Jump to content

Алтарь Святого Иоанна

ван дер Вейдена Рогира Алтарь Святого Иоанна . Дуб, масло, каждая рама 77 х 48см. Картинная галерея, Берлин

Алтарь Святого Иоанна (по-немецки — Йоханнесалтар , Йоханнестафель или Йоханнесретабель ) — это ок. из дуба, масло 1455 года из деревянной панели Алтарь работы раннего нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена , сейчас находится в Gemäldegalerie в Берлине . [1] художника Триптих связан с более ранним Алтарем Мирафлорес своими символическими мотивами, форматом и замыслом. [2]

На панелях слева направо показано рождение святого Иоанна , крещение Христа Иоанном в Иордане и обезглавливание Иоанна , при этом Саломея получает бестелесную голову на блюде. Каждая панель помещена в расписные архивольты , внутри которых находятся расписные рельефы, изображающие статуэтки апостолов. [3] и сцены из жизни Христа и Иоанна на общую тему спасения. Искусственные скульптурные рельефы написаны гризайлем и создают впечатление, что сцены происходят в церкви. [4]

Существуют две дошедшие до нас версии алтаря, почти равные по размеру, что затрудняет установление атрибуции и подлинности. Версия в Берлине считается оригиналом, а версия во Франкфурте — почти современной копией.

Описание [ править ]

На трех панелях описаны основные события из жизни Иоанна: его рождение, крещение Христа и его обезглавливание от рук Саломеи. Рельефы архивольтов подробно описывают второстепенные события из его жизни. Общая тема – таинства , каждая панель может быть связана с определенной литургической церемонией. [5] Из шести архивольтных сцен четыре подробно описывают сцены жизни Марии, в том числе «Обручение Богородицы», «Благовещение» и «Рождение Христа». [6]

Рождение Иоанна [ править ]

Архивольты этого панно изображают ангела, являющегося отцу Иоанна Захарии в храме. Согласно Луки 1:12–17, ранее Захарии явился ангел Господень и объявил, что его жена родит сына, которого он должен был назвать Иоанном, и что этот сын будет предшественником Господа. Ссылаясь на их преклонный возраст, Захария с недоверием попросил знамения, чтобы узнать истинность этого пророчества. В ответ ангел назвал себя Гавриилом, посланным Богом, и заявил, что из-за сомнений Захарии он онемеет и «не сможет говорить до того дня, когда все это совершится». Это наказание немотой упоминается в архивольтных рельефах. [7]

Рождение и наречение святого Иоанна Крестителя , до 1388 года, Petites Heures de Jean de Berry , Folio 207r

Захария появляется на главной панели, сидя на переднем плане с ручкой и свитком. Справа от него Мария представляет ему сына. Включая Богородицу, Рожье отклоняется от евангельского описания этой сцены, ссылаясь вместо этого на апокрифическую версию, популяризированную « Золотой легендой» и « Размышлениями о жизни Христа» , в обоих из которых Мария представляет ребенка Иоанна. Эрвин Панофски предполагает, что на Рожье мог повлиять Андреа Пизано рельеф «Именование Крестителя во флорентийском баптистерии» , на котором изображена аналогичная сцена, где Мария представляет Захарии, который сидит с пером и свитком в руках. [7]

Крещение Христа [ править ]

На центральной панели Джона можно узнать по его красной мантии. [8] На этой панели изображено явление Бога в небе, окрашенное в красные тона, от которого исходит изогнутая латинская надпись над голубем. Панели типичны для гармонии и единства, характерных для Рожье; особенно в том, как фигуры перекликаются друг с другом. Это наиболее очевидно в фигуре женщины на панели рождения, которая занимает то же место и напоминает Саломею в крайнем правом углу.

Деталь центральной панели с изображением головы Бога.

Христос стоит полностью фронтально к зрителю, в ручье, вода которого поднимается чуть ниже его колен. Справа от него Иоанн благословляет его, подняв руку над головой Христа. Бог Отец изображен восходящим с облаков. Он посылает голубя, чтобы благословить это событие. По словам историка искусства Барбары Лейн, голубя сопровождает «изящно изогнутая надпись», взятая из Матфея 17:5, которая гласит: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; слушайте Его». [9] Традиционно во время крещения Иисус впервые представляется как сын Божий, его божественность впервые раскрывается миру, что здесь символизируется восхождением голубя и Божьими словами. [10]

Смерть Джона [ править ]

Деталь; Саломея получает на блюде отрубленную голову Иоанна.

Правая панель необычайно драматична и также отличается от евангельского повествования. Вместо тюремной обстановки сцена показана в домашнем интерьере. [11] На большинстве изображений Саломея держит пустое зарядное устройство; здесь голова была помещена в зарядное устройство. [12] Обмякшее тело Джона лежит у подножия лестницы, из шеи льется кровь, а палач, все еще держа меч, передает голову Саломее на золотом зарядном устройстве . Саломея, по словам Лейна, «скромно отводит взгляд», как и палач, который поворачивается направо, чтобы выглянуть в большое окно. На заднем плане она изображена преподносящей голову своей матери, иудейской царевне Иродиаде , на празднике Ирода . [11]

Братья Лимбург , Саломея преподносит голову Иоанна Крестителя на пиру у Ирода , 1405–1408–09. Belles Heures Жана де Франса, герцога Беррийского , л. 212 В

Саломея написана в соответствии с идеалом поздней готики: узкие плечи, худощавое телосложение и типичное идеализированное лицо. Она носит головной убор и синее платье с белой подкладкой и зелеными рукавами.

На панели Рожье ссылается на Причастие , поскольку голова Иоанна «означает тело Христово, которое питает нассвятой алтарь». Лейн пишет, что «зарядное устройство Саломеи... очевидно соответствует золотому диску, на котором Воинство помещается во время жертвоприношения Мессы». [12] Историк искусства Виктория Рид соглашается с этим анализом, отмечая, что голова Иоанна стала евхаристическим символом и что «приняв ее, Саломея принимает на себя роль христианского причастника». Она отмечает, что зарядное устройство напоминает диск , а рукава платья Саломеи «напоминают литургическую ткань, на которой нужно нести причастие». [13]

Происхождение [ править ]

Работа была заказана Баттистой Аньелли, купцом из Пизы , для церкви Святого Иакова в Брюгге . Он меньше других алтарей Ван дер Вейдена и, вероятно, предназначался как боковой алтарь или частный религиозный объект. Рамы скреплены вместе и не могут складываться внутрь. Таким образом, это не триптих, а специально созданный алтарь . Считается, что он был построен по заказу испанского донора; есть убедительные доказательства того, что это та же самая работа, описанная в картезианском монастыре Санта-Мария-де-лас-Куэвас в Севилье . Хосе Мартин Ринкон в 1744 году написал о «переносной оратории», показывающей Крещение Христа, окруженной сценами рождения Иоанна и обезглавливания, хотя он приписывал это Альбрехту Дюреру . В 1778 году испанский историк Антонио Понц упомянул тот же алтарь, отметив, что «каждая из сцен заключена в две пилястры и арку». [14]

Атрибуция [ править ]

Панофски датирует алтарь периодом после 1450 года, основываясь на сходстве левой панели с рельефом Андреа Пизано; Рожье, возможно, видел это во время своего визита в Италию в том году. [7] Дендрохронологическое исследование показывает, что древесина была готова к использованию в качестве панно примерно в 1454 году. [14] Большинство историков искусства считают алтарь неразрывно связанным с алтарем Мирафлорес , таким образом связывая его с ван дер Вейденом. Панофски охарактеризовал их как «почти неотличимые» по стилю и качеству. [15] Позже Ширли Блюм писала, что «два алтаря так же похожи формально, как и по религиозному характеру... следует более внимательно изучить возможность того, что они изначально произошли из одного и того же места». Виктория Рид считает, что сходство настолько выражено, что весьма вероятно, что эти двое собирались жить вместе в монастыре Мирафлорес. [16]

Галерея [ править ]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ «Алтарь Святого Иоанна» . Государственные музеи Берлина (на немецком языке) . Проверено 7 мая 2024 г.
  2. ^ Акры, 422-51
  3. ^ Рид, 1
  4. ^ Джейкобс, 92 года.
  5. ^ Лейн, 655
  6. ^ Рид, 4
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Переулок, 659
  8. ^ Судавар, 66 лет.
  9. ^ Лейн, 656
  10. ^ Блюм, 36 лет.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б переулок, 662
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б переулок, 663
  13. ^ Рид, 7
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рид, 2
  15. ^ Панофски, 259
  16. ^ Рид, 9

Источники [ править ]

  • Акрес, Альфред. «Алтарь Колумбы и мировое время». Художественный бюллетень, том 80, № 3, 1998. 422–51.
  • Блюм, Ширли. Ранние нидерландские триптихи: исследование патронажа . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1969.
  • Кэмпбелл, Лорн . Ван дер Вейден . Лондон: Чосер Пресс, 2004. ISBN   1-904449-24-7
  • Джейкобс, Линн. Открывая двери: новая интерпретация раннего нидерландского триптиха . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2011. ISBN   0-271-04840-9
  • Лейн, Барбара. «Переосмысление алтарей Святого Иоанна и Мирафлореса Рожье». Художественный бюллетень , том 60, № 4, декабрь, стр. 655–672, 1978.
  • Панофски, Эрвин . Ранняя нидерландская живопись, ее происхождение и характер . Кембридж, Массачусетс, 1953 г.
  • Рид, Виктория. «Триптих Святого Иоанна Рогира ван дер Вейдена для Мирафлорес и новый взгляд на Саломею». Уд Голландия , Том 115, № 1, 2001/2002 г.
  • Судавар, Аболала. Расшифровка старых мастеров: покровители, принцы и загадочные картины XV века . ИБТаурис, 2008. ISBN   1-84511-658-5
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9960a795d0701a31cf356dd4b576454b__1715106780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/4b/9960a795d0701a31cf356dd4b576454b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
St John Altarpiece - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)