Нортроп YF-17
YF-17 «Кобра» | |
---|---|
![]() | |
YF-17 в 1976 году во время демонстрационного полета. | |
Роль | Прототип истребителя |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Нортроп |
Первый полет | 9 июня 1974 г. |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | ВВС США (предполагается) |
Количество построенных | 2 |
Развитый в | Нортроп F-18L |
Northrop YF-17 (по прозвищу «Кобра» ) — прототип легкого истребителя, разработанный компанией Northrop Aviation для США (LWF) ВВС программы оценки технологий легких истребителей . LWF был инициирован потому, что многие в истребительном сообществе считали, что такие самолеты, как F-15 Eagle, слишком велики и дороги для многих боевых задач. YF-17 стал кульминацией длинной линии разработок Northrop , начиная с N-102 Fang в 1956 году и продолжая семейство F-5 .
Хотя он проиграл соревнование LWF F -16 Fighting Falcon , YF-17 был выбран для новой программы Naval Fighter Attack Experimental ( VFAX ). В увеличенном виде F/A-18 Hornet был принят на вооружение ВМС США и Корпуса морской пехоты США для замены A-7 Corsair II и F-4 Phantom II , дополняя более дорогой F-14 Tomcat . [ 1 ] Эта конструкция, задуманная как небольшой и легкий истребитель, была масштабирована до Boeing F/A-18E/F Super Hornet , который по размеру и весу аналогичен F-15 и в конечном итоге заменил F-14. Неморской экспортный вариант, разработанный и продаваемый компанией Northrop, F-18L не смог привлечь покупателей; тем не менее, многие военно-воздушные силы эксплуатировали McDonnell Douglas F/A-18 исключительно как истребитель наземного базирования.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Фон
[ редактировать ]Основные элементы конструкции самолета относятся к началу 1965 года и относятся к внутреннему проекту Northrop N-300. N-300 был создан на основе F-5E и имеет более длинный фюзеляж, небольшие удлинители передней кромки (LERX) и более мощные турбореактивные двигатели GE15-J1A1 с мощностью 9000 фунтов силы (40 кН). Положение крыла было немного приподнято для увеличения дорожного просвета для артиллерийского вооружения. N-300 в дальнейшем превратился в P-530 Cobra, в котором используются двигатели GE15-J1A5 мощностью 13 000 фунтов силы (58 кН) с очень маленькой степенью двухконтурности 0,25: 1 , что привело к прозвищу «дырявый турбореактивный двигатель». [ 2 ] Перепускной воздух требовался для охлаждения форсажной камеры и сопла, а прохладная поверхность перепускного канала позволила построить моторный отсек из более легких и дешевых материалов. [ 1 ]
Форма крыла в плане и носовая часть P-530 были аналогичны F-5, с трапециевидной формой, образованной стреловидностью 20° по линии четверти хорды, и несформированной задней кромкой , но имели площадь более чем вдвое большую - 400°. кв. футов (37 м 2 ) по сравнению с 186 кв. футов (17,3 м 2 ) F-5E. [ 2 ] Первоначально крылья устанавливались на плече, а затем опускались в среднее положение. [ 2 ] Его самой отличительной новой особенностью были LERX, которые сужались к фюзеляжу под кабиной. [ 2 ] Они добавили около 50% дополнительной подъемной силы при углах атаки, превышающих 50°, улучшив маневренность. [ 2 ] Удлинители также выравнивали поток воздуха в двигатели на больших углах атаки. [ 2 ] Сходство с головой кобры привело к тому, что за P-530 было принято прозвище «Кобра». [ 2 ]
Программа «Легкий истребитель»
[ редактировать ]
Когда в 1971 году было объявлено о программе легкого истребителя , компания Northrop модифицировала P-530 в конструкцию P-600, которая получила обозначение YF-17A. Если Р-530 задумывался как многоцелевой самолет, то Р-600 должен был стать исключительно демонстратором класса «воздух-воздух», и, следовательно, пушка переместилась из нижней части фюзеляжа в верхнюю часть. Проектирование YF-17 и прототипа двигателя YJ101, являющегося развитием двигателя GE15, потребовало более миллиона человеко-часов и 5000 часов испытаний в аэродинамической трубе.
YF-17 был в основном изготовлен из алюминия , в традиционной полумонококовой конструкции с напряженной обшивкой, хотя более 900 фунтов (408 кг) его конструкция состояла из графитово-эпоксидного композита. В маленьком носу находился простой радар. Кабина имела катапультное кресло, наклоненное под углом 18°, купольный фонарь и проекционный дисплей (ИЛС). Тонкие крылья не несли топлива, а в таких областях, как передняя и задняя кромки и LERX, они состояли из сотового заполнителя из номекса с композитными лицевыми панелями. В хвостовой части самолета имелись сдвоенные цельноповоротные алюминиевые стабилизаторы на сотовом сердечнике и сдвоенные вертикальные стабилизаторы обычной конструкции. Как и крылья, передняя и задняя кромки были изготовлены из композитных лицевых листов поверх сотового заполнителя. Композитный тормозной тормоз располагался в верхней части фюзеляжа между двигателями. [ 3 ]
Самолет был оснащен двумя General Electric YJ101-GE-100 с форсажной камерой мощностью 14 400 фунтов силы (64 кН). турбореактивными двигателями [ 4 ] установлены рядом друг с другом, чтобы минимизировать асимметрию тяги в случае отказа двигателя. Для минимизации времени снятия двигателей их снимали снизу самолета, не нарушая при этом органы управления оперением. Каждый двигатель приводил в действие гидравлический насос независимых систем самолета. В отличие от P-530, YF-17 имел частичное электродистанционное управление, называемое электронной системой дополнения управления (ECAS), в которой для основного управления полетом использовались элероны, рули направления и стабилизаторы. [ 3 ]

Исследования показали, что одного вертикального стабилизатора недостаточно на больших углах атаки, и его заменили на сдвоенные вертикальные стабилизаторы , наклоненные под углом 45 °, что привело к созданию конструкции «ослабленной продольной устойчивости», что повышает маневренность. Компания Northrop еще не была уверена в электродистанционном управлении и сохранила управление полетом с механическим приводом. Получившийся в результате самолет, представленный 28 января 1971 года, имел максимальный вес 40 000 фунтов (18 144 кг) и максимальную скорость 2 Маха , но не вызвал особого интереса у иностранных покупателей. [ 2 ]
Первый прототип ( серийный номер 72-1569 ) был выкачен в Хоторне 4 апреля 1974 года; его первый полет на авиабазе Эдвардс состоялся 9 июня под управлением Генри «Хэнка» Шуто. [ 5 ] летал 61 минуту, достигнув высоты 18 000 футов и максимальной скорости 610 миль в час. [ 6 ] Шуто впоследствии заметил: «Когда наши конструкторы сказали, что в YF-17 они собираются вернуть самолет пилоту, они имели в виду именно это. Это истребитель летчиков-истребителей». [ 6 ] Второй YF-17 (серийный номер 72-1570 ) совершил первый полет 21 августа. [ 5 ] В течение 1974 года YF-17 конкурировал с General Dynamics YF-16 . Два прототипа YF-17 совершили 288 испытательных полетов общей продолжительностью 345,5 часов. [ 5 ] YF-17 достиг максимальной скорости 1,95 Маха, пикового коэффициента перегрузки 9,4 g и максимальной высоты более 50 000 футов (15 000 м). Он продемонстрировал максимальный угол атаки 68 градусов на скорости 28 узлов по IAS. [ 7 ]
Экспериментальная атака военно-морского истребителя
[ редактировать ]Первоначально ВМС США не принимали активного участия в программе LWF. В августе 1974 года Конгресс поручил ВМФ максимально использовать технологии и технику LWF для своего нового легкого ударного истребителя VFAX . [ 8 ] Поскольку ни один из подрядчиков не имел опыта работы с морскими истребителями, они искали партнеров, которые могли бы предоставить этот опыт. General Dynamics объединилась с Vought для создания модели Vought 1600 ; Нортроп с Макдоннеллом Дугласом для F-18. Каждый из них представил пересмотренные проекты в соответствии с потребностями ВМФ в радаре дальнего действия и многоцелевых возможностях. [ 9 ]
Летные испытания
[ редактировать ]НАСА Прототип YF-17 72-1569 был отправлен в Исследовательский центр Драйдена для исследований базового сопротивления с 27 мая по 14 июля 1976 года, прежде чем первый прототип F / A-18 находился в стадии разработки. [ 10 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]
- ЯФ-17
- 72-1569 – Западный музей авиации в Торрансе, Калифорния. [ 11 ]
- 72-1570 – Мемориальный парк линкора в Мобиле, Алабама. [ 12 ]
Технические характеристики (YF-17A)
[ редактировать ]
Данные Northrop YF-17: истребитель, который им не нужен [ 13 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 55 футов 6 дюймов (16,92 м)
- Размах крыльев: 35 футов 0 дюймов (10,67 м)
- Рост: 14 футов 6 дюймов (4,42 м)
- Площадь крыла: 350 кв. футов (33 м 2 )
- Пустой вес: 21 000 фунтов (9 525 кг)
- Полная масса: 23 000 фунтов (10 433 кг)
- Максимальный взлетный вес: 30 630 фунтов (13 894 кг)
- Силовая установка: 2 General Electric YJ101 -GE-100 турбореактивных двигателя с тягой 14 400 фунтов силы (64 кН) каждый (с промежуточным перегревом).
Производительность
- Максимальная скорость: 1320 миль в час (2120 км/ч, 1150 узлов) на высоте 40 000 футов (12 000 м).
- Дальность: 2800 миль (4500 км, 2400 миль)
- Практический потолок: 60 000 футов (18 000 м)
Вооружение
- Орудия: 1 × 20-мм (0,79 дюйма) пушка M61 Vulcan Gatling .
- Ракеты: 2 × AIM-9 Sidewinder
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дженкинс, Деннис Р. F/A-18 Hornet: история успеха ВМФ . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 2000. ISBN 0-07-140037-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Баугер, Джо. "Northrop YF-17 Cobra" , 20 июля 2009 г. Дата обращения: 4 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Винчестер 2005. с. 191.
- ^ Самолеты всего мира Джейн, 1975-76 < ISBN 0 531 03250 7 , стр.748
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс и Лэндис 2008, с. 228.
- ^ Jump up to: а б Симонсен, Эрик. «Наследие соревнований истребителей легкого веса» (PDF) . ВВС (журнал). 100 (2). Арлингтон, Вирджиния: Ассоциация ВВС: 62. ISSN 0730-6784 . OCLC 5169825 .
- ↑ Flight International, 2 декабря 1978 г., стр.2023.
- ^ Миллер 1986, с. 5.
- ^ Вулдридж, ET, изд. с Джоном С. Маккейном. В эпоху реактивных самолетов: конфликты и изменения в морской авиации, 1945–1975: устная история . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1995. ISBN 1-55750-932-8 .
- ^ "Коллекция фотографий YF-17 Cobra". Коллекция фотографий НАСА Драйдена. Проверено: 4 августа 2010 г.
- ^ "YF-17 Cobra/Прототип № 1." Западный музей авиации через wmof.com
- ^ "YF-17 Cobra/Прототип № 2." Парк USS Alabama через USSAlabama.com
- ^ Ганстон 1995, с. 40.
Библиография
[ редактировать ]- Ганстон, Билл. «Northrop YF-17: Истребитель, который им не нужен». Крылья славы , Том 1, 1995. Лондон: Aerospace Publishing. стр. 34–47. ISSN 1361-2034 ISBN 1-874023-68-9 .
- Дженкинс, Деннис Р. и Тони Р. Лэндис. Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США. Северный филиал, Миннесота, США: Specialty Press, 2008. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Миллер, Джей. McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (Aerofax Mingraph 25) . Арлингтон, Техас, США: Аэрофакс, 1986. ISBN 0-942548-39-6 .
- Уилсон, Стюарт. Phantom, Hornet и Skyhawk на вооружении Австралии . Уэстон-Крик, Австралия: Aerospace Publications, 1993. ISBN 1-875671-03-X .
- Винчестер, Джим. «Нортроп YF-17». Концептуальный самолет: прототипы, X-Planes и экспериментальные самолеты . Кент, Великобритания: Grange Books, 2005. ISBN 978-1-84013-809-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]