Вандал (танки)
![]() Рисунки Вандала
| |
Имя | Вандал |
Владелец | Бранобель |
Запущен | 1903 |
Завершенный | 1903 |
Выведен из эксплуатации | 1913 |
Тип | Слезоточивые танки |
Тоннаж | 800 тонн |
Длина | 244,5 футов (74,5 м) |
Луч | 31,34 фута (9,55 м) |
Черновик | 8 футов (2,4 м) |
Движение |
|
Скорость | 8,3 узла (13 км/ч) |
Vandal — речной танкер , спроектированный Карлом Хагелином и Джони Джонсоном для компании Branobel . Русский «Вандал» и французский «Петит-Пьер» , спущенные на воду в 1903 году, были первыми в мире кораблями с дизельным двигателем (источники расходятся во мнениях относительно того, какой из двух, «Вандал» или «Петит-Пьер» был первым ) [ 1 ] ). Vandal был первым, оснащенным полнофункциональной дизель-электрической трансмиссией .
В 1890-х годах нефтяная промышленность искала экономичный двигатель, работающий на масле, и решение было найдено немецким инженером Рудольфом Дизелем . [ 2 ] Дизель продавал свою технологию нефтяным магнатам по всему миру; [ 3 ] в феврале 1898 года он предоставил эксклюзивные лицензии на производство своих двигателей в Швеции и России Эмануэлю Нобелю из семьи Нобелей . [ 4 ] Российская лицензия обошлась Нобелю в 800 000 марок наличными и акциями недавно созданной «Русской дизельной компании». [ 4 ] Санкт -Петербургский моторный завод быстро добился успеха; Все началось с дизельных промышленных насосов для нефтепроводов и вскоре захватило массовый рынок двигателей мукомольных заводов . [ 5 ] Он произвел больше дизельных двигателей, чем любой другой концерн в мире. [ 6 ]
В 1902 году Карл Хагелин, «ветеран Волги и когда-то провидец», [ 6 ] предлагая состыковать дизели с речными баржами. Он предполагал прямую поставку нефти по маршруту протяженностью 1800 миль от нижней Волги до Санкт-Петербурга и Финляндии . [ 6 ] Каналы Волго-Балтийского водного пути требовали использования относительно небольших барж, что делало использование паровых машин неэкономичным. Дизельный двигатель казался естественным выбором. Хагелин считал, что реверс двигателя и регулирование его скорости можно осуществлять с помощью электрической трансмиссии, и заключил контракт со шведской ASEA на испытание системы электрического привода. [ 6 ] Затем Хагелин нанял военно-морского архитектора Джони Джонсона из Гетеборга для проектирования корабля. Джонсон разместил дизельный двигатель и электрогенератор посередине, а электромоторы — в корме, приводя в движение гребные винты напрямую. [ 7 ] Трюмы были разделены продольными (а не поперечными) переборками по всей длине корабля - особенность, которая стала обычным явлением на океанских танкерах. [ 7 ]

Силовая установка корабля из трёх дизелей мощностью по 120 л.с. построена в Швеции компаниями «Swed Diesel» (Aktiebolaget Diesel Motorer) и ASEA. [ 7 ] Каждый двигатель имел по три цилиндра диаметром цилиндра 290 мм и ходом поршня 430 мм. [ 8 ] Они работали с постоянной скоростью 240 об/мин. [ 8 ] а электрическая трансмиссия, управляемая трамвайным рычагом, изменяла скорость вращения винта от 30 до 300 об/мин. [ 7 ] Корпус был построен на Сормовском судоремонтном заводе в Нижнем Новгороде и отбуксирован в Санкт-Петербург для окончательной сборки. Его размеры (244,5 × 31¾ × 8 футов) были адаптированы к каналам Севера, а не Волги. [ 7 ] Названный «Вандал» , он начал коммерческую эксплуатацию весной 1903 года. [ 7 ] «Вандал» В первом плавании был случайно поврежден, отремонтирован и прослужил на Волжском пути десять лет.
Более крупный «Сармат» с четырьмя двигателями по 180 л.с. был запущен следующим летом. В отличие от «Вандала» , двигатели «Сармата» могли соединяться с винтами напрямую, минуя электропривод. [ 7 ] и экономия до 15% мощности двигателя, которая в противном случае была бы потеряна в электрической трансмиссии. Сармат действовал до 1923 года; Халк . простоял в Нижнем Новгороде до 1970-х годов
Новые корабли вызвали общественный и профессиональный интерес и принесли новые заказы. Штат сотрудников завода увеличился до более чем тысячи человек, но рост привел к проблемам с управлением. [ 9 ] Рольф Нобель, Людвиг Нобель-младший и Хагелин разошлись с Эмануэлем по поводу будущего дизельного судоходства. [ 9 ] Предложение Хагелина переоборудовать существующий паровой флот на дизельные двигатели было отклонено Эмануэлем. Хагелин ушел в отставку и принял пост генерального консула Швеции в Санкт-Петербурге. [ 9 ] В 1907 году Хагелин и Джонсон спроектировали танкер водоизмещением 4500 тонн, и Эмануэль Нобель снова отклонил это предложение. Изобретатели продали свои чертежи братьям Меркульевым из Коломны , которые в 1908 году построили первый в мире настоящий морской дизельный танкер « Мысль ». [ 9 ] Это, наконец, вынудило Эмануэля предоставить Хагелину широкие права на модернизацию флота компании, который в 1915 году достиг 315 судов. [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Томас, с. 207: Petite-Pierre был первым дизельным кораблем. Гардинер и Гринуэй, с. 160: Вандал был первым дизельным кораблем.
- ^ Тольф, с. 168.
- ^ Его первыми лицензиатами были Виккерс , Бурмейстер и Вайн и Адольф Буш .
- ^ Перейти обратно: а б Тольф, с. 169.
- ^ Тольф, с. 170.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тольф, с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тольф, с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б Испытания и невзгоды морского дизеля . Теплоход. 01 ноября 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тольф, с. 173.
Ссылки
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт; Гринуэй, Эмброуз (1994). Золотой век судоходства: классический торговый корабль, 1900–1960 гг . Конвей Мэритайм. ISBN 0-85177-567-5 .
- Толф, Роберт (1976). Русские Рокфеллеры: сага о семье Нобелей и российской нефтяной промышленности . Гувер Пресс. ISBN 0-8179-6581-5 .
- Томас, Дональд Э. (2004). Дизель: технологии и общество в индустриальной Германии . Издательство Университета Алабамы. ISBN 0-8173-5170-1 .