Jump to content

Инзак

(Перенаправлено с Энзака )
Инзак
Копия Камня Дюрана с формулой, упоминающей Инзака. [1] Национальный музей Бахрейна .
Главный культовый центр Агарус
Генеалогия
Супруг Мескилак или д PA.NI.PA [2]

Инзак (также Энзаг , Энзак , [3] Анзак ; [1] в старых публикациях Эншаг [4] ) был главным богом пантеона Дильмуна . Точное происхождение его имени остается предметом научных дискуссий. Возможно, он был связан с финиковыми пальмами . Его культовым центром был Агарум , и в надписях дилмунитских королей он упоминается как бог этого места. Его супругой была богиня Мескилак . Еще одним божеством, которое могло выполнить эту роль, было д ПА.НИ.ПА, известный по текстам с острова Файлака .

Свидетельства поклонения Инзаку также доступны в Месопотамии , где он впервые появляется в надписи царя Гудеа . Он засвидетельствован теофорными именами из таких мест, как Ур , Лагаба и Силенд . Месопотамцы в какой-то момент стали воспринимать его как аналог бога Набу. Он также появляется как независимое божество в мифе «Энки и Нинхурсаг», в котором он упоминается как «повелитель Дилмуна». Храм, посвященный Инзаку, существовал и в Сузах в Эламе . Там ему либо поклонялись наряду с Эа и Иншушинаком , либо он служил эпитетом последнего бога в этом городе.

В Дилмуне

[ редактировать ]

Имя и характер

[ редактировать ]

Инзак был одним из двух главных божеств Дилмуна , вторым был Мескилак . [5] Было высказано предположение, что он был связан с финиковыми пальмами . [6] Написание его имени весьма разнообразно, с такими формами, как Энзаг, Энзак. [3] и Анзак также подтвердил. [1] , начинающаяся с клинописного знака . форма В источниках самого Дильмуна преобладает [7] Происхождение названия является предметом научных споров. [8] Джанни Маркези предполагает, что из-за древности контактов между Дилмуном и месопотамскими государствами, которые, согласно археологическим находкам, восходят к периоду Убайда , вполне вероятно, что Инзак имел шумерское происхождение, и предположительно этимологизирует его имя как нин-за-ак . «повелитель четок». [9] Петр Штайнкеллер также считает, что этот теоним имеет шумерское происхождение, и предполагает, что первоначально он мог возникнуть вследствие распространения месопотамского культурного влияния на другие территории во время так называемой « экспансии Урука ». [10] Однако мнение о том, что имя Инзака было лингвистически шумерским, подверглось критике со стороны Халеда ан-Нашефа [ де ] . [7] Джоан Гудник Вестенхольц утверждала, что многие теонимы, засвидетельствованные в месопотамских текстах и ​​оканчивающиеся знаком ak , включая Инзак, Мескилак, Тишпак и Латарак , вряд ли являются шумерскими, и, по ее мнению, неправдоподобно предполагать, что они использовались в этих случаях как окончание родительного падежа. [11] Жан-Жак Гласснер отмечает, что, хотя различные варианты написания имени Инзака, зафиксированные в месопотамских текстах, могут отражать древние попытки придать ему вымышленную этимологию, маловероятно, что они отражают подлинное происхождение имени. [12]

Поклонение

[ редактировать ]

В отличие от месопотамских источников, которые обычно называют Инзака богом Дилмуна, сами дильмуниты обычно называли его богом Агарума . [2] По мнению Халеда ан-Нашефа, единственным возможным исключением является копия древневавилонского описания, в котором упоминается «Инзак из Дилмуна», которое могло происходить из этой области, на Бахрейне или на острове Файлака . [13] Обычно предполагается, что Агарум был первоначальным местом поклонения Инзаку и что он соответствует исторической Агари (современный Хуфуф ), хотя последнее предположение не является общепринятым. [14] Иную интерпретацию предложила Стефани Дэлли , которая связывает этот топоним с горами Хаджар, расположенными на территории современного Омана и Объединенных Арабских Эмиратов . [15] Однако Джанни Маркези отмечает, что она не представила никаких доказательств в пользу этого предложения и ошибочно предположила, что связь Инзака с медью в надписи Гудеа означает, что ему поклонялись в Магане (Оман), а не то, что Дильмун функционировал как центр меди. торговля. [16] Третья возможность состоит в том, что Агарум соответствует острову Файлака. [17] где также поклонялись Инзаку. [18] Маркези отмечает, что греческое название острова Икарос могло быть переосмыслением слова Агарум, основанным на эллинистической народной этимологии . [19] Это предложение впоследствии было принято и Дэлли. [1] В единственной арамейской надписи из Телль-Хазне на Файлаке упоминается неизвестное божество по имени BL 'KR , которое может быть поздней формой Инзака, причем BL является эпитетом bel , «господин», а 'KR – топонимом, аналогичным Агаруму. [20] [21]

Дильмунитские курганы в Аали.

Инзак также упоминается в клинописных надписях Ягли-Эля , найденных во время недавних раскопок в Аали в Бахрейне в сооружении, обозначенном как Королевский курган 8 . археологами [22] В этих текстах он упоминается как божество Агарума. [23] Подобная надпись другого правителя, Римума, была известна уже ранее на Камне Дюранда , [1] и так же связывает его с этим топонимом. [24] Маркези предполагает, что использование фразы «слуга Инзака из Агарума» в качестве титула обоими дилмунитскими монархами может указывать на то, что местная королевская идеология была похожа на «теократическую модель царской власти», известную в царствах Ассирии и Эшнунны в Месопотамия, где богу-покровителю государства также поклонялись как его правителю, а человеческие цари выступали лишь его представителями. [25] Он также предполагает, что, если его теория верна, царская идеология Дилмунитов могла повлиять на позицию более поздних сабейских мукаррибов , которые ходатайствовали между обычными жителями Сабы и главным местным богом Альмакой . [26]

Месопотамские тексты указывают на то, что в Дилмуне существовал храм, посвященный совместно Энзаку и Мескилаку и носивший церемониальное шумерское имя Экарра, «дом причала » . [27] Он уже появляется в среднеассирийских источниках, хотя в них не перечисляются имена почитаемых в нем божеств. [28] Он также упоминается в надписи Навуходоносора II из Файлаки, которая, по словам Эндрю Р. Джорджа, указывает на то, что Шамаш из Ларсы был еще одним божеством, которому там поклонялись. [29] В других документах указывается, что храм Инзака, расположенный на Файлаке, назывался Эгалгула («великий дворец») или Эгал-Инзак («дворец Инзака»). [30]

Различные теофорные имена, отсылающие к Инзаку, засвидетельствованы в источниках из мест, связанных с культурой Дилмунитов, включая женский род Балти-Инзак. [2]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Женой Инзака была богиня Мескилак . [31] Джереми Блэк и Энтони Грин предположили, что ее можно было бы рассматривать как его мать. [32]

Надпись на печати из Файлаки связывает Инзака с д ПА.НИ.ПА, который, по мнению Манфреда Креберника, мог быть тем же божеством, что и Мескилак. [33] Однако вместо этого Жан-Жак Гласснер предполагает, что это были две отдельные богини, исполнявшие роль партнерши Инзака в двух разных местах. [2] Джанни Маркези предполагает, что д ПА.НИ.ПА, чье имя он фонетически передает как Панипа, был супругой Инзака на Файлаке. [16] На печати из этого места, которая могла принадлежать члену местного духовенства, посвященному ей, говорится о ней как о «той, которая знает семя Инзака из Агарума». [21]

Возможная связь между Инзаком и Энки подтверждается источниками из Дильмуна, хотя возможно, что имя месопотамского бога просто использовалось для обозначения имени местного бога, и ему самому не поклонялись в этой области. [34] Эндрю Р. Джордж отмечает, что предполагаемая связь между Энки и Инзаком соответствует месопотамским источникам, в которых последнее божество иногда связывалось с Дилмуном. [35] Не исключено, что аналогичная связь существовала между Мескилаком и супругой Энки Дамгалнунной . [36]

В Месопотамии

[ редактировать ]

Инзак также засвидетельствован в источниках из Месопотамии. [32] Самый старый пример встречается на одном из цилиндров Гудеа . [37] где его имя переводится как д Нин-за-га , [31] «господин святилища». [37] В надписи говорится, что месопотамский бог Нингирсу обеспечить Гудеа поручил ему во время строительства Энинну большим количеством меди . [38]

В двух теофорных именах из Ура можно встретить вариант написания Нининзак. [39] Один из них принадлежал Идин-Нининзаку, который был одним из алик Тильмуна , [40] «Торговцы Дильмуна». [41] Предполагается, что он сам был дилмунитом. [42] Другое название полностью не сохранилось. [39] Написание имени Нининзак, что буквально означает «лорд Инзак», может отражать попытку ассимилировать бога в местный пантеон. [13] Человек из Дильмуна, носивший имя Инзак-гамил, засвидетельствован в тексте из Лагабы времен правления Самсу-илуны . [40] Вариант написания имени Инзака, Анзак, встречается в теофорных именах, присутствующих в документах из архива Первой Силендской династии , таких как Анзак-гамил, Анзак-иддина, Анзак-раби, Анзак-рабиат и Арад-Анзакти. [15] Ран Задок предположил, что они принадлежали дилмунитам. [43] Вместо этого Стефани Дэлли утверждает, что, поскольку имена лингвистически являются аккадскими , если не считать использованного в них теонима, вполне возможно, что Инзак был включен в местный пантеон Силенда и имел до сих пор неопознанный культовый центр где-то в Месопотамии, хотя она также указывает, что он, по-видимому, отсутствовать в списках известных предложений. [15]

прозвище Энлиль-кидинни, правителя Ниппура во Инзак, в паре с Мескилак и, как и она, упоминаемая как одно из «божеств Дилмуна», появляется в формулах приветствия в письмах, которыми обмениваются Или-лия, очевидно , время правления Кассита. цари Бурнабуриаш II и Куригалзу II , а также некий Или-иппашра . [44] Было высказано предположение, что последний произошел из Месопотамии, но в какой-то момент вместо этого поселился в Дильмуне. [45] Оба божества Дилмунитов призваны охранять благополучие получателя. [46]

В серии заклинаний «Шурпу » Инзак появляется в отрывке, который начинается с обращения к богу. д ЛУГАЛ.А.АБ.БА ( Лугалаабба ), «царь моря». [15] Полная последовательность божеств, упомянутых в нем, состоит из Лугалааббы, Лугалидды, Лагуды , Инзака и Мескилака. [31]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

В позднем списке богов Ан = Ануша Амели Инзак приравнивается к Набу . [31] Также известен текст, в котором имя Инзака (написанное как Энзаг) используется для обозначения Набу в контексте, в котором другие главные боги упоминаются под альтернативными или криптографическими именами. [47] По мнению Манфреда Креберника, эта ассоциация также может косвенно указывать на то, что Мескилак приравнивался к жене Набу Ташметум . [31]

В единственном двуязычном шумеро-аккадском гимне, посвященном Наная, Инзак и Мескилак считаются двумя именами одного мужского божества в этом контексте, отождествляемого с Набу, и в качестве его супруги упоминается богиня по имени Шулухитум. [48]

упоминания о том, что Инзак рассматривается как женское божество, аналогичное Нинсианне . Стефани Дэлли утверждает, что также известны [15]

Мифология

[ редактировать ]

Инзак появляется в мифе об Энки и Нинхурсаг . [49] Написание его имени, использованное месопотамскими составителями этого текста, современными авторами переводится как Энзаг. [2] или Энсаг. [49] В более старых публикациях используется форма Эншаг. [4] Эту интерпретацию теонима можно перевести как «владыка стороны». [2] Другие возможные объяснения: «Господин, делающий красоту», «Господь, несущий красоту». [30] или «милый господин». [50] В этой композиции он — одно из восьми божеств, созданных для облегчения болей, испытываемых Энки, остальные семь — Абу , Нинсикила (Мескилак [31] ), Нингиритуд ( Нингирида ), Нинкаси , Нанше , Азимуа и Нинти . [51] Он последний из них, о котором упоминается, и его появлению предшествует заявление Энки, заявляющего, что его фланг причиняет ему боль. [49] После исцеления последний бог распределяет роли новорожденным божествам, а Инзак объявляется «повелителем Дилмуна». [52]

Инзаку поклонялись также в Сузах на западе Элама . [41] [15] Халед ан-Нашеф утверждал, что невозможно установить, был ли он завезен туда из Дильмуна или ему изначально поклонялись в этой области, и исключает возможность того, что он достиг Элама через месопотамских посредников. [36] Теофорные имена, связанные с Инзаком, засвидетельствованы в источниках из Суз древневавилонского периода, но, по мнению Ран Садока, они могли принадлежать людям из Дильмуна, а не местным жителям. [53] Примеры, перечисленные Дэниелом Т. Поттсом и Сореном Блау, включают Инзаки, Кун-Инзаки, Идин-Инзаку и Ватар-Инзак, кроме того, человек, носящий лингвистически аморейское имя Милки-Эл, идентифицирован как сын дилмунита по имени Тем-Энзаг. . [40]

В Эламе Инзак был связан с Иншушинаком и Эа . [54] Храм в Сузах, датируемый началом второго тысячелетия до нашей эры, и мощеная дорожка того же времени, очевидно, были совместно посвящены этим богам. [3] Известен по надписи с упоминанием царей Темпти-Агуна и Кутир-Наххунте, сохранившейся в виде копии времен правления Шилхака-Иншушинака . [55] Иногда высказывают предположение, что в Эламе Иншушинак Инзак и Эа приравнивались, [54] а последние два понимались как эпитеты местного бога. [3] [56]

  1. ^ Jump up to: а б с д и Далли 2020 , с. 17.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Гласснер 2009 , с. 240.
  3. ^ Jump up to: а б с д Поттс 1999 , с. 179.
  4. ^ Jump up to: а б Крамер 1944 , с. 19.
  5. ^ Поттс 1993 , с. 162.
  6. ^ ан-Нашеф 2012 , с. 349.
  7. ^ Jump up to: а б ан-Нашеф 2012 , с. 344.
  8. ^ ан-Нашеф 2012 , стр. 343–344.
  9. ^ Маркези 2014 , с. 51.
  10. ^ Стейнкеллер 2018 , стр. 198.
  11. ^ Вестенхольц 2010 , с. 381.
  12. ^ Гласснер 2009 , стр. 240–241.
  13. ^ Jump up to: а б ан-Нашеф 2012 , с. 341.
  14. ^ Маркези 2017 , стр. 430–431.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Далли 2013 , с. 181.
  16. ^ Jump up to: а б Маркези 2017 , с. 432.
  17. ^ Маркези 2017 , стр. 432–433.
  18. ^ Маркези 2017 , с. 431.
  19. ^ Маркези 2017 , с. 433.
  20. ^ Гласснер 2009 , с. 242.
  21. ^ Jump up to: а б Маркези 2017 , стр. 431–432.
  22. ^ Маркези 2017 , с. 425.
  23. ^ Маркези 2017 , стр. 425–426.
  24. ^ Маркези 2017 , стр. 427–428.
  25. ^ Маркези 2017 , стр. 429–430.
  26. ^ Маркези 2017 , с. 430.
  27. ^ Джордж 1993 , с. 107.
  28. ^ Гласснер 2009 , с. 241.
  29. ^ Джордж 1993 , стр. 107–108.
  30. ^ Jump up to: а б Маркези 2017 , с. 429.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж Креберник 1997 , с. 94.
  32. ^ Jump up to: а б Черное и зеленое 1992 , с. 66.
  33. ^ Креберник 2005 , с. 294.
  34. ^ ан-Нашеф 2012 , стр. 345–346.
  35. ^ Джордж 2003 , с. 510.
  36. ^ Jump up to: а б ан-Нашеф 2012 , с. 348.
  37. ^ Jump up to: а б ан-Нашеф 2012 , с. 343.
  38. ^ Эдзард 1997 , с. 78.
  39. ^ Jump up to: а б Креберник 1998 , с. 386.
  40. ^ Jump up to: а б с Поттс и Блау 1998 , с. 30.
  41. ^ Jump up to: а б Поттс 1993 , с. 193.
  42. ^ ан-Нашеф 2012 , с. 342.
  43. ^ Садок 2014 , с. 229.
  44. ^ Поттс 1986 , с. 169.
  45. ^ Ховард-Картер 1987 , с. 62.
  46. ^ Олейдам 1997 , с. 202.
  47. ^ Ламберт 1997 , с. 62.
  48. ^ Креберник 2013 , с. 288.
  49. ^ Jump up to: а б с Кац 2008 , с. 337.
  50. ^ ан-Нашеф 2012 , с. 345.
  51. ^ Кац 2008 , стр. 336–337.
  52. ^ Кац 2008 , с. 338.
  53. ^ Садок 2018 , с. 153.
  54. ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 307.
  55. ^ ан-Нашеф 2012 , с. 365.
  56. ^ Альварес-Пон 2018 , с. 189.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f32663db52d4cb3467c196ecf4133c0e__1673269320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/0e/f32663db52d4cb3467c196ecf4133c0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Inzak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)