СМС эрцгерцога Фердинанда Макса (1865 г.)
![]() Эрцгерцог Фердинанд Макс после 1880 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Эрцгерцог Фердинанд Макс |
Тезка | Эрцгерцог Фердинанд Макс |
Строитель | Триестинский технический завод , Триест |
Заложен | 6 мая 1863 г. |
Запущен | 24 мая 1865 г. |
Введен в эксплуатацию | Июнь 1866 г. |
пораженный | 19 мая 1886 г. |
Судьба | Списан, 1916 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | эрцгерцога Фердинанда Макса Класс |
Смещение | 3588 длинных тонн (3646 т ) |
Длина | 83,75 м (274 футов 9 дюймов) над землей |
Луч | 15,96 м (52 фута 4 дюйма) |
Черновик | 7,14 м (23 фута 5 дюймов) |
Установленная мощность | 2925 Указанная мощность лошадиных сил (2181 кВт) |
Движение | |
Скорость | 12,54 узла (23,22 км/ч; 14,43 миль в час) |
Экипаж | 511 |
Вооружение |
|
Броня |
|
SMS Erzherzog Ferdinand Max был головным кораблем класса Erzherzog Ferdinand Max, построенным бортовых броненосцев для австрийского флота в 1860-х годах. Он был построен Stabilimento Tecnico Triestino , его киль был заложен в октябре 1863 года, спущен на воду в мае 1865 года и введен в эксплуатацию в июне 1866 года, когда началась Третья итальянская война за независимость и Австро-прусская война , которые велись одновременно. Корабль был вооружен главной батареей из шестнадцати 48-фунтовых орудий, хотя первоначально предназначенные нарезные орудия, заказанные в Пруссии, пришлось заменить старыми гладкоствольными орудиями до окончания конфликта.
Находившийся в море Адриатическом «Эржерцог Фердинанд Макс» служил флагманом австрийского флота под командованием контр-адмирала Вильгельма фон Тегеттофа . Она участвовала в битве при Лиссе в июле 1866 года, где протаранила и потопила итальянский броненосец «Ре д'Италия» . Слегка поврежденная при столкновении, «Эржерцог Фердинанд Макс» отремонтировала свой нос на Мальте после войны . Он оставался в австро-венгерском флоте в течение следующих двадцати лет, но резкое сокращение военно-морских бюджетов из-за отсутствия интереса Венгрии к военно-морским вопросам привело к тому, что его карьера прошла без происшествий. Он был перевооружен на более новые орудия в 1874 году и снова в 1882 году. Исключенный из военно-морского реестра в мае 1886 года, Эржерцог Фердинанд Макс работал тендером в артиллерийской школе с 1889 по 1908 год. Он оставался в инвентаре до 1916 года, когда он был разобран на металлолом.
Дизайн
[ редактировать ]
Эржерцог Фердинанд Макс 83,75 метра (274 фута 9 дюймов) имел общую длину ; у нее была ширина 15,96 м (52 фута 4 дюйма) и средняя осадка 7,14 м (23 фута 5 дюймов). Его водоизмещение 5130 длинных тонн (5210 т ). У нее был экипаж из 511 офицеров и рядовых. одинарного расширения Ее двигательная установка состояла из одной паровой машины , изготовленной верфью Stabilimento Tecnico в Фиуме , приводившей в движение одновинтовой гребной винт . Количество и тип ее угольных котлов не сохранились, но вентиляция их осуществлялась через единственную воронку , расположенную на миделе корабля . Ее двигатель развивал максимальную скорость 12,54 узла (23,22 км/ч; 14,43 миль в час) при указанной мощности 2925 лошадиных сил (2181 кВт). [ 1 ]
Erzherzog Ferdinand Max представлял собой бортовой броненосец и был вооружен главной батареей из шестнадцати 48-фунтовых дульнозарядных орудий, по восемь орудий на борт . Она также имела несколько орудий меньшего размера, в том числе четыре 8-фунтовые и две 3-фунтовые. Корпус корабля был обшит кованой железной броней, толщина которой составляла 123 мм (5 дюймов) на батарее и уменьшалась до 87 мм (3,4 дюйма) на носу и корме. [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Erzherzog Ferdinand Max был заложен на верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте 6 мая 1863 года. Спущен на воду 24 мая 1865 года; строители были вынуждены быстро завершить работы по оснащению , поскольку напряженность в отношениях с соседними Пруссией и Италией переросла в одновременную австро-прусскую войну и Третью итальянскую войну за независимость в июне 1866 года. Эрцгерцога Фердинанда Макса все Нарезные тяжелые орудия еще были в заказе. от Круппа , и их не удалось поставить из-за конфликта с Пруссией. Вместо этого корабль был вооружен старыми гладкоствольными орудиями. [ 2 ] [ 3 ] Контр-адмирал Вильгельм фон Тегетгоф , командующий австрийским флотом, немедленно приступил к мобилизации своего флота. Когда корабли были полностью укомплектованы экипажами, они начали проводить учения в Фасане . Со своим флагом на борту « Эржерцога Фердинанда Макса» Тегетгоф 26 июня привел австрийский флот в Анкону , пытаясь выманить итальянцев, но итальянский командующий адмирал Карло Пеллион ди Персано отказался вступить в бой с Тегеттоффом. 6 июля Тегетгоф совершил еще одну вылазку, но снова не смог вывести итальянский флот в бой. [ 4 ]
Битва при Лиссе
[ редактировать ]16 июля Персано вывел итальянский флот с двенадцатью броненосцами из Анконы и направился к острову Лисса , куда они прибыли 18-го числа. С собой они привезли транспорты с 3000 солдатами. [ 5 ] Затем Персано провел следующие два дня, бомбардируя австрийскую оборону острова и безуспешно пытаясь высадить десант. В период с 17 по 19 июля Тегетгоф получил серию телеграмм, уведомляющих его об итальянском нападении, которое он первоначально считал уловкой с целью отвлечь австрийский флот от его основных баз в Поле и Венеции . Однако к утру 19-го числа он был убежден, что Лисса на самом деле является целью итальянцев, и поэтому запросил разрешение на атаку. Когда утром 20 июля флот Тегетгофа прибыл к Лиссе, флот Персано был готов к новой попытке высадки. Корабли последнего были разделены на три группы, и только первые две смогли вовремя сконцентрироваться для встречи с австрийцами. Тегетгоф построил свои броненосные корабли в клинообразный строй, возглавляя Эрцгерцога Фердинанда Макса в центре; За ними в том же строю следовали деревянные боевые корабли второй и третьей дивизий. [ 6 ]

Пока он строил свои корабли, Персано перешёл со своего флагманского корабля « Ре д’Италия» на башенный корабль «Аффондаторе» . Это создало брешь в итальянской линии , и Тегетгоф воспользовался возможностью разделить итальянский флот и создать рукопашную схватку. Он сделал проход через брешь, но не смог протаранить ни один из итальянских кораблей, что вынудило его развернуться и предпринять еще одну попытку. Во время второй попытки австрийская артиллерия вывела из строя d'Italia , Red руль направления лишив ее возможности маневрировать. Тегетхофф воспользовался возможностью протаранить итальянское судно и приказал своему кораблю развивать максимальную скорость. После двух столкновений, произошедших под углами, слишком наклонными, чтобы нанести серьезный ущерб, Эржерцог Фердинанд Макс ударил по кораблю более точно. австрийского корабля Таран пробил зияющую дыру в Red d'Italia по корпусе левому борту , хотя сама Эрцгерцог Фердинанд Макс не получила значительных повреждений. Тегеттофф изменил курс, позволив итальянскому броненосцу откатиться обратно в левый борт и быстро затонуть. Тегеттофф сначала приказал своей команде спустить шлюпки, чтобы подобрать итальянцев, борющихся в воде, но итальянский броненосец Сан-Мартино приближался, и он не мог допустить, чтобы его корабль стал неподвижной целью. Вместо этого он приказал авизо кайзерин Елизавете остаться и подобрать выживших, пока Эрцгерцог Фердинанд Макс вступает в бой с Сан-Мартино . Другие итальянские корабли, однако, не осознали, что кайзерин Елизавета пыталась подобрать выживших итальянцев, и поэтому открыли по ней огонь, отогнав ее от людей в воде. [ 7 ]
К этому времени сильно горел корабль береговой обороны «Палестро» , который вскоре был уничтожен взрывом магазина. Персано прервал бой, потеряв два корабля, и, хотя его эскадра по-прежнему превосходила численностью австрийцев, он отказался контратаковать своими сильно деморализованными силами. Кроме того, на флоте было мало угля и боеприпасов. Итальянский флот начал отход, за ним последовали австрийцы; Тегетгоф, одержав верх, держался на расстоянии, чтобы не рисковать своим успехом. Кроме того, австрийские корабли были медленнее своих итальянских коллег и поэтому не могли вызвать второй бой. С наступлением ночи противоборствующие флоты полностью вышли из боя и направились к Анконе и Поле соответственно. [ 8 ] [ 9 ] Эржерцог Фердинанд Макс выпустил за бой 156 снарядов. Она держала на своей палубе абордажные группы , готовые атаковать итальянские суда, но в бою такая возможность не представилась; Корабли с паровым двигателем могли просто изменить курс и выйти из боя до того, как абордажная группа сможет пересечь границу. Эржерцог Фердинанд Макс не пострадал существенно от итальянского огня или попыток тарана. Несколько броневых листов были слегка смещены, краска была содрана с корпуса, где она столкнулась с Red d'Italia , и у нее была небольшая утечка из-за сотрясения мозга, но в остальном она не пострадала. [ 10 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Вернувшись в Полу, Тегетгоф оставил свой флот в северной Адриатике, где он патрулировал на случай возможного нападения Италии. Итальянские корабли так и не пришли, и 12 августа обе страны подписали Кормонское перемирие ; это положило конец боевым действиям и привело к Венскому договору . Хотя Австрия победила Италию при Лиссе и на суше в битве при Кустозе , австрийская армия потерпела решительное поражение от Пруссии в битве при Кениггреце . [ 11 ] После окончания войны Эржерцог Фердинанд Макс отправился на верфь Британского Королевского флота на Мальте, чтобы отремонтировать носовую часть. [ 1 ] В результате поражения Австрии кайзер Франц Иосиф был вынужден согласиться с требованиями Венгрии о большей автономии, и страна стала Австро-Венгрией в Аусглейхе 1867 года. [ 9 ] Две половины Двойной монархии имели право вето друг на друга, а незаинтересованность Венгрии в расширении военно-морского флота привела к резкому сокращению бюджетов флота. [ 12 ] Сразу после войны большая часть австрийского флота была выведена из эксплуатации и разоружена. [ 13 ]
В 1869 году кайзер Франц Иосиф совершил путешествие по Средиземному морю на своей императорской яхте «Грайф» ; «Эржерцог Фердинанд Макс» , ее однотипный корабль «Габсбург » и пара колесных пароходов сопровождали «Кайзера» во время поездки в Порт-Саид в устье Суэцкого канала . Два броненосца остались в Средиземном море, в то время как другие суда прошли через канал в Красное море в компании с императрицей Франции Евгенией на борту ее собственной яхты. В декабре австро-венгерские корабли вернулись в Триест. [ 14 ] В 1874 году он был перевооружен батареей из четырнадцати 7-дюймовых (178-мм) дульнозарядных орудий Армстронга и четырех легких орудий. Ее батарея была снова переработана в 1882 году с добавлением четырех 9-см (3,5 дюйма) казнозарядных орудий, двух 7-см (2,8 дюйма) казнозарядных орудий, пары 47-мм (1,9 дюйма) скорострельных револьверных орудий, и три 25-мм (0,98 дюйма) автоматические пушки. Эржерцог Фердинанд Макс был исключен из военно-морского реестра 19 мая 1886 года, а его вооружение было сокращено до восьми орудий калибра 10 см (3,9 дюйма). В следующем году их сняли и установили одну пушку калибра 26 см (10 дюймов) и пушку калибра 24 см (9,4 дюйма). С 1889 по 1908 год она служила воспитательницей артиллерийской школы. Корабль был окончательно разобран на металлолом в 1916 году во время Первой мировой войны . [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Зиехе и Билцер , с. 268.
- ^ Sieche & Bilzer , стр. 266, 268.
- ^ Уилсон , стр. 226–227.
- ^ Уилсон , стр. 216–218, 228–229.
- ^ Сондхаус , с. 1.
- ^ Уилсон , стр. 221–225, 229–231.
- ^ Уилсон , стр. 232–238.
- ^ Уилсон , стр. 238–241, 250.
- ^ Перейти обратно: а б Сондхаус , с. 3.
- ^ Уилсон , стр. 242, 245.
- ^ Сондхаус , стр. 1–3.
- ^ Sieche & Bilzer , с. 267.
- ^ Сондхаус , с. 8.
- ^ Сондхаус , с. 26.
Ссылки
[ редактировать ]- Сиехе, Эрвин и Билцер, Фердинанд (1979). «Австро-Венгрия». В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 266–283. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Морская политика Австро-Венгрии, 1867–1918 гг . Вест-Лафайет: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-034-9 .
- Уилсон, Герберт Ригли (1896). Броненосцы в действии: очерк морской войны с 1855 по 1895 год . Лондон: С. Лоу, Марстон и компания. ОСЛК 1111061 .
- Циглер, Йоханнес, изд. «Движения боевых кораблей СМ с 1 сентября 1869 г. по 1 сентября 1870 г.». Ежегодник набережных. Король Кригсмарине [ Ежегодник Императорского и Королевского флота ]. Вена: сын Карла Герольда: 14–33.