Основополагающий миф Марселя

Миф об основании Марселя — это древний миф о сотворении мира, повествующий о легендарном основании колонии Массалия (современный Марсель ) на средиземноморском побережье того, что позже было известно как южная Галлия , греческими поселенцами из Фокеи , города в западной Анатолии . Хотя засвидетельствованные версии различаются в некоторых деталях, все они повествуют историю брака царевны Гиптиды (или Петты), дочери Нанна, вождя местных Сегобригиев , с фокейским моряком Протисом (или Евксеном). В день свадьбы принцесса решает выйти замуж за иностранца, подарив ему во время пира чашу, наполненную вином или водой.
Сохранилось только два обширных источника: история, изложенная Аристотелем в «Конституции массалиотов», которая воспроизведена в Атенея » « Deipnosophistae , и версия, рассказанная галло-римским историком Помпеем Трогом в его «Филиппических историях» , ныне утерянная, но позже обобщенная. римский историк Юстин . [ 1 ] Римский историк Ливий также ссылается на этот миф в своей книге « Ab Urbe Condita» . [ 2 ]
Мотив выбора принцессой будущего мужа среди группы женихов во время свадьбы встречается и в других индоевропейских мифах , особенно в древнеиндийских сказках о сваямваре и в Хареса из Митилини . «Рассказах об Александре» [ 3 ] [ 2 ] На предысторию фокейской версии, вероятно, повлияло фактическое основание колонии Массалия около 600 г. до н. э. греческими поселенцами из ионического города Фокея , хотя более ранние прототипы могли существовать уже в Фокее. [ 4 ] Современных жителей Марселя до сих пор в просторечии называют «фокейцами» (фр. Phocéens ).
Версии
[ редактировать ]Аристотель
[ редактировать ]Афинеем «Конституция массалиотов» Аристотеля, написанная в IV веке до нашей эры и позже воспроизведенная в его «Deipnosophistae» , представляет собой краткое и эллиптическое изложение основного мифа. Текст передан плохо и, по мнению филолога Дидье Пралона, «рассказ больше похож на рабочую заметку, чем на составленное повествование». [ 1 ]
Фокейцы, населявшие Ионию, были торговцами и основали Массалию. Евксен из Фокеи был гостем-другом царя Наноса — так его на самом деле звали. Евксен случайно оказался в гостях, когда этот Нанос праздновал свадьбу дочери, и его пригласили на пир. Свадьба была организована следующим образом: после трапезы девушка должна была войти и предложить чашу, полную вина, смешанного с водой, тому жениху, которому она пожелает, и тот, кому она ее подарит, будет ее женихом. Когда девушка вошла в комнату, она отдала чашу, то ли случайно, то ли по какой-то другой причине, Евксену; ее звали Петта. После того как это произошло, и отец ее решил, что подарок сделан по воле бога, так что он должен обладать ею, Евксен женился и завел с ней домашнее хозяйство, хотя и изменил ей имя на Аристоксена. В Массалии до сих пор существует семья, произошедшая от нее и известная как Протиады ; потому что Протис был сыном Евксена и Аристоксена.
— Афиней 2010 , XIII, фр. 549 Роза = Аристотель «Конституция массалиотов».
Помпей Трог
[ редактировать ]Версия о Помпее Троге , галло-римском писателе из близлежащего племени воконтиев , ныне утеряна, но была обобщена в III–IV веках нашей эры римским историком Юстином в его Epitoma Historiarum Philippicarum . [ 5 ] Трог, по-видимому, повторял версию, бытовавшую в Массалии в I веке до нашей эры. [ 6 ]
Во времена царя Тарквиния отряд молодых фокейских воинов, приплыв к устью Тибра, заключил союз с римлянами. Оттуда, приплыв в дальние заливы Галлии, они основали Массилию среди лигурийцев и свирепых племен галлов; и они совершили великие дела, либо защищаясь от дикости галлов, либо провоцируя их на битву, - предварительно спровоцировав самих себя. Ибо фокейцы были вынуждены из-за бедности и бедности своей почвы уделять больше внимания морю, чем суше: они влачили существование рыбной ловлей, торговлей и главным образом пиратством, которое в те времена считалось почетным. Поэтому они осмелились плыть к самому дальнему берегу океана и пришли к Галльскому заливу, у устья Роны. Очарованные красотой этого места, они вернулись домой, чтобы рассказать об увиденном, и заручились поддержкой большего числа людей. Командующими флотом были Симос и Протис. Итак, они пришли и искали дружбы с царем сегобригиев по имени Нанн, на территории которого они хотели основать город. Случилось так, что в этот день царь занимался организацией свадьбы своей дочери Гиптис: по обычаю племени он готовился отдать ее замуж за зятя, выбранного на банкете. Итак, поскольку на свадьбу были приглашены все женихи, на пир были приглашены и греческие гости. Тогда привели девушку, и когда отец попросил ее предложить воды мужчине, которого она выбрала себе в мужья, она обошла их всех и, обратившись к грекам, подала воду Протису; и ему, превратившемуся таким образом из гостя в зятя, от тестя дали место для основания города. Так Массилия была основана близ устьев реки Роны, в глубокой бухте, как бы в уголке моря.
— Юстин 43, 3 = Помпей Трог. Philippic Histories (перевод Rivet 1988 , стр. 10).
Другие упоминания
[ редактировать ]
В своем рассказе о легендарном вторжении кельтов в Италию, которое, как утверждается, возглавил Белловес около 600 г. до н.э., Ливий намекает на основание Массалии фокейцами. По его версии, последние столкнулись с противодействием со стороны салювиев , кельто-лугурийского племени, жившего дальше на север, во внутренних районах, недалеко от современного Экс-ан-Прованса . Этот отрывок на самом деле может относиться к конфликту с сыном Нанноса Команом, который произошел ок. 580 г., или же быть частью другой древней традиции, рассказывающей менее мирную историю о первом пришествии фокейцев ок. 600. [ 2 ]
В то время как [галлы] были там, как бы огорожены высокими горами, и высматривали, где они могли бы пересечь высоты, достигающие неба, в другой мир, суеверие также удерживало их, потому что, как сообщалось, им рассказали, что салуи окружили некоторых чужеземцев, ищущих земли. Это были массилийцы, прибывшие на кораблях из Фокеи. Галлы, посчитав это хорошим предзнаменованием своего успеха, оказали им помощь, так что они, без сопротивления салуев, укрепили место, которое они первыми захватили после высадки...
- Ливий 2019 . Из найденных в городе , 5.34 книг
Отрывок из Страбона « Географии» рассказывает часть путешествия Фокейцев к месту основания и фокусируется на введении культа Артемиды Эфесской в Массалии. Страбон рассказывает об оракуле, повелевавшем фокейским колонистам остановиться в Эфесе местному Аристарху , где Артемида явилась во сне . После прибытия в Массалию они построили храм Артемиде, сделав жрицей эфесскую женщину. [ 7 ] Плутарх также упоминает легендарного основателя Протиса в своем «Жизнеописании Солона» (2, 7) : «Некоторые купцы действительно были основателями великих городов, как Протис, которого любили галлы вдоль Роны, был марсельцем». [ 8 ]
Этимология
[ редактировать ]
Ученые сравнили имя принцессы в версии Аристотеля, Петта (Πέττα), с валлийским peth («вещь»), бретонским pezh («вещь»), древнеирландским cuit («доля, часть») и пиктским Place- имена в Pet(t) -, Pit(t) -, которые, похоже, означают «участок земли». [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Средневековое латинское petia terrae («участок земли») также является родственным , происходящим от непроверенного галльского * pettia (ср. французское pièce ). [ 12 ] [ 10 ] Все эти термины в конечном итоге происходят от протокельтского * k В езди - («кусок, порция»). [ 12 ] В качестве альтернативы Г. Кайбель предложил изменить название на Гепта (Γέπτα; возможно, «сильный»). [ 13 ]
Имя Протис (Πρῶτις) близко к протос («первый»), [ 14 ] и символизирует понятия «происхождение» и «первичность». По версии Аристотеля, он является сыном основателя фокейцев по имени Евксен, а не самого основателя фокейцев. [ 8 ] После их свадьбы Евксен (Εὔξενος) меняет имя Петты на Аристоксене (Ἀριστοξένη), буквально «Лучший гость / Хозяин», таким образом совпадая со своим собственным именем, что означает «Гостеприимный». Глагол, обозначающий их союз, sunṓͅkei (συνῴκει; «жить вместе», также «основаться вместе»), означает сожительство как пары, так и двух групп. [ 5 ] [ 15 ] Таким образом, изменение названия может означать эллинизацию туземцев, поселившихся вместе с фокейцами. [ 5 ] а также открытие новой отцовской группы происхождения, Протиады, которая отделилась от родной группы происхождения Нанна. Однако Аристотель упоминает, что Протиады «происходили от нее», а не от Протиса, возможно, намекая на полуматрилинейную систему Сегобригиев, где небольшие группы, вероятно, основывались женщинами из доминирующего племени, но управлялись местными «большими мужчинами». [ 11 ]
Имя местного царя, Наннус или Нанос (Νάνος), по-гречески означает «карлик», что, кажется, удивило Аристотеля, который настаивал на том, что «на самом деле это было его имя». [ 13 ] Его можно интерпретировать как «вождь, король» (то есть «маленький король»). [ 10 ] [ 16 ]
Имя второго фокейского полководца, Симоса , дано только Трогом и относится к физическому позору: крючковатому носу или обезьяньему лицу. Согласно Пралону, в греческой традиции «дефект обрекает на исключение любого, кто страдает от него, но также может дать ему право на величайшие подвиги». [ 8 ]
Анализ
[ редактировать ]Миф об основании Фокейцев вращается вокруг идеи мирных отношений между туземцами и поселенцами, которая контрастировала с историческими ситуациями, когда территории могли быть захвачены силой или обманом во время греческой колониальной экспансии . [ 2 ] [ 17 ] Смешанные браки были необходимой и распространенной практикой в ранний период колонизации. [ 14 ] и такие мифы, вероятно, помогли потомкам как поселенцев, так и туземцев символически иметь общее происхождение в своей коллективной памяти. [ 18 ] В версии Трогуса Протис не интегрирует Сегобриги в новую колонию. Вместо этого царь Наннус предоставляет ему участок земли, чтобы он мог основать город и позволить ему сохранить свою «эллинистость». [ 8 ]
После захвата Фокеи персами в 545 г. до н. э. новая волна поселенцев бежала в сторону Массалии, что могло объяснить присутствие двух вождей ( duces classis ), Симоса и Протиса, в версии Трога, а также в рассказе Страбона о Эфесская Артемида . [ 14 ] По мнению историка Анри Трезини, создание единственного основателя, Протиса, могло произойти даже после падения Фокеи в 494 г. до н.э. [ 14 ] Ученый Бертран Вестфаль утверждает, что некоторые архетипы основополагающего мифа, возможно, уже существовали на берегах Анатолии до 600 г. до н. э.: в глазах фокейских поселенцев, покинувших свою эллинскую родину в неведомые земли « варваров », такие мифы могли служить поощрение отплыть к чужим берегам с обещанием жениться на принцессе и оставить потомство за границей. [ 4 ]
Основополагающий миф Массалии также имеет сходство с другими сказками из греческой мифологии . В гомеровской традиции такие мифы обычно связаны с аристократическими героями и местными королями, которые следовали греческому образу жизни, практикуя гостеприимство, обмениваясь пирами и подарками, а союз в конечном итоге скреплялся приданым и политическим союзом. Например, Алкиной предлагает Одиссею жениться на Навсикае и поселиться в Схерии , точно так же, как Гиптида предложила себя иностранцу, чтобы основать колонию в фокейском варианте. [ 19 ]
Индоевропейские аналоги
[ редактировать ]Несколько индоевропейских мифов индийской, греческой и, возможно, иранской традиции повествуют похожие истории о принцессах, которые выбирают своего будущего мужа во время собственной свадьбы или посредством соревнования между женихами. Индийская традиция систематизировала эту своеобразную форму брака и назвала ее сваямвара («личный выбор»). В «Рамайе » Сита выбирает Раму своим мужем, как Дамаянти выбирает Налу после того, как увидела его во сне в « Махабхарате» , и как Тиндарей позволяет Елене выбрать собственного мужа в Еврипида « Ифигении в Авлиде» . Кроме того, и Пенелопа в Гомера » «Одиссее , и Драупади в «Махабхарате» делают свой выбор в форме соревнования по стрельбе из лука между своими женихами. [ 19 ]
Афиней сравнил фокейскую версию с восточной сказкой, найденной в Хареса Митилини «Рассказах об Александре» ( Perì Aléxandron historíai ). Принцесса Одатис, дочь царя Омарта, видит во сне Зариадре , царя Софены , землю близ Каспийского моря . После этого Зариадреса мечтает об Одатисе и делает ей предложение, но она отказывается. Вскоре после этого Омартес созывает лордов своего королевства, и организуется свадьба. Одатис должна просмотреть их всех, затем взять золотую чашу, наполнить ее и отдать тому, с кем она согласна выйти замуж, но она в очередной раз откладывает решение, и расстроенный Зариадр решает похитить юную принцессу. По словам Афинея, сказка была настолько популярна среди «варваров», что многие дворяне давали своим дочерям имя Одатис. [ 8 ] Эта история также напоминает Ктесия рассказ о Стрянгае и Заринае . [ 20 ]
В мифе о Масалиоте выбор принцессы фактически находится под божественным контролем, или tyche («случай», «судьба»). И Аристотель, и Трог сходятся во мнении, что присутствие Евксена/Протиса на свадьбе Проттиса/Гиптиса было удачей («Эвксен случайно оказался в гостях, когда этот Нанос праздновал свадьбу своей дочери»; «Случилось так, что в тот день царь был занят устраивая бракосочетание своей дочери Гиптис»). Аристотель настаивает на том, что чаша была подарена фокейцу царевной «то ли случайно, то ли по какой-то другой причине», и что Нанос «решил, что подарок сделан по воле бога». [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]По словам Аристотеля, семья по имени Протиады жила в его время в Массалии и, вероятно, заявляла о своем происхождении от легендарного Протиса (Πρῶτις), которого он изображает как сына Евксена и Аристоксена. [ 5 ]
25-летие со дня основания города отмечалось в 1899 году в Марселе народным праздником и реконструкцией прихода фокейских лодок в Старый порт . [ 21 ] 26-летие отмечалось в 1999 году и ознаменовалось созданием общественного парка под названием Parc du 26e Centenaire . [ 22 ]
Древний миф вдохновил Гийома Аполлинера на книгу « Плавник Вавилона» , опубликованную в 1914 году. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пралон 1992 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с д Пы и Трезини 2013 .
- ^ Пралон 1992 , стр. 54–55.
- ^ Jump up to: а б Вестфаль 2001 , с. 290.
- ^ Jump up to: а б с д Пралон 1992 , с. 53.
- ^ Заклепка 1988 , с. 9–10.
- ^ Летучие мыши 2021 .
- ^ Jump up to: а б с д и Пралон 1992 , с. 54.
- ^ Фриман 2006 , с. 849.
- ^ Jump up to: а б с д Гарсия 2016 , стр. 88–89.
- ^ Jump up to: а б Буффье и Гарсия, 2021 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б Матасович 2009 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Пралон 1992 , стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б с д Трезини 2005 , стр. 5–6.
- ^ Буффье и Гарсия, 2021 , с. 27.
- ^ Буффье и Гарсия, 2021 , с. 26.
- ^ Буффье и Гарсия, 2021 , с. 25.
- ^ Колендо и Барткевич 2005 , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б Пралон 1992 , с. 55.
- ^ Шмитт, Рюдигер (1991). «Карл Митиленский» . Энциклопедия Ираника . Фонд Энциклопедии Ираника.
- ^ Морель-Деледалль 1999 , стр. 15, 22, 29.
- ^ Жутар, Филипп (2019). «Старый порт». В Вевёрке, Оливье; Винок, Мишель (ред.). Места в истории Франции . Перрин. стр. 189–198. ISBN 978-2-262-08317-5 .
- ^ Дюшен, Реми (2013). Пирс писем. Марсель и писатели, 1900-1950 гг . Джей Си Латте. ISBN 978-2-7096-4324-5 .
Первоисточники
[ редактировать ]- Афиней (2010). Ученые банкеты, том VI: Книги 12-13.594b . Классическая библиотека Леба. Том. 327. Перевод Олсона, С. Дугласа. Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674996397 .
- Ливи (2019). История Рима . Классическая библиотека Леба. Перевод Ярдли, JC Harvard University Press. ISBN 978-0674992566 .
Библиография
[ редактировать ]- Батс, Мишель (2021). «Артемида Марсельская и Диана Авентинская: от дружбы к разрыву между Марселем и Римом». В Буффье, Софи; Гарсия, Доминик (ред.). Территории древнего Марселя . Блуждание. ISBN 978-2-87772-848-5 .
- Буффье, Софи; Гарсия, Доминик (2021). «Территориальные вариации: туземцы и греки в средиземноморских кельтах». В Буффье, Софи; Гарсия, Доминик (ред.). Территории древнего Марселя . Блуждание. ISBN 978-2-87772-848-5 .
- Фриман, Филип (2006). «Греческие и римские рассказы о древних кельтах». В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-440-0 .
- Гарсия, Доминик (2016). «Аристократы и плутократы в средиземноморских кельтских странах». В Беларте, Франко; Гарсия, Доминик; Санмарти, Джоан (ред.). Протоисторические социальные структуры в Галлии и Иберии . Университет Барселоны. стр. 85–94. ISBN 978-84-936769-4-0 .
- Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-440-0 .
- Колендо, Ежи; Барткевич, Катажина (2005). «Древние истоки современных дебатов о коренном народе». Коллекция Института науки и техники древности . 985 (1): 25–50. ISSN 1625-0443 .
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361 .
- Морель-Деледалль, Мириам (1999). «От мифа к исследованию: празднование двадцать пятого столетия со дня основания Марселя». В Гермарии, Антуан; Трезини, Анри (ред.). Греческий Марсель: 600-49 гг. до н.э. э., фокейский город . Блуждание. ISBN 978-2-87772-178-3 .
- Пралон, Дидье (1992). «Легенда об основании Марселя». Греческий Марсель и Галлия . Полет. 3. Массалитские исследования. стр. 51–56. ISBN 978-2908774030 .
- Пи, Мишель; Трезини, Анри (2013). «Территория греческого Марселя: размышления и проблемы». В «Бэтс», Мишель (ред.). Из одного мира в другой: контакты и аккультурация в Средиземноморской Галлии . Центр Жана Берара. стр. 243–262. дои : 10.4000/books.pcjb.5278 . ISBN 978-2-38050-003-5 .
- Ривет, Альберт Л.Ф. (1988). Галлия Нарбонна: С главой о Приморских Альпах: Южная Франция в римские времена . Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-5860-2 .
- Трезини, Анри (2005). «Греческие колонии Западного Средиземноморья» . Городская история . 13 (2): 51–66. дои : 10.3917/rhu.013.0051 . ISSN 1628-0482 .
- Вестфаль, Бертран (2001). Берег мифов: средиземноморская геокритика, место и его миф . Издательство Лиможского университета. ISBN 978-2-84287-199-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алонсо-Нуньес, ЖМ (1994). «Трог-Помпей и Массилия (Юстин, Эпитома XLIII, 3, 4 — XLIII, 5,10)». Латомус . 53 (1): 110–117. ISSN 0023-8856 . JSTOR 41536830 .
- Поми, Патрис; Поведа, Пьер (2018). «Гиптис: парусная копия архаической греческой сшитой лодки VI века до нашей эры» . Международный журнал морской археологии . 47 (1): 45–56. Бибкод : 2018IJNAr..47...45P . дои : 10.1111/1095-9270.12294 . ISSN 1095-9270 .