Остров Файлака
Родное имя: Остров Велья | |
---|---|
География | |
Расположение | Персидский залив |
Координаты | 29 ° 26'20 "N 48 ° 20'00" E / 29,43889 ° N 48,33333 ° E |
Администрация | |
провинция | Капитал |
Демография | |
Население | 147 (2011) [1] |
Дополнительная информация | |
Часовой пояс |
Остров Файлака ( арабский : فيلكا Файлака / Fēlaka ; кувейтский арабский : فيلچا /fe:lɪt͡ʃə/ ) — кувейтский остров в Персидском заливе . Остров находится в 20 км от побережья Эль-Кувейта в Персидском заливе. Считается, что название «Файлака» происходит от древнегреческого φυλάκιο(ν) – fylakio(n) «форпост». [2]
Остров Файлака расположен в 50 км к юго-востоку от места впадения рек Тигр и Евфрат в Персидский залив. [3] На протяжении тысячелетий остров был стратегическим объектом контроля над прибыльной торговлей, которая проходила вверх и вниз по Персидскому заливу. [4] [3] Остров Файлака был стратегическим местом с момента возникновения шумерского города-государства Ур . [4] Вплоть до войны в Персидском заливе это было самое продолжительное постоянно населенное место в Кувейте. [5]
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]В период с 4000 г. до н.э. по 2000 г. до н.э. Кувейтский залив был домом для цивилизации Дилмун . [6] [7] [8] [9] Контроль Дилмуна над Кувейтским заливом включал материк Акказ , [6] Умм остров Намил , [6] [10] и остров Файлака. [6] [9] На пике своего развития в 2000 году до нашей эры империя Дилмун контролировала торговые пути из Месопотамии в Индию и цивилизацию долины Инда .
В эпоху Дильмуна (около 3000 г. до н. э.) Файлака была известна как « Агарум », земля Энзака , великого бога цивилизации Дильмуна, согласно шумерским клинописным текстам, найденным на острове. [11] В нововавилонский период Энзак отождествлялся с Набу , древним месопотамским богом-покровителем грамотности, рациональных искусств, писцов и мудрости. [12] В составе Дильмуна Файлака стала центром цивилизации с конца III до середины I тысячелетия до нашей эры. [11] Файлака был заселен в 2000 году до нашей эры после падения уровня моря. [13]
Файлака была стратегическим местом с момента возникновения шумерского города-государства Ур в третьем тысячелетии до нашей эры. [4] Жители Месопотамии впервые поселились на кувейтском острове Файлака в 2000 году до нашей эры. [4] [14] Торговцы из шумерского города Ур населяли Файлаку и вели торговый бизнес. [14] [4] На острове было много зданий в месопотамском стиле, типичных для тех, что были найдены в Ираке, датируемых примерно 2000 годом до нашей эры. [14] [4]
Примерно с 1650 г. до н. э. на печати, найденной в Файлаке, сохранилась еще одна надпись, на которой записано имя царя. Краткий текст гласит: [Ла]'у-ла Панипа, дочь Суму-леля, слуга Инзака из Акарума . Суму-лел, очевидно, был третьим королем Дилмуна, принадлежавшим примерно к этому периоду. Слуга Инзака из Акарума — королевский титул в Дилмуне. Имена этих более поздних правителей аморитские . [15]
Несмотря на единодушное мнение ученых о том, что древний Дильмун включает в себя три современных места - восточное побережье Аравии от окрестностей современного Кувейта до Бахрейна; остров Бахрейн; остров Файлака в Кувейте — немногие исследователи приняли во внимание радикально иную географию бассейна, представленного Персидским заливом до его повторного затопления, когда уровень моря поднялся около 6000 г. до н.э. [16]
Коммерческая мощь Дилмуна начала приходить в упадок после 1800 г. до н.э. Во время упадка Дилмуна пиратство процветало по всему региону. После 600 г. до н.э. вавилоняне присоединили Дильмун к своей империи.
После цивилизации Дильмун Файлака была касситами Месопотамии заселена . [17] и формально находился под контролем касситской династии Вавилона . [17] Исследования показывают, что на Файлаке можно найти следы человеческого поселения, датируемые еще концом 3-го тысячелетия до нашей эры и продолжающиеся до 20-го века нашей эры. [11] Многие из артефактов, найденных в Фалайке, связаны с месопотамскими цивилизациями и, по-видимому, показывают, что Файлака постепенно увлекалась цивилизацией, базирующейся в Антиохии . [18]
При Навуходоносоре II Файлака находилась под контролем Вавилона . [19] Клинописные документы, найденные в Файлаке, свидетельствуют о присутствии вавилонян среди населения острова. [20] Вавилонские цари присутствовали в Файлаке в период Нововавилонской империи , у Набонида был губернатор в Файлаке, а у Навуходоносора II был дворец и храм в Фалайке. [21] [22] В Файлаке также находились храмы, посвященные поклонению Шамашу , месопотамскому богу солнца в вавилонском пантеоне. [22]
После очевидного запустения, продолжавшегося около семи столетий, Кувейтский залив был вновь заселен в период Ахеменидов (ок. 550–330 гг. до н.э.). [23] В 4 веке до нашей эры древние греки колонизировали Кувейтский залив при Александре Македонском , древние греки назвали материковый Кувейт Лариссой , а Файлаку назвали Икаросом . [24] [25] [26] [27]
Согласно Страбону и Арриану , Александр Великий назвал Файлаку Икарос, потому что по размеру и форме он напоминал остров в Эгейском море одноименный . Различные элементы греческой мифологии были смешаны с местными культами Файлаки. [28] «Икарос» также назывался выдающийся город, расположенный в Файлаке. [29]
По другому сообщению, вернувшись из своего индийского похода в Персию , Александр Македонский приказал назвать остров Икаром, по имени острова Икар в Эгейском море . [30] Вероятно, это была эллинизация местного названия Акар ( арамейское «КР»), происходящего от древнего бронзового века топонима Агарум . [31] Другое предположение состоит в том, что на название Икарос повлиял местный храм Э-кара, посвященный вавилонскому богу солнца Шамашу . Тот факт, что и в Файлаке, и на Эгейском Икаре существовали культы быков, сделал бы отождествление еще более заманчивым. [32] [33]
В эллинистические времена находился храм Артемиды . на острове [30] [34] [35] Дикие животные на острове были посвящены богине, и никто не должен причинять им вреда. [30] Страбон писал, что на острове находился храм Аполлона и оракул Артемиды (Тавропола) (μαντεῖον Ταυροπόλου). [36] Остров также упоминается Стефаном Византийским. [37] и Птолемей [38]
Остатки поселения включают большой эллинистический форт и два греческих храма . [39] Файлака также была торговым постом ( эмпорионом ) царства Харацен . [40] В эллинистической крепости Файлака свиньи составляли 20 процентов от общей численности населения, но в соседнем Акказе останков свиней обнаружено не было. [41]
Неарх, вероятно, был первым греком, исследовавшим Файлаку. [42] В дальнейшем остров посетили и осмотрели Архий , Андросфен Фасосский и Гиерон во время трех исследовательских экспедиций по приказу Александра Македонского в 324 году до нашей эры. [42] Файлака могла быть укреплена и заселена во времена Селевка I или Антиоха I. [42]
Во времена Александра Македонского устье реки Евфрат находилось на севере Кувейта. [43] [44] Река Евфрат впадала прямо в Персидский залив через Хор Субию, который в то время был речным руслом. [43] [44] Файлака располагалась в 15 километрах от устья реки Евфрат. [43] [44] К первому веку до нашей эры русло реки Хор Субия полностью высохло. [43] [44]
было основано королевство Харасен . В 127 г. до н.э. вокруг Тередона на территории современного Кувейта [45] [46] [47] Центром Харацена был регион, охватывающий южную Месопотамию. [48] включая остров Файлака. [49] На острове Файлака существовала оживленная торговая станция Харацена парфянской эпохи. [40]
Файлака также находилась под влиянием империи Ахеменидов . [42] [21] Есть арамейские надписи, свидетельствующие о присутствии Ахеменидов. [42]
В Файлаке также есть поселения позднего Сасанида и раннего и позднего исламского периода. [50] [51]
Христианские несторианские поселения процветали в Файлаке с V по IX век. [52] [53] В ходе раскопок было обнаружено несколько ферм, деревень и две большие церкви, построенные в V и VI веках. [52] Археологи в настоящее время раскапывают близлежащие участки, чтобы понять масштабы поселений, которые процветали в восьмом и девятом веках нашей эры. [52] Старая островная традиция гласит, что вокруг христианского мистика и отшельника выросла община. [52] Небольшие фермы и деревни в конечном итоге были заброшены. [52] Остатки несторианских церквей византийской эпохи были найдены в Аль-Кусуре в Файлаке. Керамика на этом месте датируется первой половиной VII-IX веков. [54] [55]
современная эпоха
[ редактировать ]До иракского вторжения 1990 года на острове проживало более двух тысяч жителей и несколько школ. Деревня Аль-Зор или Зур расположена недалеко от середины северо-западной части острова. Это было самое длинное постоянно населенное место в Кувейте. В 1990 и 1991 годах вторгшиеся иракцы опустошили остров, изгнав всех его жителей на материк. Иракские военные заминировали пляжи и использовали объекты и здания острова для стрельбы по мишеням. В 1991 году союзные силы вынудили силы иракской армии, оккупировавшие остров, сдаться посредством бомбардировок и операций психологической войны . [56] Канализационная система была разрушена и до сих пор полностью не отремонтирована. Кроме того, многие старые дома продолжают пустовать и разрушаться.
После войны Файлака была разминирована, но в некоторой степени продолжает использоваться в военных целях. Тем не менее, остров Файлака становится популярным местом отдыха в Кувейте с момента основания курорта «Wanasa Beach», где можно заняться живой музыкой, верховой ездой, греблей на каноэ и каяках.
Климат, география и будущее
[ редактировать ]Остров Файлака расположен в северной части Персидского залива . Кувейтцы считают весну на острове Файлака особенно особенной. Файлаки совершенно другая, Экосистема чем на материковом Кувейте, и ее распускающиеся цветы и меняющаяся температура очень ценятся. Хотя инфраструктура острова остается плохой, Файлака начинает развивать местную туристическую индустрию, основанную на рыбалке, катании на лодках, плавании, парусном спорте и других водных видах спорта.
Немногие оставшиеся местные жители - это в основном файлыкаванцы, которые жили со своими семьями на острове до иракского вторжения в 1990 году. У большинства файловакаванцев есть собственные лодки; в то время как некоторые занимаются туризмом, многие другие сдержанно относятся к тому, чтобы позволить туризму отвлекать от тихой островной жизни. Некоторые семьи Файлакавана, хотя сейчас и живут в материковом Кувейте, регулярно ездят на остров по выходным.
На материке, в Кувейте , существовали различные планы по строительству моста на остров и превращению Файлаки в рай для отдыха. Новый курортный отель способствовал многим улучшениям.
15 июля 2024 года кувейтская государственная компания по разведке и добыче Kuwait Petroleum Corporation (KPC) обнаружила «крупное» открытие легкой нефти и попутного газа на морском месторождении к востоку от острова Файлака. [57] Предварительная оценка запасов углеводородов составляла около 2,1 миллиарда баррелей легкой нефти и 5,1 триллиона стандартных кубических футов газа, что составляет около 3,2 миллиарда баррелей нефтяного эквивалента (бнэ).
Археология
[ редактировать ]Файлака — главный центр археологии Кувейта. Со времени полевых работ, проведенных датской командой под руководством Джеффри Бибби в 1950-х годах, здесь работали археологи из Франции, США, Словакии, Италии, Греции, а с недавних пор – из Польши и Грузии. [58] [59]
Население
[ редактировать ]Племя Аль-Авазем считается первым, кто заселил остров в наше время. Шейх Мусаид Аль-Азми, родившийся на острове, опубликовал копию Муватты Имама Малика в 1682 году, которая считается старейшим документом в современной истории Кувейта. [60] [61]
Большинство кувейтцев с острова Файлака имеют иранское происхождение. [62] Первоначально они мигрировали в Файлаку с иранского побережья, в основном с острова Харк и Бандар-Ленге . [62] Эти люди широко известны как Хувала в государствах Персидского залива. [62] Они преимущественно мусульмане-сунниты и свободно говорят по-арабски, хотя до открытия нефти они также свободно говорили по-персидски. [62] Самое важное поселение Хувала на острове Файлака принадлежало 40 семьям, которые мигрировали с иранского острова Харг на Файлаку в 1841–1842 годах. [62] Последнее урегулирование произошло в начале 1930-х годов после введения Реза Шахом закона об открытии территории . [62] Меньшинство кувейтских семей острова Файлака составляют персы-шииты . Было отмечено, что у них были свои собственные хусайнии, а старшие поколения часто говорили по-арабски, в отличие от кувейтских шиитов персидского происхождения в материковом Эль-Кувейте в то время. [62]
См. также
[ редактировать ]- Остров Акказ
- Умм остров Намил
- Икарос (остров Файлака)
- Агарус
- H3 (Кувейт)
- Бахра 1
- Копать
- Субия, Кувейт
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Геопортал переписи населения Кувейта 2011 года» . Центральное статистическое управление Кувейта . Проверено 26 ноября 2019 г. .
- ^ Статья новостей BBC
- ^ Jump up to: а б «Остров Файлака, Кувейт» . Лаборатория реактивного движения . 4 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Остров Файлака – Программа Шелкового пути» . ЮНЕСКО .
- ^ Невинс, Дебби; О'Ши, Мария (2018). Кувейт . Кавендиш Сквер Паблишинг, ООО. п. 17. ISBN 9781502636416 .
- ^ Jump up to: а б с д «Археологические памятники Кувейта отражают историю и цивилизации человечества (2:50 – 3:02)» . Новости МВД . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
- ^ Гласснер, Жан-Жак; Херрон, Дональд М. (1990). Изобретение клинописи: письменность в Шумере . Джу Пресс. п. 7. ISBN 9780801873898 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Найроп, Ричард Ф. (2008). Справочник по регионам для стран Персидского залива . ООО «Вайлдсайд Пресс». п. 11. ISBN 9781434462107 .
Примерно с 4000 по 2000 год до нашей эры цивилизация Дильмуна доминировала на 250 милях восточного побережья Аравии от современного Кувейта до Бахрейна и простиралась на шестьдесят миль вглубь страны до оазиса Хуфуф (см. рис. 2).
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Кальве, Ив (1989). «Файлака и северная часть Дильмуна» . Материалы семинара по арабистике . 19 :5–11. JSTOR 41223078 .
- ^ Коннан, Жак; Картер, Роберт (2007). «Геохимическое исследование битуминозных смесей Файлаки и Умм-ан-Намеля (Кувейт) от раннего Дильмуна до раннего исламского периода». Жак Коннан, Роберт Картер . 18 (2): 139–181. дои : 10.1111/j.1600-0471.2007.00283.x .
- ^ Jump up to: а б с «Район Саад и Саид на острове Файлака» . ЮНЕСКО . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 66.
- ^ Поттс, Дэниел Т.. Месопотамская цивилизация: материальные основы. 1997 год
- ^ Jump up to: а б с «Торговцы из Ура?» . Журнал археологии . Проверено 21 июля 2013 г.
- ^ Джанни Маркезиː Надписи из королевских курганов А'ало (Бахрейн) и связанные с ними тексты , вː Штеффен Терп Лаурсенː Королевские курганы А’али в Бахрейне , Орхус, 2017 г., ISBN 978-87-93423-16-9 , стр. 428-430
- ^ «8000 лет назад»: Джеффри Роуз, «Новый взгляд на предысторию человечества в оазисе Арабо-Персидского залива» Current Anthropology 51.6 (декабрь 2010 г.)
- ^ Jump up to: а б Поттс, Д.Т. (2009). «Поттс 2009 – Археология и ранняя история Персидского залива» : 35.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Тетро, Мэри Энн. «Остров Файлака: раскапывая прошлое Кувейта» . Институт Ближнего Востока . Проверено 21 июля 2013 г.
- ^ «Новый Поли Брилла: энциклопедия древнего мира» . 2007. с. 212.
- ^ Рэй, Химаншу Прабха; Рэй (2003). Археология мореплавания в древней Южной Азии . Издательство Кембриджского университета. п. 101. ИСБН 9780521011099 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Брайант, Пьер (2002). От Кира до Александра: История Персидской империи . Айзенбрауны. п. 761. ИСБН 9781575061207 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии . Рутледж. п. 198. ИСБН 9781134159086 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Боннерик, Жюли (2021). «Предисловие приглашенной редакции» . Арабская археология и эпиграфика . 32 : 1–5. дои : 10.1111/aae.12195 . S2CID 243182467 .
- ^ Ральф Шоу (1976). Кувейт . Макмиллан. п. 10. ISBN 9780333212479 .
- ^ Limited, Walden Publishing (1980). Ежегодный обзор Ближнего Востока . Обзор Ближнего Востока. п. 241. ИСБН 9780904439106 .
- ^ Килнер, Питер; Уоллес, Джонатан (1979). Справочник Персидского залива – Том 3 . Публикации по торговле и путешествиям. п. 344. ИСБН 9780900751127 .
- ^ Джалалзаи, Муса Хохан (1991). "как+доказано+знаменитым+каменем+Икароса Кхалиджа аур баинулаквами сиясат . p.
- ^ Махарадзе, Зураб; Квирквелия, Гурам; Мурванидзе, Бидзина; Чхвимиани, Джимшер; Ад Дувейш, султан; Аль Мутаири, Хамед; Лордкипанидзе, Давид (2017). «Кувейтско-грузинская археологическая миссия – археологические исследования на острове Файлака в 2011–2017 годах» (PDF) . Вестник Национальной академии наук Грузии . 11 (4): 178.
- ^ Дж. Хансаманс, Харакс и Кархен, Ираника Антикитуа 7 (1967), стр. 21-58
- ^ Jump up to: а б с Арриан, Анабасис Александра, §7.20
- ^ Штеффен Терп Лаурсен: Королевские курганы Аали в Бахрейне: Возникновение королевской власти в раннем Дилмуне (стр. 340–343). ООО «ИСД», 2017. ISBN 9788793423190 .
- ^ Майкл Райс: Археология Персидского залива (стр. 208). Рутледж, 2002. ISBN 9781134967933 .
- ^ Жан-Жак Гласснер: «Дилмун, Маган и Мелухха» (1988); Индийский океан в древности (стр. 240–243), под редакцией Джулиана Рида. Кеган Пол Интернэшнл, 1996 г. Переиздано Routledge в 2013 г. ISBN 9781136155314 .
- ^ Дионисий Александрийский, Путеводитель по обитаемому миру, §600
- ^ Элиан, Характеристики животных, §11.9
- ^ Страбон, География, §16.3.2
- ^ Стефан Византийский, Этника, §I329.12
- ^ Птолемей, География, §6.7.47
- ^ Джордж Фадло Хурани, Джон Карсвелл, Арабское мореплавание: в Индийском океане в древние и ранние средневековые времена Princeton University Press , стр. 131
- ^ Jump up to: а б Леонардо Грегоратти. «Парфянская гавань в Персидском заливе: Харацин» . п. 216.
- ^ Макс Д. Прайс (2021). Эволюция табу: свиньи и люди на древнем Ближнем Востоке . Издательство Оксфордского университета. п. 238. ИСБН 978-0-19-754327-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Андреас П. Парпас. "ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ИКАРОС-ФАЙЛАКА" (PDF) . п. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Андреас П. Парпас (2016). Военно-морская и морская деятельность Александра Македонского в Южной Месопотамии и Персидском заливе . стр. 62–117.
- ^ Jump up to: а б с д Герман Гаше, изд. (2004). «Береговые линии Персидского залива и реки Кархе, Карун и Джаррахи: геоархеологический подход» : 19–54.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Андреас П. Парпас (2016). Эллинистический залив: военно-морское присутствие Греции в Южной Месопотамии и Персидском заливе (324–64 гг. до н.э.) . п. 79.
- ^ «Путешествие - Питер Харрингтон, Лондон» (PDF) . Питер Харрингтон. 2017. с. 4.
- ^ Дж. Теодор Бент (январь 1890 г.). «Острова Бахрейн в Персидском заливе» . Труды Королевского географического общества и ежемесячные отчеты по географии . 12 (1). JSTOR : 13. doi : 10.2307/1801121 . JSTOR 1801121 .
- ^ Каве Фаррох (2007). Тени в пустыне: Древняя Персия в войне . Блумсбери США. п. 124. ИСБН 9781846031083 .
Обеспечив Вавилон и Селевкию, Мехрдад обратился к Хараксу в южной Месопотамии (современный юг Ирака и Кувейта).
- ^ «Эллинизм на Востоке» (PDF) . Амели Курт, Сьюзен Шервин-Уайт . 1987.
К югу от Харасена, на Файлаке, северная стена форта была выдвинута вперед, прежде чем оккупация прекратилась около 100 г. до н.э.
- ^ Боннерик, Жюли (2021). «Рассмотрение интереса к типологии керамики, адаптированной к позднесасанидскому и раннему исламскому монастырю в Аль-Кусуре (Кувейт)» . Арабская археология и эпиграфика . 32 : 70–82. дои : 10.1111/aae.12190 . S2CID 234836940 .
- ^ Пеньковская, Агнешка (2021). «Остров Файлака в позднеисламский период. Исследования рыбацкой деревни Харайб ад-Дашт» . Арабская археология и эпиграфика . 32 : 115–127. дои : 10.1111/aae.12189 . S2CID 233612913 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Скрытая христианская община» . Журнал археологии . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ «Христианство в Арабо-Персидском заливе: древняя, но все еще малоизвестная история», Жюли Боннерик.
- ^ Винсент Бернар и Жан Франсуа Саллес, «Открытие христианской церкви в Аль-Кусуре, Файлака (Кувейт)», Труды семинара по арабским исследованиям 21 (1991), 7–21. Винсент Бернар, Оливье Калло и Жан Франсуа Саллес, «L'eglise d'al-Qousour Failaka, Etat de Koweit», Arabian Archeology and Epigraphy 2 (1991): 145–181.
- ^ Ив Кальве, «Палеохристианские памятники в Кувейте и регионе Персидского залива», Симпозиум Сириякум, Уппсальский университет, факультет азиатских и африканских языков, 11–14 августа 1996 г. , Orientalia Christiana Analecta 256 (Рим, 1998), 671–673.
- ^ «Американские спецслужбы играют громко» . Новости Би-би-си . 17 марта 2003 г. Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ «На шельфе Кувейта открылось крупное месторождение нефти и газа» . 15 июля 2024 г.
- ^ Археология: греки в Кувейте [ постоянная мертвая ссылка ] (на греческом языке)
- ^ Махарадзе, Зураб; Квирквелия, Гурам; Мурванидзе, Бидзина; Чхвимиани, Джимшер; Ад Дувейш, султан; Аль Мутаири, Хамед; Лордкипанидзе, Давид (2017). «Кувейтско-грузинская археологическая миссия – археологические исследования на острове Файлака в 2011–2017 годах» (PDF) . Вестник Национальной академии наук Грузии . 11 (4): 178.
- ^ [1]
- ^ [2]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Зубайда Али М. Ашканани (июнь 1988 г.). Женщины среднего возраста в Кувейте: жертвы перемен (Диссертация). Даремский университет . стр. 309–310.
Социальный состав файлканцев
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Эллинистический файлака
- HE Mathiesen et al. , Икарос: Эллинистические поселения , 4 тт. (Копенгаген, 1982–1989).
- К. Руше и С. Шервин-Уайт, «Некоторые аспекты Империи Селевкидов: греческие надписи из Файлаки в Персидском заливе», Хирон 15 (1985) 1–39.
- Дж. Наве, «Надписи из Файлаки и лапидарное арамейское письмо», Бюллетень американских школ восточных исследований, 297 (1995) 1–4.
Библиография
[ редактировать ]- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , Британский музей * Press, ISBN 0714117056