Шотландское табу на свинину
Шотландское табу на свинину это предполагаемое историческое табу против потребления свинины шотландцами – , особенно горцами . Эту фразу придумал журналист Дональд Александр Маккензи , который считал, что отвращение проистекает из древнего табу.
Некоторые писатели, подтвердившие существование предрассудков против свинины или суеверного отношения к свиньям, не рассматривают это как табу, связанное с древним культом. Принято считать, что к 1800 году любые предрассудки исчезли. Некоторые авторы объясняют нехватку или неприязнь к свинине в определенные периоды нехваткой корма для свиней.
Идеи Маккензи
[ редактировать ]Дональд Александр Маккензи прочитал лекцию о шотландском табу на свинину в 1920 году. [1] когда он объяснил свою идею о том, что предрассудки против употребления свинины могут быть прослежены до многовекового религиозного культа. табу было импортировано в Шотландию в доримские времена кельтскими наемниками под влиянием культа Аттиса Когда он опубликовал эти теории в 1930-х годах, он предположил, что в Анатолии . (Культ Аттиса не воздерживался от свинины постоянно; это было очищением для их церемоний. [2] )
Он отверг любую возможность того, что табу на свинину возникло из-за буквального прочтения Библии, и оспаривал это с помощью различных аргументов, отмечая, что раннехристианские миссионеры не пренебрегали свининой. Он признал, что археологические свидетельства того, что свиней ели в доисторической Шотландии, были найдены, но предположил, что это могло произойти от народов, питающихся свининой, живущих рядом с другими народами, которые соблюдали табу, или быть связано с церемониальным использованием свиней. Позднее производство свинины предназначалось для экспорта, а не для местного использования, точно так же, как угрей ловили для отправки на английский рынок, тогда как в Шотландии они были неприемлемы в качестве еды. Табу исчезло в Лоулендах раньше, чем в Хайленде, и к 1800-м годам большинство фермерских хозяйств в Хайленде и на островах сохраняли грайс .
Другие фольклористы , такие как Изабель Грант , приняли эту теорию табу. [3]
Котировки
[ редактировать ]Помимо предложения идей, разработанных в результате изучения мифологии и фольклора Шотландии и других культур, Маккензи цитировал писателей 18 и 19 веков.
Вальтер Скотт упоминал о неприязни шотландских горцев к свинине более чем в одной книге: [4] и около 1814 года объяснил, что
Свинина или свиное мясо в любой форме до недавнего времени вызывало у шотландцев отвращение, и оно до сих пор не является их любимой пищей. Король Джейми принес это предубеждение в Англию и, как известно, ненавидел свинину почти так же сильно, как и табак. [5]
Замечание Скотта о том, что Бен Джонсон «зафиксировал» отвращение короля к свинине в своей маске «Метаморфозы цыган» , когда король читает по руке , основано на таких словах:
Вы должны, этой строкой,
Люби лошадь и собаку, но не часть свиньи.
Сэмюэл Джонсон «отвращение» к свинине и бекону обнаружил у Скай в 1770-х годах.
Нелегко установить принципы, на основании которых человечество согласилось есть одних животных и отвергать других; а поскольку принцип не очевиден, он не является единообразным. […] Вульгарные жители Ская, я не знаю, других ли островов, питают отвращение не только к угрям, но и к свинине и бекону, и, соответственно, я никогда не видел свиней на Гебридских островах, за исключением одной в Данвегане. [6]
Маккензи предположила, что стих из английской сатирической песни «Пивовар» из «Сборника верных песен» относится к табу:
Еврейские шотландцы, которые презирают еду
Свиная плоть и ритм Брюэра
«Это был вид этой бочки, заставил их отступить.
Чего никто не может отрицать!
Он считал, что этот и другие комментарии, связывающие шотландцев с евреями, подтверждают существование табу, но не имеют ничего общего с его происхождением. Однако кельтские христиане уже давно сталкивались с обвинениями в «иудаизме» .
Он описал суеверие, связанное с прикосновением или произнесением « cald airn » (холодное железо), когда упоминаются свиньи. Это обсуждалось Дином Рамзи , а также включено в «Заметки Уолтера МакГрегора о фольклоре северо-востока Шотландии» (Фольклорное общество, 1881). [7]
Среди множества суеверных представлений и обычаев, распространенных среди низших сословий рыбацких городков восточного побережья Файфа, этот класс до самого недавнего времени питал большой ужас к свиньям. . . . [8]
Маккензи не согласился с Эдвардом Бертом, чьи «Письма джентльмена с севера Шотландии» (1754 г.) [9] обсуждает «отвращение» к свинине в Хайленде, но говорит, что это не «суеверие».
Спор
[ редактировать ]Историк Уильям Маккей Маккензи опубликовал свои мысли на страницах писем шотландцев (8 октября 1921 г.) в рамках длительных дебатов, возникших после лекции Д. А. Маккензи в 1920 г. Согласившись с существованием «спорадических предубеждений» против свинины в некоторых частях Шотландии, он и, иллюстрируя это, он был против идеи связи с «религиозным культом». Он видел, что между 1500 и 1800 годами действовали экономические факторы, которые препятствовали разведению свиней. Он привел несколько примеров потребления свинины в средние века и описал «временный провал», когда «великие леса исчезли из Шотландии».
В 1983 году американский антрополог Эрик Б. Росс выдвинул аргументы, основанные на подробном изучении истории сельского хозяйства Шотландии, и заявил о ценности культурного материализма, укорененного в эволюционной антропологии, для изучения пищевых обычаев, избегая таким образом объяснений, основанных на «относительно эзотерических» убеждениях. Из-за вырубки лесов произошла потеря буковой мачты и желудей для кормления свиней, а картофель не производился в достаточном количестве, чтобы стать полезной альтернативой, до конца 18 века. Несмотря на этот разрыв в потреблении свинины населением в целом, многие представители высших классов Шотландии продолжали есть мясо. Он подвел итог:
В XVIII веке и, вероятно, раньше свиней в Шотландии выращивали редко, особенно в Шотландском нагорье, а последующие авторы зашли так далеко, что постулировали действие табу на употребление свинины. К сожалению, сегодня почти ничего не известно о местных настроениях той эпохи, и у нас есть только интеллектуальные объяснения образованных писателей, которые слишком легко нашли объяснение нехватке свиней в предположении, что действовал «глупый предрассудок». [10]
Другие идеи
[ редактировать ]епископа Джона Лесли говорится В «Истории Шотландии» о том, что «наши жители страны» получали «маленькое удовольствие» от свинины в 1570-х годах. [11] В отличие от предполагаемых вкусов деревенских жителей, свиньи в королевский двор к столу Марии, королевы Шотландии , поставлялись из бывших монастырских земель. [12]
По крайней мере, четыре священника, писавшие о своих приходах для «Статистических отчетов Шотландии» в 1790-х годах, говорят о предрассудках, которые начинают исчезать: например, «Глубоко укоренившееся предубеждение против свиного мяса теперь устранено: большинство фермеров выращивают часть этого мяса. виды, к которым еще 30 лет назад они относились с крайней ненавистью». (Ардчаттан, графство Аргайл ) Отчет за 1791–99 гг. , Том 6, стр. 177) [13]
Историк двадцатого века Кристофер Смаут говорит о «универсальном суеверном предрассудке». [14]
В археологическом исследовании потребления свинины в Шотландии, проведенном Обществом древностей Шотландии в 2000 году, говорится: «Существуют ли какие-либо археологические доказательства этого предубеждения против свиней по какой-либо причине, остается под вопросом». и что «в период средневековья было отмечено, что в сельских поселениях содержалось больше свиных костей, чем в городских, и что самая низкая относительная частота приходится на самые южные из рассматриваемых городов, Пиблс и Перт. Это противоречит представлению о том, что это было «горцы», ненавидевшие свинину, если только не предположить, что, несмотря на эту неприязнь, они продолжали производить ее для продажи другим». [15]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Лекция на Кельтском конгрессе в Эдинбурге 26 мая 1920 г.
- ^ Император Юлиан ; Гимн Матери Богов 177B, LCL , 1913, том I.
- ^ Росс, с. 99
- ^ Судьба Найджела , Роба Роя , Уэверли
- ^ Уэверли, сноска к главе 20.
- ^ Путешествие на западные острова Шотландии (1775 г.)
- ^ Цитируется PWF Брауном
- ^ Воспоминания о шотландской жизни и характере (1874)
- ^ стр. 117-118 в издании 1822 года.
- ^ Эрик Б. Росс «Загадка шотландской свиньи» , цит .
- ^ Переведено с латыни на шотландский Джеймсом Дэлримплом в 1596 году, опубликовано в Эдинбурге в 1895 году, цитируется В.М. Маккензи.
- ^ Гордон Дональдсон, Трети пособий (SHS, Эдинбург, 1949), стр. 43.
- ↑ Также Лесмахагоу в Ланаркшире, Килтирн в Россе и Кромарти и Лонгфорган в Пертшире.
- ^ Смаута Росс цитирует «Историю шотландского народа 1560-1830» , стр. 132.
- ^ стр. 13 http://ads.ahds.ac.uk/catalogue/adsdata/PSAS_2002/pdf/vol_130/130_705_724.pdf .
Ссылки
[ редактировать ]- PWF Браун, Пышная свинья в фольклоре , том 76, вып. 4 (зима 1965 г.), стр. 288–300; на JSTOR ссылка
- Дональд А. Маккензи, шотландский фольклор и народная жизнь: исследования расы, культуры и традиций (Блэки, 1935)
- Эрик Б. Росс «Загадка шотландской свиньи в биологии» , том 33, вып. 2 (февраль 1983 г.), стр. 99–106; на JSTOR ссылка
- Шотландские архивы
- Статистическая отчетность Шотландии
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дональд А. Маккензи, «Чудесные сказки из шотландских мифов и легенд» - Введение : «...свиньи, кажется, были священными животными...»
- Дональд А. Маккензи, «Египетские мифы и легенды», глава 5 : «Свинья-дьявол в Египте и Шотландии»
- Доктор Стивен М.К. Брансуик, Кельтские православные диетические законы : «Историческая практика наших предков»
- Сборник верных песен