Jump to content

Портрет Марии Портинари

Портрет Марии Портинари , ок. 1470 С рамкой: 44,1 × 34 см (17,4 × 13,4 дюйма). Метрополитен-музей , Нью-Йорк

Портрет Марии Портинари представляет собой небольшой ок. 1470–1472 гг. Картина Ганса Мемлинга и , темперой маслом на дубовой панели . На нем изображена Мария Маддалена Барончелли, о которой известно очень мало. Ей около 14 лет, и она изображена незадолго до свадьбы с итальянским банкиром Томмазо Портинари . Мария одета в соответствии с модой конца пятнадцатого века : длинный черный хеннин с прозрачной вуалью и изысканное ожерелье, усыпанное драгоценными камнями. Ее головной убор и ожерелье идентичны тем, что изображены на ее изображении на Хуго ван дер Гуса более позднем «Алтаре Портинари» (ок. 1475 г.), картине, которая, возможно, была частично основана на портрете Мемлинга.

Панель представляет собой правую створку религиозного шарнирного триптиха ; утраченная центральная панель записана в описях шестнадцатого века как Богородица с Младенцем , а левая панель изображает Томмазо. Панно были заказаны Томмазо, членом известной флорентийской семьи. Томмазо был доверенным лицом Карла Смелого и амбициозным управляющим филиалом в Брюгге банка, контролируемого Лоренцо Медичи . [ 1 ] и известный и активный покровитель фламандского искусства . [ 2 ] Томмазо в конце концов потерял свою позицию из-за серии крупных и рискованных необеспеченных кредитов, предоставленных Чарльзу. [ 3 ]

Портреты Марии и Томмазо висят рядом друг с другом в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Центральная панель утеряна; некоторые историки искусства предполагают, что это могла быть его «Мадонна с младенцем» в Национальной галерее в Лондоне. [ 4 ]

Комиссия

[ редактировать ]
Портрет Томмазо Портинари , ок. 1470. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Портрет был заказан любителем искусства Томмазо как правая створка триптиха . [ 5 ] Ее поместили напротив мужа, рядом с ныне утраченной центральной Мадонной с Младенцем. [ 6 ] [ 7 ] Их небольшой размер и близость позволяют предположить, что портреты были заказаны для частной молитвы; некоторые искусствоведы полагают, что, учитывая культурную хватку Томмазо и озабоченность своим социальным положением, они были частично доступны публике. Триптих, возможно, предназначался для капеллы Портинари , расположенной за апсидой базилики Сант-Эусторджио в Милане и построенной между 1462 и 1468 годами. [ 8 ]

На момент заказа портрета Марии было около 14 лет, либо в год ее замужества в 1470 году, либо вскоре после этого. [ 9 ] Томмазо представлял банк Медичи ряд рискованных и необеспеченных кредитов в Брюгге, но после многообещающей ранней карьеры он предоставил Карлу Смелому , которые остались невыплаченными и в конечном итоге привели к неплатежеспособности отделения. [ 10 ] Он умер молодым, и когда портрет впервые был упомянут в его коллекции в 1501 году, его уже не было в живых. Записано, что Мария в то время была жива; она была исполнителем воли своего мужа, но ее дальнейшая судьба неизвестна. В описи 1501 года оба портрета помещены в виде крыльев с центральной панелью «Мадонна с младенцем» ; «небольшое ценное панно с изображением Богоматери посередине и по бокам, нарисованным Томмазо и моной Марией, его женой» ( una tavoletta dipinta preg[i]ata cum nel mezo una immagine di Nostra Donna e dellebande si è Tommaso e mona Maria sua donna dipinti in deta tavoletta ). [ 10 ]

Описание

[ редактировать ]
Спекулятивная реконструкция оригинального триптиха с Мадонной и Младенцем в центре.

На поясном портрете изображена Мария Портинари (урожденная Мария Маддалена Барончелли в 1456 году). [ 11 ] в ракурсе в три четверти повернут влево. У нее несколько нордические черты, и она одета по высокой моде, которая тогда была принята на вершине фламандского и итальянского высшего общества. Она помещена на плоском, непрозрачном, темном фоне, со сложенными в молитве руками. В ранних портретах Мемлинга фон, как правило, простой, как это всегда было в работах Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена , и пользовались популярностью в бургундских придворных кругах. Напротив, более поздние портреты Мемлинга расположены в богатых интерьерах или на фоне пейзажей, обрамленных колоннами, как, например, в его «Портрете Бенедетто Портинари» [ it ] , и этот факт помог датировать его работы. [ 12 ]

Лицо Марии идеализировано и соответствует современным идеалам красоты, особенно в приподнятых бровях и удлиненном носе. [ 13 ] Историк искусства Лорн Кэмпбелл отметил сходство ее лица с Богородицей на панно Мемлинга в Национальном музее древнего искусства в Лиссабоне. [ 13 ] В этой работе рамка Марии немного меньше ее головы, что является общей характеристикой современной северной портретной живописи, также встречающейся в аналогичных работах Рогира ван дер Вейдена и Петруса Кристуса . [ 14 ] Ее локти опираются на невидимый парапет , совпадающий с нижним краем расписной каменной рамы, действуя как обманщик , помещающий ее одновременно в ту же реальность и в более близком расстоянии от зрителя. [ 15 ] Мария носит относительно скромное обручальное кольцо с рубинами и сапфирами . Ее ожерелье украшено в основном красными и синими драгоценными камнями, как и Хуго ван дер Гуса ее портрет на алтаре Портинари . [ 16 ]

Двойной портрет Карла Смелого и Изабеллы Бурбонской . Неизвестный художник, 16 в. Музей изящных искусств, Гент

Черный хеннин длинный, усеченный и относительно простой. [ 17 ] с прозрачной вуалью, которая ниспадает на шею сзади и ненадолго ложится на плечо. Вероятно, его оставили относительно без украшений, чтобы не отвлекать внимание от ожерелья. Ее костюм в основном черный или коричневый, с широким, но высоким вырезом и подолом рукавов на белой меховой подкладке. У Портинари темные глаза, сильный нос, полные губы и заостренный подбородок. [ 18 ] На ее видимой руке, молитвенно сложенной, но нереально смещенной от центра, изображено нечто, похожее на кольцо с драгоценными камнями. Темные рукава ее платья украшены красной или румяной бархатной тканью, перетянутой белым поясом. Ее волосы сбриты назад, чтобы придать высокий лоб и скульптурный вид, модный в то время. [ 17 ] [ 19 ]

Фрагмент картины Хьюго ван дер Гуса ок . 1475 Алтарь Портинари , Уффици , Флоренция
Фрагмент алтаря Портинари, изображающий дочь супругов Маргариту. Обратите внимание на похожий взгляд, манеру поведения и хеннин.

Ожерелье Марии позолочено и усыпано жемчугом , рубинами и сапфирами. Он содержит три раскрытых цветка; один белый с рубином, другой красный с сапфиром и один серо-синий с жемчужиной. Верхняя линия содержит ряд ониксовых бусин, с которых свисают, по словам искусствоведа Софи МакКоннелл, «маленькие слезинки» золото и голубовато-серая эмалированная проволока. [ 17 ] Ожерелье очень похоже на то, которое носила Маргарита Йоркская на свадьбе с Карлом Смелым в 1468 году, на которой присутствовали Портинари. [ 20 ] [ 21 ] Изображение Карла на двойном Портрете с Изабеллой Бурбонской , находящемся сейчас в Генте, чертами лица очень напоминает изображение Фомы, тогда как Изабелла и Мария внешне очень похожи. [ 22 ] Дирк де Вос полагает, что ван дер Гус, возможно, видел панель Мемлинга, когда он останавливался с Томмазо в Брюгге ок. 1497 г., и включил элементы своего собственного изображения. [ 15 ]

Панель находится в очень хорошем состоянии и является одной из наиболее хорошо сохранившихся работ Мемлинга. [ 21 ] Техническое исследование с использованием рентгеновской радиографии показывает, что изначально хеннин содержал жемчуг, образующий буквы «Т» и «М», обозначающие Томмазо и Марию. Подобные жемчужные монограммы, которые должны были служить знаком супружеской связи, можно найти на портретах пары Ван дер Гуса. [ 23 ] Мэриан Эйнсворт заключает, что они были удалены из окончательной композиции, поскольку их, возможно, «сочли слишком заметной демонстрацией богатства в присутствии Богородицы с Младенцем, скорее всего, теперь утраченного объекта почитания Марии». [ 24 ] Ухо Марии на каком-то этапе было обнажено, но позже было закрыто широкой передней частью хеннина, изменение мнения также обнаружено на очень похожем портрете женщины-донора в работе Мемлинга ок. 1470-е — начало 1480-х Донн Триптих . [ 25 ]

Происхождение

[ редактировать ]
Деталь портрета Томмазо работы Гюго, ок. 1470 г.

Панно в разное время приписывалось Ван дер Гусу и Ван Эйку, но Мемлинг признал его еще во время плодотворной выставки 1902 года Exposition des primitifs flamands à Bruges в Брюгге, когда его одолжил Леопольд Гольдшмидт из Парижа. . В 1916 году Макс Дж. Фридлендер описал это как «без сомнения» Мемлинга, и ок. 1475. [ 26 ] Историк искусства Кателин Перье-д'Итерен, отмечая, что портретные лица Мемлинга редко были недорисованы, писала, что на этой панели есть «тонкие, но уверенные врезанные линии», которые могут быть предварительными рисунками лица Марии, возможно, сделанными с натуры. [ 27 ]

Выставка фламандских примитивов в Брюгге

Триптих был внесен в опись имущества Томмазо после его смерти. Нью-йоркские панели прошли через сына Томмазо Франческо. Центральная панель была описана в его завещании 1544 года как «маленькая скиния с тремя подвижными крыльями, в которой изображена славная Дева Мария, а также отец и мать дарителя» ( unum tabernaculettum que clauditur con tribus sportellis, in qua est capture imago Gloriossime Virginis Marie et patris et matris dicti testatoris ). [ 10 ] Франческо завещал триптих монастырю больницы Санта-Мария-Нуова во Флоренции. Записи указывают на небольшой неповрежденный крылатый алтарь, который оставался во владении больницы примерно до времени наполеоновской оккупации, когда он, вероятно, был разрушен. [ 5 ]

Панно Марии было продано как Диерик Боутс за 6000 франков в 1870 году. Позже оно прошло через несколько частных коллекций, прежде чем попало во владение Элии Вольпи [ оно ] из Рима, которая ненадолго вернула его во Флоренцию. После этого панели с 1901 года находились в Лондоне, откуда в 1910 году они были проданы Виллерою Гольдшмидту из Парижа за 426 500 долларов. [ 10 ] Они были куплены также в 1910 году коллекционером Бенджамином Альтманом из Нью-Йорка по совету Макса Фридлендера вместе с работами Альбрехта Дюрера , Герарда Давида и Ганса Гольбейна Младшего – картины, «серьезная строгость которых, кажется, была наиболее гармоничной». со своим вкусом». [ 28 ] Альтман завещал свои владения митрополиту после своей смерти в 1913 году. [ 29 ] [ 30 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ « Томас из Фолько Портинари ». Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Проверено 31 января 2016 г.
  2. ^ Веле (1953), 131
  3. ^ Nash (2008), 125
  4. ^ Эйнсворт (1994), 85–86
  5. ^ Jump up to: а б Уолдман (2001), 28–33.
  6. ^ Панофски (1953), 294
  7. ^ Nash (2008), 127
  8. ^ « Базилика Сант-Эусторджио, Милан ». Музей Дж. Пола Гетти . Проверено 13 мая 2016 г.
  9. ^ Веле (1953), 129
  10. ^ Jump up to: а б с д « Томмазо ди Фолько Портинари (1428–1501); Мария Портинари (Мария Маддалена Барончелли, род. 1456) ». Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Проверено 17 марта 2016 г.
  11. ^ Берн (1997), 36
  12. ^ Панофски (1953), 348–49.
  13. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл (1990), 18 лет
  14. ^ См. ван дер Вейдена c. 1460 г. Портрет дамы и Христа ок. 1465–70 Портрет молодой девушки.
  15. ^ Jump up to: а б Де Вос (1994), 30–32
  16. ^ Франке (2007), 135–36.
  17. ^ Jump up to: а б с МакКоннелл (1991), 19 лет.
  18. ^ Nash (2008), 126
  19. ^ Грёсингер (1997), 60
  20. ^ Эйнсворт (2009), 141
  21. ^ Jump up to: а б Эйнсворт, Мэриан. « Томмазо ди Фолько Портинари (1428–1501); Мария Портинари (Мария Маддалена Барончелли, род. 1456) ». Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 2011. Проверено 7 февраля 2016 г.
  22. ^ Франке (2007), 136
  23. ^ Франке (2007), 135
  24. ^ Эйнсворт (1994), 85–86
  25. ^ Кэмпбелл (1998), 286
  26. ^ Фридлендер (1916), 194–95.
  27. ^ Перье-д'Итерен (2006), 210
  28. ^ Хаскелл (1970), 275
  29. ^ Берн (1997), 37
  30. ^ Хаскелл (1970), 260

Источники

[ редактировать ]
  • Эйнсворт, Мэриан . Ганс Мемлинг как рисовальщик , в книге «Ганс Мемлинг: Очерки» (под ред. Дирка Де Воса ). Гент, 1994 год. ISBN   978-90-5544-030-6
  • Эйнсворт, Мэриан. От Ван Эйка до Брейгеля: ранние нидерландские картины в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2009. ISBN   978-0-87099-870-6
  • Гори, Барбара. Шедевры Метрополитен-музея . Нью-Йорк: Булфинч Пресс, 1997. ISBN   978-0-87099-849-2
  • Кэмпбелл, Лорн . Портреты эпохи Возрождения . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1990. ISBN   978-0-300-04675-5
  • Кэмпбелл, Лорн. Нидерландские школы пятнадцатого века . Лондон: Публикации Национальной галереи, 1998. ISBN   978-1-85709-171-7
  • Де Вос, Дирк. Ганс Мемлинг: Полное собрание сочинений . Гент: Гарри Н. Абрамс, 1994. ISBN   978-0-8109-3649-2
  • Франке, Сюзанна. «Между статусом и духовным спасением: Триптих Портинари и забота Томмазо Портинари о своих воспоминаниях». Симиолус: Ежеквартальный журнал по истории искусства Нидерландов , том. 33 нет. 3, 2007 г.
  • Фридлендер, Макс Дж . «Альтман Мемлинги в Метрополитен-музее». Искусство в Америке 4 , вып. 4, 1916 г.
  • Грёсингер, Криста. Изображение женщин в искусстве позднего Средневековья и Возрождения . Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1997. ISBN   978-0-7190-4109-9
  • Хаскелл, Фрэнсис. «Завещание Бенджамина Альтмана». Нью-Йорк: Журнал Метрополитен-музея , том. 3, 1970 г.
  • МакКоннелл, Софи. Столичные ювелирные изделия . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1991. ISBN   978-0-300-04675-5
  • Нэш, Сьюзи . Искусство Северного Возрождения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2008. ISBN   978-0-19-284269-5
  • Панофски, Эрвин . Ранняя нидерландская живопись . Лондон: ХарперКоллинз, 1953. ISBN   978-0-06-430002-5
  • Перье-д'Итерен, Катлина. Диерик Баутс: Полное собрание сочинений . Брюссель: Темза и Гудзон, 2006. ISBN   978-90-6153-638-3
  • Уолдман, Луи Александр. «Новые документы к портретам Портинари Мемлинга в Метрополитен-музее». Аполлон , нет. 153, февраль 2001 г.
  • Ну, Гарри. «Мария Портинари» . Бюллетень Метрополитен-музея , том. 11 нет. 5 января 1953 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2347ed010bcdec02af13b4b0fd0ae16f__1687151460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/6f/2347ed010bcdec02af13b4b0fd0ae16f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Portrait of Maria Portinari - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)