Альбан из Майнца
Сен-Альбан | |
---|---|
![]() Альбан Майнцский на анонимной тирольской картине ок. 1500–1525. | |
Рожденный | 4 век |
Умер | 5 век Майнц |
Почитается в | Костел |
Праздник | 21 июня |
Атрибуты | Изображен держащим голову в руках (обезглавленным). |
Покровительство | грыжа, эпилепсия, гравий, камни в почках [ 1 ] |
Альбан из Майнца (лат. Albanus или Albinus ; предположительно умер в Майнце или недалеко от него). [ 2 ] ) — католический священник, миссионер и мученик в Поздней Римской империи . он почитается как Альбан Майнцский В католической церкви , не путать со святым Альбаном Веруламиумом святой .
Источники
[ редактировать ]Об Альбане ничего достоверного не известно, о котором не сохранилось ни одного современного источника. [ 2 ]
Путаница с Альбаном из Веруламиума
[ редактировать ]Есть сведения, что в разные периоды Средневековья его путали с британским святым Альбаном , умершим в Веруламиуме (ныне Сент-Олбанс , Хартфордшир, Англия) около 300 года; более поздние источники утверждают, что оба албанца были обезглавлены, и оба всегда изображаются с головой в руках, [ 3 ] их праздничные дни - 21 и 22 июня соответственно. [ 2 ] Английский католический агиограф Албан Батлер заметил в 1759 году, что ученые раннего Нового времени Томас Мор (« Опровержение ответа Тиндейла» , 1532 г.) и Тьерри Рюинар ( «История преследования вандалистов» , 1694 г.) все еще приравнивали или смешивали обоих альбанцев, отмечая при этом, что Рабанус (ок. 845 г.) отличил их. [ 4 ] Также возможно, что некоторые элементы жизни Альбана Майнцского перепутались с жизнью Альбана/Альбина Римского/Кёльнского (обезглавлен; праздник: 22 июня), Альбана Силененского ( обезглавленного), Альбина Анжерского (ок. 470–550; праздник: 1 марта) и Альбин Верчелли (праздник: 1 марта). [ 5 ]
Мартиролог Рабана
[ редактировать ]Самый старый сохранившийся существенный источник об Альбане Майнцском - это Мартирологиум (ок. 845 г.) Рабануса Мавра , в котором были две отдельные записи для Майнцского Альбана и английского Альбана. [ 2 ] Что касается Альбана Майнца, он писал:
21 июня: Мученик Албан из [нашей] родной Могунтии [Майнца], который во время правления императора Феодосия выступил с острова Намсии со святыми Феонестом и Урсом, и достиг Медиолана [Милана], и оттуда вышел и с помощью Господней он прибыл в провинции Галлии и остался там во имя Спасителя, желая претерпеть мученическую смерть в служении Богу. Но после того как мученическая кончина приняла блаженного Урса в городе Августе , Теонест прибыл с Альбаном в Могунтиакум [Майнц]; проповедуя там слово Божие, ученик его Албан совершил мученическую смерть и был погребен там же, близ города. [ примечание 1 ]
- Рабанус Мавр, Мартиролог. Юний (ок. 845 г.)
Passio Sancti Albani из Гозвина
[ редактировать ]Вторым существенным источником является Passio Santi Albani , неполная агиография, написанная в 1060-х или 1070-х годах школьным учителем Гозвином, который сетовал на то, что до его дней сохранилось очень мало свидетельств об Альбане. [ 2 ] [ 7 ] Отчет Гозвина гораздо длиннее и добавляет множество элементов, отсутствующих в «Мартирологиуме » Рабана , включая пролог о Первом Никейском соборе (325 г.), осуждавшем арианство , который, тем не менее, сохранялся до тех пор, пока Гонорий и Аркадий не сменили Феодосия (395 г.). В то время Альбан упоминается как один из четырех учеников Теонеста, остальными были Урсус, Табраха и Табрата. Эти пять католических священнослужителей вынуждены бежать из Северной Африки в Италию после преследований со стороны Гунериха , яростно арианского короля вандалов (который, однако, исторически правил 80 лет спустя, в 477–484 годах), путешествуя к Амвросию , епископу Миланскому (р. 374–397; умер за 80 лет до того, как Хунерих стал королем). Мудрейший Амвросий обучает Теонеста и его учеников изысканному богословию и отправляет их обращать «арианских зверей» в Галлию и Германию. Они проезжают город под названием Augusta primae Retiae , где Урсус убит арианами, а Альбан в конце концов обезглавлен в Майнце местными арианами, которым он проповедовал католическое учение о Троица . Легенда заканчивается рассказом о том, что Албан нес свою голову на руках к месту, где хотел быть похороненным. [ 8 ]
Хайнц Томас (1970) продемонстрировал, как « Пассио» было написано с политической целью: на службе у своего господина Зигфрида I, архиепископа Майнца , Гозвин представил архиепископа Майнца как предстоятеля всех христиан в Германии и Галлии и сформулировал жизнеописания Альбана, Теонаста, Бонифация и других священнослужителей Майнцера, чтобы доказать это. [ 7 ] Passio Santi Albani была написана, чтобы противостоять притязаниям архиепископа Трира на первенство, и была пронизана легендами и вымыслами об истории города и епархии Майнца, часть которой фактически была заимствована из истории Трира , чтобы достичь этой цели. [ 9 ]
Попытки реконструкции
[ редактировать ]Рассказы о жизни Альбана широко противоречат друг другу в датировке, географии, характерах и действиях, в то время как другие элементы остаются неясными; это побудило ученых создать существенно разные реконструкции Альбана.
Встречаться
[ редактировать ]Иногда предполагается, что он умер в Майнце или его окрестностях около 400 года (Watkins 2015). [ 10 ] но другие утверждают, что он умер намного позже, около 483 г. (Хиршель 1855). [ 11 ] Третьи основываются на биографии его учителя Теониста X века , в которой утверждается, что Альбан был замучен в Майнце до того, как Теонист был замучен возле Альтинума 30 октября 380 года. [ 12 ] Поскольку смерть Амвросия (397 г.) и правление Гунериха (годы правления 477–483) хорошо известны из других источников, это означает, что утверждение Гозвина о том, что Теонист и его ученики посетили Амвросия в Милане после того, как Гунерих изгнал их из Африки, не может быть исторически верным. Королевство вандалов в Африке было основано только в 435 году Гейзерихом , который умер в 477 году. [ 13 ] и Гозвин указывает, что им правил Хунерик Wandalorum Rex post Gezericum patrem («Гюнерик, король вандалов в честь его отца Гейзериха»). [ 8 ]
География
[ редактировать ]Помимо Милана и Майнца, оспариваются все остальные места, упомянутые источниками. Некоторые авторы пытались сделать вывод по личному имени Альбана, что он был либо уроженцем Албании , либо городом под названием «Альба». [ 14 ] Некоторые писатели утверждают, что остров Намсия , также называемый Наузия , следует приравнивать к Наксосу в Эгейском море . [ 5 ] [ 14 ] в то время как другие заявляют, что они не уверены в этой идентификации или понятия не имеют, где ее найти, поскольку, похоже, ее не существовало. Неясно также, была ли эта Намсия местом рождения Альбана или (частью) епархии Теониста, в то время как другие идентифицируют последнего как епископа Филиппов . [ 15 ] город в 450 км к северу от Наксоса. Многие авторы сомневаются или категорически отвергают утверждение Гозвина о том, что Албан и Теонист действовали в Северной Африке во времена короля вандалов Хунериха, на хронологических основаниях, а также на том факте, что Рабанус не упоминает этот эпизод. [ 4 ] [ 14 ] Наконец, город Августа или Augusta primae Retiae , в котором, как говорят, был убит Урсус, интерпретируется как Augusta Treverorum (современный Трир, недалеко от Майнца), Augusta Vindelicorum (современный Аугсбург в Баварии ) или Augusta Praetoria Salassorum (современный Аоста). на северо-западе Италии). [ 16 ] [ 14 ] Марк Вельзер , ученый из Аугсбурга, утверждал в 1594 году, что Августа (primae Retiae) должна была быть Аугсбургом, в то время как Хенрикус Канисиус из Неймегена в своем переиздании Passio Santi Albani 1614 года ответил , что у некоторых других авторов были аргументы в пользу Аосты. [ 8 ]
Общий
[ редактировать ]Даниэль Папеброх (1722 г.) пришел к выводу, что Альбан был убит «еретиками» арианами 21 июня 404 г., когда Ауреус был епископом Майнца. [ 14 ] Албан Батлер (1759 г.) отмечал, что Папеброх и Жан Мабийон утверждали, что Альбан был африканским епископом, который из-за своей католической веры был изгнан из Королевства вандалов арианским монархом Гунерихом, после чего поселился в Майнце, где был схвачен гуннов и казнен из-за своей веры. Однако Батлер поддерживал точку зрения Рюнарта (1694 г.) и Георгия (1745 г.) о том, что Альбан не был выходцем из Африки. [ 4 ]
Согласно Шаабу (1844 г.), Альбан прибыл в Майнц около 404 г., чтобы обратить ариан в католицизм, но они обезглавили его в Гартенфельде. [ 17 ]
Хиршель (1855 г.) утверждал, что и Альбан, и епископ Теонист были изгнаны из Африки арианским королем вандалов Хунерихом и что в Майнце не было епископа, когда они прибыли, чтобы обратить в свою веру местных ариан, которые приступили к изгнанию Теониста и обезглавливанию Альбана в Гартенфельде около 483 года. [ 11 ]
Стадлер (1858) заметил, что разрушение Майнца гуннами (во время которого предположительно был убит епископ Ауреус) произошло в 451 году (непосредственно перед битвой на Каталаунских равнинах ), а не в 404 году, как утверждали некоторые авторы, тем самым отвергая утверждение о том, что Альбан был убит. от гуннов. [ 14 ]
Хронология Майнца, построенная Францем Фальком (капелланом в Вормсе) для Нассауских Анналов (1873 г.), включает убийство епископа Ауреуса во время гуннского разграбления Майнца 16 июня 403 г., убийство Альбана гуннами 21 июня 406 г. и Переправа через Рейн (аланами и гепидами) 31 декабря 406 г., по данным » Рабана « Мартирологиум » Гозвина , «Пассио , «Хроника Проспера Аквитанского » и Иеронима « Эпистола ад Агерухиам» . Фальк объяснил «преследование ариан», упомянутое Гозвином и Сигехартом, как означающее, что гунны были арианами, и их преследования были «как политическими, так и религиозными». [ 16 ]
Смит и Уэйс (1877) писали: «Альбан из Менца, замученный в Менце, неизвестно когда, согласно Баеде , также при Диоклетиане , согласно Сигеберту (в Хрон. ), который говорит, что он был изгнан из Филипп вместе с их епископом Теонистом, в 425 году, и из уважения к которому Рабан Мавр зашел так далеко, что назвал [Альбана] африканским епископом, бегущим из Гуннериха...» [ 18 ]
Хойптли (2003) утверждал, что культ Альбана стал ассоциироваться с культом Теониста, который, возможно, был епископом Филипп, но которого путали с Таумастом, епископом Майнца V века . [ 15 ]
Пелизеус (2012) утверждал, что Майнц был завоеван вандалами, свевами и бургундами в 406 году, во время которого Альбан был убит. [ 19 ]
В реконструкции Уоткинса (2015 г.) Альбан был греческим священником с острова Наксос, сосланным арианами в Майнц, где он стал миссионером; местные ариане убили его около 400 человек. [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]В 804 году в Майнце были построены церковь и монастырь в честь Альбана. [ 4 ] На карте Фульды 786 года, кажется, уже упоминалась часовня в Майнце, посвященная Альбану. [ 5 ] Он стал центром аббатства Святого Альбана , большого бенедиктинского монастыря , который был отремонтирован Карлом Великим около 805 года. [ 20 ] Монастырь был разорен в 1557 году и больше не восстанавливался. [ 5 ]
Альберт II, граф Намюрский, основал коллегиальную церковь Святого Альбана в Намюре в 1047 году. [ 4 ] Когда в 1559 году была создана Намюрская епархия , она была расширена до собора Святого Обина , который утверждает, что хранит реликвии Альбана Майнцского. Раньше его широко почитали в Валлонии, но редко во Фландрии и Нидерландах. Албан был редким примером святого, к которому обращались за бедствиями в целом, а не за конкретную область проблем, с которыми сталкивались католики. [ 21 ]
И Альбан из Майнца, и Альбан из Веруламиума изображены в искусстве несущими голову между руками после обезглавливания. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ XI КАЛ. В Майнце день рождения мученика Альбана, который при императоре Феодосии, отправившись с острова Намсия, пришел в Милан со святым Феонестом и Медведицей и, выйдя оттуда, помогая Господу, достиг Галлии, и оставшись на службе у Боже, готовый на мученичество во имя Спасителя. А после того как блаженный Урс принял мученическую смерть в городе Августе, Теонест прибыл в Майнц с Альбанусом, и пока он проповедовал там слово Божие, Альбан, его ученик, принял мученическую смерть и был похоронен там близ города. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Индекс святых покровителей: Святой Альбан Майнцский.
- ^ Jump up to: а б с д и Паркс, Генри (2015). Совершение литургии в Оттоновской церкви: книги, музыка и ритуалы в Майнце, 950–1050 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 38–39. ISBN 9781316240823 . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мерфи, Эдвард Л. (октябрь 1959 г.). «Святые эпилепсии» (PDF) . Медицинская история . 3 (4). Издательство Кембриджского университета: 303–311. дои : 10.1017/S0025727300024807 . ПМК 1034505 . ПМИД 14425381 . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Батлер, Альбан (1799). Жития первобытных отцов, мучеников и других главных святых преподобного Албана Батлера . Эдинбург: Дж. Мойр. стр. 323–325 . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ф. Мон и О. Веймар (2011). «Святой Альбанус (Алвонес), покровитель церкви в Вольфсхаузене» (PDF) . Родной мир (на немецком языке). Муниципалитет Веймара (Лан) . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Храбанус Мавр (2009). "Июнь " Мартиролог (на латыни). Памятники информатики . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Элдевик, Джон (2007). «Управляя колесницей Господней: Зигфрид I Майнцский (1060–1084) и епископская идентичность в переходный период» . Епископ-реформатор: исследования епископальной власти и культуры в центральном средневековье . Олдершот: Издательство Ashgate. стр. 185–186. ISBN 9780754657651 . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Канисиус, Генрих (1725). «Страсти святого мученика Албана » . Тезаурус церковных и исторических памятников, Том 4 (на латыни). Амстердам: Якобус Баснаж. стр. 158–166 . Проверено 14 октября 2020 г. .
- ^ Столлингер-Лёзер, Кристина (2011). «Сигхард из Сент-Олбана» . Немецкая литература средних веков. Авторский лексикон. Том 11: Дополнения и исправления . Берлин: Вальтер де Грюйтер. п. 1434. ИСБН 9783110908299 . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Уоткинс, Бэзил (2015). Книга святых: Большой биографический словарь . Издательство Блумсбери. п. 39. ИСБН 9780567664150 . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хиршель, Иоганн Йозеф (1855). История города и епархии Майнца (на немецком языке). Майнц: Издательство Франца Кирххайма. п. 12 . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ Антонио Боррелли (31 августа 2001 г.). «Святой теонист (или теонист, или тонисто) епископ и мученик» . Святые и блаженные (на итальянском языке ) Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Encarta Winkler Prins Энциклопедия (1993–2002) sv "§ Geiserik". Корпорация Microsoft/Спектр.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Штадлер, Иоганн Евангелиста (14 апреля 2024 г.). Полный словарь святых, или жизнеописания всех святых . стр. 97–98.
- ^ Jump up to: а б Бруно В. Хёуптли (2003). «Теонест (Теонист, Тонист, Онист) Альтино». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 22. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 1344–1346. ISBN 3-88309-133-2 .
- ^ Jump up to: а б Фальк, Франц (1873). «Первое тысячелетие христианского строительства и художественной деятельности в Майнце» . Анналы Ассоциации археологии и исторических исследований Нассау (Nassau Annals) (на немецком языке). 12 . Ассоциация археологии Нассау: 3–5 . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Шааб, Карл Антон (1844). История города Майнца, Том 2 (на немецком языке). Майнц: Ф. Купферберг. стр. 361–362 . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ Уильям Джордж Смит; Генри Уэйс, Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин (Дж. Мюррей, 1877), 70.
- ^ Пелизеус, Людольф (2012). «Майнц» . Справочник культурных центров раннего Нового времени: города и резиденции в старом немецкоязычном регионе . Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 1393–1394. ISBN 9783110295559 . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Рейнхард Шмид, Аббатство Сен-Альбан перед Майнцем в эпоху высокого и позднего средневековья. История, конституция и собственность монастыря в зоне напряженности между архиепископом, городом, курией и империей, Майнц, 1996 г.
- ^ Клаас, Джо; Клаас, Альфонс; Винке, Кэти (2006). Святые покровители в Нидерландах (на голландском языке). Левен: у десяти есть издатели. п. 144. ИСБН 9789077942253 . Проверено 14 октября 2020 г. .