Ирландская бардовская поэзия
Бардская поэзия — это сочинения, созданные классом поэтов, обучавшихся в бардовских школах Ирландии и гэльских частях Шотландии , существовавших примерно до середины 17-го века или, в Шотландии, до начала 18-го века. Большинство сохранившихся текстов написаны на среднеирландском языке или на раннем современном ирландском языке , однако, хотя рукописей было очень много, очень немногие из них были опубликованы. Это считается периодом большой литературной стабильности из-за формализованного литературного языка, который изменился очень мало. [1]
Фон
[ редактировать ]Согласно Uraicecht Becc в «Старом ирландском законе» , барды и филиды представляли собой отдельные группы: филиды занимались правом, языком, знаниями и придворной поэзией, тогда как барды были стихослагателями. [2] Однако со временем эти термины стали использоваться как синонимы. [3] С приходом христианства поэтам по-прежнему присваивался высокий статус в обществе, равный епископу, но даже самый высокопоставленный поэт, оллам, теперь был лишь «тенью высокопоставленного языческого жреца или друида». ' [4] Барды запоминали и сохраняли историю и традиции клана и страны, а также технические требования различных поэтических форм, таких как дан дирич ( слоговая форма, использующая созвучие , полурифму и аллитерацию ).
Большая часть их работ состоит из расширенных генеалогий и почти журналистских отчетов о деяниях их лордов и предков: ирландский бард не обязательно был вдохновенным поэтом, а скорее профессором литературы и литературы, хорошо обученным использованию отточенного литературного средства. , принадлежащий к наследственной касте с высоким престижем в консервативном аристократическом обществе и занимающий в нем официальную должность благодаря обширной подготовке и знаниям. [3]
Роль в ирландском и шотландском обществе
[ редактировать ]В качестве чиновников двора короля или вождя они выполняли ряд официальных ролей, например летописцев и сатириков . По сути, их работа заключалась в том, чтобы хвалить своих работодателей и проклинать тех, кто им противоречил. Их подход к официальным обязанностям был очень традиционным и основывался на прецедентах, подобно ролям, которые играли валлийские барды и скальды викингов , с аналогичным акцентом на сложные, часто сильно аллитеративные формы стихов. Однако, хотя многие поэты-барды придерживались традиционного подхода, были и такие, кто добавлял в свои стихи личные чувства, а также обладал способностью адаптироваться к меняющимся ситуациям, хотя и был консервативен. [1]
Хотя барды нанимались королями и другими влиятельными фигурами ирландского общества, они также действовали независимо и пользовались большим уважением за свою силу. Ирландское общество в основном сосредоточилось на менталитете славы или стыда. Какой из них вы получите, во многом зависело от того, понравились ли вы барду или нет, поэтому многие люди изо всех сил старались угодить бардам в надежде, что о них сочинят песню или стихотворение. Ирландцы не питали иллюзий относительно смерти, зная, что все в конечном итоге умирает, но они верили, что путь к бессмертию лежит через великую историю, которую может сочинить только бард. Это привело к тому, что барды приобрели огромную власть среди ирландцев, поскольку они могли принести большую славу или большой позор любому человеку.
Бардская традиция была невероятно важна для ирландского общества и даже увлекала многих посторонних. Это положило начало традиции основания бардовских школ, в которых часто обучали только людей, в семейной истории которых был бард. Другие требования включали умение читать и хорошую память. В этих школах преподавали основы профессии барда, и часто ученикам приходилось сочинять за ночь, чтобы не иметь возможности записывать, тем самым сохраняя устную традицию. На следующее утро им разрешили записать их, исполнить и подвергнуть критике их композиции. В целом, эти школы, по крайней мере частично, были ответственны за сохранение бардской традиции в современную эпоху.
Пример
[ редактировать ]Ниже приводится пример бардовской поэмы из переводов Осборна Бергина :
Утешения
Наполнен острыми ручками, похожими на дротики.
Гибкие и твердые кончики, недавно подстриженные.
Бумага подложена под мою руку
Просачиваясь по гладкому склону
Лист - прекрасный и единый шрифт.
Книга стихов, облагораживающих Гойделика.
Я узнал корни каждой сказки, ветки
О доблести и справедливых знаниях,
Что я могу читать учеными стихами
Из ясного родственного рода и каждого человека
Генеалогическое древо, чудесные подвиги
Туристическое и музыкальное направление
Мягкий голос, сладкий и усыпляющий
Колыбельная для сердца.
Даруй мне радостный круговорот, громкий
Блестящий, страстный и изысканный
Мчусь в стремительном исступлении, словно с синим краем.
Яркое, остроконечное копье
В ножнах, плотно связанных шнуром;
Сама причина достойна сдерживания.Анонимный
Пример поэта-барда можно увидеть также в романе «Год французов » (1979) Томаса Флэнагана . В этой книге персонаж по имени Оуэн Маккарти — бард, известный своим обучением как родному, так и английскому языку. Группа под названием «Белые мальчики» поручила ему написать конкретные важные письма. Им нужен кто-то, кто умеет писать письма, например, такой бард, как Маккарти.
Бардские тексты
[ редактировать ]- Тиннакилл Дуанер
- Королевская ирландская академия MS 24 P 33
- 23 Н 10
- Книга Белого Графа
- Эгертон 1782 г.
- Псалтирь стихов
Избранные поэты
[ редактировать ]- Даллан Форгайл ( ок. 530 – ок. 598 )
- Кольман мак Ленени (530–606)
- Нинин Эсес ( эт. 700 )
- Кенгус Сеиль Де (ум. 824)
- Сен-Дунгал ( эт. 811–828 )
- Седулиус Скотт ( эт. 840–860 )
- Фланн Мак Лонан (ум. 896)
- Чинаед Уа Хартакаин (ум. 975)
- Маэль Ису О Бролхайн (ум. 1086)
- Гилла Комайн, сын Гиллы Самтайнде ( эт. 1072 )
- Джилла Мо Дуту Уа Кайсайд ( эт. 1147 )
- Шотландский мавританский ( эт. начало 13 века )
- Джолла Бригде Мак Кон Михе ( ок. 1210 – ок. 1272 )
- Доннчад Мор О Далай (ум. 1244)
- Малеоин Бодур о Маолконайре (ум. 1266)
- Гофрейд Фионн О Далай (ум. 1387)
- Шон О Клумхайн ( эт. 1450–1500 )
- Копия Ингейского Хорчадала ( эт. 1470 г. )
- Fear Feasa Ó'n Cáinte ( 16 век )
- Эоган Каррач О Сиадхаил ( ок . 1500 – ок. 1550 )
- Человек действия ( ок. 1540 – ок. 1630 )
- Тадхг Далл О Хуйгинн ( ок. 1550 – ок. 1591 )
- Баотхалаг Мор Мак Аодхаган (1550–1600)
- Эохайд О Эгуса (1567–1617)
- Матгамайн Ó hIfernáin ( эт. 1585 )
- Мюрчартах О Кобтайг ( эт. 1586 )
- Тадг Оллах О ан Каинт ( ок г. . 1601 )
- Лохланн Ог О Далай ( ок. г. 1610 )
- Ку Шойкриш Ó Клеири ( эт. 1624–1664 )
- Кормак Мак Конмид (ум. 1627)
- Цербхолл Ог О Далай ( эт. 1630 )
- Диармайд Макин Бэрд ( эт. 1670 )
- Фрэнсис О Дойблин (ок. г. 1724 )
- Тарлах Руа Мак Донай ( эт. Начало 18 века )
Избранные стихи
[ редактировать ]- Вместе с ними прибавляется слава Ленстера.
- Ахер в походе в ночи...
- Является ли это проблемой в ces i mbiam
- Сен Доллотар Улайд...
- Депортация в Коннахт
- Бригадир Хью в Ольстере
- Посланник прибыл из Рима
- В Н'Иамхуне мирные люди?
- Койр Коннахт в битве при Ленстере
- Бог с вами, герои Гаодиола
- Белый Пангур
- Лиамин
- Суибне Безумие
- Пророчество Берхана
- Бин Торр из Туара Бройда
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уэлч, Роберт (1996). Оксфордский справочник по ирландской литературе (1-е изд.). Нью-Йорк: Кларендон Пресс. п. 33 . ISBN 0198661584 .
- ^ Уэлч, Роберт. «бардовская поэзия» . Краткий оксфордский справочник по ирландской литературе в Интернете . Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Бергин, Осборн. Ирландская бардовская поэзия . Дублин: Дублинский институт перспективных исследований. стр. 3–5 . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ Карни, Джеймс (1985). Средневековые ирландские тексты с ирландским поэтом-бардом . Маунтрат: Дольмен Пресс. стр. 1107–8. ISBN 0-85105-360-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мишель О'Риордан, ирландская бардовская поэзия и риторическая реальность , издательство Коркского университета (2007)
- Роберт Уэлч и Брюс Стюарт, Оксфордский справочник по ирландской литературе
- Элеонора Нотт , Бардские стихи Тадга Далла О Хуигинна (1550–1591), Введение в ирландскую слоговую поэзию периода 1200–1600 годов с избранными, примечаниями и глоссарием (Корк, 1928), Ирландская классическая поэзия, обычно называемая бардской поэзией (Дублин) , 1957).
- Нотт, Элеонора. «Каталог работ Элеоноры Ноттс» (PDF) . ria.ie/library/eleanor-knott-collection .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Авторы и текстовые источники на сайте celt.dias.ie.
- « Бардическая поэзия: лекция, прочитанная в 1912 году », Осборн Бергин , в «Ирландской бардской поэзии» , Дублин: Дублинский институт перспективных исследований (1970).