Паганьотти Триптих

— Триптих Паганьотти , написанный маслом на дереве, это триптих Ганса Мемлинга созданный около 1480 года. Оригинал был разобран и разделен: центральная панель хранилась в галерее Уффици во Флоренции, а две боковые панели — в Национальной галерее в Лондоне.
В центре ( Мадонна с Младенцем и двумя ангелами ) изображена восседающая на троне Богородица, держащая Младенца, в окружении ангелов; на левом крыле изображен святой Иоанн с ягненком, а на правом — святой Лаврентий, держащий книгу. Богородица и святые расположены на территории, окруженной арками и колоннами; Через задние проемы видны пейзаж и здания. весьма необычная ночная сцена, изображающая девять журавлей , стоящих под гербом . На оборотной стороне боковых панелей нарисована [ 1 ]
Фестоны над Мадонной являются элементами , и путти характерными для итальянского искусства того периода, но не для раннего нидерландского искусства , что позволяет предположить, что Мемлинг взял на себя заказ для итальянского донора, скорее всего, епископа Бенедетто Паганьотти. [ 2 ] Историк искусства Паула Наттолл описывает триптих как «проявление силы в живописном, техническом и концептуальном плане». [ 2 ] Мемлинг объединил живописные традиции и влияние Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, чтобы пробудить в скульптурных изображениях итальянские влияния и мотивы all'antica . [ 2 ] Элементы картины, особенно ее фон, были скопированы флорентийскими художниками, такими как Фра Филиппино Липпи и Фра Бартоломео . Существует аналогичный триптих, выполненный Мастером легенды о Святой Урсуле . [ 3 ]
Предыстория и комиссия
[ редактировать ]
В 15 веке раннее нидерландское искусство пользовалось большим спросом у коллекционеров в Италии. существовали прочные торговые связи Между Брюгге и Италией . В городе был филиал банка Медичи , большой контингент южных купцов, а картины и различные другие произведения искусства постоянно экспортировались на юг, в Италию. Значительное количество произведений северного искусства было куплено двором Медичи для своих дворцов, что усиливало его привлекательность. Находясь в Брюгге, банкир Медичи Томмазо Портинари заказал алтарь Портинари у Уго ван дер Гуса и перевез его во Флоренцию для установки. [ 4 ]
Мемлинг привлек в Брюгге большую долю клиентов среди итальянских банкиров и купцов. [ 5 ] в том числе Портинари, заказавший знаменитые «Портрет Томмазо Портинари» и «Портрет Марии Портинари» . [ 6 ] Мемлинг был особенно популярен среди южных купцов и банкиров благодаря плавному сочетанию нидерландских и итальянских техник, стилей и мотивов. [ 7 ]
В 1995 году историк искусства Михаэль Рольманн установил, что Богоматерь с Младенцем и двумя ангелами в Уффици и две панели со святыми в Национальной галерее изначально были триптихом Мемлинга. Судя по гербу и кранам на обратной стороне панелей крыла, Рольманн определил, что первоначальным владельцем был флорентийский церковник Бенедетто Паганьотти, чья семья была близкими соратниками Медичи. [ 8 ]
Описание
[ редактировать ]Экстерьер
[ редактировать ]
На оборотной стороне створок, видимой при закрытых ставнях, изображены девять журавлей на фоне темного пейзажа позднего вечера, раскинувшегося на двух панелях. Темные деревья возвышаются на фоне темнеющего неба на самых верхних краях, затем становятся серыми, а затем розовыми на самом дальнем горизонте на фоне ветвей деревьев, предполагая либо закат, либо закат. [ 1 ] или восход солнца. [ 9 ]
Небольшое животное, возможно, лиса, едва заметно в листве на левой панели. [ 10 ] На левой панели изображен герб с красными и белыми шевронами и парой циркулей в верхних углах, расположенный над кранами, на фоне угасающего неба. [ 1 ]
У светлых птиц ярко-красные гребни, которые соответствуют гербу выше. Рольманн пишет, что «из пейзажа вырисовываются призрачные серые силуэты отдыхающих птиц, их красные гребни сияют как отдельные цветные точки». [ 1 ] Расположенная прямо под гербом, передняя птица держит в когтях камень — отсылка к классической истории о том, что спящие журавли в стае выбирают, чтобы держать камень; в случае опасности или если птица засыпает, камень роняют, разбудив всю стаю. Охранный журавль известен как grus vigilans . [ 1 ] и являются символами бдительности. [ 11 ]
Журавли в пейзаже необычны для нидерландских триптихов XV века; обычно двери (или обратные панели) окрашивались гризайлью, изображая статуи святых. [ 1 ] Эйнсворт описывает краны как «символические»; [ 12 ] Рольманн как «захватывающий». [ 10 ] Историки искусства не определились, принадлежит ли эта сцена Мемлингу или членам его мастерской. Эйнсворт считает его «слабым в исполнении». [ 12 ] а историк искусства Оливер Хэнд предполагает, что стая птиц означает участие ряда участников семинара. [ 11 ]
Интерьер
[ редактировать ]Богоматерь Младенцем с . представлена в пространстве, наполненном сложными архитектурными деталями итальянского происхождения [ 13 ] Мария сидит на своем престоле, держа на коленях Иисуса, [ 10 ] под почетным балдахином, украшенным в характерной для Мемлингов манере лоскутами красной ткани. [ 6 ] С каждой стороны трона расположены две колонны, две по бокам трона, а капители двух других видны на каждом краю пространства. Трон расположен под украшенной аркой. [ 14 ] на котором херувимы ( путто восседают ) с гирляндами . [ 13 ] Два ангела с музыкальными инструментами преклоняют колени сбоку и перед троном. [ 1 ]

Нидерландские мотивы сочетаются и смешиваются с итальянскими мотивами all'antica . [ 14 ] [ 15 ] центральной панели Задние колонны имеют ячменный витой узор и позолочены; их капители поддерживают скульптуры – Самсон, убивающий льва слева; Каин убивает Авеля справа. Остальные колонны, поддерживающие путти, и те, которые кажутся частью трона Марии, выполнены в темно-красноватом мраморном оттенке, который можно увидеть в нидерландском искусстве со времен Яна ван Эйка . [ 16 ] но в отличие от Ван Эйка, у Мемлинга основания и капители позолочены в итальянском стиле. [ 14 ]
Пространственные и временные границы, разделяющие земную и небесную сферы, часто встречаются в нидерландском искусстве, обычно в виде рам или арок. [ 17 ] Граница достигается в « Петруса Кристуса» с Рождестве аркой гризайли, где Святое Семейство твердо расположено за аркой в священном пространстве, за пределами светского и земного царства. [ 18 ] Использование Мемлингом арок больше тяготеет к декоративности; вместо того, чтобы указывать на разделение небесного и земного пространств, они просто плавают внутри пространства как элемент дизайна. [ 19 ] Арка, парящая над Богоматерью с Младенцем, демонстрирует ряд итальянских мотивов all'antica . Внешний ободок состоит из полурозеток , а внутренний ободок украшен с одной стороны виноградной лозой (символом Евхаристии ), а с другой стороны - плющом. Несмотря на то, что растения позолочены и напоминают полированный металл (или, возможно, скульптуру), историк искусства Паула Наттолл пишет, что растения «одновременно являются проявлением силы натуралистического наблюдения с их вьющимися усиками и тонкими корнями, как и две пары улиток и ящериц. под ними». [ 20 ]

На левом крыле изображен Св. Иоанн Креститель с эмблемой Агнца; справа изображен Святой Лаврентий с книгой и орудиями пыток. [ 21 ] Св. Иоанн одет во власяницу и мантию; Святой почти идентичен Святому Иоанну Мемлинга в Доннском триптихе и похож на фигуру на центральной панели алтаря Святого Иоанна . [ 22 ] Святой Лаврентий одет в белый альб и красный далматик . Святой Лаврентий редко изображается в нидерландском искусстве или Мемлингом, что позволяет предположить, что покупатель запросил и одобрил конкретную фигуру. [ 9 ]
Стоящие святые заключены в архитектурную раму, представляющую собой узор готических окон; [ 1 ] колонны с коринфскими капителями едва заметны рядом с окнами сзади. Архитектурные детали представляют собой сочетание северных и южных мотивов и влияний. [ 23 ] За окнами — пейзажи, которым подражали итальянские художники. Тондо Бьяджо цитирует отдельные части д'Антонио пейзажей панелей крыла. [ 1 ]
Идентификация и атрибуция
[ редактировать ]
В 1995 году историк искусства Майкл Ролман определил две узкие панели в Национальной галерее и центральную панель Уффици как отдельные части триптиха Мемлинга. Идентификация была основана на сравнении идентичных размеров панелей крыла Лондона и центральной панели Уффици; положение напольной плитки и ступенек; и подобные античные архитектурные мотивы на панелях. [ 1 ] Расположение ступеней и напольной плитки пересекало три панели оригинального триптиха, создавая впечатление непрерывного пространства. [ 9 ]
В идентификации помогли фоновые пейзажи, скопированные итальянскими художниками. [ 1 ] Еще в 1483 году мельница на центральной панели с человеком, несущим мешок муки, была скопирована на Филиппино Липпи картине , изображающей Святых Павла и Фредиано . [ 24 ] » Фра Бартоломео «Нью-йоркская Мадонна с Младенцем (ок. 1497 г.) изображает почти идентичное изображение мельницы и элементов пейзажа с панели Святого Лаврентия . [ 1 ]
Сложные гирлянды, количество путти и журавли на внешнем виде - необычные мотивы в творчестве Мемлинга , вероятно, выполненные в соответствии со вкусами или требованиями заказчика. Рольман проследил характерные геральдические знаки и определил, что герб принадлежит флорентийской семье Паганьотти. Тот же герб встречается в другом нидерландском триптихе мастера легенды о святой Урсуле , который Ролман определил как заказанный Пауло Паганьотти (на основании присутствия святого Павла на левом крыле). Пауло не раз ездил в Брюгге в качестве агента Медичи, и Рольманн полагает, что триптих Мемлинга был заказан для дяди Пауло Бенедетто, епископа Везона , который проживал в большой квартире в Санта-Мария-Новелла во Флоренции. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Рольманн, 438-39
- ^ Jump up to: а б с Наттолл, 36 лет
- ^ Рольманн, 1995, 441, 444.
- ^ Эйнсворт, 40–43.
- ^ Кристиансен, 40–43.
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт, 34 года
- ^ Кристиансен, 55–57.
- ^ Рольманн, 438, 441.
- ^ Jump up to: а б с «Святой Лаврентий» , Национальная галерея. Лондон. Проверено 1 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Рольманн, 433
- ^ Jump up to: а б Рука, 191
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт, 174 года
- ^ Jump up to: а б Наттолл, 25 лет
- ^ Jump up to: а б с Наттолл, 29
- ^ All'antica или «в манере древних» приобрела популярность в итальянском искусстве и архитектуре 15 века, включив в себя классические мотивы, порядки и симметрию. См . All'antica . Национальная галерея. Лондон. Проверено 1 октября 2021 г.
- ^ См., например, Дрезденский триптих.
- ^ Шапюи (1998), 18
- ^ Биркмейер (1961), 103
- ^ Биркмейер (1961), 110
- ^ Наттолл, 30 лет.
- ^ Рольманн, 444
- ^ «Сент-Джон» , Национальная галерея. Лондон. Проверено 1 октября 2021 г.
- ^ Нуттал, 29
- ^ Акко, 485 г.
- ^ Ролман, 440-441.
Источники
[ редактировать ]- Эйнсворт, Мэриан «Бизнес искусства: меценаты, клиенты и арт-рынки». Мэриэнн Эйнсворт и др. (ред.) От ван Эйка до Брейгеля: ранняя нидерландская живопись в Метрополитен-музее . (1998). Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN 0-87099-871-4
- Мейс, Миллард. «Новая монументальная живопись Филиппино Липпи». Художественный вестник , вып. 55, нет. 4, 1973, стр. 479–93, JSTOR 3049160 .
- Биркмейер, Карл М. «Мотив арки в нидерландской живописи пятнадцатого века: исследование изменения религиозных образов». Художественный бюллетень , Том. 43, № 2 (июнь 1961 г.)
- Кристиансен, Кейт. «Вид из Италии». Мэриан Эйнсворт и др. (ред.) От ван Эйка до Брейгеля: ранняя нидерландская живопись в Метрополитен-музее . (1998). Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN 0-87099-871-4
- Шапюи, Жюльен. «Ранняя нидерландская живопись: меняющиеся перспективы». Мэриан Эйнсворт и др. (ред.), От Ван Эйка до Брейгеля: ранняя нидерландская живопись в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей (1998). ISBN 0-87099-871-4
- Хэнд, Джон Оливер; Мецгер, Кэтрин; Спронк, Рон. Молитвы и портреты: раскрытие нидерландского диптиха . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2006. ISBN 0-300-12155-5
- Наттолл, Паула. «Паганьотти Мемлинга «Мадонна с младенцем»: переосмысление скульптуры итальянского Возрождения . Журнал скульптур , том 26. Выпуск 1, 2017, стр. 25–36.
- Рольманн, Майкл. «Триптих Паганьотти Мемлинга». Журнал Берлингтон , том. 137, нет. 1108, 1995, стр. 438–445. JSTOR 886499 . По состоянию на 16 июля 2021 г.