Ратан
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2010 г. ) |
![]() | Было предложено Те Хаахи Ратана» объединить « в эту статью. ( Обсудить ) Предлагается с февраля 2024 г. |
Ратана ( маори : Те Хаахи Ратана ) — маори христианская церковь и движение со штаб-квартирой в Ратана Па недалеко от Уонгануи , Новая Зеландия. Движение Ратана началось в 1918 году, когда Тахупотики Вирему (ТВ) Ратана испытал видения и начал миссию исцеления верой . В 1925 году была основана церковь Ратана культовый храм церкви Те Темепара Тапу о Ихоа («святой храм Иеговы , а 25 января 1928 года — в день 55-летия TW и в «День Ратаны» — был открыт »). С самого начала и до 20-го века церковь преследовала политические цели и до сих пор ежегодно приветствует политических лидеров в Ратана Па в день рождения Ратаны. По данным переписи населения Новой Зеландии 2018 года , 43 821 человек отождествили себя с этой религией. [ 1 ]
Первоначально проводя исцеление на своей семейной ферме, Ратана не считал свое движение отдельной церковью и призывал своих последователей оставаться в своих церквях. Он получил неоднозначные мнения от других христианских лидеров, некоторым из которых не нравилось, что его называли мангаем , или «рупором» Бога, в то время как другие были довольны его отказом от традиционной религии маори и тохунга .
Ратана и его последователи были заинтересованы в политическом движении наряду с духовным, и Ратана, как известно, говорил о Библии в левой руке и о Договоре Вайтанги в левой. Эта политическая позиция стала ясной к 1924 году, когда Ратана возглавил делегацию в Европу, чтобы представить петицию королю Георгу V по теме конфискации земель маори и договора. С 1928 года, когда открылся церковный храм, Т.В. предположил, что его собственное внимание отвлечется от церкви и будет более полно сосредоточено на политике. Это совпало с разногласиями вокруг самого Ратаны, но он был в значительной степени неспособен отстраниться от дел церкви и без подходящей замены остался лидером церкви.
На дополнительных выборах 1932 года у Ратаны был свой первый кандидат, Эруэра Тирикатене , избранный в парламент от электората южных маори , и к 1943 году он захватил все четыре места маори - монополию, которую он удерживал до 1963 года. К 1931 году Ратана получила установил союз с Лейбористской партией , и члены парламента Ратаны последовательно поддерживали Лейбористскую партию. В 1936 году этот союз был официально оформлен, и члены Ратаны присоединились к Лейбористской партии. В начале 2000-х члены других партий начали посещать День Ратаны, который сейчас считается началом политического года Новой Зеландии.
История
[ редактировать ]Дед Т.В. Ратаны , Нгахина, был участником Договора Вайтанги для племен Нга Вайрики и Нгати Апа . Нгахина была владельцем фермы по разведению крупного рогатого скота, англиканцем и проправительственным сторонником. [ 2 ] [ 3 ] Мать Ратаны была методисткой . [ 3 ]
Последствия для маори в 1918 году включали потерю земель, Первую мировую войну и эпидемию испанского гриппа . [ 2 ] После эпидемии Ратана был единственным наследником мужского пола своего деда. [ 3 ] 8 ноября 1918 года Ратана увидел видение, которое он считал вдохновленным Богом, в котором он просил его проповедовать Евангелие народу маори и исцелять души и тела своего народа. [ 4 ]
Мере Рикирики оказал влияние на Ратану и движение Ратаны. Рикирики учил Ратану и часто советовался с ней. Она была в Парихаке вместе с Те Вити о Ронгомаи и Тоху Какахи , основала свою собственную церковь в Паревануи и была целителем и практикующим врачом . [ 2 ] [ 5 ] Рикирики предсказала пришествие нового пророка в 1912 году, которым, как она подтвердила, был Ратана. [ 5 ]
Те Урумано Нгапаки Бейкер была вождем маори, поддерживала движение Ратана и была женой Ратаны. [ 2 ]
Духовная миссия
[ редактировать ]Духовные законы церкви обозначены как Троица (Отец, Сын и Святой Дух), а также добавлены к молитвам Нга Анахера Поно , «Святые и верные ангелы» и Те Мангай (Божье слово и мудрость). Помимо Библии , церковь полагается на свою «Синюю книгу» в церковных службах, которая включает гимны и молитвы, написанные Т. В. Ратаной. [ 6 ]
До 1924 года Ратана проповедовал все большему числу маори и зарекомендовал себя как «Чудо-человек маори». Сначала это движение рассматривалось как христианское возрождение , но вскоре оно отошло от основных церквей. 31 мая 1925 года была основана Те Хаахи Ратана , Церковь Ратана, и ее основатель был признан в доктрине Церкви носителем Те Мангаи или Слова Божьего и Мудрости. 21 июля 1925 года конституция церкви Ратана была принята Генеральным регистратором, и список «апостолов» (служителей), которым было разрешено заключать браки, был опубликован в газете New Zealand Gazette . [ 7 ]
Туре Тангата (светское движение)
[ редактировать ]В 1924 году группа из 38 человек, в том числе Ратана, его жена Те Уруманао Нгапаки Бейкер и официальный представитель Пита Моко, отправилась в Европу, чтобы безуспешно подать петицию Георгу V и Лиге Наций о конфискации земель и Договоре Вайтанги . [ 3 ] Позже были совершены поездки в США и Канаду. Эти поездки не обошлись без споров. Правительство Новой Зеландии предприняло действия по предотвращению подачи петиции монарху, а визит в Японию на обратном пути из Европы вызвал обвинения в нелояльности и развевании японского флага над церковным поселением Ратана Па .
Когда 25 января 1928 года японским епископом Джуджи Накада (с у которого Ратана и его партия остановились в 1924 году), Ратана заявил, что его духовная работа завершена и что церковные апостолы и служащие возьмут на себя эту работу. [ 6 ] Теперь он больше занялся политической работой для маори в Новой Зеландии.
Коата (политическое движение)
[ редактировать ]
Еще в 1923 году Ратана заявил об интересе к партийной политике, а его старший сын Хаами Токуру Ратана баллотировался от электората западных маори в качестве независимого кандидата. Теперь Ратана был полон решимости захватить электорат маори, чтобы дать голос своему движению.
В январе 1928 года Ратана назвал себя Пири Вири Туа и призвал четырех последователей стать квартирой его тела и править страной. «Первым разрезом» были Параире Карака Пайкеа на севере, Хаами Токуру Ратана на западе, Пита Моко на востоке и Эруэра Тирикатене на юге. Позже Моко был заменен Тиаки Омана во «второй версии». В соглашении, подписанном мужчинами, было обещано, что они не будут отдыхать, а их жены отдельно договорились, что они пойдут босиком и в лохмотьях, чтобы представлять движение Ратана. Все четверо заняли места маори в период с 1932 по 1943 год.
Кандидаты Ратаны баллотировались на 1928 и всеобщих выборах 1931 годов , а также на дополнительных выборах 1930 года в западных маори после смерти Мауи Помаре , но им это не удалось. Первым депутатом от движения Ратана был Эруэра Тирикатене , избранный на дополнительных выборах от южного маори за ним последовал Хаами Токуру Ратана (известный как Токо) от западного маори в июне 1932 года. На всеобщих выборах 1935 года . На выборах 1938 года третий электорат северных маори был захвачен Параире Карака Пайкеа , а последний ( восточный маори ) был выигран Тиаки Омана на выборах 1943 года .
Независимые члены парламента Ратаны были первыми, кто представлял политическую партию, большинство членов которой были маори. Основными целями движения были статутное признание Договора Вайтанги, урегулирование жалоб народа маори, связанных с конфискацией, и равенство в социальном обеспечении маори.
Политики обычно посещают Ратана-мараэ, чтобы принять участие в праздновании дня рождения Т.В. Ратаны, а в январе 2023 года ему исполнилось 150 лет. Лидерами политических партий, присутствовавшими на этом мероприятии, были Лейбористская партия , Национальная партия , Партия маори , Первая Новая Зеландия и один из лидеров Зеленых . Комментатор Мерепека Раукава-Таит заявила, что спикеры маори обратились к политикам следующим образом: «Они хотят иметь отношения, выходящие за рамки деловых отношений, и их не интересует политика и политики, которые разжигают страх». [ 8 ]
Альянс с Лейбористской партией
[ редактировать ]После формирования Первого лейбористского правительства в 1935 году два депутата от Ратаны согласились голосовать за лейбористов. Этот союз был официально оформлен присоединением движения Ратана к Лейбористской партии на встрече Ратаны с премьер-министром Майклом Сэвиджем 22 апреля 1936 года. Премьер-министру были вручены четыре символических подарка: картофель, сломанные золотые часы, пунаму хей-тики и и перо гуи . Картофель символизировал потерю земель маори и средств к существованию, сломанные часы символизировали нарушенные обещания Договора Вайтанги, а пунаму символизировали ману народа маори. Если бы Сэвидж смог восстановить этих троих, он бы заслужил право носить перо гуйя, чтобы обозначить свой статус вождя. Подарки считались настолько ценными, что их похоронили вместе с Сэвиджем на его государственных похоронах в 1940 году.
Четыре избирательных округа маори на протяжении десятилетий принадлежали лейбористам, связанным с Ратаной: до 1963 года для восточного электората маори, 1980 года для северного маори и 1996 года для западного и южного электората маори. Не все депутаты-маори от Лейбористской партии были членами церкви Ратана, но все электораты маори принадлежали депутатам от Лейбористской партии, которые, по крайней мере, были одобрены церковью, пока Тау Хенаре не победил северных маори на всеобщих выборах в Новой Зеландии в 1993 году . [ 9 ] В обоих парламентах 1946–1948 и 1957–1960 годов формирование лейбористского правительства зависело от голосов членов движения «Ратана».
Движение Ратана В состав парламента входили Тапихана Парайре Пайкеа , Хаами Токуру Ратана, Матиу Ратана , Ириака Ратана , Коро Ветере , Праоне Ревети , Матиу Рата и Вету Тирикатене-Салливан . Мита Риринуи , которая занимала место маори в Вайарики с 1999 по 2005 год и была депутатом от списка с 2005 по 2011 год, является министром Ратаны.
Символы
[ редактировать ]
Главный символ ( тоху ) церкви — пятиконечная звезда и полумесяц, вэту марама (что означает одновременно «звезда и луна» и «сияющая звезда»), который носят на лацканах мореху (разбросанный остаток , последователи Ратаны) и в ключевых точках церковных зданий. Золотой или синий полумесяц (символизирующий просветление) может быть обращен к разным частям цветной звезды: синий представляет Те Матуа (Отец), белый — Те Тама (Сын), красный — Те Вайруа Тапу (Святой Дух), фиолетовый — Нга Анахера Поно (Верные ангелы) и золотой/желтый — Те Мангай (Рупор (Иеговы), Туре Вайруа), хотя этот цвет иногда заменяют розовым, символизируя ПириВириТуа. (Участник (по политическим вопросам) Туре Тангата). Те Вету Марама представляет царство света или Мараматанга , стойко противостоящее силам тьмы ( макуту ). [ 6 ]
Членство
[ редактировать ]Приверженцы церкви известны как мореху , «остатки». По переписи 2001 года 48 975 жителей Новой Зеландии были связаны с церковью Ратана. [ 10 ] По данным переписи населения Новой Зеландии 2018 года , 43 821 человек отождествили себя с этой религией. [ 1 ]
Церковные лидеры
[ редактировать ]- Уильям Раттана (1925–1939)
- Шаами Токуру Ратан (1939–1944)
- Мэтью Ратана (1944–1950)
- Пухи о Аотеа Ратахи (1950–1966)
- Марш «Голос» Хура (1966–1991).
- Дэниел Те Аоху Ратана (1991–1998)
- Миссионеры (1998–2022 гг.)
- Мануао Те Кохамутунга Таму (2023 – настоящее время)
См. также
[ редактировать ]- Рингату , еще одна христианская конфессия маори, основанная Те Кути в 19 веке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Итоги переписи населения 2018 года по темам» ( таблица Microsoft Excel ) . Статистическое управление Новой Зеландии . Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Стоуэлл, Лорел (1 сентября 2016 г.). «Ратана – человек, движение, поселение» . Вестник Новой Зеландии . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Баллара, Анджела (1996). «Ратан, Тахупотики Уильямс» . Биографический словарь Новой Зеландии . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Ньюман, Кейт. «Те Хаахи Ратана - Церковь Ратана - Основание церкви Ратана» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Департамент внутренних дел Новой Зеландии . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Пукетапу, Те Тива (1996). «Ликрикики, губернатор Атреты Ропиша Мере» . Биографический словарь Новой Зеландии . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Ньюман, Кейт. «Те Хаахи Ратана - Церковь Ратана - рост церкви» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Департамент внутренних дел Новой Зеландии . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ «Те Хаахи Ратана основана как церковь» . История Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия. 23 сентября 2019 г. Проверено 11 января 2020 г.
- ^ «Мерепека Раукава-Таит: Какие политики произвели впечатление на Ратану» . Вестник Новой Зеландии . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Воулз, Джек (1998). Победа избирателей? : Первые выборы в Новой Зеландии по пропорциональному представительству . Окленд [Новая Зеландия]: Издательство Оклендского университета. стр. 172, 190. ISBN. 9781869401801 .
- ^ «Религиозная принадлежность (общий ответ) и пол для переписи населения, обычно проживающего в 2001 году» . Статистика Новой Зеландии . Проверено 3 августа 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Хендерсон, Дж. Маклеод (1963). Ратана: истоки и история движения . Полинезийское общество.
- Хендерсон, Дж. Маклеод (1972). Ратана: Человек, Церковь, Политическое движение (2-е изд.). AH & AW Reed совместно с Полинезийским обществом. ISBN 0-589-00619-3 . 2-е изд. или Хендерсон (1963).
- Ньюман, Кейт (2006). Возвращение к Ратане: незаконченное наследие . Рид. ISBN 9780790010571 .
- Ньюман, Кейт (2009). Ратан Пророк . Группа-Пингвин. ISBN 9780143010975 . Сокращенная версия Ньюмана (2006).
Другой
[ редактировать ]- Хеберт, генеральный директор (2008). Музыкальная транскультурация и идентичность в традиции духового оркестра маори. В Р. Камю и Б. Хабле (ред.), Alta Musica , 26 (стр. 173–200). Тутцинг: Шнайдер.
- Ньюман, Кейт (2002). Спящий великан
- Стоукс, Джон (21 января 2006 г.). «Непреходящее притяжение Ратаны» . Новозеландский Вестник . Проверено 13 января 2020 г.
- Вестра, Анс (1963). TW Ratana и фотографии церкви Ратана
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Те Хаахи Ратана: Официальный сайт новозеландской церкви, основанной Ратаной, автор Арахи Р. Хаггер