Квартал Муграби
Муграби Квартал [ 1 ] ( арабский : حارَة المَغارِبة , латинизированный : Харат аль-Магариба » ; иврит : שכונת , букв. «Окрестности Магриба המוגרבים , Шхунат ха - Муграбим ), также известный как Квартал Магриби — район в юго-восточном углу Старого города , Иерусалима основанный в конце 12 века. Он граничил с западной стеной Храмовой горы на востоке, стенами Старого города на юге (включая Навозные ворота ) и еврейским кварталом на западе. Он был продолжением мусульманского квартала на севере и был основан как исламский вакф сыном Саладина или религиозная собственность . [ а ]
Квартал был снесен израильскими войсками по приказу Тедди Коллека , мэра Западного Иерусалима , через три дня после Шестидневной войны 1967 года, чтобы расширить узкий переулок, ведущий к Стене Плача, и подготовить его для публичного доступа. евреями, желающими там помолиться. [ 2 ] Сейчас это место Плащаницы Стены Плача .
История
[ редактировать ]Эпохи Айюбидов и мамлюков
[ редактировать ]По словам историка 15-го века Муджира ад-Дина , вскоре после того, как арабы отбили Иерусалим у крестоносцев, квартал был основан в 1193 году Саладина сыном аль-Малик аль-Афдал Нуруд-Дин Али в качестве вакфа ( Mortmain , состоящий из благотворительного фонда) [ б ] [ 3 ] посвящен всем иммигрантам из Северной Африки . Границами этого Харата или квартала, согласно более позднему документу, была внешняя стена Харам аш-Шарифа на востоке; на юг к общественной улице, ведущей к Силоанскому источнику ; на запад до резиденции кади Иерусалима Шамс ад-Дина; северная граница доходила до Аркад Умм аль-Банат , также известных как Кантарат Умам аль-Банат / дамба Арки Вильсона . [ 4 ] [ 5 ] Он был отведен «на благо всего сообщества Магриба всех видов и разных профессий, мужчин и женщин, старых и молодых, простых и высоких, чтобы селиться на нем в своих резиденциях и получать выгоду от его использования в соответствии с к их различным потребностям». [ 6 ] Вскоре после этого евреям, многие из которых также были выходцами из Северной Африки, также разрешили поселиться в городе. [ 7 ] К 1303 году там прочно обосновались жители Магриба , о чем свидетельствует создание завии или религиозного учреждения, такого как монастырь, созданного Умаром ибн Абдуллой ибн Абдун-Наби аль-Машмуди аль-Муджарадом для этого квартала. [ 8 ]
Вакф Аль-Афдала был не только религиозным и благотворительным по своим целям, но также предусматривал создание там юридической школы медресе , впоследствии названной одноименным названием , Афдалийя в интересах маликитских исламских юристов ( фукаха ) в городе. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] 2 ноября 1320 года выдающийся отпрыск андалузской суфийской семьи мистиков Абу Мадьян , поселившийся в Иерусалиме в начале 14 века, собрал более крупный вакф, состоящий из Завии возле Баб ас-Сильсила , или Цепных ворот. , Харата, для жителей Магриба . Этот второй документ стал основополагающим актом, который с того времени и до 1967 года стал краеугольным камнем права и самым богатым источником финансирования квартала Магриби. [ 12 ] Он состоял из вакфа в Айн-Кариме и еще одного в Кантарате Умам аль-Банате у Ворот Цепи — последний представлял собой хоспис исключительно для вновь прибывших иммигрантов — узуфрукт ( манфаа ) обоих должен был быть выделен в вечное пребывание магрибцев в Иерусалиме. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Фонд Кантарат Умам аль-Банат состоял из зала, двух квартир, двора, личных удобств, а внизу — магазина и пещеры ( кабв ). [ 16 ] К документу было приложено условие о том, что имущество после смерти дарителя будет передано под опеку администратора ( мутавалли ) и надсмотрщика ( назира ), выбранных на основе признания общиной его выдающихся качеств благочестия и мудрости. [ 17 ] Одна только собственность Айн-Карима была обширной, площадью 15 000 дунамов , и занимала большую часть деревни. [ 18 ]
Где-то в начале 1350-х гг. [ с ] третий вакф был учрежден Маринидов королем династии Али ибн Усманом ибн Якубом ибн Абдул-Хакком аль-Марини . Это был кодекс Корана, скопированный им собственноручно. [ 11 ] Дальнейшие пожертвования квартала происходили в 1595 и 1630 годах. [ 19 ]
До прихода мусульман в Иерусалим большая часть территории под Западной стеной была завалена обломками, и еврейские молитвы на протяжении всего исламского периода, судя по всему, совершались в синагогах Еврейского квартала или, в общественных случаях, на горе Оливки . [ 20 ] Узкое пространство, отделяющее Стену Плача от домов квартала Муграби, было создано по велению Сулеймана Великолепного в шестнадцатом веке для того, чтобы там можно было произносить молитвы. [ 10 ]
Османская эпоха
[ редактировать ]В налоговых регистрах Османской империи было зарегистрировано 13 домохозяйств в квартале в 1525–26 годах, 69 домохозяйств, 1 бакалавр и 1 имам в 1538–39 годах, 84 домохозяйства и 11 холостяков в 1553–34 годах, 130 домохозяйств и 2 холостяка в 1562–63 годах и 126 домохозяйств и 7 бакалавров в 1596–97. [ 21 ] Первоначально созданный для жителей Магриба , на протяжении веков здесь в разное время проживали евреи, христиане и мусульмане из Палестины и других стран. [ 22 ] К тому времени, когда Израиль решил снести их дома, примерно половина жителей зоны могли проследить свое происхождение от иммигрантов из Магриба. [ 23 ]
По словам французского путешественника Шатобриана, посетившего квартал в 1806 году, некоторые жители квартала были потомками мавров, изгнанных из Испании в конце 15 века. Их хорошо приняла местная община, и для них построили мечеть. [ 24 ] Жители района придерживались своей культуры в отношении еды, одежды и традиций, пока она не ассимилировалась с остальной частью Старого города в 19 веке. [ 25 ] Таким образом, она также стала естественным местом пребывания жителей Магриба , пришедших в паломничество к мечети Аль-Акса . [ 25 ]
С течением времени в квартале было построено небольшое количество школ и мечетей, и там жили мусульманские священнослужители, исполнявшие религиозные обязанности в мечети аль-Акса. [ 25 ]
Место еврейской молитвы и причитания представляло собой участок длиной около 30 метров (100 футов) вдоль стены, куда можно было попасть через узкий проход с улицы Царя Давида . В глубину от стены мощеная площадка простиралась на 11 футов. На южном конце находилась одна из двух завий, построенных здесь в средневековье, а дорога, ведущая к сектору Стены Плача, заканчивалась тупиком, закрытым домами бенефициаров народа Магриба . [ 26 ] В 1840 году через британского консула было передано предложение британского еврея, первая попытка изменить статус-кво, в котором содержалась просьба разрешить евреям отремонтировать участок площадью 120 квадратных метров (1300 квадратных футов). План был отвергнут как администратором вакфа Абу Мадяна , так и Мухаммедом Али-пашой . Мусульмане в этом районе также жаловались на чрезмерный шум, в отличие от прежней практики, вызванный недавними еврейскими паломниками. Евреям во время молитвы было предложено спокойно продолжать свою традиционную практику и воздерживаться от высказываний по доктринальным вопросам. [ 27 ] [ 28 ]
К началу XIX века еврейских верующих было немного, и, по словам Иегошуа Бен Арье, у них не было каких-либо особых различий. [ 29 ] [ 30 ] В отчете о своем путешествии по Святой Земле в 1845 г. Т. Тоблер отметил существование мечети в квартале Муграби. [ 31 ]
По словам Йеошуа Бен-Арье, жители Магриба считали евреев неверными. Они подверглись притеснениям и были вынуждены заплатить определенную сумму в обмен на право беспрепятственно молиться там. [ д ] [ и ] Усиление трений на этом месте между евреями и мусульманами возникло с появлением сионизма и, как следствие, среди мусульман возник страх, что евреи будут претендовать на всю Храмовую гору. [ ж ] предпринимали попытки В разное время Мозес Монтефиоре и барон Ротшильд купить всю территорию, но безуспешно. [ 32 ] В 1887 году предложение Ротшильда о покупке квартала сопровождалось проектом его восстановления как «заслуги и чести еврейского народа». [ г ] переселение жителей в лучшее жилье в другое место. [ 33 ] Османские власти, похоже, были готовы дать свое одобрение. [ 34 ] Согласно некоторым источникам, высшие светские и мусульманские религиозные авторитеты в Иерусалиме, такие как Мутасарриф или османский губернатор Иерусалима Шериф Мехмед Рауф Паша и муфтий Иерусалима Мохаммед Тахир Хусейни , [ 35 ] фактически дали свое одобрение. План провалился из-за возражений евреев, а не мусульман, и был отложен после того, как главный раввин Хахам иерусалимской сефардской общины заявил, что у него было «провиденциальное намек» на то, что, если продажа состоится, последует ужасная резня евреев. Его мнение могло отражать опасения сефардов, что ашкенази тем самым овладеют самым святым местом иудаизма. [ 36 ] [ 34 ]
В первые два месяца после вступления Османской империи в Первую мировую войну турецкий губернатор Иерусалима Заки-бей предложил продать квартал евреям, запросив сумму в 20 000 фунтов стерлингов, которая, по его словам, будет использована как для переселения мусульманских семей и создать сквер перед Стеной. Однако у евреев города не было необходимых средств. [ 37 ]
Эпоха Британского мандата
[ редактировать ]В этом квартале существовал хоспис « Дар аль-Магариба» , предназначенный для предоставления жилья мусульманам-муграби, совершающим паломничество к исламским местам Иерусалима. [ 38 ]
В апреле 1918 года Хаим Вейцман , в то время видный сионистский лидер, посетивший Иерусалим, отправил письмо через Рональда Сторрса, предлагая шейхам 70 000 фунтов стерлингов в обмен на Стену и здания квартала Муграби. Это предложение было немедленно отвергнуто, когда об этом предложении узнали мусульманские власти. Ничего не испугав, Вейцман затем направил свою петицию Артуру Бальфуру , прося его решить проблему, вынеся решение в пользу евреев. В письме от 30 мая того же года, озаглавленном «ПЕРЕДАЧА СТЕНЫ ПЛАЧА ЕВРЕЯМ» , он изложил следующие причины:
У нас, евреев, есть много святых мест в Палестине, но Стена Плача, которая считается частью старой Храмовой стены, является единственной, которая в каком-то смысле осталась нам. Все остальные находятся в руках христиан или мусульман. И даже Стена Плача на самом деле не наша. Он окружен группой жалких, грязных коттеджей и заброшенных зданий, которые с гигиенической точки зрения представляют собой положительную опасность, а с сентиментальной точки зрения - источник постоянного унижения для евреев всего мира. Наш самый священный памятник в нашем самом священном городе находится в руках какой-то сомнительной религиозной общины Могреба, которая держит эти коттеджи как источник дохода. Мы готовы очень щедро компенсировать это сообщество, но нам бы хотелось, чтобы это место было очищено; нам хотелось бы придать ему достойный и респектабельный вид. [ 39 ]
Тем не менее стена, как и квартал Муграби, на протяжении всего периода британского мандата оставались собственностью вакфа, в то время как евреи сохраняли свое давнее право посещать ее. [ нужна ссылка ] Однако во время палестинских беспорядков 1929 года евреи и мусульмане столкнулись из-за конкурирующих претензий на территорию, прилегающую к кварталу Муграби, причем евреи отрицали, что у них нет никаких целей в отношении Харам аш-Шарифа , но требовали от британских властей экспроприировать и снести квартал Муграби. [ 40 ] Евреи -магрибы и паломники-мусульмане-магриби , обе группы посетили Иерусалим, присутствовали в беспорядках, и несколько из первых были убиты или ранены. [ ч ] Великобритания назначила комиссию с одобрения Лиги Наций для решения этого вопроса. Комиссия еще раз подтвердила статус-кво, наложив при этом определенные ограничения на деятельность, в том числе запретив евреям проводить молитву Йом Кипур (самый священный праздник в иудаизме), которая предполагает трубление в шофар , а мусульманам – совершать зикр (исламские молитвы). ) близко к стене или чтобы вызвать раздражение евреев. [ 28 ]
Иорданская эпоха
[ редактировать ]Когда иорданские войска вышли победителями в битве за владение Старым городом в арабо-израильской войне 1948 года , 1500 еврейских жителей совпали с бегством или изгнанием 70 000 палестинцев из оккупированных Израилем районов Иерусалима. [ я ] были изгнаны из еврейского квартала, который находился вблизи зоны Муграби. [ Дж ]
Между жителями квартала и палестинскими землевладельцами нередко возникали споры из-за прав собственности. [ 10 ] В 1965 году палестинские поселенцы, поселившиеся в еврейских владениях на окраине квартала Муграби, были выселены иорданским правительством и переселены в лагерь беженцев Шуафат , в четырех километрах к северу от Старого города. Мотивы этого изгнания неизвестны. [ 41 ]
По словам французского историка Винсента Лемира , в период иорданского контроля Четвертая и Пятая французские республики требовали экстерриториальной юрисдикции над Вакфом Абу Мадяном, алжирским вакфом, расположенным в квартале Муграби. Франция заявила о своей юрисдикции над вакфом 6 июля 1949 года. [ 42 ] После арабо-израильской войны Израиль аннексировал деревню Эйн-Карем . Доход Вакфа Абу Мадяна зависел от сельскохозяйственной продукции деревни и, таким образом, оказался в шатком финансовом положении, что ускорило претензии Франции на суверенитет. [ 42 ]
Министерство иностранных дел Франции использовало свое положение в Иерусалиме, чтобы завоевать расположение Израиля, Алжира, Туниса и Марокко, предоставив финансовую поддержку вакфу и , следовательно, североафриканским мусульманским паломникам. [ 43 ] Например, в 1954 году французский интеллектуал Луи Массиньон организовал благотворительный сбор у ворот Великой мечети Тлемсен в Алжире в поддержку вакфа в стремлении улучшить франко-алжирские отношения . [ 43 ] 12 февраля 1962 года — через четыре дня после резни на станции метро «Шаронна» и примерно за месяц до подписания Эвианских соглашений — соглашения о прекращении огня между Францией и Алжиром — Франция отказалась от своих претензий на вакф . [ 44 ]
Снос
[ редактировать ]Препараты
[ редактировать ]Снос квартала произошел без какого-либо официального разрешения. [ 45 ] Ответственность за снос квартала Муграби оспаривается между несколькими фигурами: Тедди Коллеком , Моше Даяном , [ к ] Полковник Шломо Где , Узи Наркисс [ л ] и Давид Бен-Гурион . Точные детали того, как проводилась операция, не ясны, поскольку ее участники не оставили никаких документов. [ м ] отставной премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион По данным одного источника, ключевую роль в решении о сносе квартала сыграл . Он посетил Стену 8 июня вместе с Тедди Коллеком. [ н ] Шимон Перес глава Управления национальных парков и Яаков Яннаи, в то время [ о ] Бен-Гурион был расстроен, увидев вывеску на арабском языке 9 июня, на следующий день после захвата Старого города, и выразил протест из-за наличия вывески на арабском языке.
Он заметил выложенный плиткой знак перед стеной, на котором было написано «Дорога Аль-Бурак» на английском и арабском языках, но не на иврите. Это было напоминанием о легендарном коне пророка Мухаммеда Бураке , оставленном привязанным у Стены, когда пророк совершал свое путешествие на небеса со знаменитой скалы наверху. Бен-Гурион неодобрительно посмотрел на табличку и спросил, есть ли у кого-нибудь молоток. Солдат попытался штыком отодрать плитку, но Бен-Гурион опасался повреждения камня. Был извлечен топор и аккуратно удалено имя с плитки. Символизм изгнания арабского языка из искупленной еврейской святыни не ускользнул от внимания окружающей толпы и Бен-Гуриона. Они аплодировали, а Бен-Гурион воскликнул: «Это величайший момент в моей жизни с тех пор, как я приехал в Израиль». [ 46 ]
На следующий день Бен-Гурион также предложил снести стены Старого города, поскольку они не были еврейскими, но правительство не поддержало эту идею. [ 47 ] Тедди Коллек в своих мемуарах писал, что снести квартал пришлось потому, что организовывалось паломничество к стене с сотнями тысяч евреев, и их проход по «опасным узким переулкам» «лачуг трущоб» был немыслим: им нужно было чистое и светлое пространство, чтобы отпраздновать свое возвращение на это место спустя 19 лет. С этой целью археологи и проектировщики накануне обследовали территорию, чтобы наметить, что необходимо снести. Операции имели более широкий размах: не только зачистить квартал Муграби, но и изгнать всех палестинских жителей прилегающего еврейского квартала , преимущественно принадлежавшего арабам , которые, как он утверждал, «не испытывали особых чувств» к этому месту и будут удовлетворены получением достаточной компенсации за свое изгнание. [ 48 ] Газета «Джерузалем пост» описала этот район как нагромождение лачуг в тот же день, когда начались бульдозерные работы, а один писатель позже прокомментировал это обозначение следующим образом:
В день начала сноса бульдозером квартал был описан в газете «Джерузалем пост» как трущобы. Два дня спустя сообщалось, что во время осады он был по большей части заброшен. Я ожидаю, что со временем его существование полностью исчезнет со страниц развивающейся сионистской истории. [ 49 ]
Шломо Лахат, который только что вернулся из кампании по сбору средств в Южной Америке, вспоминал, что по прибытии в 4 часа утра 7 июня Моше Даян сообщил ему о скором завоевании Иерусалима и что ему нужен Лахат, приверженец дисциплины. на посту военного губернатора города. Ему нужен был кто-то, «готовый в случае необходимости расстрелять евреев». После того, как город был взят, на встрече с участием себя, Даяна, Коллека и Узи Наркисса Лахат предположил, что запланированный визит евреев на Шавуот означает, что там будет толпа людей, что приведет к риску более высокого уровня потерь, чем тот, который имел место при захвате города. войну и предложил очистить территорию, и эта идея встретила одобрение Даяна. [ 50 ] Это оспаривает Яаков Салман, который заявил, что именно он поднял проблему ограничений двора. [ 51 ]
Снос
[ редактировать ]В квартале было 135 домов. [ 52 ] В результате разрушений по меньшей мере 650 человек стали беженцами. [ 53 ] По словам одного очевидца, после захвата Израилем во всем Старом городе был введен строгий комендантский час. [ 52 ] В субботу вечером 10 июня, в последний день Шестидневной войны , совпавший с окончанием еврейской субботы , несколько прожекторов были установлены и осветили лабиринты квартала. Двадцать с лишним иерусалимских строительных подрядчиков, нанятых Коллеком, сначала разрушили общественный туалет кувалдами. Затем были привлечены армейские бульдозеры, чтобы снести дома. [ 2 ]
Жителям давали либо несколько минут, [ 2 ] пятнадцать минут [ 54 ] или три часа [ 1 ] эвакуировать свои дома. Сначала они отказались сдвинуться с места. Столкнувшись с таким сопротивлением, подполковник Яаков Салман, заместитель военного губернатора, отдал приказ офицеру инженерного корпуса начать снос бульдозером и, ударив по одному конкретному строению, обрушил все здание. Именно этот акт заставил оставшихся жильцов покинуть свои квартиры и сесть в машины, стоявшие снаружи, чтобы увезти их на автобусе. [ 55 ] Среди развалин человек средних лет или пожилой [ 56 ] [ 50 ] Женщина, аль-Хаджа Расмия Али Табаки , была обнаружена в предсмертной агонии. Один из инженеров, Йоханан Монтскер, срочно доставил ее в больницу, но к полуночи она умерла. [ 57 ] [ 50 ] Согласно интервью, данному два десятилетия спустя Эйтан Бен-Моше, инженер Центрального командования ЦАХАЛа, курировавший операцию, оказалась не единственной жертвой. Он вспомнил, как обнаружил три тела, которые были доставлены в больницу Бикур Чолим , а некоторые другие тела были похоронены среди выброшенных обломков:
Я выбросил весь мусор. Вместе с трупами арабов мы выбросили обломки домов. Мы бросали трупы арабов, а не евреев, чтобы они не превратили территорию в место, куда запрещено ступать. [ п ] [ 54 ]
На следующее утро полковник Лахат рассказал, что рабочие по сносу в основном были пьяны «от вина и радости». [ 2 ]
В разрешении спасти их личные вещи было отказано. Причина, названная израильским солдатом, заключалась в том, что им не хватало времени, поскольку до праздника «Пасхи» (на самом деле Шавуота ) оставалось всего два дня, и ожидалось, что в следующий вторник к Стене Плача прибудет много евреев. Утверждалось, что поспешность сноса была необходима, чтобы подготовить двор для праздничных молящихся. [ 58 ] [ 59 ] Тогдашний премьер-министр Леви Эшколь совершенно не знал об операции и 11-го числа позвонил Наркиссу и спросил, почему дома сносятся. Наркисс, сделав вид, что не знает, ответил, что разберется в этом вопросе. [ 51 ]
Исторические здания снесены
[ редактировать ]Помимо 135 домов, в результате сноса была уничтожена Бу Медьян зауя , [ 56 ] Мечеть Шейха Ида – одна из немногих мечетей, сохранившихся со времен Саладина, историческое значение которой было определено Управлением древностей Израиля . [ 60 ] При разрушении небольшой мечети возле участка стены Бурак , связанного с восхождением Мухаммеда на его коне Бураке на небеса, инженер Бен Моше воскликнул: «Почему бы мечеть не отправить на небеса, так же как и волшебная лошадь сделала это?» [ 54 ]
Два года спустя появился еще один комплекс зданий рядом со стеной, в который входили медресе Фахрия ( Фахрия завийя ) и дом перед Баб аль-Магарибой , который семья Абу аль-Сауда построила и проживала с 16 века, но которые уцелели во время разрушения в 1967 году, были снесены в июне 1969 года. Здание Абу аль-Сауда было хорошо известным примером Мамлюкская архитектура, и было несколько причин для ее сноса. Его удаление позволило израильским археологам провести раскопки в этом районе; обеспечить открытую площадку, чтобы позволить ЦАХАЛу быстро получить доступ к этому району в случае возникновения проблем у Стены, и, наконец, хотя была признана древность жилого комплекса, также тот факт, что капитальный ремонт крыши и балконов был произведен с использованием железнодорожных путей. балки и бетон были представлены для того, чтобы утверждать, что они имеют достаточно современных следов, чтобы быть случайными в истории этого района. [ 49 ] Мать Ясира Арафата была из рода аль-Сауда, и похоже, что Арафат жил в этом доме в детстве, с 1933 по 1936 год. [ 61 ] [ 49 ]
12 июня на совещании министров по статусу Иерусалима, когда был поднят вопрос о сносе Старого города, министр юстиции Яаков Шапира пришел к выводу, что: «Это незаконные сносы, но хорошо, что они проводятся. " [ 62 ] Подполковник Яаков Салман, заместитель военного губернатора, ответственный за операцию, зная о возможных юридических проблемах в связи с Четвертой Женевской конвенцией, вооружился документами муниципалитета Восточного Иерусалима, свидетельствующими о плохих санитарных условиях в этом районе и планах Иордании в конечном итоге эвакуировать его. [ 51 ] К 14 числа это место посетило около 200 000 израильтян. [ 51 ]
Последствия
[ редактировать ]18 апреля 1968 года израильское правительство экспроприировало землю для общественного пользования и выплатило 100 [ 54 ] по 200 иорданских динаров каждой перемещенной семье. [ 63 ] [ 49 ] 41 глава семей, выселенных из района, написала Коллеку письмо с благодарностью за помощь в переселении их в лучшие жилищные условия. [ q ] Остальные семьи отказались от компенсации на том основании, что это придаст легитимность тому, что с ними сделал Израиль. [ 54 ] [ 64 ]
В период после 1967 года многим выселенным беженцам удалось эмигрировать в Марокко через Амман благодаря вмешательству короля Хасана II . [ 65 ] Другие семьи беженцев расселились в лагере беженцев Шуафат и других частях Иерусалима. [ 65 ] Молитвенное место было расширено на юг, чтобы удвоить свою длину с 28 до 60 метров, а первоначальная площадь увеличилась с четырех метров до 40 метров: небольшая площадь в 120 квадратных метров перед стеной стала площадью Западной стены , которая теперь используется как открытая площадка. -воздушная синагога площадью 20 000 квадратных метров. [ 49 ]
В письме в Организацию Объединенных Наций правительство Израиля заявило девять месяцев спустя, что здания были снесены после того, как правительство Иордании разрешило превратить этот район в район трущоб . [ 66 ]
Изгнанная община продолжает выбирать администратора или мухтара больше не существующего квартала Муграби. [ 65 ]
Археологические раскопки, проведенные в начале января 2023 года, выявили стены высотой почти метр (3 фута), следы краски, мощеный двор и систему отвода дождевой воды. [ 67 ]
Интерпретации
[ редактировать ]По словам Гершома Горенберга ,
Эта акция соответствовала догосударственной стратегии левых сионистов, которые верили в то, что нужно говорить мягко и «создавать факты»; использование свершившихся фактов для определения политического будущего спорных земель. [ 45 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «один из наиболее документально подтвержденных пожертвований, охвативший весь квартал западных мусульман или жителей Магриба». ( Петерс 2017 , стр. 357)
- ^ «Каждый учредительный документ, в котором собственность передается в качестве вакфа, содержит положения о том, что она неотчуждаема, что выгоды от ее дохода являются постоянными и что учредительный документ является безотзывным». ( Тибави 1978 , стр. 11)
- ^ Источник, Тибави, указывает год как 1352, что на один год позже даты, обычно указываемой для смерти царя Маринидов того времени ( Тибави 1978 , стр. 13).
- ^ "Особые отношения - в целом напряженные - сложились между евреями и муграбитами из-за близости домов последних к Стене Плача. Муграби, как и остальные мусульмане, считали евреев неверными и преследовали их. евреям пришлось платить муграби, чтобы они не мешали молитвенным службам». ( Бен-Арье 1984 , стр. 157)
- ^ «Днем того же дня я пошел с г-ном Ланно к месту, где евреям разрешено купить право приближаться к месту своего храма, а также молиться и оплакивать его руины и падение их нации. ... Это ближайшая точка, где они могут рискнуть приблизиться к своему древнему храму, и, к счастью для них, он защищен от наблюдения узким переулком и мертвыми стенами вокруг». ( Робинсон 1841 , стр. 349–350)
- ^ «Враждебность мусульман по отношению к еврейской молитве у Стены Плача на самом деле стала проявляться только с приходом сионизма… до этого это никогда не было проблемой. Однако теперь росло убеждение, что сионистские заявления относительно прав евреев молитва у Стены была лишь первым шагом на пути к полному заявлению прав на Храмовую гору». ( Фрис 2018 , стр. 77)
- ^ (Ротшильд) был потрясен ситуацией. Он решил купить весь участок Мограби и снести дома, чтобы расчистить гигантскую площадь, где евреи могли бы легко и комфортно собираться в святом месте. Район Мограби был занят арабами из низшего сословия из Северной Африки, чьи дома были самого дешевого качества в Старом городе. Результаты этой дискуссии с мусульманскими властями были положительными. Они обусловили продажу строительством лучшего жилья для жителей Мограби в другом месте. Он сразу согласился. Хотя цена была высокой, он хотел сделать это как «заслугу и честь еврейского народа» ( Россофф 2001 , стр. 330–331).
- ^ «Отношения между еврейской интеллигенцией и националистическими кругами уже были окрашены инцидентом у Стены Плача в Иерусалиме в 1929 году, в результате которого паломники из еврейского народа Магриба , молившиеся у Стены, были убиты и ранены. Этот вопрос стал популярной темой среди народа Магриба. Еврейская пресса, но также и народа Магриба мусульманская пресса , потому что паломники-мусульмане Магриба одновременно размещались в соседнем Дар аль-Магарибе , хоспис, принадлежавший палестинскому мусульманскому вакфу». ( Бен-Лаяши и Мэдди-Вайцман, 2015 , стр. 10)
- ^ 30 000 даны для числа палестинцев, изгнанных из западной части Иерусалима Рашидом Халиди ( Эль-Хадж 2008 , стр. 166).
- ^ «В окрестностях этого квартала происходили интенсивные бои между сионистскими силами, посланными для отторжения этого района у иорданских войск. Первые в конечном итоге потерпели поражение летом 1948 года. Они и 1500 мирных евреев, живущих в этой части Старого города. были изгнаны (некомбатанты были отправлены через границу, которая разделяла город между секторами, контролируемыми Израилем и Иорданией, в то время как еврейские солдаты были задержаны, а затем освобождены несколько месяцев спустя. Бегство этих 1500 евреев совпало с насильственным изгнанием). 700 000 арабов из районов исторической Палестины, завоеванных Израилем в 1948 году, в том числе 70 000 из Иерусалима». ( Поздно 2000 г. , стр. 8)
- ^ «Моше Даян получил немедленный приказ о расчистке арабских домов, прилегающих к Западной стене... Даян объявил, что хотел бы пойти дальше и проложить бульдозером дорогу через холмы, достаточно широкую, чтобы позволить «каждому еврею в мире добраться до нее». Стена Плача». ( Халм 2006 , стр. 55)
- ^ «Решение о сносе было принято командующим регионом генералом Наркиссом и майором Коллеком без санкции министра обороны Даяна и премьер-министра Эшколя». ( Кляйн 2014 , стр. 185)
- ^ «Одной из причин появления множества версий произошедшего является то, что участники стремились избежать создания документального следа. По иронии судьбы, это позволило ключевым фигурам выдвигать противоречивые заявления о том, что они считали заслугой операции». ( Горенберг 2007 , стр. 43)
- ^ Согласно книге Узи Бензимана «Иерусалим: город без стен» Schocken Books , Тель-Авив (1973) ( Abowd 2000 , стр. 15)
- ↑ Яннаи заявляет, что: «человеком, который может взять на себя ответственность за расширение площади Стены, является Бен-Гурион, а не те, кто претендует на это для себя. Это потому, что если бы не он, я бы этого не сделал». и другие тоже не имели бы этого». ( Кабало 2018 , стр. ??)
- ↑ Интервью было напечатано в иерусалимской ежедневной газете «Йерушалаим» от 26 ноября 1999 г. ( Aboud 2000 , стр. 10).
- ↑ В письме от 8 января 1973 года говорится: «Г-н Коллек: Мы, нижеподписавшиеся, составляющие часть жителей Еврейского квартала и квартала Муграби в Старом городе, которые были эвакуированы из наших домов там в результате шестидневной войны, хотели бы поблагодарить Его Честь, а также г-на Мерона Бенвенисти , отвечающего за Восточный Иерусалим, и г-на Фариса Аюба, главу бюро по связям с общественностью в восточной части города за финансовую помощь и человеческую заботу, которая была оказана и продолжает оказываться нам, которая произвела на нас глубокое впечатление и предоставила нам и нашим семьям более достойное альтернативное жилье. Мы молимся, чтобы Бог даровал. долгих вам лет жизни и продолжения ваших добрых дел». ( Александр и Киттри, 1973 , стр. 275)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хильтерманн 1995 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д Горенберг 2007 , с. 42.
- ^ Лемир 2023 , с. 23.
- ^ Тибави 1978 , стр. 13–14, 15.
- ^ Питерс 2017 , стр. 358–359.
- ^ Питерс 2017 , с. 359.
- ^ Питерс 2017 , с. 363.
- ^ Тибави 1978 , с. 10.
- ^ Питерс 2017 , с. 358.
- ^ Jump up to: а б с Около 2000 года , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Тибави 1978 , с. 13.
- ^ Лемир 2023 , с. 19.
- ^ Питерс 2017 , стр. 394–396.
- ^ Тибави 1978 , стр. 10–11.
- ^ Бургойн 1987 , с. 69.
- ^ Тибави 1978 , с. 11.
- ^ Тибави 1978 , с. 12.
- ^ Карк и Орен-Нордхайм 2001 , стр. 212.
- ^ Халиди 1992 , с. 139.
- ^ Питерс 1993 , с. 243.
- ^ Коэн и Льюис 2015 , стр. 81–91.
- ^ Над 2000 , с. 7.
- ^ Abowd 2000 , стр. 9–10.
- ^ Шатобриан 1812 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б с аль-Тиджани 2007 .
- ^ Тибави 1978 , стр. 19–20.
- ^ Тибави 1978 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Отчет комиссии 1931 года .
- ^ Бен-Арье 1984 , с. 314.
- ^ Халиди 1992 , с. 136.
- ^ Бен-Арье 1984 , стр. 162–163.
- ^ Поздно 2000 г.
- ^ Гилберт 2008 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Лоуренс 1999 , стр. 130.
- ^ Стокман-Шомрон 1984 , с. 43.
- ^ Шама 1978 , с. 92.
- ^ Гилберт 1996 , с. 42.
- ^ Бен-Лаяши и Мэдди-Вайцман, 2015 , стр. 10.
- ^ Халм 2006 , с. 76.
- ^ Лоренс 2002 , стр. 153, 158–161, 162.
- ^ Abowd 2000 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Лемир 2019 , с. 802.
- ^ Jump up to: а б Лемир 2019 , с. 803.
- ^ Лемир 2019 , с. 804.
- ^ Jump up to: а б Горенберг 2007 , с. 45.
- ^ Халм 2006 , с. 95.
- ^ Халм 2006 , с. 96.
- ^ Хильтерманн 1995 , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б с д и Богатый 2010 год .
- ^ Jump up to: а б с Горенберг 2007 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д Горенберг 2007 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Около 2000 года , с. 9.
- ^ Эль-Хадж 2008 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с д и Талхами 2017 , стр. 106.
- ^ Горенберг 2007 , стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б Сегев 2007 , стр. 400–401.
- ^ Над 2000 , с. 15.
- ^ Abowd 2014 , с. 128.
- ^ Над 2000 , с. 11.
- ^ Хассон 2012 .
- ^ Рикка 2007 , стр. 43, 67.
- ^ Кляйн 2014 , с. 185.
- ^ Над 2000 , с. ?.
- ^ Abowd 2000 , стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б с Около 2000 года , с. 10.
- ^ Текоа 1968 .
- ^ Франция 24, 2023 .
Источники
[ редактировать ]- Абоуд, Томас Филип (2000). «Марокканский квартал: история настоящего» (PDF) . Иерусалим Ежеквартально (7): 6–16.
- Абоуд, Томас Филип (2014). Колониальный Иерусалим: пространственное конструирование идентичности и различий в городе-мифе: 1948-2012 гг . Издательство Сиракузского университета . ISBN 978-0-815-65261-8 .
- аль-Тиджани, Нура (август 2007 г.). «Марокканская община в Палестине» . Эта неделя в Палестине . № 112. Архивировано из оригинала 22 августа 2007 года . Проверено 26 августа 2007 г.
- Александр, Йона ; Киттри, Николас Н. (1973). Полумесяц и звезда: арабские и израильские взгляды на ближневосточный конфликт . АМС Пресс.
- Бен-Арье, Иегошуа (1984). Иерусалим в девятнадцатом веке . Пресса Святого Мартина / Институт Яд Бен Цви . ISBN 978-0-312-44187-6 .
- Бен-Лаяши, Самир; Мэдди-Вайцман, Брюс (2015). «Миф, история и реальная политика: Марокко и его еврейская община» . В Абрамсоне, Гленда (ред.). Места еврейской памяти: евреи в исламских странах и из них . Рутледж . стр. 3–19. ISBN 978-1-317-75160-1 .
- Бургойн, Майкл Гамильтон (1987). Мамлюкский Иерусалим . ISBN 090503533-Х .
- Шатобриан, Франсуа-Рене (1812). Путешествие по Греции, Палестине, Египту и Берберии в 1806 и 1807 годах . Том. 2. Генри Колберн – через Интернет-архив .
- Коэн, Амнон ; Льюис, Бернард (2015) [Впервые опубликовано в 1978 году]. Население и доходы в городах Палестины в шестнадцатом веке . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1-400-86779-0 .
- Дампер, Майкл (1997). Политика Иерусалима с 1967 года . Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-585-38871-7 .
- Эль-Хадж, Надя Абу (2008). Факты на местах: археологическая практика и территориальное самоопределение в израильском обществе . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-00215-6 .
- «Опасения за остатки утраченного квартала Муграби в Иерусалиме» . Франция 24. Агентство Франс-Пресс. 12 февраля 2023 г. Проверено 21 февраля 2023 г.
- Фрис, Эрик (2018). Национализм и Харам аш-Шариф/Храмовая гора: исключительность святости . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-3-319-49920-8 .
- Гилберт, Мартин (1996). «Война, 1914–1917» . Иерусалим в двадцатом веке . Уайли . ISBN 978-0-471-16308-4 – через Интернет-архив .
- Гилберт, Мартин (2008). Исторический атлас Иерусалима Рутледжа: четвертое издание . Рутледж . п. 27. ISBN 978-0-415-43343-3 .
- Горенберг, Гершом (2007). Случайная империя: Израиль и рождение поселений, 1967-1977 гг . Издательство Макмиллан . ISBN 978-1-466-80054-0 .
- Хассон, Нит (15 июня 2012 г.). «Редкая фотография показывает древнюю иерусалимскую мечеть, разрушенную в 1967 году» . Гаарец .
- Хильтерманн, Йост Р. (1995). «Тедди Коллек и туземный вопрос» . У мавров Аннелис; ван Теффелен, Тойн; Ханаан, Шариф; Газале, Ильхам Абу (ред.). Дискурс и Палестина: власть, текст и контекст . Спинхаус. стр. 55–65. ISBN 978-9-055-89010-1 .
- Халм, Дэвид (2006). Идентичность, идеология и будущее Иерусалима . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1-137-06474-5 .
- Кабало, Паула (1 мая 2018 г.). «Город без стен: видение Иерусалима Давидом Бен-Гурионом после июня 1967 года». Современный иудаизм – журнал еврейских идей и опыта . 38 (2): 160–182. дои : 10.1093/mj/kjy003 .
- Карк, Рут ; Орен-Нордхайм, Михал (2001). Иерусалим и его окрестности: кварталы, кварталы, деревни, 1800-1948 гг . Издательство Государственного университета Уэйна . ISBN 978-0-814-32909-2 .
- Халиди, Рашид (1992). «Будущее арабских страниц Иерусалима». Британский журнал ближневосточных исследований . 19 (2): 133–143. дои : 10.1080/13530199208705557 .
- Кляйн, Менахем (2014). Живет вместе: арабы и евреи в Иерусалиме, Яффо и Хевроне . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-199-39626-9 .
- Лоуренс, Генри (1999). Изобретение Святой Земли (1799-1922) . Вопрос о Палестине . Полет. 1. Париж: Файард . ISBN 978-2-213-70357-2 .
- Лоуренс, Генри (2002). Священная миссия цивилизации . Вопрос о Палестине. Полет. 2. Париж: Файярд . ISBN 978-2-213-60349-0 .
- Лемир, Винсент (2019) [Впервые опубликовано в 2017 году]. «Иерусалим и сумерки Французского Алжира». В Бушероне, Патрик; Жерсон, Стефан (ред.). Франция в мире: новая глобальная история . Перевод Джейн Кунц. Нью-Йорк: Другая пресса. стр. 800–806. ISBN 978-159051-941-7 .
- Лемир, Винсент (2023). В тени стены: жизнь и смерть иерусалимского квартала Магриби, 1187–1967 гг . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-1-503-61539-7 .
- Питерс, Ф.Е. (1993). Далекая святыня: века ислама в Иерусалиме . АМС Пресс. ISBN 978-0-404-61629-8 .
- Питерс, FE (2017) [Впервые опубликовано в 1984 году]. Иерусалим: Священный город глазами летописцев, посетителей, паломников и пророков от дней Авраама до начала нового времени . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1-400-88616-6 .
- Отчет комиссии, назначенной правительством Его Величества в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии с одобрения Совета Лиги Наций для определения прав и претензий мусульман и евреев в связи со Западной стеной или Стеной Плача. в Иерусалиме . Канцелярия Его Величества . 1931 — через UNISPAL .
- Рикка, Симона (2007). Новый Иерусалим: реконструкция еврейского квартала Израилем после 1967 года . ИБ Таурис . ISBN 978-1-845-11387-2 .
- Рикка, Симона (2010). «Наследие, национализм и меняющаяся символика Стены Плача» . Архивы социальных наук религий (151): 169–188. CiteSeerX 10.1.1.654.3172 . дои : 10.4000/assr.22401 .
- Робинсон, Эдвард (1841). Библейские исследования в Палестине 1838 года . Том. 1. Крокер и Брюстер – через цифровую библиотеку HathiTrust .
- Россофф, Довид (2001) [Впервые опубликовано в 1998 году]. Там, где небеса касаются земли: еврейская жизнь в Иерусалиме от средневековья до наших дней . Издательство Фельдхайм . ISBN 978-0-873-06879-6 .
- Шама, Саймон (1978). Два Ротшильда и земля Израиля . Альфред А. Кнопф . ISBN 978-0-394-50137-6 .
- Сегев, Том (2007). 1967 год . Перевод Джессики Коэн. Нью-Йорк: Метрополитен Букс . стр. 400–401 . ISBN 978-0-8050-7057-6 – через Интернет-архив .
- Стокман-Шомрон, Израиль (1984 г.). «Иерусалим в исламе: вера и политика». В Стокман-Шомроне, Израиль (ред.). Израиль, Ближний Восток и великие державы . Издательство «Шикмона» . стр. 40–47. ISBN 978-1-412-82672-3 .
- Талхами, Гада Хашем (2017). Американские президенты и Иерусалим . Лексингтонские книги . ISBN 978-1-498-55429-9 .
- Текоа, Йосеф (6 марта 1968 г.). «Письмо Постоянного представителя Израиля при Организации Объединенных Наций от 5 МАРТА 1968 г., адресованное Генеральному секретарю» . UNISPAL – через UNISPAL .
- Тибави, Абдул Латиф (1978). Исламские благочестивые фонды в Иерусалиме: истоки, история и узурпация Израилем . Лондон: Исламский культурный центр .