Арам (регион)
Арам ( императорский арамейский : 𐡀𐡓𐡌 , латинизированный: ʾĀrām ; иврит : אֲרָם , латинизированный : ʾĂrām ; сирийский : арамейцами ������) был историческим регионом, упомянутым в ранних клинописях и в Библии населенным , . Эта территория не превратилась в более крупную империю, а состояла из нескольких небольших государств на территории современной Сирии . Некоторые из государств упоминаются в еврейской Библии , наиболее выдающимся из которых является Арам-Дамаск , который охватывал большую часть Сирии. В Библии Арам-Дамаск обычно называют просто Арамом. [ 1 ]
После окончательного завоевания растущей Неоассирийской империей во второй половине VIII века, а также во время более поздних последовательных правил Нововавилонской империи (612–539 гг. До н.э.) и Империи Ахеменидов (539–332 гг. до н.э.), регион Арам потерял большую часть своего суверенитета. В период Селевкидов (312–64 гг. до н. э.) термин Сирия был введен как эллинистическое обозначение этого региона. [ 3 ] [ 4 ] К началу V века эта практика также начала влиять на терминологию арамейской церковной и литературной элиты, и сирийские ярлыки начали получать широкое распространение и признание не только в арамейских переводах греческих произведений, но и в оригинальных произведениях арамейских писателей. [ 5 ]
Арамейский в конечном итоге заменил аккадский язык в качестве лингва-франка всего региона и стал административным и торговым языком нескольких империй, таких как Империя Ахеменидов и Нововавилонская империя . [ 6 ] [ 7 ] Вначале христианская Библия была переведена на арамейский язык , а к IV веку местный арамейский диалект Эдессы ( Урхай ) превратился в литературный язык , известный как эдесский арамейский ( Урхая ) или чаще как сирийский . [ 8 ] [ 9 ]
Этимология
[ редактировать ]Короним Высокие имени Арам относится к географическому региону, в котором они жили, и означает « (земляне)» . [ 10 ] Топоним термином для обозначения А-ра-му появляется в надписи восточно-семитского царства Эбла , в которой перечислены географические названия, а термин Арми , который является эблайским соседнего Идлиба , часто встречается в табличках Эбла (ок. 2300 г. до н. э.). В одной из анналов Нарам-Сина из Аккада (около 2250 г. до н.э.) упоминается, что он захватил «Дубула, энси А » -раме ( по-видимому, Араме - форма родительного падежа ) в ходе кампании против Симуррума в северные горы. [ 11 ] Другие ранние упоминания о месте или людях «Арама» появились в архивах Мари (ок. 1900 г. до н. э.) и Угарита (ок. 1300 г. до н. э.). Термины арам и арамейский часто встречаются в письмах из архива губернатора Ниппура . Письменный текст информировал о фермерах из Бит-Арама, имея в виду регион Арама. [ 12 ]
Слово Ахламу засвидетельствовано со времен Старого Вавилона, сначала как обозначение амореев, а затем и арамейцев. В ассирийских царских надписях термин Ахламу и имя А-ра-му иногда объединяются, образуя двойное обозначение арамеев. [ 13 ]
Ранняя еврейская традиция утверждает, что это имя происходит от библейского Арама, сына Сима , внука Ноя в Библии. [ 14 ]
История
[ редактировать ]Арамеи , по-видимому, вытеснили более раннее семитское население амореев (ахламу) древней Сирии в период с 1100 г. до н. э. по 900 г. до н. э., который был темным веком для всего Ближнего Востока , Северной Африки , Кавказа и Средиземноморья , с большими потрясениями и массовые перемещения людей. Ранняя история арамеев связана с историей Ахламу и Суту , которые были известны уже в позднем бронзовом веке и, похоже, сыграли роль в упадке этого периода. Арамеи . стали заметной группой среди Ахламу, а с ок В 1200 году до нашей эры амореи исчезли со страниц истории, и термин Ахламу претерпел семантический сдвиг, став общепринятым термином для арамейского языка . С тех пор область, которую они населяли, стала называться Арам и Эбер-Нари .
Арамейцы возникли в регионе, который в значительной степени находился под властью Среднеассирийской империи (1365–1050 гг. До н. э.) и быстро представляли угрозу ассирийскому государству, которое в основном располагалось к западу от Евфрата. Чтобы свести на нет эту угрозу, Тиглатпаласар I (1115–1077 до н.э.) из Ассирии провел множество кампаний на арамейской территории, хотя многочисленные кампании, зафиксированные в ассирийских записях, которые он предпринял, указывают на то, что ассирийские военные кампании не увенчались успехом в плане проявления власти или господства. над арамейцами. Некоторые ученые полагают, что в это время арамейцы захватили Ниневию . В 11 веке до нашей эры Ассирия пришла в упадок, который, возможно, был вызван вторжениями новых арамейцев, что позволило арамейцам основать ряд государств по всему Леванту и совершить в это время заметные расширения на ассирийскую территорию, например, в Хабуре. Долина . В период 1050–900 гг. до н.э. арамейцы стали доминировать на большей части территории современной Сирии, но тогда она называлась Эбер-Нари и Arameaарамейский [ 15 ] [ 16 ]
Два средних по размеру арамейских царства, Арам-Дамаск и Хамат , наряду с несколькими более мелкими царствами и независимыми городами-государствами, возникли в регионе в начале первого тысячелетия до нашей эры. Наиболее известными из них были Бит-Адини , Бит-Бахиани , Бит-Хадипе , Арам-Рехоб , Арам-Зоба , Бит-Замани , Бит-Халупе и Арам-Маака , а также арамейские племенные государства Гамбулу , Литау и Пукуду .
Произошёл некоторый синтез с неохеттским населением в северной Сирии и южной центральной Анатолии ряд небольших так называемых сиро-хеттских государств , и в регионе возник , таких как Табал . На восточном побережье Средиземного моря преобладали финикийские города-государства, такие как Тир , Сидон , Берит и Арвад .
С приходом Неоассирийской империи этот регион несколько раз подвергался вторжениям, начиная с середины 9 века. [ 17 ] и, наконец, попал под контроль ассирийских царей во второй половине VIII века до нашей эры. [ 18 ] Большое количество людей, проживавших в этом регионе, было депортировано в Ассирию, Вавилонию и другие места. [ 19 ] несколько стел Было найдено с именами царей этого периода, например, стела Заккура 8-го века . Сами ассирийцы и вавилоняне приняли месопотамскую форму арамейского языка, известную как императорский арамейский язык , в 8 веке до нашей эры, когда Тиглатпаласар III сделал его лингва-франка своей огромной империи. диалекты От этого языка произошли неоарамейские , на которых до сих пор говорят коренные ассирийцы и мандеи северного Ирака, юго-восточной Турции, северо-восточной Сирии и северо-западного Ирана.
Неоассирийская империя была расколота непрекращающейся гражданской войной, начиная с 626 г. до н.э., что серьезно ослабило ее и позволило атаковать и уничтожить коалицию ее бывших вассалов между 616 и 605 гг. до н.э. Впоследствии за регион Арама воевали Нововавилонская империя и египтяне , последние из которых с опозданием пришли на помощь своим бывшим ассирийским повелителям. Вавилоняне победили, и Арам стал частью Нововавилонской империи (612–539 до н.э.), где он остался под названием Эбер-Нари .
Персидская (539–332 до империя Ахеменидов н.э.) свергла вавилонян и завоевала этот регион. Они сохранили императорский арамейский язык, введенный ассирийцами, и имя Эбер-Нари.
В 332 году до нашей эры этот регион был завоеван греческим правителем Александром Великим . После его смерти в 323 г. до н.э. эта территория стала частью греческой Империи Селевкидов , после чего греческий заменил ассирийский и ввел имперский арамейский язык в качестве официального языка Империи, как и имена Эбер-Нари и Арамея. Эта область и другие части бывшей Ассирийской империи на востоке (включая саму Ассирию) были переименованы в Сирию ( Селевкидская Сирия в 9 веке до нашей эры ), хурритское , лувийское и греческое искажение Ассирии (см. Этимологию Сирии и Название Сирии ), которое на протяжении веков до этого момента относилось конкретно к земле Ассирии и ассирийцев , которая, говоря современным языком, фактически охватывала северную половину Ирака , северо-восточную Сирию , юго-восточную Турцию и северо-западные окраины Ирана , а не большую часть территории Ирана. современные Сирия и Ливан и их преимущественно арамейское и финикийское население. [ 20 ]
Именно с этого периода возникает более поздний Сирии и Ассирии спор об именах . Селевкиды ошибочно применяли это название не только к месопотамской земле Ассирии, но и к землям к западу от Евфрата , которые никогда не были частью самой Ассирии, а просто Арамейские, финикийские, неохеттские и сутейские населенные колонии. Когда они утратили контроль над самой Ассирией в пользу парфян , название Сирия сохранилось, но было смещено от своего первоначального источника и применялось только к землям к западу от Евфрата , которые когда-то были частью Ассирийской империи, в то время как собственно Ассирия вернулась к называлась Ассирией (а также Атурой / Ассуристаном ). Однако эта ситуация привела к тому, что и ассирийцев, и арамейцев культуре стали называть сирийцами , а затем и сирийцами в греко-римской .
Эта территория, ныне называемая Сирией воевала за Селевкидов и парфян , во II веке до нашей эры , а еще позже — против римлян и сасанидских персов . Пальмира , могущественное арамейское В этот период возникло царство. и какое-то время он доминировал на этой территории и успешно сопротивлялся попыткам завоевания римлян и персов. Со временем регион перешел под контроль Византийской империи . Христианство начало распространяться с I по III века нашей эры, а арамейский язык постепенно вытеснил ханаанский язык в Финикии и иврит в Палестине .
В середине 7 века нашей эры регион пал под арабским исламским завоеванием. Арамейский язык сохранился среди значительной части населения Сирии, сопротивлявшегося арабизации . Однако на родном западно-арамейском языке арамейского христианского населения Сирии сегодня говорят лишь несколько тысяч человек, большинство из которых теперь перешло на арабский язык. Месопотамский восточноарамейский язык , который все еще содержит ряд заимствований из аккадского языка , а также структурные сходства, все еще сохраняется среди большинства этнически различных ассирийцев , которые в основном базируются в северном Ираке , северо-восточной Сирии , юго-восточной Турции и севере. -Западный Иран .
Культура
[ редактировать ]После падения последних арамейских царств и городов-государств арамейцы изолировались в основном в Северной Месопотамии продолжают сохранять свою культуру и самобытность под властью мусульман и до сих пор . В первой половине двадцатого века на Ближнем Востоке говорили на более чем ста диалектах арамейского языка арамейцы и меньшие группы евреев , мандеев и мусульман . [ 21 ]
Религия
[ редактировать ]Древняя арамейская религия
[ редактировать ]Сведения о религии и обычаях поклонения среди древних арамейцев довольно скудны. Арамейский языческий пантеон в основном состоял из общесемитских богов, которым поклонялись и другие древние семитоязычные народы , родственные арамейцам. Их величайшим богом был Хадад , бог грозы и плодородия. Он был также известен как Рамман, что означает «громовержец». Другим распространенным именем этого божества на арамейском языке было Рахмана («милосердный»). В надписях арамейских царей этот бог часто упоминается как их покровитель. Хадада обычно изображали в виде бородатого солдата, поражающего громом или держащего в руке обоюдоострый меч. Бык был символическим животным Хадада, которого он часто изображал стоящим на спине быка. Голову быка, символизирующую Хадада, можно увидеть на монетах IV века до нашей эры, которые были раскопаны неподалеку от древнего арамейского города Маббуг , который греки называли Иераполис («священный город»). Главный храм, построенный во имя Хадада, находился в Арам-Дамаск . Судьба этого храма примечательна: во времена Римской империи он был перестроен как Храм Юпитера, в византийские времена он был превращен в церковь, а после арабского завоевания Сирии стал самой большой мечетью современной Сирии, названной Мечетью Омейядов. . Имя Бар-Хадад, которое носили несколько арамейских царей, буквально означает « сын Хадада» . Это был королевский титул, поэтому никто больше не имел права называться этим именем. Со временем имя утратило свою значимость, и, несмотря на свое языческое происхождение, арамейцы сохранили это имя и после принятия христианства. После того как арамейцы обратились в христианство, там даже был епископ по имени Бар-Хадад. [ 22 ] [ 23 ]
Из их надписей, а также из их имен следует, что арамеи также поклонялись другим месопотамским богам, таким как Син , Иштар (которую они называли Астартой ), Шамаш , Таммуз , Бел и Нергал , а также некоторым ханаанско - финикийским божествам, таким как буря. -бог Эл , верховное божество Ханаана, помимо Анат (Атта) и других. [ 23 ]
Язык
[ редактировать ]С распространением арамейцев в больших количествах по язык стал лингва франка Месопотамии и Леванту арамейский всего Ближнего Востока. Он служил языком общественной жизни и управления древних королевств и империй, а также языком богослужения и религиозного изучения. Впоследствии он разветвился на несколько неоарамейских языков, на которых до сих пор говорят. [ 24 ] [ 25 ] [ 3 ] [ 26 ] [ 27 ]
Архитектура и искусство
[ редактировать ]Арамейские города были окружены городской стеной и укрепленным верхним городом или цитаделью, на которой располагались дворцы и другие представительные постройки. Вход во дворцы королей чаще всего включал несколько стел с крылатыми быками или львами как знак власти и господства. Удивительно, но в цитаделях крупных арамейских городов не было раскопано ни одного храма. Единственным примечательным исключением является храм в Антисе в Телль-Афисе. Тот факт, что главный храм Самала находился не в столице, а на скалистом холме Герчин, примерно в семи километрах к северу от Зинджирли, может указывать на разные решения в использовании религиозных пространств. [ 28 ] [ 29 ]
Арамейские цари демонстрировали иные головные уборы и стилизацию волос и бороды по сравнению с другими народами того времени. Они отличались эксклюзивными головными уборами, бородами средней длины и большими изогнутыми носами. Особенно типичной формой арамейского искусства была коса, свисающая перед головным убором. [ 28 ] [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Арам, арамейцы» . Bible Gateway: Библейская энциклопедия . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ BibleGateway.com, БИБЛЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, «Арамы, арамейцы», []. Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Липинский 2000 .
- ^ Младший 2016 год .
- ^ Минов 2020 , с. 255-263.
- ^ «Арамейский язык | Описание, история и факты | Британника» . 10 апреля 2024 г.
- ^ Акопян 2017 , с. 87.
- ^ Брок 1992a , с. 16.
- ^ Брок 1992b , с. 226.
- ^ Герберт Нир, Арамейцы в Древней Сирии , Brill, 2014, стр. 338
- ^ Липинский 2000 , стр. 26-40.
- ^ Герберт Нир, Арамейцы в Древней Сирии , Brill, 2014, стр. 340
- ^ Герберт Нир, Арамейцы в Древней Сирии , Brill, 2014, стр. 344
- ^ См. Бытие 10:22.
- ^ WT Pitard, Энциклопедия Библии и ее восприятие, том. 2 , Де Грюйтер, 2009, стр. 638
- ^ Марти Ниссинен, «Ассирия» в (под ред. Гербета Нира) Арамейцы в Древней Сирии (Brill, 2014, стр. 273-274)
- ^ Липинский 2000 , стр. 375-376.
- ^ Липинский 2000 , стр. 406-407.
- ^ Липинский 2000 , стр. 315.
- ^ Роллингер 2006 , с. 283-287.
- ^ «Арамейские и исчезающие языки — идеи | Институт перспективных исследований» . 10 декабря 2015 г.
- ^ «Арамейская религия | Энциклопедия.com» .
- ^ Jump up to: а б Акопян 2017 , с. 51.
- ^ Соколофф 1983 .
- ^ Бейер 1986 .
- ^ Creason 2008 , стр. 108–44.
- ^ Гзелла 2015 .
- ^ Jump up to: а б Эрхан Тамур (2017). «Стиль, этническая принадлежность и археология арамейцев: проблема этнических маркеров в искусстве Сиро-Анатолийского региона в железном веке». Форум «Критическая археология» . 6 . дои : 10.6105/journal.fka.2017.6.1 .
- ^ Jump up to: а б «Хаттская и хеттская цивилизации» . yumpu.com .
Источники
[ редактировать ]- Абусамра, Габи (2019). «Библейская Гоба: попытка локации» . Арамейские границы: определение арамейских территорий в X–VIII веках до нашей эры . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 229–244. ISBN 9789004398535 .
- Акопян, Арман (2017). Введение в арамейские и сирийские исследования: Учебное пособие . Пискатауэй, Нью-Джерси: Справочники Горгия. ISBN 9781463238933 .
- Амадаси-Гуццо, Мария Джулия (2019). «Что мы знаем о границах и обменах между Арамом и Финикией в 9–8 веках до нашей эры в Анатолии и Сирии?» . Арамейские границы: определение арамейских территорий в X–VIII веках до нашей эры . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 149–171. ISBN 9789004398535 .
- Бэгг, Ариэль М. (2019). «На границах исторической географии: реконструкция арамейских территорий на Западе согласно неоассирийским письменным источникам» . Арамейские границы: определение арамейских территорий в X–VIII веках до нашей эры . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 1–25. ISBN 9789004398535 .
- Бейер, Клаус (1986). Арамейский язык: его распространение и подразделения . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 9783525535738 .
- Брок, Себастьян П. (1992a) [1985]. Светоносное око: Духовное мировоззрение святителя Ефрема (2-е исправленное изд.). Каламазу: цистерцианские публикации. ISBN 9780879075248 .
- Брок, Себастьян П. (1992b). «Евсевий и сирийское христианство» . Евсевий, христианство и иудаизм . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 212–234. ISBN 0814323618 .
- Крисон, Стюарт (2008). «Арамейский» (PDF) . Древние языки Сирии-Палестины и Аравии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 108–44.
- Душек, Ян (2019). «Королевство Арпад/Бит-Агуси: его столица и границы» . Арамейские границы: определение арамейских территорий в X–VIII веках до нашей эры . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 172–202. ISBN 9789004398535 .
- Эдмондс, Александр Дж. (2019). «Народ без границ? Отслеживание меняющихся идентичностей и территорий ахламеев» . Арамейские границы: определение арамейских территорий в X–VIII веках до нашей эры . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 26–62. ISBN 9789004398535 .
- Гзелла, Хольгер (2015). Культурная история арамейского языка: от истоков до появления ислама . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789004285101 .
- Липинский, Эдвард (2000). Арамейцы: их древняя история, культура, религия . Левен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908598 .
- Липинский, Эдвард (2013). «Арамейцы на Западе (XIII–VIII вв.)» . Арамейцы, халдеи и арабы в Вавилонии и Палестине в первом тысячелетии до нашей эры . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 123–147. ISBN 9783447065443 .
- Лемэр, Андре (2019). «Граница между Арамейским царством Дамаск и Израильским царством» . Арамейские границы: определение арамейских территорий в X–VIII веках до нашей эры . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 245–266. ISBN 9789004398535 .
- Луукко, Микко (2019). «Гурреи и итуаи на службе Ассирийской империи» . Арамейские границы: определение арамейских территорий в X–VIII веках до нашей эры . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 92–124. ISBN 9789004398535 .
- Марф, Длшад А. (2019). «Арамейское присутствие в Северном Загросе в средний и неоассирийский периоды» . Арамейские границы: определение арамейских территорий в X–VIII веках до нашей эры . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 78–91. ISBN 9789004398535 .
- Мессо, Джонни (2011). «Происхождение терминов Сирия (n) и Сурёйо: еще раз» . Пароль де л'Ориент . 36 : 111–125.
- Минов, Сергей (2020). Память и идентичность в сирийской пещере сокровищ: переписывание Библии в Сасанидском Иране . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789004445512 .
- Минаржова, Яна; Душек, Ян (2019). «Надпись Телль-Фехерие и западно-ассирийская граница в конце IX века до нашей эры» . Арамейские границы: определение арамейских территорий в X–VIII веках до нашей эры . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 63–77. ISBN 9789004398535 .
- Ришель, Матье (2019). «Неустойчивые границы Емафа (10–8 вв. до н.э.)» . Арамейские границы: определение арамейских территорий в X–VIII веках до нашей эры . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 203–228. ISBN 9789004398535 .
- Роллингер, Роберт (2006). «Условия «Снова Ассирия и Сирия»» (PDF) . Журнал ближневосточных исследований . 65 (4): 283–287. дои : 10.1086/511103 . S2CID 162760021 .
- Садер, Элен (1992). «XII век до нашей эры в Сирии: проблема возвышения арамеев» . Кризисные годы: XII век до нашей эры от Задуная до Тигра . Дубьюк: Кендалл-Хант. стр. 157–164.
- Садер, Элен (2000). «Арамейские царства Сирии: возникновение и процессы формирования» . Очерки Сирии в железном веке . Лувен: Питерс Пресс. стр. 61–76. ISBN 9789042908789 .
- Садер, Элен (2010). «Арамейцы Сирии: некоторые соображения об их происхождении и материальной культуре» . Книги королей: источники, состав, историография и рецепция . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 273–300. ISBN 978-9004177291 .
- Садер, Элен (2014). «История» . Арамеи в Древней Сирии . Лейден: Брилл. стр. 11–36. ISBN 9789004229433 .
- Садер, Элен (2016). «Формирование и упадок арамейских государств в Сирии железного века» . Формирование и упадок государств на Ближнем и Среднем Востоке . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 61–76. ISBN 9783447105651 .
- Саймон, Жолт (2019). «Арамейские границы: иероглифические лувийские свидетельства» . Арамейские границы: определение арамейских территорий в X–VIII веках до нашей эры . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 125–148. ISBN 9789004398535 .
- Соколофф, Михаил, изд. (1983). Арамейцы, арамейский язык и арамейская литературная традиция . Тель-Авив: Издательство Университета Бар-Илан.
- Младший, Кеннет Лоусон (2016). Политическая история арамеев: от их истоков до конца их политики . Атланта: SBL Press. ISBN 9781628370843 .
- Цвикель, Вольфганг (2019). «Границы между Арамом-Дамаском и Израилем: историческое исследование» . Арамейские границы: определение арамейских территорий в X–VIII веках до нашей эры . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 267–335. ISBN 9789004398535 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Арамом (регионом) , на Викискладе?
[Категория: Древний Левант]]