Алтарь Святого Иоанна
Алтарь Святого Иоанна (по-немецки — Йоханнесалтар , Йоханнестафель или Йоханнесретабель ) — это ок. из дуба, масло 1455 года из деревянной панели Алтарь работы раннего нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена , сейчас находится в Gemäldegalerie в Берлине . [1] художника Триптих связан с более ранним Алтарем Мирафлорес своими символическими мотивами, форматом и замыслом. [2]
На панелях слева направо показано рождение святого Иоанна , крещение Христа Иоанном в Иордане и обезглавливание Иоанна , при этом Саломея получает бестелесную голову на блюде. Каждая панель помещена в расписные архивольты , внутри которых находятся расписные рельефы, изображающие статуэтки апостолов. [3] и сцены из жизни Христа и Иоанна на общую тему спасения. Искусственные скульптурные рельефы написаны гризайлем и создают впечатление, что сцены происходят в церкви. [4]
Существуют две дошедшие до нас версии алтаря, почти равные по размеру, что затрудняет установление атрибуции и подлинности. Версия в Берлине считается оригиналом, а версия во Франкфурте — почти современной копией.
Описание [ править ]
На трех панелях описаны основные события из жизни Иоанна: его рождение, крещение Христа и его обезглавливание от рук Саломеи. Рельефы архивольтов подробно описывают второстепенные события из его жизни. Общая тема – таинства , каждая панель может быть связана с определенной литургической церемонией. [5] Из шести архивольтных сцен четыре подробно описывают сцены жизни Марии, в том числе «Обручение Богородицы», «Благовещение» и «Рождение Христа». [6]
Рождение Иоанна [ править ]
Архивольты этого панно изображают ангела, являющегося отцу Иоанна Захарии в храме. Согласно Луки 1:12–17, ранее Захарии явился ангел Господень и объявил, что его жена родит сына, которого он должен был назвать Иоанном, и что этот сын будет предшественником Господа. Ссылаясь на их преклонный возраст, Захария с недоверием попросил знамения, чтобы узнать истинность этого пророчества. В ответ ангел назвал себя Гавриилом, посланным Богом, и заявил, что из-за сомнений Захарии он онемеет и «не сможет говорить до того дня, когда все это совершится». Это наказание немотой упоминается в архивольтных рельефах. [7]
Захария появляется на главной панели, сидя на переднем плане с ручкой и свитком. Справа от него Мария представляет ему сына. Включая Богородицу, Рожье отклоняется от евангельского описания этой сцены, ссылаясь вместо этого на апокрифическую версию, популяризированную « Золотой легендой» и « Размышлениями о жизни Христа» , в обоих из которых Мария представляет ребенка Иоанна. Эрвин Панофски предполагает, что на Рожье мог повлиять Андреа Пизано рельеф «Именование Крестителя во флорентийском баптистерии» , на котором изображена аналогичная сцена, где Мария представляет Захарии, который сидит с пером и свитком в руках. [7]
Крещение Христа [ править ]
На центральной панели Джона можно узнать по его красной мантии. [8] На этой панели изображено явление Бога в небе, окрашенное в красные тона, от которого исходит изогнутая латинская надпись над голубем. Панели типичны для гармонии и единства, характерных для Рожье; особенно в том, как фигуры перекликаются друг с другом. Это наиболее очевидно в фигуре женщины на панели рождения, которая занимает то же место и напоминает Саломею в крайнем правом углу.
Христос стоит полностью фронтально к зрителю, в ручье, вода которого поднимается чуть ниже его колен. Справа от него Иоанн благословляет его, подняв руку над головой Христа. Бог Отец изображен восходящим с облаков. Он посылает голубя, чтобы благословить это событие. По словам историка искусства Барбары Лейн, голубя сопровождает «изящно изогнутая надпись», взятая из Матфея 17:5, которая гласит: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; слушайте Его». [9] Традиционно во время крещения Иисус впервые представляется как сын Божий, его божественность впервые раскрывается миру, что здесь символизируется восхождением голубя и Божьими словами. [10]
Смерть Джона [ править ]
Правая панель необычайно драматична и также отличается от евангельского повествования. Вместо тюремной обстановки сцена показана в домашнем интерьере. [11] На большинстве изображений Саломея держит пустое зарядное устройство; здесь голова была помещена в зарядное устройство. [12] Обмякшее тело Джона лежит у подножия лестницы, из шеи льется кровь, а палач, все еще держа меч, передает голову Саломее на золотом зарядном устройстве . Саломея, по словам Лейна, «скромно отводит взгляд», как и палач, который поворачивается направо, чтобы выглянуть в большое окно. На заднем плане она изображена преподносящей голову своей матери, иудейской царевне Иродиаде , на празднике Ирода . [11]
Саломея написана в соответствии с идеалом поздней готики: узкие плечи, худощавое телосложение и типичное идеализированное лицо. Она носит головной убор и синее платье с белой подкладкой и зелеными рукавами.
На панели Рожье ссылается на Причастие , поскольку голова Иоанна «означает тело Христово, которое питает нассвятой алтарь». Лейн пишет, что «зарядное устройство Саломеи... очевидно соответствует золотому диску, на котором Воинство помещается во время жертвоприношения Мессы». [12] Историк искусства Виктория Рид соглашается с этим анализом, отмечая, что голова Иоанна стала евхаристическим символом и что «приняв ее, Саломея принимает на себя роль христианского причастника». Она отмечает, что зарядное устройство напоминает диск , а рукава платья Саломеи «напоминают литургическую ткань, на которой нужно нести причастие». [13]
Происхождение [ править ]
Работа была заказана Баттистой Аньелли, купцом из Пизы , для церкви Святого Иакова в Брюгге . Он меньше других алтарей Ван дер Вейдена и, вероятно, предназначался как боковой алтарь или частный религиозный объект. Рамы скреплены вместе и не могут складываться внутрь. Таким образом, это не триптих, а специально созданный алтарь . Считается, что он был построен по заказу испанского донора; есть убедительные доказательства того, что это та же самая работа, описанная в картезианском монастыре Санта-Мария-де-лас-Куэвас в Севилье . Хосе Мартин Ринкон в 1744 году написал о «переносной оратории», показывающей Крещение Христа, окруженной сценами рождения Иоанна и обезглавливания, хотя он приписывал это Альбрехту Дюреру . В 1778 году испанский историк Антонио Понц упомянул тот же алтарь, отметив, что «каждая из сцен заключена в две пилястры и арку». [14]
Атрибуция [ править ]
Панофски датирует алтарь периодом после 1450 года, основываясь на сходстве левой панели с рельефом Андреа Пизано; Рожье, возможно, видел это во время своего визита в Италию в том году. [7] Дендрохронологическое исследование показывает, что древесина была готова к использованию в качестве панно примерно в 1454 году. [14] Большинство историков искусства считают алтарь неразрывно связанным с алтарем Мирафлорес , таким образом связывая его с ван дер Вейденом. Панофски охарактеризовал их как «почти неотличимые» по стилю и качеству. [15] Позже Ширли Блюм писала, что «два алтаря так же похожи формально, как и по религиозному характеру... следует более внимательно изучить возможность того, что они изначально произошли из одного и того же места». Виктория Рид считает, что сходство настолько выражено, что весьма вероятно, что эти двое собирались жить вместе в монастыре Мирафлорес. [16]
Галерея [ править ]
- Медсестра, осматривающая мать Джона Элизабет, на левой панели.
- Деталь пейзажа за Иисусом
- Деталь фигур позади Саломеи
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ «Алтарь Святого Иоанна» . Государственные музеи Берлина (на немецком языке) . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Акры, 422-51
- ^ Рид, 1
- ^ Джейкобс, 92 года.
- ^ Лейн, 655
- ^ Рид, 4
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Переулок, 659
- ^ Судавар, 66 лет.
- ^ Лейн, 656
- ^ Блюм, 36 лет.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б переулок, 662
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б переулок, 663
- ^ Рид, 7
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рид, 2
- ^ Панофски, 259
- ^ Рид, 9
Источники [ править ]
- Акрес, Альфред. «Алтарь Колумбы и мировое время». Художественный бюллетень, том 80, № 3, 1998. 422–51.
- Блюм, Ширли. Ранние нидерландские триптихи: исследование патронажа . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1969.
- Кэмпбелл, Лорн . Ван дер Вейден . Лондон: Чосер Пресс, 2004. ISBN 1-904449-24-7
- Джейкобс, Линн. Открывая двери: новая интерпретация раннего нидерландского триптиха . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2011. ISBN 0-271-04840-9
- Лейн, Барбара. «Переосмысление алтарей Святого Иоанна и Мирафлореса Рожье». Художественный бюллетень , том 60, № 4, декабрь, стр. 655–672, 1978.
- Панофски, Эрвин . Ранняя нидерландская живопись, ее происхождение и характер . Кембридж, Массачусетс, 1953 г.
- Рид, Виктория. «Триптих Святого Иоанна Рогира ван дер Вейдена для Мирафлорес и новый взгляд на Саломею». Уд Голландия , Том 115, № 1, 2001/2002 г.
- Судавар, Аболала. Расшифровка старых мастеров: покровители, принцы и загадочные картины XV века . ИБТаурис, 2008. ISBN 1-84511-658-5