Гладкий


Ленус ( древнегреческий : Ληνός [ 1 ] ) был кельтским богом-целителем, которому поклонялись преимущественно в Восточной Галлии , где его почти всегда отождествляли с римским богом Марсом .
Имя
[ редактировать ]Теоним llwyn Ленос может происходить от основы leno -, которая могла означать «дерево, бокаж» (ср. валлийское « куст, могила, кустарник»). [ 2 ]
Культ
[ редактировать ]Он был важным богом племени Тревери , у которого были большие святилища в лечебных источниках в Трире и Мартберге у Померна на территории нынешней Германии . Два посвящения ему известны также из юго-западной Британии ( Чедворт и Кервент ). Эдит Вайтман характеризует его как «один из лучших примеров Тевтата , или бога народа, приравненного к Марсу – защитника племени в бою, но также [...] дарителя здоровья и общей удачи» (с. 211). [ 3 ] В его святилище «Ам Ирминенвингерт» в Трире был большой храм, бани, небольшие святилища и театр; на Мартберге также было большое количество разнообразных зданий, вероятно, в том числе комнаты для паломников, ищущих здоровья. Несмотря на свои ассоциации с целительством, Ленус Марс классически изображается воином в коринфском шлеме на бронзовой статуэтке из Мартберга. [ 3 ]
Его имя чаще всего появляется в надписях как «Ленус Марс», а не как «Марс Ленус», как можно было бы ожидать от других наиболее синкретизированных имен. В Трире божественными партнерами Ленуса Марса были кельтская богиня Анкамна и римская Виктория . [ 4 ] а также Xulsigiae , которые, возможно, являются водными нимфами. [ 3 ] Надпись из Каула в Люксембурге, судя по всему, призывает Ленуса Марса « Вераудунус » вместе с кельтской богиней Инционой . [ 5 ]
Ленус был не единственным кельтским богом, отождествляемым Тревери с Марсом; другие, такие как Иовантукар (очевидно, защитник молодости), Интарабус , Камул и Луцеций, отождествлялись с Марсом и, возможно, в более широком смысле, с Ленусом. Его имя иногда появляется как «Марс Ленус»; [ 6 ] более обычная форма «Lenus Mars» сопровождается эпитетами Arterancus и Exsobinus в одной надписи каждый.
В Британии Марс Ленус мог быть отождествлен с Оцелусом Веллауном , о чем свидетельствует надпись на основании статуи: [ 7 ]
- DEO MARTI LENO SIVE OCELO VELLAVN ET NVM AVG M NONIVS ROMANVS OB IMMVNITAT COLLEGNI DDSD GLABRIONE ET HOMVLO COS XK SEPT
- Богу Марсу Ленусу или Оцелусу Веллауну и Нумену Августа Марк Ноний Роман посвятил его по привилегии коллегии во время консульства Глабриона и Гомула за десять дней до сентябрьских календ.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ CIL XIII, 07661 ; Э. Кортни (1995) читает исходную форму дательного падежа как Ληνῷ в Musa Lapidaria: A Selection of Latin Verses 160 , p. 152.
- ^ Деламарр 2003 , с. 435.
- ^ Перейти обратно: а б с Эдит Мэри Вайтман (1970). Роман Трир и Тревери. Руперт Харт-Дэвис, Лондон.
- ^ Кельтское дерево
- ^ Музей истории и искусства, Люксембург. 1974. Скульптурные камни и надписи римской эпохи , каталогизированные Эжени Вильгельм, стр.71.
- ^ Николь Юфер и Тьерри Лугинбюль (2001). Галльские боги: справочник имен кельтских божеств, известных из эпиграфики, древних текстов и топонимики. Париж: Издания Errance. ISBN 2-87772-200-7 .
- ^ Б. Коллингвуд и Р.П. Райт. Римские надписи Британии. Оксфорд. РИБ 309. Цитируется на сайте Roman-Britain.org .
Библиография
[ редактировать ]- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN 9782877723695 .
