Крушение B-36 в Британской Колумбии, 1950 год.
![]() Convair B-36B из того же 7-го бомбардировочного авиаполка, что и самолет ВВС США, попавший в аварию. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 13-14 февраля 1950 г. |
Краткое содержание | Отказ двигателя |
Сайт | Гора Кологет , Британская Колумбия , Канада 56 ° 1'27,61 ″ с.ш. 128 ° 37'11,91 ″ з.д. / 56,0243361 ° с.ш. 128,6199750 ° з.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Конвэйр Б-36Б |
Оператор | ВВС США |
Регистрация | 44-92075 |
Начало рейса | База ВВС Эйлсон недалеко от Фэрбенкса, Аляска , Соединенные Штаты |
Место назначения | База ВВС Карсвелл в Форт-Уэрте, штат Техас. |
Оккупанты | 17 |
Пассажиры | 1 |
Экипаж | 16 |
Погибшие | 5 |
Выжившие | 12 |
Где-то после полуночи 14 февраля 1950 года самолет Convair B-36B , серийный номер ВВС США 44-92075 , приписанный к 7-му тяжелому бомбардировочному авиакрылу США на базе ВВС Карсвелл в Техасе, разбился на северо-западе Британской Колумбии на горе Кологет после сброса. ядерная бомба Mark 4 . [1] Это была первая подобная потеря ядерного оружия в истории. [2] B-36B направлялся с базы ВВС Эйлсон недалеко от Фэрбенкса, Аляска , на авиабазу Карсвелл, расположенную более чем в 3000 милях к юго-востоку, с заданием, которое включало имитацию ядерной атаки на Сан-Франциско . [2]
Инцидент
[ редактировать ]Convair B-36B 44-92075 выполнял боевую задачу по моделированию ядерного удара по Советскому Союзу . [3] [4] B-36 взлетел 13 февраля 1950 года с авиабазы Эйлсон с обычным экипажем из 15 человек, а также стрелком и командиром бомбардировщика. План 24-часового полета заключался в том, чтобы пролететь над северной частью Тихого океана, к западу от Аляски и Британской Колумбии , а затем направиться вглубь страны над Вашингтон штатом и Монтаной . Здесь B-36 должен был подняться на высоту 40 000 футов (12 000 м) для имитации запуска бомбы в южную Калифорнию, а затем в Сан-Франциско. Он продолжил свой беспосадочный полет в Форт-Уэрт, штат Техас. План полета не предусматривал проникновения в воздушное пространство Канады . Самолет нес атомную бомбу Mark 4 , содержащую значительное количество природного урана и 5000 фунтов (2300 кг) обычной взрывчатки . [5] По данным ВВС США, бомба не содержала плутониевого ядра , необходимого для ядерного взрыва. [2]
Холодная погода (-40 °F/-40 °C на земле на авиабазе Эйлсон) отрицательно повлияла на самолет, участвовавший в этих учениях, и некоторые незначительные проблемы с 44-92075 перед взлетом были отмечены . Через семь часов полета три из шести поршневых двигателей загорелись и были остановлены, а остальные три поршневых двигателя оказались неспособны развивать полную мощность. Последующее расследование обвинило в этом образование льда в воздухозаборниках карбюратора. [2]
Экипаж решил покинуть самолет, поскольку он не мог оставаться в воздухе с тремя неработающими двигателями и нести тяжелую полезную нагрузку. Атомная бомба была сброшена и взорвана в воздухе, что привело к большому обычному взрыву над Внутренним проходом . Позже ВВС США заявили, что фальшивый тренировочный сердечник на борту самолета был вставлен в оружие перед тем, как оно было сброшено. [2]
Самолет поддерживал регулярную радиосвязь со штабом Стратегического авиационного командования на авиабазе Оффутт , штат Небраска , и через несколько минут после спасения Королевские ВВС Канады начали операцию «Брикс» по поиску пропавших без вести людей. Плохая погода затруднила поисковые работы; тем не менее 12 из 17 мужчин в конечном итоге были найдены живыми. По слухам, один из пяти погибших, оружейник, был обнаружен четыре года спустя (1954 г.) на месте крушения. Считалось, что оставшиеся четыре летчика выпрыгнули из самолета раньше, чем выжившие члены экипажа, и предполагалось, что они приземлились в океане и умерли от переохлаждения. Канадским властям так и не сообщили, что на борту самолета было ядерное оружие. [2]
Последующие события
[ редактировать ]Для поиска B-36 самолеты были сняты с поисков Douglas C-54, пропавшего тремя неделями ранее . Более тщательные поиски B-36 не проводились, так как считалось, что он находился на дне Тихого океана. Три года спустя рейс RCAF, искавший пропавший самолет de Havilland Dove техасского нефтяника-миллионера Эллиса А. Холла, обнаружил обломки B-36. [6] Он был найден на склоне горы Кологет, примерно в 50 милях (80 км) к востоку от границы с Аляской, примерно к востоку от городов Стюарт, Британская Колумбия , и Хайдер, Аляска , на восточной стороне изолированного бассейна Насс на северо-западе. Хейзелтон , Британская Колумбия . [2]
ВВС США немедленно начали расследование. В сентябре 1953 года была отправлена команда, поскольку этим работам был придан высокий приоритет, но им не удалось добраться до места после 19 дней блуждания по дикой местности. В следующем году работы были возобновлены с использованием более совершенного оборудования, а в августе 1954 года к обломкам добралась новая группа военнослужащих ВВС США в сопровождении местного гида. Они извлекли важные компоненты, а затем применили взрывчатку, чтобы уничтожить то, что было видно над снегом. [7]
В 1956 году два гражданских геодезиста случайно наткнулись на место крушения и отметили его точное местонахождение, которое оставалось неизвестным в течение следующих 40 лет. [8] В 1997 году один из геодезистов предоставил координаты. [8] двум различным экспедициям, одной американской и одной под руководством Министерства национальной обороны Канады , с целью провести экологический анализ этого места. Обе экспедиции достигли места крушения примерно в одно и то же время, и их участники, очевидно, были первыми людьми, ступившими в этот район с 1956 года. Миссия под руководством Канады не обнаружила никаких необычных уровней радиации . [9] В конце 1998 года правительство Канады объявило это место охраняемым. [10] Часть одной из орудийных башен выставлена в музее Балкли-Вэлли в Смитерсе, Британская Колумбия . [11]
В конце октября 2016 года дайвер сообщил, что обнаружил что-то похожее на часть частично обезвреженной ядерной бомбы Mark IV, которую, по словам второго пилота, сбросили перед катастрофой. Местоположение возле острова Питт во Внутреннем проходе было ошибочно указано как недалеко от Хайда-Гвайи . Позднее Королевский военно-морской флот Канады подтвердил, что это не бомба Mark IV. [12] [13] [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дирк Септер (2016). Потерянная ядерная бомба: Последний полет бомбардировщика 075 (пересмотренная редакция). Издательство Heritage House, стр. 93–94. ISBN 9781772031287 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Клируотер, Джон М. (2015). «Первый, кто уйдет» . Бюллетень ученых-атомщиков . 60 (6): 22–27. дои : 10.1080/00963402.2004.11460832 . ISSN 0096-3402 . S2CID 143768224 .
- ^ Роберт Ф. Дорр (1 января 1997 г.). 7-я бомбардировочная группа/полк, 1918–1995 гг . Издательская компания Тернер. стр. 208–. ISBN 978-1-56311-278-2 .
- ^ Деннис Р. Дженкинс (18 октября 2001 г.). Магниевая облачность: история Convair B-36 . Специализированная пресса. стр. 150–. ISBN 978-1-58007-201-4 .
- ^ Ричард Роудс (12 июня 2012 г.). Создание атомной бомбы: издание, посвященное 25-летию . Саймон и Шустер. п. 657. ИСБН 978-1-4516-7761-4 . (Взрывчатка Mk 3 и Mk 4 были похожи)
- ^ Скипетр (2016) , стр. 98, 170.
- ^ Скипетр (2016) , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Махаффи (4 февраля 2014 г.). Атомные аварии: история ядерных катастроф и катастроф: от гор Озарк до Фукусимы . Книги Пегаса. стр. 362–. ISBN 978-1-4804-4774-5 .
- ^ Дэвидж, Д. (сентябрь 1997 г.). «Предварительный отчет о наземном обследовании крушения самолета B-36 ВВС США в 1950 году возле горы Кологет, Британская Колумбия» (PDF) . YukonFlying.com . Охрана окружающей среды – Отделение окружающей среды Юкона, Канада . Проверено 4 ноября 2016 г.
- ^ Людвиг, Микаэла (13 мая 2015 г.). «Бомба на борту: над Британской Колумбией пропало ядерное оружие» . БКМаг . Проверено 4 ноября 2016 г.
- ^ «Бомбардировщик B36 разбился 14 февраля» . Музей Балкли-Вэлли . 14 февраля 2014 года . Проверено 4 ноября 2016 г.
- ^ «Канадская армия заинтересована в старой ядерной бомбе, которая могла быть найдена у Хайда-Гвайи» . 4 ноября 2016 г.
- ^ «Объект, обнаруженный у побережья Британской Колумбии, не содержит ядерной бомбы» . Новости Би-би-си . 25 ноября 2016 года . Проверено 7 декабря 2016 г.
- ^ Пульезе, Дэвид (25 ноября 2016 г.). «Объект, обнаруженный у побережья Британской Колумбии, предположительно, является потерянной атомной бомбой, идентифицированной как безвредная сталь» . Национальная почта .
Источники
[ редактировать ]- « Сломанная стрела. Архивировано 23 марта 2005 года в Wayback Machine », Дирк Септер. БК Авиатор 3, вып. 2 (октябрь – ноябрь 1993 г.): 23–27 .
- Сайт со ссылками на отчет Министерства национальной обороны Канады и новости.
- Отчеты о катастрофах Convair B-36 и места крушения с фотографиями места крушения.
- Стенограмма интервью с выжившим экипажем .
- Канадский документальный фильм 2004 года об этом инциденте.
- «Сломанная стрела – рассекреченная история аварий с ядерным оружием в США» Майкла Х. Маггелета и Джеймса К. Оскинса ISBN 978-1-4357-0361-2 .
- Взрывы 1950 года
- Авиационные происшествия и инциденты с применением ядерного оружия
- Аварии и инциденты с участием самолетов ВВС США
- Авиационные происшествия и происшествия в Канаде
- Авиационные происшествия и происшествия 1950 г.
- История Британской Колумбии
- 1950 год в Канаде
- 1950 год в США.
- Военные отношения Канады и США
- 1950 год в Британской Колумбии.
- События февраля 1950 года в Канаде
- Катастрофы в Британской Колумбии
- Convair B-36 Миротворец
- Катастрофы 1950 года в Канаде