Jump to content

Атомная подводная лодка

(Перенаправлено с Атомные подводные лодки )

Британская Astute подводная лодка класса

Атомная подводная лодка — это подводная лодка с ядерным реактором , но не обязательно с ядерным вооружением . Атомные подводные лодки имеют значительные преимущества в характеристиках по сравнению с «обычными» (обычно дизель-электрическими ) подводными лодками. Ядерная двигательная установка , будучи полностью независимой от воздуха, освобождает подводную лодку от необходимости часто всплывать на поверхность, как это необходимо для обычных подводных лодок. Большое количество энергии, вырабатываемой ядерным реактором, позволяет атомным подводным лодкам работать на высокой скорости в течение длительного времени, а большие интервалы между дозаправками обеспечивают практически неограниченную дальность полета, поэтому единственными ограничениями на время плавания являются такие факторы, как необходимость пополнения запасов продовольствия. или другие расходные материалы. [1]

Ограниченная энергия, запасенная в электрических батареях, означает, что даже самая совершенная традиционная подводная лодка может оставаться под водой всего несколько дней на малой скорости и всего несколько часов на максимальной скорости, хотя недавние достижения в области воздухонезависимых двигательных установок несколько смягчили этот недостаток. Высокая стоимость ядерных технологий означает, что относительно немногие военные державы мира имеют атомные подводные лодки. На советских подводных лодках случались радиационные инциденты, в том числе серьезные ядерные и радиационные аварии , но американские военно-морские реакторы, начиная с S1W и других версий конструкции, работали без происшествий с момента запуска военного корабля США « Наутилус» (SSN-571) в 1954 году. [2] [3]

USS Nautilus — первая атомная подводная лодка.
Самая маленькая атомная подводная лодка ВМС США NR-1 .

Идея атомной подводной лодки была впервые предложена в ВМС США физиком Военно-морской исследовательской лаборатории Россом Ганном в 1939 году. [4] Королевский флот начал исследования проектов ядерных энергетических установок в 1946 году. [5]

Строительство первой в мире атомной подводной лодки стало возможным благодаря успешной разработке ядерной двигательной установки группой ученых и инженеров в США в Отделении военно-морских реакторов Бюро кораблей и Комиссии по атомной энергии . В июле 1951 года Конгресс США санкционировал строительство первой атомной подводной лодки « Наутилус » под руководством капитана Хаймана Г. Риковера , ВМС США (имеет то же имя, что и капитана Немо вымышленная подводная лодка «Наутилус» в романе Жюля Верна 1870 года «Двадцать»). «Тысяча лье под водой» , первая явно практичная подводная лодка «Наутилус» и еще один военный корабль США «Наутилус» (SS-168), отличившийся во время Второй мировой войны ). [ нужна ссылка ]

Корпорации Westinghouse было поручено построить реактор. После завершения строительства подводной лодки в компании Electric Boat Company первая леди Мейми Эйзенхауэр разбила традиционную бутылку шампанского о носовую часть «Наутилуса » , и 30 сентября 1954 года подводная лодка была введена в эксплуатацию USS Nautilus (SSN-571) . [6] 17 января 1955 года он покинул Гротон, штат Коннектикут , чтобы начать ходовые испытания . Подводная лодка имела длину 320 футов (98 м) и стоила около 55 миллионов долларов. Признавая полезность таких судов, Британское Адмиралтейство сформировало планы по строительству атомных подводных лодок. [7]

Советский Союз вскоре последовал примеру США в разработке атомных подводных лодок в 1950-х годах. Стимулируемый разработкой в ​​США « Наутилуса» , Советы начали работу над ядерными реакторами в начале 1950-х годов в Физико-энергетическом институте в Обнинске под руководством Анатолия П. Александрова, который позже стал главой Курчатовского института . В 1956 году первый советский двигательный реактор, спроектированный его командой, приступил к эксплуатационным испытаниям. Тем временем проектная группа под руководством Владимира Перегудова работала над корпусом реактора. После преодоления многих препятствий, включая парогенерации проблемы , утечки радиации и другие трудности, созданная в результате этих совместных усилий первая атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» класса проекта 627 «Кит» , названная подводной лодкой класса «Ноябрь» в НАТО , поступила на вооружение. в ВМФ СССР в 1958 году. [8]

Соединенного Королевства Первая атомная подводная лодка HMS Dreadnought была оснащена американским реактором S5W , предоставленным Великобритании в соответствии с Соглашением о взаимной обороне между США и Великобританией 1958 года . Корпус и боевые системы « Дредноута» были спроектированы и построены британцами, хотя на форму корпуса и методы строительства повлиял доступ к американским разработкам. [5] Во время дредноута компания строительства Rolls-Royce в сотрудничестве с Управлением по атомной энергии Соединенного Королевства на научно-исследовательской станции Адмиралтейства HMS Vulcan в Данре разработала совершенно новую британскую ядерную двигательную установку. была заказана вторая британская атомная подводная лодка В 1960 году у компании Vickers Armstrong , оснащенная атомной установкой Rolls-Royce PWR1 , HMS Valiant стала первой полностью британской атомной подводной лодкой. [9] Дальнейшая передача технологий из Соединенных Штатов сделала Rolls-Royce полностью самодостаточным в проектировании реакторов в обмен на «значительный объем» информации о конструкции подводных лодок и методах шумоподавления, переданной из Соединенного Королевства в Соединенные Штаты. [10] [11] Система рафтинга для класса Valiant дала Королевскому флоту преимущество в обеспечении бесшумности подводных лодок, которое ВМС США представили лишь значительно позже. [12]

Ядерная энергия оказалась идеальной для приведения в движение подводных лодок стратегических баллистических ракет (SSB), что значительно улучшило их способность оставаться под водой и незамеченными. Первой в мире боевой атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) был военный корабль США « Джордж Вашингтон» с 16 ракетами «Поларис А-1» , который проводил первое сдерживающее патрулирование ПЛАРБ в ноябре 1960 – январе 1961 года. Советы уже имели несколько ПЛАРБ проекта 629 («Гольф»). класса) и всего на год отставали от США с их первой ПЛАРБ, злополучной К-19 проекта 658 (класс «Отель»), вошедшей в строй в ноябре 1960 года. Однако этот класс нес то же трехракетное вооружение, что и «Гольфы». Первой советской ПЛАРБ с 16 ракетами стал проект 667А (класс «Янки») , первый из которых поступил на вооружение в 1967 году, к этому времени США ввели в строй 41 ПЛАРБ, получивших прозвище « 41 за свободу ». [13] [14]

Атомные подводные лодки VMF класса «Тайфун» были подводными лодками самого большого водоизмещения в мире. [15]

В разгар « холодной войны» на каждом из четырех советских заводов подводных лодок ( «Севмаш» в Северодвинске , «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и «Амурский завод» в Комсомольске-на-на-Дону) вводилось в строй от пяти до десяти атомных подводных лодок. -Амур ). С конца 1950-х годов до конца 1997 года Советский Союз, а затем и Россия построили в общей сложности 245 атомных подводных лодок — больше, чем все остальные страны вместе взятые. [16]

Сегодня шесть стран используют те или иные виды стратегических подводных лодок с атомными двигателями: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай и Индия. [17] Несколько других стран, включая Бразилию и Австралию. [18] [19] на различных стадиях реализуются проекты по строительству атомных подводных лодок.

В Соединенном Королевстве все бывшие и нынешние атомные подводные лодки Британского Королевского флота (за исключением трех: HMS Conqueror , HMS Renown и HMS Revenge ) были построены в Барроу-ин-Фернесс BAE Systems Submarine Solutions или ее предшественнике). ВСЭЛ ), где продолжается строительство атомных подводных лодок. Завоеватель единственная в мире атомная подводная лодка, которая когда-либо атаковала вражеский корабль торпедами, потопив крейсер ARA General Belgrano двумя торпедами Mark 8 во время Фолклендской войны 1982 года .

Технология

[ редактировать ]

Основное отличие обычных подводных лодок от атомных — система энергогенерации . Атомные подводные лодки используют ядерные реакторы для этой задачи . Они либо генерируют электроэнергию, которая приводит в действие электродвигатели, подключенные к гребному валу , либо полагаются на тепло реактора для производства пара , который приводит в движение паровые турбины (см. Ядерные морские силовые установки ). Реакторы, используемые на подводных лодках, обычно используют высокообогащенное топливо (часто более 20%), что позволяет им выдавать большое количество энергии из реактора меньшего размера и дольше работать между дозаправками, что затруднено из-за расположения реактора внутри прочного корпуса подводной лодки.

Ядерный реактор также снабжает энергией другие подсистемы подводной лодки, например, для поддержания качества воздуха, производства пресной воды путем дистилляции соленой воды из океана, регулирования температуры и т. д. Все используемые в настоящее время военно-морские ядерные реакторы работают с дизельными генераторами . система резервного питания. Эти двигатели способны обеспечивать аварийную электроэнергию для отвода остаточного тепла реактора , а также достаточно электроэнергии для питания аварийного двигательного механизма. Подводные лодки могут нести ядерное топливо сроком до 30 лет эксплуатации. Единственный ресурс, ограничивающий время пребывания под водой, — это запас продовольствия для экипажа и обслуживание судна.

Слабость технологии малозаметности атомных подводных лодок заключается в необходимости охлаждать реактор, даже когда подводная лодка не движется; около 70% тепла, выделяемого реактором, рассеивается в морскую воду. Это оставляет «тепловой след», шлейф теплой воды меньшей плотности, который поднимается к поверхности моря и создает «тепловой шрам», который можно наблюдать с помощью тепловизионных систем, например FLIR . [20] Другая проблема заключается в том, что реактор работает постоянно, создавая паровой шум, который можно услышать на гидролокаторах , а насос реактора (используемый для циркуляции теплоносителя реактора) также создает шум, в отличие от обычной подводной лодки, которая может передвигаться почти на бесшумные электродвигатели. [ нужна ссылка ]

Вывод из эксплуатации

[ редактировать ]

Полезный срок службы атомной подводной лодки оценивается примерно в 25–30 лет, по истечении этого периода подводная лодка столкнется с усталостью и коррозией компонентов, устареванием и ростом эксплуатационных расходов. [21] [22] Утилизация этих подводных лодок — длительный процесс; некоторые находятся в резерве или законсервированы на какое-то время и в конечном итоге сдаются на слом, другие утилизируются немедленно. [23] [22] Страны, эксплуатирующие атомные подводные лодки, имеют разные стратегии, когда дело доходит до вывода из эксплуатации атомных подводных лодок. [24] Тем не менее, эффективная утилизация атомных подводных лодок обходится дорого: в 2004 году она оценивалась примерно в 4 миллиарда долларов. [25] [26]

Вообще есть два варианта вывода из эксплуатации атомных подводных лодок. Первый вариант заключается в выгрузке ядерного реактора и удалении материалов и компонентов, содержащих радиоактивность, после чего из подводной лодки будет вырезана секция корпуса, содержащая ядерный реактор, и транспортирована на место захоронения низкоактивных радиоактивных отходов и доставлена захоронены в соответствии с правилами обращения с отходами. [22] Второй вариант — выгрузить ядерное реактор, разобрать двигательную установку подводной лодки, установить воздушники в нереакторных отсеках и заполнить реакторный отсек. [21] [22] После герметизации подводной лодки ее можно отбуксировать в специально отведенное место для глубоководного захоронения, затопить и в целости и сохранности оставить на морском дне. [22] Этот последний вариант рассматривался некоторыми военно-морскими силами и странами в прошлом. [27] Однако, хотя захоронение на море обходится дешевле, чем на суше, неопределенность в отношении правил и международного права, таких как Лондонская конвенция о сбросах отходов и Конвенция по морскому праву , не позволяет им приступить к этому варианту. [27]

Родословная

[ редактировать ]
Подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами, эксплуатируются шестью странами.

Оперативный

[ редактировать ]
Подводная лодка класса «Вирджиния» .

В разработке

Советский/Российский ВМФ

[ редактировать ]
Подводная лодка класса « Акула » .

В разработке

Королевский флот (Великобритания)

[ редактировать ]
Подводная лодка класса «Трафальгар ».

В разработке

Французский флот

[ редактировать ]
Подводная лодка класса «Триумфант ».

В разработке

Военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая

[ редактировать ]
Подводная лодка типа 094.

В разработке

Индийский флот

[ редактировать ]
INS Arihant — атомная подводная лодка ВМС Индии.

В разработке

Бразильский флот

[ редактировать ]

В разработке

Королевский флот Австралии

[ редактировать ]

Планирует покупку

В разработке

Выведен из эксплуатации

[ редактировать ]

Советский/Российский ВМФ

[ редактировать ]

Королевский флот (Великобритания)

[ редактировать ]

Французский флот

[ редактировать ]

Индийский флот

[ редактировать ]

Несчастные случаи

[ редактировать ]

Аварии реактора

[ редактировать ]

Некоторые из наиболее серьезных по количеству погибших ядерных и радиационных аварий в мире связаны с авариями на атомных подводных лодках. На сегодняшний день все это были подразделениями бывшего Советского Союза . [2] [3] [36] К авариям реакторов, повлекшим за собой повреждение активной зоны и выброс радиоактивности атомных подводных лодок, относятся: [2] [37]

  • К-8 , 1960 г.: произошел несчастный случай с потерей теплоносителя ; произошел выброс значительной радиоактивности. [38]
  • К-14 , 1961 год: заменен реакторный отсек в связи с неустановленным «поломкой систем защиты реактора».
  • К-19 , 1961 год: произошел несчастный случай с потерей охлаждающей жидкости , в результате которого 8 человек погибли и более 30 человек подверглись чрезмерному воздействию радиации. [39] События на борту подводной лодки инсценированы фильмом «К-19: Вдова» .
  • К-11 , 1965 год: оба реактора повреждены при перегрузке топлива при подъеме оголовков корпуса реактора; Реакторные отсеки затоплены у восточного побережья Новой Земли в Карском море в 1966 году.
  • К-27 , 1968 год: произошло повреждение активной зоны одного из с жидкометаллическим (свинцово-висмутовым) охлаждением реакторов ВТ-1 , в результате чего 9 человек погибли и 83 получили ранения; затоплен в Карском море в 1982 году. [2]
  • К-140 , 1968 год: реактор поврежден в результате неконтролируемого автоматического увеличения мощности во время работ на верфи. [40]
  • К-429 , 1970 год: неконтролируемый пуск корабельного реактора привел к пожару и выбросу радиоактивности. [40]
  • К-116 , 1970 г.: произошла авария с потерей теплоносителя в левом реакторе; произошел выброс значительной радиоактивности.
  • К-64 , 1972 год: вышел из строя первый реактор с жидкометаллическим теплоносителем класса «Альфа»; Реакторный отсек сдан в слом.
  • К-222 , 1980 год: на подводной лодке класса «Папа» произошла авария реактора во время технического обслуживания на верфи, когда экипаж корабля ушел на обед. [40]
  • К-123 , 1982 год: активная зона реактора подводной лодки класса «Альфа», поврежденная в результате утечки жидкометаллического теплоносителя; субмарина была выведена из эксплуатации на восемь лет. [40] [41]
  • К-431 , 1985 год: авария на реакторе во время дозаправки, в результате которой 10 человек погибли, еще 49 человек получили радиационные травмы. [3]
  • К-219 , 1986 год: произошел взрыв и возгорание в трубе ракеты, что в конечном итоге привело к аварии реактора; 20-летний рядовой моряк Сергей Преминин пожертвовал своей жизнью, чтобы обезопасить один из бортовых реакторов. Подводная лодка затонула через три дня.
  • К-192 , 1989 г. (переклассифицирован из К-131 ): потерпел аварию с потерей теплоносителя из-за разрыва контура реактора правого борта .

Другие крупные аварии и затопления

[ редактировать ]
  • Военный корабль США «Трешер» (SSN-593) , 1963 г.: погиб во время испытаний на глубокое погружение, на борту находилось 129 членов экипажа и персонала верфи; более позднее расследование пришло к выводу, что выход из строя паяного соединения труб и образование льда в балластных продувочных клапанах препятствовали всплытию на поверхность. Авария повлекла за собой ряд изменений в безопасности флота США. «Трешер» была первой из двух подводных лодок, число погибших на борту которых превысило 100 человек, к ним присоединились 118 погибших на борту российской подводной лодки «Курск» в 2000 году.
  • К-3 , 1967 год: на первой советской атомной подводной лодке произошел пожар, связанный с гидравлической системой, в результате чего погибло 39 моряков.
  • Военный корабль США «Скорпион» (SSN-589) , 1968 г.: затерян в море, очевидно, из-за взрыва при затоплении. Что заставило Скорпиона опуститься на глубину своего сокрушения, неизвестно.
  • Военный корабль США Guitarro (SSN-665) , 1969 год: затонул у пирса на верфи из-за неправильной балластировки. В конечном итоге подводная лодка была достроена и введена в эксплуатацию.
  • К-8 , 1970 год: пожар и авария при буксировке привели к затоплению субмарины и гибели всех 52 членов экипажа, оставшихся на борту.
  • К-56 , 1973 год: столкновение с другим советским судном привело к затоплению аккумуляторной скважины и гибели многих членов экипажа из-за газообразного хлора.
  • К-429 , 1983 год: субмарина затонула на дно океана из-за затопления из-за неправильного погружения и ошибок верфи, но позже была восстановлена; 16 членов экипажа погибли.
  • К-278 «Комсомолец» , 1989 год: советская подводная лодка затонула в Баренцевом море из-за пожара.
  • К-141 «Курск» , 2000 г.: затерян в море со всеми 118 членами экипажа на борту; общепринятая теория состоит в том, что утечка перекиси водорода в носовом торпедном отсеке привела к детонации боеголовки торпеды, что, в свою очередь, спровоцировало взрыв полудюжины других боеголовок примерно через две минуты.
  • Эхиме Мару и военный корабль США «Гринвилл» , 2001 год: американская подводная лодка всплыла под японским учебным судном. Девять японских членов экипажа, студентов и преподавателей погибли, когда их корабль затонул в результате столкновения. [42]
  • К-159 , 2003 г.: затонула в Баренцевом море во время буксировки на слом, в результате чего погибли девять членов экипажа.
  • Военный корабль США «Сан-Франциско» (SSN-711) , 2005 г.: столкнулся с подводной горой в Тихом океане. Член экипажа погиб, еще 23 получили ранения.
  • Военный корабль США « Майами» (SSN-755) , 2012 г.: носовой отсек подводной лодки был разрушен в результате поджога, устроенного поджигателем на верфи, в результате чего был причинен ущерб, стоимость ремонта которого оценивается в 700 миллионов долларов. Первоначально планировался ремонт, но из-за сокращения бюджета лодка была впоследствии списана. [43]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Тракимавичюс, Лукас. «Будущая роль ядерных силовых установок в вооруженных силах» (PDF) . Центр передового опыта НАТО в области энергетической безопасности . Проверено 15 октября 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Джонстон, Роберт (23 сентября 2007 г.). «Самые смертоносные радиационные аварии и другие события, приводящие к радиационным жертвам» . База данных радиологических инцидентов и связанных с ними событий.
  3. ^ Перейти обратно: а б с «Самые страшные ядерные катастрофы» . Время . 25 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2009 г. Проверено 2 мая 2012 г.
  4. ^ «Маленькая книжка» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2013 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Авангард Трайденту; Британская военно-морская политика после Второй мировой войны , Эрик Дж. Гроув, The Bodley Head, 1987, ISBN   0-370-31021-7
  6. ^ «Военный корабль США Наутилус (SSN-571)» . americanhistory.si.edu .
  7. ^ Военные корабли Королевского флота , капитан Джон Э. Мур, Р.Н., Jane's Publishing, 1979, ISBN   0-531-03730-4
  8. ^ «История подводных лодок 1945–2000: хронология развития» . Архивировано из оригинала 30 января 2009 года . Проверено 24 февраля 2008 г.
  9. ^ Джеймс Джинкс; Питер Хеннесси (29 октября 2015 г.). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Пингвин Великобритания. п. 195. ИСБН  978-0-14-197370-8 .
  10. ^ стр.529, Все боевые корабли мира Конвея , Издательство Военно-морского института США, Аннаполис, 1996, ISBN   1-55750-132-7
  11. ^ «Атомные подводные лодки» . Военно-морской институт США . Ноябрь 2021 г. Британцы внесли важный вклад в проектирование подводных лодок США, например, концепцию рафтинга для глушения и первые типы водометов.
  12. ^ Дэниелс, Р.Дж. (2004). Конец эпохи: Мемуары военно-морского конструктора . Издательство Перископ. п. 134. ИСБН  1-904381-18-9 . Проверено 25 апреля 2017 г.
  13. ^ Гардинер и Чамбли, с. 403
  14. ^ «Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами проекта 667А» . Проверено 26 июля 2015 г.
  15. ^ «Вехи подводных лодок - крупнейшие подводные лодки; 1981 год: класс Тайфун (советские и российские)]» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 8 июля 2002 года.
  16. ^ «Ресурсы российских атомных подводных лодок» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2001 года . Проверено 1 ноября 2017 г.
  17. ^ «Распространение подводных лодок» . Центр исследований нераспространения . Архивировано из оригинала 13 февраля 2006 года . Проверено 1 ноября 2017 г.
  18. ^ Сара Диль и Эдуардо Фуджи (март 2008 г.). Преследование Бразилии ядерной подводной лодки вызывает обеспокоенность по поводу ее распространения . Информация о ОМУ. Архивировано из оригинала 16 марта 2008 года . Проверено 27 марта 2008 г.
  19. ^ «Австралия приобретет атомные подводные лодки в рамках исторического соглашения с США и Великобританией по противодействию влиянию Китая» . www.abc.net.au. ​15 сентября 2021 г. Проверено 16 сентября 2021 г.
  20. ^ Сэмюэл Аптон Ньютан Ядерная война Первая и другие крупные ядерные катастрофы 20-го века стр.291, AuthorHouse, 2007 ISBN   978-1-4259-8511-0
  21. ^ Перейти обратно: а б Джексон Дэвис и Ван Дайк (1990), с. 467.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и Росс Хит и др. (1984), с. 189.
  23. ^ Цыпин и др. (1993), с. 736
  24. ^ Саркисов и Турньоль дю Кло (1999), стр. 3-5.
  25. ^ Митенков и др. (1997), стр. 145.
  26. ^ Antipov and Koroleva (2004), p. 796.
  27. ^ Перейти обратно: а б Джексон Дэвис и Ван Дайк (1990), стр. 467–469.
  28. ^ Меленнек, Оливье (26 октября 2018 г.). «Экономика моря SNLE 3G: начало строительства запланировано на 2023 год» . Ouest-France.fr (на французском языке) . Проверено 12 сентября 2019 г.
  29. ^ «Большие новости: Индия незаметно запускает ПЛАРБ S4, готовит ее к ходовым испытаниям, вскоре последует S4-star» . IgMp . Проверено 31 декабря 2021 г.
  30. ^ «СМОТРЕТЬ: На последнем спутниковом снимке видны ПЛАРБ класса «Арихант» S3 и S4» . IgMp . Проверено 20 августа 2022 г.
  31. ^ «Россия может отложить передачу Индии новой арендованной ПЛА класса «Акула» (Чакра-III)» . IgMp . Проверено 19 марта 2023 г.
  32. ^ «Значительно улучшенная и более крупная ПЛАРБ S5 3-го поколения ВМС Индии поступит в производство в 2027 году» . IgMp . Проверено 5 декабря 2022 г.
  33. ^ «Бразилия делает первый шаг в программе по вступлению в субклуб атомной энергетики» . Рейтер . 14 декабря 2018 г.
  34. ^ «Прогноз запуска» . ВМС Бразилии (на португальском языке) . Проверено 25 января 2022 г.
  35. ^ «АУКУС: США, Великобритания и Австралия объявляют о проекте атомной подводной лодки» . IgMp . Проверено 15 марта 2023 г.
  36. ^ «ЗАЯВЛЕНИЕ АДМИРАЛА ФЛ «СКИПА» БОУМЕНА ВМС США» . ВМС США . Архивировано из оригинала 12 марта 2018 года . Проверено 1 ноября 2017 г.
  37. ^ Кристин Шрейдер-Фрешетт (октябрь 2011 г.). «Фукусима, ошибочная эпистемология и события черного лебедя» (PDF) . Этика, политика и окружающая среда, Vol. 14, № 3 .
  38. ^ «Авария реактора подводной лодки К-8, 1960 год» . Проверено 26 июля 2015 г.
  39. ^ Усиление безопасности источников радиации. Архивировано 26 марта 2009 г. в Wayback Machine, с. 14.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д «Глава 8: Аварии на атомных подводных лодках – Северный флот России» . Проверено 26 июля 2015 г.
  41. ^ «К-19 и другие подводные лодки в опасности» . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 10 июля 2002 года . Проверено 26 июля 2015 г.
  42. ^ Столкновение Эхиме Мару и военного корабля США Гринвилл
  43. ^ «Как будет утилизирован поврежденный огнем военный корабль США «Майами»» . Вашингтон Таймс . Проверено 26 июля 2015 г.
  • Антипов С.В.; Королева, Н.С. (2004). «Международное сотрудничество по спасению атомных подводных лодок». Атомная энергия . 97 (5): 796–801.
  • Фридман, Норман (1984). Проектирование и разработка подводных лодок . Конвей Мэритайм. ISBN  0-87021-954-5 .
  • Фридман, Норман (1994). Подводные лодки США с 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-260-9 .
  • Джексон Дэвис, В.; Ван Дайк, Джон М. (1990). «Затопление списанных атомных подводных лодок в море: технико-правовой анализ». Морская политика . 14 (6): 467–476.
  • Митенков, Ф.М.; Аксенов Е.И.; Вавилкин В.Н.; Сэндлер, Н.Г. (1997). «Утилизация атомных подводных лодок». Атомная энергия . 82 (2): 145–147.
  • Росс Хит, Дж.; Ри, Дэвид К.; Несс, Гордон; Дейл Пиллсбери, Р.; Бизли, Томас М.; Лопес, Карлос; Талберт, Дэниел М. (1984). «Океанографические исследования в поддержку оценки глубоководного захоронения выгруженных из эксплуатации атомных подводных лодок». Экологическая геология . 6 (4): 189–199.
  • Саркисов, Ашот А.; Турньоль дю Кло, Ален, ред. (1999). Анализ рисков, связанных с выводом из эксплуатации, демонтажем и утилизацией атомных подводных лодок . Подсерия 1 научного партнерства НАТО: Технологии разоружения. Том. 24. Дордрехт: Спрингер. ISBN  978-0-7923-5598-4 .
  • Цыпин С.Г.; Лысенко В.В.; Орлов, Ю. В.; Корякин О.А. (1993). «Радиационное обследование вывода из эксплуатации атомных подводных лодок». Атомная энергия . 75 (3): 736–737.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4876daae402f3d1fc5713433457ed2d__1722556860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/2d/b4876daae402f3d1fc5713433457ed2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nuclear submarine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)