Jump to content

Эбла – библейский спор

Эблско -библейский спор относится к разногласиям между учёными относительно возможной связи между сирийским городом Эбла и Библией . В начале процесса расшифровки табличек Эблы в 1970-х годах Джованни Петтинато заявил о связи. Однако большая часть первоначального ажиотажа средств массовой информации по поводу предполагаемой связи эблаитов с Библией, основанная на предварительных догадках и предположениях Петтинато и других, теперь широко описывается как «исключительные и необоснованные утверждения» и «большое количество дезинформации, которая просочилась в общественность». ". [ 1 ] [ 2 ] В исследованиях Эблы акцент сместился от сравнений с Библией, и теперь Эбла изучается прежде всего как самостоятельная цивилизация. [ 1 ] Ситуация изменилась после ожесточенного личного и научного конфликта между вовлеченными в него учеными и предполагаемого вмешательства со стороны сирийских властей по политическим мотивам. [ 3 ]

Петтинато на собрании Общества библейской литературы в Сент-Луисе 29 октября 1976 года сказал, что он определил названия Содома, Гоморры и Сигара /Белы на табличках Эблы, местах, которые известны из 14- й главы Бытия. еврейская Библия . [ 4 ] Он повторил это утверждение в своей речи в декабре. [ 5 ] и обзорная статья 1977 года. [ 4 ] Альфонсо Арчи яростно оспаривал эти выводы в 1979 и 1981 годах. Эти двусторонние интерпретации табличек Эблаита были основаны на табличках, факсимиле которых не были опубликованы для изучения другими. [ 4 ] и некоторые выводы Петтинато изменились. Например, Петтинато утверждал, что нашел упоминания о Содоме и Гоморре, но отказался от своего прочтения Зоара. Спор бушевал в « Обзоре библейской археологии» и среди других ученых того времени.

Географические сайты

[ редактировать ]

Поскольку некоторые эблаитские надписи были опубликованы еще в 1978 году, [ 6 ] ученые попытались перевести некоторые из них. Когда табличка TM 75.G.2231 была опубликована, она была описана как «Географический атлас Эблаита» (EGA), поскольку содержала 289 мест, включая топонимы, географические конструкции, такие как лес , долина и река , а также направления движения, такие как окружность . Табличка по существу была дубликатом текста, найденного в Абу-Салабихе в Ираке , и поэтому помогла восстановить там фрагментированный текст. Например, в 1983 году Уильям Х. Ши опубликовал исследование около 80 из этих топонимов, чтобы попытаться определить те, которые находятся в Палестине . [ 4 ]

Многие из сайтов, изученных EGA, были оценены Уильямом Ши как «хорошие упоминания». [ примечание 1 ] такие как: Мааха ( Авель-Бет-Мааха ?), Новый Афек , Рагаба, Дамие , Авила , Гаваон , Гиббефон, Ианоах , Халхул , Адма , Содом , Сеир и Акаба . [ 4 ] И Адма, и Содом подверглись особо пристальному вниманию из-за разногласий вокруг работ Петтинато, касающихся другой таблички. [ 4 ] Сомнительные топонимы в EGA включали Авель-Шиттим , Ашдод , Гешур , Лод , Ябне и Галаад , среди многих других. [ 4 ]

Тот же ЭГА, названный более поздними исследователями «Списком географических названий», интерпретировался совсем по-другому как названия мест в Месопотамии , а не в Палестине. называется Бейрутом Например, тот же город в списке, под номером 172, в статье Ши , тогда как по крайней мере один современный учёный считает, что это Абудан , располагая его в современном Ираке недалеко от Абу-Дувари . [ 7 ]

Еврейские имена и ритуалы

[ редактировать ]

многие древние еврейские Сообщается, что имена, которые не были найдены в других ближневосточных языках, встречаются в похожих формах в эблаитах ( Адаму , Ха-ва , Джавал , Абарама , Валла , Ишма-эль , Исура-эль , Исав , Мика) . -эль , Саул , Давид ). Также среди утверждений Петтинато такие ритуалы , как выпуск на волю козла отпущения, нагруженного нечистотами. [ 8 ] , обряды очищения связанные со свадьбой и возведением на престол, были сразу же признаны древними ближневосточными параллелями еврейской практики первого тысячелетия, записанной в книге Левит 16. Другие утверждения включали выборы местных царей, которые, как утверждается, однозначно напоминают практики раннего Израиля. [ 9 ]

Однако Эбла была наследственной монархией. [ 10 ] [ 11 ] и вопреки многим более ранним утверждениям, нынешний консенсус заключается в том, что «Эбла не имеет никакого отношения к Малым Пророкам , исторической точности библейских Патриархов , поклонению Яхве или Содому и Гоморре». [ 1 ]

были изменены Среди спорных утверждений Петтинато он предположил, что теофорные имена, показанные на многих табличках, с -el на -ia . [ 12 ] [ 13 ] указано в примере перехода от Мика'иль к Мика я . [ 14 ] Это изменение представлено клинописным знаком NI ( шумерский : 𒉌 ), [ примечание 2 ] который Петтинато читал как ты , [ 12 ] [ 13 ] он рассматривает это как свидетельство раннего использования божественного имени Ях , [ 16 ] однако Петтинато не приходит к выводу, что это то же самое, что и израильский Бог Яхве ( ЯХВЕ ). [ 17 ] Жан Боттеро предположил, что этот сдвиг может вместо этого указывать на аккадского бога Эа (Иа). [ 18 ]

С другой стороны, и Арчи (сначала), и Энсон Рейни , [ 19 ] [ 20 ] предположили, что -ya на самом деле является уменьшительным окончанием, используемым в сокращенных формах личных имен, в то время как Ганс-Петер Мюллер утверждал, что клинописный знак NI в этом случае следует интерпретировать как сокращение от NI-NI ( шумерский : 𒉌𒉌 ) и читается как í-lí, что означает «Мой Бог» , [ 16 ] точка зрения, которую Арчи с тех пор принял с модификацией: его прочтение NI означает il (бог). [ 21 ] Ни в одном списке богов или подношений не упоминается божество по имени Я. [ 21 ] [ 22 ] и связь с Яхве сегодня в значительной степени отвергается учеными. [ 23 ]

Миф о сотворении мира

[ редактировать ]

Были найдены три таблички, содержащие почти одинаковый текст. [ примечание 3 ] По словам Петтинато, они описывают эблаитский гимн творения и были переведены им как :

Господь неба и земли:
земли не было, ты ее создал,
света дневного не было, ты его создал,
утренний свет, который ты еще не создал. [ 25 ]

Кажется, эти строки имеют общие черты как с известными шумерскими историями о сотворении мира, так и с библейскими повествованиями. Тем не менее Арчи возразил, что исходный текст неясен до такой степени, что его невозможно понять. [ 19 ] (тексты из Эблы вообще читать сложно), [ 2 ] [ 26 ] что привело его к выводу, что в документах «нет истории создания Книги Бытия». [ 1 ] [ 19 ] [ 27 ]

Конец спора

[ редактировать ]

Предполагаемые связи эблаитов с Библией сейчас широко отвергаются как необоснованные. [ 1 ] [ 2 ] Исследования Эблы сосредоточены на цивилизации города. [ 1 ] Споры утихли после многочисленных научных конфликтов, а также того, что некоторые назвали вмешательством сирийских властей по политическим мотивам. [ 3 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ идентификация, по мнению автора, была четкой и, вероятно, относилась к ранее известному месту или имела узнаваемое название.
  2. ^ Клинописному знаку NI присвоен кодовый знак Юникода U + 1224C, [ 15 ] это номер 380 по номерам знаков (MesZL) Рикеле Боргера .
  3. ^ Одна из табличек — TM.75.G.1682 . [ 24 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Марк В. Чавалас (2003). Месопотамия и Библия . п. 41. ИСБН  9780567082312 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Иван Мангейм (2001). Справочник по Сирии и Ливану . п. 241. ИСБН  9781900949903 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Уильям Э. Харрис (1989). От человека к Богу: взгляды ученого СПД на сотворение, развитие и возвышение . п. 52. ИСБН  9780882903453 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Уильям Х. Ши, «Два палестинских сегмента из эблаитского географического атласа» в книге «Слово Господа выйдет: очерки в честь Дэвида Ноэля Фридмана», стр. 589–612, изд. Кэрол Мейерс, Айзенбраунс, 1983 г., ISBN   9780931464195
  5. ^ Луи Клопш ; Томас Де Витт Талмейдж; Джордж Генри Сэндисон (1977). Христианский Вестник, Том 100 . п. 29.
  6. ^ Джованни Петтинато, «Географический атлас Ближнего Востока, засвидетельствованный в Эбле и Абу Салабихе», Orientalia 47 (1978:50-73).
  7. ^ Борьба за гегемонию в Шумере «Ранней династии II», Дуглас Фрейн, Канадское общество исследований Месопотамии , Том 4, 2009, стр. 37-41, ISSN   1911-8643
  8. ^ Ида Зателли, «Происхождение библейского ритуала козла отпущения: свидетельства двух эблаитских текстов», Vetus Testumum 48.2 (апрель 1998 г.): 254-263)
  9. ^ Мури, 1991, стр. 150–152.
  10. ^ Эндрю Теодор Крикмор (III) (2008). Казане Хойюк и истории городской жизни в Верхней Месопотамии третьего тысячелетия . п. 62. ИСБН  9780549503996 .
  11. ^ Маурицио Форте (1997). Виртуальная археология: воссоздание древних миров . Х.Н. Абрамс. п. 78 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Дэвид В. Бейкер; Билл Т. Арнольд (2004). Лицо исследований Ветхого Завета: обзор современных подходов . п. 403. ИСБН  9780801028717 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Джордж Эрнест Райт, Фрэнк Мур Кросс, Эдвард Фэй Кэмпбелл, Флойд Вивиан Филсон (Американские школы восточных исследований) (1980). Библейский археолог, тома 43–44 . п. 200. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Общество библейской археологии (1992). Обзор Библии, тома 8–9 .
  15. ^ «Утилиты Unicode: свойства символов 1224C» . Консорциум Юникод . Проверено 11 декабря 2014 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Ян. Г. Плоскостопие; Карел Ван дер Торн (1995). Плюрализм и идентичность: исследования ритуального поведения . п. 244. ИСБН  9004103732 .
  17. ^ Джованни Петтинато (1980). «Эбла и Библия-наблюдения по поводу анализа нового эпиграфа» . Обзор библейской археологии (ноябрь/декабрь). Архивировано из оригинала 8 февраля 2014 г. Проверено 9 марта 2015 г.
  18. ^ Жан Боттеро (1995). Месопотамия: письмо, рассуждение и боги . Издательство Чикагского университета. п. 234 . ISBN  9780226067278 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с Альфонсо Арчи (1979). Эпиграфические свидетельства из Эблы и Ветхого Завета .
  20. ^ Обзор библейской археологии, том 3 . 1977. с. 38.
  21. ^ Перейти обратно: а б Сайрус Герцль Гордон; Гэри Рендсбург; Натан Х. Винтер (1992). Эблаитика: Очерки архивов Эблы и языка эблаитов, Том 3 . п. 11. ISBN  9780931464775 .
  22. ^ Карел Ван Дер Тоорн (1996). Семейная религия в Вавилонии, Угарите и Израиле: преемственность и изменения форм религиозной жизни . п. 282. ИСБН  9004104100 .
  23. ^ Уотсон Э. Миллс; Роджер Обри Буллард (1990). Библейский словарь Мерсера . п. 226. ИСБН  9780865543737 .
  24. ^ Виктор Гарольд Мэтьюз , Дон С. Бенджамин (2006). Параллели Ветхого Завета: законы и истории Древнего Ближнего Востока . п. 259. ИСБН  9780809144358 .
  25. ^ Крейг Дэвис (2007). Знакомство с Ветхим Заветом . п. 93. ИСБН  9780979506208 .
  26. ^ Джеффри В. Бромили (1995). Международная стандартная библейская энциклопедия: Q – Z. п. 756. ИСБН  9780802837844 .
  27. ^ Джек Финеган (1997). Миф и тайна: введение в языческие религии библейского мира . п. 136. ИСБН  9780801021602 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4feddb57dee59ac00641737b30562f76__1724521620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/76/4feddb57dee59ac00641737b30562f76.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ebla–biblical controversy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)