Морская история Сомали
![]() |
Часть серии о |
Культура Сомали |
---|
Культура |
Люди |
Религия |
Язык |
Политика |
Морская история Сомали связана с мореходными традициями сомалийского народа . [ 1 ] Он включает в себя различные этапы сомалийской навигационной технологии, судостроения и проектирования, а также историю сомалийских портовых городов. Он также охватывает исторические морские маршруты, пройденные сомалийскими моряками , которые поддерживали коммерческие предприятия исторических сомалийских королевств и империй, а также современную морскую культуру Сомали.
В древности предки сомалийцев были важным звеном на Африканском Роге, региона связывающим торговлю с остальным древним миром . Сомалийские моряки и купцы были основными поставщиками ладана , мирры и специй считали ценной роскошью , предметов роскоши, которые древние египтяне , финикийцы , микенцы и вавилоняне . [ 2 ] [ 3 ] В классическую эпоху в Сомали также процветало несколько древних городов-государств, таких как Офир в то время Бербера и Рас-Хафун и Хиран, тогда входивший в Могадишо , с сабеянами , парфянами и аксумитами за богатую индо - греко-римскую торговлю. [ 4 ] В Средние века в региональной торговле доминировали несколько могущественных сомалийских империй, включая Аджуранский султанат , последний из которых поддерживал выгодные морские контакты с Аравией , Индией , Венецией , [ 5 ] Персия , Египет , Португалия и даже Китай . Эта традиция морской торговли сохранялась и в ранний современный период , при этом Бербера была выдающимся портом Сомали в 18–19 веках. [ 6 ]
Античность
[ редактировать ]
В древние времена Королевство Пунт , которое, как полагают некоторые египтологи, располагалось в районе современного Африканского Рога, имело устойчивые торговые связи с древними египтянами и экспортировало драгоценные природные ресурсы, такие как мирра , ладан и резинка . Эта торговая сеть продолжалась вплоть до классической эпохи . Города-государства Моссилон , Малао , Мундус и Авалиты в Сомали участвовали в прибыльной торговой сети, связывающей сомалийских купцов с Финикией , Табами , Птолемеевским Египтом , Грецией , Парфянской Персией , Сабой , Набатеей и Римской империей . Сомалийские моряки использовали древнее сомалийское морское судно, известное как « беден», для перевозки своего груза.
Перипл описал метод управления как децентрализованный и состоящий из ряда автономных городов-государств, которыми будут управлять соответствующие местные вожди или тираниды. [ 7 ] Некоторые города, в которых проживали берберы, описывались как очень неуправляемые, что явно указывает на их независимость. В то время как в других портовых городах, таких как Малао, местные жители описывались как мирные . [ 8 ] [ 9 ]
В древние времена Сомали было известно китайцам как «страна Пи-па-ло», в которой было четыре ведомственных города, каждый из которых пытался добиться господства над другим. Между ними было двадцать тысяч солдат, носивших кирасы — защитный бронежилет. [ 10 ]
После завоевания римлянами Набатейской империи и присутствия римского военно-морского флота в Адене для борьбы с пиратством арабские полуострова и сомалийские купцы запретили индийским купцам торговать в свободных портовых городах Аравийского . [ 11 ] из-за близлежащего присутствия римлян. Однако они продолжали торговать в портовых городах сомалийского полуострова , свободного от любой римской угрозы или шпионов. Причиной запрета индийским судам заходить в богатые арабские портовые города была защита и сокрытие эксплуататорской торговой практики сомалийских и арабских купцов в чрезвычайно прибыльной древней между Красным и Средиземным морями торговле . [ 12 ] Индийские купцы на протяжении веков привозили большие количества корицы с Цейлона и Дальнего Востока в Сомали и Аравию. Говорят, что это был самый тщательно охраняемый секрет арабских и сомалийских купцов в их торговле с римским и греческим миром. Римляне и греки считали, что источником корицы был полуостров Сомали, но на самом деле ценный продукт был доставлен в Сомали на индийских кораблях. [ 13 ] Через сомалийских и арабских торговцев индийская/китайская корица также экспортировалась по гораздо более высоким ценам в Северную Африку, на Ближний Восток и в Европу , что сделало торговлю корицей очень прибыльным источником дохода, особенно для сомалийских торговцев, через чьи руки были отправлены большие количества. по древним морским и сухопутным путям.
Сомалийские моряки знали о муссонах в регионе и использовали их, чтобы связаться с портовыми городами Индийского океана и Красного моря. Они также разработали понятный способ определения островов Индийского океана в зоне их судоходства. Они называли архипелаги или группы островов в честь самого важного острова, с точки зрения Сомали. [ 14 ]
Средний возраст
[ редактировать ]
|

В эпоху Аджуранцев султанаты республики и плывущими Мерка в , Могадишо , Барава , Хобио и их соответствующие порты процветали и вели прибыльную внешнюю торговлю с кораблями, Аравию , Индию , Венецию , [ 5 ] Персия , Египет , Португалия и даже Китай .
В 16 веке Дуарте Барбоза отмечал, что многие корабли из Королевства Камбая в Индии плыли в Могадишо с тканью и специями , за что получали взамен золото , воск и слоновую кость . Могадишо, центр процветающей ткацкой промышленности, известной как туб бенадир (специализированной для рынков Египта и Сирии). [ 16 ] ), вместе с Меркой и Баравой также служили транзитными остановками для торговцев суахили из Момбасы и Малинди и для торговли золотом из Килвы . [ 17 ] Торговля с Ормузом велась в обоих направлениях: еврейские купцы привозили на побережье Сомали индийские ткани и фрукты в обмен на зерно и древесину. [ 18 ] Торговые отношения с Малаккой были установлены в 15 веке. [ 19 ] ткань, амбра и фарфор . основными товарами обмена были [ 20 ] Жирафы, зебры и благовония экспортировались в Китайскую империю Мин , что сделало сомалийских купцов лидерами в торговле между Азией и Африкой. [ 21 ] и в процессе повлиял на китайский язык с сомалийским языком и наоборот. Индуистские купцы из Сурата и торговцы из Юго-Восточной Африки из Пате , стремясь обойти как португальскую блокаду, так и вмешательство Омана , использовали сомалийские порты Мерка и Барава (которые находились вне юрисдикции двух держав) для ведения своей торговли в безопасности и без вмешательства. . [ 22 ]
В тот же период сомалийские купцы плавали в Каир , Дамаск , Мокко , Момбасу , Аден , Мадагаскар , Хайдарабад и на острова Индийского океана и Красного моря , по пути основывая сомалийские общины. Эти путешествия породили несколько важных личностей, таких как мусульманские ученые Усман бин Али Зайлаи в Египте , Абд аль-Азиз из Могадишо на Мальдивах , а также исследователь Саид из Могадишо , последний из которых путешествовал по мусульманскому миру. и посетил Китай и Индию в 14 веке.
Ранняя современная эпоха, чтобы представить
[ редактировать ]
« Сомалиец бродит далеко. Вы найдете его работающим матросом , пожарным или стюардом на всех великих лайнерах , торгующих на Восток . Я знаю сомалийского табачного продавца в Кардиффе , сомалийского механика в Нью-Йорке и сомалийского торговца. в Бомбее , последний из которых свободно говорит на французском , английском и итальянском языках ». (Рейн, 1921, 6) [ 23 ] |
В ранний современный период в Сомали начали процветать государства-преемники империй Адала и Аджурана , продолжая традицию морской торговли, заложенную предыдущими сомалийскими империями. Возвышение династии Гобрун в XIX веке , в частности, ознаменовало возрождение сомалийского морского предпринимательства. В этот период сомалийская сельскохозяйственная продукция на арабские что побережье Сомали стало известно как Зерновой берег Йемена рынки была настолько велика , и Омана . [ 24 ] Сомалийские купцы также управляли торговыми фабриками на побережье Эритреи . [ 25 ]

Бербера была самым важным портом на полуострове Сомали в XVIII–XIX веках. [ 6 ] На протяжении веков Бербера имела обширные торговые отношения с несколькими историческими портами Аравийского полуострова . Кроме того, внутренние районы Сомали и Эфиопии очень зависели от Берберы в торговле, откуда поступала большая часть товаров на экспорт. Во время торгового сезона 1833 года портовый город разросся до более чем 70 000 человек, и за один день из внутренних районов прибыло более 6 000 верблюдов, нагруженных товарами. Бербера была основным рынком на всем сомалийском побережье для различных товаров, закупаемых внутри страны, таких как домашний скот , кофе , ладан , мирра , камедь акации , шафран , перья , воск , топленое масло , шкура (кожа) , золото и слоновая кость . [ 26 ]
Согласно торговому журналу, опубликованному в 1856 году, Бербера описывалась как «самый свободный порт в мире и самое важное торговое место во всем Персидском заливе (имеется в виду Аденский залив )»:
«Единственные важные морские порты на этом побережье — Фейла [Зейла] и Бербера; первая является арабской колонией, зависящей от Мокки, но Бербера независима от какой-либо иностранной державы. Это, хотя и не имеет названия, самый свободный порт в мире и самое важное торговое место во всем Персидском заливе. С начала ноября до конца апреля в Бербере проходит большая ярмарка, и из внутренних районов приходят караваны по 6000 верблюдов, нагруженные кофе (который в Бомбее считается более качественным, чем мокко), жевательной резинкой, слоновой костью, шкурами, шкурами и т.д. зерно, крупный рогатый скот и кислое молоко — заменитель кисломолочных напитков в этих регионах; туда же привозят много скота на рынок в Адене». [ 27 ]
Исторически порт Бербера контролировался местными торговыми субкланами Рир Ахмед Нур и Рир Юнис Нух из Хабар Аваля . [ 28 ]
Известно, что основные субкланы Исаака , которые исторически действовали из Берберы и других портов и гаваней своих владений, были знатоками торговли и мореплавания:
Некоторые кланы Исаака очень увлечены мореплаванием и торговлей. Создание торговых факторий и возведение любых постоянных жилищ раньше вызывало сильное недовольство у кочевников глубинных районов. [ 29 ]
В течение короткого периода имперской гегемонии над сомалийским полуостровом сомалийские моряки и торговцы часто присоединялись к британским и другим европейским кораблям на Дальнем Востоке , в Европе и Америке .
Сомали в период до гражданской войны обладало крупнейшим торговым флотом в мусульманском мире . В ее состав входили 12 нефтяных танкеров (средним водоизмещением 1300 тонн), 15 навалочных рудовозов (средним водоизмещением 15 тысяч тонн) и 207 других судов средним тоннажем от 5 до 10 тысяч тонн. [ 30 ]
Морская война
[ редактировать ]
В древние времена морские сражения между пиратами и торговыми судами были очень распространены в Аденском заливе . В период позднего средневековья сомалийские военно-морские силы регулярно вступали в бой со своими португальскими коллегами на море; коммерческая репутация побережья Сомали, естественно, привлекла последних. Эта напряженность значительно обострилась в 16 веке.

В течение следующих нескольких десятилетий напряженность между Сомали и Португалией будет оставаться высокой. Возросшие контакты между сомалийскими моряками и османскими корсарами обеспокоили португальцев, побудив последних послать карательную экспедицию против Могадишо под командованием Жуана де Сепульведы . Экспедиция не увенчалась успехом. [ 32 ] Османско-сомалийское сотрудничество против португальцев в Индийском океане достигло апогея в 1580-х годах, когда аджурские клиенты сомалийских прибрежных городов начали симпатизировать арабам и суахили, находящимся под властью Португалии, и отправили посла к турецкому корсару Мир Али-бею для совместного сотрудничества. экспедиция против португальцев. Бей согласился, и к нему присоединился сомалийский флот , который начал атаковать португальские колонии в Юго-Восточной Африке . [ 33 ] Сомалийско-османское наступление позволило выбить португальцев из нескольких важных городов, таких как Пате , Момбаса и Килва . Однако португальский губернатор отправил послов в Индию с просьбой предоставить большой португальский флот. На эту просьбу был дан ответ, и предыдущее наступление мусульман превратилось в оборону. Португальской армаде удалось вернуть себе большую часть утраченных городов и наказать их лидеров. Однако они воздержались от нападения на Могадишо. [ 34 ]
В период после обретения независимости ВМС Сомали в основном осуществляли морское патрулирование , чтобы предотвратить незаконное посягательство кораблей на морские границы страны. Сомалийский флот и сомалийские военно-воздушные силы также регулярно сотрудничали в качестве средства сдерживания Имперского флота Эфиопии . Кроме того, ВМС Сомали выполняли поисково-спасательные операции (SAR). Национальный флот участвовал во многих военно-морских учениях вместе с ВМС США , Королевским флотом Великобритании и Королевским флотом Канады в Красном море и Индийском океане.
Технологии и оборудование
[ редактировать ]- Беден - главное древнее сомалийское морское судно, которое сегодня остается самым старым из сохранившихся сшитых кораблей в Восточной Африке и мире. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ] Стиль постройки корабля уникален для Сомали и существенно отличается от вымерших сшитых кораблей Аравии , Южной Индии и прилегающих островов. Средний корабль Бедена имеет размеры 10 и более метров и укреплен прочным планширем , прикрепленным к нему гвоздями . Сомалийские рыбаки также используют каменные якоря , чтобы их суда не притягивались к берегу во время ловли рыбы.
- Маяки страны . Историческое стратегическое расположение Сомали на старейших и наиболее оживленных морских путях в мире способствовало строительству маяков для координации судоходства и обеспечения безопасного захода коммерческих судов во многие портовые города .
- Песочные часы . Песочные часы использовались на сомалийских кораблях для измерения времени .
Портовые города
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]- Ботиала – В древние времена портовый город Ботиала перевозил такие товары, как ароматическое дерево , камедь и благовония , индийским . , персидским и арабским купцам
- Мыс Гуардафуи – известный в древние времена как мыс Специй , он был важным местом древней торговли корицей и индийскими специями .
- Дамо – древний портовый город на севере Сомали. Вероятно, это соответствовало » Периплюса « Рынку специй . Здесь хранится множество исторических артефактов и построек, в том числе древние монеты, римская керамика , из сухого камня здания , пирамиды из камней , мечети , огражденные стены , стоячие камни и памятники на платформах . [ 35 ]
- Эссина – древний торговый центр, возможно, расположенный между южными портами Барава и Мерка , основанный на . работах Птолемея
- Гондал – древний город на юге Сомали. Считается предшественником портового города Кисмайо . [ 36 ]
- Малао – древний портовый город, известный своей торговлей ладаном и миррой в обмен на плащи , медь и золото из Арсинои и Индии.
- Мосилон – самый важный древний портовый город на полуострове Сомали . Он осуществлял значительную часть торговли в Индийском океане через свои большие корабли и обширную гавань.
- Мундус – древний порт, занимавшийся торговлей ароматной жевательной резинкой и корицей с эллинским миром .
- Опоне – В древние времена портовый город Опоне торговал с купцами из Финикии , Египта , Греции , Персии и Римской империи , а также был связан с торговцами из таких далеких стран, как Индонезия и Малайзия , обменивая специи, шелка и другие товары.
- Сарапион – древний портовый город в Сомали . Это возможный предшественник Могадишо .
- Табаэ – древний порт, где моряки, направлявшиеся в Индию, могли укрыться от штормов Индийского океана .
Средневековый
[ редактировать ]
- Барава - старый портовый город в Сомали, который в средневековую эпоху находился под влиянием Могадишо и более поздней Аджуранской империи.
- Бербера – доминирующий портовый город на берегу Аденского залива , который имел торговые отношения с китайской династией Тан . Бербера сохраняла свое влияние вплоть до раннего Нового времени.
- Гондерше – средневековый торговый центр, который обслуживал небольшие суда, идущие из Индии, Аравии , Персии и Дальнего Востока .
- Хобьо — один из торговых центров аджуранцев и важный портовый город для паломничества ( хаджа ) в Мекку .
- Кисмайо – город-побратим Могадишо и важный торговый центр во времена династии Гобрун .
- Мерка – известный средневековый портовый город, который сотрудничал с могадишцами в торговле в Индийском океане.
- Могадишо – самый важный средневековый город в Восточной Африке и инициатор восточноафриканской торговли золотом . До периода гражданских волнений Могадишо продолжал свое историческое положение ведущего портового города Восточной Африки.
- Зейла — город адалитов , торговавший с каталонцами и османами . Осуществлял большую часть торговли северо-запада Африканского Рога.
Раннее Новое и настоящее
[ редактировать ]- Булхар - процветающий порт в 19 веке, Булхар был торговым конкурентом соседней Берберы.
- Эйл — город дервишей , который использовался для торговли оружием во время битвы за Африку . Сегодня Эйл — растущий портовый город.
- Босасо – основан сомалийской морской компанией «Капталлах» в начале 19 века как Бандар Кассим .
- Лас-Хорей – столица султаната Варсангали, он находился в зените своего расцвета в конце 18 века. Сегодня порт продолжает экспортировать преимущественно морскую продукцию. Сомалийский эколог Фатима Джибрелл занимается реконструкцией многовекового порта с целью немедленного создания рабочих мест для местных жителей. В долгосрочной перспективе эти усилия призваны расширить возможности импорта и экспорта в северном прибрежном регионе Сомали и, таким образом, также помочь восстановить общины и источники средств к существованию.
- Кандала — важный портовый город в 18 и 19 веках для паломничества в Мекку и для караванных поездов, пришедших из города-замка Ботиала .
См. также
[ редактировать ]- Морская история
- История Сомали
- Талассократия
- Сомалийский ВМС
- Сомалийская архитектура
- Сомалийские аристократические и придворные титулы
Ссылки
[ редактировать ]История Сомали |
---|
![]() |
![]() |
- ^ Чарльз Гешектер, «Морская история Сомали и региональные субкультуры: забытая тема сомалийского кризиса».
- ^ Финикия, стр. 199.
- ↑ Книга по ароматерапии Жанны Роуз и Джона Халбурда, стр. 94.
- ↑ Оман в истории Питер Вайн, стр. 324
- ^ Jump up to: а б Журнал африканской истории, стр. 50, Джон Доннелли Фейдж и Роланд Энтони Оливер
- ^ Jump up to: а б Причард, Дж. К. (1837). Исследования по физической истории человечества: этнография африканских рас . Шервуд, Гилберт и Пайпер. стр. 160 .
- ^ Мохамед Дирие Абдуллахи, Культура и обычаи Сомали, (Greenwood Press, 2001), стр. 13–14.
- ^ Шофф, Уилфред Харви (1912). Перипл Эритрейского моря: путешествие и торговля в Индийском океане купца первого века . Лондон, Бомбей и Калькутта . Проверено 7 июня 2016 г.
- ↑ Перипл Эритрейского моря, перевод Шоффа 1912 года.
- ^ История Восточной Африки Роберта О. Коллинза, стр. 53
- ^ Э. Х. Уормингтон, Торговля между Римской империей и Индией (Книги Южной Азии: 1995), стр. 54
- ^ Э. Х. Уормингтон, Торговля между Римской империей и Индией (Книги Южной Азии: 1995), стр. 229
- ^ Э. Х. Уормингтон, Торговля между Римской империей и Индией (Книги Южной Азии: 1995), стр. 186.
- ^ Исторические отношения в Индийском океане: отчет и документы - Страница 23
- ^ стр. 4 - В поисках африканского Эльдорадо: Софала, Терри Х. Элкисс
- ^ Гуджарат и торговля Восточной Африки, стр.35
- ^ Возвращение космополитического капитала: глобализация, государство и война, стр.22
- ^ Аравийские моря: мир Индийского океана семнадцатого века, автор Р. Дж. Барендсе.
- ^ Гуджарат и торговля Восточной Африки, стр.30
- ^ Китайские фарфоровые знаки с прибрежных памятников Кении: аспекты торговли в Индийском океане, XIV-XIX вв. Оксфорд: Британские археологические отчеты, 1978, стр. 2.
- ^ Восточная Африка и ее захватчики, стр.37
- ^ Гуджарат и торговля Восточной Африки, стр.45
- ^ Кочевники, моряки и беженцы. Столетие сомалийской миграции стр. 6
- ^ Восточная Африка и Индийский океан Эдвард А. Альперс, стр. 66
- ↑ путешествие в Абиссинию и путешествие во внутренние районы этой страны, Генри Солт, стр. 152.
- ^ Колониальный журнал и торгово-морской журнал, том 2 . 1840. с. 22.
- ^ Хант, Фриман (1856). Журнал купцов и коммерческое обозрение, том 34 . п. 694.
- ^ Льюис, IM (1988). Современная история Сомали: нация и государство на Африканском Роге . Вествью Пресс. п. 35.
- ^ Журнал африканских языков . Издательство Мичиганского университета. 1963. с. 27.
- ^ Пакистанский экономист, 1983 г. - стр. 24 С. Ахтара.
- ^ Заметки и записи Танзании: журнал Общества Танзании, стр. 76.
- ^ Португальский период в Восточной Африке - страница 112.
- ^ Португальское правление и испанская корона в Южной Африке, 1581-1640 гг. - Страница 25.
- ^ Четыре столетия стихов на суахили: история литературы и антология - Страница 11
- ^ Читтик, Невилл (1975). Археологическая разведка Рога: Британско-сомалийская экспедиция . стр. 117–133.
- ↑ Культура восточноафриканского побережья: в семнадцатом и восемнадцатом веках в свете недавних археологических открытий, Джервас Мэтью, стр. 68.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кана, Фрэнк Ричардсон (1911). Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). стр. 378–384. .