Ассирийский плен
Ассирийское пленение , также называемое ассирийским изгнанием , — это период в истории древнего Израиля и Иуды , в течение которого несколько тысяч израильтян из Израильского царства были лишены собственности и насильственно переселены Неоассирийской империей . Одним из многих примеров, подтверждающих политику ассирийского переселения , является массовая депортация израильского народа, начавшаяся сразу после ассирийского завоевания Израиля, которым руководили ассирийские цари Тиглатпаласар III и Салманасар V. Более поздним ассирийским царям Саргону II и Сеннахириму также удалось подчинить израильтян в соседнем Иудейском царстве после ассирийской осады Иерусалима в 701 году до нашей эры, но они не смогли полностью аннексировать их территорию. Жертвы ассирийского плена известны как Десять потерянных колен , и Иуда оставался единственным израильским царством до вавилонской осады Иерусалима в 587 году до нашей эры, которая привела к вавилонскому плену еврейского народа . Не все население Израиля было депортировано ассирийцами; те, кто не был изгнан с территории бывшего королевства, в конечном итоге стали известны как Самаритянский народ .
Библейский рассказ
[ редактировать ]пленения начались примерно в 732 году до нашей эры . Согласно современным исследованиям, [ 1 ]
И возбудил Бог Израилев дух Пула, царя Ассирийского, и дух Филгатпилнесара, царя Ассирийского, и увел их, Рувимитян и Гадитов, и половину колена Манассиина, и привел их в Халу. и Хавор, и Хара, и до реки Гозан, до сего дня. ( 1 Паралипоменон 5:26 )
Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффиласар, царь Ассирийский, и взял Ион , и Авель-Беф-Мааху , и Ианоах , и Кедес , и Хацор , и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалима, и отвел их в плен в Ассирию. . ( 4 Царств 15:29 )
В 722 г. до н.э. , примерно через десять лет после первых депортаций, правящий город Северного царства Израиля, Самария , был наконец захвачен Саргоном II после трехлетней осады, начатой V. Салманасаром
Против него выступил Салманасар, царь Ассирийский ; и Осия стал его слугой и дал ему подарки.
И нашел царь Ассирийский заговор в Осии, ибо он послал послов к Со, царю Египетскому, и не принес даров царю Ассирийскому, как делал год за годом; и запер его царь Ассирийский, и связал его. его в тюрьме. И прошел царь Ассирийский по всей земле, и подошел к Самарии, и осаждал ее три года.
В девятый год Осии царь Ассирийский взял Самарию и отвел Израиля в Ассирию, и поместил их в Хале и Хаворе при реке Гозан и в городах Мидийских. ( 4 Царств 17:3–6 )
Царь Ассирийский отвел израильтян в Ассирию, поселил их в Хале, на Хаворе, на реке Гозан и в городах Мидийских, потому что они не повиновались гласу Господа Бога своего, но преступили завет Его. Моисей, раб Господень ; — все, что повелел они не слушали и не повиновались. ( 4 Царств 18:11–12 )
Упомянутый выше термин «города Мидии» может быть искажением оригинального текста «Горы Мидийские ». [ 2 ] [ 3 ]
И когда Аса услышал эти слова, а именно пророчество пророка Одеда, он ободрился и удалил все мерзости из всей земли Иуды и Вениамина и из городов, которые он взял в нагорной стране Ефрем; и обновил жертвенник Господень , который был перед притвором Господним .
И собрал всех Иуду и Вениамина и живущих с ними от Ефрема и Манассии и от Симеона; ибо они перепали к нему от Израиля в большом количестве, когда увидели, что Господь , Бог его, с ним.
И собрались они в Иерусалиме в третьем месяце, в пятнадцатом году царствования Асы. ( 2 Паралипоменон 15:8–10 )
Многие израильские мирные жители были убиты во время вторжения: младенцы были разбиты, а беременные женщины разорваны на части ( Осия 13:16 ). [ 4 ] Подобные действия были совершены во время более поздних ассирийских завоеваний, таких как завоевание Элама . [ 5 ]
Согласно 30-й главе 2-й Паралипоменон, есть свидетельства того, что по крайней мере некоторые жители Северного израильского царства не были сосланы. Они были приглашены царем Езекией, чтобы отпраздновать Пасху в Иерусалиме вместе с населением Иудеи. (Праздник был перенесен на месяц вперед от первоначальной даты.) Езекия послал свои посты, чтобы распространить информацию среди остатков Северного царства; посты были высмеяны во время посещения страны Ефрема, Манассии и Завулона. Однако некоторые люди из Ашера, Манассии и Завулона смирились и пришли в Иерусалим. В более поздней части главы говорится, что даже люди из колена Иссахара и чужеземцы, «вышедшие из земли Израиля», приняли участие в праздновании Пасхи. Библеисты, такие как Умберто Кассуто и Элия Самуэле Артом, утверждали, что Езекия, возможно, присоединил эти территории, на которых оставались жители Израильского царства, к своему собственному царству.
И послал Езекия ко всему Израилю и Иудее, а также написал письма Ефрему и Манассии, чтобы они пришли в дом Господень в Иерусалим, чтобы совершить пасху Господу , Богу Израилеву. ( 2 Паралипоменон 30:1 )
И установили постановление объявить по всему Израилю, от Вирсавии до Дана, чтобы они пришли совершить пасху Господу , Богу Израилеву, в Иерусалим; ибо они не сохранили его в большом количестве, как написано.И пошли столбы с письмами от царя и князей его по всему Израилю и Иудее, согласно повелению царя, в котором говорилось: «Вы, дети Израиля, обратитесь к Господу , Богу Авраама, Исаака и Израиля, чтобы вернуться к остатку, спасшемуся от руки царей Ассирийских. И не будьте, как ваши отцы и как ваши братья, которые вероломно поступили против Господа , Бога отцов своих, так что Он предал их запустению, как вы видите. Ныне не будьте жестокими, как были отцы ваши, но предайтесь Господу и войдите в Его святилище, которое Он освятил навеки; и служи Господу, Богу твоему, чтобы отвратился от тебя ярый гнев Его.
Ибо если вы вернетесь к Господу , то братья ваши и дети ваши найдут милосердие перед теми, кто увел их в плен, и вернутся в эту землю; ибо Господь, Бог ваш, благ и милосерд, и не отвратит лица Своего от вас, если вы вернетесь к Нему». ( 2 Паралипоменон 30:5–9 )
И столбы переходили из города в город по стране Ефрема и Манассии до самого Завулона; но они смеялись над ними и издевались над ними. Однако некоторые из Асира, Манассии и Завулона смирились и пришли в Иерусалим. ( 2 Паралипоменон 30:11–12 )
Ибо множество народа, даже многие из Ефрема и Манассии, Иссахара и Завулона, не очистились, но ели пасху не так, как написано. Ибо Езекия молился за них, говоря: «Благой Господь, прости ...» ( 2 Паралипоменон 30:18 ).
И радовалось все общество Иуды со священниками и левитами, и все общество, вышедшее из Израиля, и пришельцы, пришедшие из земли Израилевой и жившие в Иудее. И была великая радость в Иерусалиме; ибо со времен Соломона, сына Давидова, царя Израильского, не было подобного в Иерусалиме. ( 2 Паралипоменон 30:25–26 )
Во 2-й книге Паралипоменон, глава 31, говорится, что остатки Царства Израиля вернулись в свои дома, но не раньше, чем разрушили места поклонения идолам Баала и Ашеры, оставшиеся «во всей Иудее и Вениамине, а также в Ефреме и Манассии». .
Когда все это совершилось, весь Израиль, который там был, вышел в города Иудеи, и разбил столбы, и разрушил Ашерим, и разрушил высоты и жертвенники у всей Иуды и Вениамина, Ефрема и Манассию, пока не истребили их всех. И возвратились все сыны Израилевы, каждый во владения свои, в свои города. ( 2 Паралипоменон 31:1 )
Ассирийская клинопись
[ редактировать ]В Вавилонских хрониках ABC1 записано, что Салманасар V завоевал Самарию, как сказано в Библии. [ 6 ] Аналогичным образом, ассирийская клинопись сообщает, что из Самарии было взято 27 290 пленников. [ 7 ] столица новой ассирийской провинции Самерина при Саргоне II .
Саргон записывает свой первый поход на стенах царского дворца в Дур-Шаррукине (Хорсабад):
В первый год моего царствования *** народ Самарии *** числом 27 290... я увлек.
Пятьдесят колесниц для своего царского снаряжения я выбрал. Город, который я восстановил. Я сделал это больше, чем было раньше.
Люди из земель, которые я завоевал, я поселился там. Моего чиновника (тартана) я поставил над ними в качестве губернатора. (Л.ii.4.) [ 7 ]
Описание окончательного поражения Северного Израильского царства, приведенное выше, кажется второстепенным событием в наследии Саргона. Некоторые историки объясняют легкость поражения Израиля предыдущими двумя десятилетиями вторжений, поражений и депортаций.
По некоторым оценкам, численность пленных исчисляется сотнями тысяч, за вычетом тех, кто погиб, защищая королевство, и минус тех, кто добровольно бежал до и во время вторжений. [ 8 ] Было также высказано предположение, что число депортированных ассирийцами было довольно ограниченным, и основная часть населения осталась на месте . [ 9 ] Есть также свидетельства того, что значительное число людей бежало на юг, в Иудейское царство . С археологической точки зрения известно, что вторжение сопровождалось масштабными разрушениями и заброшенностью многих объектов. [ 10 ] Есть также несколько клинописных текстов, подтверждающих присутствие израильтян в Ассирии после депортации. [ 11 ]
Возвращаться
[ редактировать ]В отличие от Иудейского царства , которому было разрешено вернуться из вавилонского плена , десять колен Северного царства никогда не имели иностранного указа, разрешающего вернуться и восстановить свою родину. Много столетий спустя раввины восстановленного Иудейского царства все еще обсуждали вопрос о возвращении потерянных десяти колен. [ 12 ] [ 13 ]
Согласно Книге Паралипоменон, глава 9, стих 3, израильтяне, принимавшие участие в Возвращении на Сион , считаются выходцами из колена Иуды наряду с коленом Симеона , которое было поглощено им, коленом Вениамина , коленом Левия (левитов и священников ) рядом с коленами Ефрема и Манассии , которые согласно Книге Царств 2 Глава 17 предположительно были изгнаны ассирийцами (библеисты Умберто Кассуто и Элия Самуэле Артом утверждали, что названия этих двух колен являются ссылка на остатки всех десяти колен, которые не были изгнаны и поглощены иудейским населением). [ 14 ]
И жили в Иерусалиме сыны Иуды, и сыны Вениамина, и сыны Ефрема и Манассии. ( 1 Паралипоменон 9:3 )
Тем не менее, в 11-й главе 3-го стиха главы 11 книги Неемии описывается группа под названием «Израиль», поселившаяся в окрестностях Иудеи. Этот «Израиль» состоял из различных израильских племен, вступавших в брак друг с другом. Напротив, израильские колена Иуды и Вениамина поселились в Иерусалиме. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хасэгава, Шуичи; Левин, Кристоф; Рэднер, Карен, ред. (2018). Последние дни Израильского царства . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 1. ISBN 978-3-11-056660-4 .
- ^ Хара , запись У. Юинга в Международной стандартной библейской энциклопедии.
- ^ Ри, Кэм. Ассирийское изгнание: наследие Израиля в плену , с. 47 ISBN 1-60481-173-0
- ^ «Комментарий Бенсона к Осии 13 главе» . Biblehub.com . 2024. Архивировано из оригинала 26 июля 2018 года.
- ^ Дубовский, Петр (2009). «Вскрытие беременных арабских женщин: рельефы в комнате L Северного дворца Ашшурбанипала» . Ориенталия . 78 (3) – через JSTOR.
- ^ Ямада, Кейко; Ямада, Сиего (2017). «Салманасар V и его эпоха, новый взгляд» . В Баручи-Унне — Амитай; Сильная, Това; Ахитов, Самуэль; Эфал, Израиль; Тигай, Джеффри Х. (ред.). «И вот это случилось в те дни»: исследования по библейской, ассирийской и другой древней ближневосточной историографии, представленные Мордехаю Когану в день его 75-летия . Том. 2. Озеро Вайнона, Индиана: Айзенбраунс. стр. 406–407. ISBN 978-1575067612 .
- ^ Jump up to: а б Лакенбилл, Дэниел Дэвид. Древние записи Ассирии и Вавилона , Восточный институт Чикагского университета, Чикаго, Иллинойс, 1926 год. ISBN 1-85417-049-X
- ^ Младший, К. Лоусон (1998). «Депортация израильтян» . Журнал библейской литературы . 117 (2): 201–227. дои : 10.2307/3266980 .
- ^ «Происхождение самаритянина Дэвида Стейнберга» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2010 г. Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Фауст, Авраам (2021). Неоассирийская империя на Юго-Западе: имперское господство и его последствия . Издательство Оксфордского университета. стр. 66, 75–88. ISBN 978-0-19-884163-0 . OCLC 1164505801 .
- ^ Садок, Ран (2015). «Израильтяне и иудеи в неоассирийской документации (732–602 гг. до н.э.): обзор источников и социально-историческая оценка» . Бюллетень американских школ восточных исследований . 374 : 159–189. doi : 10.5615/bullamerschoorie.374.0159 .
- ^ Мишна , Синедрион 110б.
- ^ «Мишна Синедрион 10:2» . sefaria.org .
- ↑ Современный взгляд на «Книги королей и хроник» Умберто Кассуто и Элии Самуэле Артома (1981)
- ^ «Неемия 11, Библейский комментарий Джеймисона-Фоссета-Брауна» . Biblehub.com . 2024. Архивировано из оригинала 11 марта 2024 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кох, Идо (2022). «Израиль и Ассирия, Иуда и Ассирия» . В Кеймере, Кайл Х.; Пирс, Джордж А. (ред.). Древний израильский мир . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000773248