Воспитание
Матуатонга — каменная скульптура маори на острове Мокойя , озеро Роторуа , Новая Зеландия , которая является маури (реликвией) или вакапоко (статуей-хранителем) и принадлежит Нгати Вакауэ , Нгати Рангитеаоре и другим племенам Те Арава . [ 1 ] Это самый известный атуа-кумара (бог земледелия), который традиционно участвовал в ритуалах, связанных с посевом ежегодного урожая кумара (сладкого картофеля). На каждой стороне скульптуры вырезаны мужские фигуры: одна представляет Матуатонгу, бога роста, а другая Матуатехе, бога разложения. Согласно некоторым традициям, Матуатонга был завезен в Новую Зеландию с Гавайских островов ок. 1350. Он был похоронен в 1820-х годах и эксгумирован в 1866 году, после чего скульптура меньшего размера была передана губернатору Джорджу Грею и передана на хранение в Оклендский музей . Некоторые источники утверждают, что эта меньшая скульптура является «настоящей» Матуатонгой, а та, что сегодня на Мокойе, является лишь точной копией.
Описание
[ редактировать ]
Матуатонга имеет высоту около 1,3 метра и сделан из местного риолитового камня Мокойя. [ 2 ] Он имеет примерно грушевидную форму, с рельефными фигурами, вырезанными на каждой стороне. Фигура на лицевой стороне изображена с поднятой к лицу левой рукой (жест, обозначающий зачатие), с раздвинутыми ногами и эрегированным пенисом. У фигуры сзади также пенис в вертикальном положении, но руки по бокам. [ 3 ] В 1985 году Матуатонга стоял на открытом воздухе на скале в Мокойе, недалеко от того места, где традиционно выращивали кумару, и был покрыт лишайником . [ 4 ]
История
[ редактировать ]По традиции, Матуатонгу привезли в Новую Зеландию с Гавайских островов на каноэ «Арава» . [ 5 ] [ 6 ] Матуатонга, как бог роста, часто противопоставлялся другому атуа , Матуатехе, богу разложения. [ 7 ] который отождествляется с фигурой на задней стороне скульптуры. [ 8 ] В доевропейские времена племена вокруг озера Роторуа каждый год во время сезона посадки кумары (сладкого картофеля) отправлялись в то место, где стоял Матуатонга на острове Мокойя. Там они провели церемонию, во время которой прикоснулись к семенам кумары, которые собирались посадить в статую. Это было сделано для того, чтобы предотвратить уничтожение урожая болезнями или холодной погодой. Об этом паломничестве напоминает традиционная поговорка маори : « Киа туу тангатанга те ара ки Мокойя » («Пусть будет открыт путь в Мокойя»). [ 5 ] [ 7 ]
Во время мушкетных войн 1820-х годов Матуатонга был похоронен на Мокойе. Когда губернатор Джордж Грей посетил Мокойю в 1866 году, Матуатонгу выкопали, и небольшой маури Грею подарили . Этот маури был передан на хранение в Оклендский музей . [ 9 ] В 1923 и 2007 годах он все еще был там. [ 10 ] [ 11 ] Он высотой 40,6 см сделан из красного гранита из района Нью-Плимута и альтернативно называется Хаукакенга. [ 11 ]
Неясно, какое отношение имели маури , переданные Грею, к Матуатонге. По словам Гилберта Мэра, маури , подаренные Грею, которых он называет Уэнуку-копако, были забраны из Таранаки военным отрядом во главе с Туваре и Патуоне примерно в 1820 году. В недатированном письме Джозайи Мартина из коллекции Оклендского музея утверждается, что маури, подаренные Гилберту Мэру, Грею был настоящий Матуатонга, а тот, что остался на острове Мокойя (описанный и изображенный выше), был точной копией, изготовленной для удовлетворения обычных люди, которым не разрешили увидеть истинных маури . Согласно собственному рассказу Грея, данному в 1892 году, маури эксгумированный был крупным, описанным выше; он говорит, что перезахоронил его, но принял меньший размер; он говорит, что один из них был точной копией, но неясно, какую именно. [ 12 ]
большого маури В 1883 году некий кипа Нгавау ночью забрал и продал его европейскому поселенцу Роберту Грэму за 100 фунтов стерлингов. Когда остальные члены племени узнали об этом, они выразили протест, и два года спустя судья заставил Грэма вернуть его Мокойе. [ 13 ] [ 1 ] [ 7 ] По словам Маргарет Буллок, в 1897 году Матуатонгу держали на острове в запертом деревянном храме и «охраняли с чем-то вроде ревнивой заботы». [ 13 ] В 1985 году Матуатонга стоял на открытом воздухе на скале в Мокойе, недалеко от того места, где традиционно выращивали кумару, и был покрыт лишайником . [ 4 ] По состоянию на 2022 год Матуатонга по-прежнему находится на острове Мокойя. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Трибунал Вайтанги, 2013 г. , с. 11.
- ^ Стаффорд 1967 , с. 12.
- ^ Симмонс 1986 , пластина xvii.
- ^ Jump up to: а б Элл 1985 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Мид и Гроув 2004 , с. 219.
- ^ Стаффорд 1967 , с. 11-12.
- ^ Jump up to: а б с д Индия 2022 .
- ^ Симмонс 1986 , с. 30.
- ^ Стаффорд 1967 , стр. 409–410.
- ^ Скиннер 1923 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б Мидгли 2007 , с. 174.
- ^ Миджли 2007 , с. Приложение. IX.
- ^ Jump up to: а б Стаффорд 1967 , с. 410.
Библиография
[ редактировать ]- Бест, Элсдон (1925). Сельское хозяйство маори . Веллингтон: А.Р. Ширер. п. 210.
- Элл, Гордон (1985). Тени на земле: Признаки прошлого маори . Окленд: Буш Пресс. ISBN 978-0-908608-25-6 .
- Иния, Раймона (4 августа 2022 г.). «Страж Матуатонга дежурит на Мокойе» . Вестник Новой Зеландии . Проверено 14 января 2024 г.
- Мид, Ширини Моко; Гроув, Нил (2004). Высказывания предков: Высказывания предков . Издательство Университета Виктории. ISBN 978-0-86473-462-4 .
- Мидгли, Анеле (2007). «Странные сокровища из многих стран…» коллекции произведений искусства сэра Джорджа Грея, KCB (1812–1898) (магистерская диссертация с отличием). Университет Окленда.
- Симмонс, Д.Р. (1986). Иконография новозеландской религии маори . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-07588-7 .
- Скиннер, HD (1923). «Заметки и вопросы» . Журнал Полинезийского общества . 32 (3(127)): 184–186. ISSN 0032-4000 . JSTOR 20701933 .
- Стаффорд, DM (1967). Арава: история народа арава . Роторуа, Новая Зеландия: AH & AW Reed.
- Трибунал Вайтанги (14 июня 2013 г.). Нгати Рангитеаоре и Нгати Рангитеаоре Совет Короматуа и Корона: Акт об урегулировании исторических претензий (PDF) . Веллингтон: Корона.