401-я тактическая истребительная эскадрилья
№ 401-я эскадрилья RCAF | |
---|---|
Активный |
|
Страна | Канада |
Ветвь | Королевские ВВС Канады |
Роль | Истребитель, вертолет и обучение |
Псевдоним(а) | Город Вестмаунт, Рам |
Девиз (ы) | Mors celerrima hostibus ( на латыни «Очень быстрая смерть врага») |
Боевые почести |
|
Веб-сайт | Канада |
Командиры | |
Текущий командир | Подполковник Рид Суркан |
Командир эскадрильи | Главный уорент-офицер Марк Риах |
Знаки отличия | |
Геральдика значка эскадрильи | Голова овцы Скалистых гор, заготовленная в кабошоне [ 1 ] |
Коды эскадрилий | Ю (июль/август 1940 г. - май 1945 г.) |
401-я тактическая истребительная эскадрилья , также известная как эскадрилья «Город Вестмаунт» (первоначально эскадрилья № 1 ), — эскадрилья Королевских ВВС Канады, базирующаяся в CFB Колд-Лейк . Во время Второй мировой войны это была истребительная эскадрилья, известная тем, что участвовала в битве за Британию . После войны эскадрилья действовала в Канаде как вспомогательная, резервная, вертолетная и учебная эскадрилья. В 2015 году она была преобразована в эскадрилью тактических истребителей на самолетах McDonnell Douglas CF-18 Hornet .
История
[ редактировать ]Формирование
[ редактировать ]1-я эскадрилья Королевских ВВС Канады была сформирована как истребительное подразделение в Трентоне, Онтарио , 21 сентября 1937 года на базе самолетов Siskin . Эскадрилья была сформирована из истребительного звена № 3 (бомбардировочной) эскадрильи . В августе 1938 года эскадрилья перебралась в Калгари , Альберта, и была перевооружена на самолеты Hawker Hurricane в феврале 1939 года. Находясь в Калгари, эскадрильей командовал командир эскадрильи Элмер Гарфилд Фуллертон . Он был мобилизован в Сен-Юбере, Квебек , 10 сентября 1939 года, а 5 ноября 1939 года переехал в Дартмут, Новая Шотландия . [ 2 ]
Подразделение начиналось как постоянное подразделение мирного времени, которое, дополненное личным составом 115-й эскадрильи RCAF (вспомогательной), [ 3 ] [ 4 ] прибыла на свою первую базу в Великобритании, Мидл-Уоллоп , 21 июня 1940 года. Она привезла свои собственные «Харрикейны» из Канады, и, поскольку они не полностью соответствовали британским стандартам, эскадрилья не действовала до середины августа, когда она переехала. в RAF Нортхолт . В состав эскадрильи на тот момент входило 27 офицеров (21 летчик) и 314 летчиков. [ 5 ] Чтобы получить опыт действий истребительного командования, командир эскадрильи Э.А. Макнаб, командир, участвовал в операциях при 111-й эскадрилье и заявил, что He 111 11 августа 1940 года был уничтожен бомбардировщик .
Истребительное командование 1940 г.
[ редактировать ]Эскадрилья была отправлена в RAF Middle Wallop в июне 1940 года, а затем в июле перешла в RAF Croydon .
Дебют эскадрильи оказался неудачным: 24 августа два самолета «Бристоль Бленхейм» были берегового командования Королевских ВВС случайно сбиты, а трое членов экипажа погибли.
Во время своего второго патрулирования 26 августа 1940 года он встретил 25–30 самолетов Dornier Do 215 , три из которых были уничтожены и три повреждены в бою. Однако три самолета эскадрильи были сбиты, а один пилот (летный офицер Р.Л. Эдвардс [ 6 ] ) был убит. В конце августа и в сентябре эскадрилья испытала довольно высокий уровень потерь самолетов, когда эскадрилья сражалась с немецкими соединениями над южным Лондоном.
21 сентября эскадрилья участвовала в первой попытке формирования крыла эскадрилий, базирующихся в Нортхолте, в составе 229-й эскадрильи RAF и № 303 (польской) , хотя никаких самолетов противника обнаружено не было. К 27 сентября, несмотря на то, что было сбито семь бомбардировщиков, к концу дня в боевой готовности находилось только шесть самолетов.
11 октября обедненная эскадрилья была переведена в Королевские ВВС Прествик в Шотландии, и ее оперативной деятельностью было прибрежное патрулирование подходов к Клайду . [ 7 ]
За 53 дня участия в боях эскадрилья уничтожила 30 самолетов противника, вероятно, уничтожила восемь и повредила 35. Она совершила 1694 боевых вылета (1569 часов работы и 1201 небоевой), потеряла трех пилотов убитыми, тринадцать ранеными, 17 самолетов. FB/кат. 3 и 10 кат. 2. [ 8 ] Самыми успешными пилотами были лейтенант Гордон МакГрегор (пять сбитых), командир эскадрильи Э.А. Макнаб (четыре и один общий), летный офицер Б.Д. Дал Рассел (четыре и один общий), летный офицер Дж.В. Кервин (три) и летный офицер AD. Несбит (три).
три креста за выдающиеся летные качества Были вручены .
Эскадрилья была выведена в Шотландию в октябре 1940 года.
2 ноября МакГрегор занял пост командира Макнаба.
братья Смитер
[ редактировать ]Росс и Сидней Смитер из Лондона, Онтарио, оба были пилотами 1-й (401-й) эскадрильи. Росс, родившийся в 1912 году, присоединился к RCAF в 1930 году в качестве слесаря, затем прошел обучение на воздушного стрелка, прежде чем подать заявление на курсы пилотов, был принят в строй и присоединился к эскадрилье № 1, которая была первой отправлена в Великобританию, прибыв в Июнь 1940 г. На «Харрикейне» был сбит и убит 15 сентября 1940 г.
Его брат Сидней, родившийся в 1921 году, присоединился к RCAF и был зачислен в ту же эскадрилью, к тому времени под номером 401, и отправлен в Великобританию. Базировавшаяся в Биггин-Хилл на самолетах «Спитфайр» эскадрилья выполняла обязанности сопровождения бомбардировочного налета на Францию 5 июня 1942 года, когда он был сбит и убит. Это был его 21-й день рождения. Еще одним совпадением является то, что Росс, действовавший из Нортхолта, был сбит, защищая Биггин-Хилл в день битвы за Британию, аэродром, который был базой Сиднея, когда он тоже был сбит. [ 9 ]
1941
[ редактировать ]Эскадрилья снова двинулась на юг в феврале 1941 года, когда прибыла в Королевские ВВС Дигби . Именно здесь 1 марта 1-я эскадрилья RCAF была переименована в 401-ю эскадрилью .
Эскадрилья заменила свои «Харрикейны» на «Спитфайры» Mk II в сентябре 1941 года, на Mk V в конце 1941 года и в июле 1942 года на одни из первых образцов новых Mk IX. Действуя из Дигби в составе 12-й истребительной группы до октября 1941 года, она практически не участвовала в боевых действиях, но затем двинулась на юг, в Королевские ВВС Биггин-Хилл , и оставалась в 11-й группе, выполняя наступательные операции над оккупированной Европой до января 1943 года.
21 октября первой потерей 401-го дивизиона на этом этапе операций стал летный сержант Б. Ф. Уитсон, взятый в плен после того, как его сбили над Сен-Омером . 27 октября эскадрилья действовала как прикрытие крыла Биггин-Хилл и была «отбита» I и III группами JG 26 под командованием оберста Адольфа Галланда . Пять «Спитфайров» были потеряны: летный офицер КЭБ Уоллес, пилот-офицер Дж. А. Смолл и сержант С. Л. Томпсон погибли, а пилот-офицер Уолли Флуди и сержант Б. Г. Ходжкинсон оказались в плену. [ 10 ] 8 ноября 1941 года во время последней в году массовой истребительной зачистки эскадрилья была атакована I. и III./JG 26 , а летный офицер Дж. К. Вейр (военнопленный) и сержант Р. В. Гарднер (убиты) погибли из-за Ле Туке выстрела . вниз по Fw. Бабенц и Лейт. Уйбакер из JG 26. В ходе двухэскадрильного зачистки 72-й эскадрильи над Францией 22 ноября было заявлено об уничтожении двух Bf 109 и трех Fw 190 (I./JG 26 потерял один Bf 109 и один Fw 190, совершивший аварийную посадку) для Летный офицер Х.А. Спрэг (военнопленный).
1942–44
[ редактировать ]12 февраля 1942 года после «рывка через Ла-Манш» кораблей «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в ходе операции «Доннеркейль» шесть «Суордфишей» из 825-й эскадрильи FAA должны были встретиться с эскортом 64-й и 411-й эскадрилий (Хорнчёрч), а также 72-й, 124-й и 401-й эскадрилий («Биггин»). Хилл) над Мэнстоном в полдень. Однако эскорт пропустил встречу, хотя позже 401 заявил, что два Bf 109 были уничтожены из-за потери сержанта Левеска, который попал в плен.
Истребители Fw 190 продолжали наносить урон эскадрильям истребительного командования, и 401-я не стала исключением. 28 апреля пилот-офицер Дж. А. Фергюсон: (военнопленный) и пилот-офицер ГБ Уитни (убит) были потеряны, хотя пилот-офицер Дон Блейксли , американец, зачисленный в ВВС Великобритании, заявил о двух «вероятных». 1 мая эскадрилья потеряла еще два «Спитфайра» от JG 2 над Гавром, а 1 июня 1942 года, когда 401-я часть перехватила и сбила два Hawker Typhoon истребителя из 56-й эскадрильи , один пилот погиб. В июне эскадрилья получила одни из первых «Спитфайров» Mark IX, способных на более или менее равных условиях противостоять Focke Wulf Fw 190A. 19 августа в ходе операции «Юбилейный» было заявлено о двух вероятных и трех поврежденных. 8 ноября лейтенант авиации Дон Моррисон был сбит и тяжело ранен в бою с подразделениями JG 26, потерял ногу и был репатриирован в 1943 году. По данным Моррисона, 5,33 самолета были уничтожены, четыре «вероятных» и четыре повреждены, что составило 401 самый высокий показатель со времен битвы за Британию. . [ 11 ]
Перейдя в RAF Catterick в начале 1943 года, эскадрилья в течение четырех месяцев участвовала в тренировках и прибрежном патрулировании, а затем вернулась в 11-ю группу в конце мая, где эскадрилья вернулась к Spitfire Mk IX и стала частью 126-го крыла 83-й группы. 2-я тактическая воздушная армия (2TAF) . Подразделение возобновило полеты из RAF Redhill в июне, RAF Staplehurst в августе и Biggin Hill в октябре.
Операции до дня «Д» выполнялись с авиабазы RAF Tangmere . 15 марта были заявлены четыре JG 26 Fw 190 (фактически потеряно три).
День «Д» и европейское наступление 1944 года.
[ редактировать ]7 июня было заявлено, что восемь самолетов уничтожены, а 18 июня эскадрилья перебралась на взлетно-посадочную полосу B-4 в Бени-сюр-Мер , Франция. Еще шесть истребителей были сбиты 28 июня. № 401 сбил три истребителя JG 26 7 июля . 100-я победа эскадрильи была одержана 20 июля, а 27 июля над Каном были сбиты еще семь Bf 109 .
Эскадрилья все чаще выполняла функции истребителей-бомбардировщиков, участвовала в штурмовых атаках и вооруженных разведывательных операциях, кульминацией которых стали операции по поддержке операций над Неймегеном и наземные бои в Арнеме в сентябре. Командир эскадрильи РИА «Род» Смит , опытный мальтийский «ас», был назначен из 412-й эскадрильи и принял командование в сентябре. 29 сентября эскадрилья застала врасплох около тридцати Bf 109, атаковавших строй «Тайфун», и заявила, что по меньшей мере девять уничтожены при одной потере. [ 5 ]
5 октября патруль эскадрильи из пяти человек встретил Мессершмитт Me 262 самолет KG 51 и сбил его, пилот гаупт. Ганс-Кристоф Бутманн был убит. Это была первая победа над этим типом, засчитанная как RAF, так и RCAF. [ 12 ]
В конце 1944 года подразделение действовало с аэродрома «Б-80» в Волкеле , а затем с аэродрома «Б-88», недалеко от Хеша , в Нидерландах.
В ходе операции «Боденплатте» , массовой штурмовой атаки Люфтваффе 1 января 1945 года, подразделение заявило, что девять нападавших были сбиты, в результате чего с момента высадки «Д» было уничтожено 76,5 самолетов, три вероятных и 37 поврежденных. На следующий день командир эскадрильи Уильям Клерси был назначен командиром. эскадрилья поймала Fw 190, взлетавшие с аэродрома Твенте 14 января , и сбила пять истребителей I./JG 1, потеряв одну, лейтенант Л. Дж. Маккей заявил о трех. 23 января 401 истребил три Arado Ar 234 реактивных бомбардировщика из III./ KG 76 над аэродромом Ахмер .
В начале 1945 года операции были ограничены из-за плохой погоды, но с конца февраля они активно участвовали в наступлении до конца войны. В мае 1945 года эскадрилья получила несколько Spitfire XIV, но Mk XVI стали стандартным оборудованием до тех пор, пока эскадрилья не была расформирована в Фасберге в Германии 3 июля 1945 года. [ 13 ] 20 апреля самолет № 401 заявил, что около восьми Bf 109 были замечены при взлете с травяной взлетно-посадочной полосы недалеко от Шверина, а еще пять заявлены позже в тот же день над аэродромом Хагенау . 3 мая 401 самолет атаковал территорию к северо-западу от Киля, уничтожив 12 Ju 52 , два He 111 и Ju 87 ; последние заявления эскадрильи о войне.
Конец войны и расформирование
[ редактировать ]Эскадрилья завершила войну как самое результативное подразделение 2TAF, одержав 112 воздушных побед в период с 6 июня 1944 года по 5 мая 1945 года. [ 14 ] Их общий балл за войну составил 186,5 подтвержденных, 29 из которых были заявлены в 1940 году, когда они действовали в составе 1-й эскадрильи RCAF.
Послевоенный
[ редактировать ]Эскадрилья была восстановлена в качестве вспомогательной истребительной части 15 апреля 1946 года на базе RCAF Сент-Юбер и в 1969 году стала 401-й воздушной резервной эскадрильей, базирующейся в Монреале. В 1991 году эскадрилья была переименована в 401-ю эскадрилью оперативной подготовки вертолетов.
401-я эскадрилья была расформирована 23 июня 1996 года.
Командир 1-й канадской авиадивизии генерал-майор Дэйв Уилер вместе с командиром 4-го крыла Колд-Лейк , Альберта, полковником Эриком Кенни приняли участие в церемонии расформирования 401-й тактической истребительной эскадрильи 30 июня 2015 года. [ 15 ] Его первое развертывание было в Кувейте для наступательных операций во время операции «Удар» .
Эскадрилья летает на CF-18 Hornet , основном и передовом реактивном истребителе Канады.
20 ноября 2018 года компания 401 отметила свое 100-летие. [ 16 ]
Станции
[ редактировать ]401-я эскадрилья базировалась на следующих станциях и местах Королевских ВВС:
Станция | От | К |
---|---|---|
РАФ Миддл Уоллоп | 21 июня 1940 г. | июль 1940 г. |
РАФ Кройдон | июль 1940 г. | Середина августа 1940 г. |
Королевские ВВС Нортхолт | Середина августа 1940 г. | 10 октября 1940 г. |
РАФ Прествик | 11 октября 1940 г. | февраль 1941 г. |
РАФ Дигби | февраль 1941 г. | Октябрь 1941 г. |
Королевские ВВС Биггин Хилл | Октябрь 1941 г. | Январь 1943 г. |
Королевские ВВС Каттерик | Январь 1943 г. | Май 1943 г. |
РАФ Редхилл | Май 1943 г. | август 1943 г. |
РАФ Стейплхерст | август 1943 г. | Октябрь 1943 г. |
Королевские ВВС Биггин Хилл | Октябрь 1943 г. | апрель 1944 г. |
РАФ Тангмер | апрель 1944 г. | 18 июня 1944 г. |
Франция | 18 июня 1944 г. | |
Бельгия/Нидерланды | август 1944 г. | |
Фасберг | 3 июля 1945 г. (расформирован) | |
Станция RCAF Сент-Юбер | 15 апреля 1946 г. | 23 июня 1996 г. |
4 крыла Колд Лейк | 30 июня 2015 г. | Подарок |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Галлей (1988), стр.490.
- ^ «1-я эскадрилья» . Крылья свободы – история и наследие ВВС Канады . Проверено 20 января 2010 г.
- ^ «1-я эскадрилья города Вестмаунт, ВВС Канады» . Канадские крылья . 2015 . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ «Эскадрильи со 110 по 242» . Ж. Ф. Шалифу, коллекция канадских военных . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Макинтош (1990)
- ^ «Ф/О РЛ Эдвардс» . Памятник Битве за Британию в Лондоне . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 23 января 2014 г.
- ^ «Битва за Британию — Домашняя страница» . www.raf.mod.uk. Архивировано из оригинала 8 февраля 2009 года.
- ^ Мейн, Ричард: Очень быстрая смерть врага. Первая истребительная эскадрилья RCAF и битва за Британию, с. 57 и 72
- ^ «Памятник Битве за Британию в Лондоне — Ф/ОР СМИТЕР» . www.bbm.org.uk. Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Колдуэлл, Дональд (1996). Военный дневник JG26, Том. 1: 1939–1942 . Лондон: Груб-стрит. п. 186. ИСБН 978-1898697527 .
- ^ Макинтош (1990), стр.114
- ^ Шорс и Уильямс (1994), с. 556.
- ^ Баррасс, МБ (2015). «Истории эскадрилий № 400–410» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 13 октября 2015 г.
- ^ Шорс и Уильямс (1994), с. 64.
- ^ Лозинский, Питер (6 июля 2015 г.). «Возрождение первой истребительной эскадрильи Канады» . Холодное озеро Солнца . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ «Рождение быстрой смерти: 401-я эскадрилья к своему 100-летию — Skies Mag» . Небесный маг . Проверено 2 декабря 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хэлли, Джеймс Дж. Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества, 1918–1988 гг . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1988. ISBN 0-85130-164-9 .
- Джеффорд, CG Эскадрильи RAF, полный отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий RAF и их предшественников с 1912 года . Шрусбери, Шропшир, Великобритания: Airlife Publishing, 2001. ISBN 1-84037-141-2 .
- Костенюк С.; Гриффин, Дж. (1977). Истории эскадрилий RCAF и самолеты: 1924–1968 гг . Торонто, Онтарио: Сэмюэл Стивенс, Hakkert & Co. ISBN 978-0888665775 .
- Макинтош, Дэйв (1990). Высокая Синяя битва . Торонто: Стоддарт. ISBN 9780773723382 .
- Роулингс, Джон Д.Р. Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd., 1969 (новое издание 1976 г., перепечатано в 1978 г.). ISBN 0-354-01028-X .
- Робинсон, Энтони. Истребительные эскадрильи Королевских ВВС в битве за Британию . Лондон: Arms and Armor Press Ltd., 1987 (перепечатано в 1999 году издательством Brockhampton Press, ISBN 1-86019-907-0 .)
- Шорс, Кристофер Ф.; Уильямс, Клайв (1994). Aces High: Дань уважения самым выдающимся летчикам-истребителям Великобритании и Сил Содружества во Второй мировой войне . Лондон: Груб-стрит. ISBN 9781898697008 .