Jump to content

Движение королей маори

(Перенаправлено с Кингитанги )

Король короля
Король
Действующий президент
Красная Марка VII
с 21 августа 2006 г.
Подробности
Стиль Его Величество
а затем Король [ 1 ]
Наследник Никто; факультативный
Первый монарх Потатау Красный
Формирование 1858
Резиденция Дом Туронго, Турангаваэ
Назначитель Иви короля

Движение королей маори , называемое Кингитанга. [ а ] на языке маори — это маори движение , которое возникло среди некоторых маори иви (племен) Новой Зеландии в центральной части Северного острова в 1850-х годах, чтобы установить роль, аналогичную по статусу роли монарха британских колонистов, как способ остановить отчуждение земель маори. [ 4 ] Монарх маори действует в неконституционном порядке, не имея юридической или судебной власти в правительстве Новой Зеландии. Правящие монархи сохраняют за собой должность верховного вождя нескольких иви. [ 5 ] и обладать некоторой властью над ними, особенно в Тайнуи .

Нынешний монарх маори Тухейтиа Паки был избран в 2006 году. [ 6 ] и его официальная резиденция — Дом Туронго в Турангаваэ Марае в городе Нгаруавахия . Тухейтия является седьмым монархом с момента создания этой должности и является продолжением династии, восходящей к первому королю Потау Те Верогеро .

Движение возникло среди группы иви в центральной части Северного острова в 1850-х годах как средство достижения единства маори, чтобы остановить отчуждение земель во время быстрого роста населения европейскими колонистами. [ 4 ] Движение стремилось установить монарха, который мог бы претендовать на статус, аналогичный статусу королевы Виктории , и, таким образом, позволить маори иметь дело с пакеха (европейцами) на равных. Оно приняло вид альтернативного правительства со своим флагом, газетой, банком, советниками, судьями и правоохранительными органами. Но колониальное правительство рассматривало это как вызов верховенству британской монархии , что, в свою очередь, привело к вторжению в Вайкато в 1863 году , которое было частично мотивировано стремлением нейтрализовать власть и влияние Кингитанги. После своего поражения при Оракау в 1864 году силы Кингитанги отошли в племенной регион Нгати Маниапото на Северном острове, который стал известен как Страна королей . [ 7 ] [ 8 ] [ нужна страница ] Влияние монарха маори не было таким сильным, как могло бы быть, отчасти из-за отсутствия принадлежности к Кингитанге ключевых иви, в первую очередь Тухо , Нгати Пору и самого большого иви из всех, Нгапухи . [ 9 ]

Флаг, поднятый в Нгаруавахии в связи с провозглашением Потау Те Верогеро королем маори, нарисованный в 1863 году.
Ранний флаг Движения королей маори, использовавшийся во время правления Потау Те Редгеро.

С начала 1850-х годов маори Северного острова оказались под растущим давлением, требующим удовлетворения спроса европейских фермеров-поселенцев на пахотные земли. В то время как маори возделывали небольшие площади, полагаясь на обширные леса для выращивания ягод, птиц и корней, поселенцы расширяли свои производственные мощности, сжигая лес и папоротник и сажая семена трав в золу. Некоторые влиятельные вожди, в том числе Те Раупараха, выступали против продажи земли в 1840-х годах (кульминацией которого стала драка в Вайрау 1843 года ), и эта точка зрения стала более широко распространенной в следующем десятилетии, когда население пакеха (европейцев) выросло до численности маори и покупки коренных земель колониальным правительством. Департамент применил недобросовестные методы захвата собственности, которые включали предложения руководителям или небольшим группам владельцев. Сделки с отдельными маори или группами, которые не представляли интересы большинства, также вовлекали маори в споры друг с другом. Поскольку граница белых все дальше вторгалась на их землю, многие забеспокоились, что их земля и раса вскоре будут захвачены. [ 10 ] [ 11 ]

Примерно с 1853 года маори начали возрождать древние племенные рунанги или, главным образом, военные советы, на которых поднимались земельные вопросы, а в мае 1854 года в Манавапу на юге Таранаки было проведено большое собрание, на котором присутствовало около 2000 лидеров маори, где ораторы призывали к согласованному противодействию продаже земли. . [ 8 ] : 62–63  Встречи стали важным форумом для сына Те Раупарахи, новообращенного в христианство Тамиханы Те Раупараха , который в 1851 году посетил Англию, где был представлен королеве Виктории . Тамихана Те Раупараха вернулся в Новую Зеландию с идеей создания королевства маори, в котором один король правил бы всеми иви (племенами), и использовал рунангу , чтобы заручиться согласием влиятельных вождей Северного острова с его идеей. [ 10 ] Котахитанга , или движение за единство, было направлено на то, чтобы принести маори единство, которое было очевидной силой среди европейцев. [ 10 ] [ 8 ] [ нужна страница ] Считалось, что, имея монарха, который мог бы претендовать на статус, аналогичный статусу королевы Виктории, маори смогут иметь дело с Пакехой на равных. Целью проекта также было создание системы правопорядка в общинах маори, к которой правительство Окленда до сих пор не проявляло особого интереса. [ 7 ] : 112 

Потатау Красный

[ редактировать ]
Первый король маори Потау Те Верогеро.

Несколько кандидатов с Северного острова, которым было предложено выдвинуть свою кандидатуру, отказались; [ 12 ] В феврале 1857 года, через несколько недель после ключевой межплеменной встречи в Таупо , Вирему Тамихана , вождь Нгати Хауа иви в восточном Вайкато, распространил предложение назначить королем пожилого и высокопоставленного вождя Вайкато Те Верогеро и провести важную встречу. было организовано мероприятие для Рангирири . Для борьбы с этим в апреле [ б ]

После первоначального упадка - он не желал предпринимать новые предприятия в своем возрасте, и один европейский посетитель описал его как слепого и дряхлого, «находящегося на самом краю могилы». [ 14 ] [ 13 ] : 23–34  - Те Верогеро согласился в сентябре 1857 года принять королевский сан, а в июне 1858 года он был коронован в Нгаруавахии , позже приняв имя Потау Те Верогеро или просто Потатау. [ 15 ] [ 8 ] : 68–72, 83 

В своей приветственной речи Потатау подчеркнул дух единства, символизируемый королевской властью, и призвал свой народ «крепко держаться любви, закона и веры в Бога». [ 15 ] Со временем у «Движения короля» появился флаг, государственный совет, свод законов, «Королевский магистрат», полиция, геодезист и газета « Те Хокиой» , — все это придало движению вид альтернативы. правительство. Жизнь его последователей получила новую цель благодаря законотворчеству, судебным процессам, длительным встречам и дебатам. [ 10 ] [ 16 ] Историк Майкл Кинг отмечал: «В глазах его сторонников вожди, воспитавшие его, сделали его хранилищем своей собственной маны и тапу, а также маны своих земель. Потатау теперь был человеком повышенного престижа и священности. Это вера заключалась в том, чтобы побудить людей пойти на героический путь, чтобы отстоять королевскую власть, а затем и бороться за нее». [ 13 ]

Потатау провозгласил границу, отделяющую его власть от власти губернатора, сказав: «Пусть Маунгатаутари будет нашей границей. Не посягайте на эту сторону. Точно так же и я не должен ступать на эту сторону». Король предусматривал объединенную администрацию, в которой он управлял территорией, все еще находящейся под обычным титулом маори, в то время как губернатор управлял территориями, приобретенными Короной . [ 7 ] : 112–113 

Губернатор Томас Гор Браун с беспокойством следил за развитием событий. В июне 1857 года он писал в Лондон: «Я не вижу никакой опасности в нынешнем движении, но очевидно, что создание маори отдельной национальности в любой форме или виде, если оно будет продолжаться, рано или поздно закончится столкновением. " Хотя по-прежнему не было никаких признаков того, что движение развивает агрессивный дух, Браун вскоре начал выражать свои опасения, что «это перерастет в расовый конфликт и станет величайшей политической проблемой, с которой нам приходилось бороться». [ 8 ] : 71 

Карта маори иви с выделенным Нгати Махута иви, с которым был связан Потатау. Территория Движения королей маори примерно соответствовала региону с надписью « Тайнуи ».

Признание нового короля, однако, не последовало сразу: хотя усилия движения по созданию «земельной лиги» с целью замедления продаж земли получили широкое признание, роль Потатау была активно поддержана только маори Вайкато, а также иви Северного Окленда и южного Окленда. Вайкато выказывает ему скудное признание. [ 8 ] : 72  Некоторые оппоненты отвергли Кингитангу как исключительно движение Вайкато. [ 16 ] На протяжении 1859 года эмиссары Королевского движения путешествовали по Северному острову, включая Таранаки, Вангануи и Хокс-Бей, в поисках новых сторонников, причем поддержка Иви иногда разделялась. Говорят, что даже внутри движения существовал глубокий раскол: историк Кейт Синклер утверждал, что «умеренные» присоединились к Вирему Тамихане, а «антиевропейские экстремисты» последовали за вождем Нгати Маниапото и военачальником Реви Маниапото , хотя Белич и историк Винсент О'Мэлли оспаривают это. , заявив, что обе фракции руководствовались общими целями и проблемами, и что историки преувеличили разногласия. Племенное соперничество также могло ослабить единство. [ 10 ] [ 17 ] Историк Б. Дж. Далтон заметил: «За пределами Вайкато Движение Короля больше всего нравилось молодому поколению, которое не видело другого способа получить ману, которую их отцы завоевали в битвах». [ 8 ] : 83 

10 апреля 1860 года, через три недели после начала войн Таранаки , депутации с западного побережья Иви Те Ати Ава и Нга Руануи посетили собрание маори Вайкато в Нгаруавахии и выразили свою формальную преданность королю. Обсуждения на этой встрече, а также на второй встрече в Перии шесть недель спустя, которая привлекла большую группу сторонников из нижнего Вайкато, были сосредоточены на военных действиях в Таранаки и вопросе о том, должно ли Королевское движение вмешаться. Фракция умеренных внутри движения отклонила решение против прямого участия, но новости о встречах привели к панике в Окленде по поводу возможности нападения маори на столицу, что, в свою очередь, вызвало то, что Далтон назвал «настроением дикой мстительности по отношению ко всем Маори". [ 8 ] : 110–112  В конце июня 1860 года большое количество маори Вайкато отправились в Таранаки, чтобы подкрепить силы вождя Те Ати Ава Вирему Кинги , и присоединились к грабежу заброшенных ферм, но вмешательство было неорганизованным и в ограниченном масштабе, избавив поселенцев Таранаки от некоторого страха перед полномасштабное участие Кингитанги. [ 8 ] [ нужна страница ]

Потатау умер от гриппа 25 июня 1860 года, и ему наследовал его сын Матутаэра Тавиао .

Охрана окружающей среды

[ редактировать ]
Тавиао , второй король маори (1860–1894).

Преемственность Тавиао на посту короля совпала с периодом усиления трений между маори и правительством поселенцев, базирующимся в Окленде, по вопросам собственности на землю и суверенитета. Военные действия вокруг покупки земли в Таранаки распространились и переросли в серию конфликтов, которые стали известны как Новозеландские войны .

Тамихана, стратег, почитаемый как «творец королей», выразил ключевую озабоченность движения Кингитанга в письме Брауну по окончании Первой войны Таранаки в 1861 году. Он сказал, что Вайкато иви никогда не подписывал Договор Вайтанги и что маори были отдельной нация. «Я не хочу изгонять королеву с этого острова, но хочу изгонять ее из собственного куска (земли). Я должен быть человеком, который будет игнорировать мой собственный кусок», - писал он. Но Браун расценил позицию Кингитанги как акт нелояльности; его планы по вторжению в Вайкато во многом были вызваны его желанием поддержать «превосходство королевы» перед лицом вызова Кингитанги. [ 8 ] : 128, 131  [ 18 ] Преемник Брауна, сэр Джордж Грей , сказал большому собранию маори в Таупари, недалеко от устья реки Вайкато , в декабре 1861 года, что движение короля плохое и от него следует отказаться. [ 19 ] 9 июля 1863 года Грей предъявил ультиматум, согласно которому все маори, живущие между Оклендом и Вайкато, принесли присягу на верность королеве Виктории или были изгнаны к югу от реки Вайкато. [ 20 ] Через три дня войска перешли на территорию Вайкато, чтобы начать вторжение.

Силы Кингитанги были вынуждены вести оборонительную войну, основанную на разочаровании и замедлении своего врага, но не смогли одолеть штатную профессиональную армию с почти неограниченной живой силой и огневой мощью. [ 21 ]

Тавиао и его ближайшие последователи бежали в кустарники и крутые известняковые долины на территории Маниапото , которая впоследствии стала известна как Страна Королей, заявив, что европейцам грозит смерть, если они пересекут аукати или границу конфискованной земли. Тем временем губернатор Грей начал принимать в парламенте законопроект о повсеместном захвате земель «мятежных» маори. Конфискация 486 500 гектаров земли, включая плодородные обрабатываемые площади, места захоронений и территории, которые были заселены на протяжении веков, стала горьким ударом для маори Вайкато. предложил Тавиао В 1869 и 1870 годах пророк Рингату и лидер партизан Те Кути возобновить боевые действия против правительства и попытаться вернуть конфискованные земли. Тавьяо, однако, отказался от войны и объявил 1867–68 годы «годом агнца» и «годом мира»; в апреле 1869 года он издал еще одно заявление о том, что «убийство человека человеком должно прекратиться». [ 22 ] Хотя в движении Кингитанга были радикальные элементы, которые выступали за возобновление войны, в том числе Реви Маниапото и, возможно, сам Тавиао, умеренные продолжали предупреждать короля, что у них мало шансов на успех и они рискуют быть уничтоженными, если примут участие в действиях Те Кути. [ 20 ] : 280–281 

Тавиао оставался в изгнании 20 лет, скитаясь по поселениям Маниапото и Таранаки, приняв ветхозаветный взгляд на себя как на помазанного лидера избранного народа, скитающегося по пустыне в ожидании избавления в свое наследство. [ 13 ]

Заголовок газеты «Те Паки о Матарики» , газеты Кингитанга (Движение королей маори), выпуск от 8 мая 1893 года. Матарики или Плеяды представлены как предвестники хорошей погоды и плодотворных усилий.

С 1870-х годов правительство, стремившееся проложить железнодорожное сообщение с севера на юг через центр Северного острова и открыть Страну Королей для большего количества поселенцев, начало приближаться к Тавиао, чтобы предложить условия мира. Грей, к тому времени премьер-министр Новой Зеландии, посетил короля в мае 1878 года, чтобы предложить ему «земли на левом берегу Вайпы , 500 акров в Нгаруавахии, земли во всех поселках», а также экономическую помощь и права на дороги и землю. сделки. Тавиао отказался от предложения. Три года спустя, в июле 1881 года, он вызвал магистрата-резидента Уильяма Гилберта Мэра на встречу в Александре (сегодня известную как Пиронгия ), где он и 70 его последователей сложили оружие, затем положили рядом с собой 70 жареных голубей и трубчатого хвоста , объяснив: Это означает мир». [ 13 ]

В 1884 году он отправился в Лондон вместе с от западных маори депутатом парламента Вирему Те Уоро, чтобы возглавить депутацию с петицией к короне по поводу земельных претензий маори, но ему было отказано в аудиенции у королевы. Вернувшись в Новую Зеландию в 1886 году и ища решения маори проблем маори через учреждения маори, он обратился к министру коренных народов Джону Баллансу с просьбой о создании Совета маори «для всех вождей этого острова». Когда и это предложение было проигнорировано, он учредил свой собственный Каухангануи , парламент Кингитанга. в Маунгакаве в 1892 году часть Королевского движения. Обсуждения на собрании включали разбирательства в национальном парламенте, толкование Договора Вайтанги, вопрос о конфискации и условиях продажи земли, но его обсуждения и рекомендации были либо проигнорированы, либо высмеяны парламентом и государственными служащими. [ 13 ] [ 23 ] Создание Каухангануи Тавиао совпало с формированием парламента маори в Вайпату Марае в Херетаунге . Этот парламент, который состоял из 96 членов от Северных и Южных островов под руководством премьер-министра Хамиоры Мангакахии , был сформирован как часть Движения Котахитанга (объединения), к которому Тавиао отказался присоединиться. [ 7 ] : 165–171 

Примерно с 1886 по 1905 год у него также был банк Bank of Aotearoa, который действовал в Паравере, Маунгатаутари и Маунгакаве. [ 24 ]

Тавиао также ввел систему ежегодных пукаи — посещений королем мараэ Кингитанга, которую он разработал как средство привлечения людей обратно в свои мараэ в определенный день каждого года. Позже пукаи превратились в регулярные консультативные встречи между руководством Кингитанги и его последователями, на которых также собирались средства для покрытия расходов движения и содержания местных мараэ. [ 13 ]

Тавиао внезапно умер 26 августа 1894 года, и ему наследовал его старший сын Махута Тавиао .

Махута Тавьяо

[ редактировать ]
Махута Тавиао, третий король маори, коронованный в 1894 году.

Махута, родившийся около 1854 года, вырос во время войн 1860-х годов и последовавшего за ними изгнания, не получил европейского образования и плохо говорил по-английски. Ко времени его коронации поддержка Движения Короля снизилась, и его последователи ограничивались в основном Тайнуи иви в Вайкато и Нгати Маниапото из Страны Королей. [ 25 ]

С самого начала своего царствования Махута проявлял интерес к политике: он требовал от правительства компенсации за конфискацию земель в 1860-х годах, спонсировал родственника Хенаре Кайхау для электората западных маори и с конца 1890-х годов часто контактировал с премьер-министром Ричардом Седдоном. и министр по делам коренных народов Джеймс Кэрролл , первый маори, занявший должность в кабинете министров. Махута был сторонником примирения между маори и Пакеха; по словам историка Майкла Кинга, Седдон воспользовался своей доброй волей и наивностью, чтобы обеспечить продажу большего количества земель маори. Седдон пригласил Махуту в Веллингтон в качестве члена Законодательного совета (Верхней палаты) и заседать в Исполнительном совете в качестве «министра, представляющего расу маори». [ 13 ] Несмотря на широкое сопротивление со стороны маори Вайкато, которые опасались, что это была попытка нейтрализовать Движение королей, Махута согласился и был приведен к присяге в мае 1903 года. Он доверил королевский сан своему младшему брату Те Вероверо Тавиао, но возобновил королевский сан 21 мая 1910 года. , разочарованный политическим процессом рассмотрения исков маори о конфискации. [ 24 ] [ 25 ]

На протяжении всего времени пребывания Махуты на посту короля Вайкато погряз в экономической и социальной депрессии. Многие маори были безземельными и обездоленными из-за конфискации, в то время как те, кто все еще владел землей, не могли сделать ее продуктивной. В этом районе были серьезные проблемы со здоровьем: постоянные приступы эпидемий брюшного тифа , гриппа , кори и коклюша . Санитарные условия в целом были плохими, безработица была высокой, пьянство было широко распространено, а уровень обучения детей в школе был очень низким. [ 13 ]

В 1911 году Махута отказался от поддержки Кайхау в западных маори после того, как обнаружил, что он руководил потерей 50 000 фунтов стерлингов денег Кингитанги, и использовал свою племянницу Те Пуэа Херанги , чтобы оказать поддержку врачу и бывшему медицинскому сотруднику Министерства здравоохранения Мауи Помаре в том году. всеобщие выборы . Помаре получил место с перевесом в 565 голосов. Участие Те Пуэа в кампании за предпочтительного кандидата Махуты ознаменовало ее повышение до должности главного организатора Королевского движения, которую она занимала до своей смерти в 1952 году. [ 13 ] : 54–63 

Здоровье Махуты ухудшалось в течение 1912 года, и он умер 9 ноября в возрасте 57 лет.

Доктор Махута

[ редактировать ]

Старший сын Махуты Те Рата , которому тогда было от 30 до 33 лет, был коронован 24 ноября 1912 года создателем королей Тупу Тайнакавой . [ 24 ] Он был застенчивым и физически слабым, долгое время страдал ревматизмом , артритом и болезнями сердца. При сильной поддержке своего двоюродного брата и защитника Те Пуэа (позже широко известного как «принцесса Те Пуэа») он выдержал вызов своей власти со стороны Тайнакавы, который основал конкурирующее каухангануи (собрание) в Рукумоане, недалеко от Морринсвилля . Те Пуэа построил помещения в Мангатавири па и возродил декламацию истории племени, пение песен Вайкато и другие культурные традиции. [ 13 ] : 66–71 

В 1913 году Таингакава убедил Те Рату возглавить еще одну делегацию в Англию, чтобы обратиться к короне с просьбой отменить конфискацию земель как нарушение Договора Вайтанги. Межплеменная встреча в Реглане решила, что все приверженцы Королевского движения внесут по шиллингу за голову, чтобы покрыть расходы, и делегация из четырех человек отплыла из Окленда 11 апреля 1914 года. Получив первоначальный отказ, они получили аудиенцию у короля Георга V и королевы Марии. 4 июня при условии, что не будет поднято ничего смущающего. Они покинули Англию 10 августа, не получив ничего, кроме заверений, что их претензии будут переданы обратно правительству Новой Зеландии. [ 13 ] : 74–77 

Поскольку Новая Зеландия уже была вовлечена в Первую мировую войну после возвращения Те Раты, король не одобрял вербовку Вайкато - как из-за заявления Таваио в 1881 году о том, что маори Вайкато никогда больше не будут сражаться, так и из-за продолжающегося негодования по поводу несправедливости конфискации. Те Пуэа объяснил: «Они говорят нам сражаться за короля и страну. У нас есть король, но нет страны. Ее у нас отобрали». Война рассматривалась как битва пакеха между народами пакеха. [ 13 ] : 77–78  С июня 1917 года в Закон о военной службе были внесены поправки, предусматривающие призыв на военную службу ко всем маори, хотя министр обороны сообщил официальным лицам, что призыв должен распространяться только на маори Вайкато. 11 июля 1918 года полиция прибыла в Те Пайну, город Королевского движения в Мангатавири, и начала арестовывать мужчин, не явившихся на военную службу. Мужчин доставили в армейский тренировочный лагерь Нэрроу-Нек в Окленде, где их неоднократно наказывали за отказ одеться в военную форму. В конце войны 111 человек остались в заключении; они были освобождены в мае 1919 года. Позиция против призыва на военную службу привела к тому, что Пакеха широко расценил движение Кингитанга как мятежных предателей и сторонников Германии, а также вбил клин между Те Пуэа и Помаре, которые на протяжении всей войны призывали всех маори сражаться за империю. силы. [ 13 ] : 80–96 

Те Пуэа продолжала укреплять свои позиции организатора и духовного лидера. Она стала пионером в оказании помощи жертвам эпидемии гриппа 1918 года , помогла маори Вайкато превратить ранее неиспользуемые земли в фермы и создала новый духовный и культурный дом движения — Турангаваэваэ мараэ в Нгаруавахии. Первый хуэй состоялся здесь 25 декабря 1921 года. [ 13 ] : 104–108, 113 

Те Рата умерла 1 октября 1933 года. Те Пуэа отклонила предложение сделать ее монархом маори, полагая, что 21-летний Короки , старший сын Те Раты, был законным наследником престола. [ 13 ] : 160 

Короки Махута

[ редактировать ]
Короки Махута, пятый король маори, коронованный в 1933 году.

Короки Те Рата Махута Тавиао Потатау Те Верогеро был пятым в линии королей маори. Застенчивый и сдержанный, он был коронован 8 октября 1933 года в возрасте около 25 лет и неохотно принял эту роль, протестуя против того, что, поскольку так много маори Вайкато живут в бедности, они не могут позволить себе короля. На протяжении всего своего правления он находился под сильным, но противоречивым влиянием нескольких противоборствующих фракций, что вызвало некоторые разногласия; он также заметно проиграл битву с политиками за то, чтобы сохранить страну королей без лицензий на продажу спиртных напитков. он организовал краткий визит королевы Елизаветы 30 декабря 1953 года в Турангаваэваэ; правительство отказало ему в разрешении произнести речь, в которой он должен был сделать исторический шаг и провозгласить верность британской короне. [ нужны разъяснения ] , но копия речи позже была отправлена ​​королеве. С конца 1950-х годов его здоровье начало ухудшаться, и он умер в Нгаруавахии 18 мая 1966 года. [ 26 ]

Те Атайрангикаху в 1975 году

Атайрангикаху, дочь короля маори Короки Махуты , была избрана первой королевой маори 23 мая 1966 года и прослужила до своей смерти 15 . Те августа 2006 года Орден Британской империи «за выдающиеся заслуги перед народом маори…». [ 27 ] [ 28 ] Ее 40-летнее правление было самым продолжительным среди монархов маори.

Написать заметку

[ редактировать ]
Тухейтия Паки с Карлом III , королем Новой Зеландии в 2023 году

После смерти своей знаменитой матери, Даме Те Атайрангикаху, Тухейтиа Паки был приведен к присяге как король маори 21 августа 2006 года. В августе 2014 года Тухейтиа Паки создал Систему почестей маори. Имеются три награды: Орден короля Поотатау Те Редгеро; Орден Монстров; и Прославленный Орден Королевы Те Арикинуи Те Атайрангикаху. [ 29 ]

Преемственность

[ редактировать ]

Монарх назначается лидерами иви, участвующих в движении Кингитанга , в день похорон предыдущего монарха и перед похоронами. [ 30 ]

В принципе положение монарха маори не передается по наследству. Однако до сих пор монархия по сути была наследственной, поскольку каждый новый монарх маори был наследником предыдущего монарха по родственному первородству , происходящему в семи поколениях от Потатау Те Верогеро до нынешнего короля маори. С каждым последующим монархом роль семьи Потатау закреплялась, хотя после окончания любого правления существует вероятность того, что мантия будет передана кому-то из другого ванау или иви, если вожди различных иви придут к согласию. [ с ]

Полномочия

[ редактировать ]

Кингитанга является избранной парламентом монархией с 1890 года. Власть разделена между парламентами Каухангануи , Кингитанга и Вайкато-Тайнуи , а также действующим монархом маори. Положение короля маори представляет собой в основном весьма уважаемую церемониальную роль в Вайкато Тайнуи иви с ограниченными полномочиями. Тем не менее, действующий монарх может влиять на политику племени, основываясь на своей мане , и имеет право назначать одного из 11 членов Те Аратаура , исполнительного совета Каухангануи. [ 31 ]

Хотя монархи Кингитанги не признаны законодательством Новой Зеландии или многими иви маори, они имеют честь быть верховными вождями ряда важных иви маори. [ 5 ] и обладать некоторой властью на местном уровне, особенно в пределах Тайнуи иви.

Использование титула «король маори» оспаривается различными лидерами маори, в частности лидерами севера. В своей речи Дэвид Рэнкин, лидер Нгапухи иви Нортленда , объясняет , что монарх не является королем всех маори. [ 32 ] В аргументе говорится, что из-за того, что кингитанга заявляет о своем праве на такой титул, рангатиратанга и мана иви, не связанные (или сильно связанные) с движением, тем самым уменьшаются, тем самым нарушая их идентичность и автономию как маори и иви.

Практики

[ редактировать ]

Празднование коронации, Коронейхана , проводится ежегодно в Турангаваэваэ Марае в Нгаруавахии . Библия . традиционно используется во время коронации монарха [ 6 ]

Пукай это ежегодная серия визитов монарха маори в мараэ , которые поддерживают движение короля. [ 33 ] Традицию заложил в 1880-х годах Тавиао, второй король маори. Мероприятия включают в себя пиршества и культурные представления. [ 34 ]

Список монархов маори

[ редактировать ]
Герб короля — Те Паки-о-Матарики.
Примечания
Герб Кингитанги был разработан Тиваем Параоне из Хаураки и Те Аокатоа из Вайкато и Нгати Раукава, и ему было присвоено имя Те Паки-о-Матарики, что означает «прекрасная погода Матарики ». [ 35 ] [ 36 ]
Крест
Фигура Манава, держащая язык обеими руками и с крестом на голове. Над Манавой расположены семь звезд, представляющих Матарики ( Плеяды ). [ 37 ]
Накладка
Щит сотворение представляет собой двойную спираль, символизирующую мира .
Сторонники
На ловкой стороне находится Аитуа , олицетворение несчастья, а на зловещей стороне — Те Атуатанга, олицетворение духовности.
отсек
На правой стороне находятся мамаку и пара (клубень орхидеи), а на зловещей стороне — пальма никау и лен харакеке .
Девиз
престиж Духовный выделяется

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также пишется Киингитанга . Предпочтительная орфография иви Вайкато-Тайнуи тохуто - использовать удвоенные гласные, а не ( макроны) для обозначения долгих гласных. [ 2 ] [ 3 ]
  2. Отчет Майкла Кинга в Те Пуэа (1977, стр. 24) содержит немного другую хронологию: он говорит, что встреча в Пукаве на берегу озера Таупо состоялась в ноябре 1856 года, и именно там вожди договорились о Те Верогеро. Кинг говорит, что вожди, принимавшие участие в решении Пукавы, представляли Нгапухи , Те Арава, Нгати Пору , Нгати Кахунгуну , Таранаки , Вангануи и Нгаи Таху , а также «первый круг» сторонников Вайкато , Маниапото и Хаураки. Те Верогеро, которому тогда было около 80 лет, был потомком Хотуроа, капитана каноэ Тайнуи ; у него были связи с другими иви, и он происходил из рода успешных боевых вождей. Он сам был выдающимся бойцом во времена межплеменных войн, стал другом губернатора Грея и считал себя другом пакеха. Он также был хорошо обеспечен ресурсами: он мог обратиться за помощью к 5000 непосредственным последователям, а на его территории Вайкато было много еды в реках и озерах, а также обширные площади, засеянные картофелем и пшеницей. [ 13 ] : 23–34 
  3. Аналогичная ситуация — должность императора Священной Римской империи , которая была технически выборной, но проходила по линии Дома Габсбургов на протяжении более трёх с половиной столетий, правда, с двумя исключениями: Карл VII ( Дом Виттельсбахов ) и Франциск Я ( Дом Лотарингии ).
  1. ^ «Хотите поболтать с королем маори? Хорошо, но сделайте это побыстрее» . 6 июля 2023 г.
  2. ^ «Неделя изучения естественного языка» . Музей Вайкато Музей Вайкато . Проверено 15 мая 2022 г.
  3. ^ «Управление» . Вайкато-Тайнуи . Проверено 15 мая 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Бог Земли». Исторический атлас Новой Зеландии Бейтмана . 1997. пластина 36. ISBN.  1-86953-335-6 .
  5. ^ Jump up to: а б Фостер, Бернард (1966). «Король маори - выборы и коронация» . В Маклинтоке, А.Х. (ред.). Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 10 августа 2019 года . Получено 11 августа 2019 г. - через Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии.
  6. ^ Jump up to: а б «Туэйтия, новый король маори» . Новозеландский Вестник . 21 августа 2006 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 5 июля 2010 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д Уокер, Рангинуи (1990). Мы все равно будем сражаться: борьба без конца . Окленд: Пингвин. п. 126. ИСБН  0-14-013240-6 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Далтон, Би Джей (1967). Война и политика в Новой Зеландии 1855–1870 гг . Сидней: Издательство Сиднейского университета.
  9. ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. «Кингитанга - движение королей маори» . Teara.govt.nz . Проверено 1 ноября 2021 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Синклер, Кейт (2000). История Новой Зеландии (изд. 2000 г.). Окленд: Пингвин. стр. 115–119. ISBN  0-14-029875-4 .
  11. ^ «Истоки движения королей маори: земельный вопрос» . История Новой Зеландии в Интернете . Историческая группа Министерства культуры и наследия Новой Зеландии. 20 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 7 июня 2019 года . Проверено 11 августа 2019 г.
  12. ^ «Истоки движения королей маори: в поисках короля» . История Новой Зеландии в Интернете . Историческая группа Министерства культуры и наследия Новой Зеландии. 20 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 7 июня 2019 года . Проверено 11 августа 2019 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Кинг, Майкл (1977). Те Пуэа: Биография . Окленд: Ходдер и Стоутон. стр. 31–34. ISBN  0-340-22482-7 .
  14. ^ Немецкий геолог Фердинанд фон Хохштеттер в Новой Зеландии (Штутгарт: 1867 г.); стр. 456, цитируется по King.
  15. ^ Jump up to: а б «Истоки движения королей маори: Потатау Те Верогеро» . История Новой Зеландии в Интернете . Историческая группа Министерства культуры и наследия Новой Зеландии. 20 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 7 июня 2019 года . Проверено 11 августа 2019 г.
  16. ^ Jump up to: а б «Истоки движения королей маори: вызов европейской власти?» . История Новой Зеландии в Интернете . Историческая группа Министерства культуры и наследия Новой Зеландии. 20 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 7 июня 2019 года . Проверено 11 августа 2019 г.
  17. ^ «Винсент О'Мэлли, Политическое взаимодействие Те Роэ Потае, отчет по заказу Трибунала Вайтанги, декабрь 2010 г., страницы 358–367» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 февраля 2017 года . Проверено 3 февраля 2016 г.
  18. ^ Кинг, Майкл (2003). История пингвинов Новой Зеландии . Окленд, Новая Зеландия: Penguin Books. ISBN  0143018671 . OCLC   54853114 .
  19. ^ Далтон, Би Джей (1967). Война и политика в Новой Зеландии 1855–1870 гг . Сидней: Издательство Сиднейского университета. п. 148.
  20. ^ Jump up to: а б Белич, Джеймс (1986). Новозеландские войны . Окленд: Пингвин. стр. 100-1 119–125. ISBN  0-14-027504-5 .
  21. ^ «Движение королей маори 1860–94: ответ войне» . История Новой Зеландии в Интернете . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. 20 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2019 г. . Проверено 11 августа 2019 г.
  22. ^ Бинни, Джудит (1995). Искупительные песни . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 134. ИСБН  0-8248-1975-6 .
  23. ^ «Движение королей маори 1860–94: напряжение ослабевает» . История Новой Зеландии в Интернете . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 11 августа 2019 года . Проверено 11 августа 2019 г.
  24. ^ Jump up to: а б с Парк, Стюарт (октябрь 1992 г.). «Те Пике о Аотеароа - Банк короля Тавиао» (PDF) . Новозеландский исторический журнал . 26 . Исторический факультет Оклендского университета: 161–183. Архивировано (PDF) из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 16 октября 2013 г.
  25. ^ Jump up to: а б «Махута Тавиао Потатау Те Херогеро» . История Новой Зеландии в Интернете . Историческая группа Министерства культуры и наследия Новой Зеландии. 8 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2016 года . Проверено 11 августа 2019 г.
  26. ^ Баллара, Анжела (30 октября 2012 г.). «Крококи Те Рата Махута Тавиао Потатау Те Ксерогеро» . Те Ара Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия. Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
  27. ^ «Новогодний список почестей» (15 января 1970 г.) 1 New Zealand Gazette 1, 15.
  28. ^ «№45001» . Лондонская газета (1-е приложение). 30 декабря 1969 г. с. 42.
  29. ^ «Король маори создает систему почестей» . Радио Новой Зеландии . 21 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2017 года . Проверено 16 октября 2017 г.
  30. ^ «Лидеры обсуждают преемственность и будущее Кингитанги» . Вестник Новой Зеландии . 16 августа 2006 года . Проверено 16 августа 2006 г.
  31. ^ «Исполнительный орган Те Каухангануи» . Библия . Вайкато Тайнуи. Архивировано из оригинала 6 февраля 2013 года . Проверено 6 июля 2012 года .
  32. ^ «Премьер-министр не поддается давлению на короля маори» . ТВНЗ/Фэрфакс . Окленд. 2 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 г. Проверено 2 октября 2013 г.
  33. ^ «Кингитанга - движение королей маори: Те Атайрангикаху, 1966–2006 гг., и Тухейтия, 2006–» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . 20 июня 2012 г. Архивировано из оригинала 29 мая 2019 г. . Проверено 11 августа 2019 г.
  34. ^ «Кингитанга - движение королей маори: Те Атайрангикаху, 1966–2006 гг., и Тухейтия, 2006–: Пукаи мараэ» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . 20 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2019 года . Проверено 11 августа 2019 г.
  35. ^ Киингитанга (14 июля 2020 г.). «ТЕ ПАКИ О МАТАРИКИ Герб короля мааори» . www.facebook.com . Фейсбук . Проверено 29 июня 2024 г.
  36. ^ Роял, Те Ахукараму Чарльз (1 марта 2017 г.). «Те Паки-о-Матарики» . Teara.govt.nz . Путь: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 29 июня 2024 г.
  37. ^ Киингитанга (27 июня 2016 г.). «Новогоднее поздравление маори» . www.facebook.com . Фейсбук . Проверено 29 июня 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4fd83ae9c2e836b822fa5c6c00bf072d__1722098580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/2d/4fd83ae9c2e836b822fa5c6c00bf072d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Māori King Movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)