Jump to content

Облачный мальчик

Тама-те-капуа, изображенный на резьбе в молитвенном доме Таматекапуа в Охинемуту, Роторуа, около 1880 года. Тама-те-капуа держит ходули, которые он использовал, чтобы украсть фрукты из Уэнуку .

В традиции маори Новой Зеландии Тама-те-капуа , также пишется как Таматекапуа и Тама-те-Капуа и также известный как Тама , был капитаном каноэ «Арава» , прибывшего в Новую Зеландию из Полинезии примерно в 1350 году. [ 1 ]

Говорили, что Тама-те-капуа был очень высоким — 2,7 метра (9 футов). Он родился на Гавайках , прародине полинезийского народа . Его отцом был Хаумаи-таухити (также пишется Хоумаи Таухити), прямой потомок Охомайранги , основателя племени Нгати Оомайранги. [ 2 ] [ 3 ] и его матерью была Туикакапа. [ 4 ]

Поп
Хлебное дерево
Слева: Solanum aviculare ( poroporo ). Справа: плоды хлебного дерева ( куру ).

Вождь Уэнуку страдал от язвы и выделял выделения, которые тайно закапывали, поскольку они были очень тапу , но собака по имени Потакатавити, принадлежавшая Хаумаи-таухити, выкопала этот материал и съела его. Уэнуку и Тои-те-хуатахи убили собаку и съели ее. Тама-те-капуа и его брат Вакатурия отправились на поиски собаки и обнаружили, что произошло, когда услышали ее вой изнутри желудка Той-те-хуатахи. [ 5 ]

В отместку Тама-те-капуа и его брат Вакатурия украли плоды с дерева, принадлежавшего Уэнуку. [ 1 ] В большинстве источников говорится, что это был фрукт попоро ( Solanum aviculare ), но один вайата называет его куру (распространенное полинезийское название хлебного дерева , растения, которое не растет в Новой Зеландии). [ 6 ] По другой версии, украденный урожай — кумара . [ 7 ] Каждую ночь они входили в сад Уэнуку на сваях, чтобы не оставлять следов, и крали все спелые фрукты. В конце концов Уэнуку устроил засаду на пару и захватил Вакатурию, но Тама-те-капуа добрался до берега моря, где ему удалось сбежать. [ 8 ]

Уэнуку и его люди решили казнить Вакатурию, привязав его к одному из стропил крыши над пожаром дома Уэнуку, чтобы он мучительно умер от отравления дымом . [ 9 ] Тама-те-капуа незамеченным забрался на крышу и велел Вакатурии кричать людям в доме, что их пение и танцы очень плохи и что он мог бы добиться гораздо большего, чем они. Они подвели его, и он выскочил за дверь, которую Тама-те-капуа запер, чтобы люди Уэнуку не могли последовать за ними, когда они убегают.

В отместку Уэнукуэ и Той-те-хуатахи напали на деревню Нгати Охомайранги, которая была отбита только благодаря призывам Хаумаи-таухити, Тама-те-капуа и Вакатурии. [ 10 ] Два брата решили бежать в Новую Зеландию, которую обнаружил Нгауэ на каноэ Тавириранги . [ 11 ]

Путешествие в Новую Зеландию

[ редактировать ]

Тама-те-капуа приказал построить каноэ ( вака ). Вака было завершено и поставлено на якорь в заливе Венуакура, в то время как Тама-те-капуа, начальник каноэ, которое называлось Нга ракау катха пуу а Атуа Матуа (также известный как Нга ракау маатаи пуу а Атуа Матуа или Нга ракау руа а Атуаматуа «два ствола Атуаматуа») в память о дедушке Тама-те-капуа Атуа-матуа. [ 11 ]

Некоторые легенды описывают, как Тама-те-капуа просил Нгаторо-и-ранги , священника и мореплавателя Тайнуи вака, подняться на борт « Аравы» со своей женой Кеароа, чтобы благословить судно. Как только они поднялись на борт, Тама-те-капуа отплыл и похитил пару. [ 12 ] [ 13 ] Тама Те Капуа также взял с собой двух женщин, которые были женами других мужчин, одной из которых была Вакаотиранги . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Другая была женой Руао. Тама-те-капуа попросил Руао принести топор, оставленный возле его дома, и пока он был на берегу, Тама-те-капуа поднял якорь и оставил Руао позади. [ 12 ]

Во время путешествия Тама-те-капуа возжелал Кеароа. Нгаторо-и-ранги заметил это и охранял свою жену ночью, пока он находился на палубе и ходил по ней, привязав один конец шнура к ее волосам и держа другой конец в руке. Однако Тама-те-капуа отвязал шнур от волос Кеароа и прикрепил его к кровати, чтобы заняться с ней сексом, повторяя это несколько ночей. Однажды ночью Нгаторо-и-Ранги чуть не поймал его с поличным, но ему удалось сбежать, хотя в спешке он забыл веревку. Нгаторо-и-ранги нашел шнур и пришел к выводу, что Тама-те-капуа был с Кеароа. В отместку он поднял в море огромный водоворот под названием Те корокоро-о-те-Парата («Горло Те Параты»). Вака собирался погибнуть со всеми находившимися на борту, прежде чем Нгаторо-и-ранги сжалился и успокоил море. [ 17 ]

Во время этих событий все кумары , находившиеся на борту каноэ, были потеряны за бортом, за исключением нескольких в небольшом кете , который держал Вакаотиранги . [ 18 ] После успокоения моря акула (известная как арава в воде была замечена ). Нгаторо-и-ранги переименовал вака в Те Араву в честь этой акулы, которая затем сопровождала вака в Аотеароа, действуя в качестве кай-тиаки (охранителя).

Приземление в Вангапараоа.

[ редактировать ]

В то же время скрылись еще несколько каноэ, в том числе Тайнуи и Мататуа . Когда арава высадились в Вангапараоа , на Северном острове, Тама обнаружил, что тайнуи прибыли раньше них и заявили о своих правах на владение этой землей, но благодаря стратегической хитрости Тама сумел опровергнуть их притязания. При выходе на берег произошел спор с членами каноэ Тайнуи по поводу принадлежности выброшенного на берег кита. Тама-те-капуа снова прибегнул к обману, чтобы завладеть китом, несмотря на законные претензии тайнуи. Тайнуи рассказывают похожую историю, но роли поменялись местами. Этот инцидент является предметом многочисленных споров между Тайнуи и Аравой. [ 19 ]

Урегулирование

[ редактировать ]

направилась Затем арава к Макету . [ 14 ] где поселился Тама-те-капуа. Его потомки заселили эту часть и регион Роторуа . Сегодня их потомки говорят о каноэ Арава , что носовая часть — Макету , а кормовая — гора Тонгариро . [ 1 ]

Похоронен на вершине горы Мохау (на мысе Колвилл , самой северной оконечности полуострова Коромандел ). [ 14 ] Каху-мата-момоэ, размещающий камень маури на Лодочной скале , связан с названием гавани Вайтемата в Окленде. [ 20 ] [ 21 ]

Семья и память

[ редактировать ]
Дом собраний Таматекапуа в Те Папайору Мараэ , Роторуа .

У Тама-те-капуа было два сына, Тухороматакака и Кауматамомоэ .

Дом собраний в Те Папайору Мараэ назван в честь Таматекапуа. [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д «Тама-те-капуа» . Новозеландский электронный текстовый центр . Проверено 28 ноября 2020 г.
  2. ^ «Сожги облако» . Те Ара Энциклопедия Новой Зеландии . 22 апреля 2009 года . Проверено 28 ноября 2020 г.
  3. ^ Стаффорд 1967 , с. 2 указана линия спуска: Тама-те-капуа - Хаумаи-таухити - Туаматуа - Руатапу - Маваке - Тумамао - Охомайранги - Пухаоранги и Те Кураймоноа.
  4. ^ Стаффорд 1967 , с. 37.
  5. ^ Стаффорд 1967 , с. 2. Об этом событии говорится в традиционной пословице.
  6. ^ Бак 1858 , с. 39.
  7. ^ Шортленд 1856 , с. 32.
  8. ^ Стаффорд 1967 , с. 3.
  9. ^ Стаффорд 1967 , с. 4.
  10. ^ Стаффорд 1967 , с. 5.
  11. ^ Jump up to: а б Тэпселл, Пол (2005). «Те Арава – Истоки » Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии Получено 1 июня.
  12. ^ Jump up to: а б Уокер 2004 , с. 44.
  13. ^ Стаффорд 1967 , с. 14.
  14. ^ Jump up to: а б с Трегир, Эдвард (1891). Сравнительный словарь маори-полинезийского языка . Веллингтон, Новая Зеландия: Лион и Блэр. п. 20 459 . Проверено 29 ноября 2020 г. - через Google Книги.
  15. ^ Трегир, Эдвард (1891). «Маори-полинезийский сравнительный словарь» . Веллингтон, Новая Зеландия: Лион и Блэр. п. 20 459 . Проверено 29 ноября 2020 г. - из Интернет-архива.
  16. ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. "Заключение" . Teara.govt.nz . Проверено 27 апреля 2021 г.
  17. ^ Стидман , стр. 99–100.
  18. ^ Стаффорд 1967 , с. 15.
  19. ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 36-39.
  20. ^ « «Вайтемата». Смысл и история. Популярная ошибка» . Окленд Стар . Том. LXII, нет. 282. 28 ноября 1931. с. 12 . Проверено 17 мая 2022 г. - через Papers Past.
  21. ^ Уилсон, Карен (28 августа 2018 г.). «Краткое изложение показаний Карен Акамиры Уилсон от имени Те Акитаи Вайохуа» (PDF) . Министерство юстиции . Проверено 17 мая 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Джонс, Пей Те Хурунуи; Биггс, Брюс (2004). Традиционная история народа Тайнуи . Окленд [Новая Зеландия]: Издательство Оклендского университета. стр. 16–50. ISBN  1869403312 .
  • Стаффорд, DM (1967). Арава: история народа арава . Роторуа, Новая Зеландия: AH & AW Reed.
  • Стидман, JAW «Кровь: основное направление предков» .
  • Уокер, Рангинуи (2004). «Сказания о Нешере». Борьба без конца (второе изд.). Окленд, Новая Зеландия: Penguin Books . п. 44. ИСБН  9780143019459 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58d1a6a88abff5370d56d1f5a1d75149__1724518500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/49/58d1a6a88abff5370d56d1f5a1d75149.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tama-te-kapua - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)