я эскадрилья эсминцев 76-
я эскадрилья эсминцев 76- | |
---|---|
Активный | 1 мая 1939 г. - сентябрь 1944 г. |
Страна | ![]() |
Ветвь | ‹См. Тфд › ![]() |
Тип | Тяжелый истребитель |
Роль | Превосходство в воздухе Наступательный встречный воздух Непосредственная поддержка с воздуха Хирургический удар |
Размер | Крыло |
Помолвки | Вторая мировая война |
Командиры | |
Примечательный командиры | Уолтер Грабманн |
Знаки отличия | |
Идентификация символ | ран М8 Обнаружение |
Самолет летал | |
боец | Мессершмитт Bf 109 Мессершмитт Bf 110 Мессершмитт Ме 410 |
Zerstörgeschwader 76 (ZG 76) — зерстёрер ( тяжёлый истребитель ; букв. «разрушитель») гешвадер ( крыло ) немецких Люфтваффе во время Второй мировой войны . это крыло эксплуатировало Мессершмитт Bf 109 На ранних этапах Второй мировой войны Мессершмитт Bf 110 , а затем на протяжении всей войны - .
Созданное в 1939 году на основе концепции Zerstörer, отстаиваемой Германом Герингом , главнокомандующим Люфтваффе, крыло было лишь частично оснащено Bf 110. Некоторые подразделения получили обозначение Jagdgruppe 76 и летали на Messerschmitt Bf 109 во время Странной войны . Те элементы ( группы или группы), которые эксплуатировали Bf 110, участвовали во вторжении в Польшу в сентябре 1939 года, которое положило начало Второй мировой войне . После этого ZG 76 участвовал в битве в Немецкой бухте в декабре 1939 года, что побудило бомбардировочное командование Королевских ВВС перейти на ночные бомбардировки. В апреле 1940 года он поддержал немецкое вторжение в Данию и участвовал в Норвежской кампании . С мая по октябрь 1940 года ZG 76 участвовал в битвах за Бельгию , битву за Францию и битву за Британию . Элементы крыла участвовали в немецком вторжении в Югославию , битве за Грецию и битве за Крит . Большинство групп были расформированы в конце 1941 года после службы на ранних этапах обороны Рейха , защищая оккупированные немцами Нидерланды.
В 1943 году ZG 76 была реформирована. Верховное командование Люфтваффе считало, что тяжелые истребители могут успешно противостоять бомбардировщикам ВВС США без сопровождения . дальнего Введение американских истребителей сопровождения в 1944 году привело к тяжелым потерям, и операции были сокращены до окончательного расформирования ZG 76 в сентябре 1944 года. Оставшиеся пилоты были переведены в крыло Bf 109 Jagdgeschwader 76 .
Формирование
[ редактировать ]76 -я эскадрилья эсминцев была сформирована 1 мая 1939 года на базе 144- й эскадрильи эсминцев . [ 1 ] I. Группа и II. Группа сформирована без гешвадерштаба . II. Первоначально группа была оснащена Messerschmitt Bf 109 и была известна как Jagdgruppe была перевооружена на Messerschmitt Bf 110 176, хотя официально она сохраняла свой статус тяжелого истребителя, а затем зимой 1939/40 года . Организация и оснащение частей «Церстёргешвадер» были типичными для того времени. Zerstörergeschwader 26 (ZG 26–26-е крыло эсминцев) действовал и организовывался аналогичным образом. [ 2 ]
Гешвадерштаб Кёльне был создан 15 апреля 1940 года в - Ване. III. Группа была сформирована 26 июня 1940 года в Трир -Эйрене на истребителях Мессершмитт Bf 110.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторжение в Польшу и странная война
[ редактировать ]1 сентября 1939 года немецкий Вермахт вторгся в Польшу, начав Вторую мировую войну в Европе. действовала одной группой ZG 76 во время кампании . I./ZG 76 базировалась в Габлингене под командованием 6-й летной дивизии (6-й авиационной дивизии). Около 100 Bf 110 были готовы к бою в Польше, что указывает на дефицит производства. Соотношение одного ротте [полета] на kampfstaffel [бомбардировочную эскадрилью] должно было быть достаточным. [ 3 ]
Александр Лёр , командующий Luftflotte 4 , считал уничтожение польских ВВС настолько важным, что приказал авиационному командованию Вольфрама фрайгера фон Рихтгофена атаковать аэродромы вблизи Кракова . I./ZG 76 было приказано обеспечивать истребительное сопровождение бомбардировщиков I. и III. Группа Kampfgeschwader (KG 4 — 4-е бомбардировочное 4 крыло) и I. и III. Группа Kampfgeschwader (KG 77–77-е бомбардировочное 77 крыло). В атаках на эти аэродромы было совершено 150 боевых вылетов . 1 сентября KG 4 сбросил 200 тонн бомб. Группа заявила, что уничтожено 19 польских истребителей. Будущие немецкие летчики-истребители Вольфганг Фальке, Гельмут Лент и Гордон Голлоб заявили о себе в воздушных боях. [ 3 ] I./ZG 76 обеспечивал эффективную защиту Kampfgeschwader 27 (KG 27–27-й бомбардировочный авиаполк) во время его дальних бомбардировок. [ 4 ]
Другие подразделения тяжелых истребителей также заявили о победах; I.(Z) Gruppe Lehrgeschwader (LG 1-1 - 1 е демонстрационное крыло) заявила по чрезвычайно оптимистичным данным о сбитых 34 польских истребителях, тогда как Zerstörergeschwader 2 (ZG 2-2-е крыло эсминцев) заявила о 78 в воздухе и 50 на земле. [ 3 ] Истинные потери бригады преследования полковника Стефана Павликовского составили 10 уничтоженных истребителей и 24 «неработоспособных» [предположительно, имеется в виду поврежденных]; 62 процента своей силы. Общие потери немцев по Польше составили 25 самолетов. [ 5 ] К 5 сентября процент потерь Польши увеличился до 72 процентов. [ 4 ]

2 сентября I./ZG 76 под командованием Лента уничтожила 11 самолетов в Демблине , а KG 4 сбросила 180 тонн бомб в ходе 13 операций размером с штабель . Уничтоженные самолеты не были самолетами фронтовой авиации, а принадлежали учебным частям. Позже в тот же день группе было приписано девять истребителей Лодзинской армии , приданных для защиты польской армии на подступах к Варшаве . Фактически потеряно только три. Однако выжившие потеряли пять самолетов от Bf 109 до JGr 102. Бригада преследования была переведена в неуказанный сектор, что дало бомбардировщикам Люфтваффе полную свободу действий. [ 5 ] Стоимость воздушного боя ZG 76 составила три Bf 110. [ 4 ]
3 сентября Zerstörergruppen сопровождали бомбардировщики, атаковавшие завод PZL P.11 в Варшаве. Они заявили, что трое из 40 защищающихся бойцов потеряли одного. С 4 сентября сопротивление Польши с воздуха было уменьшено, и, следовательно, ей было приказано провести большее количество операций непосредственной авиационной поддержки . [ 6 ] I./ZG 76 был временно переведен в Ульриха Грауэрта и 1-ю летную дивизию с 9 сентября участвовал в битве при Илже . [ 7 ]
После капитуляции Польши после советского вторжения в Польшу 17 сентября 1939 года ZG 76 была реорганизована в период Странной войны . II. и III./ZG 76 наконец смогли переоборудовать Bf 109 в Bf 110 и отказаться от обозначения Jadggruppe . [ 8 ] ZG 76 летал в охранном патруле ( «Оборона Рейха ») над немецким побережьем Северного моря в конце 1939 года. Его подразделения приняли участие в битве в Гельголандской бухте 18 декабря 1939 года, и это крыло заявило о «Виккерс Веллингтон» . сбитых пяти бомбардировщиках [ 9 ] Потери Королевских ВВС составили 12 уничтоженных бомбардировщиков, три поврежденных и 57 человек убитыми, хотя претензии Германии были намного выше. [ 10 ]
Норвежская кампания
[ редактировать ]9 апреля 1940 года немецкие войска начали операцию Weserübung — вторжение в Данию и Норвегию . Для операции был выделен X Fliegerkorps , который проводился во взаимодействии с немецкой армией и Кригсмарине . Воздушным корпусом командовал генерал-лейтенант Ганс Фердинанд Гейслер . Из этого крыла участвовал только I./ZG 76, базировавшийся на взлетно-посадочных полосах недалеко от Вестерланда . 3. К нему был прикреплен штаффель Zerstörergeschwader (ZG 1—1st Destroyer 1 Wing). [ 11 ] Непосредственной целью было обезопасить аэродромы на севере Дании, чтобы обезопасить воздушное пространство и линии связи со столицей Норвегии Осло от вмешательства Королевского флота . [ 12 ] Немецкое вторжение в Данию было осуществлено в течение 24 часов. 1./ZG 76 помог захватить аэропорт Ольборга на северном побережье Дании, обеспечив превосходство в воздухе над Скагерраком . Связисты, наземные бригады, клерки и необходимое оборудование были доставлены самолетами Junkers Ju 52 из KGzbV 1. II./KGzbV 1 вылетел в аэропорт Осло, Форнебу, чтобы высадить солдат и батальоны Fallschirmjäger . Лент и 1./ZG 76 обеспечивали прикрытие с воздуха. Штаффель прибрежное забрал один Королевских ВВС Норвегии Gloster Gladiator в бою и два на земле в обмен на один Ju 52. Командующий Хансен и Хельмут Лент настаивали на том, что командование Королевских ВВС Шорт Сандерленд исследовало фьорд Осло. [ 13 ]

В составе Haerens Flygevåpen было всего 24 боевых самолета (13 исправных) и пять учебно-тренировочных самолетов Tiger Moth . Большинство улетело на север, чтобы продолжить борьбу с захватчиками. Шесть самолетов, в том числе четыре Curtiss P-36 Hawk , были уничтожены ZG 76. [ 15 ] Приземление в Ставангере прошло успешно, но 3./KG 4 и 3./ZG 76 не смогли предотвратить побег восьми бомбардировщиков Caproni Ca.135 на север. [ 15 ] 12 апреля из аэропорта Ставангера Сола I./ZG 76 гауптмана Гюнтера Райнеке уничтожил пять Веллингтонов в этот день, но Люфтваффе не смогло остановить уничтожение 12 самолетов и повреждение еще 31 самолета в Бергене и Ставангер-Сола до 2 мая. . [ 16 ] ZG 76 выполнял обстрелы, противодействуя высадке Ондалснеса и кампании Намсуса . [ 17 ] Kampfgeschwader 26 (KG 26–26-й бомбардировочный авиаполк) и Kampfgeschwader 1 (KG 1–1-й бомбардировочный авиаполк) уничтожили склады боеприпасов и сровняли с землей причалы. HMS Glorious вылетел в составе эскадрильи Gladiator в Лесяскогсватнет 24 апреля. В ответ LG 1 в сопровождении Bf 110 из ZG 76, а иногда и Zerstörergruppe (Z) из Kampfgeschwader 30 (KG 30–30-е бомбардировочное крыло) уничтожили аэродром за восемь часов, уничтожив 19 истребителей. Выжившие вылетели на взлетно-посадочную полосу в Сетнесмоене , которая была разрушена в результате дальнейших атак, в то время как последние пять норвежских боевых самолетов и пять «Мотыльков» улетели на север. [ 18 ]

Дальше на юг I./ZG 76 оказался менее успешным. 12 апреля в его состав входили два «Веллингтона » 149-й эскадрильи и командир эскадрильи Нолан из 38-й эскадрильи . Все экипажи погибли. [ 21 ] Нолана, вероятно, сбил будущий ас ночных истребителей Хельмут Вольтерсдорф . [ 22 ] 30 апреля бомбардировочное командование Королевских ВВС нанесло удар по Ставангеру. ZG 76 потерял своего командира, гауптмана Гюнтера Райнеке, убитого в бою с британскими бомбардировщиками, а также других летающих асов лейтенанта Гельмута Фальбуша и оберфельдфебеля Георга Флейшмана. Райнеке заменил капитан Вернер Ретермейер. [ 23 ] Группа заявила о четырех бомбардировщиках в период с 20:40 до 21:00 в последние минуты дневного света , что не позволило классифицировать действия как перехваты ночных истребителей . [ 24 ]
ZG 76 участвовал в боях при Нарвике, чтобы противостоять угрозе со стороны истребительных частей британских ВВС, действовавших из аэропорта Бардуфосс . Воздушные бои для ZG 76 осложнились применением брюха Bf 110D-0 « такса », которое обеспечило самолету 30-минутный прирост автономности, но ценой дальнейшего снижения маневренности и без того неуправляемого в бою маневренного самолета. одноместные истребители. [ 25 ] [ 26 ] Крыло поддерживало I./StG 1 и его бомбардировку Будё , в результате чего была повреждена большая часть города. [ 27 ] Среди последних известных воздушных боев над Норвегией во время кампании произошел Великий пост. Лейтенант Цезарь Халл был сбит Лентом 27 мая, а 2 июня 263-я эскадрилья , самолет с серийным номером N5893, пилотируемый пилотом-офицером Дж. Л. Уилки. была сбита [ 26 ] I./ZG 76 остался в Норвегии вместе с Jagdgeschwader 77 (JG 77–77-й истребительный авиаполк) для противовоздушной обороны после кампании. 9 июля 1940 года они двумя подразделениями сбили семь из 12 бомбардировщиков «Бленхейм» (из 12-й эскадрильи ), посланных бомбить Ставангер. [ 28 ]
Люфтваффе рассматривало возможность атаки на планерах аэродрома в Бардуфоссе, удерживаемого союзниками, но у них было только девять планеров. Дальнейшие операции были исключены из-за вывода союзников ввиду ухудшения ситуации во Франции . Стоимость похода Люфтваффе составила 260 самолетов, в том числе 86 транспортных. Потери составили 1130 членов экипажа, в том числе 341 убитый и 448 пропавших без вести. Они уничтожили 93 из 169 потерянных британских самолетов, в том числе 43 в воздушных боях, 24 - зенитными частями, контролируемыми Люфтваффе. Самым успешным подразделением был ZG 76, на счету которого было 16 самолетов противника, за ним следовал JG 77 с 13. [ 29 ]
Западная Европа
[ редактировать ]Stab и II./ZG 76 были приписаны к I флигеркорпусу под командованием генерал-полковника Грауэрта возле Кельна -Вана. 10 мая 1940 года немецкое наступление началось с падения Гельба , битвы за Нидерланды и битвы за Бельгию как прелюдию к более крупной битве за Францию . В первый день боевых действий авиаполки тяжелых истребителей совершили 2000 самолето-вылетов на самолетах, оснащенных Bf 109. [ 30 ] ZG 76 поддерживал южный фланг группы армий B и северный фланг группы армий A во время броска танковых дивизий к Ла-Маншу после прорыва у Седана 14 мая. В составе JG 2 , JG 53 и JG 77 это крыло защищало мосты через Маас в Седане. [ 31 ] Воздушные атаки французских и британских передовых авиационных ударных сил (AASF) были отбиты с большими потерями. [ 32 ]
Известно, что 15 мая он сражался с 87-й эскадрильей над Монкорне - местом крупного сражения, произошедшего двумя днями позже - II./ZG 76 сообщил о двух потерях. Сообщается, что в этом столкновении погиб пилот 87-й эскадрильи. [ 33 ] Позже в тот же день сообщалось об известном успехе в бою с 3-й эскадрильей , которая пыталась атаковать Dornier Do 17 из 8./KG 76. Предполагается, что два пилота погибли в результате атаки II./ZG 76. [ 34 ] Одного как убили, другого взяли в плен. [ 35 ] 18 мая II./ZG 76 вылетели в качестве сопровождения III./KG 76, когда группа совершала неоднократные бомбардировки. крупный воздушный бой Над аэродромом Витри разгорелся , когда все доступные подразделения Hawker Hurricane были подняты на перехват. 79-я , 607-я , 615-я и 151-я эскадрильи Были задействованы . Над Мервилем, Нордом и Лиллем погибли один экипаж 4 и один экипаж 6./ZG 76. Гешвадеркоммодор Вальтер Грабманн , летавший в тот вечер с Stab./ZG 76, был сбит и попал в плен . Его наводчик фельдфебель Рихард Кроне погиб в бою . [ 36 ] Согласно записям, один «Харрикейн» из звена B 111-й эскадрильи , прибывший на место происшествия, был сбит ZG 76 Bf 110. Пилот 56-й эскадрильи «Hurricane» из звена B лейтенант С. Соден погиб в бою с II./ЗГ 76. [ 37 ]

21 мая ZG 76 участвовал в бою, поддерживая немецкие войска в битве при Аррасе . В бою с 229-й и 253-й эскадрильями, перехватывающими бомбардировщики III./KG 1, ZG 76 Bf 110 сумели сбить два «Харрикейна»; один пилот погиб, а командир эскадрильи Эллиот попал в плен. Один из бомбардировщиков 9./KG 1 был сбит. [ 38 ] 23 мая, согласно данным истребительного командования, четыре истребителя были потеряны в бою, при этом Bf 110 убили одного пилота, ранили другого и двое были ранены. [ 39 ]
II./ZG 76 сражался над пляжами Дюнкерка во время битвы при Дюнкерке . 26 мая группа предъявила единственную претензию против неизвестного типа самолета и эскадрильи. [ 40 ] Согласно отчетам истребительного командования Королевских ВВС , в этот день Bf 110 были сбиты два пилота «Харрикейнов»: пилот из 17-й эскадрильи погиб, а другой из 605-й эскадрильи вернулся в свою часть. [ 41 ] Ни ZG 1, ZG 2, ни ZG 26 26 мая не подали никаких претензий. [ 40 ] Дюнкерк стал суровым испытанием для истребительного командования, которое задумывалось как оборонительная сила. Лидерам истребителей часто приходилось действовать за пределами зоны действия британских радаров, и поэтому диспетчеры Королевских ВВС в Англии не могли помочь в координации эскадрилий. Немцы могли диктовать условия сражения; когда, где и высота боя, часто в превосходящем количестве. [ 42 ] сообщило о потерях четырех истребителей в бою с Bf 110 (два приписаны Bf 110 и бомбардировщикам Junkers Ju 88 ). 27 мая истребительное командование [ 43 ]
Командный штаб и II./ZG 76 продолжали операции с Fliegerkorps I во время Fall Rot . Fliegerkorps I действовал в секторах Бретани и Нормандии , стремясь остановить дальнейшую эвакуацию. Воздушный корпус потерпел неудачу, и операция «Воздушная» увенчалась успехом.
Ханс-Иоахим Ябс высказал следующие предположения о своем опыте полета с ZG 76 над Европой на Bf 110; «Я летал на «110» с 10 мая 1940 года над Францией, Бельгией и во время битвы за Британию. На «Ме-110» мы превосходили французов и бельгийцев, будь то «Моран» или «Кёртис». Но мы уступали «Спитфайру», а также «Харрикейну». ." [ 44 ] К концу мая 1940 года «Джабс» забрал шесть самолетов. [ 45 ]
Битва за Британию
[ редактировать ]В августе 1940 года Stabschwarme, II. и III. Группа базируется в Лавале . Гитлер решил, что превосходство Англии в воздухе необходимо, если произойдет какое-либо вторжение под кодовым названием «Операция «Морской лев» . Люфтваффе начали днем и ночью расследовать атаки над Англией. Luftflotte 2 и Luftflotte 3 начали бомбардировки британских конвоев в Ла-Манше в надежде заблокировать морские пути для судоходства и оттянуть истребительное командование Королевских ВВС, истощив его силы и создав прелюдию к атакам на аэродромы и авиационные заводы. В Люфтваффе этот период называли « Каналькампф» .
10 июля Битва за Британию началась атакой на конвой «Хлеб» под Ла-Маншем . Вольфрам фрайгер фон Рихтгофен приказал VIII флигеркорпусу подготовиться к дальнейшим операциям с первыми лучами солнца. Уго Сперле , командующий Luftflotte 3, приказал продолжить атаку «Штуки» . ZG 76 из Fliegerkorps I было поручено выполнять обязанности по сопровождению истребителей Ju 87 из III/ StG 2 . [ 46 ] 87-я, 238-я и 601-я эскадрильи перехватили и ZG 76 потеряли четыре экипажа, защищавших «Штуки» над островом Портленд . Ju 87 потеряли одного из двух штабельнов, участвовавших в атаке. Только один истребитель 601-й эскадрильи был потерян в результате огня британской зенитной артиллерии . [ 47 ] 12 августа ZG 76 присоединился к ZG 2 и выставил на поле 120 Bf 110, которым было приказано защищать более 100 Ju 88 от Kampfgeschwader 51 (KG 51–51-й бомбардировочный авиаполк) при поддержке 25 Bf 109 из I. Gruppe of Jagdgeschwader 53 (JG 53– 53-й истребительный авиаполк). Конвои «Агент» и «Бути» подверглись атаке в море, но формация прошла мимо них и была обнаружена радиолокационной станцией Полинга к югу от Брайтона . Истребительное командование ответило крупными силами. 48 «Харрикейнов» и 10 «Спитфайров» получили приказ от Королевских ВВС Миддл Уоллоп , Эксетер , Королевских ВВС Тангмер и Королевских ВВС Уормвелл для перехвата. [ 48 ] Истребители вышли на орбиту, чтобы привлечь истребители Королевских ВВС, в то время как Ju 88 развернулись, чтобы атаковать Портсмут . В результате нападения было уничтожено множество объектов, в том числе железнодорожная станция Портсмут-Харбор , три небольших судна и резервуары для хранения нефти. [ 49 ] Гешвадеркоммодор доктор Иоганн-Фолькмар Фиссер был убит, несмотря на сопровождение. Диспетчеры Королевских ВВС по частям вводили своих пилотов в бой, а немецкие истребители, лишенные достойной цели, которая могла бы оправдать выход со своей позиции, оставались высоко над боем и не сдавали его до тех пор, пока Ju 88 не оказались под угрозой уничтожения. Десять Ju 88 были сбиты. [ 49 ] ZG 2 потерял три Bf 110 и четыре поврежденных, а ZG 76 сообщил о потере и двух поврежденных. ZG 76 были задействованы 609-й эскадрильей . [ 50 ]
13 августа началась операция «Атака орла» с Адлертага . Официальное добро было дано в 14:00. 52 Ju 87 из StG 1 и StG 2, которые должны были нанести удар по британским ВВС Уормвелл и Йовил. [ 51 ] II., III./JG 53 и III./ZG 76 сопровождали Ju 87. Практически вся 10-я группа Королевских ВВС бросилась на перехват. Один штабель из II./StG 2 был сильно ранен 609-й эскадрильей; шесть из девяти Ju 87 были сбиты. [ 52 ] StG 1 и 2 отказались от своих первоначальных целей из-за облаков. Оба направились в Портленд. [ 52 ] Erprobungsgruppe 210 была отправлена дальше на восток для операции по атаке целей возле Саутенда . Они вылетели в 15:15, их сопровождал ZG 76. Они обнаружили сплошное облако над Эссексом. 56-я эскадрилья перехватила, а 210- я Erprobungsgruppe сбросила бомбы на Кентербери . ZG 76 сообщил о двух потерях во время миссии; очевидно, элементы группы заметили и атаковали британских ВВС Манстона и потеряли два экипажа в результате огня с земли. [ 53 ] [ 54 ]
15 августа 5-й Luftflotte вступил в бой, когда Люфтваффе атаковали истребительное командование с юга, востока и севера. I./ZG 76 все еще базировался в Норвегии и обеспечивал сопровождение Heinkel He 111 из I. и III./KG 26. Бомбардировщики направились в Ньюкасл, но были перехвачены № 605, № 72 , № 69 и № 26. 41 эскадрилья . [ 55 ] Гидросамолеты Heinkel He 115 из 1 и 3/506 полетели в сторону Монтроуза, но ошибка на три градуса, совершенная ведущими He 111, привела к тому, что немецкий строй пролетел по параллельной траектории, что оказалось катастрофой. 13-я группа RAF смогла сконцентрироваться против злоумышленников. [ 56 ] Восемь He 111 из KG 26 были сбиты. Семь I./ZG 26 Bf 110 были сбиты, защищая их. Группенкоммандер гауптман Рестемайер погиб в бою. [ 57 ] Стаб, II. и III./ZG 76 потеряли между собой 12 Bf 110 на юго-востоке. [ 58 ] летающий эскорт элементов LG 1 против RAF Worthy Down . [ 59 ] Группенкомандер гауптман Дикоре, III./ZG 26 погиб — в этот день погибли два командира группы. [ 60 ] Операции этого дня стоили Люфтваффе тяжелых потерь, что побудило экипажи назвать 15 августа «Черным четвергом». [ 61 ] Дикоре заменил Рольф Калдрак. [ 62 ]
На следующий день ZG 76 вернулся в строй. Сильные налеты были совершены на аэродромы на юге Англии, хотя ошибки немецкой разведки часто принимали базы бомбардировочного командования Королевских ВВС, берегового командования Королевских ВВС и баз авиации флота за поля истребителей. В ходе дневных операций ZG 76 стоил четырех экипажей и один был поврежден из Stab/ZG 76 в боях с 609-й и 19-й эскадрильями . [ 63 ] Потери были понесены, когда 100 самолетов StG 2, Jagdgeschwader 2 (JG 2–2-й истребительный авиаполк), а затем 12 Kampfgeschwader 54 (KG 54–54-й бомбардировочный авиаполк) Ju 88 в сопровождении III./ZG 76 нанесли удар по Тангмеру и другим аэродромам. [ 64 ] ZG 76 не участвовал в боях 18 августа, известных как «Самый тяжелый день », и не сообщил о потерях в этот день. ZG 26 составил бремя операций Bf 110 и понес тяжелые потери. 13 Bf 110 были зарегистрированы как уничтоженные и 6 поврежденных. Среди их потерь были два Staffelkapitän . [ 65 ] В последующие дни была зафиксирована небольшая активность, единственной жертвой стала машина II./ZG 76 в результате аварии при рулении в аэропорту Джерси ; группа там сохранила штаб 24 августа во время немецкой оккупации Нормандских островов в 1940 году. [ 66 ] Согласно отчетам немецкого генерал-квартирмейстера Ганса-Георга фон Зейделя о потерях , 25 августа действовали ZG 2, V./LG 1 и ZG 76. ZG 76 сообщил о потере одного экипажа, их судьба неизвестна. ZG 2 сообщил о потере четырех Bf 110 и трех поврежденных. V./LG 1 понес два потери и два повреждения. [ 67 ] ZG 76 сообщил об отсутствии потерь 26 августа; ZG 76 сообщил, что один серьезно поврежден, а ZG 26 потерял три над Челмсфордом . [ 68 ] Последняя крупная операция месяца ZG 76 произошла 30 августа. Два ее самолета были потеряны и один поврежден. Сопровождая Do 17 в окрестностях Королевских ВВС Манстона, 85-я и 111-я эскадрильи случайно перехватили немецкое соединение после парафирования, которому было поручено исследовать неизвестное формирование, которым, как выяснилось, были Бленхеймы из 25-й эскадрильи Королевских ВВС . На место происшествия была привлечена 54-я эскадрилья под командованием Алана Кристофера Дира , которая повредила два бомбардировщика. [ 69 ]
Битва достигла апогея в сентябре 1940 года. 1 сентября ZG 76 вели боевые действия и сообщили об одном повреждении, но их противники неизвестны. 2 сентября бомбардировщики Kampfgeschwader 3 (KG 3–3-е бомбардировочное крыло) Дорнье действовали у Дила, когда в бой вступила 72-я эскадрилья; Сообщалось, что среди немецкого эскорта присутствовали Bf 110, и бой разгорелся над Мейдстоном . Известно, что ZG 76 находился в боевой готовности, поскольку сообщалось, что один самолет был уничтожен и два повреждены в воздушном бою. ZG 2 и ZG 26 также действовали, сообщив о более тяжелых потерях - по четыре каждая. [ 70 ] Бремя операций 3 сентября легло на ZG 2 и ZG 26, которые сообщили о потере семи человек и двух серьезно поврежденных. [ 71 ] В этот день ZG 76 одержала свою 500-ю воздушную победу, став первым подразделением Люфтваффе, добившимся этого. На данный момент Грабманн одержал 13 воздушных побед в войне; два в этот день. [ 62 ]

На следующий день 6./ZG 76 III. Группа участвовала в стратегической бомбардировке . 1 сентября ОКЛ отдало приказ бомбить британские заводы по производству истребителей. Штаффель завод в вылетел в качестве сопровождения истребителей-бомбардировщиков Erprobungsgruppe 210 в направлении Сассекса , пересек побережье в Литтлхэмптоне с целью атаковать Бруклендсе . Одновременная операция 70 Do 17 и 200 Bf 109 начала атаки на Кентербери, Фавершам , Рейгейт , Редхилл и Истчерч . Группа из 20 бомбардировщиков Bf 110 и их эскорт ZG76 были замечены Королевским корпусом наблюдателей недалеко от Гилфорда на высоте 6000 футов (1800 метров). 253-й эскадрилье из Кенли было приказано перехватить. [ 72 ] Однако истребители-бомбардировщики Erprobungsgruppe 210 беспрепятственно достигли цели, но пролетели над заводом Хоукер и поразили завод Виккерс , разрушив механические цеха и сборочные цеха для бомбардировщика Виккерс Веллингтон. Район был разрушен, и на расчистку завалов ушло четыре дня. Пострадавшими стали 700 рабочих завода; 88 человек были убиты. Конкретная цель, сборочный завод Хокера, осталась нетронутой, а истребители-бомбардировщики ушли без потерь. [ 73 ] Однако их эскорт с ZG76 был отбит 253-й эскадрильей «Харрикейны», когда они бежали на юг. Несколько человек были сбиты над Вест-Клэндоном, Вест-Хорсли и Нетли-Хит в Норт-Даунс над Шером. Только одному члену экипажа, заднему стрелку, удалось спастись, и его раны лечил врач в Рипли, графство Суррей. Остальные подразделения Bf 110 понесли потери в дневных боях. LG 1 потерял четыре самолета и один был поврежден, ZG 2 получил повреждения одного самолета. [ 74 ] Пилоты и экипаж «Церстереров», по крайней мере к 5 сентября, осознавали свое опасное положение в небе над Англией, а их самолеты находились в невыгодном положении по сравнению с современными одномоторными истребителями. [ 75 ]
15 сентября 1940 года Люфтваффе направило около 1000 самолетов против Большого Лондона . Эта дата стала известна как День битвы за Британию . Атаки Люфтваффе были отбиты с большими потерями, хотя Лондон и доки устья Темзы были серьезно повреждены. LG 1 были единственным крылом, сообщившим о потерях своих Bf 110. [ 76 ] В течение следующих двух дней единственной зарегистрированной активностью ZG 76 была потеря одного самолета в результате катастрофы 17 сентября. [ 77 ] 24 сентября Erprobungsgruppe 210 разбомбила фабрику Woolston в Саутгемптоне на набережной. В результате обстрела убежища 98 человек были убиты и 40 ранены, но фабрике нанесен незначительный ущерб. ZG 76 летал в качестве эскорта. Бомбоносцы Bf 110 потеряли один, и хотя ZG 76 избежал потерь, четыре получили повреждения от зенитного огня; двое из поврежденных упали в Ла-Манш. Один из экипажей был спасен Heinkel He 59 . [ 78 ] Три дня спустя семь Bf 110 из LG 1 и ZG 76 были потеряны утром в аналогичных операциях над Англией. [ 79 ] Во второй половине дня ZG 76 совершили боевые вылеты в районе Бристоля . [ 80 ] В этот день ZG 76 потерял один, а еще один был серьезно поврежден в бою с 17-й эскадрильей. [ 81 ] 5 октября ZG 76 сопроводил подразделение в RAF West Malling . Вступая в бой со знаменитой 303-й эскадрильей , ZG 76 не понесла потерь, но их подопечные потеряли два и два получили повреждения. Среди погибших был действующий командир группы Erprobungsgruppe 210 Вернер Вейманн. [ 82 ]
По мнению одного аналитика, Bf 110 был недооценен в историографии Битвы за Британию. Статистика показывает, что соотношение потерь и потерь пилотов Bf 110 было более благоприятным, чем у других истребителей, участвовавших в бою; но претензии немцев обычно были преувеличены. [ 83 ] Немецкие летчики заявили, что во время боя было уничтожено 3085 британских самолетов; Фактические потери британских ВВС составили 915 человек. [ 84 ] Битва за Британию дорого обошлась крылам Церстерера. Люфтваффе начали бой с 237 исправными Bf 110. В ходе боя они потеряли 223 человека, причем многие подразделения сражались практически на грани исчезновения. [ 85 ]
После битвы за Британию, Балканы, Средиземноморье и Ирак
[ редактировать ]
ZG 76 задержался на Ла-Манше и в Скандинавии до конца 1940 года. Stab/ZG 76 стал ягдфлигерфюрером Норвегена под командованием Грабмана примерно до июня 1941 года, когда, похоже, был расформирован. I./ZG 76 под командованием гауптмана Генриха графа фон Штиллфрида унд Раттоница был расформирован 7 сентября 1940 года во время битвы за Британию в Норвегии и переименован в II. Группа 1 Nachtjagdgeschwader ( NJG 1–1-й полк ночных истребителей). [ 86 ] [ 87 ] II./ZG 76 был отведен в оккупированные немцами Нидерланды , Амстердам , затем в Йевер. [ 88 ] для защиты Гельогландской бухты с 1 января 1941 г. [ 89 ] и переименован в III. Группа 3 Nachtjagdgeschwader ( NJG 3 — 3-й полк ночных истребителей). В каждом случае с 11 ноября 1941 года пилоты проходили переподготовку в летчиков ночных истребителей. [ 90 ] Это была единственная группа , принимавшая участие в Балканской кампании в апреле и мае 1941 года. [ 91 ] II./ZG 76 была придана штабу Jagdgeschwader 1 (JG 1 — 1-й истребительный авиаполк) и Zerst.E-Gruppe, последняя базировалась в Везермюнде-Гест . Последняя группа переехала в Ольборг в Дании. III./ZG 76 переехал в Берген, Норвегия, а Stab/ZG 76 остался в Ставангере. [ 92 ] III./ZG 76 был сослан в Норвегию в октябре 1940 года под командованием Рольфа Калдрака и расформирован 24 апреля 1941 года и стал II/ SKG 210 . [ 93 ] Реформирование началось в 1943 году, но оно так и не было завершено, и в 1944 году личный состав был отправлен в реформированный I./ZG 76.
ZG 76 не был записан в боевом порядке Luftflotte 4 во время немецкого вторжения в Югославию или битвы за Грецию 5 апреля 1941 года. [ 94 ] II./ZG 76 перебрался в Аргос, где один из его самолетов был поврежден в результате внезапной атаки 252-й эскадрильи 14 мая во время подготовки к битве за Крит . [ 95 ] II./ZG 76 был передан в состав VIII Fliegerkorps Рихтгофена. [ 91 ] 22 мая, через два дня после начала боя, ZG 76 сообщила о своих первых двух потерях в бою над заливом Суда . [ 96 ] Еще один экипаж погиб, когда группа атаковала Motor Launch ML1011 . Судно получило пробоину, один член экипажа погиб. [ 97 ] Во время Критской операции одиночный штабель 4./ZG 76 вылетел в Мосул , Ирак , для участия в англо-иракской войне , но затея провалилась. Среди экипажей, которые путешествовали, был Мартин Древес , который стал успешным пилотом ночного истребителя. [ 98 ] [ 99 ] Самолет носил опознавательные знаки ВВС Ирака . [ 100 ] Поход на Крит завершился пирровой победой немцев из-за потерь десантников и авиации. [ 101 ]
Защита Рейха
[ редактировать ]В середине 1943 года крылья Церстерер пережили кратковременное возрождение. Оборона Рейха ( Reichsverteidigung —RLV) стала теперь приоритетным направлением военных действий, несмотря на поражения на Восточном фронте и в Северной Африке . RLM решило, что есть смысл реформировать подразделения Bf 110 , в Берлине поскольку огневая мощь этого типа была подходящей для уничтожения тяжелых бомбардировщиков над Германией. [ 102 ] ОКЛ предвидело их использование, пока Люфтваффе все еще сохраняло определенный контроль над немецким небом и на театрах военных действий в Южной Европе в роли военно-морского сопровождения и непосредственной поддержки с воздуха. Разрозненные подразделения Церстёреров были отозваны из Восточной Европы и Средиземноморья для переформирования в крылья. ZG 76 было приказано переформироваться на юге Германии из учебных и разведывательных подразделений. В состав крыла были разрешены две группы Bf 110G. [ 102 ] Крыло было частично оснащено самолетами Messerschmitt Me 410 и экипажем из I./ NJG 101 . Реформированное подразделение было приписано к 5-й Jagddivision . [ 103 ] ZG 76 все еще находился на юге Германии зимой 1943/44 года. 6./ZG 76 были сфотографированы в строю над немецкими Альпами с подвесными баками, двойной 20-мм пушечной гондолой под фюзеляжем и вооружением Werfer-Granate 21 . [ 104 ] Все группы ZG 76 имели установки Werfer-Granate 21 для разрушения соединений американских бомбардировщиков. [ 105 ]
Теодор Россиволл получил под командование ZG 76. Первоначально сформированный из Bf 110, но полностью переоборудованный в Me 410 к апрелю 1944 года. I./ZG 76 реформировался в Ансбахе , II./ZG 76 в Вертхайме под командованием майора Герберта Камински . Гауптман Йоханнес Киль должен был командовать III./ZG 76 из Эттингена в Баварии , но нехватка самолетов вынудила отказаться от этого, и остатки были включены в состав I./ZG 76. [ 106 ] Несмотря на то, что Me 410 был быстрее Bf 110, его экипажи не любили. Из него было сложнее катапультироваться, и он был не таким маневренным, как Bf 110. Некоторые экипажи считали, что Bf 110 может выдержать гораздо большие боевые повреждения, чем Me 410. [ 106 ]

США 4 октября 1943 года Восьмая воздушная армия атаковала цели во Франкфурте . Около 130 бомбардировщиков B-17 Flying Fortress были отправлены 1-й бомбардировочной дивизией, а 168 бомбардировщиков 3-й бомбардировочной дивизии действовали против целей в Сааре и на авиабазе Сен-Дизье , которая была введена в эксплуатацию и размещена II. Группа Jagdgeschwader ( JG 27 27–27-й истребительный авиаполк). В конечном итоге было потеряно 14 B-17. II./ZG 76 атаковал один поток бомбардировщиков и забрал четыре бомбардировщика. Затем они столкнулись с 56-й истребительной группой США без какого-либо сопровождения Focke-Wulf Fw 190 или Bf 109 возле Дюрена . охарактеризовали Возникший воздушный бой Колдуэлл и Ричард Р. Мюллер как «резню». [ 107 ] Девять Bf 110 и 11 человек были убиты, семь ранены. Среди погибших оказались оба командира группы. [ 107 ] Введение в феврале 1944 года американских истребителей дальнего сопровождения ознаменовало увеличение потерь Zerstörergeschwader. 16 марта 1944 г. 26 из 43 Bf 110, отправленных в бой ZG 76, были сбиты; разрушительный уровень потерь. [ 108 ]
К августу 1944 года немецкий фронт в Нормандии оказался на грани краха под Фалезом . В результате боев в Нормандии немецкие истребительные силы были рассредоточены; В результате этого произошло истощение истребительных подразделений. II./ZG 76 в одиночку реформировалась и восстанавливалась в Праге . Stab и I./ZG 76 все еще были в рабочем состоянии, но их приходилось использовать с особой осторожностью. Они базировались в Вене под командованием 8-й Jagddivision с II./ZG 1. только I. Gruppe (JG 302—302-й истребительный авиаполк Jagdgeschwader 302 К дивизии с одномоторными истребителями была приписана ). II./ZG 26 оставался изолированным в Восточной Пруссии . [ 109 ] На юге ZG 76 формировал оборону против Пятнадцатой воздушной армии США . 16 июня 1944 года американцы атаковали Вену и Братиславу . I. Группа (JG 300–300-й истребительный авиаполк Jagdgeschwader 300 ), I./JG 302, II./ZG 1 и I./ZG 76 осуществляли перехват. Было заявлено 20 бомбардировщиков Consolidated B-24 Liberator, а также один Lockheed P-38 Lightning и два North American P-51 Mustang . Потери американцев составили девять B-24, два B-17, семь P-38 и один P-51. Большая часть P-38 досталась венгерским Bf 109. Американский летчик-истребитель заявил о 40; было сбито не менее 16 истребителей Оси. [ 110 ] 20 июня Восьмая воздушная армия направила 1378 бомбардировщиков к целям в Гамбурге , Бремене и Ганновере . Единственная попытка перехвата, предпринятая ZG 76, была направлена против 492-й бомбардировочной группы , когда немцы летели на север от Праги. Они были сбиты P-51 еще до того, как достигли бомбардировщиков, и потеряли три Me 410 и их экипажи. [ 111 ] Атака 667 бомбардировщиков Пятнадцатой дивизии США на Вену произошла 26 июня 1944 года. I./ZG 76 забрала три B-24, но потеряла восемь Bf 110. [ 112 ] 27 июня Пятнадцатая дивизия атаковала Будапешт . Над озером Балатон II./ZG 1 и I./ZG 76 воспользовались облачностью, чтобы сбить четыре B-24 из 460-й бомбардировочной группы . [ 113 ] 2 июля американцы снова нанесли удар по городу. I./ZG 76 совершил 20 Me 410. I./ZG 76 сообщил, что обнаружил брешь в эскорте и потребовал 13 бомбардировщиков на один Me 410. Однако только четыре бомбардировщика не вернулись. [ 114 ]
Расформирование
[ редактировать ]ZG 76 была расформирована, а ее личный состав отправился на переформирование Jagdgeschwader 76 (JG 76—76-й истребительный авиаполк), оснащенный одномоторными истребителями Bf 109.
Командиры
[ редактировать ]- Генерал-майор Вальтер Грабманн , 15 апреля 1940 г. - 31 июля 1941 г.
- Подполковник Теодор Россиволл , август 1943 г. - 24 января 1944 г.
- Оберст-лейтенант Роберт Ковалевски, 25 января - 24 июля 1944 г.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хутон 2007a , с. 78.
- ^ Хутон 1994 , с. 170, 176–177, 205.
- ^ Jump up to: а б с Хутон 1994 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б с Хутон 2007a , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Хутон 1994 , с. 180.
- ^ Хутон 1994 , с. 180–181.
- ^ Хутон 1994 , с. 185.
- ^ Хутон 1994 , с. 205.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 39.
- ^ Холмс 2010 , с. 69.
- ^ Хутон 1994 , с. 288.
- ^ Клаасен 2001 , с. 54.
- ^ Хутон 2007b , стр. 31–33.
- ^ Хинчлифф 2003 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Хутон 2007b , с. 33.
- ^ Хутон 2007b , с. 36.
- ^ Хутон 2007b , с. 37.
- ^ Хутон 2007b , с. 38.
- ^ Уил 1999 , с. 26.
- ^ Хинчлифф 2003 , с. 62.
- ^ Боуман 2015 , с. 65.
- ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 259.
- ^ Хутон 2007b , с. 39.
- ^ Адерс 1978 , с. 15.
- ^ Хутон 2007b , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Шорс, Форман и Эренгардт, 1992 , с. 338.
- ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 332.
- ^ Хутон 1999 , с. 28.
- ^ Хутон 2007b , с. 43.
- ^ Хутон 2007b , стр. 46–47.
- ^ Джексон 1974 , с. 111.
- ^ Джексон 1974 , стр. 50–70.
- ^ Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 147–148, 155.
- ^ Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 151–152.
- ^ Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 155.
- ^ Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 221–224.
- ^ Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 234–235.
- ^ Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 300–301.
- ^ Фрэнкс 1997 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Фрэнкс 2006 , с. 187.
- ^ Фрэнкс 1997 , с. 33.
- ^ Фрэнкс 1997 , с. 30.
- ^ Фрэнкс 1997 , стр. 31–34.
- ^ Эрикссон 2017 , стр. 23.
- ^ Уил 1999 , с. 102.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 159–160.
- ^ Мейсон 1969 , с. 163.
- ^ Мейсон 1969 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б Мейсон 1969 , стр. 232–233.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 235–236.
- ^ Мейсон 1969 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б Бунгей 2000 , с. 210.
- ^ Мейсон 1969 , с. 242.
- ^ Бергстрем 2015 , стр. 76.
- ^ Мейсон 1969 , с. 252.
- ^ Мейсон 1969 , с. 253.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 262–263.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 263–264.
- ^ Бунгей 2000 , с. 216.
- ^ Мейсон 1969 , с. 264.
- ^ Бергстрем 2015 , стр. 130.
- ^ Jump up to: а б Бергстрем 2015 , стр. 183.
- ^ Мейсон 1969 , с. 273.
- ^ Мейсон 1969 , с. 266.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 282–283.
- ^ Мейсон 1969 , с. 294.
- ^ Мейсон 1969 , с. 303.
- ^ Мейсон 1969 , с. 310.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 320–321, 325.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 338–339, 341.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 343–347.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 347–348.
- ^ Мейсон 1969 , с. 350.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 349–350.
- ^ Мейсон 1969 , с. 351.
- ^ Прайс 1990 , стр. 155–163.
- ^ Мейсон 1969 , с. 399.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 409–410.
- ^ Джеймс и Кокс 2000 , стр. 278–280.
- ^ Джеймс и Кокс 2000 , с. 281.
- ^ Мейсон 1969 , с. 419.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 432–433.
- ^ Бергстрем 2015 , стр. 182, 208.
- ^ Хаф и Ричардс 2007 , стр. 311–317.
- ^ Уил 1999 , с. 51.
- ^ Адерс 1978 , с. 44.
- ^ Форман 1993 , с. 54.
- ^ Форман 1993 , с. 24.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 43.
- ^ Адерс 1978 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б Шорс, Калл и Малиция, 1992 , с. 338.
- ^ Форман 1993 , стр. 24, 27.
- ^ Госс 2018 , с. 161.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1992 , стр. 180–181, 329.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1992 , стр. 329.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1992 , стр. 359.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1992 , стр. 368.
- ^ Уил 1999 , с. 65.
- ^ Маккей 2000 , с. 125.
- ^ Маккей 2000 , с. 73.
- ^ Маккей 2000 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 105.
- ^ Боу, Кребс и Фогель 2006 , стр. 170.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 157.
- ^ Форсайт 2019 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Форсайт 2019 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 124.
- ^ Хутон 1999 , с. 270.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 209.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 210.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 211.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 212.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 213.
- ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , стр. 213–214.
Библиография
[ редактировать ]- Адерс, Гебхард (1978). История немецких ночных истребителей, 1917–1945 гг . Лондон: Джейнс. ISBN 0-354-01247-9 .
- Бергстрем, Кристер (2015). Битва за Британию: новый взгляд на эпический конфликт . Оксфорд, Великобритания: Каземат. ISBN 978-1612-00347-4 .
- Боуман, Мартин (2015). Голоса в полете: бомбардировщик Веллингтона . Барнсли: Перо и меч. ISBN 9781783831760 .
- Буг, Хорст ; Кребс, Герхард; Фогель, Детлеф (2006). Германия и Вторая мировая война: Том VII: Стратегическая воздушная война в Европе и война в Западной и Восточной Азии, 1943-1944/5 . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-822889-9 .
- Бунгей, Стивен (2000). Самый опасный враг: история битвы за Британию . Лондон, Великобритания: Aurum Press. ISBN 978-1-85410-721-3 .
- Колдуэлл, Дональд Л.; Мюллер, Ричард Р. (2007). Люфтваффе над Германией: Защита Рейха . Лондон, Великобритания: Greenhill Books. ISBN 978-1-85367-712-0 .
- Клаасен, Адам Р.А. (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса . ISBN 978-0-7006-1050-1 .
- Калл, Брайан; Ландер, Брюс; Вайс, Генрих (1999). Двенадцать дней мая . Лондон: Издательство Grub Street. ISBN 978-1-902304-12-0 .
- Эрикссон, Патрик (2017). Alarmstart: Опыт немецкого летчика-истребителя во Второй мировой войне . Глостершир: Эмберли. ISBN 9781445671222 .
- Фрэнкс, Норман (2006). Воздушный бой за Дюнкерк, 26 мая — 3 июня 1940 года . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-904943-43-8 .
- Фрэнкс, Норман (1997). Потери истребительного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне. Том 1: Боевые потери: Самолеты и экипажи, 1939–1941 гг . Лестер, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-055-5 .
- Форман, Джон (1993). Воздушная война 1941 года: поворотный момент: Часть первая: Ежедневный отчет о воздушных операциях над Северо-Западной Европой: от битвы за Британию до молниеносной атаки . Публикации по воздушным исследованиям. ISBN 978-1-871187-22-9 .
- Форсайт, Роберт (2019). Эсминцы Me 210/410 . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-472829108 .
- Госс, Крис (2018). Рыцари битвы за Британию — экипаж Люфтваффе награжден Рыцарским крестом в 1940 году . Йоркшир, Великобритания: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-52672-651-3 .
- Хинчлифф, Питер (2003). «Постовые бумаги» Гельмута Лента . Бристоль, Великобритания: Издательство Cerberus. ISBN 978-1-84145-105-3 .
- Холмс, Робин (2010). Битва в Гельголандской бухте, 1939 год: Королевские ВВС и боевое крещение Люфтваффе . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-906502-56-0 .
- Хутон, скорая помощь (1994). Феникс Торжествующий; Возвышение и расцвет Люфтваффе . Лондон: Arms & Armor Press. ISBN 978-1-85409-181-9 .
- Хутон, ER (2007a). Наша армия на войне; Надвигающаяся буря 1933–39: Том . Лондон: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-903223-71-0 .
- Хутон, ER (2007b). Наша армия на войне; Блицкриг на Западе: Объем Лондон, Великобритания: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-85780-272-6 .
- Хутон, скорая помощь (1999). Орел в огне: Разгром Люфтваффе . Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-1-85409-343-1 .
- Хаф, Ричард; Ричардс, Денис (2007). Битва за Британию . Ручка и меч в стиле милитари. ISBN 978-1-84415-657-3 .
- Джексон, Роберт (1974). Воздушная война над Францией, 1939-1940 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0510-5 .
- Джеймс, Т; Кокс, Себастьян (2000). Битва за Британию . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 978-0-7146-8149-8 .
- Маккей, Рон (2000). Мессершмитт Bf 110 . Уилтшир: Crowood Press. ISBN 1-86126-313-9 .
- Мейсон, Фрэнсис (1969). Битва за Британию . Лондон, Великобритания: Близнецы МакВиртер. ISBN 978-0-901928-00-9 .
- Прайс, Альфред (1990). День битвы за Британию: 15 сентября 1940 г. Лондон: Гринхилл. ISBN 1-85367-419-2 .
- Шорс, Кристофер Ф.; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1992). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит: 1940–41 . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-07-6 .
- Шорс, Кристофер; Форман, Джон; Эренгардт, Крис (1992). Молодые орлы (1-е изд.). Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-42-7 .
- Уил, Джон (1999). Мессершмитт Bf 110 Эсминец-ас Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 1-85532-753-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ансель, Уолтер (1972). Гитлер и Срединное море . Издательство Университета Дьюка . ISBN 978-0-8223-0224-7 .
- Бергстрем, Кристер; Михайлов, Андрей (2001). Черный Крест / Красная Звезда: Воздушная война на Восточном фронте, Том II, Возрождение, январь – июнь 1942 года . Военная история Пасифики. ISBN 978-0-935553-51-2 .
- Бергстрем, Кристер (2007a). Барбаросса — Воздушный бой: июль – декабрь 1941 г. Лондон: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-85780-270-2 .
- Бергстрем, Кристер (2007b). Сталинград — Воздушный бой: ноябрь 1942 г. — февраль 1943 г. Лондон: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-85780-276-4 .
- Чорли, Уильям (2005). Самолеты и экипажи, потерянные в 1939-1940 гг . Лондон: Мидленд. ISBN 978-0904597851 .
- де Зенг, HL; Стэнки, генеральный директор; Крик, Э.Дж. (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945 гг.; Справочный источник, Vol . Издательство Иэна Аллана. ISBN 978-1-85780-279-5 .
- де Зенг, HL; Стэнки, генеральный директор; Крик, Э.Дж. (2009). Пикирующие бомбардировщики и штурмовики Люфтваффе, 1933–1945: Справочный источник, Том. 1 . Издательство Иэна Аллана. ISBN 978-1-9065-3708-1 .
- Хейворд, Джоэл (лето 1997 г.). «Использование немецкой авиации под Харьковом, май 1942 года». История авиации . 44 (2).
- Хейворд, Джоэл (2001). Остановился под Сталинградом: Люфтваффе и поражение Гитлера на Востоке 1942-1943 гг . Лондон: Университетское издательство Канзаса. ISBN 978-0-7006-1146-1 .
- Хинчлифф, Питер (1998). Luftkrieg bei Nacht 1939–1945 [ Воздушная война ночью 1939–1945 ] (на немецком языке). Штутгарт, Германия: Motorbuch Verlag. ISBN 978-3-613-01861-7 .
- Мюллер, Ричард (1992). Воздушная война Германии в России, 1941-1945 гг . Балтимор: Американская издательская компания по морскому и авиационному оборудованию. ISBN 1-877853-13-5 .
- Норт, Ричард (2012). Многие, а не немногие: украденная история битвы за Британию . Лондон, Великобритания: Континуум. ISBN 978-1-4411-3151-5 .
- Прайс, Альфред (2010). Самый тяжелый день: Битва за Британию: 18 августа 1940 года . Лондон: Издательство Haynes. ISBN 978-1-84425-820-8 .
- Сондерс, Энди (2010). Конвой Пивит: 8 августа 1940 года: первый день битвы за Британию? . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-1-906502-67-6 .
- Сондерс, Энди (2013). Штука Атака! Нападение пикирующих бомбардировщиков на Англию во время битвы за Британию . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-1-908117-35-9 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Годы ураганов (1-е изд.). Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-06-9 .
- Шорс, Кристофер Ф.; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел (2012a). История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 гг.: Северная Африка: Том первый, июнь 1940 г. - февраль 1942 г. Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-1-9081-17076 .
- Шорс, Кристофер Ф.; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел (2012). История воздушной войны в Средиземноморье, 1940–1945 гг., Том 2: Пустыня Северной Африки, февраль 1942 г. - март 1943 г. Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-1-909166-12-7 .
- Шорс, Кристофер; Кольцо, Ганс (1969). Истребители над пустыней . Лондон: Невилл Спирман Лимитед. ISBN 978-0-668-02070-1 .