Список надписей в библейской археологии
(Перенаправлено из «Списка артефактов библейской археологии »)
Часть серии о |
Библия |
---|
Краткое изложение тем, связанных с Библией Библейский портал |
Ниже приводится список артефактов с надписями , предметов, изготовленных или приданных людям формой, которые имеют важное значение для библейской археологии .
Избранные артефакты, имеющие значение для библейской хронологии.
[ редактировать ]В этой таблице перечислены надписи, имеющие особое значение для изучения библейской хронологии . Ссылки взяты из ANET. [1] и COS [2] и ссылку на Editio Princeps (EP), если она известна.
Египетский
[ редактировать ]Имя | Изображение | Текущее местоположение | Обнаруженный | Дата | Письмо | Значение | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Автобиография Вени | Каирский музей | 1880, Абидос | ок. 2280 г. до н.э. | Египетские иероглифы | Записывает самые ранние известные египетские военные кампании на Синае и в Леванте. | АНЕТ 227–228 | |
Стела Себек-ху | Манчестерский музей | 1901, Абидос | ок. 1860 г. до н.э. | Египетские иероглифы | Записывает самую раннюю известную египетскую военную кампанию в Ретьену , включая Секмем (skmm, предположительно Сихем ). | АНЕТ 230 | |
Мернептах Старс | Каирский музей | 1896, Фивы | в. 1209 г. до н. э. | Египетские иероглифы | Текст в основном представляет собой отчет о военной кампании против древних ливийцев, но последние три из 28 строк посвящены отдельной кампании в Ханаане, включая первый документально подтвержденный случай использования имени Израиль в исторических записях и единственную документированную запись. в Древнем Египте. | COS 2.6/АНЕТ 376–378/EP [3] | |
Бубаститовый портал | Исходное местоположение | 1828 г., факультет | в. 925 г. до н.э. | Египетские иероглифы | Записывает завоевания и военные кампании примерно в 925 г. до н.э. Шешонка I из Двадцать второй династии , отождествляемого с библейским Шишаком . Идентифицированные города включают Рафах (rph), Мегиддо (mkdi) и Ахалон (iywrn). | АНЕТ 242–243 |
Другие важные египетские артефакты
[ редактировать ]- Тексты проклятий - самые ранние ссылки на многие библейские места.
- Папирус Бруклин 35.1446 — документ, в котором перечислены имена 45 человек, в том числе хананеянки по имени «Шп-ра». Ученые предполагают, что это иероглифическая транслитерация еврейского имени Шифра , которое также встречается в Исходе 1:15–21. Однако, хотя название может быть связано, документ датируется ок. 1833–1743 гг. До н. э. (за несколько столетий до того, как жил бы библейский Шифра). [4] [5]
- Папирус Ипувера - стихотворение, описывающее Египет, пострадавший от стихийных бедствий и находящийся в состоянии хаоса. Документ датирован примерно 1250 годом до нашей эры. [6] но содержание, как полагают, более раннее, датируется периодом Среднего царства , хотя и не ранее конца Двенадцатой династии. [7] Когда-то считалось, что он описывает библейский Исход, но теперь он считается самым ранним известным в мире трактатом по политической этике , предполагающим, что хороший царь — это тот, кто контролирует несправедливых чиновников, исполняя таким образом волю богов. [8]
- Рельеф на постаменте Берлина , который, по мнению многих современных ученых, содержит самые ранние исторические упоминания о древнем Израиле. [9] [10] Мнения экспертов по поводу этой гипотезы разделились. [11]
клинопись
[ редактировать ]Имя | Изображение | Текущее местоположение | Обнаруженный | Дата | Письмо | Значение | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Статуя Идрими | Британский музей | 1939, Алалах | ок. 1500 г. до н. э. | Аккадская клинопись | Записывает самое раннее клинописное упоминание о Ханаане. | АНЕТ 557 | |
Курхские монолиты | Британский музей | 1861, Учтепе, Бисмил | ок. 850 г. до н.э. | Ассирийская клинопись | Монолит Салманасара III содержит описание битвы при Каркаре в конце . Это описание содержит имя «А-ха-аб-бу Сир-ила-аа», которое, как принято считать, относится к Ахаву, царю Израиля . [12] [13] хотя это единственное известное упоминание термина «Израиль» в ассирийских и вавилонских записях, и этот факт приводится некоторыми учеными, оспаривающими предлагаемый перевод. | КОС 2.113А/АНЕТ 277-278 | |
Черный обелиск Салмансара III | Британский музей | 1846, Нимруд | ок. 825 г. до н.э. | Ассирийская клинопись | Содержит, как полагают, самое раннее известное изображение библейского персонажа: возможно, Ииуя, сына Омри ( м я пошёл в море м Ху-ум-ри-и), или посол Ииуя, преклонивший колени у ног Салманасара III . | COS 2.113F/АНЕТ 278–281 | |
Стела Сабаа | Стамбульские археологические музеи | 1905, Сабаа | ок. 800 г. до н.э. | Ассирийская клинопись | Записывает Адад-нирари III ассирийский поход на Па-ла-аш-ту ( Филистия ). | КОС 2.114Е/АНЕТ 282/ЕР [14] | |
Нимрудская плита | Неизвестный | 1854, Нимруд | ок. 800 г. до н.э. | Аккадская клинопись | Описывает Адад-нирари III ранние ассирийские завоевания в Паласту (Филистия), Тире , Сидоне , Эдоме и Хумри (последнее понимается как Израильское царство (Самария) ). | КОС 2.114G [15] | |
Таблетка Нимруд K.3751 | Британский музей | около 1850 г. , Нимруд | ок.733 г. до н.э. | Аккадская клинопись | Описывает походы Тиглатпаласара III (745–727 гг. до н. э.) в этот регион, включая первое известное археологическое упоминание об Иудее (Йавая или КУР.иа-у-да-аа). | COS 2.117/АНЕТ 282–284 | |
Призма Саргона II A | Британский музей | около 1850 г. , Библиотека Ашшурбанипала. | ок. 710 г. до н. э. | Аккадская клинопись | Описывает походы Саргона II (722–705 гг. до н. э.) на Паласту, Иудею, Эдом и Моав. | КОС 2.118i/АНЕТ 287 | |
Лахишский рельеф | Британский музей | 1845, Ниневия | ок. 700 г. до н.э. | Ассирийская клинопись | Часть рельефа Сеннахирима , на котором изображены пленники из Иуды, уведенные в плен после осады Лахиса в 701 г. до н.э. | КОС 2.119C/ЭП [16] | |
Надпись Азеки | Британский музей | около 1850 г. , Библиотека Ашшурбанипала. | ок. 700 г. до н.э. | Аккадская клинопись | Описывает ассирийский поход Сеннахирима против Езекии , царя Иуды, включая завоевание Азеки . | КОС 2.119D | |
Анналы Сеннахирима | Британский музей , Восточный институт Чикаго и Музей Израиля. | 1830 г., вероятно, Ниневия , без происхождения. | ок. 690 г. до н.э. | Ассирийская клинопись | Описывает ассирийским царем Сеннахиримом осаду Иерусалима в 701 г. до н.э. во время правления царя Езекии . | COS 2.119B/АНЕТ 287–288 | |
Договор Асархаддона с Баалом из Тира | Британский музей | около 1850 г., Библиотека Ашшурбанипала. | ок.675 г. до н.э. | Аккадская клинопись | Описывает договор между Асархаддоном (годы правления с 681 по 669 г. до н. э.) и Баалом из Тира относительно пи-лист-те. | КОС 2.120/АНЕТ 533 | |
Цилиндры Набонида | Британский музей и Пергамский музей | 1854, Ур. | ок. 550 г. до н.э. | Аккадская клинопись | Описывает Валтасара (Бальтазара) как Набонида старшего сына . | КОС 2.123А | |
Хроники Навуходоносора | Британский музей | 1896 г. (приобретён), без происхождения | ок.550 – 400 до н.э. [17] | Аккадская клинопись | Описывает Иерусалима Навуходоносором первую осаду в 597 г. до н.э., Осада Иерусалима (597 г. до н.э.). | COS 1.137 / АНЕТ 301–307 | |
Цилиндр Кира | Британский музей | 1879, Вавилон | ок. 530 г. до н. э. | Аккадская клинопись | Отношение царя Кира к религии, имеющее важное значение для книг Паралипоменон , Ездры и Неемии . | COS 2.124 / АНЕТ 315–316 | |
Хроники Набонида | Британский музей | 1879 г. (приобретён), Сиппар , без происхождения | IV – I века до н.э. [18] | Аккадская клинопись | Описывает завоевание Вавилона персидским царем Киром Великим. | COS 1.137/ANET 301–307/EP [19] |
Другие важные клинописные артефакты
[ редактировать ]- Мифы о сотворении мира и мифы о потопе — записаны в « Эпосе о Гильгамеше» , табличках Атра-Хасис , « Энума Элиш» , « Эриду Бытие» и « цилиндре Бартона».
- Таблички с законами – древние юридические таблички Ближнего Востока: Кодекс Хаммурапи , Законы Эшнунны , Кодекс Ур-Намму , царя Ура (ок. 2050 г. до н. э.), Законы Эшнунны (ок. 1930 г. до н. э.) и Кодекс Липит- Иштар Исинская ( ок. 1870 г. до н. э.). [20] Более поздние кодексы, чем кодексы Хаммурапи, включают Кодекс Несилим . [21] Хеттские законы , ассирийские законы и Моисеев закон / Десять заповедей . (см. Клинописное право ).
- Стела Телль-ар-Рима (ок. 780 г. до н. э.) – рассказывает о подвигах Адад-Нирари III , упоминая « Иоаса, царя Самарии ». [22]
- Летопись Тиглатпаласара III (740–730 до н.э.):
- Лейард 45b+ III R 9,1, возможно, относится к [КУР са-ме-ри-и-на-аа] как к ["земле Самарии"] [23]
- Иранская стела относится к KUR sa-m[e]-ri-i-na-a-a-[a] «земля Самарии». [23]
- Лейярд 50а + 50б + 67а относится к УРУ са-ме-ри-на-аа «город Самария». [23]
- Лейард 66 относится к УРУ Са-ме-ри-на, «город Самария». [23]
- III Р 9.3 50 относится к « Менахему Самарианцу». [22] [24]
- свержению Факея Осией Табличка Нимруда III R 10.2 28–29 относится к . [22] [24]
- один фрагмент относится к «Азриау», а другой, присоединенный к нему, относится к «Яуди». Некоторые ученые интерпретировали это как Охозию / Озию , хотя это оспаривается и не получило консенсуса среди ученых. [25] [26] [27] [28]
- III R 10,2 относится к КУР Э Ху-ум-ри-а «земля Бит-Хумри». [23]
- ND 4301 + 4305 относится к КУР Э Ху-ум-ри-а «земля Бит-Хумри». [23]
- Вавилонские хроники ABC1 (725 г. до н.э.) - Салманасар V относится к УРУ Сама / ба-ра-'- в «городе Самаре (и)а». [23]
- Анналы Саргона II (720 г. до н. э.):
- Стела Победы Асархаддона – долерит [29] стела, посвященная возвращению Асархаддона после второй битвы его армии и победы над фараоном Тахаркой на севере Древнего Египта в 671 году до нашей эры, обнаружена в 1888 году в Зинджирли-Хойюке (Сам'ал или Ядия) Феликсом фон Лушаном и Робертом Колдевеем . Сейчас он находится в Пергамском музее в Берлине .
- Договор о престолонаследии Асархаддона (написан около 675 г. до н. э.). Некоторые ученые считают, что этот договор послужил литературной моделью для проклятий во Второзаконии 28: 15–64, а также содержания Второзакония 13 из-за сильного текстового сходства. [30] [31]
- Табличка Нево-Сарсекима (около 595 г. до н.э.) — глиняная клинописная надпись, относящаяся к чиновнику при дворе Навуходоносора II , царя Вавилона , возможно, тому же чиновнику, названному в библейском Иеремии .
- Таблички с пайком Иоякина (6 век до н.э.). Опишите пайки, отведенные для царского пленника, идентифицированного с Иоакином , царем Иудеи (ср. 4 Царств 24:12 , 15–16 ; 25:27–30 ; 2 Паралипоменон 36:9–). 10 ; Иеремия 22 ; : ; 31–34 52 : 24–26 [32]
Ханаанский и арамейский
[ редактировать ]Имя | Изображение | Текущее местоположение | Обнаруженный | Дата | Письмо | Значение | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Mesha Stele | Лувр | 1868, Дибан, Иордания. | ок. 850 г. до н.э. | Моавитянский язык | Описывает победы моавитянского царя Меши над домом Омри ( царством Израиля ). В нем содержится самая ранняя внебиблейская ссылка на израильского бога Яхве и — если французским ученым Андре Лемэром реконструкция фрагмента строки 31, проведенная , верна — самое раннее упоминание о «Доме Давида » (т. е. о царстве Давида). Иуда ). Один из двух известных артефактов, содержащих «моавитянский» диалект ханаанских языков (второй — надпись Эль-Керак ) | COS 2.23/АНЕТ 320–321 | |
Тел и Стела | Музей Израиля | 1993, Тель А | ок. 800 г. до н.э. | Старый арамейский | Важно как внебиблейское подтверждение прошлого Израиля , особенно в строках 8 и 9, где упоминаются «царь Израиля» и « дом Давидов ». Последнее обычно понимается учеными как относящееся к правящей династии Иуды. Хотя значение этой фразы оспаривается небольшим меньшинством ученых, [33] сегодня это общепринято как ссылка на династию Давида . [34] [35] [36] [37] | ||
Силоамская надпись | Стамбульские археологические музеи | 1880 г., Силоамский туннель. | ок. 701 г. до н.э. | Палео-иврит | Записывает строительство Силоамского туннеля. | КОС 2.28/АНЕТ 321 | |
уплотнения ЛМЛК | Различный | 1870 г. и далее | ок. 700 г. до н.э. | Финикийский алфавит (также известный как палеоиврит ) | около 2000 оттисков марок, что переводится как «принадлежащие королю». | COS 2.77/EP [38] | |
Экронская надпись | Музей Израиля | 1996, Экрон | ок. 650 г. до н.э. | Финикийский алфавит | Первая известная надпись на этой территории, приписываемая филистимлянам. | КОС 2.42 | |
Надпись на Трубном месте | Музей Израиля | 1968, Иерусалим | ок. I век нашей эры | иврит [39] | Считается, что это знак направления для священников, трубивших в трубу, что соответствует сообщению Иосифа Флавия. |
Другие важные ханаанские и арамейские артефакты
[ редактировать ]- Ранняя палео-ивритская письменность — претенденты на самые ранние надписи на иврите включают календарь Гезера , остраку библейского периода в Эле и Избет-Сартах , [40] и камень Заит
- Вес Пима – свидетельство использования древнего источника Книги Царств из-за использования архаичного термина.
- Остракон Хирбет-Кейафа - надпись X века до нашей эры - как язык, на котором она написана, так и перевод оспариваются. Был обнаружен при раскопках недалеко от израильской долины Эла. [41]
- Надпись Телль-эс-Сафи (10-середина 9-го веков до н.э.) - на глиняном черепке с надписью два имени «alwt» и «wlt», этимологически связанные с именем Голиаф и демонстрирующие, что это имя соответствует контексту конца десятого / начала- Филистимская культура девятого века до нашей эры. Найден в Телль-эс-Сафи, традиционном обозначении Гата .
- Офель пифос — это 3000-летний фрагмент керамического кувшина с надписью, найденный возле Храмовой горы в Иерусалиме археологом Эйлатом Мазаром . Это самая ранняя алфавитная надпись, найденная в Иерусалиме, написанная, вероятно, протоханаанским письмом. [42] Некоторые ученые полагают, что это надпись о типе вина, находившегося в кувшине. [43]
- Надпись Цитадели Аммана — надпись 9 века до нашей эры на аммонитском языке , одно из немногих сохранившихся письменных свидетельств Аммона .
- Стела Мелькарта — (9–8 века до н. э.) Уильям Ф. Олбрайт отождествляет Бар-Хадада с Бен-Хададом I , который был современником библейских Асы и Вааши .
- Дом остраки - (вероятно, около 850 г. до н.э., по крайней мере, до 750 г. до н.э.) 64 разборчивых остраки, найденные в сокровищнице Ахава , написанные на раннем иврите.
- Надпись Дейр Алла (ок. 840–760 до н.э.) [44] Надпись 9 или 8 века до нашей эры о пророке по имени Валаам (ср. Книгу Чисел ). [45]
- Надписи Кунтиллет Аджруд - (9–8 века до н.э.) Надписи в банках и гипсе, надрезы на камне и искусство с изображением «Яхве и его Ашера».
- Стелы Сефира (8 век до н.э.) - описываются как «лучший внебиблейский источник западносемитских традиций заветных благословений и проклятий». [46]
- Стела Заккура (8 век до н. э.) – упоминает Азаила, царя Арамейского .
- Надпись Себна (8–7 века до н. э.?) – найденная над перемычкой или дверным проемом гробницы, приписывается Езекии контролеру Севне .
- Буллы (ок. 715–687 до н.э. или 716–687 до н.э.) [47] (глиняные медальоны, отпечатанные личной печатью, удостоверяющей владельца предмета, автора документа и т. д.), как и острака, довольно распространены как в раскопках, так и на антикварном рынке. Идентификация людей, названных в буллах, с эквивалентными именами из Библии затруднена, но идентификация была сделана с царем Езекией. [48] и его слуги ( авадим на иврите, [עבדים - рабы])
- Булла Гемарии, сына Шафана (годы правления 609–598 до н.э.) – возможная ссылка на фигуру во время правления Иоакима ( Иеремия 36:10 ). Археолог Яир Шохам отмечает: «Следует, однако, иметь в виду, что имена, найденные на буллах, были популярны в древние времена, и столь же возможно, что нет никакой связи между именами, найденными на буллах, и человеком, упомянутым в буллах. Библия». [49]
- Печать Иехукала (7 век до н.э.) - Иеукал или Хукал упоминается в главах 37 и 38 Книги Иеремии , где царь Седекия посылает Иехукала, сына Шелемии, и священника Софонию, сына Маасеи, к пророку Иеремии со словами: «Пожалуйста, помолитесь за нас, чтобы Господь Бог наш» ( Иеремия 37:3 ). Его печать, а также печать Гедалии, сына Пашура (также упомянутого в Иеремии 38:1 вместе с Иехукалом) были найдены в нескольких ярдах друг от друга во время раскопок в городе Давида в Иерусалиме в 2005 и 2008 годах соответственно. Эйлат Мазар . [50]
- Буллы Элиахима . В 2019 году археолог Йосеф Гарфинкель заявил, что обнаружил упоминание об Элиахиме, сыне Хелкии, в двух буллах, раскопанных в Тель-Лахише . Он описал легенды о печатях как «Елиаким, (сын) Иегозары». [51] Многослойная булла, опубликованная вместе с тремя другими, является родственной более ранней находке на рынке.
- Уплотнения
- Печать Яазании — искусно отшлифованный оникс, напоминающий глаз с черным зрачком. Изображение петуха – доказательство существования кур в Палестине до эллинистических времен. [52]
- Печать царя Ахаза (732–716 гг. до н. э.) – Ахаз был царем Иудеи, но «не делал того, что было справедливо в очах Господа Бога своего, как сделал его предок Давид» ( 4 Царств 16:2 ; 2 Паралипоменон 28). :1 ). Он поклонялся идолам и следовал языческим обычаям. «Он даже провел своего сына через огонь, по мерзостным обычаям народов» ( 4 Царств 16:3 ). Ахаз был сыном и преемником Иотама .
- Печать פלטה (Палтах) - одно известное как минимум из семи женских имен на еврейских печатях с родословной. Происхождение тюленей составляет 7% от всего зарегистрированного. [53]
- Граффити Хирбет Бейт Лей содержит старейшее из известных еврейских написаний слова «Иерусалим», датированное 7 веком до нашей эры: «Я ЯХВЕ, Господь твой. Я приму города Иудеи и искуплю Иерусалим». «Освободи нас, о милостивый Бог. Освободи нас». о, ЯХВЕ » [54]
- Остракон Явне-Ям — это фрагмент керамики с надписью, датируемый VII веком до нашей эры и написанный на древнееврейском языке. Он содержит ранние свидетельства слова Шаббат . [55] [56]
- Свитки Кетеф-Хиннома — вероятно, самые древние из сохранившихся в настоящее время текстов еврейской Библии — благословение священника, датированное 600 годом до нашей эры. [57] Текст из Книги Чисел Ветхого Завета . Описан как «одно из самых значительных когда-либо сделанных открытий» в области библейских исследований. [58] [59]
- Лахисские письма - письма, написанные углеродными чернилами Осаией (ср. Неемия 12:32 , Иеремия 42:1 , 43:2 ), военным офицером, расквартированным недалеко от Иерусалима, Иоасу, командующему Лахисом в последние годы правления Иеремии во время Седекии. (ок. 588 г. до н.э.) (см. Иеремия 34:7 ). Лахис пал вскоре после этого, за два года до падения Иерусалима. [60]
- Лахишский кувшин : горшок со священными деревьями и многим другим, часто упоминаемый в академических дискуссиях.
- Арадская острака : остракон «Дома Яхве» — это древний фрагмент керамики, обнаруженный в Тель-Араде, вероятно, относящийся к Храму в Иерусалиме. [61]
- В Элефантинских папирусах , древних еврейских папирусах, датируемых V веком до нашей эры, упоминаются три человека, упомянутые в Неемии: Дарий II , Санаваллат Хоронитянин и Иоханан , первосвященник.
- Хасмонейская чеканка (164 г. до н.э. – 35 г. до н.э.)
греческий и латынь
[ редактировать ]Имя | Изображение | Текущее местоположение | Обнаруженный | Дата | Письмо | Значение | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Надпись Евнелоса | Рас Макалистером Раскопки Гезера | Греческий | Ранняя аттестация тетраграмматона. Возможный синкретический характер. Относится к празднику Яхве Инасия. | [62] | |||
Предупреждающая надпись храма | Стамбульские археологические музеи | 1871, Иерусалим | ок. 23 г. до н.э. - 70 г. н.э. | Греческий | Считается, что это надпись из Храма Ирода , предупреждающая иностранцев («аллогене») воздерживаться от входа на территорию Храма. | ||
Арка Тита | Исходное местоположение | нет, Рим | ок. 82 г. н.э. | латинский | Рельеф, показывающий добычу, полученную разграблении Иерусалима при Титом в 70 году нашей эры. Изображены менора и трубы, а также то, что может быть Столом хлебов предложения . |
Другие важные греческие и латинские артефакты
[ редактировать ]- Камень Пилата (ок. 36 г. н.э.) - резная надпись, приписываемая Понтию Пилату, префекту контролируемой римлянами провинции Иудея с 26 по 36 г. н.э.
- Дельфийская надпись (ок. 52 г. н.э.). Упоминание в надписи проконсула Галлиона является важным маркером для разработки хронологии жизни апостола Павла, связывая ее с судом над Павлом в Ахее, упомянутым в Деяниях апостолов ( 18) . :12–17 ).
- Надпись Эраста (римский период) - надпись, найденная в 1929 году возле мощеной площадки к северо-востоку от Коринфского театра, датированная серединой первого века и гласящая: «Эраст в обмен на свое эдилское звание проложил ее за свой счет». [63] Некоторые исследователи Нового Завета отождествляли этого эдила Эраста с Эрастом, упомянутым в Послании к римлянам, но другие это оспаривают. [64] [65]
- Чеканка Иудеи Капта (после 70 г. н.э.) — серия памятных монет, первоначально выпущенных римским императором Веспасианом в честь захвата Иудеи и разрушения еврейского Второго Храма его сыном Титом в 70 г. н.э. во время Первого еврейского восстания .
- Надпись Назарета содержит указ Цезаря, запрещающий грабеж могил.
Спорный (подделка, заявленная подделка или оспаривание идентификации)
[ редактировать ]- Эбла – библейский спор : таблички Эблы , хотя и подлинные, когда-то интерпретировались творчески. Считалось, что здесь упоминались Авраам, Давид, Содом, Гоморра и многие другие.
- Табличка Озии (8 век до н. э. или 30–70 гг. н. э.?) – спорная табличка, обнаруженная в 1931 году профессором Э. Л. Сукеником из Еврейского университета в Иерусалиме в русском монастыре.
- Надпись Иоаса - спорная черная каменная табличка на финикийском языке, посвященная царя Иоаса ремонтным работам . Подозрение на подделку.
- Гранат цвета слоновой кости орнаментальный артефакт размером с большой палец - семитический с надписью: «Свято Священнику Дома Божьего [пустое, но реконструированное ЯХВЕ ]», который, как полагают, украшал скипетр Первосвященника в Святая Святых . Предполагается, что это поддельная надпись на более старом предмете, а не на новом, но неразрешенная.
- Оссуарий Иакова ящик I века - известняковый , который использовался для хранения костей мертвых, с арамейской надписью еврейским алфавитом «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса», вырезанной на одной стороне ящика. Подозрение на подделку.
- Оссуарий Каиафы - богато украшенный склеп с двойной надписью «Иосиф, сын Каиафы », в котором хранились кости 60-летнего мужчины, обнаруженные в погребальной пещере на юге Иерусалима в ноябре 1990 года.
- Оссуарий Мириам - украшенный склеп с надписью «Мириам, дочь Иешуа, сына Каиафы», найденный в гробнице в долине Эла в 2011 году.
- Titulus Crucis — кусок дерева, который считается реликвией Истинного Креста , который христианская традиция считает частью титула (надписи) креста, который сейчас хранится в церкви Санта-Кроче в Джерусалемме в Риме . Радиоуглеродный анализ артефакта показал, что он датируется периодом между 980 и 1146 годами нашей эры.
- Свиток Шапира , кожаные полоски, содержащие несколько иной текст Десяти заповедей , принадлежащий Моисею Вильгельму Шапире , иерусалимскому торговцу древностями. Широко дискредитирован после выхода в 1883 году, что привело к самоубийству Шапиры. [66] [67] Был переоценен после открытия в 1946 году свитков Мертвого моря. [66] [67]
- Печать Манассии – Каменная печать Манассии , царя Иудеи около 687–642 гг. до н.э. Сообщается, что картину предложили частному коллекционеру за один миллион долларов. [68]
- Печати Баруха — спорные буллы, предположительно принадлежащие Баруху, сыну Нерии . Подозрение на подделку. [69]
- Печать Ахаза . Некоторые ученые утверждают, что на самом деле это подделка. [70]
- Shema Seal — булла, в которой упоминается имя Иеровоама II и написана на палео-иврите .
Значимые музеи
[ редактировать ]- Музей Израиля , Иерусалим
- Музей библейских земель , Иерусалим [71]
- Музей Хехта
- Институт изучения древних культур , Чикаго
- Британский музей
- Лувр
Согласование внешних списков
[ редактировать ]- АНЕТ : Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету . Третье издание с дополнением. Эд. Джеймс Б. Причард. Принстон: Принстонский университет. Пресс, 1969 г.
- COS : Контекст Священного Писания. 3 тома. Ред. Уильям В. Холло и К. Лоусон Янгер. Лейден: Брилл, 1997–2002 гг.
Надпись | COS | Анета | ||
---|---|---|---|---|
Ссылка. | Заголовок | Ссылка. | Заголовок | |
Тексты пирамид | 1.4 | Заклинание «Тексты пирамид» 600 | 3 | Создание Атума |
1.9 | Папирус Бремер-Ринд | 6-7 | Отражение Дракона и творение | |
Камень Шабака | 1.15 | «Мемфисская теология» | 4-6 | Богословие Мемфиса |
1.17 | Заклинание «Тексты для гроба» 1130 | 7-8 | Все люди созданы равными в возможностях | |
Книга Мертвых | 1.18 | Книга Мертвых 175 | 9-10 | Первобытное установление порядка |
Тексты из гроба | 1.19 | Текст гроба 157 | 10 | Мифологическое происхождение некоторых нечистых животных |
1.21 | Отражение Дракона | 11-12 | Отражение Дракона | |
1.22 | Легенда об Исиде и имени Ре | 12-14 | Бог и Его неизвестное имя силы | |
Астарта и ненасытное море | 1.23 | Легенда об Астарте и дань моря | 17-18 | Астарта и дань моря |
Книга Небесной Коровы | 1.24 | Уничтожение человечества | 10 | Избавление человечества от уничтожения |
Великий Гимн Атону | 1.25 | Великий Каирский гимн хвалы Амон-Ра | 365-367 | Гимн Амон-Ре |
1.27 | Два гимна богу Солнца | 367-368 | Универсалистский гимн Солнцу | |
1.28 | Великий Гимн Атону | 369-371 | Гимн Атону | |
Песни Харпера | 1.30 | Песня из гробницы короля Интефа | 467 | Песня Арфиста |
1.31 | Песня из гробницы Неферхотепа | 33-34 | Удача мертвых | |
Тексты проклятий | 1.32 | Тексты проклятий | 328-329 | Проклятие азиатских князей |
1.33 | Оракулы снов | 495 | Толкование снов | |
1.34 | Ежедневный ритуал храма Амона-Ре в Карнаке | 325-326 | Ежедневный ритуал в храме | |
Учение короля Мерикары | 1.35 | Мерикаре | 414-418 | Инструкция для короля Мери-ка-ре |
Инструкция Аменемхета | 1.36 | Аменемхет | 418-419 | Наставление царя Амен-эм-хета |
История Синухе | 1.38 | Ваш | 18-22 | История Синуэ |
Сказка о двух братьях | 1.40 | Два брата | 23-25 | История двух братьев |
История Венамуна | 1.41 | Отчет Венамуна | 25-29 | Путешествие Вен-Амона в Финикию |
Папирус Ипувера | 1.42 | Наставления египетского мудреца: наставления Ипувера | 441-444 | Увещевания Ипу-вера |
Красноречивый крестьянин | 1.43 | Красноречивый крестьянин | 407-410 | Протесты красноречивого крестьянина |
Инструкция любого | 1.46 | Инструкция любого | 420-421 | Инструкция Ани |
Инструкция Аменемопа | 1.47 | Инструкция Аменемопа | 421-424 | Наставление Амен-эм-Опет |
Сатира профессий | 1.48 | Дуа-хети или Сатира на промыслы | 432-434 | Сатира на ремеслах |
Стела голода | 1.53 | Стела Голода | 31-32 | Традиция семи постных лет в Египте |
Стела Бентреша | 1.54 | Легенда о одержимой царевне («Бутреш Стела») | 29-31 | Легенда об одержимой принцессе |
1.55 | Присоединяйтесь и претендуйте | 519 | Эль, Ашерту и бог бури | |
Иллуянка | 1.56 | Бог Грозы и Змей (Илуянка) | 125-126 | Миф об Илуянках |
Телипину | 1.57 | Гнев Телипину | 126-128 | Миф о Телепине |
Муршили II | 1.60 | Чумные молитвы Мурсили II | 394-396 | Чумные молитвы Мурсилиса |
1.63 | Ритуал Ухамувы против чумы | 347 | Ритуал против мора | |
Хеттская военная присяга | 1.66 | Первая солдатская присяга | 353-354 | Солдатская клятва |
Шуппилулиум I | 1.74 | Деяния Суппилулиумы | 319 | Суппилулиумас и египетская царица |
1.83 | Инструкции для священников и служащих храма | 207-210 | Инструкции для служителей храма | |
1.84 | Указания командирам пограничных гарнизонов | 210-211 | Из Наставления командующему Пограничной стражей | |
Цикл Ваала | 1.86 | Миф о Балу | 129-142 | Стихи о Ваале и Анат. |
Легенда о Фрейме | 1.102 | Эпос Кирта | 142-149 | Легенда о царе Керете |
Сказка об Ахате | 1.103 | Легенда об Ахату | 149-155 | Сказка об Ахате |
1.108 | Сошествие Иштар в подземный мир | 106-109 | Сошествие Иштар в преисподнюю. | |
1.109 | Нергал и Эрешкигаль | 507-512 | Нергал и Эрешкигаль | |
1.110 | Нергал и Эрешкигаль (Версия Амарны) | 103-104 | Нергал и Эрешкигаль | |
Энума Элиш | 1.111 | Эпос творения | 60-72, 501-503 | Эпос сотворения мира |
Династия Даннума | 1.112 | Теогония Дунну | 517-518 | Вавилонская теогония |
1.115 | Молитва богам ночи | 390-391 | Молитва богам ночи | |
Великая молитва Шамашу | 1.117 | Гимн Шамаша | 387-389 | Гимн богу Солнца |
1.129 | История Адапы | 101-103 | Адапа | |
Атра-Хасис | 1.130 | Атра-Хасис | 104-106, 512-514 | Атрахасис |
1.131 | Улитка | 114-118, 517 | Улитка | |
Эпос о Гильгамеше | 1.132 | Гильгамеш | 72-99, 503-507 | Эпос о Гильгамеше |
1.133 | Легенда о рождении Саргона Аккадского. | 119 | Легенда о Саргоне | |
1.134 | Списки вавилонских царей | 271, 272, 566-567 | Список вавилонских царей Б, Список вавилонских царей А, Список царей Селевкидов | |
1.135 | Списки ассирийских царей | 564-566 | Список ассирийских царей | |
Вавилонские хроники | 1.137 | Вавилонские хроники | 301-307 | Нововавилонская империя и ее преемники |
1.143 | Ассурбанипалский гимн Шамашу | 386-387 | Молитва Ашшурбанипала Богу-Солнцу | |
Адад-гуппи | 1.147 | Автобиография Адад-Гуппи | 560-562 | Мать Набонида |
Лудлул бел немеки | 1.153 | Поэма о праведном страдальце | 596-600; 434 | Лудлул Бел Немеки |
Вавилонская теодицея | 1.154 | Вавилонская теодицея | 601-604 | Вавилонская теодицея |
Диалог пессимизма | 1.155 | Диалог пессимизма или услужливый раб | 600-601 | Диалог пессимизма |
1.171 | Гильгамеш и все такое | 45-47 | Гильгамеш и Агга | |
Диалог между человеком и его Богом | 1.179 | «Человек и его Бог» | 589-591 | Человек и его Бог |
2.1 | Биография гробницы Яхмоса Нехебского | 233-234 | Изгнание гиксосов | |
2.2А | Анналы Тутмоса III | 234 Б-238 | Анналы в Карнаке | |
2.2Б | Стела Гебель Баркал Тутмоса III. | 238С, 240Д-С | Стела Баркала | |
2.2С | Армантная стела Тутмоса III. | 234 А | Армантская стела | |
2.3 | Мемфисская и Карнакская стелы Аменхотепа II. | 245-247 | Мемфисская и Карнакская стелы | |
Факультет | 2,4А | [Сетос I] Карнак, поход из Силе в Па-Ханаан, год 1 | 254С, 254А, 254Д | Походы Сети I в Азию |
2,4С | [Сетос I] Карнак, поход в Йеноам и Ливан (1-й год или позже) | 254С | Походы Сети I в Азию | |
Бейсанские стелы | 2.4Б | [Сетос I] Первая стела Бет-Шан, 1 год | 253-254 | Поход Сети I в Северную Палестину |
2.4D | [Сетос I] Вторая стела Бет-Шан, «Потерянный год» | 255 | Стелы Бет-Шан Сети I и Рамзеса II | |
Надписи Кадеша | 2,5 А | [Рамсес II] Битва при Кадеше — Поэма или литературная запись | 255-256 | Азиатский поход Рамзеса II |
Мернептах Старс | 2.6 | (Израиль) Стела Мернептаха | 376-378 | Гимн Победы Мер-не-Птаха («Стела Израиля») |
2.10 | Текст гроба 159 | 33 | Райские поля | |
2.12 | Книга Мертвых 125 | 34-36 | Протест против невиновности | |
Mesha Stele | 2.23 | Надпись царя Меши | 320-321 | Моавитянский камень |
Силоамская надпись | 2.28 | Надпись на Силоамском туннеле | 321 | Силоамская надпись |
Надпись Йехимилк | 2.29 | Надпись короля Яхимилка | 653-654 | Йехимилк из Библоса |
Привет Стела | 2.30 | Надпись Куламува | 654-655 | Приветствую Й'ди-Сам'ала |
Стела Йехомилк | 2.32 | Надпись короля Йехомилка | 656 | Йехомилк из Библоса |
Стела Заккура | 2.35 | Надпись Заккура, царя Емафа | 655-656 | Закир из Хамата и Луата |
Саркофаг Ахирама | 2.55 | Надпись на саркофаге Ахирома, царя Библа. | 661 | Ахирам из Библоса |
Саркофаг Табнит | 2.56 | Надпись на саркофаге Табнита, царя Сидона. | 662 | Табнит Сидонский |
Саркофаг Эшмуназара II | 2.57 | Надпись на саркофаге Эшмуназора, царя Сидона. | 662 | Эшмуназар из Сидона |
Стелы Сефира | 2.82 | Надпись Бар Гайи и Матиэля из Сефира | 659-661 | Договор между КТК и Арпадом |
Гезерский календарь | 2.85 | Гезерский календарь | 320 | Гезерский календарь |
Обереги Арслан Таш | 2.86 | Амулет от Арслана Таша | 658 | Амулет от Арслана Таша |
Курхские монолиты | 2.113А | [Салманасар III] Курхский монолит | 277-278 | [Салманасар III] Летописные отчеты (i 29-ii 13) |
2.113Б | [Салманасар III] Анналы: глиняные таблички Ассура | См. 278-279 | [Салманасар III] Летописные отчеты | |
2.113С | [Салманасар III] Летопись» Калах Буллз | 279-280 | [Салманасар III] Летописные отчеты (Надпись быка) | |
Черный обелиск Салмансара III | 2.113F | [Салманасар III] Черный обелиск | 278-281 | [Салманасар III] Летописные отчеты (Черный обелиск) |
2.113Г | [Салманасар III] Базальтовая статуя Ассура | 280 | [Салманасар III] Различные надписи (а) | |
2.113H | [Салманасар III] Цилиндр из черного камня | 281 | [Салманасар III] Различные надписи (c) | |
Стела Сабаа | 2.114E | [Адад-нирари III] Стела Сабаа | 282 | [Адад-Нирари III] (б) Стела Сабаа |
2.117А | [Тиглатпаласар III] Летопись Калаха | 282-283 | [Тиглатпаласар III] Летописные записи (103–133) | |
2,117С | [Тиглатпаласар III] Сводная надпись 4 | 283-284 | [Тиглатпаласар III] Летописные записи (1-34) | |
Анналы Саргона II | 2.118А | [Саргон II] Анналы | 285 | [Саргон II] Из летописных отчетов (23-57) |
Саргонская стела | 2.118E | [Саргон II] Великая надпись «Сводка» | 284-285 | [Саргон II] Надписи общего характера (1) |
Анналы Саргона II | 2.118F | [Саргон II] Небольшая «Краткая» надпись | 285 | [Саргон II] Из летописных отчетов (11-15) |
Призмы Саргона II | 2.118i | [Саргон II] Надпись Нимруда | 287 | [Саргон II] Из разбитых призм (3) |
Анналы Сеннахирима | 2.119Б | Осада Иерусалима Сеннахиримом | 287-288 | [Сеннахирим] (а) Осада Иерусалима |
Цилиндр Сайруса | 2.124 | Цилиндр Сайруса | 315-316 | Сайрус |
Законы Эшнунны | 2.130 | Законы Эшнунны | 161-163 | Законы Эшнунны |
Кодекс Хаммурапи | 2.131 | Законы Хаммурапи | 163-180 | Кодекс Хаммурапи |
2.132 | Среднеассирийские законы | 180-188 | Среднеассирийские законы | |
2.133 | Нововавилонские законы | 197-198 | Нововавилонские законы | |
Кодекс Ур-Намму | 2.153 | Законы Ур-Намму | 523-525 | Законы Ур-Намму |
Липит-Иштар | 2.154 | Законы Липит-Иштар | 159-161 | Кодекс Липит-Иштар |
Цилиндры Гудеа | 2.155 | Цилиндры Гудеа | 268-269 | Гудеа, ЭНСИ Лагаша |
3.2 | Ремесло писца | 475-479 | Сатирическое письмо | |
Папирус Анастази I | 3.3 | Похвала Пи-Рамессу (Папирус Анастази I) | 471 | Во славу города Рамзес |
3.4 | Отчет о сбежавших рабочих (Папирус Анастази V) | 259 | Погоня за беглыми рабами | |
3.5 | Отчет бедуина (Папирус Анастаси VI) | 259 | Отчет пограничника | |
Судебный папирус Турина | 3.8 | Туринский судебный папирус (Гаремный заговор против Рамсеса III) | 214-216 | Результаты суда по делу о заговоре |
3.10 | Судебный процесс над сирийским рабом | 216-217 | Из протокола судебного процесса | |
Yavne-Yam ostracon | 3.41 | Месад Ха-Шавьягу (Явне Ям) Остракон | 568 | Письмо времен Иосии |
Лахишские буквы | 3,42А | Лахиш Острака [2] | 322 | Лахиш Остракон II |
3.42Б | Лахиш Острака [3] | 322 | Лахиш Остракон III | |
3,42С | Лахиш Острака [4] | 322 | Лахиш Остракон IV | |
3.42Д | Лахиш Острака [5] | 322 | Лахиш Остракон V | |
3.42E | Лахиш Острака [6] | 322 | Лахиш Остракон VI | |
3,42F | Лахиш Острака [9] | 322 | Лахиш Остракон IX | |
Арад острака | 3,43А | Арад Острача [1] | 569Б | Три остраки из Арада (А) |
3,43 ч. | Арад Острака [17] | 569С | Три остраки из Арада (B) | |
3.43и | Арад Острача [18] | 569А | Три остраки из Арада (C) | |
Слоновьи папирусы и остраки | 3.46 | [Архив Иедании из Элефантины] Пасхальное письмо | 491 | «Пасхальный папирус» |
3.51 | [Архив Джедании из Элефантины] Запрос на рекомендательное письмо (первый проект) | 491-492 | Прошение о разрешении на восстановление храма Яхо | |
3.52 | [Архив Иедании из Элефантины] Рекомендация по реконструкции храма | 492 | Совет правителей Иуды и Самарии евреям Элефантины | |
3.53 | [Архив Джедании из Элефантины] Предложение оплаты за реконструкцию храма (проект) | 492 | Петиция элефантинских евреев, возможно, к Арсамесу | |
3.65 | [Архив Мибтахии] Изъятие товаров | 491 | Урегулирование претензии под присягой | |
3,87С | Предложение пошить одежду | 491 | Письмо одного еврея другому, занимающему более высокое положение | |
3,87 в.д. | Приветствие от язычника еврею | 491 | Приветствие язычника еврею | |
Письма Амарны | 3,92А | Письмо Абди-Хебы из Иерусалима (EA 286) | 487-488 | [Письма Амарны] ЕА, № 286 |
3.92Б | Письмо Абди-Хебы Иерусалимского (EA 289) | 489 | [Письма Амарны] ЕА, № 289 | |
3,92С | Письмо правителя Газру (EA 292) | 489-490 | [Письма Амарны] ЕА, № 292 | |
3,92 г | Письмо Лабая из Сихема (EA 254) | 486 | [Письма Амарны] ЕА, № 254 | |
3.129 | Наследство брата и сестры | 545-546 (§ 14) | Судебные разбирательства по вопросам наследства | |
Спор между человеком и его Ба | 3.146 | Спор между человеком и его Ба | 405-407 | Спор о самоубийстве |
Анзу | 3.147 | Аккадская история Анзу | 514-517 | Миф о Зу |
Другие внешние списки
[ редактировать ]- РАНЫ : Чтения Древнего Ближнего Востока: основные источники для изучения Ветхого Завета . Бейкер Академик. Сентябрь 2002 г. ISBN. 978-0801022920 .
- Мерсер, САБ (1913). Внебиблейские источники по еврейской и еврейской истории . Лонгманс и компания. ISBN 978-0-7905-1132-0 .
См. также
[ редактировать ]- Археология Израиля
- Ассиро-вавилонская религия
- Библия и история
- Библейская археология (раскопки и артефакты)
- Хронология Библии
- Города Древнего Ближнего Востока
- Левантийская археология
- Библиотека Ашшурбанипала
- Список библейских персонажей, указанных во внебиблейских источниках
- Список захоронений библейских персонажей
- Список египетских папирусов по дате
- Список предлагаемых ассирийских отсылок к Израильскому Королевству (Самария)
- Модель Иерусалима конца периода Второго Храма
- Ближневосточная археология
- Библиотека Наг-Хаммади – раннехристианские гностические папирусы.
- Неканонические книги, упомянутые в Библии
- Oxyrhynchus Papyri - собрание папирусов Ветхого и Нового Завета, апокрифических произведений и произведений Филона.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ANET: Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету . Третье издание с дополнением. Эд. Джеймс Б. Причард. Принстон: Принстонский университет. Пресс, 1969 г.
- ^ COS: Контекст Священного Писания . 3 тома. Ред. Уильям В. Холло и К. Лоусон Янгер. Лейден: Брилл, 1997–2002 гг.
- ^ Петри, В.М. Флиндерс; Шпигельберг, Вильгельм [на немецком языке] (1897 г.), Шесть храмов в Фивах, 1896 г. , Лондон: Куоритч, заархивировано из оригинала 3 апреля 2016 г. , получено 29 мая 2016 г.
- ^ ван Хил, Коенраад Донкер (2014). Миссис. Ценхор . Издательство Оксфордского университета. п. 114. ИСБН 978-977-416-634-1 .
- ^ «Бруклинский музей» . Бруклинский музей.
- ^ Квирк 2014 , с. 167.
- ^ Виллемс 2010 , с. 83.
- ^ Габриэль 2002 , с. 23.
- ^ Вин, Питер ван дер; Цвикель, Вольфганг (23 января 2017 г.). «Самое раннее упоминание об Израиле и его возможной археологической и исторической подоплеке». Ветус Заветум . 67 (1): 129–140. дои : 10.1163/15685330-12341266 .
- ^ Тайс, Кристофер (2003). «Израиль в Ханаане. (Долго) До фараона Меренптаха? Свежий взгляд на рельеф постамента берлинской статуи 21687» . Журнал древнеегипетских взаимосвязей . 2 (4). дои : 10.2458/azu_jaei_v02i4_van_der_veen .
- ^ Ханаан и Израиль в древности: Учебник по истории и религии , второй, К.Л. Нолл, стр: 138
- ^ Еврейская Библия: новые идеи и исследования под редакцией Фредерика Э. Гринспана, NYU Press, 2008 , стр. 11
- ^ Древний Ханаан и Израиль: новые перспективы Джонатан Майкл Голден, ABC-CLIO , 2004, стр. 275
- ^ Унгер, Экхард; Стамбул Arkeoloji Müzeleri (1 января 1916 г.). «Рельефная стела Ададнирарис 3 из Сабы и Семирамиды» . Константинопольская гравюра Ахмеда Ихсана. Архивировано из оригинала 1 сентября 2016 года . Проверено 8 декабря 2016 г. - из Интернет-архива.
- ^ Филистимляне в переходный период: история ок. 1000–730 гг. до н. э . Карл С. Эрлих P: 171
- ^ «Открытия среди руин Ниневии и Вавилона»; . Архивировано из оригинала 27 февраля 2017 года . Проверено 8 декабря 2016 г.
- ^ «Табличка Вавилонских хроник (Британский музей, № 21946)» . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
- ^ Клайд Э. Фант, Митчелл Г. Реддиш, Утерянные сокровища Библии: понимание Библии через археологические артефакты в музеях мира. Архивировано 26 апреля 2016 г. в Wayback Machine , стр. 228. Вм. Издательство Б. Эрдманс, 2008. ISBN 0-8028-2881-7
- ^ Сидни Смит, 1924 г.
- ^ Чарльз Ф. Хорн (1915). «Кодекс Хаммурапи: Введение» . Йельский университет. Архивировано из оригинала 8 сентября 2007 года . Проверено 14 сентября 2007 г.
- ^ «Кодекс Несилима» . Фордхэм.edu. Архивировано из оригинала 4 января 2012 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Текст и история: историография и изучение библейского текста. Архивировано 28 апреля 2017 г. в Wayback Machine , стр. 168.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Келле, Брэд (2002), «Что в имени? Неоассирийские обозначения Северного царства и их значение для истории Израиля и библейской интерпретации», Journal of Biblical Literature , 121 (4): 639–666, doi : 10.2307/ 3268575 , JSTOR 3268575
- ^ Перейти обратно: а б Калими, Исаак (2005). Изменение древней истории Израиля в Летописи . Айзенбрауны. п. 106. ИСБН 978-1-57506-058-3 . Проверено 14 марта 2013 г.
- ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802837110 . Проверено 8 декабря 2016 г. - через Google Книги.
- ^ Кухня, Кеннет Андерсон (1 января 2003 г.). О достоверности Ветхого Завета . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802849601 . Проверено 8 декабря 2016 г. - через Google Книги.
- ↑ Bible.org. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine . Цитата: «Защиту идеи о том, что Азария Иудейский возглавил антиассирийскую коалицию, см. Тадмор, «Азария из Яуди» Scripta Hierosolymitana 8 (1961): 232. –271. Однако в «Истории Израиля и Иудеи», Библиотека Ветхого Завета. Под редакцией Джона Х. Хейса и Дж. Максвелла Миллера. Лондон: SCM Press, 1977 г. говорится: «Недавно Нааман [Надав Нааман» «Письмо Сеннахирима. к Богу» в его походе на Иуду», BASOR CCXIV (1974) 25–39] убедительно показал, что фрагмент, предположительно упоминающий Азриау, царя Яуди, на самом деле принадлежит времени Сеннахирима и относится не к Азарии, а к Езекии. В Тиглат- В анналах Пилесара есть два упоминания об Азарии (в строке 123 как Аз-ри-а-[у] и в строке 131 как Аз-р-джа-а-и), но ни в одном из них нет никаких упоминаний о его стране. Азриау из анналов Тиглатпаласара и Азарию из Библии следует рассматривать как двух разных личностей, страну Азриау в настоящее время определить невозможно». Нааман отделяет страну (Яуди) от названия Азриау (стр. 36). Также стр. 28 в строке 5, где исходная транскрипция была «[И]зри-джа-у мат Джа-у-ди», - читает он. ina birit misrija u mat Jaudi». Однако Китчен в книге «О достоверности Ветхого Завета» (OROT), стр. 18, менее догматичен. Он говорит: «Поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, что этот Азриау (без названной территории!) Азария Иудейский; вопрос остается открытым и нерешенным в настоящее время и, вероятно, маловероятен». См. также CAH, 3:35–36».
- ^ Дэвис, Филип Р. (июнь 1992 г.). В поисках «древнего Израиля»: исследование библейского происхождения . А&С Черный. п. 63. ИСБН 9780567449184 .
Ссылка на аз-ри-ау (? ANET ia-u-ha-zi) (mat)ia-u-da-a рассматривается меньшинством ученых (см., например, ANET) как ссылка на Азарию Иудейского; большинство, однако, идентифицируют рассматриваемое государство как Йди, упомянутое в надписи Зинджирли и расположенное на севере Сирии.
- ^ Список предметов Королевского формовочного завода. Музеи покупают гипсовые слепки (1902 г.). Архивировано 14 марта 2016 г. в Wayback Machine , стр. 20.
- ^ Левинсон, Бернард М. (2010). «Договор о наследовании Асархаддона как источник канонической формулы во Второзаконии 13:1» . Журнал Американского восточного общества . 130 (3). Американское восточное общество: 337–347. JSTOR 23044955 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Стейманс, Ханс У. (1 января 2013 г.). «Второзаконие 28 и Телль Тайинат: оригинальное исследование» . Verbum et Ecclesia . 34 (2). Университет Претории. дои : 10.4102/ve.v34i2.870 . hdl : 2263/33483 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Томас, Д. Винтон (1958) Документы времен Ветхого Завета ; 1961 г. изд. Эдинбург и Лондон: Томас Нельсон и сыновья; п. 84.
- ^ Рейни 1994 , с. 47.
- ↑ Граббе, Лестер Л. (28 апреля 2007 г.). Ахав Агонист: Взлет и падение династии Омри. Издательство Блумсбери США. ISBN 9780567251718 . «Надпись Тель-Дан вызвала много споров и шквал статей, когда она впервые появилась, но теперь она широко считается (а) как подлинная и (б) как относящаяся к династии Давида и арамейскому царству Дамаск».
- ↑ Клайн, Эрик Х. (28 сентября 2009 г.). Библейская археология: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199711628 . Сегодня, после долгих дискуссий в академических журналах, большинство археологов признают, что надпись не только подлинная, но и что ссылка действительно относится к Дому Давида, что представляет собой первый намек, найденный где-либо за пределами Библии на библейского Давида.
- ↑ Микитюк, Лоуренс Дж. (1 января 2004 г.). Идентификация библейских персонажей в семитских надписях северо-запада 1200–539 гг. до н.э. Общество библейской литературы. ISBN 9781589830622 . Некоторые необоснованные обвинения в подделке практически не повлияли на признание этой надписи учеными как подлинной.
- ^ Биран, Авраам; Наве, Джозеф (1993). «Фрагмент арамейской стелы из Тель-Дана». Израильский журнал исследований . 43 (2–3). Израильское исследовательское общество: 81–98. JSTOR 27926300 .
- ^ Уоррен, Чарльз (1870). «Финикийская надпись на ручках кувшинов». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 2 (30 сентября): 372.
- ^ Адерет, Офер (9 марта 2017 г.). «Письмо на стене, табличке и полу» . Гаарец . Архивировано из оригинала 1 сентября 2014 года . Проверено 8 декабря 2016 г.
- ^ «Какая самая старая еврейская надпись? Ответ Кристоферу Роллстону» . Общество библейской археологии. 22 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2014 года . Проверено 8 декабря 2016 г.
- ^ «Археология: что может означать древняя еврейская записка» . Христианство сегодня . 18 января 2010 года. Архивировано из оригинала 20 декабря 2011 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Нир Хассон, «Израильские археологи раскопали артефакт времен царей Давида и Соломона» , Архивировано 8 октября 2013 г. в Wayback Machine Haaretz , 15 июля 2013 г.
- ^ «Расшифровано: на древнейшей гравюре на иврите в Иерусалиме упоминается паршивое вино» . Времена Израиля . Архивировано из оригинала 13 февраля 2017 года . Проверено 8 декабря 2016 г.
- ^ Хофтейзер Дж. и ван дер Коой Г. (1976) «Арамейские тексты из Дейр Алла», в: Documenta et Monumenta Orientis Antiqui 19 . Лейден: Брилл
- ^ Стерн, Филип. Валаам в Священном Писании и в надписи . Midstream (2002 г.), (по состоянию на 27 февраля 2009 г.).
- ^ Кауфман, С.А. Ведущий библейский словарь . стр. 173–178. [ мертвая ссылка ]
- ^ См . Уильям Ф. Олбрайт о первом и о втором Эдвине Р. Тиле , The Mysterious Numbers of the Jewish Kings (3-е изд.; Гранд-Рапидс, Мичиган: Zondervan/Kregel, 1983) 217. Но Гершон Галил датирует свои царствование до 697–642 гг. до н. э.
- ^ Грена (2004), с. 26, рис. 9 и 10
- ^ Шохам, Яир. «Еврейские буллы» на раскопках Города Давида: Заключительный отчет VI, Кедем 41 (Иерусалим: Еврейский университет Иерусалима , 2000), 33
- ^ Кантровитц, Джонатан (3 января 2012 г.). «Новости археологии: обнаружены печати похитителей Иеремии!» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 8 декабря 2016 г.
- ^ Гарфинкель, Йосеф; Клингбейл, Мартин; Хазель, Майкл Г.; Петрук, Нестор Х. (май 2019 г.). «Четыре иудейские буллы сезона 2014 года в Тель-Лахише» . Бюллетень американских школ восточных исследований . 381 (6): 41–56. дои : 10.1086/703122 . ISSN 0003-097X .
- ^ Руководство по раскопкам на Ближнем Востоке: методы раскопок и запись экспедиции Телль-эн-Насбе в Палестине | Wm Фредерик Баде | Палестинский институт Арк Беркли, Калифорния | 1934 год
- ^ Бирманн, Бруно (1 марта 2024 г.). « Мужчина, пока не доказано обратное?»: Поиск женщин с помощью печатей с надписями из Иерусалима». Ближневосточная археология . 87 (1): 32–40. дои : 10.1086/727577 . ISSN 1094-2076 .
- ^ «История сайта» . Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ «Первое внебиблейское упоминание о субботе, ок. 630 г. до н. э.» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2012 года.
- ^ «Мезад Хашавьягу Остракон, ок. 630 г. до н.э.» . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 18 февраля 2010 г.
- ^ «Разгадка загадки, написанной серебром» . Нью-Йорк Таймс . 28 сентября 2004 г. Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ «Проблемы Кетефа Хиннома: использование передовых технологий для восстановления самых ранних библейских текстов и их контекста», Габриэль Баркей и др., Ближневосточная археология, Том. 66, № 4 (декабрь 2003 г.), стр. 162–171 (в JSTOR). Архивировано 16 января 2017 г. в Wayback Machine .
- ^ «Библейский артефакт оказался реальным» . Webcenters.netscape.compuserve.com. Архивировано из оригинала 10 ноября 2007 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ «Лахишские письма» . Formerthings.com. 10 января 1938 года. Архивировано из оригинала 4 января 2012 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Т.С. Митчелл (1992). «Иуда до падения Иерусалима». У Джона Бордмана; КЭС Эдвардс; Э. Сольбергер; NGL Hammond (ред.). Кембриджская древняя история, том 3, часть 2: Ассирийская и Вавилонская империи и другие государства Ближнего Востока, с восьмого по шестой века до нашей эры . Издательство Кембриджского университета. п. 397. ИСБН 978-0521227179 .
- ^ «Библейские фонари с кургана Гезер, отчет о раскопках и открытиях в Палестине: Макалистер, Роберт Александр Стюарт, 1870-1950: Бесплатная загрузка, взятие и потоковая передача: Интернет-архив» . Интернет-архив . 25 марта 2023 г. Проверено 25 января 2024 г.
- ^ «PH209961» . Греческие надписи с возможностью поиска . Гуманитарный институт Паккарда. Архивировано из оригинала 18 мая 2014 года . Проверено 18 мая 2012 г.
- ^ Фризен, Стивен (январь 2007 г.). «Неправильный Эраст: статус, богатство и церкви Павла» . Коринф в контексте . Институт изучения античности и христианского происхождения. Архивировано из оригинала 13 октября 2012 года . Проверено 18 мая 2012 г.
Таким образом, надпись Эраста вскоре стала стержнем реконструкции социального статуса павлинского христианства в XX веке. К сожалению, надпись была опубликована неправильно, и идентификация двух упоминаний Эраста неверна.
- Только абстракция. - ^ Гилл, Дэвид WJ (1989). «Эрастус Эдил» . Бюллетень Тиндейла . 40 (2): 298. дои : 10.53751/001c.30545 . S2CID 245872410 .
- ^ Перейти обратно: а б Аллегро, Джон Марко (1965). Дело Шапиры . Даблдэй. ISBN 9789120009094 .
- ^ Перейти обратно: а б Вермес, Геза (2010). История свитков: чудесное открытие и истинное значение свитков Мертвого моря . Пингвин. ISBN 978-0-14-104615-0 .
- ^ «Библейские артефакты» . Athenapub.com. Архивировано из оригинала 23 декабря 2011 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Горен, Юваль; Арье, Эран (2014). «Подлинность булл Берехьягу, сына писца Нериягу». Бюллетень американских школ восточных исследований . 372 : 147–158. doi : 10.5615/bullamerschoorie.372.0147 . ISSN 0003-097X . S2CID 164807979 .
- ^ Шанкс, Хершел (25 апреля 2012 г.). «Отчет Иерусалимской конференции по подделкам» (PDF) . журнал.bible-translation.net . Журнал «Перевод Библии» . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Новая выставка: Три лица монотеизма» . Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года . Проверено 28 августа 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Габриэль, Ричард А. (2002). Боги наших отцов: Память о Египте в иудаизме и христианстве . Издательство Гринвуд. ISBN 9780313312861 .
- Квирк, Стивен (2014). Изучение религии в Древнем Египте . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781118610527 .
- Рейни, Энсон Ф. (ноябрь 1994 г.). «Дом Давида» и Дом деконструктивистов». Обзор библейской археологии . 20 Выпуск=6:47.
- Виллемс, Харко (2010). «Первый промежуточный период и Среднее царство» . В Ллойде, Алан Б. (ред.). Спутник Древнего Египта . Том. 1. Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781444320060 .