однако неизвестно, был ли сладкий картофель завезен на полинезийских каноэ, достигших Южной Америки, или на южноамериканских плотах, посещающих восточные полинезийские острова, такие как Рапа-Нуи. [ 3 ] [ 14 ] Также возможно, что растение было перевезено без контакта с людьми, например, плывя на запад через океан после того, как его сбросили с груза лодки. [ 15 ] Некоторые ученые утверждают: «…громоздкий сладкий картофель распространился по всему земному шару задолго до того, как люди смогли сыграть в нем свою роль». [ 16 ]

Генетические, культурные или лингвистические связи между полинезийскими и индейскими народами, такими как народ чумаш в Калифорнии , [ 11 ] мапуче , в центральном и южном Чили [ 17 ] и Зену , доколумбовая культура , Колумбии были выдвинуты гипотезы. [ 18 ] Голландские лингвисты и специалисты по индейским языкам Виллем Аделаар и Питер Мюскен предположили, что слово, обозначающее сладкий картофель, является общим для полинезийских языков и языков Южной Америки: протополинезийский * kumala [ 19 ] (сравните рапа-нуи -кумара , гавайское «уала» , маори- кумара ) может быть связано с кечуа и аймара -кумар ~ к'умара . Аделаар и Муйскен утверждают, что сходство в слове, обозначающем сладкий картофель, является доказательством либо случайного, либо спорадического контакта между Центральными Андами и Полинезией. [ 20 ]

Теория естественного расселения

[ редактировать ]

Некоторые исследователи предполагают, что сладкий картофель мог присутствовать в Полинезии за тысячи лет до того, как туда прибыли люди, расселенные птицами или на естественных плотах. [ 4 ] Генетический анализ сладкого картофеля, собранного на островах Общества Джозефом Бэнксом в 2018 году во время первого путешествия Джеймса Кука в 1769 году, показал, что эта линия отошла от южноамериканских сортов по крайней мере 111 500 лет назад. [ 21 ] Авторы статьи также утверждают, что естественное распространение, вероятно, произошло из-за присутствия Ipomoealittoralis и Ipomoea Tubeoides в Тихом океане и Азии — видов, родственных американским видам ипомеи , которые имеют морфологию семян, аналогичную сладкому картофелю. [ 21 ] Однако нынешний научный консенсус отдает предпочтение модели доколумбовых контактов из-за единственного источника ДНК в этой статье (которая могла быть повреждена и анализировалась способом, нетипичным для древней ДНК), а также убедительными лингвистическими доказательствами. [ 6 ] [ 22 ] [ 23 ]

Региональные представления

[ редактировать ]

Знакомство с Гавайями

[ редактировать ]

На Гавайских островах самые ранние археологические находки сладкого картофеля ( гавайский : ʻuala ) [ 24 ] Это около 1300 года нашей эры, когда следы были найдены на традиционных сельскохозяйственных угодьях Кохалы, Гавайи . [ 6 ] Сладкий картофель, вероятно, был завезен на острова позже, после прибытия первых полинезийских поселенцев. [ 25 ] Сладкий картофель считался менее превосходным и ценным по сравнению с другой культурой на островах, таро , но его обычно выращивали, поскольку он мог процветать в менее благоприятных условиях выращивания, и для его созревания требовалось всего от трех до шести месяцев. [ 26 ]

Знакомство с островом Пасхи

[ редактировать ]
Завоз сладкого картофеля на остров Пасхи, возможно, привел к строительству платформ аху и статуй моаи (на фото).

Сладкий картофель ( Рапа-Нуи : кумара ) [ 27 ] был завезен на остров Пасхи (Рапа-Нуи) около 1200–1300 гг. [ 28 ] Эта культура, благодаря своей засухоустойчивости, заменила ямс и таро, став основным продуктом питания на острове и выращивается на 1/10 всей площади острова. [ 29 ] [ 28 ] Традиционная легенда Рапа-Нуи рассказывает о Хоту Матуонге , легендарном первом поселенце Рапа-Нуи, который путешествовал на остров и сажал сладкий картофель, ямс и бутылочные тыквы недалеко от Оронго . [ 28 ]

Была выдвинута гипотеза, что завоз сладкого картофеля на остров напрямую привел к строительству платформ аху и статуй моаи , поскольку большие урожаи означали бы, что жители острова могли бы посвящать больше времени занятиям, отличным от натурального хозяйства. [ 28 ] Завоз сладкого картофеля на остров, возможно, также привел к вырубке лесов на острове Пасхи, поскольку сгоревшие пальмовые леса были источником питательных веществ, необходимых для роста сладкого картофеля в бедной питательными веществами почве. [ 30 ]

Знакомство с Новой Зеландией

[ редактировать ]

Сладкий картофель ( стандартный маори : кумара , диалекты южных маори : кумара [ 9 ] ) — традиционная культура маори . [ 3 ] Археологические данные свидетельствуют о том, что кумара прибыл в Новую Зеландию после того, как первые полинезийские путешественники поселились в Новой Зеландии, вероятно, где-то между 1300 и 1400 годами. [ 3 ] Отсутствие археологических свидетельств о заброшенных поселениях маори на островах Рауль и Норфолк предполагает, что в начале 1300-х годов кумара не существовала. [ 3 ] Устные истории рассказывают об обратном путешествии в центральную Полинезию, чтобы собрать растение для использования в Новой Зеландии, но устные истории не сходятся во мнении ни об одном путешествии или источнике: появление кумары связано с Аотеа , Арава , Хорута , Курахаупо , Махуху . Каноэ , Мамари , Матаатуа , Тайнуи и Токомару , возможно, из-за силы , связанной с привозом кумары в Новую Зеландию. [ 3 ] Одна из историй связана с предком Тухо Той-кай-ракау, который после того, как он отплыл на судне Хорута вака в Новую Зеландию, познакомил местных маори с сушеной кумарой ( као ). Местные жители, полюбившие этот овощ, отплыли на Хоруте обратно в центральную Полинезию, чтобы забрать растение для выращивания в Новой Зеландии. [ 3 ] У Нгати Ава есть похожая история о Матаатуа ваке , что его послали доставить припасы кумары в Вакатане . [ 3 ] В традициях Тайнуи и Те Арава кумара была привезена в Новую Зеландию Вакаотиранги , женщиной, которая несла семена важных растений по пути в Новую Зеландию после того, как ее похитил вождь Тама-те-капуа около 1350 года нашей эры. [ 31 ] [ 32 ] Вакаотиранги экспериментировал со способами адаптации выращивания кумары в более холодном климате, где при воздействии мороза у них появлялся неприятный кислый вкус. [ 33 ] Другая история связана с Марамой, младшей женой Хотуроа на борту « Тайнуи вака» . В свое путешествие она взяла с собой растения кумара, но, прибыв в Аотеароа, изменила Хотуроа с рабом. В качестве наказания ее растения кумара превратились в похуэ ( Calystegia sepium ) — традиционный сорняк ферм кумара. [ 34 ]

В 1880 году ботаник и миссионер Уильям Коленсо перечислил 48 сортов, выращиваемых в Нортленде, Хокс-Бей и на Восточном побережье. [ 10 ] [ 35 ] Эти традиционные сорта были разных цветов (красный, фиолетовый и белый), форм (некоторые цилиндрические) и различной шероховатой/гладкой текстуры. [ 35 ] Северные маори описали сорт с красной мякотью и красной кожей, называемый пайкарака, как самый старый сорт кумары для Коленсо, в то время как Те Арава иви источники в 1940-х годах называли тороа-махое и хутихути самыми старыми сортами. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Кумара не сеет семена в Новой Зеландии из-за климата, а это означает, что мутации в шишках и тщательное выращивание этих растений, вероятно, привели к появлению новых сортов. [ 10 ] Опрос фермеров-маори, проведенный в 1955–1959 годах, выявил четыре сорта, считающиеся доевропейскими: тапутини и хухере (выращиваемые в Нортленде), а также два близкородственных сорта, выращиваемых на Северном острове: рекамароа и хутихути. ( рекамароа и хутихути обычно выращивали в домашних садах маори до 1940-х годов). [ 37 ] [ 38 ] Анализ ДНК этих сортов, проведенный в 1997 году, подтвердил, что тапутини , рекамароа и хутихути являются доевропейскими ( хоу здесь не проверялось в исследовании). [ 39 ] [ 40 ] Другие традиционные сорта, не входящие в этот список, все еще существуют, такие как парапара (разновидность, используемая в медицинских целях для кормления пожилых людей, младенцев и больных), паукена (используется для приготовления кумара као ), попоро , рекарава и романава . [ 41 ]

Выращивание и использование

[ редактировать ]
Традиционный картофельный сад на Кахолаве на Гавайских островах.

Сладкий картофель на Гавайских островах обычно выращивали на макаили (каменистых аллювиальных почвах ). [ 42 ] и в засушливых/прибрежных районах. [ 6 ] Многие мала (культуры) были посажены как смесь сахарного тростника ( ко ) и сладкого картофеля, при этом сахарный тростник высаживался рядами вдоль каменных стен поля, чтобы служить ветрозащитной полосой для урожая сладкого картофеля, посаженного между этими рядами. [ 43 ] Часто сладкий картофель сажали холмиками, а почву мульчировали смесью камней и растений. [ 43 ] Крысы охотились на урожай сладкого картофеля во время сезона дождей на Гавайях (с ноября по март), в то время как периодические вспышки Sphingidae гусениц, совков и долгоносиков наносили серьезный ущерб посевам. [ 43 ] Сладкий картофель ассоциируется с новогодним фестивалем Макахики первые плоды урожая ( камалуи хоу ), обычно сладкий картофель и таро. , во время которого богам предлагались [ 26 ]

К середине 1800-х годов традиционное выращивание сладкого картофеля на неорошаемых землях на Гавайях прекратилось из-за депопуляции и ущерба, нанесенного завезенными с Запада пасущимися животными. [ 43 ] С начала 1900-х годов на острова были завезены вредители, которые повлияли на способность фермеров выращивать сладкий картофель на Гавайях, такие как Cylas formicarius (долгоносик сладкого картофеля) и Omphisa anastomosalis (жучок сладкого картофеля). Это доходит до того, что фермеры часто воздерживаются от посадки сладкого картофеля на одном и том же месте в течение двух сезонов подряд. [ 43 ] Сладкий картофель стал основной экспортной культурой Гавайев в 20 веке, хотя с 1990-х годов количество плантаций сократилось. [ 44 ]

Существует более 300 различных названий традиционных сортов сладкого картофеля, причем многие названия, вероятно, являются синонимами одних и тех же сортов. [ 24 ] Некоторые из наиболее часто цитируемых в этнографии и традиционных источниках включают апо, хуамоа, кавело, ликолеуа и уахи-а-пеле. [ 24 ] Уамоа — это сорт, похожий на яйцо, круглый, с белой кожицей и желтой мякотью. [ 24 ] Большая часть сладкого картофеля, производимого на Гавайях, представляет собой современные импортные сорта, такие как фиолетовый сорт Окинавы, [ 44 ] однако некоторые традиционные сорта, которые до сих пор выращиваются, вероятно, являются доевропейскими сортами, в том числе ланикеха , мохихи и пурпурный кахану . [ 43 ] [ 44 ]

Остров Пасхи

[ редактировать ]

Посадка сладкого картофеля обычно происходит два раза в год: с января по апрель и с августа по сентябрь. [ 45 ] Литическое мульчирование (смешивание камней с плодородной почвой) использовалось традиционными садоводами Рапа-Нуи для сохранения влаги на плантациях сладкого картофеля. [ 28 ] [ 30 ] Растения обычно выращивают из привоев, взятых у зрелых растений, и для их созревания требуется от 120 до 180 дней. [ 45 ] Завершение начального этапа предполагает насыпку земли поверх растений. [ 45 ] Сладкий картофель на Рапа-Нуи не часто хранили, его обычно ели сразу после сбора урожая. [ 45 ] Иногда сладкий картофель хранили для праздников или церемоний, высушивая большие клубни на солнце, а затем закапывая их в почву на срок до одного месяца. [ 45 ] Сладкий картофель ели сырым или приготовленным. [ 28 ] Молодые листья сладкого картофеля также едят. [ 45 ]

Новая Зеландия

[ редактировать ]

Традиционное выращивание

[ редактировать ]
Ряды рвоты (земляных насыпей), где кумара будет посажена в Те Парапара в садах Гамильтона , Вайкато
Руа кумара , традиционные хранилища сладкого картофеля, в Руатахуне , Новая Зеландия (на фото 1930-е годы)

Маори адаптировали методы выращивания кумары для Новой Зеландии, научившись выращивать новые растения из клубней, а не из побегов, и адаптировались к сезонному климату, храня сладкий картофель зимой и выращивая его летом. [ 40 ] Кумара и Хюэ ( Lagenaria siceraria , или бутылочные тыквы) можно выращивать примерно на 45% территории Новой Зеландии, что намного больше, чем другие традиционные полинезийские культуры, завезенные на острова, такие как таро ( Colocasia esculenta ) и аутэ ( бумажное тутовое дерево). К югу от Таранаки и Хокс-Бей кумара была доминирующим полинезийским сельскохозяйственным растением ( хюэ и таро чаще выращивались дальше на север). [ 3 ] На Южном острове кумару обычно выращивали вплоть до полуострова Бэнкс . [ 40 ] Маори удалось выращивать кумару даже на юге, вплоть до Отаго , в 1450-х годах, однако выращивание к югу от Кентербери прекратилось до контакта с европейцами, возможно, из-за изменений климата, связанных с малым ледниковым периодом , или политических потрясений. [ 9 ] Корни Кумары склонны к развитию грибковой гнили, когда дневная температура падает ниже 10 ° C, однако это можно было смягчить за счет использования внутреннего огня и нагретых камней. [ 9 ]

Весной цветение дерева ковхай и призыв перелетной пипиварауроа ( сияющей бронзовой кукушки ) сигнализировали о том, что нужно подготовить поля кумара. [ 46 ] но время посадки ежегодно менялось в зависимости от того, предсказывали ли во время Матарики холодную зиму . [ 47 ] Положение звезд и начало увядания листьев кумары осенью были признаком хаухакенги , или времени сбора урожая. [ 35 ] [ 48 ] Мара кумара (сады сладкого картофеля) состояли из лужи (почвенных холмиков), расположенных рядами или пятиугольника . растениями в виде [ 40 ] Эти сады можно было использовать только в течение ограниченного времени, прежде чем питательные вещества почвы стали слишком истощены. [ 40 ] Маори использовали севооборот для выращивания кумары, при этом сад кумары использовался в течение 2–3 лет, прежде чем его сжигали и оставляли под паром. [ 46 ] Однако севооборот был намного сложнее по сравнению с другими частями Полинезии из-за запутанных папоротников Pteridium esculentum ( рарауэ , или папоротников- орляков ), захвативших пахотные земли. [ 40 ] Легкие супесчаные или вулканические почвы лучше всего подходили для выращивания кумары. [ 42 ] [ 40 ] Мара-кумара обычно встречаются на наклонных землях, обращенных на север, которые притягивают меньше влаги и более защищены от холодных южных ветров. [ 10 ] Сады также располагались с видом на север или северо-восток, поскольку это было направление на Гавайки (мифическую родину маори). [ 46 ] Для посадки кумары в августе иногда использовались слои пляжного песка, скошенной травы и гравия, а изоляция помогала клубням быстрее прорастать. [ 49 ] [ 40 ] Гравий иногда рассыпали под листьями кумары, чтобы защитить растение, или смешивали с землей, чтобы разрыхлить твердую почву. [ 42 ]

Растения часто были поедены австралийским болотным мотыльком (пукеко) и гусеницами Agrius convolvuli ( hīhue , или вьюнкового бражника). [ 40 ] Чтобы бороться с этим, вокруг садов строили заборы, чтобы не допустить попадания пукеко, а гусениц либо удаляли вручную, выкуривали с помощью каури или листьев кавакавы , либо поощряли прирученных чаек их есть. [ 40 ] [ 46 ] Молодые растения часто поедали киоре ( полинезийские крысы ), которых пожилые люди отпугивали погремушками. [ 46 ]

После сбора клубни помещали в Руа Кумара ; подземные ямы с прямоугольными крышами, стерилизованные огнем и закрытые небольшими деревянными дверцами для защиты от вредителей. [ 40 ] Они стали обычным явлением в Аотеароа после 1500 года нашей эры. [ 9 ] и контроль над Руа Кумара был важным социальным отличием в классическом обществе маори. [ 50 ] Руа кумара располагались на склонах или в других местах с хорошим дренажем. Кумары помещали на полки, врезанные в стены ямы, регулярно проверяли на предмет гнили и переворачивали, чтобы они оставались сухими. [ 51 ] Руа Кумара собирали людей только в сухие солнечные дни. [ 46 ] Ямы обычно использовались повторно: к старым конструкциям по мере их разрушения добавлялись новые столбы и крыши. [ 52 ] Однако в заливе Изобилия ямы кумара часто использовались в течение одного сезона и впоследствии засыпались обратно из-за мягкой тефровой почвы. [ 52 ]

Традиционные методы еды включают сушку на солнце более мелких клубней ( као ), натертых на терке ( ророй кумара ), приготовленных в ханги , жареных и съеденных с жидкостью из кины или отварных. [ 40 ] Котеро — это ферментированная кумара, часто кумара, начавшая гнить во время хранения, имеющая сморщенный вид, но остающаяся сладкой. [ 51 ]

С 2010 года кумару выращивают традиционными методами в саду Те Парапара в садах Гамильтона . [ 53 ] [ 54 ]

Социальное и религиозное значение
[ редактировать ]

Происхождение кумары также объясняется космологическими традициями маори. Ронго-мауи (звезда в созвездии Лиры ), муж Пани-Тинаку и младший брат Вануи (звезда Вега ). Племянники Пани-тинаку насмехаются над Ронго-мауи за то, что тот не ловит рыбу и не обеспечивает едой свою семью. Ронго-мауи решает подняться на небеса и просит Вануи дать ему немного кумары с небес. Он отказался, но Ронго-мауи спрятался и украл Кумару. Ронго-мауи оплодотворяет свою жену, а Пани-тинаку рождает земную форму кумары: нехутай , патеа , вайха , пио ( матату , , пауаранги , тороа-махое , ануранги и ака-кура все традиционные разновидности кумары). Ронго-мауи просит ее приготовить кумару, чтобы удалить небесный тапу из еды . Племянник Пани-тинаку Мауи обнаруживает источник этих кумаров, что заставляет Пани-тинаку бежать в подземный мир. Ее младшая дочь, Хине-мата-ити, стала киоре ( полинезийской крысой, которая крадет кумару). Вануи обнаруживает, что люди садят кумару, и понимает, что Ронго-мауи украл кумару, и в качестве возмездия Вануи создает анухе , торону и моко , которые каждый год падают дождём в виде гусениц бражника, нападающих на кумару. [ 40 ] [ 55 ] [ 34 ]

Кумара стал ассоциироваться с Ронго-ма-Тане , [ 40 ] бог ( атуа ) земледелия и мира. Небольшие статуи ( таумата атуа ), изображающие ронго и атуа киато (резные колышки), ставились вдоль полей кумара, иногда украшались комплектами из перьев. [ 48 ] [ 46 ] Из-за важности урожая кумара для маори, его посадка была связана с ритуалами. [ 46 ] ежегодная посадка и сбор урожая кумары являются реконструкцией истории Ронго-мауи. [ 55 ] В первый день посадки плантаторы прибывали рано утром, и тохунга передавал каракию Ронго-ма-Тане, а затем сажал священную кумару отдельно от основных полей. [ 48 ] После каракии мужчины использовали ко для обработки полей, за ними следовали женщины и дети, которые использовали патупату и тимо для дальнейшего рыхления почвы. [ 46 ] После завершения посадки на полях размещали тапу , поэтому на полях разрешалось находиться только прополкам и средствам для удаления вредителей. [ 48 ] Во время сбора урожая первые кумары сезона преподносились Атуа на церемонии. [ 46 ] [ 48 ] После сбора урожая кумары устраивались пышные праздники урожая (известные как хакари или кайхаукай ). [ 48 ] [ 35 ] Южного острова Во время кайхаукай обменивались различными сохранившимися сортами кумары хапу . [ 9 ]

Между иви часто велись бои за участки, лучше всего подходящие для выращивания кумары (легкие песчаные почвы, в незамерзающих районах, выходящих на север). [ 56 ] В классический период истории маори, когда сельское хозяйство стало более распространенным, районы, где кумара могла расти наиболее успешно, часто были связаны с большим количеством па и большей плотностью населения. [ 56 ]

Современное выращивание

[ редактировать ]
Овайрака Ред, сорт, созданный Фэй и Джо Гоками в 1950-х годах, является наиболее распространенным сортом сладкого картофеля, выращиваемым в Новой Зеландии.

Кумара стала менее важной культурой с появлением картофеля в 1780-х годах западными моряками. [ 57 ] [ 58 ] Картофель мог расти в более холодном климате и считался ноа (не тапу или нуждающимся в священных ритуалах), поэтому его могли выращивать женщины или рабы. [ 58 ] Традиционные сорта кумары продолжали выращивать, но в 1800-х годах они были в основном вытеснены американскими сортами, привезенными на западных китобойных судах. [ 59 ] Примерно в 1819 году американский китобойный промысел завез в залив Маори североамериканскую разновидность, которая была крупнее традиционных; этот сорт стал известен как мерикана (американская). [ 38 ] [ 58 ] Сорт вайна (виноградная лоза) был завезен в 1850-х годах китобоем, прибывшим с Раротонги . [ 38 ] Этот сорт был размножен черенками виноградной лозы вместо традиционного метода корневой посадки маори (от него и произошло название сорта). [ 38 ]

Сорта, произошедшие от завезенных на китобойных судах, составили основу современной товарной культуры. [ 40 ] С 1947 по 1950-е годы черная гниль ( Ceratocystis fimbriata ) начала поражать посевы кумары на севере Северного острова. [ 60 ] Китайско-новозеландские садовники Фэй Гок и Джо Гок вывели устойчивый к болезням сорт кумары на основе мутантной формы вайны. [ 61 ] в своем огороде возле залива Пукаки в Мангере , 1950-е годы. Новый сорт под названием Овайрака Ред был выпущен в продажу в 1954 году. [ 62 ] В 1960-х годах Гоки пожертвовали запасы нового сорта, получившего название Овайрака Ред, фермам в основном районе выращивания кумары Новой Зеландии вокруг Даргавилля и Руавая , спасая урожай от потери из-за черной гнили. [ 62 ] [ 63 ]

В 21 веке большая часть коммерческой кумары выращивается в Нортленде . [ 40 ] В 2020 году в Кумаре было засажено 1600 гектаров (4000 акров) земли, что давало 24 000 тонн урожая в год. [ 64 ] Тремя основными сортами являются Owairaka Red, Toka Toka Gold и Beauregard (оранжевый), причем наиболее распространенным является Owairaka Red. [ 65 ] [ 66 ] Тока Тока Голд была представлена ​​Министерством сельского хозяйства и рыболовства в 1960-х годах из неизвестного источника. [ 39 ] и был сделан коммерчески доступным в 1972 году. [ 67 ] Он назван в честь пика Токатока недалеко от Даргавилля. [ 66 ] Борегар, разработанный в Университете штата Луизиана в 1987 году, был завезен в Новую Зеландию из США в 1991 году. [ 61 ] [ 68 ] выпустила на коммерческое производство два новых сорта В 2014 году компания Plant & Food Research : Purple Dawn (фиолетовая кожица и фиолетовая мякоть) и Orange Sunset (фиолетовая кожица с оранжевой и фиолетовой мякотью). [ 66 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Чжан, ДП; Гислен, М.; Уаман, З.; Сервантес, Дж. К.; Кэри, Э. (1997). «Оценка AFLP генетического разнообразия сладкого картофеля в четырех тропических регионах Америки». Отчет о программе CIP . 1998 : 303–310.
  2. ^ Хатер, Джон; Кирх, П.В. (1991). «Доисторический сладкий картофель (Ipomoea batatas) с острова Мангайя, Центральная Полинезия». Античность . 65 (249): 887–893. дои : 10.1017/S0003598X00080613 . ISSN   0003-598X . S2CID   162750984 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Андерсон, А ; Петчи, Ф (2020). «Перенос кумары («Ipomoea batatas») с Востока в Южную Полинезию и ее распространение в Новой Зеландии». Журнал Полинезийского общества . 129 (4): 351–381. дои : 10.15286/jps.129.4.351-382 . S2CID   234436359 .
  4. ^ Jump up to: а б Барбер, Ян Г. (2012). «Быстрый ямс в Полинезию: новое мышление о проблеме американского сладкого картофеля в Океании». Журнал Рапа-Нуи . 26 (1): 31–42.
  5. ^ «Бататы, а не картошка» . Botgard.ucla.edu. Архивировано из оригинала 19 мая 2008 года . Проверено 12 сентября 2010 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Винницки, Элизабет; Кагава-Вивиани, Аврора; Перес, Кауахи; Радович, Теодор; Кантар, Майкл (2021). «Характеристика разнообразия гавайского сладкого картофеля (Ipomoea batatas [L.] Lam.)». Экономическая ботаника . 75 : 48–62. дои : 10.1007/s12231-020-09511-2 . S2CID   234165494 .
  7. ^ Йен, Дуглас Э. (1961). Вариации сладкого картофеля и их связь с миграцией людей в Тихом океане . Тихоокеанская научная ассоциация.
  8. ^ Барро, Жак (1957). Загадка сладкого картофеля в Океании .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Барбер, Ян Г.; Хайэм, Томас Ф.Г. (14 апреля 2021 г.). «Археологическая наука объединяет знания маори, чтобы смоделировать распространение доколумбового сладкого картофеля (Ipomoea batatas) на самых южных обитаемых окраинах Полинезии» . ПЛОС ОДИН . 16 (4): –0247643. Бибкод : 2021PLoSO..1647643B . дои : 10.1371/journal.pone.0247643 . ISSN   1932-6203 . ПМК   8046222 . ПМИД   33852587 .
  10. ^ Jump up to: а б с д Фьюри, Луиза (2006). «Садоводство маори: археологическая перспектива» (PDF) . Археологический взгляд . Отдел консервации . Проверено 17 июня 2021 г.
  11. ^ Jump up to: а б Джонс, Терри Л.; Клар, Кэтрин А. (июль 2005 г.). «Переосмысленный диффузионизм: лингвистические и археологические свидетельства доисторических полинезийских контактов с Южной Калифорнией». Американская древность (JSTOR). 70 (3): 457–484. дои : 10.2307/40035309 . JSTOR   40035309 . S2CID   161301055 .
  12. ^ ван Тилбург, Джо Энн (1994). Остров Пасхи: археология, экология и культура . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института.
  13. ^ Бассетт, Гордон; и др. «Садоводство на грани: документирование ограничений тропического полинезийского садоводства кумара на юге Новой Зеландии» (PDF) . Новая Зеландия: Кентерберийский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года.
  14. ^ Лэнгдон, Роберт (2001). «Бамбуковый плот как ключ к появлению сладкого картофеля в доисторической Полинезии». Журнал тихоокеанской истории . 36 (1): 51–76. дои : 10.1080/00223340123312 .
  15. ^ Черногория, Альваро; Авис, Крис; Уивер, Эндрю (2008). «Моделирование доисторического прибытия сладкого картофеля в Полинезию». Журнал археологической науки . 35 (2): 355–367. Бибкод : 2008JArSc..35..355M . дои : 10.1016/j.jas.2007.04.004 .
  16. ^ Муньос-Родригес, Пабло; Каррутерс, Том; Вуд, Джон Р.И.; Уильямс, Бетани Р.М.; Вайтемир, Кевин; Кронмиллер, Брент; Эллис, Дэвид; Энглин, Ноэль Л.; Лонгвей, Лукас; Харрис, Стивен А.; Раушер, Марк Д.; Келли, Стивен; Листон, Аарон; Шотландия, Роберт В. (2018). «Примирение противоречивых филогений в происхождении сладкого картофеля и его распространении в Полинезии» . Современная биология . 28 (8). Эльзевир Б.В.: 1246–1256.e12. Бибкод : 2018CBio...28E1246M . дои : 10.1016/j.cub.2018.03.020 . ISSN   0960-9822 . ПМИД   29657119 .
  17. ^ Рамирес, Хосе Мигель (1991). «Транстихоокеанские контакты: связь мапуче». Журнал Рапа-Нуи: Журнал Фонда острова Пасхи . 4 (4): 53–55.
  18. ^ Иоаннидис, Александр Г.; Бланко-Портильо, Хавьер; Сандовал, Карла; Хагельберг, Эрика; Микель-Поблете, Хуан Франциско; Морено-Майяр, Дж. Виктор; Родригес-Родригес, Хуан Эстебан; Квинто-Кортес, Консуэло Д.; Окленд, Кэтрин; Паркс, Том; Робсон, Кэтрин; Хилл, Адриан В.С.; Авила-Аркос, Мария К.; Сокелл, Александра; Хомбургер, Джулиан Р.; Войчик, Женевьева Л.; Барнс, Кэтлин С.; Эррера, Луиза; Берриос, Соледад; Акунья, Моника; Лоп, Елена; Энг, Селеста; Хантсман, Скотт; Бурхард, Эстебан Г.; Жиньу, Кристофер Р.; Сифуэнтес, Люсия; Вердуго, Рикардо А.; Морага, Маурисио; Ментцер, Александр Дж.; Бустаманте, Карлос Д.; Морено-Эстрада, Андрес (1 июля 2020 г.). «Поток генов коренных американцев в Полинезию еще до заселения острова Пасхи» . Природы . 583 (7817): 572–577. Бибкод : 2020Natur.583..572I . дои : 10.1038/s41586-020-2487-2 . ISSN   1476-4687 . ПМЦ   8939867 . ПМИД   32641827 . S2CID   220420232 .
  19. ^ Гринхилл, Саймон Дж.; Кларк, Росс; Биггс, Брюс (2010). «Записи для KUMALA.1 [LO] Сладкий картофель (Ипомея)» . POLLEX-Online: Онлайн-проект полинезийского лексикона . Архивировано из оригинала 8 февраля 2013 года . Проверено 16 июля 2013 г.
  20. ^ Аделаар, Виллем Ф.Х.; Муйсекн, Питер К. (10 июня 2004 г.). «Генетические связи языков южноамериканских индейцев» . Языки Анд . Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН  978-1-139-45112-3 .
  21. ^ Jump up to: а б Муньос-Родригес, Пабло; Каррутерс, Том; Вуд, Джон Р.И.; Уильямс, Бетани Р.М.; Вайтемир, Кевин; Кронмиллер, Брент; Эллис, Дэвид; Энглин, Ноэль Л.; Лонгвей, Лукас; Харрис, Стивен А.; Раушер, Марк Д.; Келли, Стивен; Листон, Аарон; Шотландия, Роберт В. (2018). «Примирение противоречивых филогений происхождения сладкого картофеля и его распространения в Полинезии» . Современная биология . 28 (8): 1246–1256.e12. Бибкод : 2018CBio...28E1246M . дои : 10.1016/j.cub.2018.03.020 . ISSN   0960-9822 . ПМИД   29657119 .
  22. ^ Матису-Смит, Лиза ; Кнапп, Майкл (13 апреля 2018 г.). «Когда сладкий картофель прибыл в Тихий океан – реакция экспертов» . www.sciencemediacentre.co.nz . Научный медиацентр . Проверено 30 марта 2019 г. Мы хотели бы видеть более надежные данные, в идеале из нескольких источников, представленные, прежде чем мы сможем принять их и пересмотреть текущую интерпретацию того, что сладкий картофель был завезен в Полинезию людьми в какой-то момент около 1000–1200 годов нашей эры.
  23. ^ «Спор о Кумаре: ученые Новой Зеландии подвергают сомнению результаты исследования» . Новозеландский Вестник . 13 апреля 2018 года . Проверено 18 июля 2021 г.
  24. ^ Jump up to: а б с д Кагава-Вивиани, Аврора (2016). «Распутывание Уала: к новой диверсификации и замене сладкого картофеля» . Э Купаку Каина – Гавайи. Земельно-восстановительный институт . Проверено 4 июня 2021 г.
  25. ^ Ладефогед, Тен Н.; Грейвс, Майкл В.; Катушка, Джеймс Х. (2005). «Внедрение сладкого картофеля в Полинезию: ранние остатки на Гавайях». Журнал Полинезийского общества . 114 (4): 359–373.
  26. ^ Jump up to: а б Хоммон, Роберт Дж. (2013). Древнее гавайское государство: истоки политического общества . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199916122 .
  27. ^ Мит, Андреас; Борк, Ганс-Рудольф; Физер, Инго (2002). «Влияние доисторического и современного землепользования на полуострове Поике, остров Пасхи (Рапа-Нуи)» . Журнал Рапа-Нуи: Журнал Фонда острова Пасхи . 16 (2): 6.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж Валлин, Пол; Стивенсон, CM; Ладефогед, Теннесси (2005). «Производство сладкого картофеля на Рапа-Нуи». В К. Балларде; П. Браун; Р. М. Бурк; Т. Харвуд (ред.). Сладкий картофель в Океании: переоценка . Университет Питтсбурга, Университет Сиднея. стр. 85–88. ISBN  0-945428-13-8 .
  29. ^ Валенти, Рулл (2019). «Открытие человеком и заселение отдаленного острова Пасхи (юго-восток Тихого океана)» . Четвертичный период . 2 (2): 15. дои : 10,3390/quat2020015 . hdl : 10261/185032 .
  30. ^ Jump up to: а б Хант, Терри; Липо, Карл (1 января 2013 г.). «Человеческая трансформация Рапа-Нуи (остров Пасхи, Тихий океан)». Биоразнообразие и общества на островах Тихого океана . стр. 167–184.
  31. ^ Таонуи, Равири (8 февраля 2005 г.). «Традиции каноэ – Те Арава и Тайнуи: Вакутиранги» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 27 апреля 2021 г.
  32. ^ Гордон-Бернс, Дайан; Таонуи, Дэвид (2011). «Ваоотеранги: традиция каноэ» . Коммуникативные навыки . 10 (2): 10–19. Викиданные   Q106637945 .
  33. ^ "Заключение" . Королевское общество Те Апаранги . Проверено 27 апреля 2021 г.
  34. ^ Jump up to: а б Робертс, Мере; Хаами, Брэд; Бентон, Ричард; Саттерфилд, Терре; Финукейн, Мелисса Л; Энаре, Марк; Хенаре, Манука (2004). «Вакапапа как ментальная конструкция маори: некоторые последствия для дебатов о генетической модификации организмов». Современный Тихий океан : 1–28. ISSN   1043-898X .
  35. ^ Jump up to: а б с д и Коленсо, Уильям (1880). «О растительной пище древних новозеландцев до визита Кука» . Сделки и труды Королевского общества Новой Зеландии . 13 :3–38.
  36. ^ Макнаб, JW (1969). «Сладкий картофель и террасы маори в районе Веллингтона». Журнал Полинезийского общества . 78 (1): 83–111. ISSN   0032-4000 .
  37. ^ Jump up to: а б Тапселл, Энид (1947). «Оригинал закончен». Журнал Полинезийского общества . 56 (4): 325–332. ISSN   0032-4000 .
  38. ^ Jump up to: а б с д Йен, Делавэр (1963). «Новозеландская Кумара или сладкий картофель». Экономическая ботаника . 17 (1): 31–45. дои : 10.1007/BF02985351 . S2CID   32823869 .
  39. ^ Jump up to: а б Харви, Кэтрин Ф.; Гилл, Джеффри П.; Кроссман, Кэтрин; Фрейзер, Лена Г. (1997). «Оценка родства сортов кумары с помощью RAPD-анализа» . Новозеландский журнал ботаники . 35 (4): 479–485. Бибкод : 1997NZJB...35..479H . дои : 10.1080/0028825X.1987.10410171 .
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Добавляет, Питер (24 ноября 2008 г.). «Кумара» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Министерство наследия . Проверено 10 июня 2021 г.
  41. ^ «Те Река О Те Кай: Практическое руководство Маара Кай» (PDF) . Вака Кай жив . 2010 . Проверено 23 июня 2021 г.
  42. ^ Jump up to: а б с Барбер, Ян (1 марта 2010 г.). «Распространение или инновации? Объяснение каменной агрономии на южных окраинах Полинезии». Мировая археология . 42 (1): 74–89. дои : 10.1080/00438240903429755 . ISSN   0043-8243 . S2CID   128743972 .
  43. ^ Jump up to: а б с д и ж Маршалл, Кехаулани; Косефф, Хлоя; Робертс, Эмбер Л; Линдси, штат Алабама; Кагава-Вивиани, Аврора К; Линкольн, Ноа Кекуева; Витоусек, Питер М (2017). «Восстановление населения и продуктивности Пуануи: проблемы и возможности восстановления интенсивной неорошаемой полевой системы Гавайев» . Экология и общество . 22 (2). дои : 10.5751/ES-09170-220223 . ISSN   1708-3087 .
  44. ^ Jump up to: а б с Андерсон, Тодд (2020). Исследование фенотипических вариаций сладкого картофеля гавайского наследия (PDF) (MSc). Гавайский университет в Маноа .
  45. ^ Jump up to: а б с д и ж Louwagie, свитер Goet; Лангор, Роджер (2016). «Перспективы традиционного сельского хозяйства Рапа-Нуи». В Тимоти П. Денхэме; Хосе Ириарте; Люк Вридагс (ред.). Переосмысление сельского хозяйства . Рутледж. стр. 157–174. ISBN  978-1-315-42101-8 .
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фисо, Моник (2020). Голод: современная кухня маори . Пингвин. ISBN  9780143772606 .
  47. ^ Мередит, Пол (12 июня 2006 г.). «Матарики – Новый год маори – Циклы жизни и смерти» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Министерство наследия . Проверено 19 июня 2021 г.
  48. ^ Jump up to: а б с д и ж «Кумары и магия Кумары» . Те Ао Хоу : 36–39. Декабрь 1962 года.
  49. ^ Фокс, Эйлин ; Кассельс, Ричард (1983). «Раскопки в Аотеа, Вайкато, 1972–75» . Записи Оклендского института и музея . 20 : 65–106. ISSN   0067-0464 . JSTOR   42906516 . Викиданные   Q58677531 .
  50. ^ Закон, РГ (1999). «Ямы длинные, большие и престижные: признание разновидностей ям для хранения кумара маори на севере Новой Зеландии». Новозеландский журнал археологии . 21 : 29–45.
  51. ^ Jump up to: а б Роял, Чарльз; Кака-Скотт, Дженни (5 сентября 2013 г.). «Продукты маори – кай маори – традиционное приготовление и консервирование» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Министерство наследия . Проверено 17 июня 2021 г.
  52. ^ Jump up to: а б Фьюри, Луиза ; Эммитт, Джошуа; Уоллес, Родерик (2017). «Раскопки Матакавау Стингрей-Пойнт, Пенсильвания, остров Ахуаху, Большой Меркурий, 1955–56» . Записи Оклендского музея . 52 : 39–57. дои : 10.32912/RAM.2018.52.3 . ISSN   1174-9202 . JSTOR   90016661 . Викиданные   Q104815050 .
  53. ^ Гарсия, Марьяна (16 декабря 2020 г.). «Достигнута важная веха в создании единственного в стране традиционного сада маори» . Вещи . Проверено 8 июля 2021 г.
  54. ^ «Сад Те Парапара» . Гамильтон Гарденс . Проверено 8 июля 2021 г.
  55. ^ Jump up to: а б Робертс, Мер (2013). «Способы видения: Вакапапа» . Сайты: Журнал социальной антропологии и культурных исследований . 10 (1): 93–120. doi : 10.11157/sites-vol10iss1id236 . ISSN   1179-0237 .
  56. ^ Jump up to: а б Баллара, Анджела (2003). «Маори, Тихоокеанская и полинезийская война в современной литературе». Тауа: «мушкетные войны», «сухопутные войны» или тиканга?: войны в обществе маори в начале девятнадцатого века . Окленд: Пингвин. стр. 53–54. ISBN  9780143018896 .
  57. ^ Сэвидж, врач общей практики; Болито, К.М. (1993). Кумара – традиционная еда маори . Том. 18. Общество питания Новой Зеландии. п. 19.
  58. ^ Jump up to: а б с Петри, Хейзел (24 ноября 2008 г.). «Европейская еда – интродуцированные продукты» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Министерство наследия . Проверено 17 июня 2021 г.
  59. ^ Коллинз, Хью (9 мая 2017 г.). «Редкий цветок кумары обнаружен в саду Фриманс-Бэй» . Stuff.co.nz . Проверено 9 июня 2021 г.
  60. ^ Слэйд, Д.А. (1960). «Черная гниль — серьезная болезнь кумаров» . Новозеландский журнал сельского хозяйства . 100 (4): 375 . Проверено 18 июля 2021 г. - через Papers Past.
  61. ^ Jump up to: а б Льютуэйт, С.Л.; Флетчер, П.Дж.; Флетчер, Джей Ди; Триггс, CM (2011). «Снижение сорта сладкого картофеля ( Ipomoea batatas . Защита растений Новой Зеландии . 64 : 160–167. дои : 10.30843/nzpp.2011.64.5976 .
  62. ^ Jump up to: а б Ли, Лили (18 апреля 2016 г.). «История Джо Гока» . Оклендская ассоциация клана Чжун Шань . Проверено 24 декабря 2018 г.
  63. ^ Вонг, Гилберт (8 января 2019 г.). « Спаситель кумары» умирает в возрасте 85 лет» . Отдел новостей . Проверено 25 апреля 2021 г.
  64. ^ «Свежие факты: садоводство Новой Зеландии» (PDF) . Исследования растений и пищевых продуктов . 2020. ISSN   1177-2190 . Проверено 20 января 2022 г.
  65. ^ Коллинз, Хью (1 февраля 2007 г.). «Заявление Кумары становится горячей картошкой» . Вестник Новой Зеландии . Проверено 17 июня 2021 г.
  66. ^ Jump up to: а б с Цуй, Ронгбин; Чжу, Фань (2019). «Физико-химические и функциональные свойства картофельной муки». Журнал науки о продовольствии и сельском хозяйстве . 99 (10): 4624–4634. Бибкод : 2019JSFA...99.4624C . дои : 10.1002/jsfa.9702 . ISSN   0022-5142 . ПМИД   30895624 . S2CID   195662071 .
  67. ^ Льютуэйт, СЛ (2005). Продукты из сладкого картофеля в современном мире: опыт Новой Зеландии . II Международный симпозиум по сладкому картофелю и маниоке: инновационные технологии для коммерциализации 703. стр. 31–38. дои : 10.17660/actahortic.2006.703.2 . ISBN  90-6605-387-9 .
  68. ^ Ролстон, Л.Х.; Кларк, Калифорния; Кэннон, Дж. М.; Рэндл, ВМ; Райли, Э.Г. (1987). «Сладкий картофель Борегар». ХортСайенс . 22 (6): 1338–1339. дои : 10.21273/HORTSCI.22.6.1338 . ISSN   0018-5345 . S2CID   89381179 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 60a6f9b8ab78bc4a2cef2839cc288d68__1718786880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/68/60a6f9b8ab78bc4a2cef2839cc288d68.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sweet potato cultivation in Polynesia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)