Морской график
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2020 г. ) |
Это хронология событий морской истории .
Предыстория
[ редактировать ]- Около 45 000 лет до нашей эры: первые люди прибывают на острова Юго-Восточной Азии , Папуа-Новой Гвинеи и Австралии через ныне затонувшие Сундаленд и Сахул сухопутные мосты . Эти миграции по-прежнему требовали пересечения водных просторов. У них не было передовых технологий плавсредства, поэтому предполагается, что они пересекли линию Уоллеса с помощью примитивных поплавков или плотов. [1] [2] : 86, 131
- Около 6000 г. до н. э.: самые ранние свидетельства существования каноэ-долбленок . [3]
- 5-е тысячелетие до нашей эры: самое раннее известное изображение мелководной парусной лодки, сделанной из связок тростника из периода Убайд в Месопотамии в Персидском заливе . [4]
- Около 3000 г. до н.э. австронезийцы мигрируют с Тайваня на Филиппины , положив начало морской австронезийской экспансии , которая в самом дальнем своем проявлении достигла островов Юго-Восточной Азии , Микронезии , Полинезии , острова Меланезии и Мадагаскара . [5] [6]
- Примерно с 2000 г. до н.э. по 500 г. н.э. морская торговая сеть нефрита создается между австронезийскими поселениями на Тайване и северными Филиппинами . (500 г. до н.э. – 500 г. н.э.) этот регион расширился до гораздо большего региона Позже в период железного века , охватив культуру Са Хуун во Вьетнаме и другие районы Саравака , восточной Камбоджи , а также центрального и южного Таиланда . О масштабах морской торговли свидетельствуют двуглавые и кольцевидные артефакты из нефрита , большая часть которых добывается из фэнтянского нефрита, добываемого на Тайване и транспортируемого морем в регионы вокруг Южно-Китайского моря . [7] [8] [9] [10]
- Около 2000 г. до н. э. Ханну отправляет флот вдоль побережья Красного моря в страну Пунт.
- 1575–1520 гг. До н.э. Дуврская лодка бронзового века , старейший из известных восстановленных дощатых сосудов.
- Около 1500 г. до н.э.:
- Австронезийцы разработали передний и задний парус с крабовыми когтями на основе более раннего V-образного квадратного паруса . Они также изобретают лодок с выносными опорами технологию на основе более ранней технологии катамаранов . [11] [12]
- Австронезийцы колонизируют Марианские острова с острова Лусон на Филиппинах . Первое в истории человечества пересечение океана на большие расстояния и первые люди, достигшие Отдаленной Океании . [5] [13]
- Австронезийцы на островах Юго-Восточной Азии создают австронезийскую морскую торговую сеть с Южной Индией и Шри-Ланкой , что приводит к обмену материальной культурой , включая технологии лодок и парусного спорта, а также такими культурами, как сахарный тростник , кокосы и различные специи. Это предшественник торговли специями в Индийском океане и морского Шелкового пути . [14] [15] [16]
- Около 1300–1200 гг. до н. э.: австронезийский народ лапита , прямые предки полинезийцев , достигает и колонизирует острова Схоутен , архипелаг Бисмарка и Соломоновы острова . Знакомство папуасского народа с технологией каноэ с выносными опорами . [5] [13]
Античность
[ редактировать ]- Около 1175 г. до н.э.: Битва в Дельте , одно из первых зарегистрированных морских сражений во время войны Древнего Египта против народов моря .
- 1194–1174 гг. до н.э.: предполагаемый период времени событий Гомера » « Илиады и «Одиссеи» .
- Около 1000 г. до н.э.:
- Австронезийцы с островов Юго-Восточной Азии развивают парус танджа и парус-джонк . [14] [15] : 102–103 [16] : 191–192
- Австронезийцы с Филиппин или Восточной Индонезии колонизируют Палау и Яп . [5] [13]
- Около 900 г. до н.э.: австронезийские народы лапита достигают Самоа и Тонги , которые оставались самой дальней точкой австронезийской экспансии в Полинезию в течение следующих 1600 лет. [5] [13]
- Около 600 г. до н. э.: Согласно Геродоту , Нехо II отправляет финикийскую экспедицию в кругосветное плавание по Африке .
- VI век до нашей эры: канал фараонов . в Египте построен
- 542 г. до н.э.: Первое письменное упоминание о триере .
- V век до нашей эры: Ганнон-мореплаватель исследует побережье Западной Африки .
- 480 г. до н. э.: Битва при Саламине , возможно, крупнейшее морское сражение в древние времена.
- 256 г. до н. э.: Битва у мыса Экном , одна из Древнего Рима первых крупных морских побед над Карфагеном во время Первой Пунической войны.
- 247 г. до н. э.: завершено строительство Александрийского маяка .
- 214 г. до н. э.: канал Линцю . построен
- 31 г. до н.э.: Битва при Акциуме решает последнюю войну Римской республики .
- 50 год нашей эры: австронезийцы достигают и колонизируют Мадагаскар с Борнео , пересекая весь Индийский океан . Есть свидетельства множественных перекрестков туда и обратно. [17] [18]
- 150 г. н.э.: Известно, что большие австронезийские корабли под названием «Кунь-лунь по» или «Коландиафонта» торгуют с Китаем и Индией с островов Юго-Восточной Азии , связывая Китай с торговыми путями в Южной Азии . [19]
Средний возраст
[ редактировать ]- 654: Битва на мачтах между Византийской империей и халифатом Рашидун.
- Около 700:
- Австронезийцы ( яванцы и малайцы ) достигают Ганы в Западной Африке. [19]
- Австронезийцы ( полинезийцы ) из Самоа и Тонги начинают вторую фазу экспансии в Полинезию , быстро колонизируя острова Кука , острова Общества , Туамоту и Маркизские острова . [5] [13]
- 793: Набег на Линдисфарн , первый зарегистрированный викингов . набег
- 851: Яванские Сайлендрасы внезапно атакуют кхмеров, подойдя к столице со стороны реки после морского перехода с Явы. [20] : 35
- Около 900 г.: австронезийцы ( полинезийцы ) колонизируют Гавайи. [5] [13]
- 916: Государство под названием Забаг (предположительно Ява) вторглось в Кхмерскую империю , используя 1000 судов «среднего размера», что привело к победе. Затем голову кхмерского короля привезли в Забаг. [21] : 137–138 [22] : 269, 302
- 931: Черная рабочая сила была импортирована в яванское королевство Матарам из Дженги ( Занзибар ), Пуджута ( Австралия ) и Бондана ( Папуа ). [23] [24] : 73
- 945: Малайцы из Шривиджая или яванцы из Матарама нападают на побережье Танганьики и Мозамбика на 1000 лодках, пытаясь захватить цитадель Канбало. [25] : 27 [18] : 110 [24] : 39
- 984: Фунтовые замки, используемые в Китае; См. Технологии династии Сун.
- 986: Бьярни Херьолфссон пересек Лабрадорское море и увидел Северную Америку.
- Около 1000:
- Лейф Эриксон пересек Лабрадорское море и достиг Северной Америки .
- Австронезийцы ( полинезийцы ) колонизируют остров Пасхи и, возможно, вступили в контакт с Южной Америкой . [5] [13] [26] [27]
- 1025: Вторжение Чола в Шривиджая.
- 1088: Очерки бассейна снов Шэнь Го , первое описание магнитного компаса .
- XII век: Китайцы переняли мусорную установку у австронезийских торговцев из Юго-Восточной Азии, посещавших их южное побережье. [28]
- 1159: Любек перестроен и Ганзейский союз . основан
- Около 1190 года: Александр Неккам пишет первое европейское описание магнитного компаса.
- 13 век: Карты-портоланы появляются в Средиземноморье.
- Около 1280 года: австронезийцы ( полинезийцы ) колонизируют Новую Зеландию , последний крупный заселенный участок суши. [5] [13]
- 1274: Первое монгольское вторжение в Японию .
- 1325–1354: Ибн Баттута посещает большую часть Африки и Азии.
- 1350: Маджапахит вторгается в Самудера Пасай с 400 джонгами. [29]
- 1380: Почти завершенный бременский винтик потерпел крушение, оставив образец корабля, который был основой торговли в Ганзейском союзе.
- 1398: Маджапахит вторгается в Королевство Сингапур с 300 джонгами и не менее 200 000 человек. [30]
- 1405: Чжэн Хэ Начало экспедиций .
Эпоха открытий
[ редактировать ]- 1488: Бартоломеу Диаш достигает мыса Доброй Надежды .
- 1492: Первое путешествие Христофора Колумба , первое зарегистрированное неарктическое пересечение Атлантики.
- 1497: Джон Кэбот достигает материковой части Северной Америки, став первым европейцем со времен викингов.
- 1498
- Васко да Гама завершает Капский путь из Европы в Индию.
- Колумб достигает континентальной части Южной Америки.
- 1513: Хорхе Альварес завершает первое путешествие из Европы в Китай.
- 1522: Фернана Магеллана Последний корабль прибывает в Европу, первое зарегистрированное кругосветное плавание и пересечение Тихого океана.
- 1571: Битва при Лепанто , последнее крупное морское сражение, которое велось исключительно между галерами.
- 1580: Фрэнсис Дрейк возвращается в Англию и совершает первое кругосветное плавание англичанина .
- 1588: Испанская армада уничтожена.
- 1589: Английская армада разгромлена.
- 1597: 3-я испанская армада в отместку за нападение англичан на Кадис терпит неудачу, в результате чего военно-морское превосходство переходит к Англии.
- 1602: Голландская Ост-Индская компания . Основана
- 1606: Виллем Янсзон становится первым европейцем, достигшим Австралии.
- 1620: Корнелис Дреббель строит первую подводную лодку .
- 1628: Судно «Ваза» затонуло в гавани Стокгольма во время своего первого плавания.
- 1716: В старом доке был построен первый коммерческий мокрый док в порту Ливерпуля .
- 1736: Джон Харрисон испытывает первый успешный морской хронометр .
- первый секстант. 1757: построен
- 1771: Джеймс Кук совершает первое кругосветное плавание без жертв цинги .
- 1790: Свенскундское сражение , последнее крупное сражение с участием галер.
Возникновение пароходов и теплоходов
[ редактировать ]- 1783: Клод де Жоффруа строит первый зарегистрированный пароход .
- 1790: каналомания . В Великобритании начинается
- 1805: Трафальгарская битва знаменует собой восхождение Королевского флота к столетнему мировому господству.
- 1807: Спущен на воду пароход North River Steamboat , первый коммерчески успешный пароход.
- 1819: SS Savannah под командованием капитана Мозеса Роджерса совершает первый трансатлантический переход с использованием (вспомогательной) паровой энергии.
- 1820: Фабиан Готлиб фон Беллинсгаузен открывает материковую Антарктиду ; единственное зарегистрированное открытие необитаемого континента.
- 1839 – Первая электрическая лодка была разработана немецким изобретателем Морицем фон Якоби в 1839 году в Санкт-Петербурге , Россия . Это была лодка длиной 24 фута (7,3 м), которая перевозила 14 пассажиров со скоростью 3 мили в час (4,8 км/ч). Он был успешно продемонстрирован императору Николаю I на реке Неве .
- 1845: SS Great Britain становится первым железным пароходом, пересекшим Атлантику.
- 1853: Американский коммодор Мэтью К. Перри прибывает в Токийский залив , обеспечивая соблюдение Канагавской конвенции 1854 года.
- 1856: Парижская декларация о морском праве объявляет каперство вне закона.
- 1859: Спущен на воду первый броненосный военный корабль « » Глуар .
- 1861: USS Ice Boat (1861) , первый специально построенный ледокол . Спущен на воду
- 1862: Битва на Хэмптон-Роудс становится первым сражением между броненосцами.
- 1864: Ictineo II , первая подводная лодка с двигателем внутреннего сгорания .
- 1865: CSS Shenandoah : Судно было сдано в Ливерпуле, что ознаменовало последнюю официальную капитуляцию во время Гражданской войны в США .
- 1866: SS Agamemnon , первый коммерчески успешный пароход дальнего следования, отправляется из Ливерпуля в Китай с одной остановкой для перевозки угля.
- 1866: SS Great Eastern : крупнейший в мире корабль, проложивший первый прочный трансатлантический телеграфный кабель .
- 1869: Открытие Суэцкого канала .
- 1871: Адольф Эрик Норденшельд преодолевает Северо-Восточный проход по Веге.
- 1880: Американский пассажирский пароход «Колумбия» впервые использует Томаса Эдисона за лампу накаливания пределами помещения . [31] [32] [33] [34]
- 1881: SS Aberdeen , первый корабль, успешно оснащенный паровой машиной тройного расширения , что сделало пар конкурентоспособным с парусным судном на всех маршрутах.
- 1893: Открытие Коринфского канала .
- 1894: Спущен на воду «Турбиния» , первый в мире корабль с турбинным двигателем.
- 1895: Открытие Кильского канала .
Дизель
[ редактировать ]- 1903: корабль «Вандал» . первый в мире дизель-электрический Спущен на воду
- 1906
- Руаль Амундсен покоряет Северо-Западный проход по реке Йёа .
- HMS Dreadnought спущен на воду, ознаменовав начало эры линкоров .
- : Титаник 1912 затонул в Северной Атлантике . Обломки не могли быть обнаружены до 1985 года.
- 1914: Открытие Панамского канала .
- 1916: Ютландское сражение , названное крупнейшим морским сражением в истории, если учитывать тоннаж задействованных кораблей.
- 1918: HMS Furious (47) становится первым авианосцем, участвовавшим в войне.
- 1937: USS Leary (DD-158) становится первым американским судном, оснащенным радаром .
- 1939: Битва за Атлантику начинает самую продолжительную непрерывную военную кампанию времен Второй мировой войны командования штаба , базирующегося в Ливерпуле .
- 1941: Нападение на Перл-Харбор положило начало Тихоокеанской войне .
- 1942: Битва за Мидуэй знаменует собой упадок линкоров и господство авианосцев.
- 1944:
- Высадка в Нормандии — крупнейшее десантное вторжение в истории.
- Битва в Филиппинском море , крупнейшее в истории авианосное сражение, в котором приняли участие 24 авианосца.
- Битва при заливе Лейте , крупнейшее морское сражение во Второй мировой войне и крупнейшее морское сражение в истории с точки зрения водоизмещения кораблей, площади и количества (подтвержденного) участвовавшего личного состава.
- 1951: В эксплуатацию вступают первые специально построенные контейнеровозы .
- 1955: USS Nautilus (SSN-571) , первое в мире атомное судно . Спущен на воду
- 1957: Самолеты вытесняют морские перевозки в качестве основного вида пассажирских трансатлантических путешествий.
- 1959:
- USS (SSN - Skate 578) всплывает на Северный полюс .
- SR.N1 . , первое практическое судно на воздушной подушке Выпущен на воду
- 1960: Триест спускается в Бездну Челленджера .
- 1962: Кубинский ракетный кризис ; крупное военно-морское противостояние между Соединенными Штатами и Советским Союзом .
- 1977: Российский ледокол «Арктика» совершает первый надводный рейс к Северному полюсу.
- 1982: Фолклендская война , одна из крупнейших военно-морских кампаний со времен Второй мировой войны.
- 1985: «Морская тень» (IX-529) , ранний корабль-невидимка . Спущен на воду
- 1987: судно « Донья Пас» , унеся жизни 4375 человек, это самая страшная морская катастрофа мирного времени в истории. затерялось
- 1994:
- Глобальная система позиционирования начинает работать.
- Судно «Эстония» затерялось в Балтийском море .
- 2005: Пиратство у берегов Сомали становится международной проблемой.
- 2007: «Арктика 2007» становится первой пилотируемой экспедицией на морское дно Северного полюса.
- 2012:
- Катастрофа Коста Конкордия .
- Джеймс Кэмерон достигает глубины Челленджера в одиночку на судне Deepsea Challenger .
- 2013: MS Nordic Orion становится первым грузовым судном, прошедшим Северо-Западный проход.
См. также
[ редактировать ]- Эпоха открытий
- История мореплавания
- Список кругосветных плаваний
- Список исследователей
- Список морских сражений
- График службы авианосца
- Хронология европейских исследований
- Хронология морской миграции и исследований
- Хронология транспортных технологий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джетт, Стивен С. (2017). Древние переходы через океан: новый взгляд на контакты с доколумбовой Америкой . Издательство Университета Алабамы. стр. 168–171. ISBN 9780817319397 . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Беллвуд, Питер С. (2017). Первые островитяне: предыстория и миграция людей на островах Юго-Восточной Азии (Первое изд.). Хобокен: Уайли Блэквелл. ISBN 9781119251552 .
- ^ 1000 изобретений и открытий Роджера Бриджмена
- ^ Картер, Роберт «Остатки лодок и морская торговля в Персидском заливе в шестом и пятом тысячелетиях до нашей эры», Antiquity Volume 80 No.307, март 2006 г. [1]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Беллвуд, Питер (1991). «Распространение австронезийцев и происхождение языков». Научный американец . 265 (1): 88–93. Бибкод : 1991SciAm.265a..88B . doi : 10.1038/scientificamerican0791-88 . JSTOR 24936983 .
- ^ Хилл, Адриан В.С.; Серджантсон, Сьюзен В., ред. (1989). Колонизация Тихого океана: генетический след . Исследовательские монографии по популяционной биологии человека № 7. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198576952 .
- ^ Хунг, Х.-К.; Иидзука, Ю.; Беллвуд, П.; Нгуен, К.Д.; Беллина, Б.; Силапант, П.; Дизон, Э.; Сантьяго, Р.; Датан, И.; Мэнтон, Дж. Х. (11 декабря 2007 г.). «Древний нефрит отображает 3000 лет доисторического обмена в Юго-Восточной Азии» . Труды Национальной академии наук . 104 (50): 19745–19750. дои : 10.1073/pnas.0707304104 . ПМК 2148369 . ПМИД 18048347 .
- ^ Цанг, Ченг-хва (24 января 2008 г.). «Последние достижения в археологии Тайваня железного века». Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 20 : 153–158. doi : 10.7152/bippa.v20i0.11751 (неактивен 22 июня 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Беллвуд, П., Х. Хунг, Х., Лизука, Ю. (2011). Тайваньский нефрит на Филиппинах: 3000 лет торговли и взаимодействия на расстоянии. Семантический учёный.
- ^ Лин, Тан И (20 ноября 2007 г.). «Древнее исследование нефрита проливает свет на морскую торговлю» . Рейтер . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ Хорридж, Адриан (апрель 1986 г.). «Эволюция тихоокеанских каноэ» . Журнал тихоокеанской истории . 21 (2): 83–99. дои : 10.1080/00223348608572530 . JSTOR 25168892 .
- ^ Кэмпбелл, IC (1995). «Латинский парус в мировой истории» . Журнал всемирной истории . 6 (1): 1–23. JSTOR 20078617 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гиббонс, Энн. « Исследование, меняющее правила игры», предполагает, что первые полинезийцы прошли весь путь из Восточной Азии» . Наука . Архивировано из оригинала 13 апреля 2019 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Махди, Варуно (1999). «Распространение австронезийских лодочных форм в Индийском океане». В Бленче, Роджер; Сприггс, Мэтью (ред.). Археология и язык III: Языки и тексты артефактов . Единая мировая археология. Том. 34. Рутледж. стр. 144–179. ISBN 0415100542 . [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Хурани, Джордж Фадло (1951). Арабское мореплавание в Индийском океане в древности и раннем средневековье . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- ^ Jump up to: а б Джонстон, Пол (1980). Морское судно доисторических времен . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674795952 .
- ^ Дьюар, Роберт Э.; Райт, Генри Т. (1993). «История культуры Мадагаскара». Журнал мировой предыстории . 7 (4): 417–466. дои : 10.1007/bf00997802 . hdl : 2027.42/45256 .
- ^ Jump up to: а б Кумар, Энн (2012). «Доминион над пальмами и соснами: морские просторы ранней Индонезии», Джефф Уэйд (редактор), Энтони Рид и исследование прошлого Юго-Восточной Азии (Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии), 101–122.
- ^ Jump up to: а б Дик-Рид, Роберт (июль 2006 г.). «Индонезия и Африка: подвергая сомнению происхождение некоторых из самых известных символов Африки». Журнал трансдисциплинарных исследований в Южной Африке . 2 : 23–45. дои : 10.4102/td.v2i1.307 .
- ^ Руни, Дон (16 апреля 2011 г.). Ангкор, удивительные кхмерские храмы Камбоджи . Гонконг: Публикации Одиссеи. ISBN 978-9622178021 . Проверено 21 января 2019 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Муньос, Поль Мишель (2006). Ранние королевства Индонезийского архипелага и Малайского полуострова . Сингапур: Издания Дидье Миллера.
- ^ Микшич, Джон Н.; Го, Геок Ян (2017). Древняя Юго-Восточная Азия . Лондон: Рутледж.
- ^ Настити (2003), в Ани Триастанти, 2007, с. 39.
- ^ Jump up to: а б Нугрохо, Ираван Джоко (2011). Морская цивилизация Маджапахит . Преданность топливного архипелага. ISBN 978-602-9346-00-8 .
- ^ Ломбард, Денис (2005) . Нуса Джава: Силанг Будая, Багиан 2: Джаринган Азия . Джакарта: Грамедиа Пустака Утама. Индонезийский перевод книги Ломбард, Денис (1990). Яванский перекресток. Очерк глобальной истории (Яванский перекресток: на пути к глобальной истории), том. 2 . Париж: Éditions de l’École des Hautes Études en Sciences Sociales.
- ^ Ван Тилбург, Джо Энн. 1994. Остров Пасхи: археология, экология и культура. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института
- ^ Лэнгдон, Роберт. Бамбуковый плот как ключ к появлению сладкого картофеля в доисторической Полинезии, Журнал тихоокеанской истории , Vol. 36, № 1, 2001 г.
- ^ Л. Фам, Шарлотта Мин-Ха (2012). Азиатские технологии судостроения . Бангкок: Бангкокское Азиатско-Тихоокеанское региональное бюро ЮНЕСКО по образованию. стр. 20–21. ISBN 978-92-9223-413-3 .
- ^ Хилл (июнь 1960 г.). « Сказка о царях Пасаи ». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 33 : с. 98 и 157: «Затем он приказал им подготовить все военное оборудование и боеприпасы, необходимые для нападения на землю Пасаи, — около четырехсот самых больших джонок, а также множество барж (малангбанг) и галер». См. также Нугрохо (2011). п. 270 и 286, цитируя Хикаят Раджа-Раджа Пасаи , 3:98: « После этого царь приказал, чтобы все снаряжение и все военное оружие прибыли в землю Пасай, около четырехсот царей самых больших и кроме этого там их намного больше, чем Малангбанга и Келулуса ». (После этого Его Величество поручил ему подготовить все снаряжение и все военное оружие для прибытия в страну Пасай, около четырехсот больших джонгов и, помимо этого, гораздо больше Малангбанга и Келулуса.)
- ^ Нугрохо (2011), с. 271, 399–400, цитируя Седжару Мелайу , 10.4:77: «... тогда его величество немедленно приказал снабдить триста штук джунгов, кроме того келуса, пеланга, слитка, больше не счесть ». (тогда Его Величество немедленно приказал снарядить триста джонгов, кроме этого келуса, пеланга, джонгконга в бесчисленном количестве.)
- ^ Джел, Фрэнсис Воспоминания о Менло-Парке: написаны в отреставрированной лаборатории Эдисона в Менло-Парке , Музее Генри Форда и деревне Гринфилд, Уайтфиш, Массачусетс, Kessinger Publishing, 1 июля 2002 г., стр. 564.
- ^ Далтон, Энтони Длинная и опасная береговая линия: рассказы о кораблекрушениях от Аляски до Калифорнии Издательство Heritage House, 1 февраля 2011 г. - 128 страниц.
- ^ Суонн, с. 242.
- ^ «Освещая революцию: продвижение XIX века» . Смитсоновский институт . Проверено 23 июля 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Триастанти, Ани. Международная торговля на Древней Яве; Обзор письменных данных X-XII вв . Реферат факультета культурологии. Университет Гаджа Мада, Джокьякарта, 2007 г.