Фруассар Людовика Груутузе


« Фруассар Людовика Груутузе» (BnF Fr 2643–6) представляет собой богато иллюстрированную роскошную иллюминированную рукопись в четырех томах, содержащую французский текст « Фруассара» Хроник , написанных и иллюминированных в первой половине 1470-х годов в Брюгге , Фландрия , в современной Бельгии. . Текст «Хроник Фруассара» сохранился более чем в 150 рукописных экземплярах. Это один из наиболее богато иллюстрированных экземпляров, заказанный Людовиком Груутузе , фламандским дворянином и библиофилом. Над миниатюрами работали несколько ведущих фламандских иллюстраторов.
Четыре тома сейчас находятся в Национальной библиотеке Франции в Париже под названием BnF, MSS Français 2643–6 и содержат 110 миниатюр разных размеров, написанных одними из лучших художников того времени. Размер страницы примерно 44 × 33 см, с миниатюрами разного размера, от страниц в три четверти и полстраницы до исторических инициалов . Французский текст состоит из двух колонок, а поля богато украшены завитками стеблей и другими растительными мотивами, среди которых есть фигурки людей и животных.
Художники
[ редактировать ]
Лойсе Лиде выпустил шестьдесят миниатюр в первых двух томах. Он был очень успешным, хотя и несколько шаблонным, иллюстратором, работавшим в основном над светскими рукописями для Филиппа III, герцога Бургундского (Филиппа Доброго) и его двора. Вероятно, он пользовался помощниками, но отдельные руки в его работе трудно обнаружить.
Над двумя последними томами, которые в целом лучше, работали анонимные просветители, известные как Магистр Антония Бургундского (отождествляемый некоторыми авторами с Филиппом де Мазеролем), Магистр Маргариты Йоркской и Магистр Дрездена. Молитвенник , последний в качестве помощника магистра Антония Бургундского. Эти мастера названы в честь выдающихся произведений или их покровителей. Судя по всему, с самого начала проект был разделен пополам, поскольку писцы, написавшие текст, и стиль оформления бордюров (тоже работа специалистов) различаются между томами 1–2 и 3–4.
Особенно изысканны по стилю большие миниатюры мастера Антония Бургундского, а миниатюры молодого мастера Дрезденского молитвенника (вверху) отличаются «поразительно амбициозной палитрой и сочетанием цветов, взволнованной и ярко моделируемой драпировкой, очевидно, неисчерпаемый диапазон хорошо продуманных поз фигур и сложное размещение фигур в сложных пространствах» (МакКендрик). Все иллюстрации ниже взяты из первых двух томов, если не указано иное.
Покровитель
[ редактировать ]
Людовик Груутузе (1427–1492) родился и жил в Брюгге и был важным членом двора Филиппа Доброго. Похоже, он был вторым по величине покупателем иллюминированных рукописей лучших фламандских мастерских того периода после самого Филиппа, находившихся тогда на пике их успеха. У него была книжная коллекция, насчитывающая около 190 томов, в основном светского содержания, из которых более половины были современными иллюминированными экземплярами. Благодаря этому его коллекция вдвое превышала современную английскую королевскую коллекцию. Фактически Луи был одним из последних людей, заказавших новые рукописи такого масштаба; он, вероятно, начал собирать книги в конце 1460-х годов, причем многие из его основных заказов датируются 1470-ми годами. В некоторых случаях даже с того десятилетия названия уже существовали в печатной форме, и к концу его жизни большинство названий можно было купить в печатном виде, а фламандское освещение, особенно светских произведений, находилось в глубоком упадке. Фруассара «Хроники» не печатались примерно до 1498 года в Париже.
Он включил свои портреты в миниатюрах в несколько книг (но не в эти тома); дополнительная фигура с воротником Ордена Золотого Руна появляется в его копиях, но не появляется в аналогичных композициях в других экземплярах тех же произведений. [ 2 ] Многие из его томов, как и этот набор, перешли к королю Франции Людовику XII и сейчас находятся в Национальной библиотеке Франции . Король Людовик нарисовал свои руки поверх рук Луи де Груутюза на некоторых страницах этого набора (а в других книгах на фигурках де Груутузе был закрашен бургундский флисовый воротник). Нынешние переплеты более поздние (17 или 18 век), но следы того, что, вероятно, было оригинальными переплетами из синего бархата, остались.
Как и «Харлей Фруассар» ( Британская библиотека Harley MSS 4379–4380), который является наиболее полно иллюстрированным из всех освещенных Фруассаров, это пример заметного возрождения интереса к работам Фруассара с конца 1460-х годов; Самым ранним частям Хроник к тому времени было более ста лет, и они охватывали период, начавшийся 140 лет назад.
Галерея
[ редактировать ]Все миниатюры созданы Loyset Liedet, если не указано иное. Даты относятся к событиям, а не к миниатюрам.
-
Казнь Хью Диспенсера-младшего в Херефорде , 1326 год.
-
Битва при Слейсе , 1340 г.
-
Битва при Креси , 1346 г.
-
Битва при Невиллс-Кросс , 1346 год. Победа англичан над шотландцами под Даремом .
-
Смерть Уота Тайлера , лидера крестьянского восстания , в Лондоне, 1381 год.
-
Битва при Никополе , 1396 год, автор Дрезденского молитвенника.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «БнФ — Фламандские миниатюры» . Выставки.bnf.fr .
- ^ Т. Крен и С. Маккендрик (редакторы), Освещая эпоху Возрождения: триумф фламандской рукописной живописи в Европе , стр. 68 и 266. Музей Гетти / Королевская академия художеств, 2003, ISBN 1-903973-28-7
Ссылки
[ редактировать ]- Т. Крен и С. Маккендрик (ред.), Освещая эпоху Возрождения: триумф фламандской рукописной живописи в Европе , № 71, стр. 268–71. Музей Гетти / Королевская академия художеств, 2003, ISBN 1-903973-28-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Национальной библиотекой МСС о. 2643–6 на Викискладе?
- Оцифрованная рукопись из Национальной библиотеки Франции: том 1 , том 2 , том 3 , том 4.
- Мастер Дрезденского молитвенника в музее Гетти