Ядран (учебный корабль)
Ядран в гавани Тивата
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Адриатика |
Тезка | Адриатическое море |
Заказал | 4 сентября 1930 г. |
Строитель | ХК Штюлькен Зон , Гамбург |
Расходы | 8 407 030 динаров |
Заложен | 1930 |
Запущен | 25 июня 1931 г. |
Введен в эксплуатацию | 19 августа 1933 г. |
Судьба | В плену итальянцев в апреле 1941 г. |
![]() | |
Имя | Марко Поло |
Тезка | Марко Поло |
Приобретенный | 1941 |
Судьба | В плену нацистской Германии в сентябре 1943 г. |
![]() | |
Приобретенный | сентябрь 1943 г. |
Введен в эксплуатацию | 1944 |
Не работает | 1945 |
Судьба | Вернулся в Социалистическую Федеративную Республику Югославию. |
![]() | |
Введен в эксплуатацию | 1947 |
Не работает | 1992 |
Судьба | Передан ВМС СРЮ |
![]() | |
Введен в эксплуатацию | 1992 |
Не работает | 2006 |
Судьба | Передан ВМС Черногории. |
![]() | |
Владелец | Черногорский флот |
Идентификация |
|
Статус | На действительной службе |
Общие характеристики | |
Тип | Топсельная шхуна или Баркентина |
Смещение | 720 длинных тонн (730 т) |
Длина | 60 м (196 футов 10 дюймов) ( оа ) |
Луч | 8,90 м (29 футов 2 дюйма) |
Высота | 39,1 м (128 футов 3 дюйма) |
Черновик | 4,05 м (13 футов 3 дюйма) |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Экипаж | 156 |
«Ядран» — парусный корабль базовой военно-морской подготовки, построенный для Югославии Королевского военно-морского флота и в настоящее время находящийся на службе ВМС Черногории . Трехмачтовая марсельная шхуна или баркентина со вспомогательным двигателем « Ядран» была построена в Гамбурге , Германия , между 1930 и 1933 годами и введена в эксплуатацию 19 августа 1933 года. До Второй мировой войны она совершила семь длительных тренировочных походов со стажерами Югославской военно-морской академии. , в том числе один в Северную Америку. Поскольку Югославия была нейтральной в начале Второй мировой войны, Ядран мог совершать короткие круизы по Адриатическому морю . В апреле 1941 года Югославия была захвачена державами Оси , а Ядран был захвачен и переименован в Марко Поло флотом итальянским . Он продолжал использоваться в качестве учебного корабля на Адриатике, действуя из истрийского порта Пола , и был показан в итальянском пропагандистском фильме.
Во время капитуляции Италии в сентябре 1943 года он был захвачен немцами во время переоборудования в Венеции . После этого немцы использовали его как стационарный учебный корабль, а в последние несколько месяцев войны - как корабль-хранилище угля и плавучий мост. Разграбленный и полуразрушенный в конце войны, он был возвращен новой Социалистической Федеративной Республике Югославии в 1946 году и перестроен как Ядран в период с 1947 по 1949 год. В период с 1949 по 1991 год подготовка в основном проводилась на Адриатике, и она провела всего пять дальние круизы. В 1984 году она совершила свой первый за два десятилетия дальний круиз.
В 1991 году, когда югославские войны начались , «Ядран» находился на ремонте в Тивате в Которском заливе и был переведен из порта приписки в Сплите . В ходе войн она перешла под контроль остатков Югославии . Новое государство Хорватия потребовало ее возвращения, но в этом было отказано. Ее первый круиз с оставшимися югославскими военно-морскими силами состоялся в Грецию в 1997 году. В 2006 году Черногория стала независимой, и «Ядран» стал кораблем черногорского военно-морского флота. В 2005 году она отплыла в Великобританию на празднование 200-летия Трафальгарской битвы и в Барселону , Испания, в 2008 году на Всемирный конгресс охраны природы .
Ядран Право собственности на остается спорным между Черногорией и Хорватией. В декабре 2021 года две страны договорились сформировать межправительственную комиссию для решения ее будущего статуса.
Фон
[ редактировать ]Когда в 1921 году был сформирован Королевский флот Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Королевский флот Югославии), [ 1 ] [ 2 ] у него не было парусного корабля для базовой военно-морской подготовки . Это было сочтено необходимым для офицеров- стажеров и унтер-офицеров (унтер-офицеров) для изучения базовых корабельных навыков перед более продвинутым обучением на военных кораблях. Хотя по Сен-Жермен-ан-Ле 1919 года он получил несколько кораблей от потерпевшего поражение в Первой мировой войне австро-венгерского флота , у этого флота также не было парусного корабля для обучения. Единственным кораблем этого типа, находившимся на вооружении Королевства сербов, хорватов и словенцев, была «Вила Велебита» , принадлежавшая торговому флоту и действовавшая на базе Королевской мореходной школы в Бакаре . Хотя Вила Велебита могла использоваться военно-морским флотом, такая договоренность не подходила из-за ограниченного времени, в течение которого она была доступна, и потому, что она была слишком мала для их целей. [ 3 ]
корабля . Подавляющая часть военного финансирования была выделена Королевской югославской армии, в результате чего военно-морской флот остался без достаточных средств для покупки достаточно большого учебного парусного [ 4 ] Поэтому в 1925 году полуофициальное югославское военно-морское объединение « Ядранска стража» (Адриатическая гвардия) объявило призыв о пожертвованиях на приобретение такого корабля. Однако в период с 1926 года по август 1930 года только один миллион югославских динаров из необходимых восьми миллионов динаров удалось собрать . Несмотря на дефицит, Министерство армии и флота тогда выделило первоначальную сумму в четыре миллиона динаров на планируемый учебный парусный корабль. Остальные средства должны были быть получены в виде кредитов и репараций Германии во время Первой мировой войны Королевству Сербия , территория которого теперь была частью Королевства Югославия. [ 5 ]
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Дизайн
[ редактировать ]Ядран был заказан 4 сентября 1930 года на верфи HC Stülcken Sohn в Гамбурге , Германия , на основе планов, составленных военно-морским инженером Йосипом Шкарицей. [ 5 ] Верфь Штюлькен не строила стальные парусники с 1902 года. [ 4 ] но два года назад военно-морской флот заказал у нее четыре небольших буксира и был доволен судами, когда они были доставлены. [ 5 ] В контракте на строительство была указана цена в 580 375 рейхсмарок , что на тот момент было эквивалентно 7 916 052 динарам. [ 6 ] Она была спроектирована с носовой частью и контркормой . [ 7 ]
«Ядран» был построен из стали как трёхмачтовая марсельная шхуна , хотя некоторые источники описывают её как баркентину . [ 8 ] [ 9 ] Он имел водоизмещение 720 длинных тонн (730 т), общую длину 60 м (196 футов 10 дюймов) и длину по ватерлинии 41 м (134 футов 6 дюймов). [ 5 ] Ее ширина составляла 8,90 м (29 футов 2 дюйма), осадка - 4 м (13 футов 1 дюйм) вперед и 4,2 м (13 футов 9 дюймов) назад, при средней осадке 4,05 м (13 футов 3 дюйма), и глубина ее корпуса колебалась от 4,55 м (14 футов 11 дюймов) до 6,43 м (21 фут 1 дюйм). [ 3 ] Корпус и нижние мачты были построены из стали Сименса-Мартина , имелись три стальные палубы : верхняя, главная и межпалубная. Верхние палубы были покрыты досками из орегонской сосны . Стальные поперечные переборки делили корпус на отсеки , предназначенные для удержания корабля на плаву даже в случае полного затопления отсека. Частью конструкции были передняя и кормовая противоударные переборки. [ 8 ] Из-за суровых морских условий на Адриатике ее якоря и цепи были сделаны прочнее, чем обычно требовалось Norddeutscher Lloyd . [ 7 ] Он нес 125 длинных тонн (127 т) балласта . [ 10 ]
План паруса и двигатели
[ редактировать ]План парусности включал в себя в общей сложности 12 парусов: [ 8 ]
- квадратные паруса на фок-мачте , состоящие из фока , носового нижнего марселя и носового верхнего марселя;
- багровые паруса на всех трех мачтах;
- гафельные марсели на грот-мачте и бизань-мачте;
- между фок-мачтой и грот-мачтой нет стакселей; и
- кливер- парус между бушпритом и фок-мачтой, состоящий из летающего кливера, внешнего кливера, кливера и фор-стакселя.
Общая площадь парусов составила 800 м. 2 (8600 квадратных футов), главная мачта имела высоту 39,1 м (128 футов 3 дюйма), а длина такелажа составляла в общей сложности 11 км (6,8 миль). Только с парусами «Ядран» мог развивать скорость 14,5 узлов (26,9 км/ч; 16,7 миль в час). Корабль был оснащен 6-цилиндровым дизельным двигателем Linke-Hoffmann-Busch в качестве вспомогательной силовой установки мощностью 380 л.с. (280 кВт), и только на его мощности Ядран мог развивать максимальную скорость 8,5–9 узлов (15,7–16,7 км / ч; 9,8). –10,4 миль в час). При полных 24,5 т (24,1 длинных тонн; 27,0 коротких тонн) топлива дальность полета корабля только на двигателе составляла 3000 морских миль (5600 км; 3500 миль) при 9 узлах и 4600 миль (8500 км; 5300 миль) при 6 узлах. кн (11 км/ч; 6,9 миль в час). Ядран имел вспомогательные генераторы электроэнергии и паровой котел для обогрева машинного отделения и кают . Выхлоп вспомогательного двигателя был спрятан в стволе бизань-мачты, причем отверстие располагалось значительно выше мостика. [ 8 ]
Жилье, лодки и вооружение
[ редактировать ]Размещение учебного состава, экипажа и мичманов- стажеров находилось на главной палубе, а также в рубке, расположенной между ютом и баком , прикрытой верхней палубой. [ 8 ] Обычный экипаж для нетренировочных рейсов составлял 12 офицеров, 36 унтер-офицеров и 108 матросов. В учебных походах обычный состав составлял 12 офицеров, 20 курсантов Военно-морской академии, 50 курсантов школ унтер-офицеров, 30 унтер-офицеров и 32 матроса. [ 6 ] Имелись каюты для 12 офицеров и одна гостевая каюта, а остальной экипаж спал в гамаках . Только первый и второй классы Военно-морской академии проходили обучение на борту «Ядрана» , а третий класс присоединялся к военным кораблям для обучения. [ 8 ] были отдельные кают-компании Для офицеров, стажеров, унтер-офицеров и матросов . Другие помещения включали складские помещения, помещения для мытья и переодевания, туалеты, офисы, два камбуза , пекарню, прачечную, лазарет и пристроенную палату для больных, а также гауптвахту . [ 8 ]
Первоначально Ядран был оснащен семью или восемью корабельными шлюпками : тремя катерами , один из которых был оборудован как спасательная шлюпка , а второй — как моторная ; два яла ; две лодки ; и торжественный концерт . Большинство лодок подвешивались на подвесных шлюпбалках и выводились на палубу только для того, чтобы закрепить их в плохую погоду. На корабле было четыре подвесных двигателя для использования с корабельными лодками. Ее вооружение состояло из двух 47-мм (1,9 дюйма) салютных орудий L/33 и двух устаревших 7,9-мм (0,31 дюйма) пулеметов Шварцлозе времен Первой мировой войны с 56 винтовками для расчета. [ 11 ] Судно было оснащено электрической пожарной сигнализацией и полуавтоматическими системами пенного пожаротушения. [ 10 ]
Строительство
[ редактировать ]Кораблю был присвоен номер верфи 669, а его киль был заложен в третьем квартале 1930 года. Работы шли быстрыми темпами, и 25 июня 1931 года судно было спущено на воду , засвидетельствовано вице-президентом Ядранской стражи вице-адмиралом Николой Станковичем, и был назван Ядран , сербско-хорватское слово, обозначающее Адриатическое море . Финансовые проблемы, возникшие из-за Великой депрессии, затем повлияли на строительство, усугубленные падением стоимости немецкой рейхсмарки и мораторием Гувера , который освободил Германию от ее обязательств по выплате репараций, причитающихся Югославии во время Первой мировой войны. [ 5 ]
Девяносто процентов завершено в 1932 году, [ 4 ] работы были остановлены до тех пор, пока не будет решена финансовая ситуация. В конце концов был достигнут компромисс, который, очевидно, заключался в том, что владелец верфи снизил цену. После возобновления строительства «Ядран» был завершен и готов к ходовым испытаниям 15 июня 1933 года. [ 5 ] Окончательная стоимость составила 622 743 рейхсмарок или 8 407 030 динаров. [ 6 ] Norddeutscher Lloyd оценил ее как «первый класс для дальнего плавания». [ 7 ] Ядрана Корпус « » был полностью окрашен в белый цвет, с зеленым днищем и синей ватерлинией . Все мачты, реи, багры, бушприт и бизань-гик были окрашены в желто-коричневый цвет . [ 12 ]
Путешествие в Югославию
[ редактировать ]Когда все было готово, Ядран вышел в море с командой немецкого торгового судна. 15 июня он случайно столкнулся с британским торговым судном в тумане возле рифа Боркум (у Боркума ) в Северном море . [ 13 ] и вернулась в Гамбург своим ходом для ремонта, который длился до 26 июня. В 08:00 следующего дня его отбуксировали через реку Эльбу в море, на этот раз с югославским военно-морским экипажем под командованием командующего Николы Крижомали . В 16:30 он был готов отправиться в Югославию, но из-за штормовой погоды остался стоять на якоре возле легкого корабля «Эльба III» . [ 11 ] Ядран наконец отправилась в путь 29 июня в 10:30. [ 14 ] и к 4 июля миновал побережье Португалии. Около мыса Финистерре на испанском побережье был возложен венок в память о SS Daksa , югославском торговом корабле, затерянном там 26 января 1930 года. 6 июля Ядран достиг Гибралтара , и были получены первые радиосообщения из Югославии. полученный. Погода улучшилась, когда он оказался в Средиземном море, и он пришвартовался в Тунисе во французском протекторате Тунис 10 июля для пополнения запасов. 15 июля корабль прошел через Отрантский пролив в Адриатику, а на следующий день достиг Которского залива , где его встретили в Тивате с торжествами. [ 11 ] На мероприятии присутствовали командующий сектором морской береговой обороны контр-адмирал Мариан Полич , командир Тиватского арсенала капитан Рикард Кубин и мэр Тивата. [ 14 ] Ее путешествие длиной 3114 миль (5767 км; 3584 миль) в Югославию было завершено за 17 дней плавания со средней скоростью 7,5 узлов (13,9 км / ч; 8,6 миль в час). [ 11 ]
Кризомали остался капитаном корабля, и он был зачислен 19 августа в состав флота. Несмотря на то, что пожертвование Ядранской стражи составило лишь одну шестую ее общей стоимости, по политическим соображениям поддерживалась фикция, что Ядран была подарена ими, и 6 сентября, в день рождения цесаревича Петра , она официально была " пожертвован» военно-морскому флоту в Сплите . На мероприятии присутствовали: президент Ядранской стражи доктор Иво Тарталья и многие члены ассоциации; Станкович, который теперь был главнокомандующим военно-морским флотом ; и несколько министров правительства или их заместителей, а также почти все корабли флота. [ 11 ] Торжества, продолжавшиеся три дня, включали сербские православные и католические службы и концерт под открытым небом. Торжества также прошли в Омише и на близлежащем острове Хвар . В целом эти три дня были пропагандированы как «Дни Адриатики» и вызвали гнев итальянцев, поскольку Ядранска стража называла Адриатику «нашим морем». [ 7 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Межвоенный период
[ редактировать ]После ввода в строй «Ядран» базировался в Сплите, но был передан Югославской военно-морской академии в Груже , главном порту Дубровника . Вскоре она начала серию коротких тренировочных круизов вдоль югославского побережья между островом Сусак на севере Адриатического моря и портом Улцинь на юге, чтобы стажеры испытали весь спектр погодных условий. [ 10 ] Затем в период с 1933 по 1939 год Ядран совершила семь длительных тренировочных круизов. В 1934 году она совершила два круиза. Первый круиз состоялся с 25 июня по 25 июля из Дубровника в Тунис, затем в британскую королевскую колонию Мальта и Пирей в Греции, а затем вернулся в Тиват. Второй более продолжительный круиз того года проходил с 5 августа по 5 октября и посетил Гибралтар, Лиссабон в Португалии, Рабат и Касабланку во французском Марокко остановился в Малаге и Пальма-де-Майорке , а по пути домой в Испании. В 1935 году был один круиз с 1 июня по 31 августа: из Дубровника в Оран во Французском Алжире , затем в Сан-Висенте, Кабо-Верде и Мадейру , оба португальских владения в Атлантическом океане, затем Кадис в Испании, Аяччо во Франции. остров Корсика и Пирей перед возвращением домой. [ 15 ]
В начале 1936 года «Ядран» прошла двухмесячный ремонт в Тивате в рамках подготовки к тренировочному круизу в том же году. [ 6 ] С 10 июня по 31 августа она провела учебный круиз на Мальту, в Виллафранку Тиррену на северо-восточной оконечности Сицилии , в Ираклион на греческом острове Крит , в Бейрут во Французском Ливане , в Мармарис на юго-западном побережье Турции, через Дарданеллы , в Стамбул , затем через Босфор в румынский порт Констанца и болгарский порт Варна , оба на побережье Черного моря прежде чем возвращаясь через Салоники и Пирей в Греции. В следующем году планировалось совершить амбициозный восьмимесячный круиз в Южную Америку, но он был сведен к круизу с повторным посещением восточного Средиземноморья и Черного моря. Покинув Груж 1 июня под командованием командира Мате Марушича, круиз включал заходы на Мальту, Неаполь в Италии, а также Александрию и Порт-Саид в Египте, а затем прошел через Суэцкий канал в Суэц и обратно в Средиземное море. Затем последовали визиты в Триполи в Ливане, греческий остров Самос , затем снова через Дарданеллы в Стамбул и через Босфор в Черное море, где румынские порты Были посещены Сулина и Констанца, а также болгарский порт Бургас . Вернувшись в Средиземное море, Ядран затем бросил якорь у полуострова Афон, а затем прошел через узкий Коринфский канал, чтобы посетить Патры, а затем вернуться в Югославию. [ 16 ]
В 1938 году был предпринят отмененный дальний круиз, но вместо этого в Северную Америку. Под командованием командующего Ерко Качича-Димитри Ядран сначала собрал стажеров из школы старшин в Шибенике, а затем покинул Груж 20 апреля. Этот круиз проходил через Мальту, Гибралтар и Фуншал пересек Атлантику и посетил Гамильтон, Бермудские острова . на Мадейре, а затем 14 июня [ 16 ] [ 6 ] и Нью-Йорк 21 июня с шестнадцатидневным визитом. Во время ее пребывания в Нью-Йорке Ядран посетили тысячи югославских эмигрантов, в том числе члены американских отделений Ядранской стражи . Делегация экипажа посетила изобретателя Николу Теслу , родившегося в Смиляне (бывшая часть Австрийской империи , но в 1938 году вошла в состав Югославии) и подарила ему барельеф корабля. Затем последовал пятидневный визит в Бостон 10 июля. [ 6 ] [ 16 ] затем обратный путь в Югославию через Санта-Крус-дас-Флорес на Азорских островах (26 июля), Гибралтар (11–15 августа) и французский протекторат Тунис (21–25 августа) с прибытием в Дубровник 31 августа. [ 6 ] Это путешествие было самым длинным, совершенным Ядраном в довоенный период, всего 11 262 морских миль (20 857 км; 12 960 миль). [ 16 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]22 мая 1939 года Ядран отправился в двухмесячный тренировочный круиз в Северную Европу со студентами из Шибеника и Груза. Она посетила Мальту, Лиссабон, Шербур и Гавр во Франции, Роттердам в Нидерландах, Гамбург и Киль в Германии и Гдыню в Польше. На ответном этапе Ядран посетил Стокгольм в Швеции, Копенгаген в Дании и Осло в Норвегии, а затем 15 августа прибыл в Портсмут в Великобритании. После четырехдневного отпуска на берегу корабль отправился домой. Из-за угрозы войны в то время иностранным военно-морским кораблям было запрещено заходить в французские порты, а это означало, что Ядран не смог пополнить запасы в Алжире, как планировалось, и ему было приказано вернуться домой без пополнения запасов в пути. Несмотря на то, что в Великобритании она была сильно загружена провизией, вскоре были введены нормированные нормы, и у экипажа закончилось мясо и свежие овощи задолго до ее возвращения домой 5 сентября. Четыре дня назад Германия вторглась в Польшу , что привело к началу Второй мировой войны. [ 16 ]

С самого начала Югославия сохраняла нейтральную позицию по отношению к войне, поэтому в 1940 и 1941 годах можно было проводить короткие тренировочные круизы, но только в пределах Адриатики, в основном между Дубровником и Шибеником. [ 17 ] Ее последний учебный рейс состоялся с 1 декабря 1940 года по 28 февраля 1941 года. [ 6 ] 27 марта 1941 года, когда Югославия могла быть захвачена державами Оси , Ядран был отправлен в Тиват. После начала боевых действий ей должна была быть поручена транспортировка войск и припасов между базами в Которском заливе. Когда 6 апреля началось вторжение стран Оси , корабль стоял на якоре у Дженовичи в Которском заливе под командованием капитана Антона Векарича. При полной мобилизации экипаж « Ядрана » должен был насчитывать 8 офицеров, 36 старшин и 108 матросов, но в это время на его борту было всего шесть офицеров и 80 рядовых. [ 17 ] Из-за Ядрана ненадежности пулеметов ее экипажу было приказано поражать самолеты противника из винтовок. Однако во время вторжения, несмотря на атаки итальянской авиации на Которский залив, Ядран не стал объектом нападения. [ 18 ]
Вторжение закончилось через одиннадцать дней капитуляцией Югославии, и Ядран был захвачен итальянцами вместе с большей частью флота. Оно было переименовано в «Марко Поло» и переведено в порт Пола в Истрии , где присоединилось к двум существовавшим итальянским парусным учебным кораблям «Америго Веспуччи» и «Кристофоро Колумбо» , а также к «Вила Велебита» , переименованному в «Палинуро» . Марко Поло проводил тренировочные круизы для Regia Marina (Итальянского королевского флота), пока итальянцы не капитулировали в сентябре 1943 года . [ 19 ] Видимо, итальянцы предпочли его существующим учебным парусным кораблям, потому что с ним было легче плавать по Адриатике. Во время службы в должности Марко Поло она сыграла заметную роль в итальянском военно-морском пропагандистском фильме Come Si Diventa Marinai («Как стать моряком») Istituto Luce . [ 18 ] На момент капитуляции Италии он находился в Венеции на ремонте и переоборудовании и был захвачен там немцами 12 сентября. [ 19 ] 28 февраля 1944 года немцы повторно ввели его в эксплуатацию в Венеции в качестве стационарного учебного корабля, а в последние несколько месяцев войны он использовался в качестве корабля-хранилища угля и плавучего моста. В конце войны она оказалась заброшенной в заводи, лишенной и разграбленной почти всего ценного. [ 18 ]
Вернуться на югославскую службу
[ редактировать ]По требованию послевоенного коммунистического правительства Югославии корабль был возвращен под их контроль в 1946 году. [ 18 ] и первоначально был отбуксирован из Венеции в Шибеник в декабре. [ 6 ] затем в Тиват на югославском спасательном судне «Спасилац» . [ 18 ] Ее корпус был в ужасном состоянии: многие листы корпуса ржавели, а палубная обшивка была снята, сожжена или прогнила. Ее паруса, часть такелажа, инструменты и двигатели отсутствовали, а стеньги, багоры и реи прогнили. Все остальное, что было легковоспламеняющимся, сгорело. Из-за плохой экономической ситуации в послевоенной Югославии было решено, что она будет восстановлена с использованием местных специалистов и материалов. Работы проводились на военно-морской верфи в Тивате и на верфи Jadranska brodogradilišta в Сплите. Работникам верфи и верфи помогала и консультировала тщательно подобранная команда, состоящая в основном из бывших членов партизанского флота военного времени из всех республик, входящих в состав страны, во главе с командиром Любо Миховиловичем, временным командиром корабля. [ 18 ] Ремонт начался 21 апреля 1947 года и был масштабным. мощностью 380 л.с. (280 кВт) Были установлены и оснащены новые стеньги и багры, установлен дизельный двигатель Fiat , новый туннель вала и гребной винт, новые вспомогательные двигатели, водопровод и канализация, электрические кабели и инструменты, заменена сосновая обшивка настила и состав лодок сократился до двух ялов, двух шлюпок и одной двуколки. [ 20 ] Капитальный и капитальный ремонт завершились 17 декабря 1948 года. [ 6 ]
После того как были изготовлены запасные части и установлено дополнительное оборудование, [ 21 ] в середине 1949 года он был направлен - снова названный Ядран - в новый порт приписки Дивулье недалеко от Сплита, который в 1947 году стал местом расположения Югославской военно-морской академии . Командиром ее был назначен командующий Иван Иванович, а его командиром - Миховилович. зам. Из-за тренировочных обязанностей Ивановича в академии Ядран часто плавал под командованием Миховиловича. В годы перестройки югославский флот использовал меньшую двухмачтовую шхуну, также получившую название «Ядран» , в качестве учебного парусного корабля. [ 20 ] 29 октября 1951 года ее носовая часть была повреждена, когда она пришвартовывалась в Биограде-на-Мору в северной Далмации . [ 22 ] чуть более крупный полусестринский корабль В 1953 году на верфи Stülcken был построен ВМС Индонезии — учебный парусник KRI Dewaruci , который классифицируется как баркентин. [ 10 ]
Послевоенные учебные круизы в основном проводились в Адриатике; с 1949 по 1991 год было совершено всего пять дальних круизов. По мере необходимости в Тивате проводились периодические переоборудования и ремонты. [ 20 ] С октября по ноябрь 1953 года был проведен месячный тренировочный круиз между Улцинем и Копером в Истрии. [ 22 ] а в 1954–55 годах между Улцинем и Копером было проведено около 10 тренировочных круизов продолжительностью один месяц или короче с участием стажеров офицеров и унтер-офицеров. С 27 марта по 26 ноября 1956 г. [ 23 ] полный капитальный ремонт Ядрана был проведен . Это включало удаление, очистку и замену балласта, обновление сосновой обшивки палубы, а также замену нескольких плит и шпангоутов корпуса, а кухонную воронку перенаправляли в воронку внутри грот-мачты аналогично тому, как выхлопные газы двигателя выводились через бизань. мачта. Нижний ряд иллюминаторов также был удален, что позволяет визуально определить, когда была сделана фотография корабля. Первый послевоенный дальний тренировочный круиз был проведен в 1959 году, поскольку такие круизы стажеров академии в основном совершались на судне « Галеб» , которое также служило президента Иосипа Броз Тито яхтой был снят короткометражный фильм . В 1966 году на борту «Ядрана» . [ 20 ]
1 ноября 1967 года в Ядране начался капитальный ремонт. Были заменены двадцать три листа корпуса, семь листов верхней палубы и четыре листа нижней палубы, а также 37 процентов внутреннего шпангоута. Мост был перестроен, а сосновые настилы заменены на тиковые . Ее балласт был увеличен до 179,5 длинных тонн (182,4 т). Ее фок-мачта имела высоту 37,3 м (122 фута 5 дюймов), высота главной мачты оставалась 39,1 м, а высота бизань-мачты составляла 35,8 м (117 футов 5 дюймов). Были заказаны новые комплекты парусов из льна и синтетического волокна, а общая площадь парусов увеличилась до 933 м. 2 (10 040 кв. футов). Ее двигатель Fiat был заменен двигателем Burmeister & Wain Alpha, произведенным по лицензии компанией Litostroj из Любляны , мощностью 500 л.с. (373 кВт), и только на его мощности корабль мог плавать с максимальной скоростью 10,4 узла (19,3 км/ч). ; 12,0 миль в час), хотя позже эта скорость снизилась до 9,5 узлов (17,6 км / ч; 10,9 миль в час). В общей сложности 26,95 тонн (29,71 тонны) топлива означало, что дальность полета корабля только на двигателе увеличилась до 4730 миль (8760 км; 5440 миль) при скорости 7 узлов (13 км / ч; 8,1 миль в час). Ее водоизмещение также увеличилось до 776,5 т (855,9 т). Было улучшено размещение экипажа, включая установку коек взамен гамаков, замену деревянных корабельных шлюпок на стеклопластиковые, а также замену почти всего оборудования, включая вспомогательную электростанцию, кабели, кухню, средства связи и навигационные приборы. Была установлена РЛС Decca RM-1226. Имея 48 длинных тонн (49 т) воды и трюм, полный припасов, корабль мог плавать две недели без пополнения запасов. Капитальный ремонт завершился 30 июля 1969 года, и ходовые испытания пришли к выводу, что он улучшился. стабильность . [ 20 ]
В 1971 году в период с июня по август 1971 года Ядран совершил четыре тренировочных круиза с учениками разных школ. С 1 сентября 1972 года [ 23 ] Ядран базировался на военно-морской базе Лора недалеко от Сплита, где военно-морская подготовка была сосредоточена как Школьный центр ВМФ, а затем с 1982 года как Военно-морской учебный центр маршала Тито. В течение года он использовался как плавучий класс с новыми классами. гардемаринов каждый год осенью отправляются на борт, чтобы проверить свои « морские ноги » перед началом обучения. Короткие круизы проводились весной и осенью/зимой каждого года, а летом проводился более продолжительный круиз продолжительностью в один месяц с участием более старших стажеров. Ядран посещал порты вдоль Адриатического побережья, продвигая военно-морской флот. [ 20 ] Например, Ядран совершил два тренировочных круиза в конце 1972 года, еще два в 1974 году и девять круизов в первой половине 1975 года. В 1976 году Plave vrpce Vjesnika («Голубая лента Весника прошла церемония награждения на борту Ядрана ») за храбрость на море. . В том же году она проплыла более 5000 миль (9300 км; 5800 миль). [ 23 ] Из-за постоянного обучения и периодических переоборудований постоянный экипаж получал все меньше и меньше подготовки, но все офицеры и солдаты флота хотя бы некоторое время проводили на нем во время своего военно-морского обучения. В 1983 году корабль отметил 50-летие со дня вступления в строй. [ 20 ] а в следующем году она совершила свой первый за два десятилетия круиз по Средиземному морю, посетив материковую Грецию и греческий остров Корфу в Ионическом море . За время ее второго пребывания на югославской службе Ядрана экипаж сократился. Сразу после возвращения в строй после Второй мировой войны у него был экипаж из 80 человек, и он мог принять на борт 150 стажеров, но позже ее экипаж сократился до 20 человек, а всего на борту находилось 100 человек. [ 24 ] Ядран награжден орденом «За заслуги перед народом с Золотой звездой. [ 25 ]
Осколок Югославии и Черногории
[ редактировать ]
Когда в 1991 году началась война в Югославии , «Ядран» была отправлена из порта приписки в Сплите на военно-морскую верфь имени Савы Ковачевича в Тивате для ремонта. [ 26 ] Она не принимала участия ни в одной из войн, которые привели к распаду Югославии в 1992 году. После завершения войн новая страна Хорватия добивалась Ядрана из остатков возвращения Югославии , которая состояла только из бывших югославских республик Сербии и Черногория, Тиват находится на территории последней. Эта просьба была отклонена. Корабль совершил свой первый тренировочный поход в Грецию в составе ВМС Югославии в 1997 году. Во время последнего капитального ремонта на югославской службе. [ 24 ] – стоимость 800 000 евро [ 6 ] - Jadran был оснащен радаром Furuno FR 2120 и FR 7061. В ознаменование ее 70-летия в 2003 году торжества были проведены в августе, а не в сентябре, чтобы отделить ее от покойного короля Югославии Петра II, в день рождения которого она была официально «подарена» югославскому военно-морскому флоту. [ 24 ] В 2004 году корабль был доступен в аренду у ВМС Сербии и Черногории, которые тогда находились в государственном союзе, для круизов или съемок по цене 1800 евро в день. [ 6 ] В следующем году Ядран представлял союз штата на праздновании 200-летия Трафальгарской битвы преодолевая непогоду в Бискайском заливе в Портсмуте, по пути . Это был последний раз, когда Ядран предпринимал длительное плавание под флагом государственного союза. [ 24 ]
Летом 2006 года Черногория стала независимым государством, а суда, служившие в государственном союзе, перешли в собственность новой страны. [ 24 ] Ядран отплыл в Барселону в 2008 году в рамках мероприятия, организованного Международным союзом охраны природы для Всемирного конгресса охраны природы 2008 года. Он отплыл вместе с 20 другими парусными судами, от шхун до катамаранов , а также двумя исследовательскими судами, покинув Котор 24 сентября и прибыв в Барселону 10 октября. Затем 12 октября она привела отряд парусных судов к месту проведения конгресса. [ 27 ] Корабль отплыл со своей обычной парусной командой из 34 человек, плюс стажеры и защитники природы. Это был первый раз, когда корабль перевозил гражданских пассажиров. [ 28 ] В 2008 году ее оценили примерно в 8 000 000 долларов США . [ 29 ] В 2009 году она была в хорошей форме, и планировалось предложить обучение парусному спорту стажерам из соседних стран. [ 24 ] В 2013 году правительство Черногории профинансировало очередной капитальный ремонт Ядрана . [ 30 ]

В декабре 2017 года сообщалось, что Хорватия и Черногория близки к разрешению спора по поводу владения Ядраном , предприняв шаги по разделению использования корабля. [ 31 ] но в сентябре следующего года дипломатические отношения между двумя странами оказались под угрозой из-за этого вопроса, поскольку Хорватия пригрозила заблокировать заявку Черногории на вступление в Европейский Союз из-за разногласий. [ 30 ] В прошлом месяце хорватская певица Ванна , которая была приглашена для выступления на корабле в рамках празднования 85-летия Ядрана , отменила свое выступление из-за давления со стороны Хорватии. [ 32 ] В мае 2018 года Ядран посетил Мальту во время круиза. [ 33 ] В сентябре сербская газета «Данас» сообщила, что Ядран был единственным открытым спорным вопросом между Хорватией и Черногорией и что Хорватия претендует на корабль, поскольку он базировался в Хорватии до югославских войн. [ 34 ]
19 апреля 2019 года военная полиция около 50 кг (110 фунтов) кокаина Черногории изъяла на корабле , незадолго до его запланированного рейса Тиват-Стамбул-Пирей. Три дня спустя Душко Раденович, мичман ВМС Черногории , был арестован за контрабанду наркотиков. [ 35 ] [ 36 ] В декабре 2021 года правительство Черногории объявило, что договорилось с Хорватией сформировать межправительственную комиссию для определения будущего статуса корабля. В своем заявлении премьер-министр Черногории Здравко Кривокапич заявил, что отношения между двумя странами в целом были «дружественными» и что с момента обретения Черногорией независимости Хорватия постоянно поддерживала процесс европейской интеграции Черногории. [ 26 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Фрейвогель 2020 , с. 12.
- ^ Вего 1982 , стр. 344–345.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейвогель 2020 , стр. 255–256.
- ^ Перейти обратно: а б с Фрейвогель 2009 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фрейвогель 2020 , с. 255.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Башич 2008 , с. 253.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрейвогель 2009 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фрейвогель 2020 , с. 256.
- ^ Башич 2008 , с. 251.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрейвогель 2009 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фрейвогель 2020 , с. 257.
- ^ Фрейвогель 2009 , с. 558.
- ^ Фрейвогель 2009 , стр. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейвогель 2009 , с. 56.
- ^ Freivogel 2020 , стр. 257–258.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фрейвогель 2020 , с. 258.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейвогель 2020 , стр. 258–259.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фрейвогель 2009 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейвогель 2020 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фрейвогель 2009 , с. 60.
- ^ Башич 2008 , стр. 253–254.
- ^ Перейти обратно: а б Башич 2008 , с. 252.
- ^ Перейти обратно: а б с Башич 2008 , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фрейвогель 2009 , с. 61.
- ^ Прибилович 1983 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б Облом 31 декабря 2021 .
- ^ Кларк 2008 , с. 1.
- ^ Кларк 2008 , с. 3.
- ^ Башич 2008 , с. 255.
- ^ Перейти обратно: а б Ассошиэйтед Пресс 2018 .
- ^ Томович 2017 .
- ^ Балканский взгляд 2018 .
- ^ Таймс Мальты 2018 .
- ^ Сегодня 2018 год .
- ↑ Редакция Reuters, 2019 .
- ^ Балканский взгляд 2020 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бален, Ведран (31 декабря 2021 г.). «Черногория: мы будем вести переговоры с Хорватией о праве собственности » на Ядран . Вечерний список (на сербско-хорватском языке). Архивировано из оригинала 31 декабря 2021 года . Проверено 1 января 2022 г.
- Башич, Живо (2008). восточном побережье Адриатики (хорватские учебные корабли «Маргита», «Вила Велебита» и «Ядран»)] «Школьные корабли на . Pomorski zbornik (Журнал морских и транспортных наук) (на хорватском языке). 45 (1). Загреб: Хорватская ассоциация морской науки и транспорта: 229–258. OCLC 1096688951 .
- «Корабль «Ядран» — единственный открытый вопрос между Хорватией и Черногорией» [Корабль «Ядран» — единственный открытый вопрос между Хорватией и Черногорией]. Сегодня (на сербско-хорватском языке). 21 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2021 г. Проверено 5 июля 2021 г.
- Кассар, Майкл (14 мая 2018 г.). «Повторный визит» . Времена Мальты . Архивировано из оригинала 10 июня 2021 года . Проверено 10 июня 2021 г.
- «Хорватский певец отменил концерт в Черногории из-за «украденного» корабля» . Балканский взгляд . 15 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 19 января 2021 г.
- Фрейвогель, Звонимир (2009). «Учебный корабль Ядран». В Иордании, Джон; Престон, Энтони; Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2009 года . Лондон: Конвей. стр. 55–61. ISBN 978-1-84486-089-0 .
- Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Загреб: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-72-9 .
- Кларк, Р. (2008). «Плавание в Барселону – спасение планеты? Балканская одиссея к WCC 2008» (PDF) . Международный союз охраны природы . Архивировано из оригинала (PDF) 19 января 2021 года . Проверено 19 января 2021 г.
- Кайошевич, Самир (4 мая 2020 г.). «Черногорский корабль отплывает из Германии после ареста кокаина» . Балканский взгляд . Архивировано из оригинала 13 января 2022 года . Проверено 7 ноября 2021 г.
- «Власти Черногории изъяли наркотики на учебном корабле ВМФ» . Рейтер . 19 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 19 января 2021 г.
- Прибилович, Кажимир (1983). «50 лет учебного корабля «Ядран» » . Наше море: Международный журнал морской науки и технологий (на сербско-хорватском языке). 30 (5). Университет Дубровника: 163–166. ISSN 0469-6255 .
- Стоянович, Душан (16 сентября 2018 г.). «Черногорско-хорватские отношения под угрозой из-за учебного корабля» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 5 марта 2021 года . Проверено 19 января 2021 г.
- Томович, Душица (12 декабря 2017 г.). «Черногория и Хорватия близки к сделке» по спорному югославскому кораблю» . Балканский взгляд . Архивировано из оригинала 10 июня 2021 года . Проверено 10 июня 2021 г.
- Вего, Милан (1982). «Югославский флот 1918–1941». Военный корабль Интернешнл . XIX (4). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 342–361. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ядраном (корабль, 1933 г.) на Викискладе?
- корабли 1931 года
- Военные корабли Черногории
- Военные корабли Югославии, захваченные Италией во время Второй мировой войны.
- Парусные учебные корабли
- Шхуны
- Корабли постройки в Гамбурге
- Корабли ВМС Черногории
- Корабли Королевского флота Югославии
- Корабли ВМС Югославии
- Военные корабли Югославии времен Второй мировой войны