Сцены из Страстей Христовых


«Сцены из Страстей Христовых» — это картина маслом на панели из балтийского дуба, написанная около 1470 года ранним нидерландским художником немецкого происхождения Гансом Мемлингом . На картине показаны 23 виньетки из Жития Христа , объединенные в одну повествовательную композицию без центральной доминирующей сцены: 19 эпизодов из Страстей Христовых , Воскресения и три более поздних явления воскресшего Христа ( Марии Магдалине , по дороге в Эммаус). и у Галилейского моря ). Картина была заказана Томмазо Портинари , итальянским банкиром из Брюгге изображен , который на портрете дарителя стоящим на коленях и молящимся в левом нижнем углу, со своей женой Марией Барончелли в аналогичной позе в правом нижнем углу.
Картина относительно небольшая, 56,7 × 92,2 см, и вряд ли была алтарем. Возможно, он предназначался для часовни Портинари в церкви Святого Иакова в Брюгге. Она не была внесена в каталог вещей Портинари на момент его смерти в 1501 году и, как полагают, была перевезена из Брюгге во Флоренцию между 1510 и 1520 годами. Впервые она упоминается в коллекции Козимо I во Флоренции в 1550 году. Сейчас картина находится в Галерея Сабауда в Турине .
Описание
[ редактировать ]Сцены Страстей начинаются вдалеке вверху слева со входа Иисуса в Иерусалим в Вербное воскресенье , проходят через город и снова выходят в нижний левый угол Гефсиманского сада , через сцены Страстей в центре города ( суд Пилата , Бичевание Иисуса , Терновое венчание , Ecce Homo ), затем следует крестное шествие обратно из города в правый нижний угол, затем вверх для распятие и заканчивается вдали вверху справа явлениями в Эммаусе и Галилее. Он включает семь из традиционных 14 стадий Креста , но добавляет несколько сцен до и после них и опускает семь: Иисусу дают свой крест, два случая, когда Иисус падает с крестом, Иисус встречает свою мать , Вероника , вытирающая лицо Иисус, встреча Иисуса с дочерями Иерусалима и снятие с Иисуса одежды.
Сцены разворачиваются внутри и вокруг идеализированного Иерусалима , изображенного как обнесенный стеной средневековый город с экзотическими башнями, увенчанными куполами. Высокая точка зрения «с высоты птичьего полета» делает Голгофу видимой за городом. Необычно то, что для картин этого периода освещение на картине является внутренним, связанным с восходящим солнцем в крайнем правом углу, и одинаковым по всей картине, с областями сзади справа в свете и областями впереди слева в тени.
Хронология
[ редактировать ]По порядку сцены:
1. | Иисус въезжает в город на осле в Вербное воскресенье. | вверху слева, возле городской сторожки |
2. | Иисус выгоняет менял из храма | справа от входа Иисуса, под двойной аркой |
3. | Иуда предает Иисуса первосвященникам | вниз и налево от сцены храма, в узкой, освещенной свечами арке |
4. | Тайная вечеря | слева от предательства, в здании со скатной крышей |
5. | Молитва в Гефсиманском саду | под Тайной вечерей; три апостола спят, пока Иисус молится |
6. | Арест Христа | вниз и прямо из сада: Иуда целует Иисуса; Петр отсек Малху ухо |
7. | Отрицание Питера | вверху и справа от ареста: Петр показан в дверном проеме, вверху кричит петух. |
8. | Христос перед Пилатом | слева от центра; Пилат сидит на престоле (традиционный Крестный вокзал № 1) |
9. | Бичевание Христа | центр |
10. | Второй допрос Пилата | справа от центра, пропуская две сцены в узком здании, расположенном позади |
11. | Коронование терновым венцом | справа от бичевания Иисус получает терновый венец и пурпурную одежду. |
12. | Вот человек | прямо от тернового венца: Христос показан народу, осуждающему Его на смерть |
13. | Изготовление креста | вниз и влево, под жгутиком |
14. | Несение креста; Симон Киринеянин несет крест | внизу и, проследовав вправо, от городских ворот выходит процессия; на дороге Христос падает на колени, и ему помогает Симон Киринеянин (традиционные крестные станции № 3 и 5). |
15. | Иисус пригвожден к кресту | вверху, справа от центра (традиционный Крестный вокзал № 11) |
16. | Распятие | вверху, слева, Иисус умирает на Голгофе вместе с двумя преступниками (традиционный Крестный вокзал № 12) |
17. | Снятие с креста | справа Христос снимается с креста ночью (традиционный Крестный вокзал № 13) |
18. | Погребение | ниже спуска с креста, справа (традиционный Крестный вокзал № 14) |
19. | Христос в подвешенном состоянии | справа от процессии Христос с распятием |
20. | Воскресение | над подвешенным состоянием, охрана спит |
21. | Встреча с Марией Магдалиной : noli me tangere | выше воскресения |
22. | По дороге в Эммаус | вверху справа |
23. | Явление апостолам у Галилейского моря. | слева от встречи с Марией Магдалиной |
Сходства
[ редактировать ]Мемлинг использовал аналогичный стиль повествования в своем более позднем «Пришествии и триумфе Христа» (также известном как «Семь радостей Богородицы ») (1480 г.), созданном для алтаря гильдии кожевников в церкви Богоматери в Брюгге, но сейчас находящегося в Старой пинакотеке. в Мюнхене .
Источники
[ редактировать ]- Интернет-галерея искусств
- Интернет-галерея искусств
- Искусство Северного Возрождения, Сьюзи Нэш, Oxford University Press, 2008 г. ISBN 0-19-284269-2 , с. 278-9
- Иисус: жизнь в картинках, Нил Моррис, издательство Salariya, 2004 г. ISBN 1-904642-49-7 , с. 5
- Циклическая форма и английские мистерии: сравнительное исследование английских библейских циклов и их континентальных и иконографических аналогов; Том 7 Людуса: Театр и драма Средневековья и раннего Возрождения, Питер Хаппе, Родопи, 2004 г. ISBN 90-420-1652-3 , стр. 118-124.