Яджурведа
Яджурведа | |
---|---|
Информация | |
Религия | Историческая ведическая религия индуизм |
Язык | Ведический санскрит |
Период | Ведический период ( ок. 1200–800 до н.э.) [1] |
Главы | 40 глав |
Стихи | 1975 мантр [2] |
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Яджурведа санскрит ( : : यजुर्वेद , IAST yajurveda , от yajus , «поклонение», [3] и वेद , «знание») — это Веда, состоящая главным образом из прозаических мантр для ритуалов поклонения. [4] Древний ведический санскритский текст, представляющий собой сборник формул ритуальных подношений, которые произносились священником, когда человек совершал ритуальные действия, например, перед огнем яджны . [4] Яджурведа — одна из четырех Вед и одно из священных писаний индуизма . Точный век создания Яджурведы неизвестен, и, по оценкам Витцеля, это период между 1200 и 800 годами до нашей эры, то есть одновременно с Самаведой и Атхарваведой .
Яджурведу в целом разделяют на две группы: «черную» или «темную» ( Кришна ) Яджурведу и «белую» или «яркую» ( Шукла ) Яджурведу. Термин «черный» подразумевает «беспорядочный, неясный, пестрый сборник» стихов Яджурведы, в отличие от «белого», подразумевающего «хорошо организованную, ясную» Яджурведу. [5] Черная Яджурведа сохранилась в четырех редакциях, а две редакции белой Яджурведы дошли до наших дней. [6]
Самый ранний и самый древний слой Яджурведа- самхиты включает около 1875 стихов, которые отличаются друг от друга, но заимствованы и построены на основе стихов Ригведы . [7] [8] Средний слой включает « Сатапатха-брахман» , один из крупнейших брахманских текстов в ведическом собрании. [9] Самый молодой слой текста Яджурведы включает в себя крупнейшее собрание первичных Упанишад, оказавших влияние на различные школы индуистской философии . К ним относятся Брихадараньяка-упанишада , Иша-упанишада , Тайттирия-упанишада , Катха-упанишада , Шветашватара-упанишада и Майтри-упанишада . [10] [11]
Две из старейших сохранившихся рукописных копий разделов Шукла Яджурведы были обнаружены в Непале и Западном Тибете и датируются XII веком нашей эры. [12]
Этимология
[ редактировать ]Яджурведа — сложное санскритское слово, состоящее из яджус (यजुस्) и Веды (वेद). Монье-Вильямс переводит яджус как «религиозное благоговение, почитание, поклонение, жертвоприношение, жертвенная молитва, формула, особенно мантры, произносимые особым образом во время жертвоприношения». [13] Веда означает «знание». Джонсон заявляет, что яджус означает «(в основном) прозаические формулы или мантры, содержащиеся в Яджур Веде, которые произносятся бормотанием». [14]
Майкл Витцель интерпретирует Яджурведу как «текст знаний прозаических мантр», используемый в ведических ритуалах. [4] Ральф Гриффит интерпретирует это имя как «знание жертвоприношений или жертвенных текстов и формул». [15] Карл Олсон утверждает, что Яджурведа — это текст «мантр (священных формул), которые повторяются и используются в ритуалах». [16]
Датировки и исторический контекст
[ редактировать ]Основной текст Яджурведы относится к классическому мантрическому периоду ведического санскрита конца 2-го тысячелетия до нашей эры – он моложе Ригведы и примерно современен Атхарваведе , Ригведической Кхилани и Самаведе . [17] Яджурведы и Атхарваведы относится По мнению ученых, большая часть гимнов к раннему индийскому железному веку , после ок. 1200 г. и ранее 800 г. до н.э. [1]
Текст
[ редактировать ]Отзывы
[ редактировать ]Текст Яджурведы включает Шукла Яджурведу, о которой известно около 16 редакций, тогда как Кришна Яджурведа, возможно, имела целых 86 редакций. [6] Сохранились только две редакции Шукла Яджурведы — Мадхьяндина и Канва, а другие известны по именам только потому, что они упоминаются в других текстах. Эти две версии практически одинаковы, за исключением нескольких отличий. [6] В отличие от Шуклы Яджурведы, четыре сохранившиеся редакции Кришны Яджурведы представляют собой совершенно разные версии. [6]
Шукла Яджурведа
[ редактировать ]Самхита в Шукла Яджурведе называется Ваджасанейи Самхита . Имя Ваджасанейи происходит от Ваджасанеи, отчества Яджнавалкьи и основателя ветви Ваджасанейи. Сохранились две (почти идентичные) редакции Ваджасанейи Самхиты (ВС): Ваджасанейи Мадхьяндина и Ваджасанейи Канва . [6] К утерянным редакциям Белой Яджурведы, упоминаемым в других текстах древней Индии, относятся Джабала , Баудхья , Сапейи , Тапания , Капола , Паундраваца , Авати , Парамаватика , Парашара , Вайнея , Вайдхейя , Катьяяна и Вайджьявапа . [18]
Название редакции | исследования | अनुवाकास | Количество стихов | Региональное присутствие | Ссылка |
Мадхьяндина | 40 | 303 | 1975 | Бихар, Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Северная Индия | [20] |
Холст | 40 | 328 | 2086 | Махараштра, Одиша, Телангана, Андхра-Прадеш, Керала, Карнатака, Тамилнад | [21] |
Шаха | Самхита | Брахман | Ее золото | Упанишады |
---|---|---|---|---|
Мадхьяндина (ВСМ) | Ваджаснейи Самхита (полдень) | Мадхьяндина Шатапатха (SBM) | сохранился как Шатапатха XIV.1–8 с акцентами. | Брихадараньяка Упанишада |
Канва (ВСК) | Ваджаснейи Самхита (холст) | Канва Шатапатха (SBK) (отличается от мадхьяндины) | сохранилась как книга XVII СБК. | Брихадараньяка Упанишада (отличается от приведенного выше) |
Кришна Яджурведа
[ редактировать ]Сохранилось четыре редакции Кришна-Яджурведы — Тайттирия-самхита , Майтраяни-самхита , Катха-самхита и Капиштхала-самхита . [22] Всего в Ваю-пуране упоминается восемьдесят шесть редакций, однако подавляющее большинство из них считается утерянным. [23] школа Катха упоминается как подшкола чараков (странников), поскольку они получали свои знания, странствуя с места на место. В некоторых древних индийских текстах [24] В отличие от Шукла Яджурведы, самхиты Кришна Яджурведы содержали как мантры, так и пояснительную прозу (которая обычно принадлежала брахманам). [25]
Название редакции | Количество подредиссий [26] | Носить | Прапатхака | Количество мантр | Региональное присутствие | Ссылка |
Таиттирия | 2 | 7 | 42 | Южная Индия | [27] | |
Майтраяни | 6 | 4 | 54 | Западная Индия | [28] | |
Катхака (Чарака) | 12 | 5 | 40 | 3093 | Кашмир, Северная Индия, Восточная Индия | [26] [29] |
Капитал | 5 | 6 | 48 | Вымерший | [29] [30] |
Шаха | Самхита | Брахман | Ее золото | Упанишады |
---|---|---|---|---|
Таиттирия | Тайттирия Самхита | Тайттирия Брахман и Вадхула Брахман (часть Вадхула Шраутрасутры) | Тайттирия Араньяка | Тайттирия Упанишад |
Майтраяни | Майтраяни Самхита | Нет в наличии | практически то же самое, что и Упанишады | Майтраяния Упанишад |
Чарака-Катха | Катха Самхита | Шатадхьяя Брахман (существует только во фрагментах) [31] | Катха Араньяка (почти весь текст из единственной рукописи) | Катхака Упанишада, Катха-Шикша Упанишада |
Самая известная и лучше всего сохранившаяся из этих редакций — «Тайттирия самхита» . Некоторые приписывают его Титтири, ученику Яски и упомянутому Панини . [32] Текст связан со школой Тайттирия Яджурведы и приписывается ученикам мудреца Титтири (буквально - куропатки ). [33]
Майтраяни -самхита - старейшая из сохранившихся Яджурведа-самхит, она во многом отличается по содержанию от Тайттирий, а также некоторым другим расположением глав, но гораздо более подробна. [34]
Катхака -самхита или Чарака-Катха-самхита , согласно традиции, была составлена Катхой, учеником Вайшампаяны . [34] Как и «Майтраяни-самхита», она предлагает гораздо более подробное обсуждение некоторых ритуалов, чем более молодая «Тайттирия-самхита» , которая часто обобщает такие описания. [34] « Капиштхала -самхита» , или « Капиштала-Катха-самхита» , названная в честь мудреца Капистхалы, сохранилась лишь в виде некоторых крупных фрагментов и редактировалась без ударений. [34] Этот текст практически является вариантом Катхака-самхиты . [29]
Организация
[ редактировать ]Каждое региональное издание (редакция) Яджурведы включало в себя Самхиту , Брахману , Араньяки , Упанишады как часть текста, а Шраутасутры , Грихьясутры и Пратишакья к тексту прилагались . В Шукла Яджурведе организация текста одинакова как для Мадхайндина, так и для Канва-шахов. [6] [18] К текстам, прилагаемым к Шукла Яджурведе, относятся Катьяяна Шраутасутра , Параскара Грихьясутра и Шукла Яджурведа Пратишакья . [ нужна ссылка ]
В Кришна Яджурведе каждая из редакций имеет или смешала свой текст Брахмана с текстом Самхиты, создавая таким образом пестроту прозы и стихов, делая его неясным и дезорганизованным. [5] [34]
Содержание
[ редактировать ]Самхиты
[ редактировать ]Ваджасанейи -самхита состоит из сорока глав или адхьяй , содержащих формулы, используемые в следующих ритуалах: [19]
Глава №. | Ритуальное имя | Время | Природа ритуала | Ссылка |
1–2 | Даршапурнамаса (ритуалы полнолуния и новолуния) | 2 дня | Предложите коровье молоко огню. Отделение телят от коров. | [35] [36] [37] |
3 | Агнихотра и Чатурмасья | 1 день, 4 месяца | Первое — это ежедневное подношение молока огню, а второе — сезонные жертвоприношения в начале трех времен года. | [38] [37] |
4–8 | Жертвоприношение сомы | Купаться в реке. Подожгите молоко и сому. Подношения божествам мысли, речи. Молитва Индре , чтобы не навредил урожаю, охранял скот, изгонял демонов. | [39] [37] | |
9–10 | Ваджапея и Раджасуя | Первый представляет собой вариант жертвоприношения сомы, включающий в себя гонку на колесницах, а второй представляет собой вариант жертвоприношения сомы, в ходе которого посвящается король. | [40] [37] | |
11–18 | Агникаяна | 360 | Формулы и ритуалы строительства алтарей и очагов для Агни яджны , самый большой из которых имеет форму распростертого орла или сокола. | [41] [37] |
19–21 | Саутрамани | Ритуал, направленный на борьбу с чрезмерным употреблением сомы и обеспечивающий победу и успех. | [42] [37] | |
22–25 | Ашвамедха | 180 или 360 | Ритуал жертвоприношения коня, проводимый королями. | [43] [37] |
26–29 | Дополнительные формулы для вышеуказанных жертв | [44] | ||
30–31 | Пурушамедха | Символическое жертвоприношение Пуруши (Космического Человека). номинальная жертва сыграла свою роль, но после церемонии была освобождена невредимой. По словам Макса Мюллера, [45] и другие. [46] Заменитель Ашвамедхи (жертвоприношения лошади). Ритуал разыгрывает космическое творение. | [47] [37] | |
32–34 | Сарвамедха | 10 | Считается более важным, чем Пурушамедха, описанный выше. Этот ритуал является жертвой во имя Всеобщего Успеха и Процветания. Ритуал на пожелание добра или на человека, выходящего из дома, особенно для уединения и мокши , которому предлагают «творог и топленое масло (топленое масло)». | [48] |
35 | पित्रियाजना | Ритуальные похоронные формулы кремации . Жертвоприношение Отцам и Предкам. | [49] | |
36–39 | Праваргья | По словам Гриффита, ритуал предназначен для долгой жизни, неповрежденных способностей, здоровья, силы, процветания, безопасности, спокойствия и удовлетворения. Подношение коровьего молока и зерна огню ягьи. | [50] | |
40 | Эта глава не связана с ритуалом внешнего жертвоприношения. Это Иша Упанишада , философский трактат о внутреннем Я ( Атмане , Душе). В стихе 40.6 говорится: «Человек, который в своем «Я» созерцает все существа и все сущее, И во всех существах видит свое «Я», тогда он больше не сомневается, не размышляет. | [51] |
- Структура мантр
Различные ритуальные мантры в «Яджурведа-самхитах» обычно имеют размер и призывают ведических божеств, таких как Савита (Солнце), Индра, Агни, Праджапати, Рудра и другие. Например, Тайттирия-самхита в книге 4 включает следующие стихи для ритуального чтения Агникаяны (в сокращении): [52]
Сначала обуздайте ум, Савита; творя мысли и воспринимая свет, вывел из земли Агни.
Обуздание богов разумом; тех, кто идет с мыслью к небу, к небесам, Савита побуждает тех, кто создаст великий свет.
Обуздав разум, мы побуждаемся богом Савитой за силой отправиться на небеса.
За чьим путешествием следуют другие боги, восхваляя силу бога, измерившего сияющие области земли, он — великий бог Савита.
Бог Савита, стимулируй ритуал, стимулируй на удачу господина ритуала!
Божественный Гандхарва, очиститель мыслей, очисти наши мысли! Пусть господин речи сделает наши слова сладкими!
Бог Савита, побуждай нас к этому ритуалу,
Почитая богов, приобретая друзей, всегда побеждая, завоевывая богатство, завоевывая рай!- Тайттирия Самхита 4.1.1, перевод Фрица Стаала [52]
Сатапатха брамин
[ редактировать ]Титул Сатапатха Брахман означает «Брахман Ста Путей». [53] Это один из крупнейших брахманов . сохранившихся текстов [53] Он включает в себя, как утверждает Стаал, «настоящую энциклопедию неоднозначных мнений о ритуалах и других вопросах». [53]
«Сатапатха-брахман» был переведен Эггелингом в конце XIX века, часто переиздавался и был хорошо читаем благодаря переводу. Однако, по словам Стаала, его неправильно интерпретировали и использовали неправильно, поскольку «он содержит достаточно материала, чтобы поддержать любую теорию». [53] Эггелинг, первый переводчик «Сатапатха-брахмана», назвал это «надуманным символизмом, а не серьезным рассуждением», похожим на «спекулятивные измышления», встречающиеся в христианской и нехристианской разновидности гностицизма . [53] [54]
Упанишады
[ редактировать ]В Яджурведу включены шесть основных Упанишад. [11]
Брихадараньяка Упанишада
[ редактировать ]Брихадараньяка -упанишада находится в Белой Яджурведе. [5] Это одна из Мукхья-упанишад , а также одна из крупнейших и старейших (около 700 г. до н. э.). [10] Это ключевое писание индуизма , оказавшее влияние на все школы индуистской философии . Текст представляет собой трактат об Атмане (Душе, Самости) с отрывками о метафизике, этике и стремлении к знаниям, оказавшим влияние на различные индийские религии , древних и средневековых ученых. [55] [56] [57]
Брихадараньяка-упанишада — одно из первых обширных обсуждений индуистской концепции дхармы , кармы и мокши (освобождения от печали, свободы, эмансипации, самореализации). Поль Дойссен называет его «уникальным по богатству и теплоте изложения», с глубиной, которая сохраняет свою полную ценность и в наше время. [58] Макс Мюллер проиллюстрировал его стиль следующим образом:
Но когда он [Я] воображает, что он как бы бог,
или что он как бы король,
или «Я есть все это», это его высший мир,
Это действительно его (истинная) форма, свободная от желаний, свободная от зла, свободная от страха.
Теперь как мужчина, когда его обнимает любимая жена,
не знает ничего из того, что снаружи, ничего из того, что внутри,
таким образом, этот человек, когда его охватывает Праджня (сознательное, осознающее) Я,
не знает ничего из того, что снаружи, ничего из того, что внутри.
Это действительно его (истинная) форма, в которой исполняются его желания,
в котором только Самость является его желанием, в котором не остается никаких других желаний,
он свободен от любой печали.- Брихадараньяка-упанишад, глава 4, Брахманам 3, гимны 20–32, перевод Макса Мюллера [59]
Иша Упанишад
[ редактировать ]Иша Упанишада находится в Белой Яджурведе. [5] Это одна из самых коротких Упанишад , являющаяся последней главой Шукла Яджурведы. Ключевое писание ведантистских подшкол индуизма, его название происходит от слова «сокрыто в Господе (Я)». [60]
Иша Упанишада обсуждает теорию Атмана (Души, Самости) индуизма, и на нее ссылаются как Двайта (дуализм), так и Адвайта (недуализм) подшколы Веданты. [61] [62] Она классифицируется как «поэтическая Упанишада» наряду с Кена, Катхой, Шветашватара и Мандукья Упанишадами. [63]
Тайттирия Упанишад
[ редактировать ]Тайттирия -упанишада находится в черной Яджурведе. [5] Это седьмая, восьмая и девятая главы Тайттирия Араньяки , которые также называются соответственно Шикша Валли , Ананда Валли и Бхригу Валли . [5] [64]
Тайттирия-упанишада включает стихи, которые частично представляют собой молитвы и благословения, частично инструкции по фонетике и практике, частично советы по этике и морали, данные выпускникам древних ведических гурукулов (школ), частично трактат по аллегориям и частично философские наставления. [5]
Текст предлагает взгляд на систему образования в древней Индии. Он также включает разделы, посвященные этике и призывам к личному развитию. Макс Мюллер , например, переводит десятую ануваку текста как утверждение себя как способного, наделенного полномочиями блаженного существа. [65] Десятый анувака утверждает: «Я тот, кто трясет дерево. Я славен, как вершина горы. Я, чей чистый свет (знания) поднялся, есть то, что поистине бессмертно, поскольку оно пребывает в солнце. Я (Душа, Я) — сокровище, мудрое, бессмертное, нетленное. Таково учение Веды мудреца Трисанку». [65]
Катха Упанишад
[ редактировать ]Катха Упанишада находится в черной Яджурведе. [5] Упанишады – это легендарная история маленького мальчика Начикеты – сына мудреца Ваджашравасы, который встречает Яму – индийское божество смерти. Их разговор перерастает в обсуждение природы человека, знания, Атмана (Души, Я) и мокши (освобождения). [66]
Катхака-упанишада — важный древний санскритский корпус подшкол . Веданты Он утверждает, что «Атман (Душа, Я) существует», учит заповеди «искать Самопознания, которое является Высшим Блаженством», и разъясняет эту предпосылку, как и другие основные Упанишады индуизма. Подробные учения Катха-Упанишады интерпретировались по-разному: как Двайта (дуалистический) [67] и как Адвайта ( недуалистический ). [68] [69] [70]
Катха Упанишада, найденная в Яджурведе, является одной из наиболее широко изучаемых Упанишад. Такие философы, как Артур Шопенгауэр, хвалили его, Эдвин Арнольд перевел его в стихах как «Тайна смерти», а Ральф Уолдо Эмерсон назвал Катха Упанишаду центральной историей в конце своего эссе « Бессмертие » , а также своего стихотворения « Брахма ». [68] [71]
Шветашватара Упанишад
[ редактировать ]Шветашватара Упанишада находится в черной Яджурведе. [5] Текст открывается метафизическими вопросами о первопричине всего существования, его происхождении, его конце и о том, какую роль, если таковая имеется, имели время, природа, необходимость, случай, дух в качестве первопричины? [72] Затем он развивает свой ответ, заключая, что «Универсальная Душа существует в каждом человеке, она выражает себя в каждом существе, все в мире является ее проекцией, и что существует Единство, единство душ в одном и единственном Я». . [73]
Шветашватара-упанишада примечательна обсуждением концепции личного бога – Ишвары и предложением, чтобы это был путь к собственному Высшему Я. [73] [74] Текст также примечателен многочисленными упоминаниями Рудры и Шивы , а также других ведических божеств, а также кристаллизацией Шивы как центральной темы. [74]
Майтраяния Упанишад
[ редактировать ]Майтраяния -упанишада , также известная как Майтри-упанишада, находится в черной Яджурведе. Он состоит из семи Прапатаков (уроков). Первая Прапатака является вводной, следующие три построены в стиле вопросов-ответов и обсуждают метафизические вопросы, касающиеся Атмана (Я, Души), а пятая-седьмая Прапатака являются дополнительными. [75] Однако несколько рукописей, обнаруженных в разных частях Индии, содержат меньшее количество Прапатаков , а в версии на телугу показано только четыре. [76]
утверждает, что общим ядром Майтри Упанишады в различных редакциях Макс Мюллер является почитание души, которое можно резюмировать в нескольких словах: «(Человек) есть Самость – бессмертный, бесстрашный, Брахман ». [76] Майтраяния-упанишада примечательна своими ссылками на теории, также встречающиеся в буддизме , элементы школ индуизма санкхья и йоги , а также систему ашрама . [77]
Шраутасутра
[ редактировать ]К Яджурведе прилагались Шраутасутры и Грихьясутры из пятнадцати школ: Апастамба , Агастья, Агнивешьяка, Баудхаяна , Бхарадваджа, Хираньякеши, Каундинья, Кусидака, Катьяяна, Локакшита, Мадхьямдина, Панча-Катхака, Сатьясадха, Сакала, Сандилья, Вайкханаса и Вадула. . [78] Из них девять сохранились вместе с частями Каундиньи. [78]
Рукописи и переводы
[ редактировать ]Большинство сохранившихся рукописей и редакций Самхит, Араньяк и Брахман Яджурведы остаются непереведенными на западные языки. Два надежных перевода относятся к колониальной эпохе Британской Индии и широко изучены. [79] Это перевод Тайттирия Самхиты Черной Яджурведы, сделанный А.Б. Китом. [80] и перевод Сатапатхи Брахмана Белой Яджурведы Джулиу Эггелинга. [54]
Ральф Гриффит опубликовал ранний перевод Белой Яджурведы Самхиты. [81] Однако Фриц Стаал поставил под сомнение его переводы и считает их «фантазиями, от которых лучше отказаться». [82]
Деви Чанд опубликовал переосмысленный перевод Яджурведы в 1965 году, переизданный как 3-е издание в 1980 году, в котором перевод включал монотеистические интерпретации ведического текста Даянанды Сарасвати, а к различным стихам в переводе щедро добавлялись слова «О Господь» и «Творец». , в отличие от других переводчиков. [83]
Эзурведам подделка
[ редактировать ]В 18 веке французские иезуиты опубликовали «Эзурведу» , утверждая, что это перевод редакции Яджурведы. [84] [85] Эзурведу изучал Вольтер . [86] и позже объявил подделкой, представляя индийцам идеи иезуитов как ведической школы. [85]
Значение
[ редактировать ]Текст является полезным источником информации о сельском хозяйстве, экономической и социальной жизни Ведической эпохи. [87] Например, в этих стихах перечислены виды сельскохозяйственных культур, считавшиеся важными в древней Индии:
Пусть мои рисовые растения, мой ячмень, мои бобы и мой кунжут ,
и моя фасоль, и моя вика, и мое жемчужное просо , и мое просо ,
и мое сорго , и мой дикий рис, и моя пшеница , и моя чечевица ,
процветать благодаря жертве.— Белая Яджурведа 18.12, [87]
См. также
[ редактировать ]- Индуистская философия
- индуизм
- Кальпа (Веданга)
- Махидхара
- Шатапатха Брахман
- Веды
- Яджна
- Сандхьяванданам
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Витцель 2001 , стр. 5–6.
- ^ «Построение Вед» . VedicGranth.Org . Архивировано из оригинала 17 июля 2021 года . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Джин Холм; Джон Боукер (1994). Поклонение . А&С Черный. п. 88. ИСБН 978-0-567-26232-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Майкл Витцель (2003), «Веды и Упанишады», в «Блэквеллском спутнике индуизма» (редактор: Гэвин Флуд), Блэквелл, ISBN 0-631215352 , страницы 76–77.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Поль Деуссен , Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , страницы 217–219.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж К. Л. Прабхакар (1972), Редакции Шукла Яджурведы, Восточный архив, том 40, выпуск 1, страницы 347–353
- ^ Антонио де Николас (2003), Медитации через Ригведу: четырехмерный человек, ISBN 978-0595269259 , страницы 273–274.
- ^ Эдмунд Госс, Краткие истории литератур мира , с. 181, в Google Книгах , Нью-Йорк: Appleton, стр. 181.
- ^ Фриц Стаал (2009), Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи, Пингвин, ISBN 978-0143099864 , страницы 149–153, Цитата: «Сатапатха - один из крупнейших брахманов ...»
- ^ Перейти обратно: а б Пол Деуссен , Философия Упанишад , Мотилал Банарсидасс (издание 2011 г.), ISBN 978-8120816206 , стр. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Патрик Оливель (1998), Упанишады, Oxford University Press , ISBN 0-19-282292-6 , страницы 1–17.
- ^ Майкл Витцель; Циньюань Ву (2019). Две древнейшие рукописи Вед: факсимильное издание Ваджасанейи Самхиты 1–20 (Самхита и Падапатха) из Непала и Западного Тибета (ок. 1150 г. н. э.) . Издательство Гарвардского университета (Harvard Oriental Series 92). стр. 1–8. ISBN 9780674988262 .
- ^ Монье Монье Уильямс, Санскритский словарь английского языка, Oxford University Press, Статья для Яджуса, стр. 839
- ^ У. Дж. Джонсон (2009), Яджус , Словарь индуизма, Oxford University Press, ISBN 978-0198610250
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страница xvii.
- ^ Карл Олсон (2007), Многоцветие индуизма, Издательство Университета Рутгерса, ISBN 978-0813540689 , стр. 13.
- ^ Развитие ведического канона и его школ , Майкл Витцель, Гарвардский университет.
- ^ Перейти обратно: а б Г.С. Рай, Сакхи Яджурведы в Пуранах , Пурана, Том 7, № 1, страницы 11–16.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы i–xvi.
- ^ Г.С. Рай, Сакхи Яджурведы в Пуранах , Пурана, Том 7, № 1, страница 13
- ^ Г.С. Рай, Сакхи Яджурведы в Пуранах , Пурана, Том 7, № 1, страница 14
- ^ Майкл Витцель, Ранняя санскритизация, происхождение и развитие государства Куру. Архивировано 20 февраля 2012 г. в Wayback Machine , Гарвардский университет (1996).
- ^ Г.С. Рай, Сакхи Кришны Яджурведы в Пуранах , Пурана, Том 7, № 2, страница 235
- ^ Г.С. Рай, Сакхи Кришны Яджурведы в Пуранах , Пурана, Том 7, № 2, страницы 236–238
- ^ Гонда 1975 , с. 324.
- ^ Перейти обратно: а б Г.С. Рай, Сакхи Кришны Яджурведы в Пуранах , Пурана, Том 7, № 2, страницы 238–241
- ^ AB Кейт, ВЕДА ШКОЛЫ ЧЕРНОГО ЯДЖУСА: Тайттирия Санхита, Оксфордский университет, страницы i–xii
- ^ Г.С. Рай, Сакхи Кришны Яджурведы в Пуранах , Пурана, Том 7, № 2, страницы 244
- ^ Перейти обратно: а б с Гонда 1975 , стр. 326–327.
- ^ Г.С. Рай, Сакхи Кришны Яджурведы в Пуранах , Пурана, Том 7, № 2, страницы 241–242
- ^ Джеймисон, Стефани В.; Витцель, Майкл (1992). «Ведический индуизм» (PDF) .
- ^ Доусон, Джон (1984) [1879]. Классический словарь индуистской мифологии, религии, географии, истории . Калькутта: Rupa & Co. 319.
- ^ Вебер, История индийской литературы , с. 87, в Google Books , Trubner & Co, страницы 87–91.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Г.С. Рай, Сакхи Кришны Яджурведы в Пуранах , Пурана, том 7, № 2, страницы 235–253
- ^ Фриц Стаал (2009), Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи, Пингвин, ISBN 978-0143099864 , стр. 124.
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 1–16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гонда 1975 , с. 328.
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 17–25.
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 26–70.
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 71–86.
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 87–171.
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 172–204.
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 205–234.
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 235–254.
- ^ Макс Мюллер, Священные книги Востока , с. 407, в Google Книгах , том 44, часть 5, Oxford University Press; Также см. согласие Вебера о том, что это было символично, на стр. 413.
- ^ Оливер Лиман (2006), Энциклопедия азиатской философии, Routledge, ISBN 978-0415172813 , стр. 557, Цитата: «Следует отметить, что, хотя предусмотрено человеческое жертвоприношение (пуруша-медха), это было чисто символическим и не влекло за собой вреда кому-либо».
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 255–263.
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 264–287.
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 288–290.
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 291–303.
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, страницы 304–310.
- ^ Перейти обратно: а б Фриц Стаал (2009), Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи, Пингвин, ISBN 978-0143099864 , страницы 127–128.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фриц Стаал (2009), Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи, Пингвин, ISBN 978-0143099864 , страницы 151–152.
- ^ Перейти обратно: а б Юлиус Эггелинг, Сатапатха Брахман , Часть 1, Книга 1 и 2, Макс Мюллер (редактор), Oxford University Press, стр. ix Введение
- ^ Брихадараньяка Упанишад с комментарием Ади Шанкары С. Мадхавананада (переводчик)
- ^ Брихадараньяка-упанишад с комментарием к Мадхвачарье, перевод Рая Бахадура Шриши Чандры Васу (1933), ОСЛК 222634127
- ^ Патрик Оливель (1998), Упанишады , Oxford University Press, 1998, страницы 1–23
- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , стр. 482.
- ^ Брихадараньяка Упанишад Макс Мюллер, Священные книги Востока, Том 15, Oxford University Press
- ^ Макс Мюллер , Упанишады, Священные книги Востока , Часть 1, Oxford University Press, перепечатано Routledge в 2013 г., ISBN 978-0700706006 , Том. 1, страницы 311–319.
- ^ А. К. Бхаттачарья, Индуистская Дхарма: Введение в Священные Писания и теологию, ISBN 978-0595384556 , страницы 25–46.
- ^ Мадхава Ачарья, Комментарий Шри Мадхвы к Ише и Кена Упанишадам, ОСЛК 24455623 ; также Ишавасьопанишад бхасья санграха, ISBN 978-8187177210 , ОСЛК 81882275
- ^ Деуссен, Пол (1908), Философия Упанишад.
- ^ Тайттирия Упанишад СС Шастри (Переводчик), Айтерея и Тайттирия Упанишад, страницы 57–192
- ^ Перейти обратно: а б Макс Мюллер, Священные книги Востока, том 15, Oxford University Press, глава 3: Тайттирия Упанишада, см. Сикша Валли - Десятая Анувака.
- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , страницы 269–273.
- ^ Ариэль Глюклих (2008), Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе, Oxford University Press, ISBN 978-0-19-531405-2 , стр. 70
- ^ Перейти обратно: а б С.Х. Наср (1989), Знания и священное: пересмотр академической ответственности, State University of New York Press, ISBN 978-0791401767 , стр. 99, Цитата: «Эмерсон был особенно опьянен посланием Упанишад, чья недуалистическая доктрина так ясно содержится в Катха-Упанишадах и отражена в его известной поэме «Брахма».
- ^ Катопанишад , в Катха- и Прашна-упанишадах с комментариями Шри Шанкары, перевод С.С. Шастри, Архив Гарвардского колледжа, страницы 1–3
- ^ Патрик Оливель (1996), Ранние Упанишады: аннотированный текст и перевод, Oxford University Press, ISBN 978-0195124354 , Вводная глава
- ^ Р. Уайт (2010), Шопенгауэр и индийская философия, International Philosophical Quarterly, vol. 50, выпуск 1, стр. 57–76.
- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , страницы 305 со сноской 2.
- ^ Перейти обратно: а б Макс Мюллер, Шветашватара Упанишада , Oxford University Press, страницы xxxii – xlii
- ^ Перейти обратно: а б Поль Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , страницы 301–304.
- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , страницы 327–386.
- ^ Перейти обратно: а б Макс Мюллер, Упанишады, Часть 2, Майтраяна-Брахмана Упанишада. Введение , Oxford University Press, страницы xliii–lii.
- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , страницы 328–329.
- ^ Перейти обратно: а б Ян Гонда (1977), История индийской литературы: Ритуальные сутры, Том 1, раздел 2, Отто Харрасовиц, ISBN 978-3447018234 , стр. 489.
- ^ Фриц Стаал (2009), Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи, Пингвин, ISBN 978-0143099864 , страницы 353, 121–153.
- ^ AB Кейт (1914), Тайттирия Санхита , издательство Гарвардского университета
- ^ Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря (1899)
- ^ Фриц Стаал (2009), Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи, Пингвин, ISBN 978-0143099864 , стр. 352.
- ^ Деви Чанд (1980), Яджурведа, 3-е издание, Мунширам Манохарлал, ISBN 978-8121502948
- ^ Приложение Urs (2011), Рождение ориентализма. Глава 1: Веда Вольтера, University of Pennsylvania Press, страницы 433–435.
- ^ Перейти обратно: а б Людо Роше (1984), Эзурведам: Французская Веда восемнадцатого века, Исследования Пенсильванского университета по Южной Азии, ISBN 978-0915027064 , страницы 61–66.
- ^ Мориц Винтерниц и В. Шриниваса Сарма (2010), История индийской литературы, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN, стр. 11, сноска 1
- ^ Перейти обратно: а б Ральф Гриффит, Тексты белой Яджурведы Э. Дж. Лазаря, стр. 163
Источники
[ редактировать ]- Флад, Гэвин (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-43878-0
- Гонда, Дж. (1975). Ведическая литература: (Самхиты и Брахманы ) Висбаден: Харрасовиц. ISBN 3-447-01603-5 .
- Витцель, Майкл (1997), «Развитие ведического канона и его школ: социальная и политическая среда» (PDF) , в Витцель, Майкл (ред.), Внутри текстов, за пределами текстов: новые подходы к изучению Вед , Гарвардская восточная серия, Опера Минора; том. 2, Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- Витцель, Майкл (2001), «Автохтонные арийцы? Свидетельства из древнеиндийских и иранских текстов» (PDF) , Электронный журнал ведических исследований , 7 (3): 1–115
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ральф Томас Хотчкин Гриффит , Тексты Белой Яджурведы. Переведено с популярным комментарием (1899 г.).
- Деви Чанд, Яджурведа. Санскритский текст с английским переводом. Третье издание (1980 г.).
- Санхита Черной Яджурведы с комментарием Мадхава Ачарьи , Калькутта (Bibl. Indica, 10 томов, 1854–1899)
- Кумар, Пушпендра, Тайттирия Брахманам (Кришнам Яджурведа) , 3 тома, Дели (1998).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- О Шукла Яджур Веде Автор: группа Шукла Яджур Ведис
- Тексты Белой Яджурведы, перевод Ральфа Гриффита (1899 г.)
- Яджур Веда - Тайттирия Санхита AB Кейт Перевод (1914)
- Ведическое согласие (включая Яджур Веду). Архивировано 23 ноября 2020 года в Wayback Machine , обновленное издание, Гарвардский университет, старое издание Bloomfield.
- Тайттирия-санхита Черной Яджурведы , Раманарайана Видьяратна, Махешахандра Ньяяратна, Сатьяврата Самашрами
- ТИТ Тексты Санскритский текст Ваджасанейи-Самхиты
- Ди Тайттирия-Самхита 1871 г.
- Санскритский Интернет Санскритские тексты Тайттирия-Самхиты, Брахмана, Араньяки, Экагниканды и т. д. с английскими переводами Тайттирия-Самхиты.