Торпедный таран


Торпедный таран — разновидность торпедного катера, сочетающая таран с торпедными аппаратами. Включив в себя элементы конструкции крейсера и монитора , он был предназначен для создания небольших и недорогих систем вооружения для береговой обороны и других прибрежных боевых действий.
Обзор
[ редактировать ]Подобно монитору, торпедные тараны действовали с очень небольшим надводным бортом, иногда всего лишь несколько дюймов корпуса возвышались над водой, подвергая вражескому огню только свои трубы и башни. Помимо орудий в башнях они были оснащены еще и торпедами. Ранние конструкции включали лонжеронную торпеду , которую можно было выдвинуть из носовой части и взорвать при таране цели. В более поздних конструкциях использовались самоходные торпеды с трубчатым запуском , но сохранялась концепция тарана, в результате чего были созданы такие конструкции, как HMS Polyphemus , который имел пять торпедных аппаратов, по два на каждый левый и правый борт и один, установленный в центре ее усиленной таранной носовой части. [1] [2]
Идея торпедного тарана возникла в то время, когда самоходная торпеда, впервые разработанная Робертом Уайтхедом , только что была изобретена. Самые ранние самоходные торпеды, очевидно, были очень мощным оружием, но имели очень малую дальность действия и не могли развивать скорость более 10 узлов , что делало их бесполезными против чего-либо, кроме стационарных целей. Другим результатом этого стало то, что какое-то время в военно-морских кругах существовала большая путаница относительно того, как лучше всего использовать торпеды. [2] [3] В 1870-е годы появилось большое количество предложений по боевым кораблям-торпедоносцам. [4]
Торпедный таран, как и большинство ранних конструкций военных кораблей с торпедами, предназначался для атаки военных кораблей противника, пока они еще стояли на якоре в гавани. Низкий профиль и высокая скорость торпедного тарана должны были затруднить обнаружение и перехват. [5] как и обычно предполагалось, что их нападения будут происходить ночью. [4] Достигнув гавани, торпедный таран должен был прорваться сквозь любую оборону гавани со стороны моря и направиться прямо к кораблям, стоящим на якоре, выпустив торпеды до того, как они двинутся в путь. Как только это будет сделано, торпедный таран выйдет из гавани и на высокой скорости уйдет к ожидающим дружественным силам.
Заброшенность и наследие
[ редактировать ]Вскоре стало ясно, что атаковать вражеские корабли в гаванях непрактично. Из-за этого торпедные тараны никогда не пользовались особой популярностью, и к концу XIX века от этой конструкции практически отказались, поскольку появились другие, более практичные классы боевых кораблей с торпедами. Было построено всего несколько штук. Самыми запоминающимися примерами этого типа были вышеупомянутый «Полифем» и авианосец ВМС США « Интрепид» . Ни один из них не участвовал в активной службе, и в основном они использовались для испытаний торпед, хотя «Полифем» действительно продемонстрировал потенциальный ущерб, который он мог нанести, когда его использовали для разрушения защитного бонового заграждения гавани путем тарана. [3]
Хотя торпедный таран никогда не был популярен среди создавших его военно-морских сил, можно сказать, что он привлек внимание общественности таким образом, что намного превысил его полезность в качестве концепции боевого корабля. Героический корабль HMS Thunder Child из Герберта Уэллса научно-фантастического романа «Война миров» — это торпедный таран; она уничтожает два марсианских штатива , прежде чем затонуть. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роджер Бранфилл-Кук (27 августа 2014 г.). Торпеда: полная история самого революционного военно-морского оружия в мире . Издательство Сифорт. стр. 106–108. ISBN 978-1-4738-4270-0 .
- ^ Jump up to: а б Роджер Паркинсон (2008). Поздний викторианский флот: эпоха до дредноутов и истоки Первой мировой войны . Бойделл Пресс. п. 145. ИСБН 978-1-84383-372-7 .
- ^ Jump up to: а б Ричард Вудман (22 ноября 2012 г.). История корабля: Всеобъемлющая история мореплавания с древнейших времен до наших дней . Издательство Блумсбери. п. 390. ИСБН 978-1-84486-210-8 .
- ^ Jump up to: а б Томас Брасси (16 декабря 2010 г.). Британский флот: его сила, ресурсы и управление . Издательство Кембриджского университета. стр. 67–. ISBN 978-1-108-02467-9 .
- ^ Эдвард Джеймс Рид (23 декабря 2010 г.). Трактат об остойчивости кораблей . Издательство Кембриджского университета. п. 129. ИСБН 978-1-108-02643-7 .
- ^ Герберт Уэллс (1898). Война миров . Книги с простой этикеткой. п. 175. ИСБН 978-1-60303-401-2 .