Инзак
Инзак | |
---|---|
Бог Дилмуна | |
![]() | |
Главный культовый центр | Агарус |
Генеалогия | |
Супруг | Мескилак или д PA.NI.PA [2] |
Инзак (также Энзаг , Энзак , [3] Анзак ; [1] в старых публикациях Эншаг [4] ) был главным богом пантеона Дильмуна . Точное происхождение его имени остается предметом научных дискуссий. Возможно, он был связан с финиковыми пальмами . Его культовым центром был Агарум , и в надписях дилмунитских королей он упоминается как бог этого места. Его супругой была богиня Мескилак . Еще одним божеством, которое могло выполнить эту роль, было д ПА.НИ.ПА, известный по текстам с острова Файлака .
Свидетельства поклонения Инзаку также доступны в Месопотамии , где он впервые появляется в надписи царя Гудеа . Он засвидетельствован теофорными именами из таких мест, как Ур , Лагаба и Силенд . Месопотамцы в какой-то момент стали воспринимать его как аналог бога Набу. Он также появляется как независимое божество в мифе «Энки и Нинхурсаг», в котором он упоминается как «повелитель Дилмуна». Храм, посвященный Инзаку, существовал и в Сузах в Эламе . Там ему либо поклонялись наряду с Эа и Иншушинаком , либо он служил эпитетом последнего бога в этом городе.
В Дилмуне
[ редактировать ]Имя и характер
[ редактировать ]Инзак был одним из двух главных божеств Дилмуна , вторым был Мескилак . [5] Было высказано предположение, что он был связан с финиковыми пальмами . [6] Написание его имени весьма разнообразно, с такими формами, как Энзаг, Энзак. [3] и Анзак также подтвердил. [1] , начинающаяся с клинописного знака . форма В источниках самого Дильмуна преобладает [7] Происхождение названия является предметом научных споров. [8] Джанни Маркези предполагает, что из-за древности контактов между Дилмуном и месопотамскими государствами, которые, согласно археологическим находкам, восходят к периоду Убайда , вполне вероятно, что Инзак имел шумерское происхождение, и предположительно этимологизирует его имя как нин-за-ак . «повелитель четок». [9] Петр Штайнкеллер также считает, что этот теоним имеет шумерское происхождение, и предполагает, что первоначально он мог возникнуть вследствие распространения месопотамского культурного влияния на другие территории во время так называемой « экспансии Урука ». [10] Однако мнение о том, что имя Инзака было лингвистически шумерским, подверглось критике со стороны Халеда ан-Нашефа . [7] Джоан Гудник Вестенхольц утверждала, что многие теонимы, засвидетельствованные в месопотамских текстах и оканчивающиеся знаком ak , включая Инзак, Мескилак, Тишпак и Латарак , вряд ли являются шумерскими, и, по ее мнению, неправдоподобно предполагать, что они использовались в этих случаях как окончание родительного падежа. [11] Жан-Жак Гласснер отмечает, что, хотя различные варианты написания имени Инзака, зафиксированные в месопотамских текстах, могут отражать древние попытки придать ему вымышленную этимологию, маловероятно, что они отражают подлинное происхождение имени. [12]
Поклонение
[ редактировать ]В отличие от месопотамских источников, которые обычно называют Инзака богом Дилмуна, сами дильмуниты обычно называли его богом Агарума . [2] По мнению Халеда ан-Нашефа, единственным возможным исключением является копия древневавилонского описания, в котором упоминается «Инзак из Дилмуна», которое могло происходить из этой области, на Бахрейне или на острове Файлака . [13] Обычно предполагается, что Агарум был первоначальным местом поклонения Инзаку и что он соответствует исторической Агари (современный Хуфуф ), хотя последнее предположение не является общепринятым. [14] Иную интерпретацию предложила Стефани Дэлли , которая связывает этот топоним с горами Хаджар, расположенными на территории современного Омана и Объединенных Арабских Эмиратов . [15] Однако Джанни Маркези отмечает, что она не представила никаких доказательств в пользу этого предложения и ошибочно предположила, что связь Инзака с медью в надписи Гудеа означает, что ему поклонялись в Магане (Оман), а не то, что Дильмун функционировал как центр меди. торговля. [16] Третья возможность состоит в том, что Агарум соответствует острову Файлака. [17] где также поклонялись Инзаку. [18] Маркези отмечает, что греческое название острова Икарос могло быть переосмыслением слова Агарум, основанным на эллинистической народной этимологии . [19] Это предложение впоследствии было принято и Дэлли. [1] В единственной арамейской надписи из Телль-Хазне на Файлаке упоминается неизвестное божество по имени BL 'KR , которое может быть поздней формой Инзака, причем BL является эпитетом bel , «господин», а 'KR – топонимом, аналогичным Агаруму. [20] [21]

Инзак также упоминается в клинописных надписях Ягли-Эля , найденных во время недавних раскопок в Аали в Бахрейне в сооружении, обозначенном как Королевский курган 8 . археологами [22] В этих текстах он упоминается как божество Агарума. [23] Подобная надпись другого правителя, Римума, была известна уже ранее на Камне Дюранда , [1] и так же связывает его с этим топонимом. [24] Маркези предполагает, что использование фразы «слуга Инзака из Агарума» в качестве титула обоими дилмунитскими монархами может указывать на то, что местная королевская идеология была похожа на «теократическую модель царской власти», известную в царствах Ассирии и Эшнунны в Месопотамия, где богу-покровителю государства также поклонялись как его правителю, а человеческие цари выступали лишь его представителями. [25] Он также предполагает, что, если его теория верна, царская идеология Дилмунитов могла повлиять на позицию более поздних сабейских мукаррибов , которые ходатайствовали между обычными жителями Сабы и главным местным богом Альмакой . [26]
Месопотамские тексты указывают на то, что в Дилмуне существовал храм, посвященный совместно Энзаку и Мескилаку и носивший церемониальное шумерское имя Экарра, «дом причала » . [27] Он уже появляется в среднеассирийских источниках, хотя в них не перечисляются имена почитаемых в нем божеств. [28] Он также упоминается в надписи Навуходоносора II из Файлаки, которая, по словам Эндрю Р. Джорджа, указывает на то, что Шамаш из Ларсы был еще одним божеством, которому там поклонялись. [29] В других документах указывается, что храм Инзака, расположенный на Файлаке, назывался Эгалгула («великий дворец») или Эгал-Инзак («дворец Инзака»). [30]
Различные теофорные имена, отсылающие к Инзаку, засвидетельствованы в источниках из мест, связанных с культурой Дилмунитов, включая женский род Балти-Инзак. [2]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Женой Инзака была богиня Мескилак . [31] Джереми Блэк и Энтони Грин предположили, что ее можно было бы рассматривать как его мать. [32]
Надпись на печати из Файлаки связывает Инзака с д ПА.НИ.ПА, который, по мнению Манфреда Креберника, мог быть тем же божеством, что и Мескилак. [33] Однако вместо этого Жан-Жак Гласснер предполагает, что это были две отдельные богини, исполнявшие роль партнерши Инзака в двух разных местах. [2] Джанни Маркези предполагает, что д ПА.НИ.ПА, чье имя он фонетически передает как Панипа, был супругой Инзака на Файлаке. [16] На печати из этого места, которая могла принадлежать члену местного духовенства, посвященному ей, говорится о ней как о «той, которая знает семя Инзака из Агарума». [21]
Возможная связь между Инзаком и Энки подтверждается источниками из Дильмуна, хотя возможно, что имя месопотамского бога просто использовалось для обозначения имени местного бога, и ему самому не поклонялись в этой области. [34] Эндрю Р. Джордж отмечает, что предполагаемая связь между Энки и Инзаком соответствует месопотамским источникам, в которых последнее божество иногда связывалось с Дилмуном. [35] Не исключено, что аналогичная связь существовала между Мескилаком и супругой Энки Дамгалнунной . [36]
В Месопотамии
[ редактировать ]Инзак также засвидетельствован в источниках из Месопотамии. [32] Самый старый пример встречается на одном из цилиндров Гудеа . [37] где его имя переводится как д Нин-за-га , [31] «господин святилища». [37] В надписи говорится, что месопотамский бог Нингирсу обеспечить Гудеа поручил ему во время строительства Энинну большим количеством меди . [38]
В двух теофорных именах из Ура можно встретить вариант написания Нининзак. [39] Один из них принадлежал Идин-Нининзаку, который был одним из алик Тильмуна , [40] «Торговцы Дильмуна». [41] Предполагается, что он сам был дилмунитом. [42] Другое название полностью не сохранилось. [39] Написание имени Нининзак, что буквально означает «лорд Инзак», может отражать попытку ассимилировать бога в местный пантеон. [13] Человек из Дильмуна, носивший имя Инзак-гамил, засвидетельствован в тексте из Лагабы времен правления Самсу-илуны . [40] Вариант написания имени Инзака, Анзак, встречается в теофорных именах, присутствующих в документах из архива Первой Силендской династии , таких как Анзак-гамил, Анзак-иддина, Анзак-раби, Анзак-рабиат и Арад-Анзакти. [15] Ран Задок предположил, что они принадлежали дилмунитам. [43] Вместо этого Стефани Дэлли утверждает, что, поскольку имена лингвистически являются аккадскими , если не считать использованного в них теонима, вполне возможно, что Инзак был включен в местный пантеон Силенда и имел до сих пор неопознанный культовый центр где-то в Месопотамии, хотя она также указывает, что он, по-видимому, отсутствовать в списках известных предложений. [15]
прозвище Энлиль-кидинни, правителя Ниппура во Инзак, в паре с Мескилак и, как и она, упоминаемая как одно из «божеств Дилмуна», появляется в формулах приветствия в письмах, которыми обмениваются Или-лия, очевидно , время правления Кассита. цари Бурнабуриаш II и Куригалзу II , а также некий Или-иппашра . [44] Было высказано предположение, что последний произошел из Месопотамии, но в какой-то момент вместо этого поселился в Дильмуне. [45] Оба божества Дилмунитов призваны охранять благополучие получателя. [46]
В серии заклинаний «Шурпу » Инзак появляется в отрывке, который начинается с обращения к богу. д ЛУГАЛ.А.АБ.БА ( Лугалаабба ), «царь моря». [15] Полная последовательность божеств, упомянутых в нем, состоит из Лугалааббы, Лугалидды, Лагуды , Инзака и Мескилака. [31]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]В позднем списке богов Ан = Ануша Амели Инзак приравнивается к Набу . [31] Также известен текст, в котором имя Инзака (написанное как Энзаг) используется для обозначения Набу в контексте, в котором другие главные боги упоминаются под альтернативными или криптографическими именами. [47] По мнению Манфреда Креберника, эта ассоциация также может косвенно указывать на то, что Мескилак приравнивался к жене Набу Ташметум . [31]
В единственном двуязычном шумеро-аккадском гимне, посвященном Наная, Инзак и Мескилак считаются двумя именами одного мужского божества в этом контексте, отождествляемого с Набу, и в качестве его супруги упоминается богиня по имени Шулухитум. [48]
упоминания о том, что Инзак рассматривается как женское божество, аналогичное Нинсианне . Стефани Дэлли утверждает, что также известны [15]
Мифология
[ редактировать ]Инзак появляется в мифе об Энки и Нинхурсаг . [49] Написание его имени, использованное месопотамскими составителями этого текста, современными авторами переводится как Энзаг. [2] или Энсаг. [49] В более старых публикациях используется форма Эншаг. [4] Эту интерпретацию теонима можно перевести как «владыка стороны». [2] Другие возможные объяснения: «Господин, делающий красоту», «Господь, несущий красоту». [30] или «милый господин». [50] В этой композиции он — одно из восьми божеств, созданных для облегчения болей, испытываемых Энки, остальные семь — Абу , Нинсикила (Мескилак [31] ), Нингиритуд ( Нингирида ), Нинкаси , Нанше , Азимуа и Нинти . [51] Он последний из них, о котором упоминается, и его появлению предшествует заявление Энки, заявляющего, что его фланг причиняет ему боль. [49] После исцеления последний бог распределяет роли новорожденным божествам, а Инзак объявляется «повелителем Дилмуна». [52]
В Эламе
[ редактировать ]Инзаку поклонялись также в Сузах на западе Элама . [41] [15] Халед ан-Нашеф утверждал, что невозможно установить, был ли он завезен туда из Дильмуна или ему изначально поклонялись в этой области, и исключает возможность того, что он достиг Элама через месопотамских посредников. [36] Теофорные имена, связанные с Инзаком, засвидетельствованы в источниках из Суз древневавилонского периода, но, по мнению Ран Садока, они могли принадлежать людям из Дильмуна, а не местным жителям. [53] Примеры, перечисленные Дэниелом Т. Поттсом и Сореном Блау, включают Инзаки, Кун-Инзаки, Идин-Инзаку и Ватар-Инзак, кроме того, человек, носящий лингвистически аморейское имя Милки-Эл, идентифицирован как сын дилмунита по имени Тем-Энзаг. . [40]
В Эламе Инзак был связан с Иншушинаком и Эа . [54] Храм в Сузах, датируемый началом второго тысячелетия до нашей эры, и мощеная дорожка того же времени, очевидно, были совместно посвящены этим богам. [3] Известен по надписи с упоминанием царей Темпти-Агуна и Кутир-Наххунте, сохранившейся в виде копии времен правления Шилхака-Иншушинака . [55] Иногда высказывают предположение, что в Эламе Иншушинак Инзак и Эа приравнивались, [54] а последние два понимались как эпитеты местного бога. [3] [56]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Далли 2020 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гласснер 2009 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б с д Поттс 1999 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Крамер 1944 , с. 19.
- ^ Поттс 1993 , с. 162.
- ^ ан-Нашеф 2012 , с. 349.
- ^ Jump up to: а б ан-Нашеф 2012 , с. 344.
- ^ ан-Нашеф 2012 , стр. 343–344.
- ^ Маркези 2014 , с. 51.
- ^ Стейнкеллер 2018 , стр. 198.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 381.
- ^ Гласснер 2009 , стр. 240–241.
- ^ Jump up to: а б ан-Нашеф 2012 , с. 341.
- ^ Маркези 2017 , стр. 430–431.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Далли 2013 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Маркези 2017 , с. 432.
- ^ Маркези 2017 , стр. 432–433.
- ^ Маркези 2017 , с. 431.
- ^ Маркези 2017 , с. 433.
- ^ Гласснер 2009 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б Маркези 2017 , стр. 431–432.
- ^ Маркези 2017 , с. 425.
- ^ Маркези 2017 , стр. 425–426.
- ^ Маркези 2017 , стр. 427–428.
- ^ Маркези 2017 , стр. 429–430.
- ^ Маркези 2017 , с. 430.
- ^ Джордж 1993 , с. 107.
- ^ Гласснер 2009 , с. 241.
- ^ Джордж 1993 , стр. 107–108.
- ^ Jump up to: а б Маркези 2017 , с. 429.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Креберник 1997 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Черное и зеленое 1992 , с. 66.
- ^ Креберник 2005 , с. 294.
- ^ ан-Нашеф 2012 , стр. 345–346.
- ^ Джордж 2003 , с. 510.
- ^ Jump up to: а б ан-Нашеф 2012 , с. 348.
- ^ Jump up to: а б ан-Нашеф 2012 , с. 343.
- ^ Эдзард 1997 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Креберник 1998 , с. 386.
- ^ Jump up to: а б с Поттс и Блау 1998 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Поттс 1993 , с. 193.
- ^ ан-Нашеф 2012 , с. 342.
- ^ Садок 2014 , с. 229.
- ^ Поттс 1986 , с. 169.
- ^ Ховард-Картер 1987 , с. 62.
- ^ Олейдам 1997 , с. 202.
- ^ Ламберт 1997 , с. 62.
- ^ Креберник 2013 , с. 288.
- ^ Jump up to: а б с Кац 2008 , с. 337.
- ^ ан-Нашеф 2012 , с. 345.
- ^ Кац 2008 , стр. 336–337.
- ^ Кац 2008 , с. 338.
- ^ Садок 2018 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 307.
- ^ ан-Нашеф 2012 , с. 365.
- ^ Альварес-Пон 2018 , с. 189.
Библиография
[ редактировать ]- ан-Нашеф, Халед (2012) [1986]. «Божества Дильмуна» . В Аль-Халифе – Шейха Хайя Али; Райс, Майкл (ред.). Бахрейн сквозь века: археология . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-14178-2 . Проверено 26 сентября 2022 г.
- Альварес-Мон, Хавьер (2018). «Пузур-Иншушинак, последний царь Аккада? Новый взгляд на текст и изображение». . В Насрабади, Б. (ред.). Элам и его соседи: последние исследования и новые перспективы. Материалы международного конгресса, состоявшегося в Университете Иоганна Гутенберга в Майнце, 21-23 сентября 2016 г. Хильдесхайм: Верлаг Францбекер. ISBN 978-3-88120-868-0 . OCLC 1159428969 .
- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Британский музей * Пресс. ISBN 0714117056 .
- Дэлли, Стефани (2013). «Боги северо-восточной и северо-западной Аравии в клинописных текстах Первой Силендской династии и клинописной надписи из Телль-эн-Набеха, около 1500 г. до н. э.». Арабская археология и эпиграфика . 24 (2). Уайли: 177–185. дои : 10.1111/aae.12005 . ISSN 0905-7196 .
- Далли, Стефани (2020). «Первая династия Силенда: грамотность, экономика и вероятное местонахождение Дур-Энлиля (ē) в Южной Месопотамии в конце древневавилонского периода». Вавилония под властью Силендской и Касситской династий . Де Грюйтер. стр. 9–27. дои : 10.1515/9781501510298-002 . ISBN 9781501510298 . S2CID 234965944 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1997). Гудеа и его династия Торонто Буффало: Университет Торонто Press. ISBN 0-8020-4187-6 . OCLC 809041550 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814922-0 . OCLC 51668477 .
- Гласснер, Жан-Жак (2009) [1996]. «Дилмун, Маган и Мелухха: некоторые наблюдения о языке, топонимике, антропонимике и теонимии». В Риде, Джулиан (ред.). Индийский океан в древности . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-15531-4 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Хенкельман, Воутер FM (2008). Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-414-7 .
- Ховард-Картер, Тереза (1987). «Дилмун: в море или не в море? Обзорная статья» . Журнал клинописных исследований . 39 (1). Американские школы восточных исследований: 54–117. дои : 10.2307/1359986 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359986 . S2CID 163963264 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Кац, Дина (2008). «Энки и Нинхурсага, часть вторая» . Восточная библиотека . 65 (3). Издательство Питерс: 320–342. дои : 10.2143/bior.65.3.2033365 . ISSN 0006-1913 .
- Крамер, Сэмюэл Н. (1944). «Дильмун, Земля живых» . Бюллетень американских школ восточных исследований (96). Американские школы восточных исследований: 18–28. дои : 10.2307/1355094 . ISSN 2161-8062 . JSTOR 1355094 . S2CID 164143967 . Проверено 26 сентября 2022 г.
- Креберник, Манфред (1997), «Мескилак, Месикила, Нинсикила» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 сентября 2022 г.
- Креберник, Манфред (1998), «Нин-инзак» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 сентября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2005), " д PA.NI.PA" , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 2 сентября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013), «Šuluḫḫtum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 25 сентября 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1997). «Шествие к дому Акиту» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 91 (1). Presss Universitaires de France: 49–80. ISSN 0373-6032 . JSTOR 23281980 . Проверено 26 сентября 2022 г.
- Маркези, Джанни (2014), «Тильмун А. Филологический · Тильмун А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 25 сентября 2022 г.
- Маркези, Джанни (2017). «Приложение 5. Надписи из королевских курганов Аали (Бахрейн) и родственные тексты» . Королевские курганы Аали в Бахрейне: возникновение королевской власти в раннем Дильмуне . Публикации Ютландского археологического общества. Том. 100. Издательство Орхусского университета. ISBN 978-87-93423-16-9 . OCLC 1019551153 .
- Олейдам, Эрик (1997). «Ниппур и Дилмун во второй половине четырнадцатого века до нашей эры: переоценка писем Или-иппашры» . Материалы семинара по арабистике . 27 . Археопресс: 199–203. ISSN 0308-8421 . JSTOR 41223599 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Поттс, Дэниел Т. (1986). «Ниппур и Дилмун в XIV веке до нашей эры» Труды семинара по арабистике . 16 . Археопресс: 169–174. ISSN 0308-8421 . JSTOR 41223243 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Поттс, Дэниел Т. (1993). «Поздний доисторический, протоисторический и ранний исторический периоды в Восточной Аравии (ок. 5000–1200 до н. э.)» . Журнал мировой предыстории . 7 (2). Спрингер: 163–212. дои : 10.1007/BF00975450 . ISSN 0892-7537 . JSTOR 25800631 . S2CID 161909722 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Поттс, Дэниел Т. (1999). Археология Элама . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511489617 . ISBN 978-0-521-56358-1 .
- Поттс, Дэниел Т.; Блау, Сорен (1998). «Идентичность в Восточно-Аравийском регионе» . Средиземноморская археология . 11 . Медитарх: 27–38. ISSN 1030-8482 . JSTOR 24667864 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Штейнкеллер, Петр (2018). «Рождение Элама в истории» . Эламский мир . Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вестенхольц, Джоан Г. (2010). «Нинкаррак – аккадская богиня в шумерском обличье». О богах и людях . Брилл. стр. 377–405. дои : 10.1163/9789004187474_020 . ISBN 9789004187481 .
- Садок, Ран (2014). «О группах населения в документах времен первой династии Силендов». Тель-Авив . 41 (2). Издательство Мани: 222–237. дои : 10.1179/0334435514z.00000000036 . ISSN 0334-4355 . S2CID 161962886 .
- Садок, Ран (2018). «Народы Элама». Эламский мир . Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )