Самал
![]() Археологический памятник Самаль | |
Альтернативное название | Сам'ал |
---|---|
Расположение | Провинция Газиантеп , Турция |
Координаты | 37 ° 06'13 "N 36 ° 40'43" E / 37,10361 ° N 36,67861 ° E |
Тип | Урегулирование |
Длина | 40 га |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1888, 1890, 1891, 1894, 1902, 2006-2017 |
Археологи | Феликс фон Лушан, Роберт Колдевей, Дэвид Шлоен, Вирджиния Херрманн |
Состояние | В руинах |
Зинджирли-Хёюк — археологический памятник, расположенный в горах Анти-Тавр в современной турецкой провинции Газиантеп . Во время своего пребывания под контролем Нео-Ассирийской империи (ок. 700 г. до н.э.) они называли его Сам'ал . [ 1 ] [ 2 ] Он был основан, по крайней мере, еще в раннем бронзовом веке и процветал между 3000 и 2000 гг. до н.э., а на самой высокой части верхнего кургана была обнаружена обнесенная стеной цитадель эпохи средней бронзы (ок. 2000–1600 гг. до н.э.). [ 3 ] Новые раскопки выявили монументальный комплекс эпохи средней бронзы II (около 1800–1700 гг. до н.э.) и еще одно сооружение (Комплекс DD), которое было разрушено в середине-конце 17 века до н.э., возможно, хеттским царем Хаттусили I. [ 4 ] Недавно это событие было датировано радиоуглеродом где-то между 1632 и 1610 годами до нашей эры. [ 5 ] во время позднего среднего бронзового века II (ок. 1700–1600 до н.э.). [ 6 ] Считалось, что это место было заброшено в периоды хеттов и Митанни , но раскопки сезона 2021 года выявили свидетельства заселения этого места в эпоху позднего бронзового века, во времена хеттов (около 1600–1180 гг. До н.э.). [ 7 ] Он снова процветал в железном веке , первоначально под властью лувийском языке говорящих на неохеттов, , и к 920 году до нашей эры стал королевством. В 9 и 8 веках до нашей эры он перешел под контроль Неоассирийской империи , а к 7 веку до нашей эры стал ассирийской провинцией с прямым управлением.
История
[ редактировать ]
Территория Самала была заселена в эпоху ранней бронзы III/IV (ок. 2700–2100 до н. э.) и средней бронзы II века (ок. 2000–1550 до н. э.). [ 3 ] когда он был разграблен, вероятно, хеттским царем Хаттусили I.
Средний бронзовый век
[ редактировать ]По крайней мере, примерно с 1700 по 1650 год до нашей эры Зинджирли-Хёюк был торговым центром, где производство вина перевозилось на сосудах определенного типа - шаровидных флягах, что было частью торговли, сосредоточенной в соседнем древнем сирийском регионе Мамма. [ 8 ] Зинджирли находился всего в 9 км к северу от Тильмен-Хёюка , возможно, столицы королевства Залпа/Залвар, которое со временем стало одним из двадцати вассальных малых государств королевства Ямхад , основанного на Алеппо . [ 9 ] Раскопки Чикагско-Тюбингенской экспедиции показали, что дворец бит-хилани Хилани I в Зинджирли (по мнению первых немецких археологов, относящийся к периоду Сам'ала железного века) на самом деле представлял собой большой храм с широкими помещениями II среднего бронзового века, существовавший примерно с 1800–1650 гг. До н.э., разрушен в середине-конце 17 века до н.э. на основании 10 радиоуглеродных дат. [ 10 ] Дополнительные образцы позже дали радиоуглеродную дату ок. 1632–1610 гг. до н.э. за разрушение. [ 11 ] Археологический памятник Зинджирли не был заброшен после разграбления Хаттусили I примерно в 1632–1610 годах до нашей эры, поскольку имеются недавние свидетельства хеттской оккупации в период позднего бронзового века. [ 7 ]
В 2020 году это место было «убедительно отождествлено» с Залпой , упомянутой в хеттском мифе о «царице Канеше». [ 12 ]
Железный век
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2023 г. ) |
Королевство Самаль (по- самалийски Ядия или Ядия , по- арамейски Яуди ) было средней державой Ближнего Востока в первой половине I тысячелетия до нашей эры. Это было недалеко от гор Нур . Самал был столицей страны.
Основателем арамейской династии был царь Габбар, датируемый примерно 900 годом до нашей эры. Королевские стелы и каменные таблички периода Киламува и Панамува II являются основными источниками исторических данных об этом периоде времени.

Также в 1943 году здесь был найден скипетр Киламува. Это небольшой золотой предмет, начертанный похожим старым типом финикийского алфавита. [ 13 ]
Королевство стало средней державой в конце X века до нашей эры. Он превратился из города-государства и получил территории от Каркемиша, вокруг Аданы от Куве и остался независимым. Она не стала частью Киликии . В 859 г. до н.э. Алимус был спасен с помощью Хайяну, царя Самаля. Он не участвовал в битве при Каркаре в 853 г. до н.э., но Ассирия была заблокирована на западе. Хотя кампания Ассирии в 825 г. до н.э. оккупировала жизненно важные территории Самаля, Куве потерпел поражение, но был реорганизован в Дениен . После смерти Салманасара III Яуди снова стал независимым.
Некоторые правители Самала вели агрессивную экспансионистскую политику; другие присоединились к одной из антиассирийских сирийских коалиций. Ассирийские источники не дают ясной информации относительно Самаля. Ассирии Яуди был одним из государств-сателлитов в анналах Салманасара III. Хотя около 830 г. до н.э. Азитавадда, король Дениина , заявляет, что Яуди является его страной-сателлитом, в то же время Киламува упоминает на своей стеле , что он нанял Ассирию против Дениина. В других источниках того же периода Яуди упоминается как государство-спутник Дениина, и Ассирия хотела оккупировать эту территорию. Киламува может предложить сделать Дейен государством-сателлитом. Перед этим он должен победить своего величайшего врага Азитавадду. Ассирийцы победили Дениена и Самала в 825 г. до н.э. Самал стал независимым после смерти Салманасара III.
Существует альтернативное мнение, согласно которому Яуди и Самал изначально были отдельными царскими домами, и Самал, младший из двух, сражался против ассирийцев при Алимусе в 859 г. до н. э., в 858 г. до н. э., когда Салмансар III пересек Евфрат. впервые и снова в 853 г. до н.э. в битве при Каркаре. Королевство Самал было основано Хайяну, а его преемником стал Ахаббу Сирилайя (Зинджирли) в 854 году до нашей эры. Тогда как Габар, основатель Яуди, и его преемники вошли в состав ассирийских сателлитов. Это объясняет, почему Салманасар III называет Яуди (Бит-Габбари), но не Самаль, государством-сателлитом. Королевство Яуди хотело открыть коридор между Ассирией и Дениеном. Этому предотвратили объединенные сирийские силы. Это единство было распущено в 825 г. до н.э. После смерти Салманазера III Дениен не мог занять его, а самалийцы могли. Самал присоединил Яуди и переехал во дворец Киламува.
В конце концов, в 717 году до нашей эры Ассирия оккупировала страну под властью Саргона II .
Археология
[ редактировать ]
Участок занимает площадь около 40 гектаров. В 1882 году его посетил археолог Осман Хамди-бей. В 1883 году здесь собрали и сфотографировали три немецких путешественника. В то время на поверхности еще были видны ортостаты. [ 14 ] Его раскапывали в 1888, 1890, 1891, 1894 и 1902 годах во время экспедиций под руководством Феликса фон Лушана и Роберта Колдевея . Каждая из экспедиций поддерживалась Немецким Восточным комитетом, за исключением четвертой (1894 г.), которая финансировалась на деньги Фонда Рудольфа-Вирхова и частных жертвователей. Они обнаружили обнесенную стеной сильно укрепленную каплевидную цитадель , доступ к которой осуществлялся через внешние ворота цитадели, окруженные еще не раскопанным городом, а также еще одну огромную двойную крепостную стену длиной 2,5 километра с тремя воротами (особенно южными городскими воротами) и 100 бастионами. . Находки из раскопок хранятся в Vorderasiatisches Museum Berlin и Стамбульском археологическом музее . В Лувре хранится резной ортостат и два протома сфинкса, а некоторые мелкие скульптуры хранятся в музеях Аданы и Газиантепа. [ 15 ] [ 16 ] Во время раскопок 1902 года в Зинджирли-Хёюке у входа в здание J была найдена стела Киламува (Зинджирли 65), стела короля Киламувы (ок. 840–810 до н. э.) 9-го века до н. э. на финикийском языке . Она написана на старинном языке. Арамейская форма финикийского алфавита. [ 17 ]
У фундамента ворот Е внутренней цитадели были найдены пять базальтовых статуй львов, похороненных в яме глубиной до 4,2 метра. Дата ямы неясна, хотя археологи предполагают средний бронзовый век. Статуи выполнены в двух разных стилях: археологи установили, что они датируются концом 10 века до нашей эры (Зинджирли I) и ок. 700 г. до н. э. (Зинджирли IV). Они стали известны как львы Самала . [ 18 ]
-
Лев в Стамбульском археологическом музее
-
Лев Самала, сейчас находится в Пергамском музее.
Было пять отчетов о раскопках:
- Том 1: Феликс фон Лушан и др., « Раскопки в Сендширли: введение и надписи », Шпеманн, 1893 г.
- Том 2: Феликс фон Лушан, Карл Хуман и Роберт Колдевей, « Раскопки в Сендширли: отчет о раскопках и архитектура », Шпеманн, 1898 г.
- Том 3: Феликс фон Лушан, « Раскопки в Сендширли: скульптуры Тора », Георг Раймер, 1902 г.
- Том 4: Феликс фон Лушан и Густав Якоби, « Раскопки в Сендширли », Георг Раймер, 1911 г.
- Том 5: Феликс фон Лушан и Вальтер Андрэ, «Раскопки в Сендширли: небольшие находки из Сендширли», Вальтер де Грюйтер, 1943 г.
Полевые дневники раскопок были утеряны во время Второй мировой войны .
В августе 2006 года Институт Востока совместно Чикагского университета с Институтом древних исследований Ближнего Востока Тюбингенского университета начали новый долгосрочный проект раскопок на месте Зинчирли под руководством Дэвида Шлоена и Вирджинии Херрманн. [ 19 ] [ 20 ] Было проведено одиннадцать сезонов раскопок, завершившихся в 2017 году. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Находки включали стелу Куттамува на самальском варианте арамейского языка и датированную ок. 740 г. до н. э. [ 24 ] [ 25 ] Разрушенное здание среднего бронзового века II было найдено в Зоне 2 восточной цитадели. он находится неподалеку и на том же стратиграфическом уровне, что и дворец Бит-Хилани, обнаруженный ранними археологами. Этот дворец сохранился только в каменном фундаменте, поскольку территория была свободна для строительства резиденции неоассирийского правителя (Дворец G) VII века до нашей эры. [ 26 ] После изменения датировки сооружения Бит-Хилани полное отсутствие монументальных построек в железном веке II вплоть до времен Киламувы не наблюдается. [ 27 ]
Надписи, найденные на территории
[ редактировать ]В этой области было найдено множество важных исторических надписей. Они включают в себя как минимум семь надписей, перечисленных по ссылке выше, включая стелу Куттамува, найденную в 2008 году.
с рельефной резьбой В ходе немецких раскопок в цитадели было обнаружено большое количество ортостатов , а также надписи на арамейском , финикийском и аккадском языках . Они выставлены в Пергамском музее , Берлине и Стамбуле . Также была найдена примечательная стела Победы неоассирийского правителя Асархаддона, празднующая его победу над египетским фараоном Тахаркой в 671 году до нашей эры. [ 28 ]
Три королевские надписи из Яуди или Самала особенно информативны для истории этой местности. Самый ранний из них относится к периоду правления короля Панамму I , остальные — позже, в 730 г. до н.э. Их язык известен как самалийский или яудский. Некоторые ученые, в том числе П.-Э. Дион [ 29 ] и С. Москати [ 30 ] выдвинули самальский язык как отдельную разновидность древнеарамейского языка . [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Попытки дать строгое определение «арамейского языка» привели к выводу, что самальский язык отличается от арамейского, несмотря на некоторые общие черты. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Регистрация Панджарли Гоюка
[ редактировать ]Участок Панджарли-Хоюк расположен примерно в 1 км к юго-востоку от Зинджирли. В 2006 году здесь была обнаружена новая иероглифическая лувийская надпись, опубликованная в 2016 году. [ 37 ]
Надпись фрагментарна, но тем не менее имеет царский характер. Раньше все известные надписи из этой области были написаны исключительно на северо-западных семитских языках . По мнению авторов, наиболее вероятный вывод состоит в том, что надпись ПАНКАРЛИ изображает правителя или местного царя десятого или начала девятого века до нашей эры. [ 37 ]
Эта надпись дает новую информацию о раннем железном веке долины Ислахие и истории арамейской династии Габбара.
Если считать, что надпись датируется 10-м веком до нашей эры, она может быть первым убедительным свидетельством существования лувийскоязычного царства в долине Ислахие, которое, возможно, было ответвлением хеттского государства в Каркемише . [ 37 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Стела Киламува : надпись принца Киламувы Самала, Пергамский музей
-
Статуя Хадада с надписью (КАИ 214), Пергамский музей
-
Надпись Панамува II (КАИ 215)
-
Стела Бар-Ракиба I (КАИ 216), Стамбульский музей
-
Стела Бар-Ракиба III (КАИ 218), Пергамский музей
-
Стела Ордек-Бурну в Стамбульском музее Древнего Востока
См. также
[ редактировать ]- Города древнего Ближнего Востока
- Краткая хронология
- Фигурки сирийского столба Евфрата
- Евфратские сирийские лошади и всадники ручной работы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миллер, Роберт Д., «Надпись Барракаба», Завет и благодать в Ветхом Завете: ассирийская пропаганда и израильская вера, Пискатауэй, Нью-Джерси, США: Gorgias Press, стр. 49-76, 2012 г.
- ^ [1] Джусфреди, Федерико и Валерио Пизаньелло, «Население, язык и история Ядии/Самала», За пределами всех границ. Анатолия в 1-м тысячелетии до нашей эры (Orbis Biblicus et Orientalis 295), Петерс, стр. 189–223, 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Чикаго-Тюбингенская экспедиция в Зинджирли (2018). «Место и обстановка» , Чикагский университет.
- ^ Херрманн, Вирджиния и др. (2020). «Урбанизация железного века и сети среднего бронзового века в Зинджирли-Хёюке: последние результаты раскопок Чикаго-Тюбинген» , на ежегодном собрании ASOR 2020.
- ^ Херрман и др., (2023). «Новые свидетельства хронологии среднего бронзового века на сиро-анатолийской границе» , в: Античность, том 97, выпуск 391, февраль 2023 г., с. 2 : «....Здесь мы представляем доказательства абсолютной и относительной хронологии события разрушения II позднего среднего бронзового века (MB) в Зинджирли (Турция), месте на границе между Сирийской и Анатолийской сферами. Разрушение датируется с необычной точностью по 11 короткоживущим радиоуглеродным образцам из закрытых контекстов, а найденный там комплекс керамики обеспечивает ключевые синхронизмы с окончательными слоями средней бронзы на других памятниках. в Северном Леванте, Киликии и Анатолии...»
- ^ Херрман и др., (2023). «Новые свидетельства хронологии среднего бронзового века на сиро-анатолийской границе» , в: Antiquity, том 97, выпуск 391, февраль 2023 г., стр. 5–6 : «...Комплекс полных сосудов из района Зинджирли 2 позволяет сравнить с поздними площадками MB II в Северном Леванте и Киликии... [и] сравнение с окончательными репертуарами MB II в Тильмене Хёюк (уровни IIb–c), Алалах (уровень VII), Эбла (Мардих IIIB2), Кинет Хуюк (период 16), Умм эль-Марра (период IIIa–c), Зейтинли Бахче Хойюк (здание VII) и Лидар Хуюк (фаза) 5/Уровень 8)..."
- ^ Jump up to: а б Херрманн, Вирджиния Р. и др. (2022). «Сравнение урбанизма, экономики и окружающей среды бронзового и железного веков в Зинджирли, Турция: результаты раскопок 2021 года» , Ежегодное собрание ASOR 2022 года, реферативная брошюра, Бостон, 16–19 ноября, стр. 88: «Среди открытий этого сезона было первое свидетельство оккупации Зинджирли в эпоху поздней бронзы под хеттской гегемонией».
- ^ Морган, Кэтрин Р. и Сет Ричардсон, «Вино от мамы: горшки с аллухарумом в торговых сетях 17 века до нашей эры» , журнал по Ираку, Cambridge University Press, стр. 1–27, 2020 г.
- ^ Турецкие археологические новости (9 марта 2019 г.). «Тильмен Хёюк» : «...Бахадир Алким, в свою очередь, предположил, что Тильмен Хёюк [Залпа/Залвар] был столицей одного из двадцати небольших государств, которые вместе образовали королевство Ямхад...»
- ^ Вирджиния Р. Херрманн и Дэвид Шлоен, «Зинчирли среднего бронзового века: дата «Хилани I» и конец средней бронзы II», Бюллетень американских школ восточных исследований, том. 385, стр. 33–51, май 2021 г.
- ^ [2] Херрманн, Вирджиния Р. и др., «Новые свидетельства хронологии среднего бронзового века на сиро-анатолийской границе», Antiquity, vol. 97 (393), стр. 1–20, 2023 г.
- ^ Чикагский университет (2018). «Анналы Чаттушили I (середина-конец 17 века до н. э.)», в Чикагско-Тюбингенской экспедиции в Зинджирли , дата обращения 24 февраля 2021 г.
- ^ Editio Princeps : Феликс фон Лушан, Небольшие находки из Сендширли. Под редакцией и дополнением Вальтера Андрэ (Записки из Восточных собраний, выпуск XV; Берлин, 1943) 102, рис. 124, Tf. 47f-g (рецензия на книгу К. Галлина; в BiOr 5 fl948] 115–120)
- ^ Ральф-Б. Вартке, «Сам'ал: арамейский город-государство 10-8 веков до нашей эры и история его исследования», Филипп фон Заберн, 2005 г.
- ^ Феликс фон Лушан, «О некоторых результатах пятой экспедиции в Сендширли», Журнал этнологии 34, стр. 379–80, 1902 г.
- ^ Троппер, Йозеф, «Надписи Зинджирли: новое издание и сравнительная грамматика финикийского, самалийского и арамейского текстового корпуса (ALASP 6)», Мюнстер: Ugarit-Verlag, 1993
- ^ Шмитц, Филип К., «Финикийские слова mškb и ʿrr в Королевской надписи Куламувы (KAI 24.14–15) и язык тела периферийной политики», Лингвистические исследования на финикийском языке, под редакцией Роберта Д. Холмстедта и Аарона Шаде, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 68–83, 2013 г.
- ^ Гилиберт, Алессандра, «Зинчирли», Сиро-хеттское монументальное искусство и археология перформанса: каменные рельефы в Кархемише и Зинцирли в начале первого тысячелетия до нашей эры, Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер, стр. 55-96, 2011
- ^ Дж. Дэвид Шлоен и Амир С. Финк, «Новые раскопки в Зинджирли-Хойюк в Турции (Древний Сам'ал) и открытие погребальной стелы с надписью», Бюллетень американских школ восточных исследований, том. 356, стр. 1–13, ноябрь 2009 г.
- ^ Шлоен, Дж. Дэвид; Финк, Амир С., «В поисках древнего Самала: новые раскопки в Зинджирли в Турции», Ближневосточная археология, том. 72, вып. 4, стр. 203–219, 2009 г.
- ^ [3] Вирджиния Р. Херрманн и Дэвид Шлоен, «Раскопки в Зинджирли-Хёюк в Турции: сезон 2015 г.», Восточный институт Чикаго, 2016 г.
- ^ Кэтрин Р. Морган и Себастьяно Сольди, «Зинчирли среднего бронзового века: промежуточный отчет об архитектуре, небольших находках и керамике из монументального комплекса 17 века до нашей эры», Бюллетень американских школ восточных исследований, том. 385, стр. 33–51, май 2021 г.
- ^ Шлоен, Дж. Дэвид и Вирджиния Р. Херрманн, «Раскопки Зинджирли Хёюк 2015», Совещание по результатам раскопок 38/3, стр. 173–186, 2016 г.
- ^ [4] Вирджиния Риммер Херрманн и Дж. Дэвид Шлоен, «В память обо мне: пир с мертвыми на древнем Ближнем Востоке», Публикации музея Восточного института 37, Чикаго: Восточный институт, 2014 г. ISBN 978-1-61491-017-6
- ^ Парди, Деннис, «Новая арамейская надпись из Зинджирли», Бюллетень американских школ восточных исследований 356.1, стр. 51-71, 2009 г.
- ^ Херрманн, В.Р., и Шлоен Дж.Д., «Зинджирли Хёюк, Древний Сам'ал: предварительный отчет о сезоне раскопок 2015 года», В: Б. Хорейс, К. Швалл, В. Мюллер и др. (ред.), Материалы 10-го Международного конгресса по археологии Древнего Ближнего Востока, 25–29 апреля 2016 г., Вена (Висбаден), стр. 521–534, 2018 г.
- ^ Херрманн, Вирджиния Р. и Дэвид Шлоен, «Зинджирли Хойюк, Древний Сам'ал: предварительный отчет о сезоне раскопок 2017 года», Материалы 11-го Международного конгресса по археологии Древнего Ближнего Востока: Том. 2: Полевые отчеты. Исламская археология, под редакцией Адельхайд Отто и др., 1-е изд., Harrassowitz Verlag, стр. 129–40, 2020 г.
- ^ Лейхти, Э., «Царские надписи Асархаддона, царя Ассирии (680–669 до н. э.)», Королевские надписи неоассирийского периода 4, озеро Вайнона, 2011 г.
- ^ П.-Э. Дион, Язык иудаизма (Ватерлоо, Онтарио, 1974), в: RSO 53 (1979).
- ^ Москати 1964, С.—: Введение в сравнительную грамматику семитских языков, Харрассовиц, Висбаден.
- ^ Клаус Бейер Арамейский язык, его распространение и подразделения 1986– Страница 12 3525535732 «Кроме того, три «яудские» королевские надписи из Зинджирли в северной Сирии (ок. 825, 750, 730 до н.э.) свидетельствуют о раннем древнем арамейском языке: KAl 25, 214, 215 -, 13, 14; Дж. Фридрих, Phonizisch-punische Grammatik, Рим, 1951, 153–162…»
- ↑ Анхель Саенс-Бадильос, Джон Элволде. История языка иврит , 1996, 0521556341. Страница 35 «По мнению некоторых ученых, после 1400 г. до н. э. языки, которые позже развились в яудский и арамейский…».
- ^ Джозеф А. Фитцмайер Странствующий армянин: Сборник арамейских эссе , 1979 г. - стр. 68 080284846X «Отчасти это потому, что он отказывается рассматривать угаритский язык как ханаанский, а отчасти потому, что он предпочитает относиться к так называемому яудскому языку в отличие от арамейского языка - насколько я понимаю он прав.89 "
- ^ Хюнергард, Джон (1995). «Что такое арамейский?». Периодическое издание АРАМ . 7 (2): 261–282. дои : 10.2143/ARAM.7.2.2002231 .
- ^ Коган, Леонид (2015). Генеалогическая классификация семитов . де Грюйтер.
- ^ Пат-Эль, Наама; Уилсон-Райт, Арен (2019). «Подгруппа самалийцев: аргументы в пользу независимой ветви». Маарав . 23 (2): 371–387. дои : 10.1086/МАРТ 201923206 . S2CID 257837134 .
- ^ Jump up to: а б с Херрманн, Вирджиния Р.; ван ден Хаут, Тео; Беязлар, Ахмет (2016). «Новая иероглифическая лувийская надпись из Панкарлы Хёюка: язык и власть в раннем железном веке Самал-ЙДЙ» . Журнал ближневосточных исследований . 75 (1). Издательство Чикагского университета: 53–70. дои : 10.1086/684835 . ISSN 0022-2968 . S2CID 163613753 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бойд, Сэмюэл Л., Хамфри Х. Харди и Бенджамин Д. Томас, «Две новые надписи из Зинджирли и его окрестностей», Бюллетень американских школ восточных исследований 356.1, стр. 73–80, 2009 г.
- Казана, Джесси и Джейсон Т. Херрманн, «История поселения и городское планирование в Зинджирли-Хёюке, южная Турция», Журнал средиземноморской археологии 23.1, стр. 55–80, 2010 г.
- Корнелиус, Изак, «В поисках богинь Зинчирли (Самала)», Журнал Немецкой палестинской ассоциации (1953-), том. 128, № 1, с. 15–25, 2012.
- Корнелиус, Изак, «Материальные образы памятников Самала (Зинджирли) и «арамейская идентичность»», Die Welt Des Orients, vol. 49, нет. 2, стр. 183–205, 2019 г.
- [5] Декерс, Кэтлин и др., «Поместье в Зинджирли? Землепользование и эксплуатация ресурсов монументального строительного комплекса средней бронзы DD в Зинджирли, провинция Газиантеп, Турция», Археологические и антропологические науки 15.1, 2023
- Джесси ДеГрадо и Мадад Ричи, «Амулет Ламашту с надписью на арамейском языке из Зинджирли», Бюллетень американских школ восточных исследований, том. 377, стр. 107–133, май 2017 г.
- Вирджиния Р. Херрманн, «Присвоение и подражание самым ранним скульптурам из Зинчирли (Самал железного века)», Американский журнал археологии, том. 121, нет. 2, стр. 237–74, 2017 г.
- Херрманн, Вирджиния Р. и др., «Ассирийское влияние на Королевство Самал: взгляд из Зинджирли», Провинциальная археология Ассирийской империи, стр. 265–74, 2016 г.
- [6] Фаист, Бетина, «Клинописные таблички из Самала (Зинджирли)», Бюллетень 20 Государственного архива Ассирии, стр. 33-46, 2014 г.
- В. Р. Херрманн, «Городская организация в рамках империи: железный век Самал (Зинджирли, Турция) от королевской столицы до столицы провинции», Левант, том. 49 (3), стр. 284–311, 2017 г.
- Херрманн, Вирджиния Хадсон Риммер, «Общество и экономика в условиях империи железного века Самал (Зинджирли Хёюк, Турция)», докторская диссертация, Чикагский университет, 2011 г.
- Саймон Б. Паркер, «Призывы к военному вмешательству: истории из Зинджирли и Библии». Библейский археолог 59 (4), стр. 213–224, 1996 г.
- Юдора Дж. Страбл и Вирджиния Риммер Херрманн, «Вечный пир в Самале: стела погребения нового железного века из Зинчирли в контексте», Бюллетень американских школ восточных исследований, том. 356, стр. 15–49, 2009 г.
- У. Бахадир. Алким, «Дорога из Самала в Аситавандава: вклад в историческую географию региона Аманус», Anadolu Arastirmalari, vol. 2, стр. 3–41, 1965 г.
- Усышкин, Давид , «Сиро-хеттское ритуальное захоронение памятников». Журнал ближневосточных исследований 29 (2), стр. 124–128, 1970 г.
- Усишкин, Дэвид, «Der Alte Bau» в Зинджирли», Бюллетень американских школ восточных исследований, вып. 189, стр. 50–53, 1968 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Самалом, на Викискладе?
- Официальный сайт цепных раскопок www.uchicago.edu.
- ОИ короткое видео с чтением Стелы Кутамува на арамейском и английском языках
- АСОР 2015 ваше видео
- Проект Леви-Уайта по публикации небольших находок из немецких раскопок
- Древнее арамейское заклинание описывает «Пожирателя», приносящего жертвам «огонь»