Агарус
Расположение | Кувейт |
---|---|
Область | Персидский залив |
Координаты | 29 ° 29'20 "N 48 ° 20'00" E / 29,48889 ° N 48,33333 ° E (приблизительно) |
Агарум (также транслитерируется как Агару или Акарум , клинопись : а-ка-рум или а-гарум ) — бронзового века ближневосточное имя собственное , вероятно, топоним региона или острова в Восточной Аравии и Персидском заливе . Агарум обычно отождествляли с Кувейте в островом Файлака , известным как «КР» у арамейцев и как Икарос в эллинистические времена . [1] Еще одним вероятным местом является храм Файлаки Экара. [2] Агарум иногда отождествляют со средневековым городом Хаар в районе оазиса Аль-Ахса в Саудовской Аравии и островом Бахрейн в Бахрейне. [3] [4]
Название Агарум засвидетельствовано в первой половине 2-го тысячелетия до нашей эры и упоминается в надписях древней цивилизации Дилмун . Агарум был связан с Инзаком , главным божеством пантеона Дилмунитов. Несколько королей Дилмунитов называли себя «слугами Инзака Агарума»; Среди таких царей были Римум (ок. 18 века до н.э.), Ягли-Эл (ок. 18 и 17 веков до н.э.) и Суму-лел (16 век до н.э.). «Инзак из Агарума» также засвидетельствован в нескольких надписях из Файлаки, которая была важным культовым центром Инзака в первой половине 2-го тысячелетия. [5]
Расположение
[ редактировать ]Кувейтский остров Файлака
[ редактировать ]Обычно Агарумом называют остров Файлака, расположенный недалеко от побережья Кувейта . [6] Файлака была главным центром культа Инзака. В конце I тысячелетия до нашей эры арамейское имя Файлака было «КР» — вероятно, обозначающее Акар, вероятно, диахронический вариант Акарума. Арамейское BL ´KR (« Бел Акара») можно рассматривать как позднюю интерпретацию древнего «Инзака Агарума». [1] В составе Дильмуна Файлака стала центром цивилизации с конца III до середины I тысячелетия до нашей эры. [6] [7]
В эллинистические времена Файлака была известна как Икарос . [8] Согласно «Анабасису Александра» , это имя было дано Александром Великим в честь Эгейском море одноименного острова в . [9] Греческое название, вероятно, основано на народной этимологии, происходящей от «КР. [1] Тот факт, что и в Файлаке, и в Эгейской Икарии существовали культы быков, сделал бы такое отождествление еще более заманчивым. [10] 29 ° 26'31 "N 48 ° 19'26" E / 29,442 ° N 48,324 ° E
Акарум напоминает название храма Экара , который находился в Файлаке. Древние месопотамские писцы часто трансформировали иностранные слова, чтобы удовлетворительно преобразовать их в свою собственную систему письма. Э-кара имеет правдоподобную клинописную этимологию; ср. шумерское é , «дом» или «храм». Неизвестно, какому богу был посвящен Экара, но косвенные доказательства указывают на бога солнца Шамаша . Цари эллинистической Агари чеканили монеты во имя Шамаша, который, возможно, был главным божеством государства. [2]
Шамаш ассоциировался с пальмами. Это может указывать на то, что Экара и Хаар этимологически связаны. [2] Однако эта гипотеза становится ненужной, если принять персидскую или арабскую этимологию Агари. Более того, Акарум засвидетельствован только во 2-м тысячелетии до нашей эры, тогда как Экара впервые появляется в 1-м тысячелетии до нашей эры. [11]
Другое предположение состоит в том, что эллинистическое название Икарос произошло от Экара: имя Э-кара звучало бы для эллинов неотличимо от названия эгейского острова Икария. [10] Если так, то «КР» было просто арамейской транслитерацией слова «Икарос». Однако нет никаких свидетельств существования храма под названием Экара в нововавилонские времена , что может указывать на то, что его название уже вышло из употребления на тот момент, за столетия до александрийских завоеваний . Более вероятно, что Акарум, Акар, КР и Икарос — варианты одного и того же древнего топонима. [1]
Источник
[ редактировать ]Дильмунитские надписи, похоже, считают Агарум домом божества Инзака. [5] Другая интерпретация была сделана в 1880 году сэром Генри Роулинсоном , который понял, что королевские тексты указывают на то, что сами короли были «из Агарума». Он перевел королевский титул Агарита как «раб [бога] Инзака, [человека из племени] Агарума». [12] Современная наука не согласна с интерпретацией Роулинсона. [5] [6]
Другие теории
[ редактировать ]Оазис Аль-Ахса
[ редактировать ]Другая возможность состоит в том, что Агарум относится к материковой части Восточной Аравии , напротив острова Бахрейн . Эта гипотеза утверждает, что цивилизация Дилмун первоначально была сосредоточена вокруг региона оазиса Аль-Ахса . Хотя позже власть перешла к Бахрейну, религиозное объединение с Агарумом сохранилось. [1] Согласно этой интерпретации, Агарум считался изначальным домом бога Инзака . [13]
Существуют эллинистические монеты II века до нашей эры , на которых есть надпись «Харитат, царь Агари» — имя Агарь удивительно похоже на Агарум. Эллинистическая Агарь далее приравнивается к средневековому городу Хаар, или Хофуф , главному городскому центру Оазисы Аль-Ахса Интересно, что Аль-Ахса славится своими цветущими финиковых пальм садами ; Инзак также ассоциировался с финиковыми пальмами. [14]
Эта гипотеза подверглась критике на том основании, что между упоминаниями Агарума в Дильмуне и эллинистическим «царем Агари» существует разрыв более чем в тысячу лет. Известны только три монеты с упоминанием Агари: две из Суз и одна без происхождения . Конкурирующая гипотеза отождествляет чеканку Агари с Думат аль-Джандалем в Северной Аравии . [1]
Не менее проблематично идентификация эллинистической Агари и более поздней хасаитской Хагар. По мнению арабских авторов, Хаар был формой персидского арабизированной Хакар . Альтернативно, Хагар и / или Хаар могут происходить от древнеюжноаравийского HGR, «(укрепленный) город». X века Фактически, йеменский историк Абу Мухаммад аль-Хасан аль-Хамдани упоминает несколько городов с таким названием. [1]
Остров Бахрейн
[ редактировать ]На веб-сайте Управления культуры и древностей Бахрейна предполагается, что Агарум «на самом деле было названием, которое древние дилмуниты первоначально использовали для Дилмуна», то есть острова Бахрейн. [4]
Источники
[ редактировать ]- Жан-Жак Гласснер: «Дильмун, Маган и Мелуха» (1988); Индийский океан в древности под редакцией Джулиана Рида. Кеган Пол Интернэшнл, 1996 г. Переиздано Routledge в 2013 г. ISBN 9781136155314 .
- Штеффен Терп Лаурсен: Королевские курганы Аали в Бахрейне: возникновение королевской власти в раннем Дилмуне . ООО «ИСД», 2017. ISBN 9788793423190 .
- Халед ан-Нашеф : «Божества Дилмуна»; Бахрейн сквозь века: археология под редакцией Шейха Абдаллы Бахрейна, Хайи Али Халифы, шейхи Хайи Али Аль Халифы и Майкла Райса. Рутледж, 1986. ISBN 9780710301123 .
- Майкл Райс: Археология Персидского залива . Рутледж, 2002. ISBN 9781134967933 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лаурсен 2017, стр. 430–433.
- ^ Jump up to: а б с Гласснер 1988, стр. 240–243.
- ^ Нашеф 1986, стр. 340–343, 346, 349; Лаурсен 2017, стр. 430–433.
- ^ Jump up to: а б Короли Дилмуна названы по именам и объявлены на пресс-конференции, проведенной BACA. Управление культуры и древностей Бахрейна. 28 ноября 2016 г. По состоянию на 3 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Лаурсен 2017, стр. 386, 340–343; Нашеф 1986, стр. 340–342, 346, 349.
- ^ Jump up to: а б с «Район Саад и Саид на острове Файлака» . ЮНЕСКО . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Поттс, Дэниел Т.. Месопотамская цивилизация: материальные основы. 1997 год
- ^ Лаурсен 2017, стр. 430-433.
- ↑ Анабасис Александра , Книга VII, Глава XX. Викиисточник .
- ^ Jump up to: а б Райс 2002, с. 208.
- ^ Гласснер 1988, стр. 240-243; Лаурсен 2017, стр. 432–433.
- ^ Пол Льюис: Эдем на острове Бахрейн . The New York Times, 18 ноября 1984 г. По состоянию на 3 июля 2020 г.
- ^ Нашеф 1986, с. 340.
- ^ Нашеф 1986, стр. 340–342, 346, 349; Лаурсен 2017, стр. 430–433.