Эволюция атеизма
Автор | Стивен ЛеДрю |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Новый атеизм и современный атеизм |
Издатель | Издательство Оксфордского университета |
Дата публикации | 2 ноября 2015 г. |
Страницы | 288 |
ISBN | 9780190225179 |
«Эволюция атеизма: политика современного движения» — это книга Стивена Ледрю 2015 года, адаптированная на основе его докторской диссертации. Несмотря на то, что ЛеДрю является атеистом, ЛеДрю критикует движение « Новый атеизм» , возникшее в 2000-х годах с участием «Четырех всадников» Ричарда Докинза , Дэниела Деннета , Сэма Харриса и Кристофера Хитченса в качестве видных фигур.
По мнению Ледрю, современный атеизм может быть « научным », « гуманистическим » или « либертарианским ». Он стремится описать, как новый атеизм, правая ветвь научного атеизма, приобрел популярность и как он контрастирует с другими атеистическими взглядами, особенно теми, которые выступают против религии ради достижения социальной справедливости .
Книгу хвалили за то, что она расширила знания о новом атеизме и включила в себя оригинальные интервью с мирянами из числа новых атеистов. Некоторые рецензенты раскритиковали выбор Ледрю категорий для разделения современного атеизма на противоречивые описания нового атеизма.
Фон
[ редактировать ]Книга «Эволюция атеизма» была опубликована 2 ноября 2015 года издательством Oxford University Press . [ 1 ] Автор Стивен ЛеДрю, канадец, [ 2 ] был постдокторантом социологии в Центре изучения религии и общества Уппсальского университета . на момент публикации книги [ 3 ] [ 2 ] Это была его первая книга, адаптированная на основе его докторской диссертации. [ 3 ] [ 4 ] ЛеДрю — атеист, и его целью было описать основные цели и идеи атеистического движения. [ 3 ] Марек Салливан из отдела секуляризма и нерелигии сказал, что «Эволюция атеизма» была «первым систематическим анализом нового атеизма длиной в книгу с социологической точки зрения». [ 5 ] В книге взяты интервью у 15 новых атеистов. [ 6 ] но ЛеДрю сказал, что ограничением является отсутствие статистических данных или данных опросов. [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]В книге основное внимание уделяется четырем главным фигурам новых атеистов , известных под общим названием «Четыре всадника»: Ричарду Докинзу , Дэниелу Деннетту , Сэму Харрису и Кристоферу Хитченсу . ЛеДрю утверждает, что правая ветвь атеизма — Новый Атеизм — отклоняется от своих традиционных ассоциаций с классическим либерализмом , социальной справедливостью и мультикультурализмом . [ 7 ] По словам Ледрю, современное атеистическое движение имеет три направления мысли: научный атеизм, точка зрения, согласно которой религия противостоит научной истине; светский гуманизм ; и либертарианство в сочетании с рационализмом . Новый атеизм подходит к первой категории. [ 5 ] [ 8 ] ЛеДрю сравнивает это с историческими конфликтами с самого начала секуляризма , такими как Джорджа Холиока аргументы с Чарльзом Брэдло или разделением между либертарианскими взглядами, вдохновленными Гербертом Спенсером, и эгалитарными взглядами, основанными на Фридрихе Ницше , Зигмунде Фрейде или Карле Марксе . [ 5 ]
ЛеДрю считает, что, параллельно с религиозными движениями, Новый Атеизм имеет фундаменталистское и догматическое принятие сциентизма — взгляда, согласно которому наука является единственным методом определения информации или ценностей. [ 7 ] Это ведет его к защите гегемонии Запада , исламофобии и противостоянию прогрессивным взглядам на класс, пол и расу. [ 7 ] ЛеДрю также говорит, что его акцент на рационализме и утопизме создает тенденцию к авторитаризму и индивидуализму . [ 9 ] Он утверждает, что рост нового атеизма в середине 2000-х годов можно объяснить войной с терроризмом , ростом правых христиан в Америке , разоблачениями сексуального насилия над детьми в католической церкви и снижением религиозности по всей Америке. [ 5 ] Он обсуждает других деятелей новых атеистов, таких как Стивен Пинкер , А.С. Грейлинг , Виктор Дж. Стенгер , Аяан Хирси Али и Лоуренс Краусс , а также мирян в массовом движении. [ 6 ]
Прием
[ редактировать ]Издательство Weekly оценило книгу как «подробное и беспристрастное исследование социальной и политической среды, окружающей новый атеизм». [ 7 ] В обзоре Choice Reviews Д. Р. Боскальон рекомендовал книгу широкому кругу читателей и студентам бакалавриата, чтобы «понять форму атеизма и то, как он изменился», отметив, что она предлагает «отличный анализ напряженности и различий внутри атеистического движения» в более широком смысле, чем просто Новый атеизм. [ 4 ] Library Journal Кристиан Грэм из похвалил его как «умный и чувствительный трактат о современном атеизме», порекомендовав «хорошо продуманное исследование» «любознательным читателям всех мастей». [ 10 ]
Салливан раскритиковал «неопределенность определений» в различении Ледрю между новым атеизмом, светским гуманизмом и либертарианским рационализмом, поскольку он показывает, что они во многом совпадают. Более того, Салливан считал, что не было четкого разделения между гуманизмом и сциентизмом, что характеристика Ледрю нового атеизма как «идеологии» противоречит его более поздним выводам и что сравнение Ледрю с прошлыми атеистическими конфликтами упрощено, поскольку «циклы никогда просто не повторяются». Тем не менее, он нашел это «чрезвычайно ценным синтезом существующих научных работ» и «основополагающим элементом для будущего анализа». [ 5 ]
Маркус Шульцке похвалил «Эволюцию атеизма» за «вдумчивый социологический анализ и оригинальные данные о массовых активистах». Однако Шульцке отметил, что характеристика Ледрю нового атеизма как «фундаменталистского» является «знакомым», но ошибочным аргументом, противоречащим более позднему анализу ЛеДрю его растущего разнообразия; Точно так же утверждение о том, что оно ориентировано на точку зрения мужчин или среднего класса, противоречит его более позднему описанию его разнообразия. Шульцке писал, что книга недостаточно оправдывает, почему консерватизм характерен для «гетерогенного» нового атеизма, а не только для некоторых его фигур, и «неудовлетворительна» в попытке «сопоставить движение» с левым и правым политическим спектром . [ 6 ]
Том Флинн, пишущий в Free Inquiry , нашел ЛеДрю «проницательным» в вопросах нового атеизма и «заставляющим задуматься» в своей таксономии современного атеистического движения; однако он написал, что книга «испорчена значительными историческими, аналитическими и концептуальными ошибками». К ним относятся то, что определение атеизма, данное ЛеДрю - как активное отрицание веры в Бога - исключает Докинза, что он непоследователен в отношении того, является ли новый атеизм действительно «новым», и что он плохо знает историю атеизма. Флинн резюмировал, что у книги есть «неоспоримые преимущества, но многочисленные и серьезные недостатки подрывают ее ценность». [ 8 ]
Дэвид Хельшер из CounterPunch похвалил книгу за интервью, «нетехнический» стиль прозы, «прекрасное знакомство» с главными фигурами нового атеизма, а также за «интересные и актуальные доказательства» того, что движение консервативно в гендерных вопросах. Он одобрил, что ЛеДрю «разрушает» среди атеистов «миф» о том, что «убеждение в том, что атеизм - это просто вопрос неверия ни в каких богов». Однако Хельшер выявил ряд ограничений: ЛеДрю «придавал социальным наукам преобладающую роль в развитии гуманистического атеизма»; его отсутствие освещения расизма или « исламофобского комика-нового атеиста Билла Махера»; и недостаточное упоминание «экономической несправедливости» в отношении атеизма, например, антикапиталистических атеистов. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эволюция атеизма . Издательство Оксфордского университета . 2 ноября 2015 г. ISBN 978-0-19-022517-9 . Архивировано из оригинала 22 апреля 2022 года . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Хельшер, Дэвид (29 января 2016 г.). «Новый атеизм хуже, чем вы думаете» . Контрпанч . Архивировано из оригинала 9 апреля 2022 года . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Рош, Стакс (26 октября 2015 г.). «Социолог Стивен ЛеДрю о расколе в атеистическом движении» . Издательский еженедельник . Архивировано из оригинала 9 апреля 2022 года . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Боскальон, ДР (2016). « Эволюция атеизма (обзор)». Выбор обзоров . 53 (7). ПроКвест 1771604407 .
- ^ Jump up to: а б с д и Салливан, Марек (2016). «Обзор эволюции атеизма » . Секуляризм и нерелигия . 5 (1): 5. дои : 10.5334/снр.73 .
- ^ Jump up to: а б с Шульцке, Маркус (2016). « Эволюция атеизма (обзор)». Политика и религия . 9 (3). дои : 10.1017/S1755048316000365 . S2CID 148414896 . ПроКвест 2211191591 .
- ^ Jump up to: а б с д « Эволюция атеизма (обзор)» . Издательский еженедельник . 19 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2022 г. Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Флинн, Том (2016). « Эволюция атеизма (обзор)» . Бесплатный запрос . 36 (3). Архивировано из оригинала 10 августа 2020 г. Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Джонс, Джеймс В. (10 марта 2016 г.). «Растущая критика атеистами движения «Новый атеизм»» . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 22 января 2022 года . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Кристиан, Грэм (2016). « Эволюция атеизма (обзор)». Библиотечный журнал . 141 (1). ПроКвест 1751573537 .