Jump to content

Королевский югославский флот

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Королевский флот
Королевский флот
Королевский флот
Активный 1921–1945
Страна Югославия
Тип Военно-морской
Роль Береговая оборона [ 1 ]
Размер 41 комбатант
19 вспомогательных средств
150 гидросамолетов (1941 г.)
Часть Королевские вооруженные силы Югославии
Помолвки Вторая мировая война
Командиры
Главнокомандующий ВМФ Посмотреть список
Примечательный
командиры
Драгутин Прица
Знаки отличия
Военно-морской прапорщик (1922–1941)
Военно-морской прапорщик (1918–1922)

Королевский флот ( сербо-хорватская латынь : Kraljevska mornarica ; сербо-хорватская кириллица : Краљевска морнарица ; КМ), обычно Королевский югославский флот , был подразделением военно-морской службы Королевства Югославии (первоначально называвшегося Королевством сербов, хорватов и словенцы). Он был создан в 1921 году и первоначально состоял из нескольких кораблей бывшего австро-венгерского флота, сдавшихся по окончании Первой мировой войны и переданных новому национальному государству в соответствии с условиями Сен-Жермен-ан-Ле . Единственными современными морскими военными кораблями, переданными новому государству, были двенадцать паровых торпедных катеров , хотя оно и получило четыре боеспособных речных монитора для использования на Дунае и других крупных реках. Значительные новые приобретения начались в 1926 году с бывшего немецкого легкого крейсера , за которым в течение следующих нескольких лет последовал ввод в строй двух моторных торпедных катеров (МТБ) и небольшой флотилии подводных лодок. Когда в 1929 году название государства было изменено на Югославия, название его военно-морского флота было изменено, чтобы отразить это. В конце 1920-х годов несколько первоначальных судов были выброшены.

В межвоенный период элементы флота посещали порты по всему Средиземноморью , но из-за бюджетных ограничений было проведено мало учений флота. В 1930 году Морские ВВС были выведены из-под контроля Королевской югославской армии , и военно-морская авиация начала значительно развиваться, включая создание баз вдоль Адриатического побережья. британского производства В следующем году лидеру флотилии была поручена идея о том, что «КМ» сможет действовать в Средиземноморье вместе с британским и французским флотами. отечественной постройки пятью минными заградителями В том же году флот пополнился . Последовал перерыв в несколько лет, и только в 1936 году были сделаны какие-либо дальнейшие крупные приобретения: было приобретено восемь МТБ немецкого производства. В течение следующих двух лет флот был значительно усилен за счет приобретения трех эсминцев французской конструкции , что стало высшей точкой югославской военно-морской мощи. Накануне Второй мировой войны флот насчитывал 611 офицеров и 8562 солдата, имел 41 боевой корабль и 19 вспомогательных кораблей.

Хотя КМ был в основном захвачен итальянскими войсками во время Германии под руководством вторжения войск Оси в Югославию в апреле 1941 года, несколько его кораблей, самолетов и их экипажей сбежали и служили в Средиземноморье под контролем Королевского флота до конца Второй мировой войны. Когда в сентябре 1943 года итальянцы запросили мира , большая часть оставшихся судов была захвачена немецкой Кригсмарине или ВМС Независимого государства Хорватия . Ближе к концу войны союзники передали корвет под контроль Югославии. По окончании войны немногочисленные оставшиеся суда были переданы под контроль новой Федеративной Народной Республики Югославии . Поскольку послевоенный югославский флот взял свое начало от военно-морских сил югославских партизан военного времени , а не от ХМ, немногие из обычаев и традиций ХМ сохранились в силах-преемниках.

Происхождение

[ редактировать ]

В середине-конце 1918 года, когда Первая мировая война подошла к концу, Австро-Венгерская империя начала распадаться, и местные комитеты начали брать на себя ответственность за управление от центрального правительства. самопровозглашенный Национальный совет словенцев, хорватов и сербов был создан В октябре 1918 года в Загребе , а позже в том же месяце состоялись дискуссии между австро-венгерским флотом и представителями Национального совета относительно будущего австро-венгерского флота. Между Национальным советом и австро-венгерским военно-морским штабом в Вене даже произошел обмен делегатами. К концу того же месяца «советы моряков», сформированные на борту австро-венгерских военных кораблей на главной базе Пола, решили, что они покинут свои корабли к 1 ноября, независимо от продолжающихся политических дискуссий. 30 октября австро-венгерский военно-морской штаб приказал своему командованию передать все военные и речные суда представителям Национального совета. На следующий день император Карл приказал передать все военно-морские суда, учреждения и крепости Национальному совету. К 16:30 того же дня приказ был выполнен. Национальный совет назначил контр-адмирала Драгутина Прицу комиссаром ВМФ, а капитана Янко Вуковича де Подкапельского — командующим флотом. [ 2 ]

Итальянцы военно были крайне обеспокоены появлением новой военно-морской державы в Адриатическом море , и в ночь на 31 октября два военнослужащих Королевского итальянского военно-морского флота проникли на базу в Поле и установили -морские мины под килем SMS Viribus Unitis , 20-тысячного корабля. -длиннотонный (22 000 коротких тонн) линкор- дредноут Вуковича , который также был флагманом . В результате взрыва корабль затонул, погибло 400 человек экипажа, включая Вуковича. Поскольку Прица был болен, Национальный совет назначил капитана Методия Коха комиссаром ВМФ и 2 ноября повысил его до контр-адмирала. Перемирие на Вилле Джусти между союзниками, Соединенными Штатами и Австро-Венгрией было подписано 3 ноября и вступило в силу на следующий день. Его военно-морские положения включали требование о том, чтобы Австро-Венгрия передала большую часть своих военно-морских кораблей под контроль союзников и США, а остальные разоружила. В число переданных вошли 42 современных военных корабля и подводных лодки . Италия немедленно начала оккупировать бывшее австро-венгерское побережье и прибрежные острова и потребовала передачи судов, находившихся тогда под контролем Национального совета. Кох запросил полномочия сохранить контроль над четырьмя эсминцев , но это было опровергнуто Военно-морским советом союзников. Позже в том же месяце итальянцы убедили Союзный военно-морской совет вытеснить оставшиеся экипажи с большинства кораблей. [ 3 ]

1 декабря 1918 года было создано новое южнославянское государство — Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСЧС, позднее Королевство Югославия), объединившее Королевство Сербия с южнославянскими землями, ранее входившими в состав Австро-Венгерской империи. Позже в том же месяце Министерство армии Сербии было распущено и новое Министерство армии и флота было создано . К январю 1919 года в порту находилось в общей сложности 35 бывших австро-венгерских судов, на борту которых находилось в общей сложности 600 югославских членов экипажа. В феврале Национальный совет распустил офис комиссара ВМФ, а Кох был назначен главой военно-морского департамента министерства армии и флота. В течение этого месяца итальянцы наконец высадили весь оставшийся экипаж с бывших австро-венгерских кораблей, оставив зарождающийся флот KSCS без кораблей. В апреле офис Коха был перенесен в столицу Белград . Окончательная судьба бывших австро-венгерских кораблей была определена союзными державами в ходе Парижской мирной конференции , которая также решила территориальные разногласия между Италией и КСКС. Хотя территориальные вопросы в Далмация в основном была решена в пользу KSCS, Италия более успешно лишила KSCS большей части бывшего австро-венгерского флота. Нереалистичные требования КСКС в этом отношении способствовали их неудаче. Например, в апреле 1919 года КСКС запросил контроль над четырьмя крейсерами , 17 эсминцами, 27 океанскими торпедными катерами и 20 подводными лодками. Получив отказ, в мае 1920 года KSCS сократил свои претензии до двух стареющих крейсеров, шести эсминцев, 24 торпедных катеров и четырех подводных лодок. Даже это более скромное требование было отклонено. [ 4 ]

черно-белая фотография нескольких кораблей в доке
Восемь торпедных катеров класса 250т были переданы ВМФ Королевства сербов, хорватов и словенцев в марте 1921 года.

В октябре 1920 года вопрос был окончательно решен, когда Сен-Жермен-ан-Леский договор предусматривал передачу устаревшего корабля береговой обороны SMS Kronprinz Erzherzog Rudolf , восьми торпедных катеров класса 250т , четырех старых «Кайман» торпедных катеров типа , ремонтное судно «Циклоп» , водовозы «Наджаде» и «Никсе» , спасательное судно «Гигант» , три буксира, яхта «Далмат» , четыре баркаса , четыре речных монитора ( «Босна» , «Эннс» , «Кёрёш» и «Бодрог» ), один моторный катер, три речных буксира, 16 малых тендеров, а также значительное количество угольных и нефтяных лихтеров . Все эти суда формально были переданы КСКС в начале марта 1921 года. [ 5 ] [ 6 ] Поскольку единственными современными морскими судами, оставшимися в составе КСКС, были 12 миноносцев. [ 7 ] новой стране пришлось строить свои военно-морские силы с нуля. [ 8 ]

Учреждение

[ редактировать ]

Многие бывшие военно-морские силы Австро-Венгрии были включены в состав нового военно-морского флота, 90 процентов из которых были хорватами или словенцами . Остальные были сербами или неславянами, такими как немцы . Их прежние звания были признаны, и, по крайней мере первоначально, знаки различия и уставы были переняты у бывшего австро-венгерского флота. К 1922 году КМ насчитывал 124 офицера и около 3000 солдат. Число офицеров с конца 1919 года сократилось более чем вдвое, во многом из-за разочарования. около 20 выпускников каждого класса Югославской военной академии Чтобы восполнить надвигающийся дефицит, в ХМ было направлено в Белграде 1921 и 1922 годов. В 1923 году новая Военно-морская академия в Груже приняла свой первый класс из 40 гардемаринов , которые должны были пройти трехлетний курс обучения. Все поступающие в Военно-морскую академию должны были быть в возрасте от 17 до 20 лет и иметь окончание средней школы или аналогичного морского училища. две специализированные школы старшин Были открыты : одна в Шибенике для палубной команды и школа машинистов в Кумбор в Которском заливе . минная и торпедная проводилась В Дженовичи подготовка , а также подготовка пилотов и воздушных наблюдателей. была открыта артиллерийская школа В Мельине в Которском заливе . Шибеник также был домом для главной береговой радиостанции, школы связи , а также школы базовой и специальной подготовки моряков. [ 9 ]

черно-белая фотография лодки на реке
Речной монитор Вардар на ходу

В сентябре 1923 г. были обнародованы новые положения, разделившие ВМФ на флот, речную флотилию и морскую авиацию. Позже в том же месяце было создано военно-морское командование, базирующееся в Земуне , недалеко от Белграда. [ 10 ] Военно-морское ведомство, ныне известное как Военно-морское отделение, тогда отвечало только за чисто административные вопросы, а военно-морское командование отвечало за все оперативные вопросы. [ 11 ] Первоначально нереалистичные цели расширения службы в 24 эсминца и 24 подводные лодки вскоре были отложены, и к концу 1923 года флот состоял из восьми торпедных катеров водоизмещением 250 тонн, четырех торпедных катеров класса «Кайман» , шести «Галеб» минных заградителей класса , четырех «Шихау» минных заградителей класса . тральщики , водовоз «Перун» (бывший «Циклоп» ), яхты «Вила» (бывший «Далмат») ) и «Лада» (бывший «Кварнеро» ), учебное судно «Вила Велебит» , спасательное судно «Мочни» (бывший «Гигант» ) и четыре буксира. «Кумбор» (бывший «Кронпринц Эржерцог Рудольф ») был продан на металлолом в 1922 году, а три тральщика были утилизированы в 1924 году, как и четыре корпуса. Четыре речных монитора остались в строю: Вардар , Драва , Морава и Сава соответственно. Их поддерживали два патрульных катера и три речных буксира. [ 12 ]

Береговые сооружения были развиты на основе тех, которые унаследованы от австро-венгерского флота, и включали Тиват в Которском заливе. Здесь находился Тиватский арсенал, военно-морская верфь, которая была расширена для ремонта и ремонта более крупных судов; в его состав входили два плавучих дока: один водоизмещением 2000 длинных тонн (2032 т ), а другой - 7000 длинных тонн (7100 т). Там же были созданы школа учеников и школа подводного плавания, а также основная база снабжения. был приобретен плавучий док грузоподъемностью 2000 тонн Yarrow Adriatic Для частной верфи в Кралевице дочернее предприятие французской верфи Ateliers et Chantiers de la Loire создано , а в Сплите , оснащенное еще двумя плавучими доками, один из которых длиной 1800 тонн. -тонну (1829 т) и один грузоподъемностью 8000 длиннотонн (8100 т). Речные суда обычно ремонтировались на новосадском филиале «Арсенала», а капитальные ремонты выполнялись на заводе «Сартид» в Смедерево . [ 13 ]

Межвоенная деятельность

[ редактировать ]
черно-белая фотография корабля в доке
Первым крупным приобретением военно-морского флота стал легкий крейсер «Далмация» (справа).

Раннему развитию военно-морского флота препятствовали серьезные бюджетные ограничения и отсутствие интереса со стороны генерального штаба, который состоял из бывших генералов Королевской сербской армии , мало разбирающихся в военно-морских вопросах. Военно-морская лига ( сербско-хорватский : Jadranska Straža ) была создана для продвижения общественного интереса к военно-морскому флоту. [ 14 ] В 1925 году Прица провел учения у побережья Далмации с участием большинства судов. [ 15 ] В 1926 году военно-морской флот смог сделать свое первое значительное приобретение — бывший Императорского флота Германии легкий крейсер SMS Niobe , который был переименован в Dalmacija . Перед вводом в эксплуатацию она была переоборудована в Тиватском арсенале. британской постройки «Торникрофт Ускок» (МТБ) класса В следующем году были приобретены два моторных торпедных катера , названные «Ускок» и «Четник» , и для них была построена база в Шибенике. В 1927 году были закуплены первые две подводные лодки британского «Храбри» класса «Храбри» и «Небойша» . В течение следующих двух лет на вооружение были приняты еще две подводные лодки французского «Осветник» класса , в состав которых входили «Осветник» и «Смели» . Флотилия подводных лодок базировалась в Тивате при поддержке корабля-базы «Хвар» (бывший «Солун» ), приобретенного в 1927 году. Между 1928 и 1930 годами было списано несколько бывших австро-венгерских кораблей, в том числе четыре торпедных катера типа «Кайман» . В 1929 году спасательное судно «Мочни» построенный в Германии 740-тонный (830-короткий) «Спасилац» . было списано, а на замену ему был приобретен [ 14 ]

В конце 1928 года военно-морская авиационная школа была переведена из Дженовичи в Дивулье недалеко от Сплита, где была открыта новая станция гидросамолетов. водоизмещением 1870 длинных тонн (2090 коротких тонн) . судно-база гидросамолетов «Змай» В том же году у Германии было приобретено [ 16 ] В мае и июне 1929 года эскадра под командованием Прицы в составе «Далмации» , «Хвара» и двух подводных лодок класса «Храбри» посетила Мальту , Корфу и Бизерту . Также в 1929 году бывший австро-венгерский водовоз «Наяде» , ныне носивший название «Ситница» , был повторно использован в качестве вспомогательного для флотилии подводных лодок, несмотря на отсутствие у него мастерской для ремонтных работ. [ 17 ] В конце 1929 года Командование ВМФ и Секция ВМФ были объединены в состав Министерства армии и флота, при этом командующий ВМФ получил звание адмирала, а его заместитель - в звании вице-адмирала. К тому времени югославский флот состоял из легкого крейсера «Далмация» , восьми морских торпедных катеров водоизмещением 250 т, двух МТБ типа «Ускок» , четырех подводных лодок, шести минных тральщиков типа «Галеб» , одного тральщика, корабля-базы подводных лодок «Хвар» , учебного судно «Ситница» , две яхты «Вила» и «Лада» и пять буксиров. Речная флотилия состояла из четырех мониторов и речной вспомогательной Србии . Всего флот насчитывал 256 офицеров и 2000 человек, военно-морской резерв — 164 офицера и 570 человек. Менее половины офицеров были бывшими военнослужащими австро-венгерского флота, а 49 офицеров окончили Военно-морскую академию. [ 16 ] В октябре Прица ушел с поста командующего ВМФ, и его заменил вице-адмирал В. Викерхаузер. [ 18 ]

черно-белая фотография двух кораблей в доке
Лидер флотилии Дубровник (слева) в Которском заливе.

В январе 1929 года король Александр изменил название страны на Королевство Югославия, а флот стал Королевским флотом (сербохорватская латынь: Kraljevska Mornarica , Краљевска Морнарица, КМ). спасательное судно «Спасилац» В апреле 1930 года к флоту присоединилось , а в следующем месяце подводная лодка «Небойша» получила повреждения при столкновении с пароходом. В июле две подводные лодки класса «Храбри» и «Ситница» совершили круиз по Средиземному морю , посетив Александрию и Бейрут . Назначение в 1930 г. главнокомандующего Морских ВВС означало выход из-под контроля армии морской авиации численностью около 1000 офицеров и солдат, из которых около 80 были летчиками. На вооружении находилось около 120 военно-морских самолетов. [ 19 ] В 1931 году флот значительно расширился с достройкой построенного британцами лидера флотилии « Дубровник» . [ 16 ] Концепция лидера флотилии предусматривала строительство крупных эсминцев, подобных Королевского флота эсминцам V и W-классов времен Первой мировой войны . [ 20 ] В межвоенном военном флоте Франции эти корабли были известны как contre-torpilleurs и предназначались для работы с меньшими эсминцами или в виде полуфлотилий из трех кораблей. КМ решил построить три таких лидера флотилии, корабли, способные развивать высокую скорость и обладающие большим запасом хода. Требование о длительной автономности отражало планы Югославии по переброске кораблей в центральное Средиземноморье , где они смогут действовать вместе с французскими и британскими военными кораблями. Наступление Великой депрессии означало, что из запланированной полуфлотилии был построен только один корабль. [ 21 ] производства Малинска» минных заградителей класса В 1931 году к флоту также присоединились « . местного пять [ 16 ] и Викерхаузер вышел в отставку, и его заменил вице-адмирал Н. Н. Станкович. [ 22 ] водоизмещением 250 тонн Торпедный катер Т4 сел на мель и был разбит в 1932 году. [ 23 ]

В 1932 году Станкович заверил британского военно-морского атташе, что военно-морская политика Югославии сосредоточена на защите ее береговой линии, но он также высказал мнение, что эта задача потребует значительного расширения военно-морского флота, включая приобретение шести крейсеров и еще пяти лидеров флотилии, подобных Дубровник . В том же году Дубровник отправился в Черное море , а затем посетил несколько портов Средиземноморья с королем Александром и королевой Марией на борту. В 1932 году Морские ВВС имели базы в Дивулье и Дженовичи, с двумя эскадрильями бомбардировщиков и одной разведывательной эскадрильей на каждой базе, каждая эскадрилья состояла из 12 самолетов. [ 24 ] В 1934 году британский военно-морской атташе сообщил, что французы оказали значительное влияние на военно-морскую политику Югославии. В том же году КМ насчитывал 517 офицеров и 6461 солдат, Станкович вышел в отставку, и его заменил контр-адмирал М.Л. Полич. [ 25 ] В октябре Храбри и Смели посетили различные порты Средиземноморья. [ 26 ] Несмотря на то, что полуфлотилия крупных эсминцев строиться не собиралась, идея о том, что «Дубровник» может действовать несколькими эсминцами меньшего размера, сохранялась. В 1934 году КМ решил приобрести три таких эсминца для действия в составе дивизии под командованием Дубровника . [ 27 ] В августе 1935 года Дубровник посетил Корфу и Бизерту, гидросамолет « Змай» вместе с тремя минными тендерами класса «Галеб» также посетил Корфу, а Храбри и Светник посетили Мальту. [ 28 ]

немецкого производства . Orjen восемь МТБ класса В 1936 году были добавлены [ 16 ] Также в 1936 году было создано новое военно-морское береговое командование под командованием контр-адмирала. Его штаб-квартира располагалась в Сплите, а в его состав входили береговые командования в Сельце , Шибенике и Дженовичи. К концу того же года КМ насчитывал 27 надводных боевых кораблей, четыре подводные лодки и около десятка вспомогательных судов, а экипаж насчитывал в общей сложности 487 офицеров и около 5000 человек. Яхту «Лада» уничтожили, как и тральщик «Д2» . [ а ] Учебный корабль «Ситница» был переоборудован во второй корабль-базу подводных лодок, а минные тендеры класса «Галеб» были переклассифицированы в минные заградители. Речная флотилия состояла из четырех мониторов, королевской яхты «Драгор» , двух сторожевых катеров — «Граничар» и «Стражар» и трёх речных буксиров; Цер , Триглав и Авала . Однако в 1936 году единственными кораблями, готовыми к военной службе, были «Дубровник» и четыре подводные лодки, а военно-морской флот считался способным только к патрулированию и прибрежному наблюдению, постановке мин и небольшим рейдам против кораблей противника. Несмотря на это, военно-морской атташе США отметил, что моральный дух и дисциплина военно-морского флота были очень хорошими. Он также заявил, что высшее командование, похоже, разочаровано плохим положением военно-морского флота из-за его недостаточного бюджета. Он пришел к выводу, что флот находится в очень хорошем состоянии, учитывая его финансирование. [ 16 ] В 1936 году Небойша и Светник посетили Корфу, а Змай и три «Галеб» также посетили Корфу. минных тендера класса [ 31 ]

черно-белая фотография идущего корабля
МТБ Orjen класса Велебит на ходу.

В 1936–1937 годах флот был значительно усилен за счет приобретения трех 1240-тонных (1390-коротких) «Белград» эсминцев типа : французского « Белограда » и местного производства «Загреба» и «Любляны» . Была установлена ​​военно-морская связь посредством телетайпа для связи военно-морского командования в Земуне с базами в Сельце, Сплите, Шибенике и Нови-Саде. Сплит также был связан с Дивулье, а Дженовичи был связан с Тиватским арсеналом. [ 16 ] В 1937 году Военно-морское командование было переименовано в Военно-морской штаб, а в Дубровнике было создано Военно-морское штабное училище. Были предприняты значительные усилия для приведения флота в хорошее мореходное состояние путем переоборудования « Далмации» . Дубровник Считалось, что находится в хорошем состоянии, но две подводные лодки французской постройки нуждались в постоянном ремонте. Восемь новых МТБ класса Orjen были признаны непригодными для плавания в суровых условиях, но удовлетворительными в ясную погоду. Дубровник посетил Стамбул , Мудрос и Пирей в августе, а Змай , Храбри и Смели посетили Крит , Пирей и Корфу в августе и сентябре. [ 32 ]

В 1938 году флот насчитывал 611 офицеров и 8562 солдата. В том же году была проведена Балканская военно-морская конференция, в ходе которой начальник штаба ВМФ заявил, что в случае войны югославский флот сосредоточится на береговой обороне, за исключением редких набегов подводных лодок. Морские ВВС могли иметь в общей сложности 40 самолетов, но только 12 Dornier Do 22 и 12 Dornier Do J считались имеющими какую-либо ценность в современной войне. Дубровник посетил Александрию, Бейрут и Корфу в августе 1938 года. [ 1 ] новый 2400-тонный (2700-короткий) эсминец «Сплит» В 1939 году был заложен две береговые немецкие подводные лодки типа IIB и заказаны Второй мировой войны , но из-за начала «Сплит» не был достроен и подводные лодки так и не были доставлены. [ 33 ] В 1939 году британцы заметили, что главнокомандующий югославским флотом Полич был «любезен, но невежественен» и имел мало технических знаний в военно-морских вопросах. [ 34 ] В том же году 250-тонный миноносец Т2 был разобран на металлолом. [ 23 ] В январе 1940 года «Любляна» наткнулась на риф у Шибеника и затонула. Ее подняли и поместили в сухой док Тиватского арсенала для ремонта. [ 35 ]

До вторжения в апреле 1941 г.

[ редактировать ]
черно-белая фотография небольшого корабля
Минный «Малинска» на ходу заградитель типа

Накануне Германии под руководством вторжения стран Оси в Югославию в состав КМ входил 41 боевой корабль и 19 вспомогательных кораблей, которые фактически были разделены на корабли, способные выполнять наступательные и оборонительные задачи, и корабли, предназначенные для тренировок, логистики и постановки мин в мирное время. В первую категорию вошли «Дубровник» , три эсминца класса «Белград» (хотя «Любляна» находилась в ремонте в сухом доке), четыре подводные лодки, восемь МТБ класса «Орьен» и два МТБ класса «Ускок» . Из подводных лодок полностью боеспособными считались только две французской постройки. В последнюю категорию входили «Далмация» , шесть минных заградителей класса «Галеб» , шесть торпедных катеров водоизмещением 250 тонн, пять минных заградителей класса «Малинска» , а также учебные и вспомогательные корабли «Ядран» , «Змай» , «Хвар» и «Ситница» . В состав Морских ВВС входило 150 гидросамолетов, из них 120 боеспособных, остальные - учебно-тренировочные. Боевые самолеты в основном представляли собой Do 22, Do J и Do D. типы Хотя на вооружении находились торпедоносные самолеты, торпед воздушного базирования не было. [ 36 ]

До вторжения в ХМ были значительные слабости. Одним из них была неспособность подчинить Командование военно-морского наблюдения соответствующим секторам Берегового командования ВМФ, а другим - передача ответственности за два сектора Берегового командования ВМФ тому, что по сути являлось учебными заведениями. [ 37 ]

[ редактировать ]

Когда Германия и Италия напали на Югославию 6 апреля 1941 года, первые атаки были нанесены с воздуха. С раннего утра итальянская и немецкая авиация атаковали военно-морские объекты в Сплите и Которском заливе. [ 38 ] Днем итальянские пикирующие бомбардировщики атаковали Которский залив. Их атака повредила летающую лодку Do J, но один из итальянских самолетов был сбит зенитным огнем, а еще два были повреждены. Вскоре после этого еще несколько итальянских бомбардировщиков безуспешно атаковали Тиватский арсенал, в результате чего три самолета были повреждены. В тот же день три KM Dornier Do 22 и Рогожарский SIM-XIV-H обеспечивали прикрытие с воздуха, в то время как «Галеб» минный заградитель класса «Ястреб» установил минное поле у ​​гавани Будвы . [ 39 ] На следующий день три итальянских бомбардировщика затерялись в облаках и появились над Которским заливом, где два были повреждены и один сбит зенитным огнем. [ 40 ] 8 апреля произошли итальянские атаки на базу 2-й и 3-й торпедных дивизий в Шибенике, а три летающие лодки Do J были уничтожены итальянскими истребителями в Ядртоваце . Несколько Do 22 и SIM-XIV-H также выполняли в тот день разведывательные вылеты. [ 41 ] На следующий день итальянские бомбардировщики нанесли удар по ряду югославских военно-морских баз и баз гидросамолетов вдоль побережья, уничтожив и повредив несколько самолетов. Один пилот Do 22 обнаружил итальянский конвой, пересекавший Адриатику, и, несмотря на сильный зенитный огонь, дважды безрезультатно атаковал его. Еще три KM Do 22 совершили налет на Дураццо в контролируемой Италией Албании, но были отброшены. [ 42 ]

Чтобы предотвратить создание плацдарма в Заре , итальянском анклаве на побережье Далмации, Белграде , четыре торпедных катера класса 250т и шесть МТБ были отправлены в Шибеник, в 80 километрах (50 миль) к югу от Зары, для подготовки к атаке. . Атака должна была координироваться с 12-й пехотной дивизией Ядранска и двумя объединенными полками (сербско-хорватская латынь: odredi ) Королевской югославской армии , атакующими из района Бенковац , при поддержке 81-й бомбардировочной группы Королевских ВВС Югославии . Югославы начали атаку 9 апреля, но морская часть этой атаки пошатнулась, когда Белград был поврежден в результате попадания итальянских самолетов у Шибеника, у нее вышел из строя правый двигатель, после чего он, хромая, направился в Которский залив в сопровождении остаток сил на ремонт. [ 43 ] Итальянская воздушная бомбардировка Котора сильно повредила минный заградитель «Кобач» , который пришлось высадить на берег, чтобы предотвратить его затопление. [ 44 ]

10 апреля 2-е командование гидросамолетов в Дивулье начало распадаться, и некоторые пилоты направили свои самолеты в Которский залив, чтобы присоединиться к 3-му командованию гидросамолетов. Один Do 22 атаковал итальянский танкер у берегов Бари , заявив, что это едва не произошло, и, как полагают, югославский экипаж причинил некоторый ущерб. [ 45 ] На следующий день итальянские пикирующие бомбардировщики атаковали МТБ 2-й торпедной дивизии возле Шибеника, при этом югославские катера сбили один итальянский самолет и повредили другой. [ 46 ]

В начале кампании речные наблюдатели провели наступательные операции, обстреляв аэродром Мохач в Венгрии 6 апреля и еще два дня спустя, но были вынуждены начать отход в сторону Нови-Сада к 11 апреля после того, как подверглись неоднократным атакам немцев. пикирующие бомбардировщики. Рано утром 12 апреля эскадрилья немецких пикирующих бомбардировщиков атаковала югославские наблюдатели на Дунае. Несколько из них поразили Драву , но они не смогли пробить ее палубную броню толщиной 300 миллиметров (12 дюймов), пока случайно один из них не положил бомбу прямо в трубу, убив 54 из 67 членов экипажа. В ходе атаки зенитчики наблюдателей заявили, что сбиты три пикирующих бомбардировщика. Остальные три монитора были затоплены своими экипажами позже, 12 апреля, когда немецкие и венгерские войска заняли их базы и речные системы, на которых они действовали. [ 47 ] Затем экипажи собрались на буксире и попытались бежать в Черное море. Когда лодка проходила под мостом возле Земуна, она была атакована самолетами Оси. Несколько бомб попали в мост, в результате чего он рухнул на буксир, в результате чего погибли все члены экипажа, кроме трех. [ 48 ]

Последствия

[ редактировать ]
черно-белая фотография главного орудия корабля с группой людей вокруг него
Церемония переименования корвета Нада в Ливерпуле 11 января 1944 года.

Итальянцы захватили большую часть КМ в порту, включая Любляну , которая на время вторжения находилась в сухом доке. [ 43 ] Однако Загреб был взорван и затоплен в Которском заливе двумя младшими офицерами, Сергеем Машерой и Миланом Спасичем , чтобы предотвратить ее захват. Подводная лодка «Небойша» и два МТБ класса «Орьен» сбежали в Александрию, чтобы присоединиться к делу союзников. [ 49 ] Четвертый эсминец, «Сплит» , был захвачен во время строительства на верфи Котора, но итальянцы не смогли достроить его до того, как в сентябре 1943 года обратились за миром . Он был построен югославским флотом после войны. [ 50 ] Десять самолетов Морских ВВС бежали в Грецию, а девять в конечном итоге добрались до Египта, где сформировали эскадрилью под командованием Королевских ВВС . [ 51 ] Три югославских корабля, избежавшие захвата, были использованы для создания КМ в изгнании. Силы возглавлял капитан Иван Керн , который был прикреплен к югославскому правительству в изгнании в Лондоне и действовал совместно с британским Средиземноморским флотом с баз на Мальте и в Александрии. [ 52 ]

Ряд захваченных югославских военных кораблей, в частности «Дубровник» , «Белград» и отремонтированный «Любляна» , использовались итальянской Regia Marina до перемирия в 1943 году, после чего немецкая Кригсмарине и, в меньшей степени, ВМФ Независимого Государства Хорватия , присвоили себе уцелевшие суда для собственного флота. «Любляна» потерпела крушение на мелководье возле Тунисского залива во время службы в Италии в апреле 1943 года, а «Далмация» поступила на службу в Германию под своим прежним немецким названием «Ниобе» , но вскоре была передана хорватскому флоту под названием «Зниам» . Выброшенный на берег на острове Силба , он был уничтожен британскими МТБ в декабре 1943 года. Дубровник и Белград не были потоплены союзными войсками до апреля и мая 1945 года соответственно. [ 53 ]

» Королевского военно-морского флота « «Цветок В начале 1944 года корвет класса Мэллоу» был переведен в КМ в изгнании под названием «Нада» . [ 54 ] В августе 1945 года, после окончания Второй мировой войны в Европе, британское правительство приказало расформировать военно-морской флот. Его активы были переданы недавно сформированному послевоенному югославскому военно-морскому флоту. [ 55 ] где они продолжили свою службу. Послевоенный югославский флот заимствовал свои знаки отличия и традиции у партизанских военно-морских сил, которые произошли от вооруженных рыболовных судов, действовавших вдоль Адриатического побережья с конца 1942 года, поэтому лишь немногие традиции КМ были перенесены в послевоенный флот. [ 56 ] Британское правительство предоставило персоналу ХМ в изгнании выбор: репатриироваться или остаться в изгнании. Из них 93 мужчины предпочли остаться за границей. Британское правительство ненадолго разместило их в военных лагерях, прежде чем разрешить им переехать в страны по их выбору. [ 55 ]

Организация

[ редактировать ]

Мирного времени

[ редактировать ]

Мирная организация ХМ оставалась практически неизменной с 1929 года до вторжения в Югославию. Военно-морское командование в Земуне входило в состав Министерства армии и флота и контролировало штаб ВМФ. Штаб ВМФ состоял из штаба, архива, главной военно-морской радиостанции и военно-морской газеты и контролировал шесть филиалов; флот, Речные и Озерные войска, Морские ВВС, Командование береговой обороны, Командование военно-морского наблюдения и береговые учреждения. Точный состав флота значительно менялся по мере добавления и ликвидации судов, но с 1938 года он обычно состоял из трех торпедных дивизий, дивизии подводных лодок и учебной эскадры, достигая максимальной численности каждый год во время летнего периода учений. Минные заградители обычно входили в состав Командования береговой обороны, но во время военно-морских учений выделялись в состав флота, как и эскадрильи морской авиации. В состав Морских ВВС входило три гидросамолётных командования по две группы каждое, морская авиационная школа и корабль-база гидросамолетов. Дракон . [ 35 ]

военное время

[ редактировать ]

В случае войны или чрезвычайного положения Военно-морской штаб должен был перейти в непосредственное подчинение Верховному командованию . Штаб ВМФ будет командовать флотом, речной флотилией, Морскими ВВС и Береговым командованием ВМФ. Все остальные военно-морские учреждения останутся под контролем Военно-морского отдела Министерства армии и флота. Из этих общих положений было несколько исключений. Например, военно-морские отряды на озерах Охрид и Скутари подчинялись местным армейским округам, а Береговое командование ВМФ подчинялось Командованию береговой обороны Королевской югославской армии. В случае мобилизации ВМФ потребуется реквизировать около 250 морских и 25 речных судов. [ 57 ]

Логистика и персонал

[ редактировать ]

Основная база ХМ находилась в Которском заливе на южном побережье Адриатического моря. Он включал в себя Тиватский арсенал, несколько школ и других учреждений. Другие базы располагались в Шибенике в центральной Далмации и Сельце на севере Адриатики. [ 30 ] Береговая линия Югославии простиралась на 560 километров (350 миль), а в Адриатике было более 600 югославских островов. [ 10 ] Главный речной порт находился в Нови-Саде на Дунае. [ 35 ] На протяжении всего своего существования КМ боролся с логистическими трудностями, связанными с кораблями и военно-морским вооружением иностранного производства. [ 37 ] Численность ХМ выросла с чуть более 3000 офицеров и солдат вскоре после его создания до более чем 9000 непосредственно перед Второй мировой войной. [ 1 ] [ 16 ] Экипажи кораблей варьировались от 240 человек у лидера флотилии «Дубровник» и 145 человек у эсминцев класса «Белград» до всего пяти человек у МТБ класса «Ускок» . [ 58 ] [ 59 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Военно-морской историк Милан Вего предоставляет противоречивые сведения о судьбе тральщика D2 . Он утверждает, что от него избавились к 1936 году. [ 16 ] но также включает его в состав флота в 1941 году. [ 29 ] Лео Нихорстер указывает, что D2 все еще находился на вооружении в 1941 году, но отмечает, что он использовался в качестве учебного корабля. [ 30 ]
  1. ^ Jump up to: а б с Джарман 1997c , стр. 92–94.
  2. ^ Вего 1982 , стр. 342–343.
  3. ^ Вего 1982 , стр. 343–344.
  4. ^ Вего 1982 , с. 344.
  5. ^ Вего 1982 , стр. 344–345.
  6. ^ Грегер 1976 , стр. 53–55, 58–63, 110, 117, 124, 130.
  7. ^ Шено 1980 , с. 355.
  8. ^ Новак 2004 , с. 234.
  9. ^ Вего 1982 , стр. 347–348.
  10. ^ Jump up to: а б Вего 1982 , с. 345.
  11. ^ Вего 1982 , стр. 345–346.
  12. ^ Вего 1982 , с. 347.
  13. ^ Вего 1982 , с. 348.
  14. ^ Jump up to: а б Вего 1982 , с. 349.
  15. ^ Джарман 1997a , с. 733.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Вего 1982 , с. 350.
  17. ^ Джарман 1997b , с. 183.
  18. ^ Джарман 1997b , с. 182.
  19. ^ Джарман 1997b , с. 247.
  20. ^ Фрейвогель 2014 , с. 83.
  21. ^ Фрейвогель 2014 , с. 84.
  22. ^ Джарман 1997b , с. 393.
  23. ^ Jump up to: а б Шено 1980 , с. 357.
  24. ^ Джарман 1997b , стр. 453–454.
  25. ^ Джарман 1997b , стр. 541–542.
  26. ^ Джарман 1997b , с. 544.
  27. ^ Джарман 1997b , с. 543.
  28. ^ Джарман 1997b , с. 641.
  29. ^ Вего 1982 , с. 356.
  30. ^ Jump up to: а б Нихорстер 2016 .
  31. ^ Джарман 1997b , с. 738.
  32. ^ Джарман 1997b , стр. 835–837.
  33. ^ Вего 1982 , стр. 350–352.
  34. ^ Джарман 1997c , с. 121.
  35. ^ Jump up to: а б с Вего 1982 , с. 352.
  36. ^ Вего 1982 , с. 354.
  37. ^ Jump up to: а б Вего 1982 , с. 360.
  38. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 205.
  39. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 207.
  40. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 213.
  41. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 216.
  42. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 218.
  43. ^ Jump up to: а б Уайтли 2001 , с. 312.
  44. ^ Чернуски 2013 .
  45. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 220.
  46. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 222.
  47. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 222 и 224.
  48. ^ Адамыч 1963 , с. 140.
  49. ^ Шено 1980 , с. 358.
  50. ^ Уайтли 2001 , с. 313.
  51. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 229.
  52. ^ Адамыч 1963 , стр. 140–141.
  53. ^ Шено 1980 , стр. 357–358.
  54. ^ Шено 1980 , стр. 358–359.
  55. ^ Jump up to: а б Адамыч 1963 , с. 141.
  56. ^ Шено 1980 , с. 356.
  57. ^ Вего 1982 , стр. 352–354.
  58. ^ Freivogel 2014 , стр. 84–85.
  59. ^ Шено 1980 , стр. 357–359.
  • Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон, Англия: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон, Англия: Аллан. ISBN  978-0-7110-0623-2 .
  • Джарман, Роберт Л., изд. (1997а). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 1. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN  978-1-85207-950-5 .
  • Джарман, Роберт Л., изд. (1997б). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN  978-1-85207-950-5 .
  • Джарман, Роберт Л., изд. (1997в). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 3. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN  978-1-85207-950-5 .
  • Новак, Грга (2004). Адриатическое море в конфликтах и ​​битвах на протяжении веков [ Адриатическое море в конфликтах и ​​битвах на протяжении веков ] (на хорватском языке). Том. 2. Сплит, Хорватия: Марьян пресс. ISBN  978-953-214-222-8 .
  • Шорс, Кристофер Ф.; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940–41 . Лондон, Англия: Груб-стрит. ISBN  978-0-948817-07-6 .
  • Уайтли, MJ (2001). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США. ISBN  978-0-87021-326-7 .
  • Адамыч, З.В. (1963). «Королевский флот Югославии во Второй мировой войне» . Слушания . 89 (1). Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США: 138–141. ISSN   0041-798X .
  • Чернуски, Энрико (2013). «Морские операции против Югославии, 6–18 апреля 1941 г. (Часть 2а)» [Морские операции в Югославии, 6–18 апреля 1942 г. (Часть II)]. Военная история (на итальянском языке) (242): 20–39. ISSN   1122-5289 .
  • Фрейвогель, Звонимир (2014). «От Глазго до Генуи под тремя флагами - лидер югославской флотилии Дубровник» (PDF) . Военный сборник . 4 (2). Академическое издательство Исследователь: 83–88 . Проверено 25 октября 2014 г.
  • Исаик, Владимир (март – апрель 1999 г.). «Югославский военно-морской удар: гидросамолет Меркур Дорнье в военной роли». Энтузиаст авиации (80): 72–75. ISSN   0143-5450 .
  • Леде, Мишель (апрель 1993 г.). «Военно-морская авиация Югославии с двадцатых годов по апрель 1941 года». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (2): 2–12. ISSN   1243-8650 .
  • Леде, Мишель (апрель 2002 г.). «Хейнкель HE 8». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (109): 30–38. ISSN   1243-8650 .
  • Вего, Милан (1982). «Югославский флот 1918–1941». Военный корабль Интернешнл . XIX (4): 342–361. ISSN   0043-0374 .

Веб-сайты

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56b07b037a91fa6a30aa397e0951ddfc__1723396800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/fc/56b07b037a91fa6a30aa397e0951ddfc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Royal Yugoslav Navy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)