Выращивание сладкого картофеля в Полинезии

Выращивание сладкого картофеля в Полинезии как сельскохозяйственной культуры началось примерно в 1000 году нашей эры в центральной Полинезии . Это растение стало обычным продуктом питания во всем регионе, особенно на Гавайях , острове Пасхи и Новой Зеландии , где оно стало основным продуктом питания . К 17 веку в центральной Полинезии традиционные сорта были заменены более выносливыми и крупными сортами из Америки (процесс, который начался позже в Новой Зеландии, в начале 19 века). Многие традиционные сорта все еще выращиваются по всей Полинезии, но они редки и не выращиваются широко в коммерческих целях.
Неизвестно, как сладкий картофель начал выращиваться в Тихом океане, но нынешний научный консенсус заключается в том, что присутствие сладкого картофеля в Полинезии является свидетельством контактов полинезийцев с Южной Америкой . Однако некоторые генетические исследования традиционных сортов предполагают, что сладкий картофель впервые был распространен в Полинезии до заселения человеком.
История
[ редактировать ]
Растение сладкого картофеля ( Ipomoea batatas ) родом из Америки и стало широко культивироваться в Центральной и Южной Америке к 2500 году до нашей эры. [ 1 ] Считается, что сладкий картофель впервые был выращен как продовольственная культура в центральной Полинезии примерно в 1000–1100 годах нашей эры, при этом самыми ранними археологическими свидетельствами являются фрагменты, обнаруженные в одном месте на Мангайе на юге Островов Кука , датированные углеродом между 988 и 1155 годами нашей эры. [ 2 ] [ 3 ] В течение следующих нескольких столетий сладкий картофель распространился до крайних пределов полинезийского треугольника : острова Пасхи , Гавайев и Новой Зеландии . [ 3 ] Сладкий картофель, возможно, так быстро распространился в Тихом океане, потому что полинезийские садоводы рассматривали эти растения как улучшение уже выращиваемых видов диоскорей , таких как фиолетовый батат . [ 4 ] Растение, вероятно, распространилось между полинезийскими островами через черенки виноградной лозы , а не через семена. [ 5 ]
Преобладающей теорией происхождения сладкого картофеля, наблюдаемого в Полинезии, является трехсторонняя гипотеза, разработанная в 1950-х и 1960-х годах: первоначальная линия кумара была завезена с западного побережья Южной Америки около 1000 года нашей эры, а затем заменена двумя линиями, введенными испанцами. галеоны и португальские торговцы около 1500 г. н.э., центральноамериканская линия камоте и карибская линия батата . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Сладкий картофель стал основным продуктом питания в большей степени на окраинах полинезийской культуры – например, на доевропейских контактах с Гавайями, на острове Пасхи и в Новой Зеландии – чем в центральной Полинезии. [ 3 ] В 1600-х годах традиционные полинезийские сорта сладкого картофеля и калебаса начали заменять североамериканскими сортами. [ 9 ] Во время реинтродукции сладкий картофель полностью исчез на многих островах Центральной Полинезии (таких как острова Кука , за исключением Мангаиа). [ 10 ]
Доколумбовая теория контакта
[ редактировать ]Присутствие сладкого картофеля в Тихом океане часто называют свидетельством спорадических контактов между полинезийскими и индейскими народами. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Однако неизвестно, был ли сладкий картофель завезен на полинезийских каноэ, достигших Южной Америки, или на южноамериканских плотах, посещающих восточные полинезийские острова, такие как Рапа-Нуи. [ 3 ] [ 14 ] Также возможно, что растение было перевезено без контакта с людьми, например, плывя на запад через океан после того, как его сбросили с груза лодки. [ 15 ] Некоторые ученые утверждают: «…громоздкий сладкий картофель распространился по всему земному шару задолго до того, как люди смогли сыграть в нем свою роль». [ 16 ]
Генетические, культурные или лингвистические связи между полинезийскими и индейскими народами, такими как народ чумаш в Калифорнии , [ 11 ] мапуче , в центральном и южном Чили [ 17 ] и Зену , доколумбовая культура , Колумбии были выдвинуты гипотезы. [ 18 ] Голландские лингвисты и специалисты по индейским языкам Виллем Аделаар и Питер Мюскен предположили, что слово, обозначающее сладкий картофель, является общим для полинезийских языков и языков Южной Америки: протополинезийский * kumala [ 19 ] (сравните рапа-нуи -кумара , гавайское «уала» , маори- кумара ) может быть связано с кечуа и аймара -кумар ~ к'умара . Аделаар и Муйскен утверждают, что сходство в слове, обозначающем сладкий картофель, является доказательством либо случайного, либо спорадического контакта между Центральными Андами и Полинезией. [ 20 ]
Теория естественного расселения
[ редактировать ]Некоторые исследователи предполагают, что сладкий картофель мог присутствовать в Полинезии за тысячи лет до того, как туда прибыли люди, расселенные птицами или на естественных плотах. [ 4 ] Генетический анализ сладкого картофеля, собранного на островах Общества Джозефом Бэнксом в 2018 году во время первого путешествия Джеймса Кука в 1769 году, показал, что эта линия отошла от южноамериканских сортов по крайней мере 111 500 лет назад. [ 21 ] Авторы статьи также утверждают, что естественное распространение, вероятно, произошло из-за присутствия Ipomoealittoralis и Ipomoea Tubeoides в Тихом океане и Азии — видов, родственных американским видам ипомеи , которые имеют морфологию семян, аналогичную сладкому картофелю. [ 21 ] Однако нынешний научный консенсус отдает предпочтение модели доколумбовых контактов из-за единственного источника ДНК в этой статье (которая могла быть повреждена и анализировалась способом, нетипичным для древней ДНК), а также убедительными лингвистическими доказательствами. [ 6 ] [ 22 ] [ 23 ]
Региональные представления
[ редактировать ]Знакомство с Гавайями
[ редактировать ]На Гавайских островах самые ранние археологические находки сладкого картофеля ( гавайский : ʻuala ) [ 24 ] Это около 1300 года нашей эры, когда следы были найдены на традиционных сельскохозяйственных угодьях Кохалы, Гавайи . [ 6 ] Сладкий картофель, вероятно, был завезен на острова позже, после прибытия первых полинезийских поселенцев. [ 25 ] Сладкий картофель считался менее превосходным и ценным по сравнению с другой культурой на островах, таро , но его обычно выращивали, поскольку он мог процветать в менее благоприятных условиях выращивания, и для его созревания требовалось всего от трех до шести месяцев. [ 26 ]
Знакомство с островом Пасхи
[ редактировать ]
Сладкий картофель ( Рапа-Нуи : кумара ) [ 27 ] был завезен на остров Пасхи (Рапа-Нуи) около 1200–1300 гг. [ 28 ] Эта культура, благодаря своей засухоустойчивости, заменила ямс и таро, став основным продуктом питания на острове и выращивается на 1/10 всей площади острова. [ 29 ] [ 28 ] Традиционная легенда Рапа-Нуи рассказывает о Хоту Матуонге , легендарном первом поселенце Рапа-Нуи, который путешествовал на остров и сажал сладкий картофель, ямс и бутылочные тыквы недалеко от Оронго . [ 28 ]
Была выдвинута гипотеза, что завоз сладкого картофеля на остров напрямую привел к строительству платформ аху и статуй моаи , поскольку большие урожаи означали бы, что жители острова могли бы посвящать больше времени занятиям, отличным от натурального хозяйства. [ 28 ] Завоз сладкого картофеля на остров, возможно, также привел к вырубке лесов на острове Пасхи, поскольку сгоревшие пальмовые леса были источником питательных веществ, необходимых для роста сладкого картофеля в бедной питательными веществами почве. [ 30 ]
Знакомство с Новой Зеландией
[ редактировать ]Сладкий картофель ( стандартный маори : кумара , диалекты южных маори : кумара [ 9 ] ) — традиционная культура маори . [ 3 ] Археологические данные свидетельствуют о том, что кумара прибыл в Новую Зеландию после того, как первые полинезийские путешественники поселились в Новой Зеландии, вероятно, где-то между 1300 и 1400 годами. [ 3 ] Отсутствие археологических свидетельств о заброшенных поселениях маори на островах Рауль и Норфолк предполагает, что в начале 1300-х годов кумара не существовала. [ 3 ] Устные истории рассказывают об обратном путешествии в центральную Полинезию, чтобы собрать растение для использования в Новой Зеландии, но устные истории не сходятся во мнении ни об одном путешествии или источнике: появление кумары связано с Аотеа , Арава , Хорута , Курахаупо , Махуху . Каноэ , Мамари , Матаатуа , Тайнуи и Токомару , возможно, из-за силы , связанной с привозом кумары в Новую Зеландию. [ 3 ] Одна из историй связана с предком Тухо Той-кай-ракау, который после того, как он отплыл на судне Хорута вака в Новую Зеландию, познакомил местных маори с сушеной кумарой ( као ). Местные жители, полюбившие этот овощ, отплыли на Хоруте обратно в центральную Полинезию, чтобы забрать растение для выращивания в Новой Зеландии. [ 3 ] У Нгати Ава есть похожая история о Матаатуа ваке , что его послали доставить припасы кумары в Вакатане . [ 3 ] В традициях Тайнуи и Те Арава кумара была привезена в Новую Зеландию Вакаотиранги , женщиной, которая несла семена важных растений по пути в Новую Зеландию после того, как ее похитил вождь Тама-те-капуа около 1350 года нашей эры. [ 31 ] [ 32 ] Вакаотиранги экспериментировал со способами адаптации выращивания кумары в более холодном климате, где при воздействии мороза у них появлялся неприятный кислый вкус. [ 33 ] Другая история связана с Марамой, младшей женой Хотуроа на борту « Тайнуи вака» . В свое путешествие она взяла с собой растения кумара, но, прибыв в Аотеароа, изменила Хотуроа с рабом. В качестве наказания ее растения кумара превратились в похуэ ( Calystegia sepium ) — традиционный сорняк ферм кумара. [ 34 ]
В 1880 году ботаник и миссионер Уильям Коленсо перечислил 48 сортов, выращиваемых в Нортленде, Хокс-Бей и на Восточном побережье. [ 10 ] [ 35 ] Эти традиционные сорта были разных цветов (красный, фиолетовый и белый), форм (некоторые цилиндрические) и различной шероховатой/гладкой текстуры. [ 35 ] Северные маори описали сорт с красной мякотью и красной кожей, называемый пайкарака, как самый старый сорт кумары для Коленсо, в то время как Те Арава иви источники в 1940-х годах называли тороа-махое и хутихути самыми старыми сортами. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Кумара не сеет семена в Новой Зеландии из-за климата, а это означает, что мутации в шишках и тщательное выращивание этих растений, вероятно, привели к появлению новых сортов. [ 10 ] Опрос фермеров-маори, проведенный в 1955–1959 годах, выявил четыре сорта, считающиеся доевропейскими: тапутини и хухере (выращиваемые в Нортленде), а также два близкородственных сорта, выращиваемых на Северном острове: рекамароа и хутихути. ( рекамароа и хутихути обычно выращивали в домашних садах маори до 1940-х годов). [ 37 ] [ 38 ] Анализ ДНК этих сортов, проведенный в 1997 году, подтвердил, что тапутини , рекамароа и хутихути являются доевропейскими ( хоу здесь не проверялось в исследовании). [ 39 ] [ 40 ] Другие традиционные сорта, не входящие в этот список, все еще существуют, такие как парапара (разновидность, используемая в медицинских целях для кормления пожилых людей, младенцев и больных), паукена (используется для приготовления кумара као ), попоро , рекарава и романава . [ 41 ]
Выращивание и использование
[ редактировать ]Гавайи
[ редактировать ]
Сладкий картофель на Гавайских островах обычно выращивали на макаили (каменистых аллювиальных почвах ). [ 42 ] и в засушливых/прибрежных районах. [ 6 ] Многие мала (культуры) были посажены как смесь сахарного тростника ( ко ) и сладкого картофеля, при этом сахарный тростник высаживался рядами вдоль каменных стен поля, чтобы служить ветрозащитной полосой для урожая сладкого картофеля, посаженного между этими рядами. [ 43 ] Часто сладкий картофель сажали холмиками, а почву мульчировали смесью камней и растений. [ 43 ] Крысы охотились на урожай сладкого картофеля во время сезона дождей на Гавайях (с ноября по март), в то время как периодические вспышки Sphingidae гусениц, совков и долгоносиков наносили серьезный ущерб посевам. [ 43 ] Сладкий картофель ассоциируется с новогодним фестивалем Макахики первые плоды урожая ( камалуи хоу ), обычно сладкий картофель и таро. , во время которого богам предлагались [ 26 ]
К середине 1800-х годов традиционное выращивание сладкого картофеля на неорошаемых землях на Гавайях прекратилось из-за депопуляции и ущерба, нанесенного завезенными с Запада пасущимися животными. [ 43 ] С начала 1900-х годов на острова были завезены вредители, которые повлияли на способность фермеров выращивать сладкий картофель на Гавайях, такие как Cylas formicarius (долгоносик сладкого картофеля) и Omphisa anastomosalis (жучок сладкого картофеля). Это доходит до того, что фермеры часто воздерживаются от посадки сладкого картофеля на одном и том же месте в течение двух сезонов подряд. [ 43 ] Сладкий картофель стал основной экспортной культурой Гавайев в 20 веке, хотя с 1990-х годов количество плантаций сократилось. [ 44 ]
Существует более 300 различных названий традиционных сортов сладкого картофеля, причем многие названия, вероятно, являются синонимами одних и тех же сортов. [ 24 ] Некоторые из наиболее часто цитируемых в этнографии и традиционных источниках включают апо, хуамоа, кавело, ликолеуа и уахи-а-пеле. [ 24 ] Уамоа — это сорт, похожий на яйцо, круглый, с белой кожицей и желтой мякотью. [ 24 ] Большая часть сладкого картофеля, производимого на Гавайях, представляет собой современные импортные сорта, такие как фиолетовый сорт Окинавы, [ 44 ] однако некоторые традиционные сорта, которые до сих пор выращиваются, вероятно, являются доевропейскими сортами, в том числе ланикеха , мохихи и пурпурный кахану . [ 43 ] [ 44 ]
Остров Пасхи
[ редактировать ]Посадка сладкого картофеля обычно происходит два раза в год: с января по апрель и с августа по сентябрь. [ 45 ] Литическое мульчирование (смешивание камней с плодородной почвой) использовалось традиционными садоводами Рапа-Нуи для сохранения влаги на плантациях сладкого картофеля. [ 28 ] [ 30 ] Растения обычно выращивают из привоев, взятых у зрелых растений, и для их созревания требуется от 120 до 180 дней. [ 45 ] Завершение начального этапа предполагает насыпку земли поверх растений. [ 45 ] Сладкий картофель на Рапа-Нуи не часто хранили, его обычно ели сразу после сбора урожая. [ 45 ] Иногда сладкий картофель хранили для праздников или церемоний, высушивая большие клубни на солнце, а затем закапывая их в почву на срок до одного месяца. [ 45 ] Сладкий картофель ели сырым или приготовленным. [ 28 ] Молодые листья сладкого картофеля также едят. [ 45 ]
Новая Зеландия
[ редактировать ]Традиционное выращивание
[ редактировать ]

Маори адаптировали методы выращивания кумары для Новой Зеландии, научившись выращивать новые растения из клубней, а не из побегов, и адаптировались к сезонному климату, храня сладкий картофель зимой и выращивая его летом. [ 40 ] Кумара и Хюэ ( Lagenaria siceraria , или бутылочные тыквы) можно выращивать примерно на 45% территории Новой Зеландии, что намного больше, чем другие традиционные полинезийские культуры, завезенные на острова, такие как таро ( Colocasia esculenta ) и аутэ ( бумажное тутовое дерево). К югу от Таранаки и Хокс-Бей кумара была доминирующим полинезийским сельскохозяйственным растением ( хюэ и таро чаще выращивались дальше на север). [ 3 ] На Южном острове кумару обычно выращивали вплоть до полуострова Бэнкс . [ 40 ] Маори удалось выращивать кумару даже на юге, вплоть до Отаго , в 1450-х годах, однако выращивание к югу от Кентербери прекратилось до контакта с европейцами, возможно, из-за изменений климата, связанных с малым ледниковым периодом , или политических потрясений. [ 9 ] Корни Кумары склонны к развитию грибковой гнили, когда дневная температура падает ниже 10 ° C, однако это можно было смягчить за счет использования внутреннего огня и нагретых камней. [ 9 ]
Весной цветение дерева ковхай и призыв перелетной пипиварауроа ( сияющей бронзовой кукушки ) сигнализировали о том, что нужно подготовить поля кумара. [ 46 ] но время посадки ежегодно менялось в зависимости от того, предсказывали ли во время Матарики холодную зиму . [ 47 ] Положение звезд и начало увядания листьев кумары осенью были признаком хаухакенги , или времени сбора урожая. [ 35 ] [ 48 ] Мара кумара (сады сладкого картофеля) состояли из лужи (почвенных холмиков), расположенных рядами или пятиугольника . растениями в виде [ 40 ] Эти сады можно было использовать только в течение ограниченного времени, прежде чем питательные вещества почвы стали слишком истощены. [ 40 ] Маори использовали севооборот для выращивания кумары, при этом сад кумары использовался в течение 2–3 лет, прежде чем его сжигали и оставляли под паром. [ 46 ] Однако севооборот был намного сложнее по сравнению с другими частями Полинезии из-за запутанных папоротников Pteridium esculentum ( рарауэ , или папоротников- орляков ), захвативших пахотные земли. [ 40 ] Легкие супесчаные или вулканические почвы лучше всего подходили для выращивания кумары. [ 42 ] [ 40 ] Мара-кумара обычно встречаются на наклонных землях, обращенных на север, которые притягивают меньше влаги и более защищены от холодных южных ветров. [ 10 ] Сады также располагались с видом на север или северо-восток, поскольку это было направление на Гавайки (мифическую родину маори). [ 46 ] Для посадки кумары в августе иногда использовались слои пляжного песка, скошенной травы и гравия, а изоляция помогала клубням быстрее прорастать. [ 49 ] [ 40 ] Гравий иногда рассыпали под листьями кумары, чтобы защитить растение, или смешивали с землей, чтобы разрыхлить твердую почву. [ 42 ]
Растения часто были поедены австралийским болотным мотыльком (пукеко) и гусеницами Agrius convolvuli ( hīhue , или вьюнкового бражника). [ 40 ] Чтобы бороться с этим, вокруг садов строили заборы, чтобы не допустить попадания пукеко, а гусениц либо удаляли вручную, выкуривали с помощью каури или листьев кавакавы , либо поощряли прирученных чаек их есть. [ 40 ] [ 46 ] Молодые растения часто поедали киоре ( полинезийские крысы ), которых пожилые люди отпугивали погремушками. [ 46 ]
После сбора клубни помещали в Руа Кумара ; подземные ямы с прямоугольными крышами, стерилизованные огнем и закрытые небольшими деревянными дверцами для защиты от вредителей. [ 40 ] Они стали обычным явлением в Аотеароа после 1500 года нашей эры. [ 9 ] и контроль над Руа Кумара был важным социальным отличием в классическом обществе маори. [ 50 ] Руа кумара располагались на склонах или в других местах с хорошим дренажем. Кумары помещали на полки, врезанные в стены ямы, регулярно проверяли на предмет гнили и переворачивали, чтобы они оставались сухими. [ 51 ] Руа Кумара собирали людей только в сухие солнечные дни. [ 46 ] Ямы обычно использовались повторно: к старым конструкциям по мере их разрушения добавлялись новые столбы и крыши. [ 52 ] Однако в заливе Изобилия ямы кумара часто использовались в течение одного сезона и впоследствии засыпались обратно из-за мягкой тефровой почвы. [ 52 ]
Традиционные методы еды включают сушку на солнце более мелких клубней ( као ), натертых на терке ( ророй кумара ), приготовленных в ханги , жареных и съеденных с жидкостью из кины или отварных. [ 40 ] Котеро — это ферментированная кумара, часто кумара, начавшая гнить во время хранения, имеющая сморщенный вид, но остающаяся сладкой. [ 51 ]
С 2010 года кумару выращивают традиционными методами в саду Те Парапара в садах Гамильтона . [ 53 ] [ 54 ]
Социальное и религиозное значение
[ редактировать ]Происхождение кумары также объясняется космологическими традициями маори. Ронго-мауи (звезда в созвездии Лиры ), муж Пани-Тинаку и младший брат Вануи (звезда Вега ). Племянники Пани-тинаку насмехаются над Ронго-мауи за то, что тот не ловит рыбу и не обеспечивает едой свою семью. Ронго-мауи решает подняться на небеса и просит Вануи дать ему немного кумары с небес. Он отказался, но Ронго-мауи спрятался и украл Кумару. Ронго-мауи оплодотворяет свою жену, а Пани-тинаку рождает земную форму кумары: нехутай , патеа , вайха , пио ( матату , , пауаранги , тороа-махое , ануранги и ака-кура все традиционные разновидности кумары). Ронго-мауи просит ее приготовить кумару, чтобы удалить небесный тапу из еды . Племянник Пани-тинаку Мауи обнаруживает источник этих кумаров, что заставляет Пани-тинаку бежать в подземный мир. Ее младшая дочь, Хине-мата-ити, стала киоре ( полинезийской крысой, которая крадет кумару). Вануи обнаруживает, что люди садят кумару, и понимает, что Ронго-мауи украл кумару, и в качестве возмездия Вануи создает анухе , торону и моко , которые каждый год падают дождём в виде гусениц бражника, нападающих на кумару. [ 40 ] [ 55 ] [ 34 ]
Кумара стал ассоциироваться с Ронго-ма-Тане , [ 40 ] бог ( атуа ) земледелия и мира. Небольшие статуи ( таумата атуа ), изображающие ронго и атуа киато (резные колышки), ставились вдоль полей кумара, иногда украшались комплектами из перьев. [ 48 ] [ 46 ] Из-за важности урожая кумара для маори, его посадка была связана с ритуалами. [ 46 ] ежегодная посадка и сбор урожая кумары являются реконструкцией истории Ронго-мауи. [ 55 ] В первый день посадки плантаторы прибывали рано утром, и тохунга передавал каракию Ронго-ма-Тане, а затем сажал священную кумару отдельно от основных полей. [ 48 ] После каракии мужчины использовали ко для обработки полей, за ними следовали женщины и дети, которые использовали патупату и тимо для дальнейшего рыхления почвы. [ 46 ] После завершения посадки на полях размещали тапу , поэтому на полях разрешалось находиться только прополкам и средствам для удаления вредителей. [ 48 ] Во время сбора урожая первые кумары сезона преподносились Атуа на церемонии. [ 46 ] [ 48 ] После сбора урожая кумары устраивались пышные праздники урожая (известные как хакари или кайхаукай ). [ 48 ] [ 35 ] Южного острова Во время кайхаукай обменивались различными сохранившимися сортами кумары хапу . [ 9 ]
Между иви часто велись бои за участки, лучше всего подходящие для выращивания кумары (легкие песчаные почвы, в незамерзающих районах, выходящих на север). [ 56 ] В классический период истории маори, когда сельское хозяйство стало более распространенным, районы, где кумара могла расти наиболее успешно, часто были связаны с большим количеством па и большей плотностью населения. [ 56 ]
Современное выращивание
[ редактировать ]
Кумара стала менее важной культурой с появлением картофеля в 1780-х годах западными моряками. [ 57 ] [ 58 ] Картофель мог расти в более холодном климате и считался ноа (не тапу или нуждающимся в священных ритуалах), поэтому его могли выращивать женщины или рабы. [ 58 ] Традиционные сорта кумары продолжали выращивать, но в 1800-х годах они были в основном вытеснены американскими сортами, привезенными на западных китобойных судах. [ 59 ] Примерно в 1819 году американский китобойный промысел завез в залив Маори североамериканскую разновидность, которая была крупнее традиционных; этот сорт стал известен как мерикана (американская). [ 38 ] [ 58 ] Сорт вайна (виноградная лоза) был завезен в 1850-х годах китобоем, прибывшим с Раротонги . [ 38 ] Этот сорт был размножен черенками виноградной лозы вместо традиционного метода корневой посадки маори (от него и произошло название сорта). [ 38 ]
Сорта, произошедшие от завезенных на китобойных судах, составили основу современной товарной культуры. [ 40 ] С 1947 по 1950-е годы черная гниль ( Ceratocystis fimbriata ) начала поражать посевы кумары на севере Северного острова. [ 60 ] Китайско-новозеландские садовники Фэй Гок и Джо Гок вывели устойчивый к болезням сорт кумары на основе мутантной формы вайны. [ 61 ] в своем огороде возле залива Пукаки в Мангере , 1950-е годы. Новый сорт под названием Овайрака Ред был выпущен в продажу в 1954 году. [ 62 ] В 1960-х годах Гоки пожертвовали запасы нового сорта, получившего название Овайрака Ред, фермам в основном районе выращивания кумары Новой Зеландии вокруг Даргавилля и Руавая , спасая урожай от потери из-за черной гнили. [ 62 ] [ 63 ]
В 21 веке большая часть коммерческой кумары выращивается в Нортленде . [ 40 ] В 2020 году в Кумаре было засажено 1600 гектаров (4000 акров) земли, что давало 24 000 тонн урожая в год. [ 64 ] Тремя основными сортами являются Owairaka Red, Toka Toka Gold и Beauregard (оранжевый), причем наиболее распространенным является Owairaka Red. [ 65 ] [ 66 ] Тока Тока Голд была представлена Министерством сельского хозяйства и рыболовства в 1960-х годах из неизвестного источника. [ 39 ] и был сделан коммерчески доступным в 1972 году. [ 67 ] Он назван в честь пика Токатока недалеко от Даргавилля. [ 66 ] Борегар, разработанный в Университете штата Луизиана в 1987 году, был завезен в Новую Зеландию из США в 1991 году. [ 61 ] [ 68 ] выпустила на коммерческое производство два новых сорта В 2014 году компания Plant & Food Research : Purple Dawn (фиолетовая кожица и фиолетовая мякоть) и Orange Sunset (фиолетовая кожица с оранжевой и фиолетовой мякотью). [ 66 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чжан, ДП; Гислен, М.; Уаман, З.; Сервантес, Дж. К.; Кэри, Э. (1997). «Оценка AFLP генетического разнообразия сладкого картофеля в четырех тропических регионах Америки». Отчет о программе CIP . 1998 : 303–310.
- ^ Хатер, Джон; Кирх, П.В. (1991). «Доисторический сладкий картофель (Ipomoea batatas) с острова Мангайя, Центральная Полинезия». Античность . 65 (249): 887–893. дои : 10.1017/S0003598X00080613 . ISSN 0003-598X . S2CID 162750984 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Андерсон, А ; Петчи, Ф (2020). «Перенос кумары («Ipomoea batatas») с Востока в Южную Полинезию и ее распространение в Новой Зеландии». Журнал Полинезийского общества . 129 (4): 351–381. дои : 10.15286/jps.129.4.351-382 . S2CID 234436359 .
- ^ Jump up to: а б Барбер, Ян Г. (2012). «Быстрый ямс в Полинезию: новое мышление о проблеме американского сладкого картофеля в Океании». Журнал Рапа-Нуи . 26 (1): 31–42.
- ^ «Бататы, а не картошка» . Botgard.ucla.edu. Архивировано из оригинала 19 мая 2008 года . Проверено 12 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Винницки, Элизабет; Кагава-Вивиани, Аврора; Перес, Кауахи; Радович, Теодор; Кантар, Майкл (2021). «Характеристика разнообразия гавайского сладкого картофеля (Ipomoea batatas [L.] Lam.)». Экономическая ботаника . 75 : 48–62. дои : 10.1007/s12231-020-09511-2 . S2CID 234165494 .
- ^ Йен, Дуглас Э. (1961). Вариации сладкого картофеля и их связь с миграцией людей в Тихом океане . Тихоокеанская научная ассоциация.
- ^ Барро, Жак (1957). Загадка сладкого картофеля в Океании .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Барбер, Ян Г.; Хайэм, Томас Ф.Г. (14 апреля 2021 г.). «Археологическая наука объединяет знания маори, чтобы смоделировать распространение доколумбового сладкого картофеля (Ipomoea batatas) на самых южных обитаемых окраинах Полинезии» . ПЛОС ОДИН . 16 (4): –0247643. Бибкод : 2021PLoSO..1647643B . дои : 10.1371/journal.pone.0247643 . ISSN 1932-6203 . ПМК 8046222 . ПМИД 33852587 .
- ^ Jump up to: а б с д Фьюри, Луиза (2006). «Садоводство маори: археологическая перспектива» (PDF) . Археологический взгляд . Отдел консервации . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Джонс, Терри Л.; Клар, Кэтрин А. (июль 2005 г.). «Переосмысленный диффузионизм: лингвистические и археологические свидетельства доисторических полинезийских контактов с Южной Калифорнией». Американская древность (JSTOR). 70 (3): 457–484. дои : 10.2307/40035309 . JSTOR 40035309 . S2CID 161301055 .
- ^ ван Тилбург, Джо Энн (1994). Остров Пасхи: археология, экология и культура . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института.
- ^ Бассетт, Гордон; и др. «Садоводство на грани: документирование ограничений тропического полинезийского садоводства кумара на юге Новой Зеландии» (PDF) . Новая Зеландия: Кентерберийский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года.
- ^ Лэнгдон, Роберт (2001). «Бамбуковый плот как ключ к появлению сладкого картофеля в доисторической Полинезии». Журнал тихоокеанской истории . 36 (1): 51–76. дои : 10.1080/00223340123312 .
- ^ Черногория, Альваро; Авис, Крис; Уивер, Эндрю (2008). «Моделирование доисторического прибытия сладкого картофеля в Полинезию». Журнал археологической науки . 35 (2): 355–367. Бибкод : 2008JArSc..35..355M . дои : 10.1016/j.jas.2007.04.004 .
- ^ Муньос-Родригес, Пабло; Каррутерс, Том; Вуд, Джон Р.И.; Уильямс, Бетани Р.М.; Вайтемир, Кевин; Кронмиллер, Брент; Эллис, Дэвид; Энглин, Ноэль Л.; Лонгвей, Лукас; Харрис, Стивен А.; Раушер, Марк Д.; Келли, Стивен; Листон, Аарон; Шотландия, Роберт В. (2018). «Примирение противоречивых филогений в происхождении сладкого картофеля и его распространении в Полинезии» . Современная биология . 28 (8). Эльзевир Б.В.: 1246–1256.e12. Бибкод : 2018CBio...28E1246M . дои : 10.1016/j.cub.2018.03.020 . ISSN 0960-9822 . ПМИД 29657119 .
- ^ Рамирес, Хосе Мигель (1991). «Транстихоокеанские контакты: связь мапуче». Журнал Рапа-Нуи: Журнал Фонда острова Пасхи . 4 (4): 53–55.
- ^ Иоаннидис, Александр Г.; Бланко-Портильо, Хавьер; Сандовал, Карла; Хагельберг, Эрика; Микель-Поблете, Хуан Франциско; Морено-Майяр, Дж. Виктор; Родригес-Родригес, Хуан Эстебан; Квинто-Кортес, Консуэло Д.; Окленд, Кэтрин; Паркс, Том; Робсон, Кэтрин; Хилл, Адриан В.С.; Авила-Аркос, Мария К.; Сокелл, Александра; Хомбургер, Джулиан Р.; Войчик, Женевьева Л.; Барнс, Кэтлин С.; Эррера, Луиза; Берриос, Соледад; Акунья, Моника; Лоп, Елена; Энг, Селеста; Хантсман, Скотт; Бурхард, Эстебан Г.; Жиньу, Кристофер Р.; Сифуэнтес, Люсия; Вердуго, Рикардо А.; Морага, Маурисио; Ментцер, Александр Дж.; Бустаманте, Карлос Д.; Морено-Эстрада, Андрес (1 июля 2020 г.). «Поток генов коренных американцев в Полинезию еще до заселения острова Пасхи» . Природы . 583 (7817): 572–577. Бибкод : 2020Natur.583..572I . дои : 10.1038/s41586-020-2487-2 . ISSN 1476-4687 . ПМЦ 8939867 . ПМИД 32641827 . S2CID 220420232 .
- ^ Гринхилл, Саймон Дж.; Кларк, Росс; Биггс, Брюс (2010). «Записи для KUMALA.1 [LO] Сладкий картофель (Ипомея)» . POLLEX-Online: Онлайн-проект полинезийского лексикона . Архивировано из оригинала 8 февраля 2013 года . Проверено 16 июля 2013 г.
- ^ Аделаар, Виллем Ф.Х.; Муйсекн, Питер К. (10 июня 2004 г.). «Генетические связи языков южноамериканских индейцев» . Языки Анд . Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН 978-1-139-45112-3 .
- ^ Jump up to: а б Муньос-Родригес, Пабло; Каррутерс, Том; Вуд, Джон Р.И.; Уильямс, Бетани Р.М.; Вайтемир, Кевин; Кронмиллер, Брент; Эллис, Дэвид; Энглин, Ноэль Л.; Лонгвей, Лукас; Харрис, Стивен А.; Раушер, Марк Д.; Келли, Стивен; Листон, Аарон; Шотландия, Роберт В. (2018). «Примирение противоречивых филогений происхождения сладкого картофеля и его распространения в Полинезии» . Современная биология . 28 (8): 1246–1256.e12. Бибкод : 2018CBio...28E1246M . дои : 10.1016/j.cub.2018.03.020 . ISSN 0960-9822 . ПМИД 29657119 .
- ^ Матису-Смит, Лиза ; Кнапп, Майкл (13 апреля 2018 г.). «Когда сладкий картофель прибыл в Тихий океан – реакция экспертов» . www.sciencemediacentre.co.nz . Научный медиацентр . Проверено 30 марта 2019 г.
Мы хотели бы видеть более надежные данные, в идеале из нескольких источников, представленные, прежде чем мы сможем принять их и пересмотреть текущую интерпретацию того, что сладкий картофель был завезен в Полинезию людьми в какой-то момент около 1000–1200 годов нашей эры.
- ^ «Спор о Кумаре: ученые Новой Зеландии подвергают сомнению результаты исследования» . Новозеландский Вестник . 13 апреля 2018 года . Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кагава-Вивиани, Аврора (2016). «Распутывание Уала: к новой диверсификации и замене сладкого картофеля» . Э Купаку Каина – Гавайи. Земельно-восстановительный институт . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Ладефогед, Тен Н.; Грейвс, Майкл В.; Катушка, Джеймс Х. (2005). «Внедрение сладкого картофеля в Полинезию: ранние остатки на Гавайях». Журнал Полинезийского общества . 114 (4): 359–373.
- ^ Jump up to: а б Хоммон, Роберт Дж. (2013). Древнее гавайское государство: истоки политического общества . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199916122 .
- ^ Мит, Андреас; Борк, Ганс-Рудольф; Физер, Инго (2002). «Влияние доисторического и современного землепользования на полуострове Поике, остров Пасхи (Рапа-Нуи)» . Журнал Рапа-Нуи: Журнал Фонда острова Пасхи . 16 (2): 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Валлин, Пол; Стивенсон, CM; Ладефогед, Теннесси (2005). «Производство сладкого картофеля на Рапа-Нуи». В К. Балларде; П. Браун; Р. М. Бурк; Т. Харвуд (ред.). Сладкий картофель в Океании: переоценка . Университет Питтсбурга, Университет Сиднея. стр. 85–88. ISBN 0-945428-13-8 .
- ^ Валенти, Рулл (2019). «Открытие человеком и заселение отдаленного острова Пасхи (юго-восток Тихого океана)» . Четвертичный период . 2 (2): 15. дои : 10,3390/quat2020015 . hdl : 10261/185032 .
- ^ Jump up to: а б Хант, Терри; Липо, Карл (1 января 2013 г.). «Человеческая трансформация Рапа-Нуи (остров Пасхи, Тихий океан)». Биоразнообразие и общества на островах Тихого океана . стр. 167–184.
- ^ Таонуи, Равири (8 февраля 2005 г.). «Традиции каноэ – Те Арава и Тайнуи: Вакутиранги» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ Гордон-Бернс, Дайан; Таонуи, Дэвид (2011). «Ваоотеранги: традиция каноэ» . Коммуникативные навыки . 10 (2): 10–19. Викиданные Q106637945 .
- ^ "Заключение" . Королевское общество Те Апаранги . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Робертс, Мере; Хаами, Брэд; Бентон, Ричард; Саттерфилд, Терре; Финукейн, Мелисса Л; Энаре, Марк; Хенаре, Манука (2004). «Вакапапа как ментальная конструкция маори: некоторые последствия для дебатов о генетической модификации организмов». Современный Тихий океан : 1–28. ISSN 1043-898X .
- ^ Jump up to: а б с д и Коленсо, Уильям (1880). «О растительной пище древних новозеландцев до визита Кука» . Сделки и труды Королевского общества Новой Зеландии . 13 :3–38.
- ^ Макнаб, JW (1969). «Сладкий картофель и террасы маори в районе Веллингтона». Журнал Полинезийского общества . 78 (1): 83–111. ISSN 0032-4000 .
- ^ Jump up to: а б Тапселл, Энид (1947). «Оригинал закончен». Журнал Полинезийского общества . 56 (4): 325–332. ISSN 0032-4000 .
- ^ Jump up to: а б с д Йен, Делавэр (1963). «Новозеландская Кумара или сладкий картофель». Экономическая ботаника . 17 (1): 31–45. дои : 10.1007/BF02985351 . S2CID 32823869 .
- ^ Jump up to: а б Харви, Кэтрин Ф.; Гилл, Джеффри П.; Кроссман, Кэтрин; Фрейзер, Лена Г. (1997). «Оценка родства сортов кумары с помощью RAPD-анализа» . Новозеландский журнал ботаники . 35 (4): 479–485. Бибкод : 1997NZJB...35..479H . дои : 10.1080/0028825X.1987.10410171 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Добавляет, Питер (24 ноября 2008 г.). «Кумара» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Министерство наследия . Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «Те Река О Те Кай: Практическое руководство Маара Кай» (PDF) . Вака Кай жив . 2010 . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Барбер, Ян (1 марта 2010 г.). «Распространение или инновации? Объяснение каменной агрономии на южных окраинах Полинезии». Мировая археология . 42 (1): 74–89. дои : 10.1080/00438240903429755 . ISSN 0043-8243 . S2CID 128743972 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маршалл, Кехаулани; Косефф, Хлоя; Робертс, Эмбер Л; Линдси, штат Алабама; Кагава-Вивиани, Аврора К; Линкольн, Ноа Кекуева; Витоусек, Питер М (2017). «Восстановление населения и продуктивности Пуануи: проблемы и возможности восстановления интенсивной неорошаемой полевой системы Гавайев» . Экология и общество . 22 (2). дои : 10.5751/ES-09170-220223 . ISSN 1708-3087 .
- ^ Jump up to: а б с Андерсон, Тодд (2020). Исследование фенотипических вариаций сладкого картофеля гавайского наследия (PDF) (MSc). Гавайский университет в Маноа .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Louwagie, свитер Goet; Лангор, Роджер (2016). «Перспективы традиционного сельского хозяйства Рапа-Нуи». В Тимоти П. Денхэме; Хосе Ириарте; Люк Вридагс (ред.). Переосмысление сельского хозяйства . Рутледж. стр. 157–174. ISBN 978-1-315-42101-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фисо, Моник (2020). Голод: современная кухня маори . Пингвин. ISBN 9780143772606 .
- ^ Мередит, Пол (12 июня 2006 г.). «Матарики – Новый год маори – Циклы жизни и смерти» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Министерство наследия . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Кумары и магия Кумары» . Те Ао Хоу : 36–39. Декабрь 1962 года.
- ^ Фокс, Эйлин ; Кассельс, Ричард (1983). «Раскопки в Аотеа, Вайкато, 1972–75» . Записи Оклендского института и музея . 20 : 65–106. ISSN 0067-0464 . JSTOR 42906516 . Викиданные Q58677531 .
- ^ Закон, РГ (1999). «Ямы длинные, большие и престижные: признание разновидностей ям для хранения кумара маори на севере Новой Зеландии». Новозеландский журнал археологии . 21 : 29–45.
- ^ Jump up to: а б Роял, Чарльз; Кака-Скотт, Дженни (5 сентября 2013 г.). «Продукты маори – кай маори – традиционное приготовление и консервирование» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Министерство наследия . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Фьюри, Луиза ; Эммитт, Джошуа; Уоллес, Родерик (2017). «Раскопки Матакавау Стингрей-Пойнт, Пенсильвания, остров Ахуаху, Большой Меркурий, 1955–56» . Записи Оклендского музея . 52 : 39–57. дои : 10.32912/RAM.2018.52.3 . ISSN 1174-9202 . JSTOR 90016661 . Викиданные Q104815050 .
- ^ Гарсия, Марьяна (16 декабря 2020 г.). «Достигнута важная веха в создании единственного в стране традиционного сада маори» . Вещи . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ «Сад Те Парапара» . Гамильтон Гарденс . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Робертс, Мер (2013). «Способы видения: Вакапапа» . Сайты: Журнал социальной антропологии и культурных исследований . 10 (1): 93–120. doi : 10.11157/sites-vol10iss1id236 . ISSN 1179-0237 .
- ^ Jump up to: а б Баллара, Анджела (2003). «Маори, Тихоокеанская и полинезийская война в современной литературе». Тауа: «мушкетные войны», «сухопутные войны» или тиканга?: войны в обществе маори в начале девятнадцатого века . Окленд: Пингвин. стр. 53–54. ISBN 9780143018896 .
- ^ Сэвидж, врач общей практики; Болито, К.М. (1993). Кумара – традиционная еда маори . Том. 18. Общество питания Новой Зеландии. п. 19.
- ^ Jump up to: а б с Петри, Хейзел (24 ноября 2008 г.). «Европейская еда – интродуцированные продукты» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Министерство наследия . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ Коллинз, Хью (9 мая 2017 г.). «Редкий цветок кумары обнаружен в саду Фриманс-Бэй» . Stuff.co.nz . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Слэйд, Д.А. (1960). «Черная гниль — серьезная болезнь кумаров» . Новозеландский журнал сельского хозяйства . 100 (4): 375 . Проверено 18 июля 2021 г. - через Papers Past.
- ^ Jump up to: а б Льютуэйт, С.Л.; Флетчер, П.Дж.; Флетчер, Джей Ди; Триггс, CM (2011). «Снижение сорта сладкого картофеля ( Ipomoea batatas )» . Защита растений Новой Зеландии . 64 : 160–167. дои : 10.30843/nzpp.2011.64.5976 .
- ^ Jump up to: а б Ли, Лили (18 апреля 2016 г.). «История Джо Гока» . Оклендская ассоциация клана Чжун Шань . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ Вонг, Гилберт (8 января 2019 г.). « Спаситель кумары» умирает в возрасте 85 лет» . Отдел новостей . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ «Свежие факты: садоводство Новой Зеландии» (PDF) . Исследования растений и пищевых продуктов . 2020. ISSN 1177-2190 . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Коллинз, Хью (1 февраля 2007 г.). «Заявление Кумары становится горячей картошкой» . Вестник Новой Зеландии . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Цуй, Ронгбин; Чжу, Фань (2019). «Физико-химические и функциональные свойства картофельной муки». Журнал науки о продовольствии и сельском хозяйстве . 99 (10): 4624–4634. Бибкод : 2019JSFA...99.4624C . дои : 10.1002/jsfa.9702 . ISSN 0022-5142 . ПМИД 30895624 . S2CID 195662071 .
- ^ Льютуэйт, СЛ (2005). Продукты из сладкого картофеля в современном мире: опыт Новой Зеландии . II Международный симпозиум по сладкому картофелю и маниоке: инновационные технологии для коммерциализации 703. стр. 31–38. дои : 10.17660/actahortic.2006.703.2 . ISBN 90-6605-387-9 .
- ^ Ролстон, Л.Х.; Кларк, Калифорния; Кэннон, Дж. М.; Рэндл, ВМ; Райли, Э.Г. (1987). «Сладкий картофель Борегар». ХортСайенс . 22 (6): 1338–1339. дои : 10.21273/HORTSCI.22.6.1338 . ISSN 0018-5345 . S2CID 89381179 .
- Сельское хозяйство на Фиджи
- Сельское хозяйство в Новой Зеландии
- Сельское хозяйство в Самоа
- Сельское хозяйство в Тонге
- Культуры из Южной Америки
- История коренных народов Южной Америки
- История Полинезии
- История Тихого океана
- История маори
- Родная гавайская история
- Археология в Океании
- Полинезийская культура
- Полинезийская кухня
- Доколумбовый трансокеанский контакт
- Предыстория Океании
- Сладкий картофель
- Австронезийское сельское хозяйство