Мартин Харлингхаузен
Мартин Харлингхаузен | |
---|---|
Псевдоним(а) | «Железный Густав» [ 1 ] |
Рожденный | Реда , Германская империя | 17 января 1902 г.
Умер | 22 марта 1986 г. Гютерсло , Западная Германия | (84 года)
Верность | Веймарская республика Нацистская Германия Западная Германия |
Услуга/ | Рейхсмарине ‹См. Тфд › ВВС Немецкие ВВС |
Лет службы | 1923–1945 1957–1961 |
Классифицировать | Генерал-лейтенант |
Единица | Флигеркорпс X |
Команды | Атлантический пилот Руководитель пилота Тунис Флигеркорп II |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды |
|
Мартин Харлингхаузен (17 января 1902 — 22 марта 1986) — немецкий военный летчик и генерал. Харлингхаузен специализировался на морском пресечении и противокорабельных операциях . Во время Второй мировой войны Харлингхаузен был ведущим специалистом по противокорабельной войне, на его счету уничтожение 22 кораблей. [ 2 ]
Родившийся в 1902 году Харлингхаузен вступил в Рейхсмарине , Веймарский флот. В 1931 году он перешел из матроса в летчика. После образования Третьего рейха в 1933 году Харлингхаузен был вынужден вступить в Люфтваффе . В 1936 году он был выбран командиром противокорабельного подразделения легиона Кондор и впоследствии участвовал в гражданской войне в Испании . Харлингхаузен разработал эффективную боевую тактику и был удостоен высоких наград националистической Испании . Харлингхаузен был назначен начальником штаба противокорабельного Fliegerkorps X в 1939 году.
Во время Второй мировой войны Харлингхаузен выполнял боевые вылеты, даже будучи штабным офицером . 5 мая 1940 года он был награжден Рыцарским крестом Железного креста за командование противокорабельными подразделениями в Норвежской кампании . В середине 1940 года X Fliegerkorps был переведен в оккупированную немцами Францию. Командование поддерживало Кригсмарине в битве за Атлантику и битве за Британию . В январе 1941 года награжден Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. В феврале 1941 года Харлингхаузен был назначен командиром вновь созданного флигерфюрера «Атлантик» . Харлингхаузен активно лоббировал расширение своих сил, но приоритет отдавался другим военным театрам военных действий. В октябре 1941 года он был ранен в бою при нападении на конвой, оставив командование без командира.
5 января 1942 года Ульрих Кесслер сменил Харлингхаузена. одновременно был назначен Geschwaderkommodore Kampfgeschwader Харлингхаузен 26 и Bevollmächtigter das Lufttorpedowesen (уполномоченным по бортовым торпедам). В январе 1943 года Харлингхаузен получил командование Fliegerkorps II и был освобожден через пять месяцев, 10 июня. Он вернулся в строй в октябре 1943 года в качестве начальника штаба генерала дер Кампффлигера . Его последним командованием была Luftgau XIV с 21 августа 1944 года по апрель 1945 года. Во время этого назначения Харлингхаузен получил звание генерал-лейтенанта 1 декабря 1944 года .
Харлингхаузен попал в плен в 1945 году и оставался военнопленным до 1947 года. Он служил в Бундеслюфтваффе с 1957 по 1961 год. Харлингхаузен либо подал в отставку, либо был вынужден уйти в отставку после споров с начальством.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Харлингхаузен родился в Реде , Германская империя, в 1902 году. [ 3 ] Сын промышленника Вильгельма Харлингхаузена (1866–1942) и Терезы Цурмюлен. Он женился на Инге Руэнстрот в 1940 году. [ 4 ] Харлингхаузен получил начальное и среднее образование в 1922 году. После получения аттестата Abitur он один семестр изучал право. [ 4 ] в Геттингенском университете . [ 5 ]
Он вступил в Рейхсмарине (ВМС Германии) 1 апреля 1923 года и проходил обучение на торпедных катерах . В 1931 году Харлингхаузен начал обучение пилотов. [ 6 ] [ 7 ] Он получил звание лейтенанта zur See в 1927 году и оберлейтенанта zur See в 1929 году. [ 8 ] После захвата власти нацистами и основания Третьего рейха в октябре 1933 года он перешел в Люфтваффе , воздушной войны Вермахта подразделение (Вооруженные силы нацистской Германии). [ 3 ] В это время Харлингхаузен имел скромное звание лейтенанта zS или LZS. [ 9 ] В 1934 году начал работать инструктором в училищах. [ 6 ] [ 7 ] После обучения в качестве наблюдателя в октябре 1934 года он поступил на учебную секцию Рейхслуфтфартминистериума . [ 7 ] В министерстве стал соратником Ганса Гейслера . Эти двое мужчин стали ведущими экспертами по борьбе с судоходством в Германии. [ 10 ] Он служил в Военно-воздушной академии в Берлине-Гатове большую часть 1935-1937 годов. [ 8 ]
Харлингхаузен служил под командованием Гейслера на военно-морской базе Варнемюнде в 1931 году. В 1937 году Харлингхаузен получил под командование 1 морской штаб , получив звание штабфелькапитана . [ 9 ] В октябре 1937 года он был назначен командиром küsten mehrzweck Staffel 3./506 (береговая эскадрилья 506-й авиагруппы). [ 8 ]
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]В январе 1938 года Харлингхаузен, тогдашний гауптман (капитан), принял командование AS/88 ( Seefliegerstaffel — морская летающая эскадрилья), противокорабельным подразделением Легиона Кондор . [ 11 ] Под его командованием увеличилась частота бомбардировок торговых судов. [ 6 ] Эскадрилья участвовала в гражданской войне в Испании с момента ее начала. Основным вооружением этого подразделения был Heinkel He 59 . С января 1937 года на этом типе начались эксперименты с авиаторпедами против транспортных и военных кораблей. Харлингхаузен расширил список целей, включив в него прибрежные коммуникации с применением бомб и огня из стрелкового оружия. [ 12 ] Харлингхаузен предпочел He 59 из-за его способности выдерживать серьезные повреждения и оставаться в воздухе. Во время одного из таких вылетов над Барселоной самолет был поврежден взрывом только что сброшенной им бомбы. He 59 выжил с искривленным фюзеляжем и сломанными в нескольких местах нижними крыльями. [ 13 ]
Под его руководством AS/88 разработала тактику корабельных и прибрежных атак. Особенно хорошо применявшийся против наземных целей подход заключался в полете на большой высоте с выключенными двигателями, затем пикировании и сбросе бомб на высоте 1000 футов (300 метров), а затем запуске двигателей для поспешного вылета. К августу 1938 года совершалось 16 боевых вылетов в неделю небольшими группами по три самолета, каждый из которых нес тонну бомб. В 1938 и 1939 годах было потеряно 12 He 59 — три ночных истребителя . [ 14 ] Потери были заменены самолетами, прилетевшими с Майорки через Сардинию . [ 15 ] В это время подразделение эксплуатировало два Heinkel He 115 и проводило их оценку. [ 14 ]
Операции AS/88 в Испании были подорваны отсутствием вспомогательных услуг. Единицы He 59 были переданы Люфтваффе Кригсмарине , однако военно-морской флот все еще хранил запасные части для сложной машины. Единственное инженерное подразделение базировалось в Севилье на постоянной основе и не переводилось для удовлетворения оперативных нужд. Самолет пришлось отправить обратно в Германию. Их доставили самолетом в Кадис , разобрали и отправили; процесс, который длился три месяца и часто приводил к серьезной нехватке ресурсов. [ 16 ]
В своем первом боевом вылете он уничтожил склады топлива Кампса в Валенсии, которые какое-то время были приоритетной целью. [ 17 ] Харлингхаузен стал первым пилотом, потопившим корабль с помощью сброшенной с воздуха торпеды, когда он потопил грузовое судно у Валенсии . гавани [ 18 ] 21 июля 1938 года. Грузовое судно водоизмещением 4798 тонн получило название Thorpeness and British. [ 19 ] Он затонул в одной морской миле от Валенсии. [ 20 ] Франсиско Франко сообщил англичанам, что корабль подорвался на мине . [ 21 ] 1 августа 1938 года Харлингхаузену было присвоено звание майора . [ 21 ] [ 22 ]
Командуя в Испании, Харлингхаузен стал пионером точной бомбардировки кораблей. [ 23 ] Немецкая авиация — в основном Heinkel He 59 и Heinkel He 60 — потопила 144 корабля из 554 потерянных республиканскими войсками . Например, до падения Барселоны в 1939 году немецкая авиация потопила 30 кораблей и еще больше повредила гавань. [ 24 ]
В конце войны, которая закончилась победой националистов Франко, Гитлера и Муссолини, на счету AS/88 было потоплено 52 корабля. [ 25 ] Тем не менее, антикорабельное подразделение не смогло добиться каких-либо стратегических результатов в Испании. Харлингхаузен продолжал развивать эту забытую сферу в противовес Верховному командованию Люфтваффе . Высшее командование оставалось в стороне от вопросов военно-морской авиации, поскольку не предвидело войны с Британской империей . [ 26 ]
Харлингхаузен покинул AS/88, чтобы вернуться в авиационную школу в Гатове в декабре 1938 года. [ 22 ] В апреле 1939 года он стал оперативным офицером Luftflotte 2 (Воздушный флот 2). [ 27 ] известный в то время как Luftflottenkommando 2 (Командование воздушного флота 2). [ 22 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]3 сентября 1939 года, через два дня после вторжения в Польшу , Ганс Гейслер был уволен из штаба Luftflotte 2 и получил командование X Fliegerkorps первоначально назывался Fliegerdivision , который при формировании 5 сентября 10. Харлингхаузен был назначен начальником штаба с 1 ноября 1939 года. Штаб-квартира располагалась в Бланкенезе , Гамбург . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] ОКЛ считало войну на море и разрушение британских морских коммуникаций второстепенным фактором по сравнению с поражением Королевских ВВС (RAF) и британской авиационной промышленности. Харлингхаузена В сентябре 1939 года летный корпус проводил спорадические операции у берегов Восточной Англии . с некоторым успехом [ 31 ]
После переименования и формирования из дивизии в корпус 3 октября 1939 г. [ 9 ] командование были отданы I./Kampfgeschwader в 30 и I./Kampfgeschwader 26 , оснащенные Junkers Ju 88 и Heinkel He 111 . [ 29 ] Авиационный корпус действовал в Северном море в период Странной войны . [ 32 ] В меморандуме от 15 января 1940 года ВМС хотели закупить бомбардировщик Dornier Do 217 , находившийся тогда в стадии разработки, но Герман Геринг , главнокомандующий Люфтваффе , отказался, сославшись на намерение передать все наступательные операции Fliegerkorps X. , а также все новые типы. Вместо этого He 115 был передан ВМФ. [ 32 ] Харлингхаузен сыграл важную роль в прекращении производства He 115 в пользу He 111 для военно-морских операций. [ 33 ]
Для Харлингхаузена война началась осенью. 17 октября 1939 года части воздушного корпуса атаковали Скапа-Флоу , главную якорную стоянку Королевского флота. Нацистская пропаганда ошибочно утверждала, что авианосец «Арк Ройал» затонул. [ 34 ] В ходе операций в Северном море в течение 17-19 декабря 1939 года было потоплено 10 судов (все рыболовные траулеры) общим весом всего 2949 тонн. [ 35 ] 17 декабря 1939 года были потоплены пять траулеров, по меньшей мере двое убиты и пятеро ранены. На следующий день на борту двух затонувших траулеров погибло три человека. Другой был поврежден и потерял трех членов экипажа убитыми. 19 декабря на корабле Star of Scotland погибли трое человек при попытке потопить его. [ 36 ] С 9 по 30 января 1940 года авиакорпус потопил 12 грузовых судов общим водоизмещением 23 994 тонны у восточной Англии. [ 35 ] В частности, 29 января KG 26 и 30 потопили четыре корабля и повредили еще четыре в ходе одной операции. На следующий день 35 самолетов Heinkel He 111 потопили еще два и повредили еще восемь. [ 35 ]
В 1940 году морские перевозки были распространены на Шотландию . [ 37 ] В марте 1940 года немецкая авиация атаковала 57 торговых судов и 38 траулеров. Семь первых и один из последних получили серьезные повреждения. Несмотря на то, что Харлингхаузен был начальником штаба Fliegerkorps 8441 X, он выполнял боевые задания и потопил два торговых судна водоизмещением 6827 брт , а также серьезно повредил пассажирское судно «Домала» водоизмещением брт . [ 38 ] В результате нападения, совершенного у мыса Сент-Кэтрин , погибло 98 человек. [ 39 ] 1 марта 1940 года He 111 из Korpsführungkette (командного отдела корпуса) / Fliegerkorps X с Харлингхаузеном на борту потопил норвежское грузовое судно водоизмещением 1388 брт в Вестфоссе к юго-востоку от острова Копинсей. [ 39 ] 20 марта он потопил транспортный корабль Barn Hill (5439 брт), выполнявший вооруженную разведывательную операцию на юге в Ла-Манше . Корабль затонул у Брайтона . Судно остановилось на песчаной отмели на мелководье, и его груз был спасен. [ 40 ]
Операции повлекли за собой человеческие жертвы. 12-я группа RAF и 13-я группа RAF в усиленном составе переместились на аэродромы Шотландии и Нортумбрии. Благодаря этому шагу количество перехватов истребительного командования Королевских ВВС увеличилось. [ 41 ] 10 бомбардировщиков KG 26 были потеряны с 17 октября 1939 по 15 августа 1940 года над Нортумбрией и Даремом . KG 30 потерял еще один самолет; все, кроме одного, - истребители. [ 42 ] Некоторые из этих перехватов были совершены во время атак на Оркнейские острова 8–10 апреля, предшествовавших вторжениям в Норвегию и Данию. [ 43 ]
Учения «Операция Везер»
[ редактировать ]Противокорабельные операции были прерваны. 5 марта 1940 года Харлингхаузен и Гейслер отправились в Берлин . Им сообщили о намерении вторгнуться в Данию и Норвегию . Планирование этих вторжений положило конец перспективам интенсивных операций в Северном море. [ 31 ] авиакорпуса В апреле 1940 года боевой порядок значительно усилился. [ 44 ] включал Боевой порядок Люфтваффе на апрель 1940 года транспортные группы KGr zbv 101–108, оснащенные Юнкерсами Ju 52 . Kampfgeschwader 4 , 26 и 30 обеспечивали свою бомбардировочную мощь. [ 45 ] Харлингхаузен остался начальником штаба. [ 46 ] Длинная береговая линия позволяла использовать самолеты большей дальности. Были выделены только слабые части пикировщиков. Fliegerkorps X получил 500 самолетов; всего 40 из них были пикирующими бомбардировщиками. [ 47 ] Авиационный корпус отдал всем военно-морским и сухопутным войскам приказ с доработанными планами, предполагая, что штаб авиации имел сильное влияние на планы вторжения. [ 30 ]
Операция Weserübung началась 9 апреля 1940 года. В течение дня Дания оказалась в руках немцев. [ 48 ] Воздушно-десантные войска оказывают помощь в взятии Эгерсунда , Кристиансанна и аэропорта Осло Форнебу . [ 49 ] Все порты, от Ставангера на юге до Тронхейма на севере, после захвата должны были быть усилены с воздуха. [ 47 ] Со второй недели Fliegerkorps X приступил к разгрому высадки Ондалснеса и поддержал битву при Домбасе и кампанию Намсуса . [ 50 ]
Южная и центральная Норвегия была взята под контроль за считанные дни. На севере Королевский флот предотвратил захват Нарвика , и последующие битвы при Нарвике закончились серией поражений немецкого флота. Харлингхаузен заслужил репутацию одного из наиболее агрессивных командиров и преуспел в командовании специальным флигерфюрером Тронхеймом . [ 51 ] Королевский флот признал эффективность воздушного корпуса. Адмирал Чарльз Форбс держался на расстоянии от норвежского побережья после серии разрушительных воздушных атак на его флот метрополии . [ 52 ] Форбса особенно беспокоили его меньшие корабли; его крейсер и эсминцы после потери Гуркхи . [ 52 ] Воздушный корпус Харлингхаузена доставлял припасы Эдуарду Дитлю в первые дни после вторжения, когда его войска сражались в битвах при Нарвике . Снег и погодные условия затрудняли посадку и взлет. Самолеты были уязвимы в узких фьордах . Операции по снабжению имели ограниченный эффект; они улучшили моральный дух, но не улучшили боеготовность войск Дитля. [ 53 ]
30 апреля 1940 года Харлингхаузен совершил патрулирование между Тронхеймом и Намсусом на одном из двух штабных самолетов KüFlGr (Береговая летная группа) 506 He 115. Над Намсфьордом он обнаружил множество целей. Его разведывательная миссия направила 3./ StG 1 в этот район, а Юнкерс Ju 87 Stukas потопил противолодочные траулеры Siretoko , Jardine и Warwickshire . HMS Bittern также был сильно поврежден, что потребовало его затопления HMS Juno . [ 54 ] Харлингхаузен был награжден Железного креста 5 Рыцарским крестом мая 1940 года за пилотирование самолетов Heinkel He 115 и командование специальной группой под названием флигерфюрер Ставангер . [ 55 ] [ 56 ] Командование Харлингхаузена внесло значительный оперативный вклад в победу Германии в Норвежской кампании, сделав небезопасными морские коммуникации союзников. [ 27 ] 18 мая 1940 года Харлингхаузен, вероятно, потопил 55-летний 988-й брт «Сириус» , заявленный как грузовое судно водоизмещением 1500 брт. [ 57 ]
Кампания завершилась 9 июня эвакуацией союзников из Норвегии . Люфтваффе склонило чашу весов, компенсируя слабость морской мощи Вермахта . Перекрытие морских путей, превосходство в воздухе и транспортные операции имели решающее значение для окончательной победы Германии. Вторжение стоило Fliegerkorps 1130 летных экипажей X; 341 убит в бою и 448 пропали без вести . [ 58 ]
Битва за Британию в Средиземноморье
[ редактировать ]Fliegerkorps X остался в Норвегии. Он составлял единственное боевое соединение Luftflotte 5 (5-го воздушного флота). [ 59 ] KG 26 и 30, специалисты по противокорабельной защите, были единственными бомбардировочными подразделениями под его командованием. KG 4 был переведен в Fliegerivision 9, подразделение минных заградителей, которое в октябре 1940 года было сформировано в летный корпус такой же численности. Пока осень Гельба действовала — Битва за Нидерланды , Битва за Бельгию и Битва за Францию — Fliegerkorps X продолжал атаковать британское прибрежное судоходство. [ 60 ] По завершении кампании в июне 1940 года JG 77 представлял собой единственную группу одномоторных истребителей. ZG 76 была группой истребителей дальнего действия, присутствовавшей для сопровождения истребителей над Северным морем . [ нужна ссылка ] Воздушный корпус пропустил битву за Британию до середины августа 1940 года, в то время как Luftlfotte 2 и 3 предприняли основные усилия на юге Англии. [ 61 ]
15 августа 1940 года Luftflotte 5 осуществил единственную в бою крупномасштабную бомбардировку наземных целей. ОКЛ надеялось разделить истребительные эскадрильи истребительного командования и уничтожить их, атаковав Британские острова со всех направлений. Операция провалилась, авиакорпус понес большие потери среди бомбардировщиков и истребителей дальнего сопровождения. Воздушный флот (фактически Fliegerkorps X) потерял 10 процентов своей численности за один вылет . [ 62 ] ZG 76 понес потери на треть; около 19 самолетов над Северным морем и Ла-Маншем. Немецкий воздушный флот потерял в тот день 77 самолетов. [ 62 ] После этого об операциях против материка не могло быть и речи. Воздушный флот больше не рисковал пролетать над Британией на протяжении всего сражения. [ 63 ] Базирующаяся в Норвегии и Дании немецкая авиация возобновила войну против Королевского флота и торгового транспорта. [ 62 ]
Харлингхаузен усовершенствовал и разработал тактику атаки кораблей, которую Люфтваффе применила над Великобританией в 1940 году. Бомбардировщик приблизился по лучу на малой высоте и сбросил бомбы, повредив корпус корабля ниже ватерлинии. В число целевых судов входили маяки и рыболовные суда, которые немцы считали законными целями. Число кораблей, атакованных и поврежденных в 1940 году, выросло до 127 в 1940 году и до пика в 164 в 1941 году. [ 64 ] 3 ноября 1940 года Харлингхаузену приписали потопление корабля водоизмещением 6000 брт, вероятно, «Килдейла» водоизмещением 3871 брт у Киннэрд-Хед, в результате чего общая сумма его претензий составила примерно 100 000 брт. [ 57 ]
Воздушный корпус был отправлен на Сицилию , Италия, в конце 1940 года. Он сформировал первую волну атак на интенсивно бомбардируемую британскую базу на Мальте и для поддержки держав Оси в битве на Средиземном море . [ 65 ] Воздушный корпус перебрался в удерживаемую Осью Грецию в июне 1941 года, к этому времени Харлингхаузен покинул корпус. В ходе своих операций в первой половине 1941 года авиакорпус эффективно подавил Службу подводных лодок Королевского флота и ее 10-ю флотилию подводных лодок . [ 66 ] Даже несмотря на то, что должности командира и начальника штаба занимали два эксперта по борьбе с судоходством, авиационному корпусу не удалось нейтрализовать или парализовать оборону острова. Персонал обвинил ограниченные запасы и отвлекающие факторы на других фронтах в неспособности добиться большего; и, прежде всего, закрытие Сицилийского пролива для британских военно-морских сил. [ 67 ]
Харлингхаузен пытался заручиться помощью Regia Marina , чтобы закрыть проливы. Его идея заключалась в том, чтобы военно-морские силы патрулировали в темноте, чтобы его авиакорпус не мог видеть врага. Итальянцы могли следить за противником до рассвета, когда его авиация могла быть использована против них. Его усилия были напрасны. Главный успех в этом регионе был достигнут 11 января, когда был потоплен крейсер «Саутгемптон» и поврежден « Глостер» . [ 68 ] он был награжден Рыцарским крестом дубовыми листьями. Железного креста с 30 января 1941 года [ 69 ]
Харлингхаузен участвовал в катастрофическом рейде на британские конвои, следовавшие через Суэцкий канал . Через четыре часа они достигли самого южного района, но ничего не нашли. Харлингхаузен приказал остальным семерым искать альтернативные цели. Напав на переправу , Харлингхаузен заметил рассеянный конвой в Большом Горьком озере . Встречный ветер был вдвое сильнее ожидаемого, и у всех He 111 закончилось топливо. Харлингхаузен и Ковалевски совершили аварийную посадку в пустыне в 280 км к юго-востоку от Бенгази . Их спасли через пять дней; три члена экипажа попали в плен. [ 70 ]
Атлантический пилот
[ редактировать ]28 февраля 1941 года Харлингхаузен был назначен флигерфюрером Атлантика (Летающий лидер Атлантики). Как эксперт по атакам кораблей, он был логичным выбором для руководства воздушными операциями в Атлантике. [ 23 ] [ 71 ] Его штаб располагался в деревне Брандерион . [ 72 ] Харлингхаузен отвечал за организацию поддержки флота и подводных лодок , метеорологические миссии и даже защиту побережья, хотя Küstenfliegergruppe (KuFlGr) (группа береговой авиации), Minenuchgruppe для этой цели существовали (MSGr — минно-поисковая группа). У него было всего 100 действующих самолетов. Его приверженность Средиземноморскому театру военных действий при управлении штабом X Fliegerkorps задержала его командование до 31 марта 1941 года. Он согласился с оперативными методами Карла Дёница в BdU , который выступал за использование четырехмоторных Focke-Wulf Fw 200 «Кондоры». «Следить за конвоями и направлять подводные лодки к их карьерам; затем начать скоординированную атаку воздуха и моря с целью разгрома конвоя. [ 73 ]
Харлингхаузену были предоставлены скудные силы для достижения этих целей из-за непримиримости Германа Геринга . В его обязанности входила координация атак на конвои с подводными лодками Кригсмарине. Командование Харлингхаузена было эффективным и часто передавало точное местонахождение конвоев, но из-за нехватки подводных лодок они не отвечали. Харлингхаузен возразил Дёницу, который решил, что необходим более гибкий подход, а не тесное сотрудничество. Харлингхаузен часто конфликтовал с адмиралом по поводу оперативного развертывания и выступал против переноса воздушных операций с целью перекрыть морские пути Гибралтара вместо западных подходов . [ 74 ]
Назначение Харлингхаузена совпало с « первым счастливым временем », которое уже быстро приближалось к концу, когда Харлингхаузен взял на себя управление. К Рождеству 1940 года KG 40 , например, потопила 19 кораблей водоизмещением около 100 000 тонн и повредила суда водоизмещением 37–180 000 тонн. В январе 1941 года было потоплено 17 кораблей водоизмещением 65 000 тонн и пять повреждено. [ 75 ] Февраль был для британцев хуже: они потеряли 21 корабль от Fw 200 общим водоизмещением 84 301 тонну. [ 76 ] В первом квартале 1941 года «Кондоры» потопили 171 000 брт, подавляющее большинство из которых составили одиночные корабли. В одном случае в результате продолжительной атаки на конвой OB 290 26 февраля 1941 года было задействовано от семи до девяти судов (49 865 брт), все они были потоплены самолетами KG 40 Fw 200. Однако, поскольку в эксплуатации никогда не было более восьми самолетов, это было исключением. Вскоре появился британский корабль CAM (торговые катапультные самолеты), и время легких потерь «Кондоров» закончилось. [ 73 ] [ 76 ]
Через три месяца своего руководства Харлингхаузен был признан ответственным за неспособность Люфтваффе предотвратить потерю линкора « Бисмарк» , который затонул 27 мая 1941 года. [ 77 ] Его команда была усилена II./KG 1 , II./KG 54 и I./KG 77 , чтобы помочь «Бисмарку» , но авиация не смогла достичь района боевых действий до того, как корабль затонул. [ 35 ] Ни один немецкий крупный корабль больше не заходил в Атлантику, оставив в силе только войну подводных лодок.
Вторая половина 1941 года стала серьёзным ударом для флигерфюрера Атлантика . Он потопил всего четыре корабля (10 298 тонн) и повредил два, потеряв 16 «Кондоров», в том числе семь для защиты конвоя. [ 78 ] С 15 марта по 31 октября 1941 года флигерфюрер Атлантик сообщил о 57 конвоях. Благодаря сотрудничеству с подводными лодками 74 корабля общим водоизмещением 390 000 тонн, один авианосец и один эсминец было потоплено . Командование потопило 161 судно на 903 000 брт, вероятно, потопило семь на 31 000 брт, повредило 113 на 590 000 брт. [ 79 ] В течение шести месяцев эта тенденция претерпела радикальное изменение. Переброска « Кондоров» на другие театры военных действий, согласно отчету OKL военного времени, в середине декабря 1941 года «застопорила» воздушно-подводное сотрудничество. [ 80 ]
Настойчивость Харлингхаузена в проведении боевых действий оставила его командование без руководителя после того, как он был сбит и ранен без своего обычного пилота Роберта Ковалески 13 октября во время атаки на транспортное судно в Ирландском море . [ 81 ] Экипажу удалось проскользнуть обратно к французскому побережью недалеко от Ванна . [ 81 ] где их спасли рыбаки. Следующие три месяца он провел в больнице. В январе 1942 года его сменил Ульрих Кесслер на посту флигерфюрера Атлантика . [ 82 ]
Северная Африка, возвращение в Средиземноморье
[ редактировать ]В январе 1942 года Харлингхаузен был назначен гешвадеркоммодором 26 -го Kampfgeschwader 26 . противокорабельного бомбардировочного крыла [ 83 ] [ 3 ] KG 26 управляла тремя группами одновременно, но часто они действовали на разных театрах военных действий. Харлингхаузен и командование штаба остались базироваться в Средиземноморье. [ нужна ссылка ] Харлингхаузен долгое время был сторонником разработки бомбардировщиков-торпедоносцев. [ 84 ] Вместе с оперативным командованием он был назначен Bevollmächtigten for das Lufttorpedowesen — полномочным представителем по бортовым торпедам. [ 84 ]
KG 26 перебазировался в Италию в начале 1942 года и начал подготовку по торпедному делу в Гроссето . [ 83 ] один Штаффельн (6) Харлингхаузен вскоре потерял в Черноморских кампаниях . I и III./KG 26 были готовы к работе и отправлены в Норвегию. [ 83 ] в то время как II./KG 26 был переведен на Восточный фронт в апреле, чтобы вернуться только в начале августа. Харлингхаузен оставался командиром крыла во время интенсивных атак на мальтийские конвои в феврале 1942 года. Среди их успехов был замок Роваллан эскорты , который затонул после того, как его затопили . [ 85 ] III./KG 26 перебрался во Францию под Ренн из Норвегии. К юго-западу от островов Силли 3 и 4 августа он осуществил свою первую торпедную атаку по небольшому конвою и захватил шесть кораблей общим водоизмещением 20 000 брт. [ 86 ] 6./KG 26, отозванная из Советского Союза захватила два грузовых судна из печально известного конвоя «Пьедестал» . , в середине августа [ 87 ]
С мая 1942 года KG 26 атаковал цели из Норвегии и потопил значительное количество кораблей. Конвой PQ 10 и Конвой PQ 14 от KG 26 и 30 привели к потоплению двух самолетов с воздуха и двух в результате атаки подводных лодок. [ 88 ] Он атаковал Конвой PQ 16 и добился успеха. [ 89 ] В сентябре 1942 года I./KG 26 участвовали в уничтожении Конвоя PQ 17 и атаках на Конвой PQ 18 во время арктических конвоев . В ходе более поздней операции III./KG 26 потерял 52 члена экипажа пропавшими без вести, семь ранеными и пять убитыми. [ 90 ] На PQ17 авиация потопила 10 из 24 кораблей; хотя подводные лодки забрали корабли, которые уже были повреждены воздушной атакой. Это составило 56 000 из 142 000 потопленных судов. KG 26 поддерживали торпедоносцы He 115. [ 91 ] В случае с PQ18 десять из 13 кораблей были потоплены атакой с воздуха. KG 26 и 30 приложили руку к потоплению еще трех; всего за 300 боевых вылетов. Но цена была высокой; 44 самолета. [ 92 ] Операции, несмотря на потери, явились оправданием Харлингхаузена и применения торпедоносцев. [ 92 ]
В ноябре 1942 года фронт Оси в Северной Африке начал разрушаться. Вторая битва при Эль-Аламейне разрушила их плацдарм в Египте и привела к их преследованию со стороны через Ливию британцев ; Операция «Факел» захватила Алжир , Марокко и угрожала захватить Тунис . ОКВ отреагировало быстро и направило в Тунис воздушные и сухопутные войска для поддержания плацдарма. Забег за Тунис с небольшим перевесом был выигран странами Оси, начавшими тунисскую кампанию . [ 93 ] Харлингхаузен был назначен флигерфюрером Туниса . [ 94 ] [ 95 ]
На начальных этапах Харлингхаузен подчинялся главнокомандующему Югом Альберту Кессельрингу , которому было передано полное командование тунисским плацдармом. Ограниченные имеющиеся силы вынудили страны Оси расположить свои позиции на защищаемой местности с самой короткой логистической линией, расположенной настолько далеко в глубине страны от основных портов снабжения, насколько силы Оси могли поддерживать. [ 96 ] Харлингхаузен возглавил три роты 1-го Тунисского полевого батальона, одну роту десантников, одну зенитно-артиллерийскую роту, 14-ю роту, 104-й танково-гренадерский полк, передовой отряд 5-го парашютно-десантного полка танковой дивизии имени Германа Геринга (3 офицера и 150 рядовых). Силы Харлингхаузена вместе с его войсками захватили ключевые позиции в Тунисе после того, как основная часть французских войск Виши вышла из города в ночь с 13 на 14 ноября. [ 96 ] Харлингхаузен имел 140 самолетов, в том числе 109 истребителей. [ 97 ]
Харлингхаузен командовал Fliegerkorps II с февраля по май 1943 года. [ 3 ] В 1943 году авиакорпус вел оборонительный бой над Тунисом. Военно-воздушные силы Оси в Тунисе находились под постоянной угрозой нехватки топлива и боеприпасов. Припасы, дошедшие до Туниса, были немедленно израсходованы. [ 98 ] С марта по апрель военно-морские и военно-воздушные силы союзников потопили 108 кораблей — 41 процент всех поставок снабжения Оси. Напротив, Харлингхаузен приказал своим противокорабельным подразделениям покинуть передовые базы на Сардинии и отправиться на материк из-за воздушных налетов союзников. Ежедневное количество боевых вылетов против военных кораблей союзников сократилось с 11 до двух. [ 99 ]
В апреле 1943 года операция «Лен» навсегда разрушила воздушный мост из Сицилии в Тунис. [ 100 ] В конце апреля не осталось топлива для работы радаров и вывоза баков из мастерских. [ 101 ] Тщетные усилия по снабжению Туниса оказались катастрофическими. В апреле и первой неделе мая 1943 г. 177 Юнкерсов Ju 52 было потеряно ; через шесть месяцев после начала неудачной воздушной перевозки во время Сталинградской битвы . [ 102 ] Харлингхаузен избежал капитуляции 13 мая, в результате которой сдались 130 000 солдат, испытывающих недостаток продовольствия, топлива и боеприпасов. Харлингхаузен продержался еще на месяц, пока не был уволен с командования 10 июня 1943 года после серии споров с Кессельрингом. [ 99 ] Желание Харлингхаузена отдохнуть и восстановить свою боевую группу было отвергнуто Герингом. Рейхсмаршал . потребовал мощных воздушных атак на порты союзников в ночное время Жалобы Харлингхаузена Кесслерингу были контрпродуктивными и стали основной причиной его увольнения. [ 103 ]
Более поздние команды
[ редактировать ]После увольнения Харлингхаузен ненадолго вернулся к флигерфюреру Атлантику в качестве члена штаба Кесслера, но 26 июня 1943 года был переведен в резерв. В октябре 1943 года он был назначен генералом дер Кампффлигером . 11 ноября рейхсмаршал (маршал королевства) Герман Геринг в качестве главнокомандующего Люфтваффе организовал встречу высокопоставленных офицеров Люфтваффе, в том числе Нордмана. Встреча, также известная как «Ареопаг», проходила в Luftkriegsakademie (военно-воздушной академии) в Берлине-Гатове . Эта версия греческого ареопага — суда — Люфтваффе, призванная найти решение проблемы ухудшающейся атмосферной ситуации над Германией. [ 104 ]
В декабре 1944 года Харлингхаузен был назначен шефом люфтваффенкоманды «Запад» и занимал эту должность до прекращения боевых действий. Он был схвачен американскими войсками и освобожден в 1947 году.
Послевоенная карьера
[ редактировать ]Харлингхаузен служил в новых ВВС Западной Германии с 1957 по 1961 год. Его отправили в отставку из-за того, что он испытывал политический дискомфорт во время своей послевоенной карьеры, после того как потребовал надлежащего расследования инцидента с F-84 Thunderstreak в 1961 году , после которого оберст-лейтенант Зигфрид Барт , командир Jagdbombergeschwader (JaBoG) 32 , был отстранен от должности без надлежащего расследования. [ 105 ]
Харлингхаузен умер в Гютерсло в марте 1986 года.
Награды
[ редактировать ]- Испанский крест в золоте с мечами и бриллиантами
- Железный крест (1939)
- Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями
- Рыцарский крест 4 мая 1940 года в звании майора генерального штаба и начальника штаба X. Fliegerkorps. [ 69 ] [ 107 ]
- 8-й дубовый лист 30 января 1941 года в должности оберлейтенанта генерального штаба и начальника штаба X. Летного корпуса. [ 69 ] [ 108 ]
- Большой крест за заслуги [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Спик, Майк (2015). Бомбардировщики Люфтваффе .
- ^ Корум 2002 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с д Национальный архив 2001 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Климанн 1974 , стр. 600.
- ^ Брютинг 1975 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с Хутон 1994 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б с Митчем 2007 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с Брютинг 1975 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б с Госс 2005 , с. 3.
- ^ Национальный архив 2001 , с. 129.
- ^ Хаусон 1990 , с. 177.
- ^ Хутон 1994 , с. 138–139.
- ^ Лоро 2010 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б Хутон 1994 , с. 139.
- ^ Хаусон 1990 , стр. 177–178.
- ^ Лоро 2010 , стр. 92–93.
- ^ Лоро 2010 , стр. 91–92.
- ^ Ансель 1972 , с. 64.
- ^ Хаарр 2013 , стр. 511.
- ^ Лоро 2010 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Тиле 2004 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Брютинг 1975 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б Национальный архив 2001 , с. 105.
- ^ Корум 1997 , стр. 212–123.
- ^ Лоро 2010 , с. 95.
- ^ Национальный архив 2001 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Хутон 1994 , с. 236.
- ^ Хаарр 2012 , стр. 231.
- ^ Jump up to: а б Хутон 1994 , с. 212.
- ^ Jump up to: а б Национальный архив 2001 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Исби 2005 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Исби 2005 , с. 42.
- ^ Тиле 2004 , с. 21.
- ^ Тейлор 2010 , стр. 5, 119.
- ^ Jump up to: а б с д Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 18.
- ^ «Морские события, декабрь 1939 года, часть 2 из 2» . Военно-морская история . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 148.
- ^ Хутон 1994 , с. 215, 223.
- ^ Jump up to: а б Шорс, Форман и Эренгардт, 1992 , с. 175.
- ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 181.
- ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 148, 187.
- ^ Норман 2002 , с. 208.
- ^ Тейлор 2010 , с. 32.
- ^ Хутон 1994 , с. 288.
- ^ Хутон 1994 , с. 289.
- ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 215.
- ^ Jump up to: а б Национальный архив 2001 , с. 59.
- ^ Национальный архив 2001 , с. 60.
- ^ Национальный архив 2001 , с. 62.
- ^ Национальный архив 2001 , с. 63.
- ^ Клаасен 2001 , стр. 115, 140.
- ^ Jump up to: а б Ранфт 1995 , с. 352.
- ^ Хаарр 2010 , стр. 195.
- ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 298.
- ^ Хутон 1994 , с. 231–232.
- ^ Клаасен 2001 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б Госс 2018 .
- ^ Хутон 1994 .
- ^ Джеймс и Кокс 2000 , с. 23.
- ^ Национальный архив 2001 , стр. 100–101, 104.
- ^ Бергстрем 2015 , стр. 44, 130.
- ^ Jump up to: а б с Бергстрем 2015 , с. 130.
- ^ Мейсон 1969 , с. 207.
- ^ Хутон 1994 , с. 44–45.
- ^ Национальный архив 2001 , с. 104.
- ^ Хинсли 1981 , стр. 282, 436.
- ^ Национальный архив 2001 , стр. 129–130.
- ^ Ансель 1972 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б с Шерцер 2007 , с. 366.
- ^ Спик 2001 , стр. 109, 120–132, 199–212.
- ^ Форчик 2010 , с. 29.
- ^ Госс 2016 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Хутон 2010 , с. 112.
- ^ Хутон 1994 , с. 47–50.
- ^ Форчик 2010 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Форчик 2010 , с. 49.
- ^ Джексон 2002 , с. 50.
- ^ Форчик 2010 , с. 59.
- ^ Исби 2005 , с. 138.
- ^ Исби 2005 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Госс 2005 , с. 71.
- ^ Митчем 2007 , стр. 112–113.
- ^ Jump up to: а б с Спик 2001 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Хутон 1999 , с. 67.
- ^ О'Хара 2013 , стр. 43–44.
- ^ Тиле 2004 , с. 42.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2007 , стр. 86.
- ^ Ровер 1996 , стр. 82.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 167.
- ^ Тиле 2004 , с. 46.
- ^ Тиле 2004 , стр. 39, 46.
- ^ Jump up to: а б Клаасен 2001 , с. 220.
- ^ Playfair & Moloney 1966 , стр. 81–100, 137–167.
- ^ Хоу 1957 , с. 286.
- ^ Playfair & Moloney 1966 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б Howe 1957 , стр. 257–259, примечание 17.
- ^ Митчем 2007 , с. 209.
- ^ Хинсли 1981 , стр. 609, 612.
- ^ Jump up to: а б Митчем 2007 , с. 211.
- ^ Playfair & Moloney 1966 , с. 249.
- ^ Левин 1999 , с. 177.
- ^ Мюррей 1983 , с. 163.
- ^ Хутон 1999 , с. 224.
- ^ фон Ниже 2010 , с. 220.
- ^ ОРДЕН ШТРАУССА: Пивной Орден 61 (на немецком языке) Der Spiegel , опубликовано: 9 мая 1962 г., доступ: 30 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Томас 1997 , с. 246.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 213.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 54.
Библиография
[ редактировать ]- Ансель, Уолтер (1972). Гитлер и Срединное море . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-0224-7 .
- фон Белов, Николаус (2010). На стороне Гитлера: Мемуары гитлеровского адъютанта Люфтваффе . Книги «Перо и меч» . ISBN 978-1-84832-585-2 .
- Бергстрем, Кристер (2015). Битва за Британию: новый взгляд на эпический конфликт . Оксфорд, Великобритания: Каземат. ISBN 978-1612-00347-4 .
- Брютинг, Вальтер (1975). Это были немецкие бомбардировщики-асы 1939–1945 гг. [ Это были немецкие бомбардировщики-асы 1939–1945 гг. ] (на немецком языке). Издательство «Моторбук». ISBN 978-3-87943-345-2 .
- Клаасен, Адам Р.А. (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса . ISBN 978-0-7006-1050-1 .
- Купер, Мэтью (1981). Немецкие ВВС 1933–1945: Анатомия неудач . Нью-Йорк: Джейн. ISBN 978-0-531-03733-1 .
- Корум, Джеймс (1997). Люфтваффе: создание оперативной воздушной войны, 1918–1940 гг . Издательство Канзасского университета . ISBN 978-0-7006-0836-2 .
- Корум, Джеймс (2002). «Люфтваффе в гражданской войне в Испании». В сером, Питер ; Кокс, Себастьян (ред.). История авиации: поворотные моменты от Китти-Хок до Косово . Психология Пресс. ISBN 978-0-7146-8257-0 .
- де Зенг, Генри; Стэнки, Дуглас; Крик, Эдди (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933-1945 гг.; Справочный источник, том 1 . Суррей: Издательство Ian Allan Publishing. ISBN 978-1-85780-279-5 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939-1945 гг. - Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всего Вермахта [ Носители Рыцарского креста Железного креста 1939-1945 гг. Вторая мировая война всех родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форчик, Роберт (2010). Fw 200 Condor против Atlantic Convoy . Лондон: Оспри. ISBN 978-1-84603-917-1 .
- Госс, Крис (2016). Fw 200 Кондор времен Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-4728-1269-8 .
- Госс, Крис (2005). «Си Орлы»: 1939-41, противокорабельные подразделения Люфтваффе . Классика. ISBN 978-1-9032-2355-0 .
- Госс, Крис (2018). Рыцари битвы за Британию — экипаж Люфтваффе награжден Рыцарским крестом в 1940 году . Йоркшир, Великобритания: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-52672-651-3 .
- Хаарр, Гейр Х. (2012). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. — апрель 1940 г. Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-140-3 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель-июнь 1940 года . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-057-4 .
- Хаарр, Гейр Х. (2013). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. – апрель 1940 г. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-331-4 .
- Хинсли, Фрэнсис (1981). Британская разведка во Второй мировой войне: Том 2: Ее влияние на стратегию и операции . Канцелярия Ее Величества . ISBN 978-0-11-630934-1 .
- Хутон, Эдвард (1994). Триумфатор Феникса: Расцвет и расцвет Люфтваффе . Оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-181-9 .
- Хутон, скорая помощь (1999). Орел в огне: Падение Люфтваффе . Вайденфельдские военные. ISBN 978-1-85409-343-1 .
- Хутон, скорая помощь (2010). Люфтваффе: исследование авиации, 1933–1945 гг . Классические публикации. ISBN 978-1-906537-18-0 .
- Хаусон, Джеральд (1990). Самолеты гражданской войны в Испании 1936-39 гг . Издательство Смитсоновского института . ISBN 978-1-5609-8015-5 .
- Хау, Г.Ф. (1957). Северо-Западная Африка: перехват инициативы на Западе . Вашингтон: Министерство армии.
- Исби, Дэвид (2005). Люфтваффе и война на море, 1939-1945 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-256-6 .
- Джексон, Роберт (2002). Бисмарк . Лондон: Оружие войны. ISBN 978-1-86227-173-9 .
- Джеймс, TCG; Кокс, Себастьян (2000). Битва за Британию . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 978-0-7146-8149-8 .
- Климанн, Хорст (1974). Кто есть кто в Германии. Том I, 1974 . Коллекция Калифорнийского университета : Межконтинентальная книга и издательство [Международная красная серия Саттера] ISSN 0510-4009.
- Лоро, Патрик (2010). Кондор: Люфтваффе в Испании, 1936–39 . Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books . ISBN 978-0-8117-0688-9 .
- Левин, Алан (1999). Война против линий снабжения Роммеля, 1942–43 . Блумсбери. ISBN 978-0275965211 .
- Мейсон, Фрэнсис К. (1969). Битва за Британию . Лондон: ISBN McWhirter Twins Ltd. 978-0-901928-00-9 .
- Митчем, Сэмюэл (2007). Орлы Третьего рейха: бойцы Люфтваффе во Второй мировой войне . Стэкпол. ISBN 978-0-8117-3405-9 .
- Мюррей, Уильямсон (1983). Стратегия поражения: Люфтваффе 1933–1945 гг . Авиабаза Максвелл: Издательство Air University Press. ISBN 978-1-58566-010-0 .
- Национальный архив (2001). Взлет и падение немецких ВВС: 1933-1945 гг . Лондон: Государственный архив . ISBN 978-1-903365-30-4 .
- Норман, Билл (2002). Broken Eagles 2: Потери Люфтваффе над Нортумберлендом и Даремом, 1939–1945 гг . Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-0-85052-913-5 .
- Нейцель, Зёнке (2003). «Сотрудничество Кригсмарине и Люфтваффе в войне против Британии». Был в Истории . 10 (4). дои : 10.1191/0968344503wh285oa .
- О'Хара, Винсент (2013). В книге «Опасный переход: Мальта и конвойные бои в июне 1942 года» . Индиана: Издательство Университета Индианы .
- Плейфэр, генерал-майор ISO ; Молони, CJ (1966). Средиземноморье и Ближний Восток: Уничтожение сил Оси в Африке . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. IV. Шотландия: HMSO.
- Ранфт, Брайан (1995). Оксфордская иллюстрированная история Королевского флота . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-860527-0 .
- Ровер, Юрген (1996). Война на море, 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института . ISBN 978-1-5575-0915-4 .
- Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных войск с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Шорс, Кристофер; Форман, Джон; Эренгардт, Крис (1992). Молодые орлы . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-42-7 .
- Спик, Майк (2001). Бомбардировщики Люфтваффе . Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-84832-862-4 .
- Тейлор, Лес (2010). Люфтваффе над Шотландией: история немецких воздушных атак на Шотландию, 1939-45 гг . Уиттлс. ISBN 978-1-84995-000-8 .
- Тиле, Гарольд (2004). Воздушные торпедные самолеты Люфтваффе и их действия во Второй мировой войне . Хикоки. ISBN 978-1-90210-942-8 .
- Томас, Франц (1997). Носители ( дубовых листьев 1939–1945 Том 1: А – К на немецком языке). Оснабрюк, Германия: Biblio-Verlag. ISBN 978-3-7648-2299-6 .
- 1902 рождения
- 1986 смертей
- Люди из Реда-Виденбрюка
- Генералы Люфтваффе Второй мировой войны
- Немецкие пилоты Второй мировой войны
- Военнослужащие из провинции Вестфалия
- Генерал-лейтенанты ВВС Германии
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями
- Персонал Легиона Кондор
- Персонал Рейхсмарине
- Генерал Бундесвера
- Генерал-лейтенанты Люфтваффе
- Немецкие военнопленные во Второй мировой войне, удерживаемые Соединенными Штатами.
- Военнослужащие из земли Северный Рейн-Вестфалия