Jump to content

Мадонна сухого дерева

Мадонна с сухим деревом , Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид. 14,7 см (5,8 дюйма) x 12,4 см (4,9 дюйма)

Мадонна сухого дерева или Богоматерь бесплодного дерева. [ 1 ] представляет собой небольшую картину, написанную маслом на дубе и датированную ок. 1462–1465, приписывают раннему нидерландскому художнику Петрусу Кристусу . Его драматические образы изображают Деву Марию, держащую Младенца Христа на дереве, окруженном черными увядшими ветвями, образующими терновый венец .

Панель не подписана и не датирована. Атрибуция не была установлена ​​до 1919 года, когда историк искусства Грета Ринг связала его иконографию и живописный стиль с Христом и посредством детального изучения изображений присвоила ему нынешнее название.

Обстоятельства его создания неизвестны, хотя его размер указывает на то, что он предназначался для частного поклонения. Считается, что его резкие и запоминающиеся образы заимствованы из Книги Иезекииля , где Сухое Дерево (или одинокое дерево ) представляет собой засохшую и мертвую версию Древа сада Эдемского Познания , возрожденного к жизни благодаря присутствию Богородица и Христос. Пятнадцать золотых букв А-образной формы, свисающих с его ветвей, могут представлять собой первую букву Angelus , Angelus Domini nuntiavit Mariae или Ave Maria . связана Предполагается , что иконография с богослужениями Братства Богоматери Сухого Древа Брюгге , к которому присоединились Петрус Кристус и его жена Гаудисин , чтобы интегрироваться в высшие слои общества города.

Описание

[ редактировать ]
Деталь, изображающая беспокойного Иисуса, держащего державу, украшенную крестом. По некоторым сведениям, его воскресение вернуло бы листья древа жизни расцвести.

Мэри стоит на развилке бесплодного дерева, окруженная спиралью тонких и колючих ветвей, образующих вокруг нее овальную арку. Правой рукой она держит младенца Христа , а другой держит его свисающие ноги. [ 2 ] Складки ее ярко-красного одеяния с зеленой подкладкой нарисованы резкими скульптурными линиями. Если не считать единственной тонкой полоски горностая на подоле, ее синее платье простое и без украшений. [ 2 ] и напоминает платье из Эксетерской Мадонны Кристуса . [ 3 ] Что необычно для Мадонны Северного Возрождения , ее лицо индивидуализировано; черты ее лица не мягкие и не округлые, как у идеализированных моделей, а выражение лица менее самонадеянное, чем у более ранних Мадонн. [ 4 ] Историк искусства Джоэл Аптон описывает ее как «теплую и человечную фигуру… очень привлекательную, но в то же время безмятежную и скромную, как Богородицу». [ 2 ]

Эксетерская Мадонна , Питер Крист, ок. 1444. Картинная галерея, Берлин.

Изображение Младенца Христа, вероятно, заимствовано у Рогира ван дер Вейдена , учитывая игривое отношение и дружелюбное выражение лица. Поскольку Петрус Кристус, возможно, не имел доступа к работам Рожье, влияние, вероятно, было из вторых рук, возможно, через посредничество картин Ганса Мемлинга . [ 3 ]

Панель принимает иллюзорный Ван дер Вейдена масштаб, возможно, под влиянием «Мадонны Дюран» , в которой Мария помещена в неопределенное пространство, которое кажется намного меньшим, чем ее физическое присутствие. [ 5 ] Фигуры Ван дер Вейдена и Кристуса также больше масштаба и тесны в неглубокой скульптурной нише . Они ярко освещены по сравнению с черным фоном. [ 6 ] Кристус использует технику обманки в ряде отрывков, создавая трехмерный эффект, который добавляет странности и бестелесной атмосферы. Наиболее заметно их можно увидеть в руке Богородицы, лежащей под пальцами ног ребенка, в шаре, который он держит в руках, и в золотых буквах, свисающих с шиповника деревьев. [ 3 ]

Рентгенография показывает, что для позиционирования фигур и окружающих элементов в общем дизайне использовались небольшие подготовительные рисунки , за исключением серии разлинованных линий. Историк искусства Мэриан Эйнсворт отмечает, что это типично для небольших панелей Кристуса, некоторые из которых можно считать миниатюрами, и сравнивает их с современными иллюминированными рукописями . [ 7 ]

Братство

[ редактировать ]
Богоматерь в дубе Меервельдховен , Вельдховен , Нидерланды . Дерево из восходящего культа с изображением Богородицы, почитаемое с 13 века. [ 8 ]

Картина может быть связана с братством «Богоматерь Сухого Древа». [ 9 ] [ 10 ] Братство было тесно связано с Филиппом Добрым , который, по их мнению, молился образу Богородицы, вырезанному на дереве, во время битвы с французами; Говорят, что после своей победы он основал «Богоматерь Сухого Древа», хотя документально подтверждено, что она сохранилась еще в 1396 году. [ 11 ] [ 12 ] На его печати, видимой на сохранившихся бухгалтерских книгах, изображено колючее сухое дерево со свисающим А. [ 3 ]

Братство собралось в часовне францисканской церкви миноритов (Minoritenkirche). [ 13 ] [ а ] Членство было ограничено высшим эшелоном бургундского общества и включало жену Филиппа Изабеллу Португальскую , большинство ведущих бургундских дворян, а также семьи высшего сословия и иностранных торговцев Брюгге , таких как Портинари . [ 14 ] Кристус и его жена Гуадисин были внесены в список членов в 1462 году и появились в списке новых членов в следующем году. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Он присоединился к братству по той же причине, по которой Джерард Дэвид : несколько лет спустя присоединился [ 19 ] [ б ] утвердиться в обществе Брюгге и привлечь богатых покровителей. [ 14 ] [ с ] Контракт 1469 года, подписанный Кристусом, указывает на то, что он, возможно, взял на себя административную роль в организации, а также был членом совета директоров. [ 20 ]

Хотя иконография явно связана с братством, неизвестно, получил ли Кристус комиссию от организации или от отдельного члена. В описи братства 1495 года нет картины «Сухое дерево». Его небольшой размер позволяет предположить, что он мог быть заказан как частное религиозное произведение. [ 12 ]

Иконография

[ редактировать ]

Увядшее и колючее дерево может быть темным изображением библейского « Древа познания ». Историки искусства видят в этом метафору первородного греха , который останется мертвым до тех пор, пока не будет искуплен вторым пришествием Христа. Иконография, возможно, основана на Иезекииля 17:24: «...и узнают все деревья в поле, что Я, Господь, низложил высокое дерево, возвысил низкое дерево, иссушил зеленое дерево и заставил сухое дерево процветать». [ 21 ] [ 22 ]

Золотая буква А свисает с темной засохшей ветки.

Французский философ Гийом де Дегильвиль (р. 1295) писал в Le Pèlerinage de l'Âme («Паломничество души»), что, поскольку Древо Познания получило прививку от Древа Жизни, вернув его к жизни, бесплодная святая Анна родила Марию. Эйнсворт рассматривает панель как «почти буквальный перевод текста де Дегивиля» - зеленый трансплантат символизирует Марию, которая, в свою очередь, рождает ребенка Христа, «плод этого роста и Спасителя человечества». [ 21 ] Держава и крест в его руках, а также колючие шипы, образующие окружающую его корону, указывают на его роль Спасителя , а само сухое дерево может быть символом как Падения человека , так и Искупления . [ 21 ]

Пятнадцать золотых букв А-образной формы, свисающих с ветвей, обычно интерпретируются как сокращение молитвы Аве Мария («Радуйся, Мария»). [ 21 ] Их число может отсылать к 150 молитвам «Радуйся, Мария», читаемым в современных четках ; это 15 раундов по 10 десятилетий), хотя эта форма стала популярной только в 1475 году, примерно через десять лет после панели Кристуса. [ 23 ] две другие интерпретации буквы «А Были предложены ». Во-первых, они символизируют беседку или беседку , поскольку другие подобные религиозные произведения изображают деревья в беседке. Хьюго ван дер Вельден предполагает, что произведение могло быть заказано членом братства Ансельмом Адорнесом (ум. 1464), чей интерес к религиозной работе подтверждается наличием у него картины Ван Эйка « Святой Франциск, принимающий стигматы» . [ 24 ] [ 25 ] [ д ]

Эйнсворт описывает мрачность иконографии как беспрецедентную в нидерландской живописи. [ 21 ] Историк искусства Бернхард Риддербос рассматривает панно как уникальный «чудесный культовый образ», а не типичную позднесредневековую иллюстрацию библейской сцены. [ 26 ] Его размер 14,7 на 12,4 сантиметра (5,8 × 4,9 дюйма) позволяет предположить, что он почти наверняка задумывался как интимный личный религиозный объект, внимание которого было направлено только на мать, ребенка и дерево. [ 27 ] Его презентация и непосредственность привлекают до такой степени, что он становится «субъективным продолжением» реальности. [ 2 ]

Датировка и атрибуция

[ редактировать ]
Питер Клайсенс

Большинство ученых предложили дату завершения в диапазоне от середины 1440-х до начала 1460-х годов, основываясь на таких факторах, как почти идентичное красное одеяние, которое носила Мария в Эксетерской Мадонне Кристуса , и сходство этой картины с картиной Ван Эйка ок. 1441 Мадонна Яна Воса . [ 12 ] Дата 1462-1463 или более поздняя, ​​скорее всего, правильная, исходя из отношений Кристуса с Братством Сухого Древа. [ 11 ] и стилистическое влияние ван дер Вейдена вошло в более поздние работы Кристуса. [ 12 ]

Грета Ринг была первым историком искусства, который провел полное исследование картины, когда в 1919 году она окончательно приписала ее Кристусу, что с тех пор не оспаривалось. [ 12 ]

Панель очень похожа на центральную панель триптиха 1620 года Питера Клайсенса Младшего , который, возможно, взят из тех же источников. [ 13 ]

Происхождение

[ редактировать ]

До 1919 года картина находилась в коллекции Эрнста Опплера в Берлине. [ 10 ] В том же году Ринг опубликовала первый анализ картины, приписывая Кристуса в своей статье «Onse Lieve Vrauwe ten Drooghen Boome» для Zeitschrift für bildende Kunst . [ 3 ] [ 22 ] Оно перешло в коллекцию Фрица Тиссена в Мюльхайме. [ 10 ] до того, как он был приобретен швейцарским миллиардером Гансом Генрихом фон Тиссеном для музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде в 1965 году. [ 21 ] [ 28 ]

Она была выставлена ​​в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, в октябре 1981 года как часть кредита Тиссена-Борнемисы. [ 29 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Часовня была разрушена в 1578 году во время Нидерландской Реформации . [ 10 ]
  2. Считается, что картина Дэвида «Богоматерь среди девственниц» 1509 года , содержащая портреты художника и его жены Корнелии Кнуп , была написана для того, чтобы завоевать расположение и интегрироваться в братство. [ 19 ]
  3. Пара также была членами «Снежной Девы» в 1467–1468 годах. [ 16 ]
  4. Хотя Кристус не тренировался под руководством Яна ван Эйка, современники считали его «ван-эйкианцем» по стилю, и по этой причине его часто заказывали. См. Ричардсон (2007), с. 73
  1. ^ Эйнсворт (1994), с. 165
  2. ^ Jump up to: а б с д Аптон (1990), с. 60
  3. ^ Jump up to: а б с д и Эйнсворт (1994), с. 164
  4. ^ Эйнсворт (1994), с. 161
  5. ^ Носов (2012), с. 144
  6. ^ Ван дер Вельден (1997), с. 89
  7. ^ Эйнсворт (1994), стр. 103; 115
  8. ^ Ван дер Вельден (1997), с. 98
  9. ^ Паумен, Ванесса. « Петр Христос ». Коллекция фламандского искусства , 1999. Дата обращения 30 апреля 2021 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Боробия, Мар. « Богоматерь из сухого Древа. 1465 год ». Музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 2 августа 2020 г.
  11. ^ Jump up to: а б Аптон (1990), с. 62
  12. ^ Jump up to: а б с д и Эйнсворт (1994), стр. 164–165.
  13. ^ Jump up to: а б Ван дер Вельден (1997), 91 год
  14. ^ Jump up to: а б Эйнсворт (1998), с. 34
  15. ^ Эйнсворт (1994), с. 16
  16. ^ Jump up to: а б Ричардсон (2007), с. 73
  17. ^ Стерлинг (1971), с. 19
  18. ^ Хэнд (1987), с. 41
  19. ^ Jump up to: а б Журавль; Маккендрик; и др. (2004), стр. 344.
  20. ^ Эйнсворт (1994), с. 17
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж Эйнсворт (1994), с. 162
  22. ^ Jump up to: а б Розенбаум (1979), 108
  23. ^ Ван дер Вельден (1997), с. 108
  24. ^ Ван дер Вельден (1997), с. 109
  25. ^ Шабакер (1974), с. 107
  26. ^ Риддерброс (2005), стр. 401-402
  27. ^ Аптон (1990), с. 65
  28. ^ Apple, RW младший . « Выбор корреспондента; Фаворита: богатство искусства в Лунгано ». New York Times , 15 июля 1984 г. Проверено 30 апреля 2021 г.
  29. ^ « 57 старых мастеров в турне ». New York Times , 30 марта 1979 г. Проверено 30 апреля 2021 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Эйнсворт, Мэриан . Петрус Кристус: мастер эпохи Возрождения из Брюгге . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1994. ISBN   978-0-8109-6482-2
  • Эйнсворт, Мэриан. «Бизнес искусства: меценаты, клиенты и арт-рынки». В: Мэриан Эйнсворт и др. (ред.) От Ван Эйка до Брейгеля: ранняя нидерландская живопись в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1998. ISBN   978-0-8709-9871-3
  • Эйслер, Колин. Ранняя нидерландская живопись: Коллекция Тиссена-Борнемисы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Филип Уилсон, 2003. ISBN   978-0-8566-7353-5
  • Фридлендер, Макс . Ранняя нидерландская живопись, том 1. Ван Эйкс, Петрус Кристус . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер, 1975. ISBN   978-9-0286-0195-6
  • Крен, Скотт; Маккендрик, шотландец; Эйнсворт, Мэриан; Муди, Элизабет Дж. «Освещая эпоху Возрождения: триумф фламандской рукописной живописи». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . Том 57, № 3, осень 2004 г.
  • Носов, Роберт. Ритуальные смыслы в мотете пятнадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2012. ISBN   978-0-5211-9347-4
  • Ричардсон, Кэрол. Поиск искусства эпохи Возрождения: новый взгляд на искусство эпохи Возрождения . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2007. ISBN   978-0-3001-2188-9
  • Риддербос, Бернхард; Ван Бюрен, Энн; Ван Вин, Хенк. Ранние нидерландские картины: повторное открытие, восприятие и исследование . Амстердам: Издательство Амстердамского университета, 2005. ISBN   0-89236-816-0
  • Розенбаум, Аллен. Картины старых мастеров из собрания барона Тиссена-Борнемисы . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд международных выставок, 1979. ISBN   978-0-8839-7009-6
  • Шабакер, Питер. Питер Кристус Утрехт: Haentgen Tyres & Gumbert, 1974. OCLC: 891333737.
  • Стерлинг, Чарльз . «Наблюдения за Петрусом Кристусом». Художественный бюллетень , том 53, № 1, март 1971 г. JSTOR   3048794.
  • Ван дер Вельден, Хьюго. «Богоматерь сухого дерева Петруса Кристуса». Журнал Институтов Варбурга и Курто , том 60, 1997. JSTOR   751225.
  • Аптон, Джоэл Морган. Петрус Кристус: его место во фламандской живописи пятнадцатого века . Пенн Стейт Пресс, 1990. ISBN   978-0-2710-4-2862
[ редактировать ]
  • Запись в каталоге музея Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07e8b42d070b8104f964618d55dcd7ea__1719963180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/ea/07e8b42d070b8104f964618d55dcd7ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Madonna of the Dry Tree - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)