Портрет молодой девушки (Христус)

«Портрет молодой девушки» — небольшое панно, написанное маслом на дубе раннего нидерландского художника Петруса Кристуса . Оно было завершено ближе к концу его жизни, между 1465 и 1470 годами. [ 1 ] [ 2 ] и проводится в Gemäldegalerie в Берлине. [ 3 ] Это знаменует собой крупный стилистический прогресс в современной портретной живописи ; действие девушки происходит в воздушной, трехмерной, реалистичной обстановке, [ 4 ] и смотрит на зрителя со сложным выражением лица, сдержанным, но умным и бдительным. [ 5 ]
Он широко известен как один из самых изысканных портретов Северного Возрождения . Историк искусства Джоэл Аптон описал натурщицу как «полированную жемчужину, почти переливающуюся, лежащую на подушке из черного бархата». [ 6 ] Панель основана на работах Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена и имела большое влияние в течение десятилетий после ее завершения. Ее привлекательность отчасти заключается в ее интригующем взгляде, подчеркнутом небольшим смещением глаз и слегка перекошенными бровями. [ 7 ]
Описание
[ редактировать ]Кристус создает своего натурщика в жесткой и сбалансированной архитектурной обстановке. Она расположена в узком прямоугольном пространстве перед обшитой деревянными панелями стеной. Изображение разделено горизонтальными параллельными линиями ее обшивки и блузки, которые соединяются в перевернутом треугольнике, образованном вырезом ее платья. Изображение фона несколько отличается от современных традиций портретной живописи: Кристус ставит девушку на фоне темно-коричневой стены с небольшим количеством деталей, в отличие от тщательно продуманных интерьеров Яна ван Эйка, которого часто считают мастером Кристуса. [ 8 ] Он полностью определяется материалом: деревянной рейкой вдоль верхней части и обшивкой, образующей нижнюю часть. Стена помещает ее в реалистичный интерьер, возможно, предназначенный для обозначения пространства внутри ее дома. [ 9 ]

Свет падает на живописное пространство слева, создавая тени на задней стене, сильнее всего отбрасываемые хеннином девушки . Глубина пространства, обеспечиваемая задней стеной, дает место для этой детализации, которой, по мнению Чарльза Стерлинга, обязан Ван Эйку. [ 10 ] Свет отбрасывает мутную, но изогнутую тень на стену позади девушки и действует как контрапункт контуру ее щеки и линии волос. [ 1 ]

У девушки кожа бледная, миндалевидная и слегка восточная. [ 5 ] глаза и раздражительный рот. [ 7 ] Она отражает готический идеал удлиненных черт лица, узких плеч, туго заколотых волос и почти неестественно длинного лба, достигнутого за счет туго затянутых назад волос, выщипанных на макушке. Она одета в дорогую одежду и украшения и кажется необычайно элегантной. Она смотрит с холста косо, но осознанно и проницательно, что некоторые искусствоведы называют нервирующим. Джоанна Вудс-Марсден отмечает, что натурщица, признающая свою аудиторию таким образом, была практически беспрецедентной даже в итальянской портретной живописи. [ 11 ] [ 12 ] Ее признание подчеркивается кадром картины, который фокусирует взгляд зрителя почти агрессивным образом, который, кажется, ставит под сомнение отношения между художником, моделью, покровителем и зрителем. [ 1 ]
Головной убор представляет собой вариант усеченного или пчелиного хенина, модного тогда при бургундском дворе. Очень похожий стиль, без хвоста, можно увидеть на старшей из двух девочек на донорских панелях «Сретения Христа» мастера Прадо «Поклонение волхвов» , ученика Рогира ван дер Вейдена . [ 13 ] Черная полоса под подбородком редко встречается на других изображениях того периода и интерпретируется как стиль, заимствованный из мужской шляпы- компаньона, которая всегда имеет длинный хвост или корнет , который иногда носят таким образом, завернув под подбородок.
Влияние Ван Эйка можно увидеть в тонкой передаче фактур и деталей платья, отделки и украшений. [ 4 ] Ее бледная кожа и крепкая костная структура во многом напоминают ван Эйка. [ 14 ] и вспоминает натурщика с его портрета Арнольфини . Но в остальном Кристус отказывается от разработок ван Эйка и Роберта Кампена . Он уменьшает акцент на объемах этих художников в пользу удлинения формы; узкая, тонкая верхняя часть тела и голова, по словам немецкого историка искусства Роберта Сукале , «увеличены V-образным вырезом горностая и цилиндрической шляпой». [ 4 ] Кроме того, в то время как первое поколение ранних нидерландских художников пользовалось покровительством недавно возникшего среднего класса, секуляризировав портретную живопись и исключив ее из юрисдикции королевской семьи, Кристус изображает девушку аристократичной, надменной, утонченной и изысканно одетой. [ 4 ]
Личность няни
[ редактировать ]
В письме, датированном 1824 или 1825 годом, Густав Вааген , впоследствии директор Берлинских музеев, дал свою интерпретацию латинских надписей, которые он видел на оригинальной раме портрета, которая впоследствии была утеряна. Помимо подписи Кристуса, он нашел идентификацию натурщицы как «племянницы знаменитого Тальбота» ( eine Nichte des berühmten Talbots ). [ 15 ] Его исследования привели к единому мнению, что натурщик был членом ведущей английской семьи Тэлботов, которую тогда возглавлял граф Шрусбери . В 1863 году Джордж Шарф предположил, что панель была задумана как правая створка диптиха с портретом Эдварда Гримстона (или «Гримстона») 1446 года в Национальной галерее в Лондоне, что привело к предположению, что девушка могла быть первой женой Гримстона. Алиса. [ 1 ] Это было отклонено Гретой Ринг в 1913 году на том основании, что ни размеры, ни фон панелей не совпадают. [ 15 ] и что берлинское панно, скорее всего, было завершено примерно через 20–30 лет после портрета Гримстона. [ 1 ]
Джоэл Аптон, поддерживая анализ Ваагена, исследовал, был ли «знаменитый Талбот» Джоном Талботом, 1-м графом Шрусбери , убитым в битве при Кастильоне в 1453 году. Однако у Джона Талбота была только одна племянница, Анкарет, которая умерла в младенчестве в 1421 году. Лорн Кэмпбелл предполагает, что, учитывая латинскую подпись, Вааген мог неправильно истолковать слово «непос», которое также может означать «внук». Аптон заключает, что она, скорее, была дочерью Джона Талбота , 2-го графа Шрусбери. [ 16 ] либо Энн, либо Маргарет. Их родители поженились между 1444 и 1445 годами, что позволяет предположить, что на момент портрета натурщику было меньше 20 лет. [ 1 ] Возможно, она поехала в Брюгге, чтобы присутствовать на знаменитой роскошной свадьбе Маргариты Йоркской , сестры английского короля Эдуарда IV , с Карлом Смелым , герцогом Бургундским , в 1468 году . [ 17 ]
Происхождение
[ редактировать ]Самая ранняя сохранившаяся запись о картине находится в описи семьи Медичи 1492 года , где она описана как небольшой панельный бюст француженки, раскрашенный маслом, работа Пьетро Креши из Брюгге. [ 18 ] [ 19 ] Однако, судя по другим произведениям коллекции, писец был неосведомлен и отметил любое произведение северного искусства в коллекции как «французское». [ 10 ] Он ценился очень высоко: цена была необычно высокой — 40 флоринов . [ 20 ] и выставлено на видном месте. В протоколе не затрагивается вопрос о личности девушки, помимо ее национальности, что указывает на то, что картина представляла скорее эстетический, чем исторический интерес. [ 21 ]

В 20-м веке Эрвин Панофски сыграл важную роль в укреплении репутации Кристуса как крупного северного художника 15-го века, охарактеризовав его работу как «очаровательный, почти французский портрет», возможно, отметив сходство с Девой из « Жана Фуке » Мелена . Диптих . Стерлинг подхватывает это, отмечая множество сходств между двумя женщинами, в том числе их туго зачесанные назад волосы, высокие скулы, раскосые глаза и угрюмые выражения лиц. [ 10 ]
Портрет вошел в прусскую королевскую коллекцию после покупки в 1821 году коллекции Эдварда Солли , из которой недавно созданной Gemäldegalerie в Берлине было разрешено выбирать. [ 15 ] В 1825 году он был положительно идентифицирован Кристусом как оригинал. [ 22 ] когда Вааген определил надпись на (ныне утерянной) рамке « PETR XPI » как сокращение от «Petrus Christophori», [ 15 ] который он связал с «Пьетро Кристой», упомянутым Джорджо Вазари в издании 1568 года его « Жизнеописаний самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов ». Таким образом, Вааген также идентифицировал так называемую Кристуса «Святой Элигиус» панель , которая сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (и рассматривается как просто портрет ювелира ) , ознаменовав повторное открытие художника после столетий безвестности. [ 22 ]
До этого определения ряд его картин приписывался Яну ван Эйку , но стал отождествляться с Кристусом после того, как Вааген утвердил его как отдельного мастера. Известно, что Кристус подписал шесть дошедших до нас работ: [ 4 ] иногда с текстом «PETR XPI ME FECIT» ( Петр Xpi сделал меня ). [ 14 ] [ 23 ] В течение следующего столетия были построены очерки биографии Кристуса, поскольку историки искусства, в частности Панофски, постепенно отделяли его работы от работ ван Эйка. [ 24 ] [ 25 ]
Встречаться
[ редактировать ]
Картина была датирована ок. 1446» Вольфганга Шене в 1930-х годах, главным образом за счет соответствия стиля и моды ее одежды современным тенденциям. [ 26 ] В начале 20 века были оспорены датировка и авторство произведений, приписывавшихся тогда Кристусу. Макс Фридлендер предложил ряд дат и порядок работ в томе своей « Ранней нидерландской живописи» 1957 года , но многие из его предположений были проигнорированы Отто Пахтом всего несколько лет спустя. [ 27 ]
В 1953 году Эрвин Панофски установил, что знакомство Шене произошло как минимум на двадцать лет раньше. По его мнению, платье девушки напоминает высокую бургундскую моду конца 1460-х — середины 1470-х годов. Он сравнил хеннин, который носила Мария Портинари в ок. Портрет Ганса Мемлинга 1470 года и ее платье, которое носила дама в иллюминации примерно 1470-х годов, Фруассар Людовика Груутузе из Брюгге. [ 28 ] Стерлинг, поместив работу как c. 1465 г., отмечается, что хеннин на берлинской панели другого типа, чем на нью-йоркской картине. Головной убор в Нью-Йорке гораздо более обширен и, похоже, соответствует стилю, преобладавшему несколько лет спустя, и, кроме того, в нем отсутствует драпированная и свисающая вуаль. [ 10 ] Стерлинг далее отмечает, что панель имеет увеличенную глубину резкости и более сложную детализацию света, чем более ранние работы Кристуса. На этом основании он считает, что работа была выполнена на позднем этапе карьеры художника. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Аптон, 30 лет
- ^ Кемпердик, 24 года.
- ^ «Государственные музеи Берлина (Берлинские государственные музеи)» . Портрет молодой дамы . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Сукале, 84
- ^ Jump up to: а б Ван дер Эльст, 69 лет
- ^ Брат Жан-Клод. Ранняя фламандская живопись . Террейл, 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Харбисон, 126–127.
- ^ Эйнсворт, 25–26.
- ^ Jump up to: а б Кемпердик, 23 года
- ^ Jump up to: а б с д и Стэплфорд, 19 лет
- ^ Браун, 70 лет.
- ↑ Вудс-Марсден отмечает только два более ранних примера, оба мужские: » Кастаньо «Портрет мужчины и Мантеньи «Портрет кардинала Людовико Тревизана» . В Брауне, 70
- ^ Риддербос и др., 314.
- ^ Jump up to: а б См. Аптон, 22 года, дошедшие до нас варианты этой подписи.
- ^ Jump up to: а б с д Эйнсворт, 166 лет, хотя Кэмпбелл, 677 лет, цитирует это в книге Ваагена, опубликованной в 1863 году. Оригинальный латинский текст надписи, прочитанный Ваагеном, похоже, не был записан.
- ^ Аптон, 29 лет.
- ^ Эйнсворт, 168 лет.
- ^ Аптон, 44 года.
- ^ Хэнд и др., 54
- ^ Стэплфорд, 114
- ^ Nash, 101
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт, 25 лет
- ^ Эйнсворт, 30 лет.
- ^ Эйнсворт, 117
- ^ Аптон, 22 года.
- ^ Стерлинг, 18–19.
- ^ Стерлинг, 18 лет.
- ^ Панофски, 313
Источники
[ редактировать ]- Эйнсворт, Мэриан. Петрус Кристус: мастер эпохи Возрождения из Брюгге . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1994. ISBN 0-8109-6482-1
- Браун, Дэвид Алан. Добродетель и красота: Джиневра де Бенчи Леонардо и женские портреты эпохи Возрождения . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2003. ISBN 978-0-691-11456-9
- Кэмпбелл, Лорн , обзор Петруса Кристуса Питера Х. Шабакера, 1975, The Burlington Magazine , Vol. 117, № 871 (октябрь 1975 г.), стр. 676–677, JSTOR.
- Галерея живописи, Берлин . Путеводитель по музею Престель, 1998, издательство Prestel. ISBN 3-7913-1912-4
- Хэнд, Джон Оливер; Мецгер, Кэтрин; Спрон, Рон. Молитвы и портреты: раскрытие нидерландского диптиха . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета , 2006. ISBN 0-300-12155-5
- Харбисон, Крейг . Искусство Северного Возрождения . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, 1995. ISBN 1-78067-027-3
- Кемпердик, Стефан. Ранний портрет из собрания принца Лихтенштейна и Художественного музея Базеля . Мюнхен: Престель, 2006. ISBN 3-7913-3598-7
- Нэш, Сьюзи . Искусство Северного Возрождения . Оксфорд: Оксфордская история искусства, 2008. ISBN 0-19-284269-2
- Панофски, Эрвин . Ранняя нидерландская живопись . Лондон: Харпер Коллинз, 1953. ISBN 0-06-430002-1
- Риддербос, Бернхард; Ван Бюрен, Энн; Ван Вин, Хенк. Ранние нидерландские картины: повторное открытие, восприятие и исследование . Амстердам: Издательство Амстердамского университета, 2005. ISBN 0-89236-816-0
- Рассел, Арчибальд . (внесенный в каталог JSTOR как «Арчибальд ГБ Рассел и Руж Круа»!) «Ван Эйк и его последователи», письмо в журнале Burlington Magazine для знатоков , 1922, Vol. 40, № 227 (февраль 1922 г.), с. 102, Ван Эйк и его последователи, JSTOR
- Стэплфорд, Ричард. Лоренцо Медичи дома: опись Палаццо Медичи в 1492 году . Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2013. ISBN 0-271-05641-X
- Стерлинг, Чарльз. «Наблюдения за Петрусом Кристусом». Художественный бюллетень , Том. 53, № 1, март 1971 г.
- Сукале, Роберт. Готика . Одеколон: Сумки. ISBN 3-8228-5292-9
- Аптон, Джоэл Морган. Петрус Кристус: его место во фламандской живописи пятнадцатого века . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 1989 г. ISBN 0-271-00672-2
- Ван дер Эльст, барон Джозеф. Последний расцвет Средневековья . Уайтфиш, Массачусетс: Издательство Кессинджер, 2005. ISBN 1-4191-3806-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Портретом молодой девушки Петруса Кристуса на Викискладе?