Макдоннелл Дуглас CF-18 Хорнет
CF-18 Хорнет | |
---|---|
![]() | |
RCAF CF-18A выступает во время Дня вооруженных сил Канады 2014 г. | |
Роль | Многоцелевой истребитель |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | McDonnell Douglas (некоторые собираются на государственных авиационных заводах ) |
Первый полет | 28 июля 1982 г. [ 1 ] |
Введение | 25 октября 1982 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основной пользователь | Королевские ВВС Канады |
Произведено | 1982–1988 [ 2 ] |
Количество построенных | 138 |
Разработано на основе | Макдоннелл Дуглас F/A-18 Хорнет |
McDonnell Douglas CF-18 Hornet (официальное военное обозначение CF-188 ) — Королевских ВВС Канады вариант американского McDonnell Douglas F/A-18 Hornet истребителя (RCAF). В 1980 году F/A-18 был выбран победителем конкурса « Проект нового истребителя», заменив CF-104 Starfighter , CF-101 Voodoo и CF-116 Freedom Fighter . Поставки CF-18 в вооруженные силы Канады начались в 1982 году. CF-18 поддерживали Североамериканского командования воздушно-космической обороны (НОРАД) воздушного суверенитета патрулирование и участвовали в боевых действиях во время войны в Персидском заливе в 1991 году, войны в Косово в конце 1990-х годов. и как часть канадского вклада в международную бесполетную зону Ливии в 2011 году. CF-18 также были частью канадского вклада в военное вмешательство против ИГИЛ , операцию «Воздействие» . В настоящее время планируется заменить их на F-35 Lightning.
Разработка
[ редактировать ]Программа новых истребителей
[ редактировать ]В 1977 году канадское правительство определило необходимость замены назначенных НАТО истребителей CF-104 Starfighter , назначенных NORAD CF-101 Voodoo и CF-116 Freedom Fighter (хотя позже было принято решение сохранить CF-116). Впоследствии правительство приступило к конкурсу новых истребителей (NFA) с бюджетом закупок около канадских долларов 2,4 миллиарда для закупки 130–150 самолетов победителя конкурса. В число кандидатов входили Grumman F-14 Tomcat , McDonnell Douglas F-15 Eagle , Panavia Tornado , Dassault Mirage F1 (позже замененный на Mirage 2000 ), а также продукция конкурса American Lightweight Fighter (LWF) General Dynamics F-16. Fighting Falcon , F/A-18 Hornet и деморализованная версия Hornet, Northrop F-18L . [ № 1 ] В правительстве подчеркнули, что победителем конкурса должна стать проверенная готовая конструкция и обеспечить существенную промышленную выгоду в рамках заказа.
К 1978 году среди конкурентов New Fighter Aircraft было всего три типа самолетов: F-16 и два варианта F-18. F-14, F-15 и «Торнадо» были отклонены из-за их высокой закупочной цены, а Dassault выбыла из конкурса. F-18L сочетал в себе системы и двухмоторную компоновку F-18, которые предпочитало авиационное командование, с более легкой установкой наземного оборудования, что значительно улучшило характеристики. Компания Northrop, основной подрядчик по версии F-18L, не построила самолет ко времени реализации программы NFA и ждала успешных контрактов, прежде чем сделать это. Хотя Northrop предложила лучший компенсационный пакет для промышленности, он «окупился бы» только в том случае, если бы поступали другие заказы на F-18L, на что Министерство национальной обороны (DND) не желало делать ставку. [ 3 ]
F-14 почти поступил на вооружение Канады через черный ход из-за иранской революции . После революции Соединенные Штаты прекратили все военные поставки Ирану, а это означало, что новый иранский парк F-14 потенциально окажется непригодным для полетов из-за нехватки запасных частей. Канадцы предложили купить их по резко сниженной цене. Переговоры закончились до того, как соглашение было достигнуто, поскольку выяснилось, что участие Канады сыграло решающую роль в контрабанде сотрудников американского посольства из новой Исламской Республики . [ 4 ]
В 1980 году McDonnell Douglas F/A-18 Hornet был объявлен победителем конкурса «Новый истребитель». Заказ включал 98 одноместных вариантов и 40 двухместных вариантов, всего было закуплено 138, плюс 20 опционов (которые не были реализованы). F/A-18 Hornet тогда получил название CF-188. [ Н 2 ] Вне официальных военных документов самолет именуется как CF-18 Hornets. [ 6 ] Причины выбора, перечисленные канадскими вооруженными силами, заключались в том, что многие из запрошенных функций были включены для ВМС США; два двигателя для надежности (которые считаются необходимыми для обеспечения арктического суверенитета и надводного патрулирования), отличный радар, но при этом он значительно более доступен, чем F-14 и F-15. CF-18 закупался с 1982 по 1988 год, общая капитальная стоимость составила 4 миллиарда долларов в долларах 1982 года. [ 7 ]
Изменения в конструкции CF-18
[ редактировать ]
Оригинальный CF-18 в том виде, в каком он был поставлен, во многом идентичен моделям F/A-18A и B. Всего было поставлено 138 самолетов CF-18, в том числе 98 одноместных и 40 двухместных моделей. [ 8 ] [ 9 ] Многие особенности, которые делали F/A-18 подходящим для операций на военно-морских авианосцах, были сохранены канадскими вооруженными силами, такие как прочное шасси, тормозной крюк и механизмы складывания крыла.
Наиболее заметная разница между CF-18 и американским F-18 — это ночная опознавательная лампа мощностью 0,6 мегаканделы . Этот прожектор установлен в люке заряжания орудия на левом борту самолета. В некоторых CF-18 свет временно отключен, но окно всегда остается на месте. Кроме того, нижняя часть CF-18 украшена окрашенным «фальш-фонарем» . [ 10 ]
Обновления
[ редактировать ]В 1994 году инженеры работали над системой, которая собирала биомедицинские данные пассажира на заднем сиденье самолета. [ 11 ] Необходимость модернизации CF-18 была продемонстрирована во время войны в Персидском заливе и во время конфликта в Косово 1998-1999 годов , поскольку достижения в области технологий сделали часть авионики на борту CF-18 устаревшей и несовместимой с союзниками по НАТО. В 2000 году модернизация CF-18 стала возможной, когда правительство увеличило оборонный бюджет. [ 12 ] [ 13 ]
В 2001 году был инициирован Проект поэтапной модернизации (IMP). Проект был разбит на два этапа в течение восьми лет и был разработан для улучшения боевых возможностей воздух-воздух и воздух-земля, модернизации датчиков и защитного комплекса, а также замены каналов передачи данных и систем связи на борту CF. -18 от старого стандарта F/A-18A и F/A-18B до текущего стандарта F/A-18C и D. Компания Boeing (объединенная с McDonnell Douglas ), основной подрядчик, и L-3 Communications, основной субподрядчик, получили контракт на проект модернизации, начиная с 2002 года. Всего было построено 80 самолетов CF-18, включая 62 одноместных и 18 двухместных. модели были отобраны из парка для программы модернизации. Предполагается, что проект продлит срок службы CF-18 примерно до 2017–2020 годов. [ 8 ] [ 9 ]

- Проект поэтапной модернизации, этап I
- Замена радара AN/APG-65 на новый радар AN/APG-73 , который имеет утроенную скорость обработки данных и объем памяти, а также включает режимы отслеживания местности и уклонения от местности для наземных атак на малых высотах. Кроме того, новый радар AN/APG-73 также способен наводить современную AIM-120 AMRAAM . ракету средней дальности
- Добавление комбинированного запросчика и транспондера AN/APX-111, также известного как IFF (идентификация «свой-чужой»). Новый IFF приводит CF-18 в соответствие с текущими стандартами НАТО по боевой идентификации.
- Замена радиостанций на новые радиостанции AN/ARC-210 , RT-1556/ARC VHF/UHF. Эта радиостанция, способная осуществлять связь в пределах прямой видимости на частотах ОВЧ / УВЧ , а также в формах сигналов HAVE QUICK , HAVE QUICK II и SINCGARS , решила проблемы совместимости с союзными войсками и более устойчива к помехам.
- Замена миссионерских компьютеров на миссионерский компьютер General Dynamics Advanced Information Systems AN/AYK-14 XN-8 с увеличенной памятью и вычислительными возможностями.
- Замена системы управления складами на систему управления складами Smiths Aerospace AN/AYQ-9 . Это делает CF-18 более совместимым с новейшими высокоточными боеприпасами (PGM), а также добавляет интерфейс MIL-STD-1760 для использования ракет AIM-120 AMRAAM и семейства бомб с GPS-наведением JDAM.
- Установка системы глобального позиционирования/инерциальной навигационной системы ( GPS/INS ), расширяющая навигационные возможности CF-18.
В тот же период в число других обновлений, не связанных с IMP, входят:
- Установка нового блока инфракрасных датчиков.
- Замена старых приборных панелей кабины с электронно-лучевой трубкой на новые полноцветные ЖК-дисплеи с плоскими панелями от Litton Systems Canada (ныне L-3 Es Canada). [ 14 ]
- Добавлена новая система ночного видения.
- Закупка ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM и других современных боеприпасов класса «воздух-воздух» и «воздух-земля».
- Применение программы «Выздоровление» шасси для уменьшения коррозии и улучшения уборки шасси.
- Замена существующих пилотажных тренажеров CF-18 на Усовершенствованную систему распределенной боевой подготовки.
Первый завершенный CF-18 «Фазы I» был доставлен канадским вооруженным силам вовремя в мае 2003 года. [ 15 ] Окончательная доставка всех CF-18 «Фазы I» была осуществлена на церемонии 31 августа 2006 года в L-3 Communications в Мирабель, Квебек. [ 16 ]
- Фаза II проекта поэтапной модернизации

Фаза II проекта поэтапной модернизации CF-18 была передана компании Boeing 22 февраля 2005 года. Она включает следующие модернизации:
- Добавление Link 16 , улучшающей совместимость с основными союзниками по НАТО. к самолету системы передачи данных
- Интеграция совместной системы сигнализации на шлеме от Boeing, BAE Systems , DRDC и L-3 Communications MAS. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
- Добавлен регистратор полетных данных с возможностью выживания при авариях .
- Модернизация комплекса радиоэлектронной борьбы.
В тот же период другие обновления, не связанные с этапами IMP, включают:
- Проект замены центрального ствола фюзеляжа (на 40 модернизированных самолетов).
- Система маневрирования воздушного боя.
- Комплексная станция поддержки радиоэлектронной борьбы.
- Проект испытательного оборудования радиоэлектронной борьбы.
Первый завершенный CF-18 «Фазы II» был доставлен канадским вооруженным силам 20 августа 2007 года на церемонии в Монреале. [ 20 ] [ 21 ] Ожидается, что общая стоимость всего проекта поэтапной модернизации CF-18 и сопутствующих модернизаций Hornet составит около 2,6 миллиарда канадских долларов. [ 22 ] [ 23 ] Последний модернизированный самолет был поставлен в марте 2010 года. [ 24 ]
- Программа расширения Hornet
Фаза I проекта расширения Hornet (HEP) распространяется на весь парк из 94 самолетов CF-188A/B и началась в 2020 году, а завершение ожидается в 2023 году. [ 25 ] Это продлит паритет и совместимость истребителя со стандартами НАТО и гражданской авиации до 2032 года. Пакет еще больше расширяет поддержку совместимости с AIM-120D AMRAAM большей дальности, первоначально приобретенными в 2017 году. ракетами класса «воздух-воздух» [ 26 ] Он включает в себя следующие обновления:
- Автоматическое зависимое радиовещание (ADS-B) для замены устаревших транспондеров.
- Новые Honeywell GPS / INS системы
- Модернизированные Collins Aerospace AN/ARC-210 RT-2036 (6-е поколение) радиостанции
- Воздушно-десантные объединенные тактические радиостанции
- Модернизация Lockheed Martin Sniper
- Усовершенствованные компьютеры миссии и блоки передачи данных, а также обновления программного обеспечения для усовершенствованной распределенной системы боевой подготовки (ADCTS) для сетевых учений по моделированию полета.

Фаза II HEP применяется к парку из 36 планеров CF-188A/B с предполагаемым наибольшим оставшимся сроком службы. Официально «Фаза 2 сосредоточена на дополнительной модернизации боеспособности 36 самолетов CF-188, чтобы гарантировать наличие достаточного количества, оперативно значимых, готовых к выполнению задач истребителей CF-188 для удовлетворения потребностей в возможностях авиации на текущем боевом пространстве до будущего». истребительный парк выходит на полную боеспособность». Первоначальная поставка ожидается в 2023 году, а полная эксплуатационная готовность ожидается к июню 2025 года. [ 27 ] [ 25 ] Эти обновления были частью пакета, который включает поставку:
- 50 тактических ракет AIM-9X Sidewinder Block II;
- 38 радаров CA/APG-79(V)4 с активной решеткой с электронным сканированием (АФАР) ;
- 38 комплектов РЛС AESA A1 CA/APG-79(V)4;
- 46 широкополосных обтекателей F/A-18A;
- Модернизация усовершенствованной системы распределенной боевой подготовки;
- Продолжается Техническая помощь для поддержки модернизированных самолетов
Общая стоимость пакета фазы II HEP была оценена Бюджетным управлением Конгресса США в 862,3 миллиона долларов США . [ 28 ]
Общая стоимость программы покупки и модернизации CF-18 до 2011 года составила примерно 11,5 миллиардов долларов (в долларах 2011 года), включая модернизацию. [ 29 ] Кроме того, стоимость обслуживания в течение любого 20-летнего периода составила примерно 5 миллиардов долларов, или 250 миллионов долларов в год. [ 30 ]
8 марта 2024 года компания Arcfield Canada заключила контракт на техническое обслуживание на сумму 211,6 млн канадских долларов (157,3 млн долларов США) на поддержку и обслуживание систем авионики CF-18, поставку деталей и предоставление комплексных услуг в цепочке поставок, при этом контракт вступает в силу на 1 апреля 2024 г. [ 31 ]
Операционная история
[ редактировать ]Ввод в сервис
[ редактировать ]
Первые два CF-18 были официально переданы 410-й эскадрилье (подразделение оперативной подготовки) в CFB Cold Lake , Альберта, 25 октября 1982 года. [ 32 ] Дальнейшие поставки оснастили 409, 439 и 421 эскадрильи в Баден-Зёллингене в тогдашней Западной Германии, 410-ю оперативную учебную группу, 416-ю и 441-ю эскадрильи в Колд-Лейк, а также 425-ю и 433-ю эскадрильи (эскадрилии) в CFB Баготвилль . Квебек. Введение в эксплуатацию в Канаде изначально было проблематичным из-за ранних проблем с усталостью конструкции, которая задержала первоначальное развертывание. Когда первоначальные ошибки были устранены, CF-18 начал выполнять функции перехвата NORAD и НАТО, как и предполагалось.
Бой
[ редактировать ]В 1991 году Канада направила 26 CF-18 на войну в Персидском заливе в рамках операции «Трение» . [ Н 3 ] CF-18 базировались в Дохе , Катар. Во время войны в Персидском заливе канадские пилоты налетали более 5700 часов, в том числе 2700 боевых вылетов по воздушному патрулированию. Эти самолеты были доставлены с канадской авиабазы в Германии CFB Baden-Soellingen . Вначале CF-18 выполняли боевые задачи по разведке и сопровождению для поддержки наземных ударов авиации союзников. Во время 100-часового наземного вторжения союзников в конце февраля CF-18 также совершили 56 бомбардировочных вылетов, в основном сбросив 500-фунтовые (230 кг) неуправляемые («тупые») бомбы на иракские артиллерийские позиции, склады снабжения и районы сосредоточения позади них. линии. В то время «Канадские Хорнетс» не могли применять высокоточные боеприпасы. Это был первый случай после Корейской войны , когда канадские военные участвовали в боевых действиях. [ 33 ]
Продолжающееся насилие в бывшей Югославии дважды приводило к появлению CF-18 на театре военных действий: сначала для развертывания ( операция «Мирадор» ) в августе – ноябре 1997 года для воздушного патрулирования в поддержку НАТО миротворцев в Боснии и Герцеговине, а затем с конца июня 1998 года до конца декабря 2000 года ( операция Эхо ).
С марта по июнь 1999 года, когда 18 самолетов CF-18 уже были развернуты в Авиано , Италия, Канада участвовала как в операциях «воздух-земля», так и в «воздух-воздух». Канадская авиация совершила 10 процентов ударных вылетов НАТО, несмотря на то, что задействовала гораздо меньший процент общих сил. Канадские пилоты совершили 678 боевых вылетов: 120 противовоздушных сопровождений для ударных группировок союзников и 558 бомбардировочных ударов за 2577 часов боевого налета. CF-18 сбросили в общей сложности 397 PGM и 171 неуправляемую бомбу по широкому кругу целей, включая зенитно-ракетные комплексы, аэродромы, мосты и склады топлива. [ 34 ] [ 35 ]

С 2001 года CF-18 отреагировали почти на 3000 возможных угроз Канаде и США . [ 36 ] Оперативная группа из самолетов CF-18 и CH-146 Griffons была переброшена во время операции «Гризли» в Кананаскис , Альберта, в июне 2002 года, где они были развернуты для обеспечения безопасности воздушного пространства во время 28-го саммита «Большой восьмерки» . [ 37 ] В 2007 году неизвестное количество CF-18 было переброшено на Аляску . Они были развернуты в течение двух недель для защиты воздушного пространства Соединенных Штатов в результате того, что основной парк истребителей F-15 ВВС США был остановлен из-за структурных дефектов. [ 38 ] Они также использовались во время операции «Подиум» для обеспечения безопасности Зимних Олимпийских игр 2010 года и Зимних Паралимпийских игр 2010 года. [ 39 ]
После того, как Совет Безопасности ООН принял резолюцию об обеспечении соблюдения бесполетной зоны в Ливии , правительство Канады 18 марта 2011 года санкционировало размещение шести CF-18 Hornet с одним Hornet в резерве в рамках операции Mobile . [ 40 ] [ 41 ] «Хорнетс» базировались на Трапани-Бирджи базе итальянских ВВС на западе Сицилии . CF-18 впервые были приняты в бой 23 марта 2011 года, когда четыре самолета бомбили правительственные объекты Ливии. Семь «Хорнетс» вернулись в CFB Баготвилль , Канада, 4 ноября 2011 года после завершения одобренной ООН миссии НАТО. Всего «Хорнетс» совершили 946 боевых вылетов, что составляет 10% ударных вылетов НАТО. За время боевых вылетов было сброшено 696 бомб, в том числе бомбы с лазерным наведением и боеприпасы совместной прямой атаки (JDAM). [ 42 ] [ 43 ] ВВС США сбросили 495 бомб Paveway II массой 227 кг (500 фунтов) и 188 бомб Paveway II массой 910 кг (2000 фунтов) . RCAF также сбросило 11 боеприпасов Joint Direct Attack 227-килограммовой версии и две 910-килограммовой версии. [ 44 ]

Канада отправила шесть CF-18 в Ирак в рамках операции Impact 21 октября 2014 года. [ 45 ] Воздушные удары по позициям организации ИГИЛ/ИГИЛ начались 2 ноября 2014 г. [ 46 ] CF-18 выполняли воздушные удары до 15 февраля 2016 года. [ 47 ] [ 48 ]
Замена
[ редактировать ]Различные истребители рассматривались канадскими вооруженными силами в качестве замены CF-18, среди них Martin F-35 Lightning II , Eurofighter Typhoon , Saab JAS 39 Gripen , Dassault Rafale и Boeing F/A-18E/F Super Hornet. Lockheed были выдвинуты их производителями в качестве претендентов. [ 49 ] По данным Le Devoir , стоимость проекта без учета технического обслуживания, обучения и запасных частей оценивается от 4 до 8 миллиардов долларов. [ 50 ] Boeing указал, что Super Hornet, производная от Hornet, является менее дорогой альтернативой, общая стоимость которой оценивается в 4 миллиарда долларов. [ 51 ] Один из спорных производителей, Boeing, BAE Systems или Saab Aerospace (название не разглашается), пообещал собрать весь самолет в Канаде. [ 51 ] В Boeing заявили, что рассматривают возможность закрытия производственной линии F/A-18 из-за отсутствия заказов. [ 52 ]
В июле 2010 года Канада объявила, что F-35 заменит CF-18. Канада является партнером программы Joint Strike Fighter с 1997 года и партнером третьего уровня с 2002 года. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] Канадские вооруженные силы планировали закупить 65 F-35, поставки начнутся в 2016 году; Стоимость контракта оценивалась в 9 миллиардов канадских долларов, включая самолеты и соответствующее вооружение, инфраструктуру, первоначальные запасные части, учебные тренажеры, резервные фонды и эксплуатационные расходы проекта. [ 55 ] По сообщениям СМИ, стоимость жизненного цикла самолета может достигать 40 миллиардов канадских долларов. [ 56 ] В декабре 2012 года было объявлено, что правительство отказалось от сделки с F-35 из-за роста стоимости и начало новый процесс закупок, при этом F-35 все еще рассматривается. [ 57 ]
20 сентября 2015 года лидер Либеральной партии Канады Джастин Трюдо пообещал отменить закупки страны F-35, если он будет избран, вместо этого заменив парк CF-18 менее дорогостоящей альтернативой, и заявил, что F-35 не нужен. [ 58 ] Он был приведен к присяге в качестве премьер-министра 4 ноября 2015 года. В мае 2017 года министр обороны Харджит Саджан объявил, что Канада закупит больше, чем 65 самолетов, предложенных предыдущим правительством. Он заявил, что если Канада намерена выполнить свои обязательства перед НАТО и НОРАД, сохраняя при этом собственную национальную противовоздушную оборону, «тогда 65 самолетов не будут полным парком. Это будет флот только для управления рисками наших требований, а не для их удовлетворения». [ 59 ] 2 июня 2017 года было объявлено, что Канада приобретет 88 современных многоцелевых истребителей. [ 60 ]
В качестве временной меры до замены Канада решила в декабре 2017 года закупить 18 F/A-18A/B Hornet (сочетание летных планеров и запасных частей) у Королевских ВВС Австралии примерно за 90 миллионов канадских долларов. [ 61 ] [ 62 ] было объявлено Позже на слушаниях в Сенате Австралии , что Канада планирует закупить еще семь «Хорнетов», которые будут разобраны на запчасти. [ 63 ] [ 64 ] Первые два истребителя прибыли в феврале 2019 года, остальные должны быть доставлены в течение следующих трех лет. [ 62 ] «Общая стоимость временного самолета, включая модификации, проверки и изменения в инфраструктуре, а также затраты на программу, оценивается в 360 миллионов канадских долларов». [ 62 ] В 2021 году был поставлен последний истребитель RAAF. [ 65 ]
28 марта 2022 года Канада объявила, что предварительные переговоры с Lockheed Martin по поставке 88 F-35. начнутся [ 66 ] F-35 является лучшим предложением для проекта Future Fighter Capability , тогда как предложение Saab по Gripen заняло второе место. Правительство Канады отметило, что Gripen может быть выбран, если переговоры с Lockheed Martin зайдут в тупик. [ 67 ] Это решение было направлено на обеспечение разумной цены на самолет. Если переговоры увенчаются успехом и Канада согласует контракт с Lockheed Martin, поставки должны начаться в 2026 году, а окончательная поставка — в 2032 году. [ 68 ] [ 69 ] Полная стоимость программы, включая поддержание и техническое обслуживание, оценивается в 19 миллиардов канадских долларов. [ 70 ] В декабре 2022 года правительство Канады одобрило выделение 7 миллиардов долларов на закупку первой партии из 16 F-35A, а также соответствующего оборудования и поддержки. [ 71 ]
Варианты
[ редактировать ]
- CF-18A : одноместный истребитель и штурмовик. Обозначение канадских вооруженных сил — CF-188A , построено 98 штук.
- CF-18B : двухместный учебный вариант. Обозначение канадских вооруженных сил — CF-188B , построено 40 штук.
Операторы
[ редактировать ]
- По состоянию на ноябрь 2008 года Королевские ВВС Канады (RCAF) имели на вооружении 72 CF-18A и 31 CF-18B. [ 72 ] 79 в эксплуатации. По состоянию на 2021 год в эксплуатации находится 86 самолетов (63 CF-18A и 23 CF-18B). [ 73 ]
- 3 Wing CFB Bagotville , Квебек
- 4 крыла CFB Cold Lake , Альберта
- № 401-я тактическая истребительная эскадрилья
- № 409-я тактическая истребительная эскадрилья
- № 410-я тактическая истребительная (оперативно-учебная) эскадрилья
- AETE (Испытательное учреждение аэрокосмической техники)

Ротации из Колд-Лейк происходят из 4-го крыла в CFB Comox , Британская Колумбия, и из 3-го крыла в Баготвилле в CFB Goose Bay и CFB Gander , Ньюфаундленд и Лабрадор, CFB Гринвуд , Новая Шотландия и на различные передовые оперативные базы в канадской Арктике. Обычно есть [ когда? ] несколько самолетов в CFB Трентон , Онтарио, хотя и не в постоянной эскадрилье. также [ 74 ] RCAF также имеет демонстрационную группу CF-18 , летную демонстрационную группу, которая является частью 1-й канадской авиационной дивизии .
Аварии и происшествия
[ редактировать ]По состоянию на ноябрь 2016 года Канада потеряла не менее двадцати CF-18 в авариях, в результате чего погибло как минимум одиннадцать пилотов. [ 75 ] [ 76 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- 188719 – Военные музеи , Калгари, Альберта [ 77 ]
- 188720 - Музей ПВО (Сагеней, Квебек) [ 78 ]
- 188723 – Музей авиации и космонавтики Петерсона, база космических сил Петерсон , Колорадо. [ 79 ]
- 188733 - Музеи Колд-Лейк, Колд-Лейк, Альберта [ 80 ]
- 188901 – Канадский музей авиации и космонавтики, Оттава, Онтарио. [ 81 ]
- 188905 - CFB Колд-Лейк, Колд-Лейк, Альберта [ 82 ]
- 188911 - Национальный музей ВВС Канады в Трентоне, Онтарио. [ 83 ]
Технические характеристики (CF-18)
[ редактировать ]


Данные из технических характеристик CF-18. [ 84 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2
- Длина: 56 футов 0 дюймов (17,07 м)
- Размах крыльев: 40 футов 0 дюймов (12,19 м)
- Высота: 15 футов 4 дюйма (4,67 м)
- Площадь крыла: 400 кв. футов (37 м 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 65A005 мод ; Совет: мод NACA 65A003.5. [ 85 ]
- Пустой вес: 23 049 фунтов (10 455 кг)
- Полная масса: 37 150 фунтов (16 851 кг)
- Максимальный взлетный вес: 51 550 фунтов (23 383 кг)
- Силовая установка: 2 двигателя General Electric F404-GE-400 турбовентиляторных с форсажным двигателем, тягой 10 000 фунтов силы (44 кН) каждый. [ нужна ссылка ] сухой, 16000 фунтов силы (71 кН) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 979,5 узлов (1127,2 миль в час, 1814,0 км/ч)
- Максимальная скорость: 1,8 Маха.
- Боевая дальность: 290 миль (330 миль, 540 км) хай-ло-ло-привет
- Перегоночная дальность: 1800 миль (2100 миль, 3300 км)
- Практический потолок: 50 000 футов (15 000 м)
- Скорость набора высоты: 50 000 футов/мин (250 м/с).
Вооружение
- Девять оружейных/хранилищских станций (5 пилонов: 1 под фюзеляжем и 4 крыльевых), несущих до 13 700 фунтов (6 215 кг) ракет, ракет, бомб, топливных баков и блоков.
- 2 ЛАУ 116 по бокам фюзеляжа: развернуть ракеты AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM; 2 LAU 7 на законцовках крыла: развернуть ракеты AIM-9 Sidewinder
- 1 × 20-мм M61A1 Vulcan внутренняя поворотная пушка с боезапасом 578 снарядов, скорострельностью 4000 или 6000 выстрелов в минуту
- Ракеты и ракеты:
- Воздух-воздух: AIM-9 Sidewinder , AIM-120 AMRAAM , AIM-7 Sparrow. ракеты
- Воздух-земля: AGM-65 Maverick ракеты CRV7. , ракеты
- Бомбы: Мк 82 , Мк 83 и Мк 84 неуправляемые бомбы Paveway GBU-10 , -12 , -16 , -24 ; бомбы с лазерным наведением JDAM GPS ; комплекты наведения бомбы AGM-154 JSOW ; планирующие бомбы ; и чаще всего бомбы GBU-49 с лазерным и GPS-наведением.
Авионика
- Raytheon AN/APG-73 РЛС
- BAE Systems AN/APX-111 IFF
- Радиостанция Rockwell Collins AN/ARC-210 RT-1556/ARC УКВ/УВЧ
- Компьютер миссии General Dynamics Advanced Information Systems AN/AYK-14 XN-8
- Система управления магазинами Smiths Aerospace AN/AYQ-9
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Документальное телевизионное шоу Jetstream , которое транслировалось на канадском канале Discovery , рассказывает о восьми пилотах, обучающихся в канадских ВВС полетам на CF-18 в CFB Cold Lake . Они тренировались в 410-й учебной эскадрилье тактических истребителей. [ 86 ] [ 87 ]
CF-18 используется в качестве основного элемента нового логотипа хоккейной команды НХЛ « Виннипег Джетс» , как дань уважения связи города с RCAF /CF, а также с командой Ottawa RCAF Flyers , ранее завоевавшей золотую олимпийскую медаль. . [ 88 ] Официальная презентация описывала происхождение дизайна при сотрудничестве Министерства национальной обороны и была вдохновлена логотипом Королевских ВВС Канады. Представитель команды Дориан Морфи, старший директор по маркетингу и бренд-менеджменту компании True North Sports & Entertainment, отметил: «Мы очень рады возможности продолжить эти отношения в значительной степени. Дизайн самолета был вдохновлен военными самолетами, на которых летали ВВС на протяжении многих лет». [ 89 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ F-18L, как и вся серия F-18, был создан на основе Northrop YF-17 Cobra , предшественника Hornet.
- ↑ Первоначально название «Хорнет» не использовалось, поскольку перевод на французский язык — Frelon , уже используемый французским военным вертолётом . Официальное обозначение теперь — CF-188 Hornet. [ 5 ]
- ^ Американская часть войны в Персидском заливе называлась «Щит пустыни» / «Буря в пустыне» .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Первый CF-18 поступает в состав флота» . Легион . 31 июля 2019 года . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ «История канадских CF-18 Hornets» . Канадская радиовещательная корпорация . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ «Продажа самолетов F / A-18 в Канаду, Австралию и Испанию: пример компенсации». Архивировано 22 июля 2011 года в Wayback Machine, Управление управления и бюджета, через disam.dsca.mil , 16 апреля 1990 года. Дата обращения: 8 июня 2010 года.
- ^ Нг, Аллан. «Истребитель CF18 Hornet – Подробно (Часть 3)». Архивировано 25 декабря 2008 года на сайте Wayback Machine sfu.ca , ноябрь 2003 года. Дата обращения: 14 марта 2010 года.
- ^ "CF-188 Хорнет". Архивировано 5 декабря 2010 года в Wayback Machine ВВС Канады, 26 марта 2007 года. Дата обращения: 19 марта 2011 года.
- ^ Баугер, Джо. «CF-18 Для Канады». Архивировано 24 ноября 2010 года на сайте Wayback Machine joebaugher.com , 21 июня 2005 года. Дата обращения: 8 июня 2010 года.
- ^ «Воздушный бой: сравнение истребителей F-35 и CF-18». Архивировано 29 января 2013 г. в archive.today National Post , 16 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Аудит модернизации истребителя CF-18 (Часть 1)». Архивировано 3 марта 2016 года на сайте Wayback Machine casr.ca , декабрь 2004 года. Дата обращения: 8 июня 2010 года.
- ^ Jump up to: а б Нг, Аллан. «Программа поэтапной модернизации CF18 – подробно: «Не шершень вашего отца – программа поэтапной модернизации CF18».» Архивировано 3 марта 2016 года на сайте Wayback Machine casr.ca , декабрь 2003 года. Дата обращения: 8 июня 2010 года.
- ^ Нг, Аллан. «Истребитель CF18 Hornet – Подробно (Часть 4)». Архивировано 18 августа 2011 года в компании Wayback Machine Canadian Defense Procurement , ноябрь 2003 года. Дата обращения: 16 декабря 2012 года.
- ^ «Новости технологий» .
- ^ Нг, Аллан. «Программа поэтапной модернизации CF18 – подробно (часть 1)». Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine CASR , декабрь 2003 года. Дата обращения: 14 марта 2010 года.
- ^ «Канадские военные получат больше». Архивировано 31 июля 2012 года в archive.today Flight International , 7 марта 2000 года.
- ^ Кук, Кэтлин. «Boeing заключила контракт с Канадой на обновление дисплеев на самолетах F/A-18». Архивировано 1 ноября 2011 года на сайте Wayback Machine boeing.com , 26 июля 2002 года. Проверено: 5 июня 2010 года.
- ^ Кольер-Дженнингс, Фейт и др. «Boeing поставила первый самолет CF-18 в рамках проекта модернизации». Архивировано 30 октября 2011 года на сайте Wayback Machine boeing.com , 14 мая 2003 года. Проверено: 5 июня 2010 года.
- ^ Фрост, Патрисия и Дайанна Рамирес. «Boeing завершает первый этап проекта модернизации самолета CF-18». Архивировано 30 октября 2011 года в Wayback Machine Boeing , 31 августа 2006 года. Дата обращения: 14 марта 2010 года.
- ^ «Модернизация демонстрационной системы места экипажа самолета CF-18». Архивировано 6 июля 2011 года в Wayback Machine DRDC , 6 января 2003 года. Дата обращения: 14 марта 2010 года.
- ^ "Совместная система сигнализации, монтируемая на шлеме (JHMCS)". Архивировано 11 июня 2012 года в Wayback Machine Boeing . Проверено: 14 марта 2010 г.
- ^ Дитон, Тим и Пэт Фрост. «Справочная информация: Совместная система сигнализации, установленная на шлеме (JHMCS)». Архивировано 24 января 2013 года в Wayback Machine Boeing , август 2008 года. Дата обращения: 8 июня 2010 года.
- ^ «ВВС получили первый модернизированный истребитель CF-18 фазы II» . Архивировано 24 июля 2012 года в archive.today ВВС Канады , 11 сентября 2007 года. Дата обращения: 14 марта 2010 года.
- ^ Литтл, Стив; и Мадд, Брэд. «Boeing поставляет первый модернизированный Phase II CF-18 Hornet канадским силам обороны». Архивировано 10 октября 2012 года в Wayback Machine Boeing , 22 августа 2007 года. Дата обращения: 14 марта 2010 года.
- ^ «ВВС Канады, Самолет: CF-18 Hornet: планы на будущее». [ мертвая ссылка ] airforce.forces.gc.ca . Проверено: 14 марта 2010 г.
- ^ Нг, Аллан. «CASR - Программа поэтапной модернизации CF18 - Подробно». Архивировано года на Wayback Machine CASR.ca. 3 марта 2016 Проверено: 14 марта 2010 г.
- ^ «Boeing возглавляет второй этап модернизации 79 истребителей CF-18». Архивировано 1 ноября 2010 года в Wayback Machine Defense Industry Daily , 29 марта 2010 года. Дата обращения: 26 июля 2010 года.
- ^ Jump up to: а б Тэтчер, Смит (19 июня 2020 г.). «Грядут крупные обновления канадского парка CF-188 Hornets» . Журнал «Небо» . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ «Канада покупает ракеты для CF-18 на сумму более 140 миллионов долларов» . 1 ноября 2017 года . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ «Проект расширения Hornet» . Национальная безопасность и оборона . Правительство Канады. 9 августа 2021 г. Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ «Канадский пакет модернизации CF-18 одобрен США» . Новости обороны . сайт defencenews.com. 21 июня 2020 г. Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ 4 миллиарда долларов, завышенные за счет роста индекса потребительских цен + проект модернизации на 2,6 миллиарда долларов.
- ^ Пульезе, Дэвид. «Стоимость обслуживания канадского F-35 такая же, как и у CF-18, говорит: «Не беспокойтесь». Но так ли это?» Архивировано 1 ноября 2010 года в Wayback Machine David Pugliese’s Defense Watch, 5 октября 2010 года. Дата обращения: 6 января 2012 года.
- ^ «Канада инвестирует в обеспечение истребителей CF-18 Hornet | Shephard» .
- ^ Спик, Майк. Большая книга современных боевых самолетов . Сент-Пол, Миннесота: Издательская компания MBI, 2000. ISBN 0-7603-0893-4 .
- ^ Браун, Боб. «Участие коалиции, стр. 6». Архивировано 6 февраля 2010 года на сайте Wayback Machine vetshome.com , 15 февраля 2008 года. Дата обращения: 5 июня 2010 года.
- ^ «Миссия 435-й транспортно-спасательной эскадрильи «Чинте». Архивировано 22 марта 2009 г. на сайте Wayback Machine airforce.forces.ca , 4 декабря 2008 г. Дата обращения: 5 июня 2010 г.
- ^ "CF-18 Хорнет". Архивировано 7 июня 2011 года на сайте Wayback Machine airforce.forces.ca , 26 марта 2007 года. Дата обращения: 5 июня 2010 года.
- ^ Митчелл, Майк. «CF-18 Hornet будет патрулировать небо над Олимпийскими играми в Ванкувере». Архивировано 9 июня 2011 года на сайте Wayback Machine avstop.com . 6 февраля 2010 г. Дата обращения: 8 июня 2010 г.
- ^ Барр, полковник Дэвид. «Саммит G8 в Кананаскисе: пример межведомственного сотрудничества». Архивировано 11 апреля 2011 года в журнале Wayback Machine Journal.forces.gc.ca , 14 июля 2008 года. Дата обращения: 5 июня 2010 года.
- ^ «Канадские истребители временно заменяют ПВО США». Архивировано 24 сентября 2015 года на сайте Wayback Machine cbc.ca , 27 ноября 2007 года. Дата обращения: 21 сентября 2015 года.
- ^ «Доставлена последняя фаза II модернизированного CF-18 Hornet». Архивировано 9 июня 2011 года на сайте Wayback Machine Forces.gc.ca , 26 марта 2010 года. Дата обращения: 5 июня 2010 года.
- ^ «Операция МОБИЛЬНЫЙ». Архивировано 9 марта 2011 г. на сайте Wayback Machine Forces.gc.ca, 18 марта 2011 г. Дата обращения: 20 марта 2011 г.
- ^ Чейз, Стивен. «Канада направляет шесть истребителей для обеспечения соблюдения бесполетной зоны в Ливии». Архивировано 3 декабря 2016 года в Wayback Machine Globe and Mail , 17 марта 2011 года. Дата обращения: 18 марта 2011 года.
- ^ Стрельефф, капитан Джилл. «CF-188 Hornets на операции MOBILE сбрасывают первые бомбы JDAM». Архивировано 8 марта 2012 года на сайте Wayback Machine Forces.gc.ca, 27 октября 2011 года. Дата обращения: 8 ноября 2011 года.
- ^ «Канадские CF-18 в миссии в Ливии возвращаются домой». Архивировано 8 ноября 2011 года в Wayback Machine CBC , 4 ноября 2011 года. Дата обращения: 8 ноября 2011 года.
- ^ «Канада потратила 25 миллионов долларов на бомбардировку сил Каддафи». Canada.com, 19 апреля 2012 г. Дата обращения: 19 апреля 2012 г.
- ^ «КАНАДСКИЕ CF-18 HORNETS ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА ОПЕРАЦИЮ УДАР» . Правительство Канады. 21 октября 2014 года . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ «Миссия ИГИЛ: канадские CF-18 сбрасывают бомбы с лазерным наведением над Ираком – Политика – Новости CBC» . ЦБК. 2 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 г. . Проверено 8 ноября 2014 г.
- ^ «Канадские вооруженные силы прекращают авиаудары в Ираке и Сирии» . Правительство Канады. 17 февраля 2016 года . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ «Воздушная миссия Канады против ИГИЛ завершилась, - заявил Саджан на дебатах в палате общин» . ЦБК. 17 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2016 года . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ Пульезе, Дэвид. «Канадским ВВС нужен конкурс на истребитель следующего поколения самое позднее в следующем году». Архивировано 9 ноября 2009 года в Wayback Machine Ottawa Citizen , 4 ноября 2009 года. Дата обращения: 4 ноября 2009 года.
- ^ Кастонге, Алек. «Канада хочет заменить свой CF-18: счет как минимум в четыре миллиарда.)» (на французском языке). Архивировано 14 ноября 2009 года в Wayback Machine Le Devoir , 11 ноября 2009 года. ( Английский перевод. Архивировано 22 сентября 2015 года в Wayback. Машина ).
- ^ Jump up to: а б «Планы истребителей: Силы сделали свой выбор. (на французском языке)». Архивировано 28 августа 2018 года в Wayback Machine Le Devoir , 7 июня 2010 года.
- ^ Квест, Сэм. «Будущее Boeing F/A-18 Super Hornet остается неопределенным, поскольку компания рассматривает возможность закрытия программы истребителей-невидимок» . Биднесс и т . д . Архивировано из оригинала 1 октября 2014 года . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ «Возможности канадского истребителя следующего поколения: совместный ударный истребитель F-35 Lightning II». Архивировано 11 февраля 2011 года в Wayback Machine «Правительство Канады», 16 июля 2010 года. Дата обращения: 26 июля 2010 года.
- ^ «Отчет: Оттава собирается потратить 9 миллиардов долларов на новые истребители США из одного источника». The Guardian, 8 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Правительство Канады укрепляет суверенитет, получая при этом значительные экономические выгоды». Архивировано 15 мая 2013 года в Wayback Machine Министерства национальной обороны Канады , 16 июля 2010 года.
- ^ Брюстер, Мюррей. «Лихорадка истребителей-невидимок охватывает Оттаву, когда Тори видят новые фигурки F-35». Архивировано 8 декабря 2012 года в Wayback Machine Canadian Press через Yahoo News , 6 декабря 2012 года.
- ^ Кэмпион-Смит, Брюс. «Сделка с F-35 отменена, поскольку консервативное правительство начинает новый поиск истребителя». Архивировано 14 декабря 2012 года в Wayback Machine Toronto Star , 12 декабря 2012 года.
- ^ «Новому премьер-министру Канады действительно не нравится F-35» . Архивировано из оригинала 23 октября 2015 года . Проверено 23 октября 2015 г.
- ^ «К новой оборонной политике Канады» . 3 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 6 июня 2017 г.
- ^ Страница 39; http://dgpaapp.forces.gc.ca/en/canada-defence-policy/docs/canada-defence-policy-report.pdf Архивировано 8 июня 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ «Министр Пейн подтверждает продажу классического Hornet RAAF Канаде» . Австралийская авиация. 13 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Впервые использованные австралийские истребители приземлились в Колд-Лейк, Альта» . ЦБК. 17 февраля 2019 года . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Канада закупит больше подержанных австралийских истребителей – их число увеличится с 18 до 25» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2018 года . Проверено 8 сентября 2018 г.
- ^ «Канада закупит 25 классических «Хорнетов» RAAF – репортаж» . 20 июня 2018 г. Архивировано из оригинала 9 сентября 2018 г.
- ^ «Канада получила последний истребитель F/A-18A/B Hornets из состава RAAF» . 13 мая 2021 г.
- ^ Брюстер, Мюррей (28 марта 2022 г.). «Либералы начинают переговоры о покупке истребителей F-35» . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 29 марта 2022 года.
- ^ Чейз, Стивен (28 марта 2022 г.). «Канада выбирает истребитель F-35 американского производства в качестве следующего военного самолета» . The Globe and Mail – через theglobeandmail.com.
- ^ Национальная оборона (9 января 2023 г.). «Объявление о приобретении F-35» . www.canada.ca .
- ^ Национальная оборона (13 декабря 2018 г.). «Проект будущего истребителя» . Канада.CA .
- ^ Роб Гиллис (28 марта 2022 г.). «Канада выбирает F-35 в конкурсе на замену истребителей» . Новости обороны . Ассошиэйтед Пресс.
- ^ «Правительство Канады одобрило покупку F-35 на 7 миллиардов долларов — AeroTime» . 21 декабря 2022 г.
- ^ "Каталог: Мировые ВВС". Flight International , 11–17 ноября 2008 г.
- ^ Всемирный каталог самолетов, 2022 г. (FlightGlobal, часть DVV Media International Ltd, 2021 г.), стр. 14
- ^ Миттельштадт, Мартин. «Самолеты охраняют ядерные объекты Онтарио, — говорит министр». Архивировано 26 июля 2011 года в Wayback Machine Globe and Mail на сайте Energy.probeinternational.org , 16 октября 2001 года. Проверено: 8 июня 2010 года.
- ^ «История изгнания». Архивировано 28 сентября 2013 г. на сайте Wayback Machine ejection-history.org , 27 марта 2010 г. Дата обращения: 5 июня 2010 г.
- ^ «Пилот погиб в результате крушения CF-18 возле Колд-Лейк, Альта. – Эдмонтон» . CBC News (Канада) . 28 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2016 г. . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ «188719 | 178/A139 | McDonnell Douglas CF-188A Hornet (CF-18A) | ВВС Канады | Майкл Бэлдок | AIRFIGHTERS.COM» . www.airfighters.com . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ [1] Архивировано 24 апреля 2019 года в Wayback Machine . Bagotvillemuseum.ca
- ^ «Посвящение дисплея Hornet CF-188A». Архивировано 8 марта 2018 года в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Peterson. Проверено: 7 марта 2018 г.
- ^ «Истребитель пробирается по улицам Колд-Лейк» . LakelandToday.ca . 8 мая 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ [2] Архивировано 20 декабря 2019 года в Wayback Machine . IngenieumCanada.org
- ^ «Канадские военные самолеты (2) Альберта, CFB Колд-Лейк, Музей ВВС» . www.silverhawkauthor.com . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ [3] Архивировано 30 января 2019 года в Wayback Machine . Airforcemuseum.ca
- ^ CF-18 «Технические характеристики». ВВС Канады . Проверено: 6 февраля 2008 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ "Страница Jetstream". [ мертвая ссылка ] Канал Дискавери Канада . Проверено: 2 сентября 2009 г.
- ^ "Страница Jetstream". Архивировано 24 марта 2014 года на Wayback Machine papernyfilms.com . Проверено: 2 сентября 2009 г.
- ^ «Возрожденные Виннипег Джетс представляют новый логотип: в логотипе представлены CF-18 Hornet и канадский кленовый лист». Архивировано 26 сентября 2011 года на Wayback Machine Local10.com , 22 июля 2011 года. Дата обращения: 23 июля 2011 года.
- ^ «True North представляет логотипы Jets». Архивировано 18 августа 2011 года в Wayback Machine Winnipeg Jets , 22 июля 2011 года. Дата обращения: 23 июля 2011 года.
Библиография
[ редактировать ]- Дрендел, Лу. F/A-18 Hornet в действии (самолет номер 136). Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1993. ISBN 0-89747-300-0 .
- Элвард, Брэд. Boeing F/A-18 Hornet (WarbirdTech, Том 31). Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2001. ISBN 1-58007-041-8 .
- Ганстон, Билл. F/A-18 Hornet (Современный боевой самолет 22). Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1985. ISBN 0-7110-1485-X .
- Дженкинс, Деннис Р. F/A-18 Hornet: история успеха ВМФ . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 2000. ISBN 0-07-134696-1 .
- Хурана, KC Авиационный менеджмент: глобальные перспективы. Дели: Global India Publications, 2009. ISBN 978-9380228396 .
- Миллер, Джей. McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (Aerofax Minigraph 25). Арлингтон, Техас: Aerofax Inc., 1988. ISBN 0-942548-39-6 .
- Пикок, Линдси. F/A-18 Hornet (серия боевых самолетов Osprey). Лондон: Издательство Osprey, 1986. ISBN 0-85045-707-6 .
- Старший, Тим. «Ф/А-18 Хорнет». Ежемесячник ВВС , 2003. ISBN 0-946219-69-9 .
- Спик, Майк. McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (Классические боевые самолеты). Лондон: Книги Саламандры, 1991. ISBN 0-8317-1412-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]