Эксетер Мадонна

Эксетерская Мадонна или Богородица с Младенцем со Святой Варварой и Яном Восом написанной маслом на дереве, — это имена, данные небольшой картине, завершенной ок. 1450 [ 1 ] работы раннего нидерландского художника Петруса Кристуса . [ 2 ] На нем изображена Святая Варвара, представляющая картезианского монаха по имени Ян Вос Деве Марии , которая держит Младенца Христа на руках . Его миниатюрный размер позволяет предположить, что он задумывался как личное религиозное произведение.
Картина размещена в лоджии, напоминающей интерьер Мадонны канцлера Ролена работы Яна ван Эйка , дополненной рядом напольной плитки, отделяющей земное от небесного царств. Панно, возможно, было дополнением к поздней работе Ван Эйка «Мадонна Яна Воса» (ок. 1441 г.).
Принадлежность Кристусу сегодня не подлежит сомнению, но историки искусства не уверены относительно даты и обстоятельств заказа. В 17 веке считалось, что он принадлежал Ван Эйку и продавался как таковой маркизом Эксетером . Он был приобретен Музеем Кайзера Фридриха в 1888 году. [ 2 ] и сейчас находится в берлинской Gemäldegalerie . [ 3 ]
Комиссия
[ редактировать ]
Картезианский . монах на картине был идентифицирован как Ян Вос в 1938 году историком искусства Х. Дж. Шолтенсом Вос стал приором Чартерхауса Валь-де-Грас в 1441 году, примерно в то время, когда он, вероятно, заказал Яну ван Эйку « Мадонну Яна Воса» . Ван Эйк умер в 1441 году, и были выдвинуты различные теории относительно Петруса Кристуса руки на этой картине. Историк искусства Эрвин Панофски предположил, что Кристус закончил Ван Эйка. [ 4 ] Учитывая приобретение Кристусом гражданства 6 июля 1444 года и его предполагаемое прибытие в Брюгге в это время, [ 5 ] и движения Воса (он отсутствовал в Брюгге в течение нескольких лет), более вероятный сценарий состоит в том, что Эксетерская Мадонна была заказана Восу в качестве портативного религиозного произведения во время его путешествий или по его возвращению в Брюгге в 1450-х годах. [ 6 ]

Вполне возможно, что Вос подарил Мадонну Яна Воса Кристусу . Кристус, похоже, также использовал ныне утраченную Мадонну Николаса ван Мальбеке . в качестве источника [ 8 ] Исполнение Кристуса — это реинтерпретация, а не прямая копия картины ван Эйка. Хотя Святая Варвара и Вос на обеих картинах находятся в одинаковом положении, [ 9 ] наиболее очевидным отличием является исключение Святой Елизаветы . [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Святая Варвара представляет Яна Воса Деве Марии , которая держит Младенца Христа . на руках [ 10 ] Она носит красную мантию поверх синего платья. Простое платье украшено лишь одной полосой из меха горностая по подолу. Одежда и поза по своей простоте похожи на « Мадонну сухого дерева» Петруса Кристуса . [ 11 ] [ 12 ] Изображение ребенка чем-то напоминает « Дрезденский триптих» Ван Эйка . [ 13 ]

Фигуры сгруппированы в высоком портике или лоджии , откуда открывается вид на город и фоновый пейзаж. [ 10 ] Традиция коленопреклонения дарителя перед Богородицей распространена в раннем нидерландском искусстве, причем «Мадонна канцлера Ролина » Ван Эйка , возможно, является самым ярким примером, который мог видеть Кристус. Кристус позаимствовал с этой картины линию напольной плитки, призванной отделить земное царство от небесного. Историк искусства Мэриан Эйнсворт пишет, что Кристус сдвинул фигуры в угол, сделав их более интимными и используя асимметричные углы, характерные для его работ. [ 14 ] Историк искусства Джоэл Морган Аптон описывает это расположение как «строго параллельное» с укороченным передним планом, в «диагональном, асимметричном расположении... активируемом поразительным наклонным расположением фигур». [ 10 ] Для творчества Кристуса характерно различие между фигурами и пространством вокруг них, как и одноточечная перспектива . Зритель смотрит на Богородицу с той же точки зрения, что и коленопреклоненный монах, погружается в настроение Sacra conversazione , которое подчеркивается богатством мира за окном. [ 15 ]
Городской пейзаж на заднем плане был идентифицирован как Брюгге 1450-х годов и изображен с необычайно высокой степенью детализации. [ 10 ] Святой Варвары, Внутри лоджии башня, атрибут напоминает колокольню Брюгге . В крайнем левом углу площади, называемой Huidenvettersplein , можно увидеть суетящихся людей, а также крошечную фигурку, сидящую на белой лошади. Через центральное окно можно увидеть городские каналы и небольшое озеро под возвышающимся мостом. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Стерлинг (1971), с. 19
- ^ Jump up to: а б с Эйнсворт (1994), с. 102
- ^ «Мадонна со святой Варварой и картезианцем Яном Восом / Эксетерская Мадонна» . Государственные музеи Берлина . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Аптон (1990), с. 14
- ^ Аптон (1990), с. 7
- ^ Аптон (1990), с. 15-17
- ^ Богородица с младенцем и донором . Коллекция Фрика , Нью-Йорк. Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Богородица с Младенцем со святой Варварой и Яном Восом (Эксетерская Дева) . Коллекция Фрика, Нью-Йорк. Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Лейн (1970), с. 390
- ^ Jump up to: а б с д Аптон (1990), с. 15
- ^ Эйнсворт (1994), с. 164
- ^ Аптон (1990), с. 60
- ^ Эйнсворт (1994), с. 105
- ^ Эйнсворт (1994), с. 104
- ^ Jump up to: а б Аптон (1990), с. 18
Источники
[ редактировать ]- Эйнсворт, Мэриан . Петрус Кристус: мастер эпохи Возрождения из Брюгге . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1994. ISBN 978-0-8109-6482-2
- Лейн, Барбара . «Петрус Кристус: реконструированный триптих с итальянским мотивом». Художественный вестник , Vol. 52, № 4 (декабрь 1970 г.)
- Стерлинг, Чарльз . «Наблюдения за Петрусом Кристусом». Художественный бюллетень , Том. 53, № 1 (март 1971 г.)
- Аптон, Джоэл Морган. Петрус Кристус: его место во фламандской живописи пятнадцатого века . Пенн Стейт Пресс, 1990. ISBN 978-0-2710-4-2862
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Капрон, Эмма; Мэриан Эйнсворт и Тилль-Хольгер Борхерт. Чартерхаус Брюгге: Ян Ван Эйк, Петрус Кристус и Ян Вос . Коллекция Фрика, 2018. ISBN 9781911282198
- Панофски, Эрвин . Ранняя нидерландская живопись . Лондон: ХарперКоллинз, 1953. ISBN 0-06-430002-1
- Фальке, Ингрид, «Эксетерская Мадонна Петруса Кристуса: религиозный портрет и духовное восхождение в ранней нидерландской живописи», в журнале «Наше духовное наследие», 86/3, 2015, стр. 219-249.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вход на выставку в коллекции Фрика , Нью-Йорк.
- Выставка Фрика