Служба подводных лодок Королевского флота
Служба подводных лодок Королевского флота | |
---|---|
![]() | |
Основан | 1901 |
Страна | ![]() |
Ветвь | Королевский флот |
Девиз (ы) | «Мы приходим невидимыми» |
Оборудование | 6 ПЛАРБ и 4 ПЛАРБ |
Веб-сайт | www |
Командиры | |
Текущий командир | Коммодор Пол Данн ОБЕ [1] |
Главный коммодор | Его Королевское Высочество принц Уэльский |
Знаки отличия | |
Белый Прапорщик (1901-настоящее время) | ![]() |
Морской домкрат | ![]() |
Значок Дельфин | ![]() |
![]() |
Его Величества Военно-морская служба британских вооруженных сил |
---|
Компоненты |
|
История и будущее |
Корабли |
Персонал |
|
Вспомогательные услуги |
Служба подводных лодок Королевского флота — один из пяти родов войск Королевского флота . Иногда ее называют « Тихой службой» , поскольку подводные лодки обычно должны действовать незамеченными. [2]
В состав службы входят шесть подводных лодок ( ПЛАРБ ) «Трафальгар» и «Астют» классов (еще две лодки класса «Астют» находятся в стадии строительства) и четыре подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Авангард» класса . Все эти подводные лодки являются атомными .
Старший подводник Королевского флота в течение многих лет находился на авиабазе HMS Dolphin в Хэмпшире. [3] он переехал из Dolphin в штаб-квартиру в Нортвуде . В 1978 году [4] Школа подводных лодок сейчас находится на базе HMS Raleigh в Торпойнте в Корнуолле .
История
[ редактировать ]
В 1900 году Королевский флот заказал у компании Vickers Shipbuilding and Engineering из Барроу-ин-Фернесс пять подводных лодок , спроектированных компанией Electric Boat Company . В следующем году была спущена на воду первая подводная лодка «Холланд-1 », и военно-морской флот набрал шесть офицеров подводной службы под командованием Реджинальда Бэкона в качестве капитана-инспектора подводных лодок. К началу Первой мировой войны в его составе было 168 офицеров, 1250 рядовых и 62 подводные лодки. [5] Королевского флота Во время войны он был награжден пятью из 14 Крестов Виктории , первым из которых был лейтенант Норман Холбрук , командир B11 , за проход через минные поля, чтобы потопить османский военный корабль Месудие .
В конце войны Королевский флот представил на вооружение большие К. подводные лодки класса Чтобы быть достаточно быстрыми и действовать вместе с боевым флотом, в надводном положении они использовали паровую двигательную установку. По пути на учения флота в результате катастрофы, впоследствии получившей прозвище « битва у острова Мэй », две подводные лодки класса К были потоплены, большая часть экипажа погибла, еще три и легкий крейсер были повреждены.
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале войны Королевский флот имел 60 подводных лодок, еще девять находились в стадии строительства. К августу 1945 года еще 178 были введены в строй и 76 потеряны по всем причинам, большая часть потерь пришлась на Средиземное море. [6] В Средиземноморье (во время осады Мальты ) британские подводные лодки класса U начали действия против Италии еще в январе 1941 года. Более крупные подводные лодки начали действовать в 1940 году, но после 50% потерь за вылет они были выведены. Подводные лодки U-класса действовали с базы острова Маноэль, известной как HMS Talbot . К сожалению, взрывозащищенных загонов не было, поскольку проект строительства был свернут еще до войны из-за политики сокращения расходов. Новые силы были названы Десятой флотилией подводных лодок и переданы под командование флагманского офицера подводных лодок адмирала Макса Хортона , который назначил командиром Джорджа Симпсона . подразделения [7] В административном отношении Десятая флотилия действовала в составе Первой флотилии подводных лодок в Александрии, которой командовал адмирал, командующий в Средиземном море, Эндрю Каннингем . На самом деле Каннингем предоставил Симпсону и его подразделению полную свободу действий. До тех пор, пока корабли класса U не были доступны в больших количествах, британские подводные лодки класса T. использовались Они добились успехов, но понесли тяжелые потери, когда начали операции 20 сентября 1940 года. Из-за нехватки торпед вражеские корабли нельзя было атаковать, если только речь не шла о военном корабле, танкере или другом «важном судне». [8] [9] Действия флотилии поначалу были неоднозначными. Они потопили 37 000 длинных тонн (38 000 т ) итальянских судов; наполовину одним судном, подводной лодкой «Труант» . В его составе была одна итальянская подводная лодка, девять торговых судов и один торпедный катер (МТБ). Потеря девяти подводных лодок, их подготовленных экипажей и командиров была серьезной. Большая часть потерь пришлась на мины. [10] 14 января 1941 года прибыли подводные лодки класса U, и наступление подводных лодок началось всерьез. [11]
Одной из самых известных средиземноморских подводных лодок была «Апхолдер» , которой на протяжении всей своей карьеры командовал лейтенант-коммандер Малкольм Ванклин . Он получил Крест Виктории за нападение на хорошо защищенный конвой 25 мая 1941 года и потопление итальянского лайнера Conte Rosso . За свою 16-месячную оперативную карьеру в Средиземном море, прежде чем она погибла в апреле 1942 года, Апхолдер провела 24 патрулирования и потопила около 119 000 тонн кораблей Оси – 3 подводные лодки, эсминец, 15 транспортных кораблей, возможно, крейсер и еще один Эсминец также затонул. Апхолдер , вероятно, подорвался на мине 13 апреля 1942 года.
8 сентября 1944 года главнокомандующий Средиземноморья приказал закрыть базу подводных лодок в Ла-Маддалене , расформировать Десятую флотилию и включить подводные лодки в Первую флотилию подводных лодок на Мальте. [12]
Холодная война
[ редактировать ]После окончания войны подводные силы были сокращены. Первая британская атомная подводная лодка «Дредноут» была спущена на воду в 1960 году и базировалась на построенном в США ядерном реакторе . Его дополнил Valiant класс 1 британского производства 1966 года, в котором использовался новый реактор Rolls-Royce PWR . Стратегические средства ядерного сдерживания Великобритании были переданы Королевскому флоту из Королевских ВВС в полночь 30 июня 1968 года, то есть 1 июля. ПЛАРБ Резолюшн ) класса Подводные лодки с баллистическими ракетами ( « » были введены для выполнения этой роли в рамках программы «Полярис» с 1968 года. Они несли построенные в США ракеты UGM-27 «Поларис А-3» и позже были заменены «Вэнгард» подводными лодками класса и ракетным комплексом «Трайдент». с 1994 года.
В 1978 году флаг-офицер подводных лодок, исполнявший двойную роль в качестве НАТО командующего подводными силами в Восточной Атлантике (COMSUBEASTLANT), входящего в состав командования союзников в Атлантике , был переведен с HMS Dolphin в Госпорте в штаб-квартиру в Нортвуде . [13]
HMS Conqueror вошла в историю в 1982 году во время Фолклендской войны , когда она стала первой атомной подводной лодкой, потопившей надводный корабль General Belgrano . HMS Splendid и HMS Spartan ВМС Аргентины, преследовали авианосную группу 79.1 но не вступили в бой.

В конце Холодной войны в 1989 году флагман подводных лодок , он же COMSUBEASTLANT, контр-адмирал , командовал флотом из 30 подводных лодок, которые были сгруппированы в четыре эскадрильи (Первая, Вторая, Третья и Десятая (ПЛАРБ) ) на трёх базах.
После холодной войны
[ редактировать ]В мае 1991 года «Оберон» класса подводные лодки «Опоссум» и ее сестра «Отус» вернулись на базу подводных лодок HMS «Дельфин» в Госпорте из патрулирования в Персидском заливе на самолетах «Веселый Роджерс» , что свидетельствует об успешных действиях. [14]
В 1999 году «Сплендид» участвовал в конфликте в Косово и стал первой подводной лодкой Королевского флота, которая в гневе выпустила «Томагавк» крылатую ракету . [15]
Во время операции «Веритас» — нападения на силы Аль-Каиды и Талибана после терактов 11 сентября в США — «Трафальгар» стала первой подводной лодкой Королевского флота, запустившей крылатые ракеты «Томагавк» по целям в Афганистане. [16] «Триумф» также участвовал в первых ударах. [17] Турбулент запустил четырнадцать «Томагавков» во время вторжения в Ирак в 2003 году . [18]
В 2011 году HMS Triumph и Turbulent участвовали в операции «Эллами» . Они запустили крылатые ракеты «Томагавк» по целям в Ливии, сделав первые выстрелы в ходе операции. [19]
В апреле 2016 года газета The Sunday Times сообщила, что подводные лодки Королевского флота возобновят подводные операции в Арктике. [20] Подобные операции не проводились с 2007 года после фатального взрыва на борту Tireless . Экипажи всех семи действующих ударных подводных лодок Королевского флота пройдут обучение тому, как плавать под водой и «пробивать» льдины. [20]
, по состоянию на 2018 год между затопленными подводными лодками Королевского флота и гражданскими судами произошло три столкновения из-за «недостаточной оценки местоположения надводных кораблей поблизости» . Отдела по расследованию морских происшествий Согласно отчету [21]
В течение длительного периода времени военно-морской флот испытывал трудности с привлечением специалистов в состав атомных подводных лодок, отчасти из-за длительного подводного патрулирования. В 2008 году не хватало 28% старших офицеров-ядерщиков, 23% операторов гидролокаторов и датчиков и 20% младших чинов системы ядерного оружия. [22] В 2018 году Госконтроль отметил нехватку 337 квалифицированных сотрудников атомной отрасли Королевского флота. [23] В 2023 году начальник штаба ВМФ адмирал сэр Бен Ки заявил, что набор персонала на службу подводных лодок все еще остается трудным, и на службе идет «война за таланты». [24]
Перишер
[ редактировать ]
«Перишер» (так Курс командования подводными лодками более известен ) — это 24-недельный курс, который должны пройти все офицеры, прежде чем служить старшим офицером на борту подводной лодки Королевского флота. С 1917 года он проводится дважды в год, обычно начиная со 2 июля и 14 ноября каждого года. Этот курс широко известен как один из самых сложных командных курсов в мире: исторический процент провалов составил 25%. [25]
Если на каком-либо этапе обучения кандидат отстраняется от обучения, он будет номинирован на перевод на лодке и останется занятым до перевода. Сумка для них упакована, и они уведомляются о неисправности, когда прибывает лодка. При отъезде им дарят бутылку виски . Провал на Перишере означает, что проигравшему кандидату не разрешается вернуться в море в качестве военнослужащего подводной службы (хотя ему по-прежнему разрешено носить значок дельфина). Однако им разрешено остаться в составе Королевского флота и перейти в надводный флот.
В последние годы ВМС США направили нескольких своих офицеров-подводников пройти курс «Перишер», чтобы наладить и поддерживать более тесные связи с Королевским флотом.
В 1995 году Королевский флот Нидерландов взял на себя курс «Перишер» для дизель-электрических подводных лодок, поскольку Королевский флот больше не имеет лодок этого типа. Курс посещают кандидаты в командиры подводных лодок военно-морских сил всего мира. [26]
Традиции
[ редактировать ]Служба подводных лодок имеет много традиций, которых нет в надводном флоте . К ним относится сленг, свойственный подводникам (например, обращение к отсеку для хранения торпед как к Бомбовому цеху , а к дизельному машинному отделению как к Донк-магазину). [27] ), специальный кодекс связи, известный как Кодекс Дельфина , и право моряка носить дельфинов и черные фуражки при поступлении на службу. Они присуждаются только после завершения обучения и квалификации по работе с корабельными системами во время первого размещения подводной лодки (обучение Часть III).
Веселый Роджер и служба подводных лодок
[ редактировать ]
Контр-адмирал Артур Уилсон В.К., контролер Королевского военно-морского флота, вошел в историю как офицер, который заявил в 1901 году: «[Подводные лодки] закулисны, несправедливы и чертовски не по-английски… относитесь ко всем подводным лодкам как к пиратам в военное время... и повесить все экипажи", [28] На самом деле он выступал за покупку подводных лодок годом ранее и фактически выражал желание продолжать политику отговаривания иностранных держав от строительства подводных лодок, в то время как Королевский флот тайно разрабатывал свои собственные. [29] Легенда гласит, что в ответ на эти совершенно секретные высказывания Вильсона, сделанные 13 годами ранее, лейтенант-командир (впоследствии адмирал сэр) Макс Хортон впервые управлял «Веселым Роджером» по возвращении в порт после потопления немецкого крейсера «Хела» и эсминца S-116 в 1914 году. будучи командиром Е-класса подводной лодки Е9 . [30]
Во время Второй мировой войны для подводных лодок Королевского флота стало обычной практикой запускать «Веселый Роджер» после завершения успешного боевого задания, в ходе которого происходили какие-либо действия, но это было признаком бравады и скрытности, а не беззакония. Например, в 1982 году, возвращаясь из Фолклендского конфликта, «Конкверор» летал на «Веселом Роджере», изображав один кинжал для развертывания SBS на Южной Георгии и одну торпеду для потопления ею аргентинского крейсера «Генерал Бельграно» . «Веселый Роджер» теперь является эмблемой подводной службы Королевского военно-морского флота. [31]
Значок дельфинов
[ редактировать ]Впервые официально принятый в 1950-х годах, квалифицированным подводникам вручается значок «Золотые дельфины», который можно носить на униформе на левой груди над медалями. [32] На нынешнем значке, принятом в 1972 году, изображены два золотых дельфина, стоящие лицом к якорю, увенчанному короной Святого Эдварда. В сентябре 2020 года было объявлено, что всем подводникам-стажерам будет выдан собственный значок дельфина; размером и формой похожи на Золотых дельфинов, но полностью черные. [32]
Активные подводные лодки
[ редактировать ]
Служба подводных лодок состоит из двух классов подводных лодок флота и одного класса подводных лодок с баллистическими ракетами .
Подводные лодки флота
[ редактировать ]
В строю находятся шесть подводных лодок флота — одна «Трафальгар» и пять «Астют» . Все они являются атомными подводными лодками и классифицируются как ПЛА . [33]
Эти подводные лодки вооружены торпедой Spearfish для противолодочной и надводной борьбы. У них есть возможность запускать «Томагавк» крылатые ракеты для атаки наземных целей. Эта возможность была использована Трафальгаром против Талибана в 2001 году во время операции «Веритас» . Подводные лодки флота также способны выполнять задачи наблюдения и разведки . [34] Подводные лодки флота иногда называют ударными судами или кораблями -охотниками .
Имя | Сорт | Номер вымпела | Введен в эксплуатацию |
---|---|---|---|
Триумф | Трафальгар | S93 | 1991 |
Проницательный | Проницательный | S119 | 2010 |
Засада | Проницательный | С120 | 2013 |
искусный | Проницательный | S121 | 2016 |
Дерзкий | Проницательный | S122 | 2020 |
Энсон | Проницательный | S123 | 2022 |
Баллистические подводные лодки
[ редактировать ]
Все четыре подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) Королевского флота относятся к «Авангард» классу . Все они были построены компанией Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd., ныне BAE Systems Submarine Solutions . Флотилия ПЛАРБ или бомбардировочный «флот», как правило, представляют собой почти отдельную структуру; например, он редко использует номера на вымпелах, предпочитая использовать номера корпуса, например, Vanguard 05, Victorious 06, Vigilant 07 и Vengeance 08.
Соединенного Королевства Четыре катера класса «Вэнгард» несут ответственность за средства ядерного сдерживания и используют ракетную систему «Трайдент» . Каждая лодка может нести до 16 ракет Trident II D5, каждая из которых может нести до 12 ядерных боеголовок. С 2022 года политика правительства Великобритании заключается в том, чтобы воздерживаться от объявления текущих запасов, развернутых боеголовок и количества развернутых ракет. [35] С апреля 1969 года на патрулировании всегда находилась как минимум одна ПЛАРБ. [36]
Имя | Сорт | Номер вымпела | Введен в эксплуатацию |
---|---|---|---|
Авангард | Авангард | С28 | 1993 |
Победоносный | Авангард | С29 | 1995 |
Бдительный | Авангард | С30 | 1996 |
Месть | Авангард | S31 | 1999 |
Спасательные системы
[ редактировать ]Королевский флот использовал систему спасения подводных лодок LR5 , предназначенную для спасения моряков с застрявших подводных лодок. Способная одновременно спасти до 16 моряков, система была переброшена на место крушения затонувшего « Курска» . В 2004 году эта система была заменена Системой спасения подводных лодок НАТО , которая по-прежнему базируется в Великобритании.
Королевский флот, наряду с Францией и Норвегией, входит в систему спасения подводных лодок НАТО .
Утилизация атомных подводных лодок
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( май 2021 г. ) |
Двадцать одна атомная подводная лодка, ожидающая вывода из эксплуатации, находится на стоянке в Росайте и Девонпорте . [37] В 2014 году Минобороны объявило о плане вывода из эксплуатации семи подводных лодок, ожидающих утилизации. Ожидается, что этот проект займет 12 лет. Ожидается, что место для хранения ядерных отходов среднего уровня будет определено к 2016 году. [38] Пробную утилизацию атомной подводной лодки планируется начать в январе 2016 года в Росайте. [39]
парламента Великобритании В 2018 году Счетный комитет раскритиковал медленные темпы вывода из эксплуатации этих подводных лодок, при этом Министерство обороны признало, что отложило вывод из эксплуатации из-за высокой стоимости. [40] Госконтроль в 2019 году заявил , что совокупные затраты на простои хранилища достигли 500 миллионов фунтов стерлингов. [41] и они представляют собой обязательство в размере 7,5 миллиардов фунтов стерлингов. [37]
В 2019 году было признано, что в Великобритании больше устаревших подводных лодок, чем находится на вооружении, и эта проблема игнорировалась более 50 лет, поскольку в настоящее время Великобритания не имеет четкого плана финансирования выгрузки топлива и демонтажа этих подводных лодок. [42] США уже много лет выводят из эксплуатации атомные подводные лодки в рамках программы, которая является самофинансируемой за счет переработки многих компонентов. Вполне возможно, что их опыт в выводе из эксплуатации может стать рычагом воздействия на контракты на постройку подводных лодок из Великобритании.
Будущие подводные лодки
[ редактировать ]семь подводных лодок флота Astute Всего планируется создать . По состоянию на август 2022 года первые пять лодок находятся в эксплуатации и эксплуатации, а шестая и седьмая лодки находятся на разных стадиях постройки. Лодка номер семь была подтверждена в Обзоре стратегической обороны и безопасности за октябрь 2010 года , и заказаны позиции с длительным сроком поставки. [43] Подводная лодка класса Astute является крупнейшей атомной подводной лодкой, когда-либо служившей в составе Королевского флота, она почти на 30% больше своих предшественников. Его силовая установка — реактор Rolls-Royce PWR2, разработанный для ПЛАРБ класса «Вэнгард» . Вооружение подводной лодки состоит из до 38 торпед Spearfish и Tomahawk крылатых ракет наземного нападения Block IV.
Класс на замену ПЛАРБ «Авангард» был заказан в 2016 году и назван « Дредноут» в честь головной лодки. [44] [45] Программа будет направлена на замену нынешних четырех подводных лодок с баллистическими ракетами один к одному, начиная с начала 2030-х годов. [46]
Существует также программа Maritime Underwater Future Capability (MUFC), то есть преемника SSN класса Astute . [47] Первоначально MUFC был известен как «Атомная подводная лодка на замену (SSN (R))». [48] Однако в 2023 году программа расширилась и включила совместное приобретение при американской поддержке атомных подводных лодок Великобританией и Австралией . Подводная лодка-преемница была затем переименована в SSN-AUKUS .
См. также
[ редактировать ]- Список классов подводных лодок Королевского флота
- Список подводных лодок Королевского флота
- Музей подводных лодок Королевского флота
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Знаменитый глава подводной службы Королевского флота уходит в отставку» . Королевский флот. 26 июля 2022 г. Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ «Школа подводных лодок Королевского флота» . Королевский флот . Архивировано из оригинала 25 апреля 2014 года . Проверено 10 апреля 2012 г.
- ^ «Подводная школа» . Дизельная ласка . Архивировано из оригинала 1 сентября 2015 года . Проверено 6 сентября 2015 г.
- ^ Конли (2014) , с. 136.
- ^ Ламберт. Подводная служба, 1900–1918 гг . п. х – xii, xxix.
- ^ «Королевский флот в 1939 и 1945 годах» . РЕЗЮМЕ КАМПАНИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ . Военно-морская история.net. 8 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2016 г. Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ Гилл, Стивен П. (октябрь 2011 г.). Формирование флотилии: подводная кампания Королевского флота с Мальты в 1940–1943 годах (Диссертация). Национальный университет Ирландии Мейнут .
- ^ Спунер (1996) , стр. 26–27.
- ^ Голландия (2003) , стр. 84–85.
- ^ Спунер (1996) , с. 29.
- ^ Спунер (1996) , с. 30.
- ^ Уолтерс, Дерек (2004). История британской подводной лодки класса «U» . Издательство «Каземат». п. 150. ИСБН 978-1-84415-131-8 . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ «Штаб-квартира Нортвуда» . Королевский флот . Архивировано из оригинала 12 декабря 2012 года . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ «Фил затаился...» Navy News . Май 1991. с. 3. Архивировано из оригинала 15 апреля 2017 года . Проверено 14 апреля 2017 г.
- ^ Геллман, Бартон (25 марта 1999 г.). «США и НАТО нападают на Югославию» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 19 мая 2006 года . Проверено 24 мая 2006 г.
- ^ «Трафальгар возвращается» . Новости военного корабля . 1 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2007 г.
- ^ «Домой и в гостях на Рождество» . Новости ВМФ . 24 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 2 апреля 2003 г.
- ^ Нортон-Тейлор, Ричард (17 апреля 2003 г.). «Подводная лодка с крылатыми ракетами вернулась в Великобританию» . Хранитель .
- ^ «Британские вооруженные силы нанесли удар по ливийским системам ПВО» . Министерство обороны . 19 марта 2011 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года . Проверено 19 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Британские ударные подводные лодки возвращаются в Арктику» . Санди Таймс . 10 апреля 2016 года. Архивировано из оригинала 19 апреля 2016 года . Проверено 10 апреля 2016 г. .
- ^ Николлс, Доминик (16 июля 2020 г.). «Подводная лодка Королевского военно-морского флота и паром «Стена» столкнулись на расстоянии менее 100 метров » . «Дейли телеграф» . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Военно-морской флот сталкивается с нехваткой специалистов на некоторых ключевых участках Trident» . Вестник . Шотландия. 30 мая 2008 года . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ «Оборонное ядерное предприятие: обзор ситуации» (PDF) . Национальное контрольно-ревизионное управление. 22 мая 2018 г. HC 1003 . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Хейнс, Дебора (19 июня 2023 г.). «Глава Королевского военно-морского флота выражает опасения по поводу кадрового обеспечения британских сил ядерного сдерживания» . Небесные новости . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Нэгл, Дэвид. «Подготовка командования подводными лодками Perisher в Королевском флоте» . ВМС США . Архивировано из оригинала 18 октября 2013 года.
- ^ Мэсси, Рич. «Американский подводник имеет право командовать SSK на курсе управления подводными лодками RNLN» . ВМС США . Архивировано из оригинала 19 декабря 2012 года.
- ^ Джолли, Рик (2000). Jackspeak: Путеводитель по британскому военно-морскому сленгу и его использованию . ФОСАММА. ISBN 0-9514305-2-1 .
- ^ Хилл, младший (1989). Контроль над вооружениями на море . Рутледж. п. 35. ISBN 0-415-01280-5 .
Закулисно... и проклятые неангличане... во время войны обращаться со всеми подводными лодками как с пиратами... и вешать все экипажи.
цитирует Мардер, AJ , изд. (1961). Бойтесь Бога и не страшитесь ничего: переписка адмирала флота лорда Фишера из Килверстоуна (том I) . Издательство Оксфордского университета. п. 332. - ^ Ламберт. Подводная служба, 1900–1918 гг . п. xi.
- ^ «Веселый Роджер» . Музей подводных лодок Королевского флота . 2010. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 14 апреля 2017 г.
- ^ «Дань прошлому» . Подводные лодки Королевского флота . Архивировано из оригинала 29 мая 2006 года . Проверено 24 мая 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «Новый значок для курсантов-подводников Королевского флота» . www.royalnavy.mod.uk . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «Подводные лодки» . Королевский флот . Архивировано из оригинала 30 октября 2011 года . Проверено 19 октября 2011 г.
- ^ «Подводные лодки флота (ССН): Служба подводных лодок: Эксплуатация и поддержка» . Королевский флот . Архивировано из оригинала 6 сентября 2008 года.
- ^ https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-9077/CBP-9077.pdf
- ^ «Постоянное сдерживание на море» . Королевский флот . Архивировано из оригинала 2 июня 2014 года . Проверено 16 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Хиггинсон, Ник (30 июля 2019 г.). «Стратегия подводных лодок» . Международная организация ядерной инженерии . Проверено 6 декабря 2019 г.
- ^ «Как Бэбкок планирует вывести из эксплуатации атомные подводные лодки Великобритании» . Международная организация ядерной инженерии . 14 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2014 года . Проверено 19 февраля 2014 г.
- ^ Моррис, Джонатан (3 июня 2015 г.). «Атомные подводные лодки, стоящие на стоянке в Росайте и Девонпорте, стоят 16 миллионов фунтов стерлингов» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 3 июня 2015 года . Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ «Множественные риски для доставки средств ядерного сдерживания – Новости парламента» . Парламент Великобритании . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ «НАО критикует Министерство обороны Великобритании по поводу утилизации атомных подводных лодок | Jane's 360» . www.janes.com . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ Поллард, Люк (24 июня 2019 г.). «Давайте начнем процесс утилизации наших атомных подводных лодок» . ПолитикаHome.com . Группа заслуг . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ «Бэбкок заключил контракт на поставку систем управления и запуска оружия Astute 6 и 7» . Babcock International Group plc . 1 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2017 года . Проверено 14 апреля 2017 г.
- ^ «Названы новые подводные лодки-преемники» . Правительство Великобритании (пресс-релиз). 21 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2016 г. Проверено 21 октября 2016 г.
- ^ «Новой атомной подводной лодке присвоено знаменитое военно-морское имя» . Новости Би-би-си . 21 октября 2016 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2016 года . Проверено 21 октября 2016 г.
- ^ Хиппи, Джеймс (6 февраля 2020 г.). «HMS Дерзкий» . Они работают для вас.com .
- ^ «Корпоративный план Агентства по доставке подводных лодок на 2018–2019 годы» (PDF) . Агентство по доставке подводных лодок. 1 апреля 2018 года . Проверено 2 мая 2019 г.
- ^ «Менеджер проекта АСД» . matchtech.com . Матч. 18 февраля 2020 г. Проверено 28 июня 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чалмерс, Уильям (1954). Макс Хортон и западные подходы: биография адмирала сэра Макса Кеннеди Хортона . Лондон: Ходдер и Стоутон.
- Конли, Дэн (2014). Командование холодной войны: драматическая история атомного подводника . Южный Йоркшир, Англия: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-769-6 .
- Холланд, Джеймс (2003). Крепость Мальта: остров в осаде, 1940–1943 гг . Лондон: Книги Мирамакс. ISBN 1-4013-5186-7 .
- Ламберт, Николас А. (2001). Подводная служба, 1900–1918 гг . Эшгейт. ISBN 9780754602941 .
- Спунер, Тони (1996). Высшая храбрость: роль Мальты в победе союзников, 1939–1945 гг . Лондон: Дж. Мюррей. ISBN 978-0-71955-706-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хакманн, Виллем (1984). Seek & Strike: гидролокатор, противолодочная борьба и Королевский флот 1914–54 . Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN 0-11-290423-8 .